Тема 1. Мировая экономика и международное разделение факторов — КиберПедия 

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Тема 1. Мировая экономика и международное разделение факторов

2017-08-26 204
Тема 1. Мировая экономика и международное разделение факторов 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Производства.

Предмет мировой экономики. Структура мировой экономики. Объективные основы мировой экономики.

Международное разделение факторов производства: труда, капитала, земли и технологий. Классификация и мобильность основных, развитых, общих и специальных факторов производства. Мобильность факторов производства и международная конкурентоспособность.

Международное разделение и движение факторов производства.

Формируемые компетенции: ОК-1, ОК-4, ПК-1, ПК-8.

 

Тема 2. Международные экономические организации.

Международные экономические организации в мировой экономике. Основные направления деятельности ООН в международной экономике. Организация экономического сотрудничества и развития. Региональные экономические организации.

Формируемые компетенции: ОК-1, ОК-4, ПК-8, ПК-9.

 

Тема 3. Международная экономика и основные тенденции ее развития.

Основные этапы формирования международной экономики. Мировой рынок, его отличие от национального рынка. Мировое хозяйство, его характерные черты. Международная экономика как современный этап развития рыночной экономики. Общая характеристика форм международных экономических отношений и международных экономических организаций. Тенденции развития международной экономики.

Формируемые компетенции: ОК-1, ОК-5, ПК-9.

 

Тема 4. Группы стран в международной экономике.

Группы стран в международной экономике.

Классификация стран по различным группам. Критерии классификации. Индустриальные страны. Развивающиеся страны. Страны с переходной экономикой. Место и роль России в международной экономике. Важнейшие центры экономического развития: Северная Америка, Западная Европа, Япония. Новые индустриальные страны.

Формируемые компетенции: ОК-4, ПК-8, ПК-9.

Тема 5. Международные корпорации в мировой экономике.

Роль транснациональных корпораций \ТНК\ в международной экономике. Определение ТНК. Причины возникновения ТНК и их основные виды. Главные направления деятельности международных корпораций. Формы освоения ТНК мировых рынков.

Формируемые компетенции: ОК-1, ОК-4, ПК-1, ПК-9.

Тема 6. Международная экономическая интеграция.

Понятие экономической интеграции. Формы интеграционных объединений и их эволюция. Причины развития интеграционных процессов.

Западноевропейская интеграция. Этапы формирования интеграции. Единый внутренний рынок Европейского Союза. Валютная интеграция в ЕС. Маастрихские соглашения и формирование Экономического и Валютного Союза ЕС.

Особенности развития североамериканской интеграции. Основные положения договора о создании НАФТА.

Характерные черты развития интеграционных процессов в странах Юго-Восточной Азии АСЕАН.

Евразийское экономическое сообщество.

Формируемые компетенции: ОК-1, ОК-4, ПК-1, ПК-6, ПК-9.

 

ПЛАНЫ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ

Семинар №1(по теме № 1)*

Вопросы для обсуждения:

1. Международная экономика и ее структура.

2. Факторы производства и их мобильность.

3. Международное разделение факторов производства.

4. Международное движение факторов производства.

*Примечание: занятие проводится в форме дискуссии- форма учебной работы, в рамках которой студенты высказывают свое мнение по проблеме, заданной преподавателем. Проведение дискуссий по проблемным вопросам подразумевает написание студентами эссе, тезисов или реферата по тематике, предложенной преподавателем.

Решение тестов и задач (см. «Фонд оценочных средств по учебной дисциплине»).

Формируемые компетенции: ОК-1, ОК-4, ПК-1, ПК-8.

 

Семинар №2(по теме № 2)

Вопросы для обсуждения:

1. Всемирная торговая организация.

2. Международный валютный фонд.

3. Мировой банк реконструкции и развития.

4. Деятельность ООН в мировой экономике.

5. ОЭСР.

6. СНГ

Решение тестов и задач (см. «Фонд оценочных средств по учебной дисциплине»).

Формируемые компетенции: ОК-1, ОК-4, ПК-8, ПК-9.

Семинар №3 (по теме № 3)*

Вопросы для обсуждения:

1. Этапы формирования международной экономики как рыночной экономики.

2. Мировой рынок и международный обмен товарами.

3. Мировое хозяйство и международное движение факторов производства.

4. Характерные черты современной международной экономики.

5. Тенденции развития международной экономики.

*Примечание: занятие проводится в форме метода кейс-стади - обучение, при котором студенты и преподаватели участвуют в непосредственном обсуждении деловых ситуаций или задач. При данном методе обучения студент (группа студентов) самостоятельно вынужден принимать решение и обосновать его.

Решение тестов и задач (см. «Фонд оценочных средств по учебной дисциплине»).

Формируемые компетенции: ОК-1, ОК-5, ПК-9.

Семинар № 4(по теме № 4)

Вопросы для обсуждения:

1. Роль развитых стран в международной экономике.

