Критерии готовности специалистов социального профиля к работе с лицами с ограниченными возможностями здоровья — КиберПедия 

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Критерии готовности специалистов социального профиля к работе с лицами с ограниченными возможностями здоровья

2017-08-26 631
Критерии готовности специалистов социального профиля к работе с лицами с ограниченными возможностями здоровья 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

В данном параграфе представлена характеристика основных подходов к разработке критериев готовности специалистов социального профиля к работе с лицами с ограниченными возможностями здоровья.

Данное нами в параграфе 1.1. определение готовности специалиста социального профиля к работе с лицами с ограниченными возможностями здоровья в соответствии с новыми профессиональными стандартами как проявление готовности выраженной в сформированности знаний, умений, личностных качеств, необходимых для решения проблем данной категории людей, имеющих социальную значимость (актуализация их внутреннего ресурса, интеграция его в общество).

Мы рассматриваем готовность специалиста социального профиля в сфере работы с лицами с ограниченными возможностями здоровья, как интегративную профессионально личностную характеристику субъекта, обеспечивающую готовность и способность осуществлять профессиональную деятельность с людьми с ограниченными возможностями здоровья

Особенность формирования готовности специалистовсоциального профиля к работе с лицами с ограниченными возможностями здоровья заключается в том, что данный процесс призван не просто сообщать специалистам известную сумму знаний, а способствовать развитию активной, творческой позиции в процессе профессиональной деятельности, формировать умения конструктивно действовать в возникающих проблемных ситуациях, приобщаясь в совместной деятельности с людьми с ограниченными возможностями здоровья, членами их семей и к особенностям профессиональной деятельности.

Переход от теоретической готовности и первичного закрепления знаний, полученных в высшем учебном заведении, к профессиональной деятельности в условиях учреждения социального обслуживания требует совершенствования практических форм и методов работы.

Рассматривая готовность специалистасоциального профиля к работе с лицами с ограниченными возможностями здоровья как систему, считаем, что его дополнительное профессиональное образование, представляет единство ценностного отношения к работе с лицами с ограниченными возможностями здоровья, профессиональных знаний и умений, навыков.

Результат готовности специалистовсоциального профиля к работе с лицами с ограниченными возможностями здоровья определяем через критерии готовности.

Понятие «критерий» произошло от греческого criterion – средство для суждения. В «Педагогическом словаре» понятие «критерий» – это обобщённый показатель развития системы, успешности деятельности, основа для классификации. Основание для оценки. предполагает выделение ряда признаков, по которым можно определять критериальные показатели.

Критерий – ключевой признак наблюдаемого объекта, на основе которого осуществляется его оценка. В зависимости от масштаба и сложности объекта выбирается один критерий или их комплекс, способный всесторонне охватить оцениваемый объект, и обеспечить его целостную характеристику [95].

В «Толковом словаре русского языка» С.И.Ожегова понятие «критерий» толкуется как мерило оценки, суждения, а понятие «параметр» как величина, характеризующая какое-нибудь основное свойство системы, явления, процесса [96].

В.А. Сластенин под критерием понимает показатель или их совокупность, которые на определенном уровне управляемого объекта дают качественно-количественную характеристику его состояния [124].

Анализ научных трудов по квалиметрии (М.М. Калейчик [ 80], В.Н. Фомин [145] позволил уточнить пониятия «критерии» и «параметры».

Под критериями понимается качественная характеристика объекта мониторингового исследования, параметры определяются как средства качественной или количественной оценки критериев.

Е.А. Пономаревой [116] представлены разновидности критериев:

1) критерии факта позволяют ответить, на вопрос: имеется ли в наличии, что либо, из планируемых результатов экспериментальной деятельности;

2) критерий количества дает представление об уровне проявления планируемых изменений в состоянии объекта, о степени развития и эффективности;

3) критерии уровня изменений в состоянии объекта: а) балловые (1 балл, 2 балла,…, 10 баллов),

б) бинарные (да – 1, нет 0),

в) словесные (владеет, владеет свободно, не владеет и т.д.),

г) числового шкалирования.

