Пастырские послания святого апостола Павла и образ пастыря — КиберПедия 

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Пастырские послания святого апостола Павла и образ пастыря

2017-09-01 495
Пастырские послания святого апостола Павла и образ пастыря 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Следует вспомнить, что Апостол Павел, автор трех пастырских посланий, ставил немало требований своим ученикам и сотрудникам и давал руководствующие указания для надлежащей проверки тех, кто ищет посвящения рукой епископа. Условным названием Пастырских посланий обозначается в науке группа посланий ап. Павла, состоящая из двух посланий к Тимофею и послания к Титу. Это название, применявшееся к посланиям к Тимофею еще в Средние века и окончательно закрепившееся за всею группою из трех посланий в XVIII-ом столетии, хорошо выражает основное содержание, этих посланий: ап. Павел дает в них наставления пастырям. Но не только общая тема сближает эти три послания между собою. Они сходны друг с другом и по языку, и по той исторической обстановке, которая ими предполагается. Особое значение I Тим. и Тит. заключается в том, что они дают нам сведения о иерархическом строе Церкви в первую половину шестидесятых годов. Терминология степеней священства все еще лишена необходимой точности. Но трехстепенная иерархия, несомненно, уже существует.[12]

Апостол Павел послал Тимофея в Ефес с поручением исполнять там пастырские обязанности. Обязанности эти и сами по себе были очень трудны. Но они ещё более тяжелы были для Тимофея при известной настроенности ефесской Церкви. Он должен был прежде всего противодействовать партии тех христиан из иудеев (ср. 1 Тим. 1,6-7, ср. Тит. 1,10), которые оставив простоту апостольского учения и христианской жизни, увлеклись бесплодной религиозной ученостью — с одной стороны, под влиянием иудейско-гностического аскетизма, а с другой стороны - под влиянием иудейских раввинов и других старались увлечь по этому пути. Потом, как епископ ефесский, Тимофей должен был рукоположить пастырей. В последнем случае он особенно нуждался в совете. Апостол Павел преподает Тимофею этот совет указывая, что при определении в должность важно обращать внимание сколько на дарование, столько же и на нравственные качества и поведение определяемых. Наконец, Тимофей, как наместник Павла, должен был учить и руководить верующих. Здесь опять он нуждался в наставлении, чтобы быть сильным в учении при различных обстоятельствах и сохранить правильный образ жизни и образ действий. Такое именно наставление он и получает от апостола Павла в III-й главе первого послания.

По учению апостола Павла, пресвитер должен быть непорочен, т.е. он должен пользоваться хорошей репутацией, не иметь никакого пятна на своей чести, потому что это мешало бы успеху его деятельности. "Подобает ему быти единыя жены мужу". Несмотря на различные толкования, какие давали этому требованию апостола, и несмотря на его, так сказать, специальный смысл, христианская церковь понимала это наставление так, что служители алтаря Господня должны быть свободны от всякого вида нецеломудрия. В ряду нравственных качеств пастырей Церкви апостол указывает далее трезвенность. Под "трезвенностью" здесь нужно разуметь — отсутствие страстей. Апостол требует, чтобы никакая страсть не ослепляла священника, и чтобы она не мешала ему правильно судить о предметах. Ум, вследствие известной настроенности чувств, высказывает какое-то болезненное, ненормальное состояние, когда дело касается излюбленных им предметов. Человек, рассуждающий под преобладающим влиянием какой-нибудь идеи, высказывает умственное опьянение. У него недостает трезвенности ума, которая обуславливает ясный взгляд на житейские отношения и верный такт в деятельность. В этом смысле и употреблено у апостола слово "целомудрие". С душевной благопристойностью пастырь Церкви должен соединять и внешнюю: он должен быть чуждым пустой чопорности и важничанья, равно как должен избегать грязной и неаккуратной внешности. Люди привыкли, прежде всего, обращать внимание на внешность, так как это легче всего поддается наблюдению. Особенно внешнюю благопристойность священник должен соблюдать, когда он бывает в обществе, будет ли это общество у него в доме или он сам будет в чужом доме.

