Глава 2. Рифмизация как эффективный прием мнемотехники при изучении грамматики — КиберПедия 

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Глава 2. Рифмизация как эффективный прием мнемотехники при изучении грамматики

2017-08-23 524
Глава 2. Рифмизация как эффективный прием мнемотехники при изучении грамматики 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

(Материал подготовлен Е.Л. Пупышевой, к.п.н. кафедры русского языка и контрастивного языкознания Елабужского института Казанского (Приволжского) федерального университета и учителем Актюбинской средней общеобразовательной школы М.С. Прохоровой.)

М.С. Прохоровой были придуманы 14 рифмовок и две лингвистические сказки, которые можно применять в процессе обучения. Например, при изучении раздела «Морфемика и словообразование можно использовать следующие рифмовки, позволяющие усвоить основные понятия.

 

Морфемы

Ребята, сейчас мы расскажем, кто все мы

Мы – значимые части слова, морфемы.

В отличие от звука и от слога

Мы что-то означаем у слова.

Нас четверо, друзья, внимание,

Мы – корень, суффикс, приставка, окончание.

Чтоб слово по составу разобрать,

Значенье нас и слова нужно знать.

 

Корень

КОРЕНЬ в почве цветок закрепляет

И без корня цветок засыхает.

Как цветку корень –жизни основа,

Так не может без КОРНЯ жить слово.

Узнаём мы по корню значенье:

Посмотри:

Петь, певец, песня, пенье.

Основа

Основа часть слова без окончания:

Смотри: Здание, к зданию, зданием, здания.

Меняется только форма у слова.

Но неизменной остаётся основа.

 

Суффикс

Вот такое случается,

Что слова

Увеличиваются и уменьшаются–

Вдруг трава

Превратилось в травищу,

Нос уменьшаются– в носище,

Сапог уменьшаются– в сапожище

Или уменьшилось, стало добрее:

Смотри скорее:

Сапог – сапожок

Пирог – пирожок,

Нос– носок.

Синий – синенький – синеватый,

Кислый кисленький кисловатый.

 

Это суффикс творит волшебство,

Вы за корнем найдёте его.

Он служит для образованья новых слов

(Отец – отцов, снег – снежный, успех –успешный.)

И форм слова:

Стола – столика столовая – столовой.

 

Окончание

Окончанье стоит в конце слова:

Очень много затей у Матвея Фролова

Форму слова оно образует:

Рисовал глаз кота, хвост рисует

Связь показывает слова с другими словами:

Бегемоту купили пальто со слонами

Выражает значенье лица, падежа, числа, рода:

Дам ежу два яйца, соль и семь бутербродов.

 

Приставка

Стоит перед корнем, приставлена к корню

И служит для новых слов образования:

Бежать – прибежать, побежать, спор – поспорить,

Баня – предбанник, рано – заранее.

При изучении орфограмм «Правописание гласных о и ё после шипящих в окончаниях существительных», «Правописание мягкого знака в именах существительных и глаголах», Правописание гласных и, у, а после шипящих» рекомендуем применять рифмовки и ассоциативные сказки, например: «Жук и Щука».

 

Правописание гласных о и ё после шипящих

Я подставлю маме верное плеч О,

Ароматный ей сварю харч о.

Л е гче будет сердцу, телу горяч о.

Если нужно будет, пусть поест ещ ё.

К счастью, есть на ужин пироги с борщ о м,

Золотой картофель с заливным лещ о м.

 

Правописание мягкого знака в именах существительных и глаголах

Где писать нам мягкий знак?

Мы его запомним так:

В корне пишется он часто:

П ь еса, пьета, пью, лью, счастье.

Слов ес, ет в русском нет.

 

Пишем также в окончанье:

Во втором лице глагола:

Ты скучаешь, пьешь сок с чаем,

Но к друзьям идешь весёлый.

В словах третьего склоненья

Его мы пишем без сомненья:

Мышь оглянулась на мгновенье.

 

Правописание гласных и, у, а после шипящих

После ж, ч, ш, щ

Пишем мы у,и,а

Но писать нельзя

Буквы ы,ю, я.

Жук и Щука

Чи нный Жу к жи л в жа ру

В чу дной ча ще.

Щу ке ша р поутру

Дал шу р шащи й.

Щу карада была,

Щи ему принесла.

 

При изучении раздела «Морфология» также можно применять приём рифмизации. Например, для объяснения особенностей имени существительного большим подспорьем может служить такая рифмизация:

 

Морфология.

Имя существительное.

Обозначаю я предмет,

И на вопрос кто? что ответ

Даю легко:

Крот. Молоко.

Три склонения:

Ты три склоненья у меня найдёшь:

1-е скл. Земля 2-е скл. село. 3-е скл. рожь

Луна конь

Три рода:

Женский Мужской Средний

Мечта костёр, кафе, селенье

Запоминанию порядка падежей в русском языке может помочь такая «запоминалка»:

Именительный. Играют

Родительный. Раечка

Дательный. с Дашей,

Винительный. Валяются,

Творительный. толкаются

Предложный. пляшут

В изучении единиц языка также поможет использование ритмизации. Рисунок дома для единиц языка см. в Приложении.

Единицы языка.

Дом строится из кирпичей.

Сначала строится фундамент,

Он держит дом, чем он прочней,

Тем дольше служит вам он с нами.

Над ним подвал и этажи,

Их пять, и шесть, и сто бывает

Они нужны, чтоб нам там жить,

А крыша дом весь защищает.

Язык – многоэтажный дом:

Фундамент – звук, основа в нём,

Слова – этаж, стоит он выше,

А предложенье служит крышей.

 

 

Раздел «ОРФОЭПИЯ»


Поделиться с друзьями:

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.019 с.