Роль школ в озеленении г. Иванова — КиберПедия 

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Роль школ в озеленении г. Иванова

2017-08-24 242
Роль школ в озеленении г. Иванова 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

В озеленении г. Иванова и других городов области посильную помощь оказывали учителя и педагоги внешкольных учебных заведений. В Иванове большое количество школ было построено в 30-х годах. Каждой школе горсоветом были отведены пришкольные участки площадью от 1,5 до 3 тыс. м2. Вначале они не использовались. С 1945 г. на них начали создавать пришкольные сады, которые в течение короткого времени были заложены практически во всех школах. Особенно ценные коллекции ягодников имела 40-я средняя школа. В хорошем состоянии содержали свои сады 31-я, 42-я, 55-я, 56-я школы. В этих садах выращивали яблони, вишни, ягодники, реже сливы я груши. В 24-й, 29-й и 54-й школах были разбиты яблоневые сады. На всех пришкольных участках выращивали малину и черную смородину, гораздо реже белую и красную смородины и крыжовник.

Из-за недостатка посадочного материала вначале при школах высаживали дикие яблони, затем они при многих школах были окультурены прививками (в 29-й, 54-й и др.). Лучшим в городе в 50-х годах считался сад 54-й школы, расположенной в местечке Воробьеве, на Дальней улице. Перед школой изумрудным ковром расстилался газон, в центре которого была разбита большая круглая клумба с красиво подобранными цветами. Весь партер был окаймлен караганой древовидной. Садовый участок располагался за школой. В нем на площади 0,24 га выращивалось 72 яблони, 65 вишен, 40 слив, 30 кустов крыжовника, 100 кустов смородины, 140 кустов малины, 3000 кустов земляники (I). В 1950 г. директор школы О-В. Лобанов, а также учителя биологии С.Е. Хрящева и Л.М. Смирнова стали участниками Всесоюзной с.х. выставки. Добротный сад был разбит при школе № 24, расположенной на 24 линии в местечке Глинищево. В нем выращивалось 12 сортов яблонь, в т.ч. мичуринского сорта - Бельфлер-китайку и Славянку. Большое внимание развитию сада уделяла директор школы Т.М. Ковалева. Умело были заложены сады в школах №№ 25, 29, 31,33,40,42,46,53,55,56. Свой плодовый сад имела школа-интернат на Рабочем поселке (в настоящее время на месте сада размещен зоопарк).

Много сил оформлению пришкольно - опытных участков и уходу заним тратила учительница биологии 53-й школы

А. Ф. Максимова. Участок этой школы и в наше, не очень легкое время выглядит вполне прилично.

Активнейшим организатором озеленения пришкольных территорий и города в целом была А.Н.Рыбкина, ученый секретарь областного отделения ВООП. Она впервые провела массовые мероприятия среди школьников, в частности, конкурс по охране природы и озеленению населенных пунктов, организовала движение зеленых патрулей среди пионеров и школьников, а также провела слет зеленых патрулей в г. Иванове.

 

А.Н.Рыбкина

 

Огромное внимание озеленению пришкольных территорий уделяла Т.О. Краковская, зам. зав. облоно.

Активную методическую помощь в массовых мероприятиях по озеленению г. Иванова обеспечивал директор областной станции юннатов А.В. Вавилов (1913-1973). Значительное внимание озеленению города уделяли и другие работники станции: Я.Г.Журавлев, А.А.Григорьева, З.А. Сметанина и др. Они выращивали посадочный материал цветов, собирали семена и безвозмездно (или за очень мизерную цену) передавали их школам. Позднее станция юннатов была преобразована в эколого-биологический центр учащихся представители которого (Л.П. Арбузова, И.Н.Борисова, И.В.Боер, Л.В.Лебедева) продолжают активную работу по цветоводству и поставляют школам широкий ассортимент цветочно-декоративных, а также овощных культур. Посадочным материалом цветочно-декоративных культур снабжают школы и ботанический сад ИвГУ [10].

Активно помогали в озеленении пришкольных территорий садоводы-любители. Так, садовод-любитель М.С.Серебряков более 800 плодовых деревьев, а также кустов вишни и крыжовника из своего сада лично пересадил на пришкольные участки и участки детских садов. Существенную помощь в развитии пришкольных садов оказал преподаватель ИСХИ П.Г.Борисов. Он проводил многочисленные беседы и экскурсии с учащимися, написал специальную книгу для учителей и школьников «Пришкольный плодовый сад и питомник» (Иваново, 1951) объемом 5 п.л. и издал ее тиражом в 5 тыс. экз. [I].