Д.Б. Милохин, Г.Б. Старостина рассматривает основные требования к критериям следующим образом:

- критерии должны быть объективными;

- критерии должны включать самые существенные, основные моменты исследуемого явления;

- критерии должны формулироваться ясно, коротко, точно;

- критерии должны измерять именно то, что хочет проверить исследователь.

Учёные И. Фёдоров, С. Коршунов, С. Еркович, С. Суворов считают, что «набор критериев для любого заданного направления имеет свою специфику. Тем не менее, на их основе можно построить систему обобщённых критериев, располагая которой легко конструировать наборы применительно к любому направлению или специальности» [144].

Отсюда мы рассматриваем критерий как признак, на основании которого производится оценка, определение или классификация чего-нибудь.

На основе анализа различных точек зрения мы пришли к выводу, что критерии – это качества, свойства, признаки изучаемого объекта, которые дают возможность судить о его состоянии и уровне функционирования и развития. В нашем случае – это готовность специалистовсоциального профиля к работе с лицами с ограниченными возможностями здоровья.

Показатели – количественные или качественные характеристики сформированности каждого качества, свойства, признака изучаемого объекта (та или иная компетентность), то есть мера сформированности того или иного критерия.

Киселева Ж.И. опираясь на анализ психолого-педагогической и социологической литературы показывает, что существуют общие требования к выделению и обоснованию критериев, которые можно свести к следующему: критерии должны быть объективными (насколько это возможно в педагогике), позволять оценивать исследуемый признак однозначно, не допускать спорных оценок различными людьми; критерии должны быть адекватными, валидными, то есть оценивать именно то, что экспериментатор хотел оценить; критерии должны раскрываться через ряд показателей, по мере проявления которых можно судить о большей или меньшей степени выраженности критерия; критерии должны отражать динамику измеряемого качества во времени и пространстве; с помощью критериев должны устанавливаться связи между всеми компонентами исследуемого явления; качественные показатели должны выступать в единстве с количественными [85].

В социологической теории существуют общие требования к обоснованию критериев:

- критерии должны отражать основные закономерности формирования и развития личности;

- с помощью критериев должны устанавливаться связи между всеми компонентами исследуемого явления;

- критерии должны отражать динамику измеряемого качества во времени и пространстве.

При разработке критериев, опираясь на требования профессионального стандарта «Специалист по реабилитационной работе», мы пришли к мнению о формировании специалиста социального профиля к работе с лицами с ограниченными возможностями здоровья с учетом решения трех образовательных задач:

- информационная – приращение специальных знаний по вопросам реабилитации лиц с ограниченными возможностями здоровья;

- операциональная – формирование умений применения знаний на практике;

- аналитическая – умение анализировать и прогнозировать ситуацию в процессе работы с лицами с ограниченными возможностями здоровья.

Для диагностики и оценки указанных требований выделяются сле­ующие критериальные характеристики профессионализма специалиста учреждения социального обслуживания, занимающегося реабилитацией лиц с ограниченными возможностями здоровья:

1. Объективные критерии – насколько специалист соответствует требованиям избранной профессии, которые учитывают высокую производительность труда, умения и навыки владения определенной профессией; умение решать определенные профессионально значимые задачи.

2. Субъективные критерии – степень соответствия профессии требованиям человека, его мотивам, склонностям, степень удовлетворенности трудом в этой профессии.

3. Результативные критерии – степень достижения желаемых результатов в профессиональной деятельности.

4. Процессуальные критерии – использование при достижении своих результатов социально и профессионально приемлемых способов, приемов, технологий.

5. Нормативные критерии – степень усвоения норм, правил избранной профессии и умение воспроизводить ее значимые эталоны на уровне профессионального мастерства.

6. Индивидуально-вариативные критерии – наличие стремления индивидуализировать свой труд, самореализовать в нем свои личные потребности, проявить в нем свою самобытность, развивать себя средствами профессии.

7. Критерии наличного уровня – степень достижения с достаточно высокого уровня профессионализма, оценка наличного, актуального уровня развития и личностных ресурсов профессионального развития;

8. Прогностические критерии – наличие перспектив профессиональной работы, зоны ближайшего профессионально-личностного развития, готовноь к принятию профессионального опыта других специалистов;

9. Креативные критерии – наличие стремления специалиста выйти за пределы своей профессии, преобразовать ее опыт, обогатить своим личностным творческим вкладом;

10. Критерии социальной активности и конкурентоспособности – наличие готовности специалиста заинтересовать общество результатами.

