Действие экологических факторов на организм человека (5 ч) — КиберПедия 

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Действие экологических факторов на организм человека (5 ч)

2017-09-01 243
Действие экологических факторов на организм человека (5 ч) 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Минск

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 

Огромная значимость биологических знаний на современном этапе определяется тем, что человеческое общество постоянно вступает в противоречие с законами природы, что приводит к появлению глобальных экологических проблем, являющихся прямым следствием непродуманного, безграмотного отношения человека к природе. Хозяйственная деятельность человека приводит к загрязнению биосферы. Ухудшающаяся экологическая обстановка, неразумный образ жизни людей приводят к значительному росту масштабов заболеваний населения Земли. Чтобы избежать появления новых проблем, связанных с взаимодействием общества и окружающей среды, необходимо у подрастающего поколения заложить основы экологической культуры, сформировать экологический стиль мышления, обеспечить понимание того, что человек является элементом биосферы и его здоровье, существование зависит от факторов среды. Совершенно очевидно, что сохранение природы, благоприятной окружающей среды и здоровья людей в условиях обострившихся экологических проблем невозможно без экологической подготовки подрастающего поколения.

Цель факультативных занятий: сформировать систему знаний у учащихся о среде обитания человека, о взаимодействии человека и природы.

Задачи:

· сформировать у учащихся осознанное представление о взаимосвязи явлений в природе и обществе, о механизмах прямого и опосредованного влияния факторов среды на организм человека как целостную систему, о зависимости адаптивных реакций организма от наследственности, воздействия факторов среды;

· создать условия для развития умений и навыков изучения своего здоровья и окружающей среды;

· последовательно формировать у учащихся мотивы овладения знаниями, показывая их актуальность, практическую значимость для адаптации к природным и социальным условиям среды;

· использовать активные методы обучения (дискуссии, имитационные игры, конференции, семинарские занятия, проблемные лекции и т.д.), обеспечивающие включение учащихся в поисковую, исследовательскую деятельность в процессе изучения содержания учебной программы факультативных занятий.

Изучение содержания факультативных занятий рассчитано на 35 часов (1 час в неделю), из них 1 час – резервное время. Практическая часть включает 10 практических работ, 2 экспериментальные работы, 4 индивидуальные исследовательские работы. Практические работы выполняются по усмотрению учителя. Экспериментальные и индивидуальные исследовательские работы выполняются по желанию учащихся.

 

СОДЕРЖАНИЕ

Введение (3 ч)

Предмет и задачи экологии человека. Экология человека как комплексная дисциплина, исследующая общие законы взаимоотношения биосферы и антропосферы. Экология человека и соотношение её с другими науками.

Зависимость здоровья человека от состояния окружающей среды. Определение здоровья. Причины нарушения состояния здоровья. Индивидуальное и популяционное здоровье. Нарушение функций систем органов в техногенной среде. Экология и наследственные заболевания.

Исследования в экологии человека. Уровни антропоэкологических исследований. Методы, используемые в антропоэкологии. Показатели, характеризующие общности людей при антропоэкологических исследованиях. Показатели, характеризующие состояние среды обитания человека.

Практические работы

1.Определение функционального состояния системы дыхания с помощью пробы Штанге.

 

Действие экологических факторов на организм человека (5 ч)

Здоровье человека, как один из критериев качества среды. ПДК. Адаптация организма человека к факторам среды. Патологические состояния, появившиеся под влиянием факторов среды. Стресс – общая неспецифическая реакция организма.

Абиотические факторы и их действие на организм человека. Биологические ритмы.

Биотические факторы и их действие на организм человека.

Антропогенные факторы среды и их влияние на организм человека. Антропогенное загрязнение природной среды. Классификация загрязнений. Экзотоксиканты. Пищевые добавки.

Практические работы

2.Оценка степени напряжения адаптационных систем организма и степени уверенности в себе.

3.Биологические ритмы и их адаптивная роль в антропогенных экосистемах.

4.Ознакомление с фитонцидными растениями и выявление возможности их использования в интерьере.

5.Возможные пути попадания токсичных металлов в организм человека и меры предосторожности.

Город и человек (4 ч)

Экология человека в городской среде. Влияние урбанизации на природную среду и здоровье человека.

Транспорт в городе. Выхлопные газы автомобилей. Влияние выхлопных газов автомобилей на здоровье человека.

Растения в городе. Типы зелёных насаждений в городе. Значение зелёных насаждений.

Экология жилища. Градостроение и экология. Факторы, влияющие на экологию жилища. Проблема загрязнения воздуха в помещении. Естественнаярадиоактивность в доме. Электромагнитные поля и излучения в доме.