От пастыря требуется, чтобы он был "учителем", т.е. способный назидать других... да силен будет и утешати во здравом учении и противящиеся обличати" (Тит. 1,9). Но "и в свете, — говорит св. Григорий Двоеслов, — не берутся учить какому-либо искусству, не изучив предварительно, посредством внимательного размышления. Как же безрассудно поступают те, кои принимают на себя пастырское служение, нисколько не приготовившись к нему, — между тем, как управлять душами человеческими есть искусство из искусств". Сему внушению св. Григория равносильно и святительское, вручаемое новопосвященному иерею, поучение: "чтобы других научать, нужно, во-первых, самому разуметь: никто не может преподать того другому, чего не имеет сам. Как слепой может показать путь другому? Как сам незнающий может научить иного"? Отсюда следует, что пастырю Церкви потребно много знаний, чтобы быть учителем церковным: научных, познания самого себя и уразумения воли Божией о своем избрании. Наша Церковь с особенною заботливостью подготовляет в учебно-духовных заведениях юношество к пастырскому служению. "И яко измлада Священная Писания умееши, могущи, могущая ти умудрити во спасение... Всякое писание богодухновенно и полезно есть ко учению, ко обличению, к наказанию еже в правде" - говорит апостол Павел в своем втором послании к Тимофею (III, 15-16). И вот к сему то "Богодухновенному писанию, полезному для научения, для обличения, для исправления, для наставления в праведности" должен прилежать и слухом, и сердцем готовящийся быть учителем Церкви и истолкователем Божественных писаний. А чтобы и тогда, когда школьное руководство окончится, предоставленный самому себе пастырь не увлекся в "научения странная и различна" (Евр.ХII, 9), в предохранение себя он должен держаться как за "столп и утверждение истины" (1 Тим. III,15) — за исповедание Православной Церкви, и за писание св. отцов. Для этой цели нелишне знание еврейского, греческого и латинского языков, на которых писали Моисей, евангелисты и апостолы, и после них великие учители Церкви греческой и латинской.

Тимофей сподобился епископской благодати через преемственное рукоположение от самого ап. Павла с участием и других епископов, названных здесь «священством» в смысле старейшинства (Бл. Феодорит, Златоуст, Феофан). Если обратиться к примеру Тимофея, то видно, что его отношение к подчиненным ему пресвитерам практически не отличалось от тех отношений, которые существовали в последующее время между епископами и священниками. Во-первых, Тимофей, так же как и Тит, мог рукополагать пресвитеров, во-вторых, Тимофей имел право награждать и поощрять пресвитеров: «Достойно начальствующим пресвитерам должно оказывать сугубую честь...» (1 Тим. 5, 17). В-третьих, он имел право разбирать обвинения, т. е. судить пресвитеров: «Обвинение на пресвитеров не иначе принимай, как при двух или трех свидетелях. Согрешающих обличай перед всеми, чтобы и прочие страх имели» (1 Тим. 5, 19-20). Служение Тимофея было ограничено пределами одной Поместной Церкви. Апостол Павел говорит Тимофею: «...я просил тебя пребыть в Эфесе...» (1 Тим. 1, 3). Но как бы ни называлось то служение, которое исполнял Тимофей, по своему существу оно не отличается от того служения, которое мы ныне называем епископским.

Апостол советует рук ни на кого не возлагать поспешно (1 Тим. 5, 22); ставит требование, чтобы помимо нравственных качеств епископ был бы и учителем (1 Тим. 3, 2); требует испытывать ищущих посвящения (1 Тим. 3, 10). Священнослужитель должен постоянно увещевать со всякой властью (Тит. 2, 15), во время и не во время (2 Тим. 4, 2); пребывать в том, чему научен и что ему вверено (2 Тим. 3, 14), наставлять в здравом учении и противящихся обличать (Тит. 1, 9), проповедовать и учить (1 Тим. 4, И), заниматься чтением, наставлением, учением (1 Тим. 4, 13). Если от писаний апостольских перейти к произведениям учителей классического периода нашего богословия, то подтверждения сказанному найти весьма легко.

Замечателен взгляд святителя Иоанна Златоуста на семейную жизнь священника. По его словам, «в семье священника должна царить определенная для порядка иерархия, то есть, муж должен разумно главенствовать, имея соучастницей жену в управлении и воспитании детей»2. Но не одна власть характерна в отношении пастыря к семье. Здесь пастырь проявляет и отеческую любовь, не балуя, но умеренно строго относясь ко всем членам семьи. Все это пастырь делает не в силу его необходимого долга, но в духе отеческо-пастырской любви, без которой никогда не устоит ни одна семья.