2. Характеристика внешнеэкономической деятельности США, Японии, ЕС.

3. Экономическое положение развивающихся стран.

4. Группы развивающихся стран по уровню экономического развития.

5. Характеристика внешнеэкономической деятельности Китая, Индии, Бразилии.

6. Характеристика внешнеэкономической деятельности стран с переходной экономикой.

7. Место и роль России в мировой экономике.

*Примечание: семинарское занятие проводиться в интерактивной форме – дискуссии. В ходе занятия используется принцип «опора на индивидуальный и групповой опыт». Это предполагает использование индивидуальной, парной и групповой работы; организуется работа с различными источниками информации, в том числе с документами и ресурсами Интернет; предусматривается моделирование ситуаций; использование ролевых игр, совместное решение проблемы.

Решение тестов и задач (см. «Фонд оценочных средств по учебной дисциплине»).

Формируемые компетенции: ОК-4, ПК-8, ПК-9.

 

Семинар № 5(по теме № 5)

Вопросы для обсуждения:

1.Причины возникновения ТНК и их основные виды.

2. Международные корпорации и главные направления их деятельности.

3. Формы освоения ТНК мировых рынков.

4. Российские ТНК.

Решение тестов и задач (см. «Фонд оценочных средств по учебной дисциплине»).

Формируемые компетенции: ОК-1, ОК-4, ПК-1, ПК-9.

 

Семинар № 6(по теме № 6)

Вопросы для обсуждения:

1. Международная экономическая интеграция: факторы и основные этапы

2. Интеграция в западной Европе

3. ЕАСТ, АТЭС и АСЕАН

4. НАФТА и Меркосур

5. Международная экономическая интеграция: экономические эффекты.

6. Евразийское экономическое сообщество.

Решение тестов и задач (см. «Фонд оценочных средств по учебной дисциплине»).

Формируемые компетенции: ОК-1, ОК-4, ПК-1, ПК-6, ПК-9.

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ СТУДЕНТАМ

 

Методические указания по организации самостоятельной работы студентов по курсу «Мировая экономика и МЭО ч.1» составлены в соответствии с квалификационными требованиями Федерального Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования к уровню подготовки выпускника по направлению 080100 «Экономика».

По темам 1,3,4 занятия проводятся в активной и интерактивной форме.

Самостоятельная работа, являясь основным видом обучения, предполагает изучение рекомендованных литературных источников (основной и дополнительной литературы) в интересах доработки лекций и подготовки к семинарским и практическим занятиям.

Доработку лекции целесообразно осуществлять в течение 2-3-х дней после её проведения. Для этого необходимо прочитать сделанные записи, подчеркнуть (выделить) вопросы, заголовки и основные положения лекции, тщательно изучить ключевые слова и понятия данной темы занятия. В случае необходимости следует более подробно самостоятельно рассмотреть вопросы лекции, дополнив материалом из других источников. При этом следует учесть, что конспект лекции должен максимально полно раскрывать содержание изучаемой темы.

К семинарскому занятию следует готовиться заранее. Для этого необходимо детально изучить план семинарского занятия, подобрать соответствующую литературу. Желательно по каждому вопросу семинарского занятия сделать небольшой конспект, отразив в нем ключевые моменты. В случае выбора доклада, рекомендованного на семинаре, целесообразно поставить об этом в известность преподавателя и проконсультироваться у него по поводу структуры и содержания доклада. Кроме выступления на семинаре, студент должен быть готов к рецензированию докладов, сделанных товарищами, и внесению дополнений к имеющимся выступлениям.

В ходе подготовки к семинарскому занятию студент должен повторить лекционный материал по данной теме, изучить рекомендованную основную и дополнительную литературу. В целях более полного усвоения учебного материала следует также изучить основные термины и вопросы для самоконтроля по данной теме. Подготовка к семинару занятию должна обеспечивать активное участие каждого студента в обсуждении всех вопросов, вынесенных для рассмотрения на каждом занятии.

С целью более эффективного усвоения учебного материала студенты в процессе самостоятельной работы должны использовать словарь основных терминов курса и вопросы, предназначенные для самоконтроля.


ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

план дисциплины «Мировая экономика и МЭО» Ч.1

(очная форма обучения)

№ п/п Наименование разделов и тем Всего Аудиторные занятия Самост. работа
Лекции Семинары
1. Тема 1. Мировая экономика и международное разделение факторов производства.        
2. Тема 2. Международные экономические организации.        
3. Тема 3. Международная экономика и основные тенденции ее развития.        
4. Тема 4. Группы стран в международной экономике.        
5. Тема 5. Международные корпорации в мировой экономике.        
6. Тема 6. Международная экономическая интеграция.        
Итого часов:        

Задания для самостоятельной работы студентов

а) при чтении лекций


Поделиться с друзьями:

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.022 с.