Использование лечебных грязей и сапропелей — КиберПедия 

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Использование лечебных грязей и сапропелей

2017-08-26 190
Использование лечебных грязей и сапропелей 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Грязелечение – использование с лечебно-профилактическими целями лечебных грязей, или пелоидов (греч. «pelos» – ил, грязь). По происхождению и физико-химических свойств лечебные грязи делят на три основные группы: иловые, торфяные и псевдовулканические.

Лечебные грязи республики представлены 2 генетическими группами: торфяные (выявлено 113 перспективных для получения торфяных лечебных грязей месторождений с прогнозными запасами 47,6 млн. м3 для получения гумусовых и 25,6 млн. м3 – липидно-гумусовых грязей) и сапропелевые (52 месторождения с прогнозными запасами 66 млн. м3).

Наиболее богаты лечебным торфом Витебская (53 месторождения с прогнозными запасами 34,2 млн. м3) и Минская (30 месторождений с запасами 21,6 млн. м3) области. Особую ценность представляет минеральный кислый железистый торф месторождения Мазница (Борисовский р-н) - аналог лечебных грязей курортов Сапожок (Рязанская обл.) и Франтишкови-Лазне (Чешская Республика).

Сапропелевые грязи содержатся в более чем 50 озёрах республики, наибольшее число которых расположено в Витебской и Минской областях Наиболее крупные запасы лечебных сапропелей выявлены в озёрах Великие и Малые Швакшты (29, 1 млн. м3) Поставского р-на, Судобле (7,6 млн. м3) Смолевичского, Сергеевичское (8,4 млн. м3) Пуховичского, Вечер (7,5 млн. м3) Любанского р-нов, месторождениях Воронь (2,2 млн. м3) и Боровно (4,6 млн. м3) Лепельского р-на и др. Разработана технология приготовления лечебных грязей из озёрных сапропелей путём их обогащения, расширевшее базу грязелечения.

Иловые грязи - это природные вещества, образующиеся в соленых или пресных водоемах в результате медленного разложения умерших животных и растений. Сапропель – гниющий ил.

Торфяные грязи (торф) образуются в водоемах болотного типа из отмерших растительных организмов. Для лечебных целей наиболее ценны кислые минерализованные торфы с высокой степенью разложения.

Из различных типов псевдовулканических грязей в лечебных целях применяют сопочные и гидротермальные грязи. Сопочные грязи выбрасываются вместе с газообразными углеводородами грязевыми сопками (сальзами). Сопочная грязь представляет собой размягченную горную породу, смешанную с водой, иногда с нефтью. Гидротермальные грязи образуются в районах активной вулканической деятельности.

Лечебные грязи состоят из жидкой и твердой фаз. Жидкая фаза (грязевой раствор) представляет собой водный раствор минеральных солей и органических соединений. Твердую фазу грязи составляют кристаллический скелет (мельчайшие частицы глины, ракушек и др.) и коллоидная фракция.

В лечебных грязях также содержатся вещества, подобные гормонам и витаминам, ферментам и антибиотикам и др. Они обладают высокой физиологической активностью, антибактериальными свойствами и во многом определяют способности и специфичность действия лечебных грязей.

Основные показания для грязелечения: заболевания и последствия травм костно-мышечной системы, заболевания и последствия травм периферической и центральной нервной системы, воспалительные заболевания различных внутренних органов в фазе затухающего обострения или ремиссии, кожные болезни (хроническая экзема, ограниченный нейродермит, склеродермия) и др.

Противопоказания к грязелечению: острые и хронические воспалительные процессы в стадии выраженного обострения, злокачественные и доброкачественные новообразования, туберкулез всех органов, кахексия (резкое похудение), системные болезни крови, выраженная дисфункция эндокринных органов, заболевания сердечно-сосудистой системы в стадии декомпенсации, наклонность к повторным кровотечениям, инфекционные болезни в острой и заразной стадии.

Проведены исследования по изучению сравнительной эффективности белорусских сапропелей при заболеваниях периферической нервной системы, опорно-двигательного аппарата и пищеварительного тракта по 4-м основным группам белорусских сапропелей (кремнеземистые, карбонатные, органические и торфосапропели).

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Динамика основных демографических показателей, наблюдаемых за последнее десятилетие в Республике Беларусь, несмотря некоторое увеличения рождаемости и снижение убыли населения приводит к выводу о важности и первостепенности проблемы реактивности организма людей, как основного показателя санитарного состояния населения.

Являясь нормальной физиологической реакцией, реактивность в условиях вредоносного воздействия внешних факторов, превышающих физиологический диапазон функционирования организма, приобретает патологический характер, требующий мер изучения и устранения состояния болезни. Данный путь сложен не только из-за необходимости диагностики (исследования огромного количества показателей, характеризующих специфическую и неспецифическую резистентность организма, его способность к развитию общего адаптационного синдрома), а также в связи с профилактической потребностью диагностики вредоносного фактора в мультифакториальной картине среды жизнедеятельности.