11. Критерии профессиональной приверженности – наличие и уровень способности специалиста отстаивать честь и достоинство своей профессии.

Автор придерживается точки зрения В.А. Адольфа, который считает считает, что сформированная готовность проявляется в целостности компонентов профессиональной компетентности: мотивационно-ценностного, содержательно-операционного, исследовательско-рефлексивного, и оценка уровня сформированности профессиональной готовности должна осуществляться по основным функциям педагогической деятельности, которая будет проявляться через показатели (критерии) готовности: знания, умения, навыки, способы деятельности, приёмы, понимание. Учёный выделил ряд исходных принципов при разработке критериев показателей готовности к педагогической деятельности, которые мы применяем относительно готовности специалистов социального профиля к работе с лицами с ограниченными возможностями здоровья:

1) показатели готовности способствуют сохранению единого образовательного пространства в Российской Федерации и вхождению отечественной системы в мировую систему образования;

2) создаваемые показатели позволяют определять готовность к постоянно изменяющейся профессиональной деятельности, оценивают её в соответствии с реальными целями профессиональной деятельности в настоящий момент и с позиций обеспечения опережения по отношению к социальному заказу сегодняшнего дня;

3) уровень готовности определяется на основе решения специально разработанных профессиональных задач;

4) оценка готовности осуществляется по основным функциям, характерным для профессиональной деятельности;

5) показатели готовности оценивают не только результат, но и весь процесс профессиональной подготовки как отдельный этап профессионального образования;

6) показатели готовности позволяют оценивать качество профессиональной подготовки как на индивидуально-личностном, так и на общественно-государственном.

При разработке критериев и параметров готовности специалиста социального профиля к работе с лицами с ограниченными возможностями здоровья мы опираемся на следующие принципы разработанные учёным: «уровень готовности определяется на основе решения специально разработанных профессиональных задач», «оценка готовности осуществляется по основным функциям, характерным для профессиональной деятельности», «показатели готовности оценивают не только результат, но и весь процесс профессиональной подготовки как отдельный этап профессионального образования».

Поскольку процесс формирования готовности специалиста социального профиля к работе с лицами с ограниченными возможностями здоровья многоаспектный, сложный, протяжен во времени, то невозможно найти ни один интегральный критерий, который в полной мере позволял бы измерить данный феномен. Следовательно, нам нужен комплекс критериев, дополняющих выбранный интегральный критерий.

На основе данных, полученных в ходе анализа социально-психолого-педагогической литературы, мы под критериями специалистов социального профиля к работе с лицами с ограниченными возможностями считаем совокупность показателей, дающих возможность произвести оценку того, насколько специалист готов к сознательному выполнению своих профессиональных обязанностей и проявлению профессиональной компетенции при решении задач в процессе реабилитации лиц с ограниченными возможностями здоровья.

Для оценки каждого критерия нами использовались методики определения показателей их сформированности (Т.Е. Климова, Л.В. Усова и др.).

1. Когнитивный критерий оценивается по показателям полноты и прочности знаний и содержания в области реабилитации лиц с ограниченными возможностями здоровья. Результативность работы специалиста социального профиля с лицами с ограниченными возможностями здоровья характеризуется степенью обобщенности профессиональных знаний их перехода от количественного характера (сведения о явлениях, процессах) к качественному (сведения о принципах, методах). Требования к характеру знаний специалистов многоплановы, они обусловлены профессиональными функциями специалистов. На наш взгляд, профессиональные знания должны быть обращены, с одной стороны к наукам, являющимся базой обучения, с другой – обусловлены спецификой работы с лицами с ограниченными возможностями здоровья. Когнитивный критерий оценивает владение системой знаний в сфере данной работы, включает знания об основных формах государственной помощи и поддержки лиц с ограниченными возможностями здоровья о технологиях работы, об организации взаимодействия членов семьи и социального окружения.