Даже такие великие мужи, как апостол Павел, вознесшийся до третьего Неба и удостоившийся тайн Божиих (2 Кор. 12,2), всегда страшились взирая на важность пастырского долга. Обращаясь потом к вопросу о своем уклонении от священства, св. Златоуст отвечает: "Если бы достаточно только было называться пастырем и исправлять должность как попало, и если бы не было никакой опасности, пусть желающий обвиняет меня в тщеславии. А когда принимающему на себя пастырство должно иметь великое благоразумие, прежде благоразумия великую благодать у Бога, правоту нравов, чистоту жизни и добродетель более, нежели человеческую, то ты не откажешь мне в прощении за то, что я не хотел напрасно и безрассудно погубить себя... Нет, я знаю свою душу, слабую и малую. Зная важность служения и великую трудность дела?" "Душу священника обуревают волны, сильнейшие тех, какие ветром поднимаются на море. И прежде всего видится огромная скала тщеславия, гораздо опаснее скалы сирен, о которой баснописец рассказывает чудеса... Если бы кто вручил мне настоятельство, то было бы все равно, если бы он, связав назад мне руки, бросил меня живущим на той скале зверям для того, чтобы они меня каждый день терзали. Какие же это звери? Ярость, уныние, зависть, раздор, клевета, осуждение, ложь, лицемерие, коварство, гнев против людей, ничем не обидевших нас, удовольствие по поводу беспорядков их, любовь к похвалам, желание чести (оно более всего волнует человеческую душу), учение, предлагаемое для удовольствия, принужденная лесть, низкое ласкательство, презрение бедных, услужливость богатым, неразумные и вредные почести, благосклонности, опасные как для оказывающих, так и для принимающих их, робкий страх, приличный одним самым последним невольникам, отсутствие дерзновения, великий вид смиренномудрия, в котором истины — нисколько, устранение обличений и епитимий или, лучше сказать, применение их, даже выше меры к людям незнатным, а пред людьми облеченными властью — несмелость, не позволяющая и рот открыть" и т.п.[15]

Заключение

Итак, о том, что служение епископов есть действительно служение пастырское, говорит Ап. Павел (обращение апостола к ефесским епископам): «...внимайте себе и всему стаду, в котором Благодатные дары передавались апостолами епископам через рукоположение: «Не ради о пребывающем в тебе даровании, которое дано тебе по пророчеству с возложением рук священства» (1 Тим 4 14); «...напоминаю тебе взгревать дар Божий, который в тебе через мое рукоположение» (2 Тим. 1, 6). Дух Святый поставил вас блюстителями (в греческом тексте — епископами), пасти Церковь Господа и Бога...» (Деян. 20, 28). На примере Тимофея, ученика Ап. Павла, можно показать, что апостолы передали своим преемникам пастырское служение во всей полноте. Конечно, апостолы обладали и уникальными дарами, присущими только им, но эти дары не являются существенно необходимыми для бытия Церкви, без них Церковь не перестает быть Церковью, тогда как без иерархии Церковь существовать не может. Апостолы передали то, что существенно для жизни Церкви. В служении, которое исполнял Тимофей, мы можем различить все три составляющих пастырского служения. Учительство: «Проповедуй сие и учи» (1 Тим. 4, 11); «проповедуй слово...» (2 Тим. 4, 2); «...совершай дело благовестника, исполняй служение твое» (2 Тим. 4, 5); «...занимайся чтением, наставлением, учением» (1 Тим. 4, 13). Священнодействие: «Рук ни на кого не возлагай поспешно, и не делайся участником в чужих грехах...» (1 Тим. 5, 22). Служение Тита, по-видимому, не отличалось от того служения, которое исполнял Тимофей в Эфесе: «Для того я оставил тебя в Крите, чтобы ты довершил недоконченное и поставил по всем городам пресвитеров...» (Тит. 1, 5). Служение управления: «...обличай, запрещай, увещевай...» (2 Тим. 4, 2); «...увещевай и обличай с всякою властью, чтобы никто не пренебрегал тебя» (Тит. 2, 15).

