Покорение мексиканских территорий — КиберПедия 

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Покорение мексиканских территорий

2017-08-26 217
Покорение мексиканских территорий 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

США сдержали слово, не покушаясь на испанские владения в Северной Америке. Однако в 1821 году в ходе Войны за независимость испанских колоний в Америке Мексика добилась независимости, а в 1824 году провозгласила себя республикой. Еще пять лет спустя в молодом государстве было отменено рабовладение. Это обстоятельство раздражало рабовладельцев американского Юга. С другой стороны, у правительства США не было никаких обязательств перед правительством Мексики. Поэтому в 1836 году переселившиеся на земли мексиканского Техаса американцы добились его фактического отторжения от Мексики и начали насаждать в нем рабовладельческие отношения. В 1845 году Техас был законодательно присоединен к США, получив статус штата, что послужило поводом для англо-мексиканской войны 1846—1848 годов.

Понимая, что Мексика не смирится с потерей огромной территории, США стали готовиться к войне, введя в Техас правительственные войска, а в 1846 году американской армии был отдан приказ о вторжении на остальную территорию Мексики. Успешно развивая наступление, американцы в марте 1847 года заняли город Веракрус, а в сентябре пала столица страны Мехико. Мексиканскому правительству не оставалось ничего, кроме как пойти на унизительные переговоры о мире. Американо-мексиканский договор был подписан 2 февраля 1848 года в Гуада-лупе-Идальго. В соответствии с ним США становились собственниками почти половины всей прежней территории Мексики, которая лишилась не только Техаса, но также Новой Мексики, Верхней (северной) Калифорнии (сохранив за собой только полуостров Калифорния) и части Аризоны. Кроме того, американские корабли получили право беспрепятственного плавания в Калифорнийском заливе, являющемся фактически внутренней акваторией Мексики, и по реке Колорадо.

На этом амбиции США не иссякли. 3 ноября 1853 года некий Уильям Уокер, юрист по образованию и издатель по профессии, во главе вооруженного отряда, прибывшего из Сан-Франциско на бриге «Каролина», вторгся на территорию мексиканского штата Нижняя Калифорния, пытаясь «колонизировать» его в пользу Америки. При этом авантюрист делал вид, что появление его в Мексике является гуманной акцией, предпринятой в ответ на мольбы местных жителей защитить их от злобных индейцев из племени апачей. Не забыл Уокер и о собственной выгоде: провозгласив Нижнюю Калифорнию независимой республикой, он объявил себя ее президентом. Однако Уокер не получил поддержки от американских властей и был вынужден бесславно ретироваться. И все же 30 декабря 1853 года Мексике пришлось пойти на еще одну серьезную уступку американцам, подписав новый договор о продаже США части своей территории между реками Колорадо и Рио-Гранде-дель-Норте, по которой проходит нынешняя граница между этими двумя государствами. За это приобретение США заплатили 10 миллионов долларов. Покупка того стоила — благодаря ей единственная сухопутная граница между благословенной Верхней Калифорнией и Мексикой прошла по северу Калифорнийского полуострова, а восточная граница американской Калифорнии оказалась внутри США. Кроме того, приобретение 29 640 квадратных миль позволило в дальнейшем проложить трансконтинентальную дорогу между восточным и западным побережьями так, чтобы она прошла целиком по территории США.

После окончания войны с Мексикой США вышли на побережье Тихого океана — от современной Канады до современной Мексики. К середине 1850-х годов площадь страны увеличилась в восемь раз по сравнению с 1776 годом. США начинали ощущать себя великой державой, претендуя на первенство среди других государств обоих американских континентов. Действительно, влияние США на международной арене в середине XIX века заметно возросло. Хотя попытки захватить или купить Кубу не увенчались успехом, США не теряли надежды укрепиться в Центральной Америке. Так, в 1850 году государство заключило с Великобританией договор о строительстве Панамского канала и дальнейшем контроле над ним.