Практические работы

6.Определение количества загрязнений, попадающих в окружающую среду в результате работы автотранспорта.

7.Определение способов улучшения экологической обстановки в жилом помещении.

 

Практические работы

8. Анализ социально-демографических проблем экологии человека.

Практические работы

9. Экологическое обследование помещений.

10. Экологическое обследование территорий.

Деловая игра «Спасти планету»

ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

В результате изучения факультатива у учащихся будут сформированы представления:

– о зависимости здоровья человека от состояния окружающей среды;

– о принципах и методах исследований в экологии человека;

– о механизмах прямого и опосредованного влияния факторов среды на организм человека и о зависимости адаптивных реакций организма от наследственности и факторов среды;

– о среде обитания человека и об экологически безопасной для здоровья человека среде;

– о причинах, последствиях «демографического взрыва» и существующих моделях регуляции численности человеческого общества;

– о влиянии человека на природные экосистемы;

– о причинах и последствиях экологических проблем и экологического кризиса;

– о взаимосвязи явлений в природе и обществе, о средообразующей роли человека в биосфере;

– об этапах формирования и направлениях современной системы международного сотрудничества в области охраны окружающей среды.

 

Учащиеся овладеют следующими способами деятельности:

– мотивировать необходимость получения экологических знаний для сохранения индивидуального и популяционного здоровья;

– обосновывать существующую зависимость здоровья человека от состояния окружающей среды;

– определять адаптационные возможности организма, используя полученные навыки оценки своего здоровья;

– проводить простейшую экологическую оценку условий жизни и окружающей природной среды;

– описывать и моделировать экологически благоприятную для здоровья человека среду;

– обосновывать необходимость изучения антропогенного изменения природной среды на различных этапах развития общества для понимания существующих экологических проблем и для составления долгосрочного антропоэкологического прогноза;

– объяснять необходимость сохранения экологических систем, их биологического разнообразия для возможности существования в биосфере человека как вида;

– вести разъяснительную работу по охране природы и сохранению здоровья, организовывать и проводить простейшие экологические мероприятия местного масштаба, сводить к минимуму негативные последствия пребывания человека в естественных ландшафтах.

 

Приложение 1. Экспериментальные и исследовательские работы, рекомендуемые для самостоятельного выполнения учащимися.

Экспериментальные работы

1. Оценка состояния здоровья и резервных возможностей адаптационных систем с помощью теста МПК. (Выполняется при изучении темы «Введение»).

2. Определение содержания вредных веществ (соланина) в картофеле. (Выполняется при изучении «Человек и среда его обитания»).

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

 

1. Бадьина, В. М. Сельскохозяйственная экология / В.М. Бадьина. – Минск: БГЭУ, 2000. – 164 с.

2. Белова, Н.И. Экология в мастерских / Н.И. Белова, Н.Н. Наумова.– СПб.: «Паритет», 2004. – 224 с.

3. Борисевич, А.Р. Экология, учитель, ученик: учебно-методическое пособие для учителей / А.Р. Борисевич. – Минск: ИВЦ Минфина, 2006.– 352 с.

4. Былицкая, И.Л. Природа и дети: пособие для организации внеуроч. деятельности учащихся / И.Л. Былицкая, Н.Г. Полякова. - Минск: Ураджай, 1997. – 63 с.

5. Валова, В.Д. Основы экологии / В.Д. Валова. – М.: Издательский Дом «Дашков и КО», 2001. – 212 с.

6. Вронский, В.А. Прикладная экология: учебное пособие для вузов / В. А. Вронский. – Ростов-на-Дону: Феникс, 1996. – 509 с.

7. Галай, Е.И. Использование природных ресурсов и охрана природы / Е.И. Галай. - Минск: Амалфея, 2007. - 251 с.

8. Губарева, Л. И. Экология человека: практикум для вузов / Л.И. Губарева, О.М. Мизирева, Т.М. Чурилова. – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2005. – 112 с

9. Денисова, С.И. Полевая практика по экологии: учебное пособие для биол. спец. вузов / С. И. Денисова. – Минск: Унiверсiтэцкае, 1999. – 120 с.

10. Дубров, А.П. Экология жилища и здоровье человека / А.П. Дубров. – УФА: «Слово», 1995. – 96 с.

11. Киселев, В. Н. Основы экологии: учеб. пособие / В. Н. Киселев. – Минск: Унiверсiтэцкае, 1998. – 367 с.

12. Маврищев, В.В. Экология в терминах и понятиях / В.В. Маврищев. –Минск: «Аверсэв», 2002. – 150 с.