2. Деятельностныи критерий оценивается по показателям полноты, прочности и осознанности овладения умениями. Основу деятельностного компонента составляет положение о том, что «все особенности личности человека формируются и проявляются в его деятельности». С позиции деятельностного подхода личность рассматривается как субъект деятельности, способный ее освоить и творчески преобразовать, и как субъект жизни, внутреннего мира, способный выстраивать стратегию и тактику своей жизнедеятельности. «Внутренняя организация субъекта включает в себя такие психические структуры, которые обеспечивают возможность человеку реализовать себя как подлинного творца, организатора и распорядителя собственной жизнедеятельности: побуждения, ориентации, планирование, организация и направленность деятельности, механизмы ее регуляции, способы осуществления». Посредством деятельностного критерия оцениваются следующие умения и навыки: диагностика семейных и межличностных отношений, реализация традиционных и инновационных технологий работы с лицами с ограниченными возможностями с учетом возрастных и нозологических особенностей, а также с членами их семей, использование методики социальной, психологической и педагогической реабилитации, координирования деятельности различных служб.

3. Мотивационный критерий определяется с помощью тестовых методик по следующим показателям: мотивация, приоритетность целей; потребность в самореализации; потребность в достижениях. Ведущими установками являются мотивации специалистов социального профиля к работе с лицами с ограниченными возможностями здоровья являются: стремление, интересы, потребности. Включает проявления положительной мотивации на профессиональное социальное сопровождение лиц с ограниченными возможностями здоровья, потребности и интерес к профессиональной деятельности в данной области.

4. Рефлексивный критерий определяется показателям с помощью тестовых заданий: опыт, готовность к рефлексивному анализу, уровень самооценки.

Реализация деятельностного подхода предполагает создание рефлексивного образователного поля. Важность ориентации профессиональной подготовки специалиста на развитие его рефлексивной активности обоснована необходимостью принятия им ориентированной позиции во взаимодействии с лицами с ограниченными возможностями здоровья.

Феномен рефлексии привлекает внимание психологов и педагогов (К.Я. Вазина, Ю.Н. Кулюткин).

По определению ученых, рефлексия – это принцип человеческого мышления, направляющий его на предметное рассмотрения самого знания, критический анализ его содержания и методов познания.

Рефлексия позволяет приводить к целостному представлению, знанию о содержании и средствах своей деятельности, позволяет критично отнестись к себе и своей деятельности. Способность сравнивать, сопоставлять собственное видение себя с оценками других участников взаимодействия помагает осознать, как он оценивается и восприниматся в действительности.

Анализ психологической и педагогической литературы, собственный опыт автора позволяют сделать вывод о роли формирования рефлексивной позиции срециалистов социального профиля. Целью рефлексии является не только накопление и интеграция теоретических и практических знаний, умений, но постоянное обогащение опытом творчества, формирование механизма самоорганизации, самокоррекции личности. Данные качества необходимы специалисту социального профиля, работающего с лицами с ограниченными возможностями здоровья, так как социальная реабилитация, направление новое, где требуюется умение разрабатывать новые технологии и внедрять их в практику работы.

Параметры готовности специалиста к реабилитации инвалида разработаны автором на основе требований профессиональных стандартов: «Специалист по реабилитационной работе», «Специалист по социальной работе», «Специалист по работе с семьей, требования к критериям (Д.Б. Милохин), критерий готовности к педагогической деятельности (Э.Ф. Зеер), «Тест-опросник для измерения потребности в достижении» М.М. Орлова, критерии диагностики профессиональной компетентности учителя (В.А. Адольф, А.К. Маркова).