Приобретение бывших мексиканских территорий и развитие скотоводства на Западе ознаменовало начало эры американских ковбоев. Ковбоями, что в переводе означает «пастухи коров», называли не только скотоводов, денно и нощно охранявших стада от хищников и скотокра-дов, но и тех отважных парней, что занимались перегоном партий скота с юга в северные штаты. В 1860-е годы армию ковбоев пополнили ветераны Гражданской войны, бывшие рабы из южных штатов, мексиканцы и уроженцы востока США, жаждущие приключений. Рабочий день ковбоя составлял 18 часов, в течение которых он практически не сходил с коня, а получал он за свой труд примерно 25 долларов в месяц. Никто из ковбоев не разбогател на своей работе, тем более что неписаный ковбойский закон требовал расстаться с презренным металлом сразу после выплаты вознаграждения за труд. В прериях деньги тратить попросту не на что, поэтому молодцы с револьверами за поясами направлялись в мелкие западные городки, «каутауны», где к их услугам были салуны, в которых устраивались неистовые оргии. Одним из излюбленных мест ковбойских развлечений стал Додж-Сити. В ковбойских городках царило беззаконие и насилие. Там можно было стать свидетелем самых диких сцен. Со временем прокладка железных дорог позволила перевозить скот в любом направлении, и эра ковбоев-скотогонов отошла в прошлое. Постепенно герои американских легенд XIX века превратились в заурядных пастухов.

 

РАЗВИТИЕ ТРАНСПОРТА

Традиционным американским видом сухопутного транспорта были конные повозки, применявшиеся с первых дней существования европейских колоний в Америке. Для перевозки товаров также широко пользовались водными артериями. Поэтому очень важную роль отводили строительству канала Эри, связавшего озеро Эри с рекой Гудзон. 25 октября 1825 года был открыт водный путь, соединивший нью-йоркский порт с населенными пунктами на Великих озерах, реке Миссисипи и ее многочисленных притоках.

В 1829 году в Балтиморе был введен в строй первый 13-мильный участок железной дороги, которая пересекла Аллеганские горы и к началу 1853 года дошла до реки Огайо. Вначале железная дорога представляла собой конку, пассажиры которой размещались в двухпалубном фургоне: на нижней палубе были предусмотрены места для сидения, пассажирам верхней палубы предлагалось располагаться прямо на крыше экипажа. Конку тащила упряжка из двух лошадей, позволявшая развивать скорость до двенадцати миль в час. С 1830 года появились локомотивы на паровой тяге, способные перевозить маленькие составы, но увеличение массы поезда потребовало прокладки более надежных рельсовых путей.

Одновременно с постройкой «БиО» — железной дороги, связавшей Балтимор с берегами Огайо, — были введены в строй десять железнодорожных линий, объединившихся в Нью-Йоркскую центральную железную дорогу, а правительство начало рассматривать проект строительства трансконтинентальной железнодорожной магистрали, потребность в которой стала особенно острой в связи с массовыми переселениями американцев в западные области страны и их стремительным экономическим развитием.

На море под американским флагом ходило все большее число пароходов, однако одновременно в середине века строились и высокоскоростные деревянные парусники-клиперы. Потребность в них была высока в связи с развитием американских поселений на Тихоокеанском побережье. При отсутствии Панамского канала и трансконтинентальной железной дороги наиболее быстрый путь из Нью-Йорка в Сан-Франциско лежал по морю в обход мыса Горн, южной оконечности Южной Америки, 31 августа 1851 года американский клипер «Флаинг Клауд» установил рекорд скорости, проделав этот путь длиной почти в шесть тысяч миль всего за 89 дней и 21 час. Нетрудно подсчитать, что в день клипер проходил около 350 километров. В том же году была заложена целая флотилия огромных клиперов, которым предстояло стать главным средством сообщения между Атлантическим и Тихоокеанским побережьями США. В то же время в конце 1850-х годов по бездорожью между Сект-Луисом и Лос-Анджелесом начали курсировать почтовые дилижансы. Они преодолевали четыре тысячи километров за 20 дней, двигаясь днем и ночью, но могли везти не более пяти пассажиров. К тому же путешествие было рискованным не только само по себе, но и потому, что маршрут пролегал через земли, населенные враждебными индейскими племенами.