Изложено учение святого апостола Павла о Церкви и пастырском служении. Выражено это учение в определениях, образах и сравнениях. Изложено это учение в общих чертах, использовав толкования святых отцов, в том числе святителя Иоанна Златоуста, и исследования ученых богословов.

[5] Баркли У. «Толкование на Священное Писание Нового Завета. Первое послание к Коринфянам». Электронный вариант.

[6] «Толкование новозаветных посланий и книги Откровения». Перевод И. Череватой, Главный редактор – П. Харчлаа, 1989. Стр. 208-209.

[7] См.: «Библейские комментарии отцов Церкви и других авторов 1-8 веков». «Новый Завет, том 8-й, послания апостола Павла к Галатам, Ефесянам, Филиппийцам». Редактор тома М. Дж. Эдвардс. Редактор русского издания тома К. К. Гаврилкин. «Герменевтика», 2005. Стр. 72-73; Св. Иоанн Златоуст. «Избранные творения». Репринтное издание 1904 года, СПб, том 10/2-й. Свято-Троице Сергиева лавра, 1993.

[8] См.: «Библейские комментарии отцов Церкви и других авторов 1-8 веков». «Новый Завет, том 8-й, послания апостола Павла к Галатам, Ефесянам, Филиппийцам». Редактор тома М. Дж. Эдвардс. Редактор русского издания тома К. К. Гаврилкин. «Герменевтика», 2005. Стр. 306; Св. Иоанн Златоуст. «Избранные творения». Репринтное издание 1905 года, СПб, том 11-й. Свято-Троице Сергиева лавра, 1993.

[9] См.: «Библейские комментарии отцов Церкви и других авторов 1-8 веков». «Новый Завет, том 8-й, послания апостола Павла к Галатам, Ефесянам, Филиппийцам». Редактор тома М. Дж. Эдвардс. Редактор русского издания тома К. К. Гаврилкин. «Герменевтика», 2005. Стр. 314-315; Св. Иоанн Златоуст. «Избранные творения». Репринтное издание 1905 года, СПб, том 11-й. Свято-Троице Сергиева лавра, 1993.

[10] См.: «Библейские комментарии отцов Церкви и других авторов 1-8 веков». «Новый Завет, том 8-й, послания апостола Павла к Галатам, Ефесянам, Филиппийцам». Редактор тома М. Дж. Эдвардс. Редактор русского издания тома К. К. Гаврилкин. «Герменевтика», 2005. Стр. 315; Св. Иоанн Златоуст. «Избранные творения». Репринтное издание 1905 года, СПб, том 11-й. Свято-Троице Сергиева лавра, 1993.

[11] См.: «Библейские комментарии отцов Церкви и других авторов 1-8 веков». «Новый Завет, том 8-й, послания апостола Павла к Галатам, Ефесянам, Филиппийцам». Редактор тома М. Дж. Эдвардс. Редактор русского издания тома К. К. Гаврилкин. «Герменевтика», 2005. Стр. 315-316; Св. Иоанн Златоуст. «Избранные творения». Репринтное издание 1905 года, СПб, том 11-й. Свято-Троице Сергиева лавра, 1993.

[13] Киприан (Керн). «Православное пастырское служение». Фонд «Христианская жизнь». Клин, 2002. Стр. 35-8.

[15] Св. Иоанн Златоуст. «Избранные творения». Репринтное издание. Свято-Троице Сергиева лавра, 1993.Кн. 3, с. 42-44

«Пастырь» Ерма. В этом произведении середины II века христианской эры говорится в частности о том, что гонение, которому подверглись тогда христиане, было вызвано безнравственностью пастырей и их теплохладностью.

Окружные послания святителей Киприана Карфагенского, Афанасия Александрийского и мн. других.

Некоторые Слова святителя Григория Богослова. Например, его «Слово о бегстве», которое архимандрит Киприан (Керн) считал одним из лучших в пасторологии.

«Шесть Слов о священстве» святителя Иоанна Златоуста.

«Об обязанностях священнослужителей» (Deofficiis ministrorum) святителя Амвросия Медиоланского.

Продолжение…

 


Поделиться с друзьями:

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.021 с.