 

 

Таблица 6

Критерии и параметры готовности специалиста к реабилитации лиц с ограниченными возможностями здоровья

Критерии Параметры
Когнитивный Освоил ключевые понятия: социальная реабилитация, интеграция, абилитация, реабилитация. Освоил систему выполнения индивидуальных программ реабилитации, абилитации лиц с ограниченными возможностями здоровья, владеет нормативной правовой базой по социальной защите лиц с ограниченными возможностями здоровья. Знание теоретических основ и особенностей организации жизнедеятельности лиц с ограниченными возможностями здоровья, умение оказать практическую помощь, систематическое использовании социально-педагогических средств в процессе сопровождения лиц с ограниченными возможностями здоровья и членов его семьи.
Мотивационный Осознание положительной мотивации и прочной установки на работу с лицами с ограниченными возможностями здоровья Профессиональное саморазвитие, стремление получить дополнительную информацию по вопросам реабилитации лиц с ограниченными возможностями здоровья Формировние интереса и осознанной активности в профессиональном росте
Деятельностный Владение методиками и технологиями социально-педагогического сопровождения лиц с ограниченными возможностями здоровья и членов их семей, умение обучать родителей методам реабилитации в домашних условиях, построение толерантного пространства вокруг лиц с ограниченными возможностями здоровья. Самостоятельно разрабатывать индивидуальный маршрут лиц с ограниченными возможностями здоровья, ребенка
Рефлексивный Имеет представления о проведении исследований. Умеет анализировать свою деятельность, выделять проблемы, трудности. Умеет работать с информацией, полученной в результате исследования, обобщать ее, проектировать свою деятельность к клиенту (инвалиду, члену семьи)

В нашем исследовании в качестве интегрального критерия был выбран уровень подготовки специалистов. При выделении уровней мы опирались на работы психологов Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, П.Я. Гальперина, С.Л. Рубинштейна и др., которые разработали продуктивную теорию деятельности. Суть данной теории заключается в том, что любая деятельность в процессе образования имеет различный характер: репродуктивный (воспроизводящий) или продуктивный (создающий).

С учетом параметров критерии должны оцениваться по следующим диагностируемым показателям:

- приращение общих и специальных знаний, овладение теорией на современном уровне;

- формирование навыков и умений по использованию знаний в практической работе;

- формирование гражданской позиции, профессиональной культуры, «Я-концепции», как динамичная система представлений человека о самом себе. Осознание своих физических, интеллектуальных, социальных и педагогических качеств.

В качестве методов диагностики нами были использованы как традиционные методы: наблюдение, анализ документации, образовательно-педагогический эксперимент, так и специфические методы исследования: моделирование, экспертиза. Основными методами диагностики являются: анкетирование итестирова­ие, беседа, наблюдение, моделирование, изучение результатов и достижений деятельности, изучение социальных и образовательных условий, в которых формируются компетенции и реализуется деятельность специалистов.

В контексте сформулированного выше критериально-оценочного инструментария мы выделили три уровня готовности специалиста учреждения социального обслуживания к реабилитации инвалидов: низкий (репродуктивный), средний (продуктивный), высокий (творческий) (таблица 7).

 

Таблица 7

Уровни готовности готовности специалиста учреждения социального обслуживания к работе с лицами с ограниченными возможностями здоровья

Низкий (репродуктивный) уровень Средний (продуктивный) уровень Высокий (творческий) уровень
- знания о процессе реабилитации поверхностные     - выполнение задач ниже уровня требований профессионального стандарта   - умения и навыки необходимые при реабилитации лиц с ограниченными возможностями здоровья на низком уровне   - отсутствует умение анализировать и проектировать свою деятельность - знания в рамках требований   - знания соответствуют требованиям профессионального стандарта   - совершенствование умений через самообразование, мотивация самосовершенствования   - имеет представление об исследовании - знания, позволяющие творчески применять имеющиеся методики в процессе реабилитации - свободно сваивает инновационные технологии - свободно демонстрируют свои умения, делятся опытом   - самостоятельно находят источники информации для организации реабилитации   - умеет анализироваь и проектировать свою деятельность

Рассмотрим качественную характеристику данных уровней подробно.

Низкий (репродуктивный). У специалистов с данным уровнем готовности к реабилитации лиц с ограниченными возможностями здоровья знания носят поверхностный, бессистемный характер.

Знания воспринимаются только в виде готовых алгоритмов. Специалист не владеет в должной степени технологиями реабилитации лиц с ограниченными возможностями здоровья. Положительная мотивация неустойчива, редко проявляются такие качества, как толерантность, доброжелательность.