В 1850-е годы железные дороги стали привычными во многих приатлантических штатах. А 10 мая 1869 года было завершено строительство грандиозного рельсового пути, который пересек континент с востока на запад. Строительство железной дороги велось в противоположных направлениях компаниями «Юнион Пасифик» и «Сентрал Пасифик». Рельсоукладчики встретились в местечке Про-монтори-Пойнт, штат Юта. Честь забить золотой костыль на месте стыка двух веток была предоставлена президенту железнодорожной компании «Сентрал Пасифик» Лилан-ду Стэнфорду. Для этой цели ему вручили специальный серебряный молоток, но Стэнфорд до того разволновался, что его удар пришелся мимо. Тогда за дело взялся вице-президент «Юнион Пасифик» Томас Дьюрант, но и он промахнулся. Наконец, молоток перешел в руки главного инженера «Юнион Пасифик» Гренвилла Доджа, и тот наконец забил злополучный символический костыль.

Новость о завершении строительства трансконтинентальной магистрали по всей стране встречали колокольным звоном и пушечными салютами. И было чему радоваться: теперь путь из Нью-Йорка в Сан-Франциско занимал не три месяца, а всего восемь дней. 24 июля 1870 года в Нью-Йорк пришел первый прямой поезд из Сан-Франциско.

Железные дороги, протянувшиеся по необжитым местам, способствовали приходу в них цивилизации. На месте поселков железнодорожных строителей возникали городки и города, становившиеся центрами торговли и промышленности, а в их окрестностях процветали фермерские хозяйства, владельцы которых были уверены в том, что в нужное время поезда быстро доставят их продукцию в нужное место.

В 1870-х годах Америка переживала бум железнодорожного строительства, планировались новые трансконтинентальные линии. К этому времени железные дороги вокруг Нью-Йорка ежедневно перевозили до 50 тысяч пассажиров. Разветвленная железнодорожная сеть обслуживалась компаниями «Денвер Пасифик» и «Канзас Пасифик», которые связали Миссури и Колорадо. В течение первого десятилетия после окончания Гражданской войны в стране было проложено более 60 тысяч километров рельсовых путей, что удвоило протяженность железных дорог по сравнению с довоенным временем.

 

«ЗОЛОТАЯ ЛИХОРАДКА» 1849 ГОДА

К середине XIX века в Калифорнии обосновалось несколько тысяч переселенцев с востока США. Однако в 1850 году ее население многократно возросло, так как за один только 1849 год туда приехало около 80 тысяч человек.

Все началось с того, что в начале 1840-х годов некий владелец ранчо в Калифорнии обнаружил золотой песок... на корнях выкопанной им луковицы. В 1848 году Джеймс Маршалл случайно нашел крупинки золота на дне Аме-рикан-ривер, в 50 милях от Сакраменто. Любопытно, что известие об этой находке, напечатанное газетами Сан-Франциско, было воспринято читателями равнодушно. Тогда еще мало кто думал о возможности обогатиться посредством добычи золота. Однако местные жители были заинтересованы в притоке людей в Калифорнию — это было выгодно прежде всего владельцам отелей, салунов, магазинов и т. п. Трудно сказать, как развивалась бы история калифорнийской «золотой лихорадки», если бы не предприимчивость бакалейщика, главы общины мормонов Сан-Франциско Сэма Бреннана. Он несколько раз пронесся по улицам города на взмыленном коне, истошно вопя: «Золото! Золото в Американ-ривер!!!» Он достиг желаемого эффекта: известие о находке напечатала газета «Нью-Йорк геральд», и в Калифорнию потянулись нескончаемые потоки искателей счастья.

В 1849 году «золотая лихорадка» охватила и саму Калифорнию. Только малые, старые да чересчур ленивые ка-лифорнийцы устояли перед искушением принять участие в поисках желтого металла. Сан-Франциско, крупнейший в то время населенный пункт Калифорнии, опустел как минимум наполовину, в то время как оставшаяся на местах половина жителей успешно обогащалась, предоставляя услуги наводнявшим Калифорнию золотоискателям. За калифорнийскими старателями закрепилось прозвище «форти-найнеры» («люди сорок девятого года»).