Пропагандируемый в данном учебном пособии путь предпочтителен. Он связан с поддержанием и усилением естественной реактивности организма человека, который препятствует развитию в нем заболевания.

Минимизация вредного воздействия окружающей среды возможна при выполнении условий немедикаментозного воздействия:

1. Осмысленная оптимизация способа и места проведения досуга, занятий физической культурой и спортом с учётом природных оздоровительных факторов, санаторно-курортного лечения

2. Использование дыхательных упражнений – гипоксическая тренировка (направленная совершенствование сознательной регуляции частоты и глубины дыхания).

3. Восполнение дефицита нутриентов за счёт продуктов питания с заданными свойствами (т.н. функциональные продукты), т.е. промышленно обогащенных витаминами, флавоноидами (пигментами), минералами и др. микронутриентами, пищевыми волокнами, или витаминно-минеральных БАД.

Учитывая противоречие между ограничением печатного объема предлагаемого учебного пособия и обширностью имеющегося материала, ограничимся вышеприведенными методами и тезисом профессора Н.И.Аринчина (1995) о здравосозидании, как комплексе технологий, направленных на овладение человеком искусством управления своей жизнедеятельностью с целью создания своего здоровья, активного долголетия, творческой деятельности, продолжения рода.

Одним из важных направлений здравосозидания является грамотное использование совокупности природно-климатических условий в системе оздоровительной физической культуры, повышающее устойчивость организма к действию неблагоприятных факторов окружающей среды, общему укреплению здоровья.


ЛИТЕРАТУРА

1. Алисов Б.П., Полтораус Б.В. Климатология. М., 1974.

2. Беларусь: среда для человека // Национальный отчет о человеческом развитии. 1996.

3. Бокша В.Г. Справочник по климатотерапии. - Киев, 1989.

4. Брехман И.И. Введение в валеологию – науку о здоровье. - Л., 1987.

5. Бутьева И.В., Швейнова Т.Г. Методические вопросы интегрального анализа медико-климатических условий // Комплексные биоклиматические исследования. М., 1988. - С. 97–106.

6. Данилова Н.А. Климат и отдых в нашей стране М., 1980.

7. Изменения климата Беларуси и их последствия / Под ред. В.Ф.Логинова. Мн., 2003.

8. Пирожник И.И., Зайцев В.М. Социально-географические проблемы организации загородного отдыха населения крупных городов // Рациональное природопользование в условиях Белоруссии. - Л., 1988. - С. 103–120.

9. Подшибякин А.К. Закаливание человека. Киев, 1986.

10. Потаев Г.А. Рекреационные ресурсы Беларуси / Природные ресурсы. - 2000. - №3. - С. 85–102.

11. Хайрулин К.Ш. Методика оценки зимних погодных условий, дискомфортных для человека / Тр. ГГО. Вып. 303. - Л., 1973.

12. Стожаров А.Н. Медицинская экология. – Мн.: Выш. школа, 2007. – 368 с.

13. Экогигиена физической культуры и спорта: рук-во для спортивных врачей и тренеров / Авт.-сост.: Дубровский В.И., Разумов А.Н., Рахманин Ю.А. – М.: Владос, 2008. - 551 с.

14. Ясовеев М.Г., Досин Ю.М., Крылова О.В. Природные факторы оздоровления. – Мн.: БГПУ, 2004. – 198 с.

15. Формирование физического здоровья детей и молодёжи, проживающих на территориях радионуклидного загрязнения: пособие для учителей физической культуры / под общ. ред. М.Е.Кобринского, А.Г.Фурманова. – Мн.: Тонпик, 2005. – 256 с.

16. Тальчук А.А., Лаптиева Л.Н., Крикало И.Н. Влияние образа жизни на метеочувствительность студенческой молодёжи // Актуальные проблемы экологии. – Гродно, 2009. – С. 274-276.

17. Гигиена физического воспитания и спорта: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Я.С.Вайнбаум, В.И.Коваль, T.А.Родионова. - М.: Изд. центр «Академия», 2002. — 240 с.

18. Материалы докладов 5-го Международного научно-практического Конгресса Общероссийской общественной организации «Ассоциации авиационно-космической, морской, экстремальной и экологической медицины России». – М., 2006.

19. Ясовеев М.Г., Курак А.В., Досин Ю.М. Воздействие космофизических факторов на состояние здоровья человека // Весці БДПУ. Серыя 3. – 2011. - № 1. – С.37-41.

20. Патологическая физиология / под. ред. А.Д.Адо, Л.М.Ишимовой. - М.: Медицина, 1980.

 


Поделиться с друзьями:

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.011 с.