Средний (продуктивный) уровень. У специалистов с данным уровнем готовности к реабилитации лиц с ограниченными возможностями здоровья знания носят систематизированный характер. Они стремятся применить полученные знания на практике, проявляют самостоятельность при решении реабилитационных задач. Присутствует мотивация получения новых знаний и совершенствования имеющихся профессиональных умений. Отношение к совместной деятельности положительное. Проявляются такие качества: как доброжелательность и толерантность.

Высокий (творческий) уровень. Специалисты с данным уровнем готовности к реабилитации лиц с ограниченными возможностями здоровья готовы получать знания самостоятельно из различных источников исходя из своих образовательных дефицитов. Они принимают чужой опыт и делятся своими наработками. Свободно демонстрируют умения, необходимые для решения задач, возникающих при работе с лицами с ограниченными возможностями здоровья.

При переходе с репродуктивного уровня на продуктивный и далее на творческий уровень происходит повышение уровня, как личностного развития специалиста, так и его профессиональной компетентности, а отсюда и качество формирования готовности к реабилитации лиц с ограниченными возможностями здоровья.

Количество баллов, полученных слушателями на начале ОЭР и завершении освоения программы, позволили определить уровень готовности специалиста социального профиля к работе с лицами с ограниченными возможностями здоровья.

Таким образом, разработанные нами критерии и параметры готовности специалиста учреждения социального обслуживания к реабилитации инвалидов позволяют определить уровень готовности специалиста учреждения социального обслуживания к реабилитации лиц с ограниченными возможностями здоровья [85].

В результате исследования установлено, что формирование готовности специалистов социального профиля к работе с лицами с ограниченными возможностями здоровья - это процесс, предполагающий формирование знаний и умений, личностных качеств специалиста, необходимых для решения проблем людей с ограниченными возможностями здоровья.

Нами выделены следующие критерии формирования готовности специалиста социального профиля к работе с лицами с ограниченными возможностями здоровья:

мотивационный (мотивированность к работе с лицами с ограниченными возможностями здоровья, профессиональный интерес, наличие необходимых теоретических знаний, практико-ориентированных умений и социально-профессионального опыта);

- когнитивный (осознанное знание новых профессиональных требований, ключевых понятий социальной реабилитации, содержание работы с лицами с ограниченными возможностями здоровья);

- рефлексивный (развитие творческих способностей, приобретение опыта, оценка и самооценка);

- деятельностный (владение методиками и технологиями, умение работать с лицами с ограниченными возможностями здоровья).

Под данные критерии разработаны параметры формирвания готовности специалиста социального профиля к работе с лицами с ограниченными возможностями здоровья. Параметры по каждому критерию характеризуют совершествование представлений и дейсвий специалиста социального профиля.

 

Выводы по первой главе

 

В первой главе «Теоретические предпосылки формирования готовности специалиста социального профиля к работе с лицами с ограниченными возможностями здоровья в дополнительном профессиональном образовании» решены следующие задачи:

- проанализированы содержание и проблемы формирования готовности специалистов социального профиля к работе с лицами с ограниченными возможностями здоровья в современном обществе;

- изучены особенности социальной работы с лицами с ограниченными возможностями здоровья в региональной системе социального обслуживания;

- разработаны и обоснованы критерии готовности специалистов социального профиля к работе с лицами с ограниченными возможностями здоровья в в процессе профессиональной деятельности.

При анализе содержания работы с лицами с ограниченными возможностями здоровья определены базовые понятия «инвалид», ребенок-инвалид, как самая многочисленная группа людей данной категории, и «инвалидность, реабилитация в ее историческом ракурсе и определение реабилитации; теоретические основы реабилитации как педагогической категории (Н.Ф. Дементьева, Е.И. Холостова), социальной педагогики (Н.М. Назарова, Лаврентьева З.И., Р.В. Овчарова, Л.Я. Олиференко, Т.И. Шульга); изучены особенности социальной реабилитации инвалидов с учетом положений, раскрывающих процесс социально-педагогической реабилитации, (Н.Н. Иванова, З.И. Лаврентьевой, М.В. Шакуровой, М.Д. Галагузова, В.Г. Бочарова, Т.В. Фуряева); условия и теоретические положения об образовании специалистов в системе профессиональной послевузовской подготовки (И.Ю. Алексашина, С.Г. Вершловский, В.Г. Воронцова, Е.Г.Королева, В.Ю. Кричевский, Н.В. Кузьмина), рассматривающий послевузовский этап образования как действенное средство улучшения качества профессионального труда, как источник саморазвития и самоактуализации специалиста.