«Золотая лихорадка» буквально сводила людей с ума. Некоторые продавали все, что у них было, только бы поскорее добраться до Калифорнии. Путей было несколько. Можно было пересечь Великие равнины в обтянутом парусиной фургоне, можно было сесть на корабль в каком-нибудь порту на Атлантическом побережье и добраться до Панамского перешейка, а оттуда пробираться пешком через дикие джунгли. Наиболее безопасным был морской путь, в обход Южной Америки (Панамский канал еще не был даже спроектирован), но такое путешествие имело два существенных недостатка: оно было и дорогим, и долгим — до пяти месяцев. И тем не менее корабли, направлявшиеся из портов Атлантики в Калифорнию, брали штурмом. В гавани самого Сан-Франциско вскоре замерли на якоре опустевшие суда: доставив груз в Калифорнию, экипажи бросали их на произвол судьбы, устремляясь на берег добывать золото. Каждый надеялся найти свое Эльдорадо.

Многим действительно везло, и люди стремительно превращались в богачей. Однако далеко не всем удавалось сохранить обретенное богатство или хотя бы жизнь. Запад все еще был диким, и на нем царил диктат силы. Застолбивший наиболее перспективный участок мог быть запросто убит менее удачливыми конкурентами, постоянно возникали склоки между компаньонами. Предприимчивые люди открывали в это время салуны, где старатели охотно расплачивались за традиционный стакан виски не бумажными долларами, а мешочками с золотым песком. Житель Орегона Хендерсон Льюеллинг сколотил состояние, продавая изголодавшимся по фруктам старателям яблоки по немыслимой цене — 5 долларов за штуку. На торговле в Калифорнии сделал состояние и основатель знаменитой фирмы по производству джинсовой одежды Ливай Страус, начавший продажу первых джинсов — прочных штанов из грубой хлопчатобумажной ткани, незаменимых в условиях, когда старателям приходилось не только рыть землю или просеивать золотоносный песок в ручьях и речушках, но и жить в построенных на скорую руку хижинах или палатках, а то и вовсе спать под открытым небом.

Благодаря «золотой лихорадке» 1849 года население Калифорнии заметно увеличилось, началось ее превращение в тот благословенный край, которым она является в наше время.

 

РАБСТВО И АБОЛИЦИОНИСТЫ

Еще на заре колонизации Америки стало традицией использовать рабский труд на плантациях, принадлежавших выходцам из Европы. Поскольку плантации находились в климатических зонах, благоприятных для выращивания наиболее доходных культур — хлопка и табака, основным рабовладельческим районом США стал Юг. Негров покупали на невольничьих рынках, и они попадали в полное распоряжение своих господ. Изнурительный труд и произвол хозяев делали их жизнь крайне тяжелой. В северных штатах, где компактно проживали пуритане, стремившиеся жить в соответствии с евангельскими заповедями, население предпочитало обходиться собственными силами, а к неграм относилось с высокомерной снисходительностью из-за того, что Господь сотворил их столь несовершенными.

Тем не менее в революционные 1770-е годы мысль о том, что Бог сотворил людей равными, отраженная в «Декларации независимости», была распространена многими белыми американцами и на чернокожих рабов. Еще в 1774 году Континентальный конгресс выступил с призывом отменить работорговлю, причем большинство штатов отнеслись к этому положительно. В северных штатах, где не было обширных плантаций, предлагали вообще немедленно отменить рабство или же постепенно освободить негров. Южане были в этом вопросе консервативнее: негры являлись ценной рабочей силой, необходимой для обработки плантаций, важнейшей составляющей экономики американского Юга. В Виргинии, правда, нашлось несколько плантаторов-идеалистов, давших волю своим рабам. С этих событий в Америке началось движение сторонников отмены рабства — аболиционистов. Однако вопрос об освобождении рабов грозил вызвать раскол в обществе, которое, как никогда, нуждалось в единстве перед лицом британской угрозы, и решение этой проблемы было отложено на долгие десятилетия.

Быть может, далеко не все плантаторы относились к своим неграм так бесчеловечно, как Саймон Легри в известном романе Гарриет Бичер-Стоу «Хижина дяди Тома» (1852), и тем более не опекали их с такой заботливостью, как Эллин О'Хара в романе Маргарет Митчелл «Унесенные ветром» (1936). Рабство есть вопиющее зло, худшая форма эксплуатации человека, и не приходится удивляться, что рабы нередко убегали с плантаций, стремясь укрыться от хозяев в других штатах, например в Вермонте, где изначально не было рабовладения. В интересах рабовладельцев 12 февраля 1793 года в США был принят закон о беглых рабах, по которому разрешалось возвращать беглецов хозяевам даже с территорий других штатов. При этом гражданам США запрещалось давать приют беглым невольникам, препятствовать их аресту и тем более укрывать их. В эти годы в стране зародился позорный промысел ловцов беглых негров.