Создание садов на пришкольных территориях сыграло благотворную роль в обучении и природоохранном воспитании учащихся. Они получали необходимые знания, умения и навыки по уходу за зелеными плодовыми и декоративными культурами, которые им позднее крайне пригодились при уходе за своими приусадебными садами, а также загородными садово-огородными участками. Участие учителей в озеленении и благоустройстве пришкольных территорий принесло свои плоды. Решением Ивановского облисполкома от 15.02.1965 г. № 40 дендросад школы № 56 был признан памятником природы. В хорошем состоянии длительное время был пришкольно-опытный участок в школе № 41 - участок имел все отделы и соответствовал установленным методическим требованиям (учитель труда Т.И.Князев). Фотография сада школы № 42 была опубликована в 1961 г. на обложке журнала «Советский Союз» и обошла все страны мира [10].

Длительное время в 70-х начале 80-х годов был в хорошем состоянии дендрарий при школе № 64. В нем на площади в 300 м2, насчитывалось около 100 видов деревьев и кустарников: кедр сибирский (сосна сибирская), бархат амурский, лимонник китайский, актинидия коломикта, орех маньчжурский, черемуха Маака, груша уссурийская, вишня, сирень венгерская, клен татарский и др. Идея и огромная заслуга в закладке дендрария принадлежит учителю Лелю Ивановичу Тюрину. Значительное участие в работах по закладке дендрария и уходу за ним принимала учительница биологии Л.В. Морозова [10].

К сожалению, в последние годы озеленению своих пришкольных территорий учителя биологии уделяют очень мало внимания. При большинстве школ города участки находятся в крайне запущенном состоянии. Заложенные ранее сады одичали, уход за ними практически не осуществляется. Лишь при школах 6,15,36,41,50,63,65,66 пришкольные территории находятся в более или менее удовлетворительном состоянии.

Причин запустения пришкольных территорий за последние 10-12 лет много. В школах увлеклись так называемым экологическим образованием, конкурсами, олимпиадами и конференциями, «научными работами», шумихой и показухой и перестали обращать внимание на состояние пришкольных территорий. Конечно, в новой социально-экономической ситуации возникли свои трудности. Так, в школе № 50 был самый большой в городе школьный яблоневый сад (около 40 плодоносящих яблонь). Выдвинули эту школу на областной смотр-конкурс. Однако этот сад местные бомжи избрали местом своего отдыха. Не помогают ни деревянные, ни металлические ограждения - все снесли. Пыталась школа привлечь для охраны ОМОН, но ей это оказалось не по карману. На территории областного биолого-экологического центра учащихся за одну ночь выдернули всю капустную рассаду - 200 штук. Картофель, морковь, кабачки и т.д. похищают среди бела дня. В школе № 57, не довольствуясь урожаем, разобрали на личные нужды и школьный забор, сваренный из сетки-рабицы. Поэтому не удивительны факты, когда изначально проектируют покрытие большей части пришкольной территории асфальтом (например, в школе № 23), что по санитарным нормам не допустимо [10].

Состояние пришкольных территорий в определенной степени -индикатор благополучия города. Если они в запустении, неухожены, значит в механизме городского хозяйства, в системе школьного образования наблюдаются какие-то сбои. Значение озеленения пришкольных территорий невозможно переоценить. Это та энвайронментальная среда, где формируется экологическое мировоззрение учащихся. Какие бы хорошие беседы и уроки по экологии не проводились в школе, из нее наверняка выйдут равнодушные к природе и окружающей среде люди, если пришкольные территории замусорены и превращены в помойку. Психологам известно, что процент детского вандализма, проявлений агрессии, суицида в зеленых благоустроенных районах меньше, чем на урбанизированных застроенных железобетонными коробками и залитых асфальтом территориях. Значимость пришкольных территорий трудно переоценить и в городском ландшафте. Они вполне могут и должны быть своеобразными зелеными оазисами, садами. Ведь в школах столько свободных молодых рук, которые только надо вовремя занять и направить на благое дело. Мы уверены, что нет никакого оправдания тому запустению, той неухоженности, бескультурности, которая ныне буквально демонстрируется на каждом пришкольном участке г. Иванова. Под лозунгом экологического образования из школ фактически полностью вытеснили юннатское движение. Конечно, в некоторых школах делаются попытки благоустроить территорию, но они слишком робкие. Школа № 6 г. Иванова подготовила проект благоустройства пришкольной территории и экологической тропы. Но найдутся ли средства у городской администрации для оказания помощи в реализации этого проекта?

В районных центрах и в настоящее время администрации и школы продолжают уделять большое внимание пришкольным участкам. Только теперь их интересует не столько декоративный и обучающий аспекты, сколько практический. В таких районах как Пучежский большинство школ обеспечивает свои столовые полностью овощами на весь год, поэтому питание в этих школах либо бесплатное, либо очень дешевое. Как сельские, так и городское школы этого района постоянно занимают призовые места в областном смотре-конкурсе пришкольных участков. Быть может школы и администрация г. Иванова найдут какую-то возможность вновь обратиться к благоустройству пришкольных территорий.


Поделиться с друзьями:

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.01 с.