В целом анализ научной литературы по проблемам социальной работы с лицами с ограниченными возможностями здоровья и имещейся практики работы с данными категориями в рамках Конвенции о правах инвалидов позволяет отнести социальную реабилитацию людей с ограниченными возможностями здоровья к разряду наиболее актуальных проблем в системе реабилитации и является предметом изучения философской, педагогической и психологической наук. Анализ и синтез различных точек зрения позволил сформулировать следующее рабочее определение: что социальная реабилитация – это деятельность, обеспечивающая социализацию людей с ограниченными возможностями здоровья образовательно-воспитательными средствами: передачу лиц с ограниченными возможностями здоровья (и освоение им) социального опыта человечества, обретения или восстановления социальной ориентации социального функционирования.

В ходе анализа региональной системы социального обслуживания в области социальной работы с лицами с ограниченными возможностями здоровья, детей лиц с ограниченными возможностями здоровья и процесса формирования готовности специалистов к данной деятельности с учетом реализации программ и проектов было выявлено следующее.

В соответствии с Конвенцией о правах инвалидов взят курс на признание равного права всех граждан, том числе лиц с ограниченными возможностями здоровья, жить в обычных местах проживания, при равных с другими людьми вариантах выбора.

В крае отработана система предоставления мер социальной поддержки, 100% инвалидов,от первично освидетельствованных, получают ИПР, созданы учреждения социального обслуживания.

Мониторинговые исследования микро- и макросреды жизнедеятельности инвалидов указывают на особые требования лиц с ограниченными возможностями здоровья к культуре реабилитации.

Быстро развивающаяся система социального обслуживания лиц с ограниченными возможностями здоровья требует мобильных в профессиональном отношении кадров, способных ориентироваться в нестандартной обстановке, принимать грамотные решения. Необходимо непрерывное повышение квалификации.

Определено понятие «готовность специалиста социального профиля к работе с лицами с ограниченными возможностями здоровья».

Особенностями формирования готовности специалистов социального профиля к работе работе с лицами с ограниченными возможностями здоровья являются:

- обеспечение социальной направленности содержания образовательных программ, обновляющих диапазон профессионального знания и основных (ценностно-мотивационной, когнитивной, психологической, социально-трудовой) компетенций специалиста на основе личностного и социального заказа;

- педагогическое обеспечение развития профессиональной компетентности с учетом специфики методов и форм обучения, стимулирующих позитивную мотивацию специалиста к дальнейшему непрерывному образованию и самообразованию;

- в процессе подготовки специалистов реализуется комплекс занятий, предусмотренный ИПР, оиентированный на взаимосвязь видов деятельности обучающего (преподаватель), обучающегося (специалист) и клиентов (лиц с ограниченными возможностями здоровья, дети с ограниченными возможностями здоровья, члены семей лиц с ограниченными возможностями здоровья) с использование ресурса информационных технологий.

При формировании готовности специалиста социального профиля к работе с лицами с ограниченными возможностями здоровья выделены следующие критерии готовности:

- когнитивный (знания оцениваются по уровню сформированности ключевых понятий, законов);

- мотивационный (профессиональные мотивы и интерес: потребность в самореализации, потребность в достижениях);

- деятельностный (оценивается социально-профессиональный опыт: полнота знаний, умений);

- рефлексивный (готовность к самоанализу к самооценке).

Под данные критерии раработаны параметры и уровни (низкий, средний и высокий) готовности специалистов социального профиля к работе с лицами с ограниченными возможностями здоровья.

В целом анализ региональной системы социального обслуживания, особенностей реабилитации инвалидов, проблем формирования готовности специалистов социального профиля к работе с лицами с ограниченными возможностями здоровья позволил определить сущность и содержание процесса формирования готовности данных специалистов.

 



Поделиться с друзьями:

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.063 с.