В результате дебатов по вопросу о рабовладении в 1820 году по 36-му градусу 30-й минуте северной широты пролегла граница между рабовладельческими и нерабовладельческими штатами, и, пересекая ее, сбежавшие с Юга невольники обретали свободу.

Движение за отмену рабства в США заметно усилилось в 1830-е годы, объединив к 1840 году в своих рядах около 200 тысяч человек, создавших Партию свободы. Это произошло отчасти под влиянием примера Британской империи, которая отменила работорговлю на своей территории в 1807 году, а в 1833 году и само рабство. Кстати сказать, британцы, продолжавшие с подозрением относиться к обитателям бывших колоний, благодаря этим законам получили право на чувство морального превосходства над американцами, что в те годы не могло остаться незамеченным гражданами США, продолжавшими вести негласную конкуренцию с бывшей метрополией. В движении аболиционистов принимали участие не только мужчины, но и женщины, не только белые, но и бывшие рабы. Искренне веря в равенство людей перед Богом, борцы с рабством в 1840 году официально признали женщин равноправными участницами этого движения. В 1843 году в Америке заговорили о негритянке Соджернер Трут (1797—1883), которой было послано свыше видение, после чего она стала бродячей проповедницей. Крещенная Изабеллой, она приняла говорящее имя Соджернер Трут, означающее «путешествующая с правдой». Бывшая рабыня, получившая вольную, она путешествовала по рабовладельческим штатам. Слова ее проповедей вселяли надежду в сердца невольников и сулили кары небесные их владельцам. Ей было что сказать о рабстве: большинство из ее тринадцати детей были оторваны от матери и проданы другим хозяевам.

Героиней движения аболиционистов была и Гарриет Табмен (1820—1913). Двадцатилетней девушкой она сбежала от своего хозяина-рабовладельца на север и посвятила жизнь спасению других невольников. В 1860-х годах она бесстрашно совершила девятнадцать поездок в южные штаты, чтобы помочь обрести свободу десяткам беглецов. При этом Гарриет подвергалась страшной опасности: ее голова была оценена в 40 тысяч долларов и, попади она в руки рабовладельцев, ее вполне могли предать мученической смерти.

В 1850 году в состав США в качестве нерабовладельческого штата вошла Калифорния, но в то же время под давлением рабовладельческих штатов Конгресс принял закон, обязывавший власти северных штатов ловить беглых невольников и возвращать их владельцам. С этого времени рабы могли обрести свободу только на территории британской Канады. Аболиционисты, вопреки новому закону, активно содействовали беглецам, скрывали их у себя в домах и помогали добраться до Канады. Был налажен маршрут, по которому небольшие партии беглецов переправлялись на север. Его назвали «подземной железной дорогой», так как действовал он тайно и состоял из «перегонов» и «станций», что и позволило провести транспортную аналогию. Подробно действие «подземной железной дороги» было описано Гарриет Бичер-Стоу в ее всколыхнувшем всю Америку аболиционистском романе «Хижина дяди Тома».

Вместе с тем рабовладельцы вовсе не желали сдавать позиции и отказываться от своей собственности. Они приводили массу демагогических доводов в защиту рабства, ссылаясь на авторитет Библии, где говорится, что у ветхозаветных патриархов были рабы (например, у Авраама — Агарь), что неграм уготована их участь не только в силу несовершенства их расы, но и потому, что так решено Богом: ведь чернокожие, по Библии, ведут свое происхождение от Ханаана, сына Хама, а Ханаан был проклят самим праведником Ноем. Знатоки Евангелия приводили пример святого Павла, который убеждал слуг повиноваться хозяевам. «Убедительные» примеры в защиту рабства искали и в античной истории: труд рабов освобождал хозяевам время для интеллектуальных трудов на пользу цивилизации.

Отношение к рабству раскололо Соединенные Штаты на два лагеря, подтолкнув страну к Гражданской войне.

 


Поделиться с друзьями:

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.028 с.