13. Молодова, Л.П. Игровые экологические занятия с детьми: пособие для воспитателей и учителей / Л. П. Молодова. – Минск: Асар, 1996. – 496. – 352.

14. Сергейчик, С.А. Растения и экология / С.А. Сергейчик. – Минск: Ураджай, 1997. – 224 с.

15. Состояние природной среды Беларуси: экол. бюл. 2011 / под ред. В. Ф. Логинова. – Минск, 2012. – 363 с.

16. Сытник, К. М. Словарь - ­справочник по экологии / К. М. Сытник, А. В. Брайон, А. В. Гордецкий, А. П. Брайон ; ред. К. М. Сытник. ­ – Киев: Наукова думка, 1994. – ­ 666 с.

Минск

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 

Огромная значимость биологических знаний на современном этапе определяется тем, что человеческое общество постоянно вступает в противоречие с законами природы, что приводит к появлению глобальных экологических проблем, являющихся прямым следствием непродуманного, безграмотного отношения человека к природе. Хозяйственная деятельность человека приводит к загрязнению биосферы. Ухудшающаяся экологическая обстановка, неразумный образ жизни людей приводят к значительному росту масштабов заболеваний населения Земли. Чтобы избежать появления новых проблем, связанных с взаимодействием общества и окружающей среды, необходимо у подрастающего поколения заложить основы экологической культуры, сформировать экологический стиль мышления, обеспечить понимание того, что человек является элементом биосферы и его здоровье, существование зависит от факторов среды. Совершенно очевидно, что сохранение природы, благоприятной окружающей среды и здоровья людей в условиях обострившихся экологических проблем невозможно без экологической подготовки подрастающего поколения.

Цель факультативных занятий: сформировать систему знаний у учащихся о среде обитания человека, о взаимодействии человека и природы.

Задачи:

· сформировать у учащихся осознанное представление о взаимосвязи явлений в природе и обществе, о механизмах прямого и опосредованного влияния факторов среды на организм человека как целостную систему, о зависимости адаптивных реакций организма от наследственности, воздействия факторов среды;

· создать условия для развития умений и навыков изучения своего здоровья и окружающей среды;

· последовательно формировать у учащихся мотивы овладения знаниями, показывая их актуальность, практическую значимость для адаптации к природным и социальным условиям среды;

· использовать активные методы обучения (дискуссии, имитационные игры, конференции, семинарские занятия, проблемные лекции и т.д.), обеспечивающие включение учащихся в поисковую, исследовательскую деятельность в процессе изучения содержания учебной программы факультативных занятий.

Изучение содержания факультативных занятий рассчитано на 35 часов (1 час в неделю), из них 1 час – резервное время. Практическая часть включает 10 практических работ, 2 экспериментальные работы, 4 индивидуальные исследовательские работы. Практические работы выполняются по усмотрению учителя. Экспериментальные и индивидуальные исследовательские работы выполняются по желанию учащихся.

 

СОДЕРЖАНИЕ

Введение (3 ч)

Предмет и задачи экологии человека. Экология человека как комплексная дисциплина, исследующая общие законы взаимоотношения биосферы и антропосферы. Экология человека и соотношение её с другими науками.

Зависимость здоровья человека от состояния окружающей среды. Определение здоровья. Причины нарушения состояния здоровья. Индивидуальное и популяционное здоровье. Нарушение функций систем органов в техногенной среде. Экология и наследственные заболевания.

Исследования в экологии человека. Уровни антропоэкологических исследований. Методы, используемые в антропоэкологии. Показатели, характеризующие общности людей при антропоэкологических исследованиях. Показатели, характеризующие состояние среды обитания человека.

Практические работы

1.Определение функционального состояния системы дыхания с помощью пробы Штанге.

 

Действие экологических факторов на организм человека (5 ч)

Здоровье человека, как один из критериев качества среды. ПДК. Адаптация организма человека к факторам среды. Патологические состояния, появившиеся под влиянием факторов среды. Стресс – общая неспецифическая реакция организма.

Абиотические факторы и их действие на организм человека. Биологические ритмы.

Биотические факторы и их действие на организм человека.

Антропогенные факторы среды и их влияние на организм человека. Антропогенное загрязнение природной среды. Классификация загрязнений. Экзотоксиканты. Пищевые добавки.

Практические работы

2.Оценка степени напряжения адаптационных систем организма и степени уверенности в себе.

3.Биологические ритмы и их адаптивная роль в антропогенных экосистемах.

4.Ознакомление с фитонцидными растениями и выявление возможности их использования в интерьере.

5.Возможные пути попадания токсичных металлов в организм человека и меры предосторожности.


Поделиться с друзьями:

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.038 с.