Кое-что о смысле жизни (147) — КиберПедия 

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Кое-что о смысле жизни (147)

2017-08-24 195
Кое-что о смысле жизни (147) 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

2. Еще о смыслах и о любви... (148)

Любовь и логика. Закон и благодать (151)

Критерий Гамалиила (156)

Свобода, необходимость, случайность в связи с Божиим промыслом (158)

6. «Искать волю Божию…» (161)

Кратко о воле, промысле Божием и страданиях человеческих (163)

В христианской картине мира нет абсолютного зла» (164)

Больше радоваться и меньше бояться (166)

Не бойтесь» (167)

Страх Божий и страх человеческий (169)

Всякая ли смерть от Бога? (171)

В продолжение темы о смерти (173)

14. «Господь грядет грешныя мучити»?... (175)

Некоторые соображения о так называемом «Чистилище» (177)

16. В начале была Любовь… (179)

Любовь, побеждающая ад (180)

18. Ада больше нет! (182)

Мысли о воскресении и воскрешении мертвых (184)

Чудеса от святых угодников и воскресение мертвых (186)

Кем был Иисус из Назарета? (189)

Свет и правда (Богоявление) (195)

Таинство будущего века (Преображение) (198)

Пасха страданий (200)

Торжество Воскресения: Восхожу к Отцу Моему и Отцу вашему (204)

26. … И наконец, что есть Церковь? (206)

Церковь как община и общение, причастие и служение (209)

Первенство чести или авторитет свидетельства? (212)

Что мешает интеллигенту войти в Церковь? (220)

Кое-что про православных и тех, у кого «Бог в душе» (223)

Пастырский взгляд в книге дневников прот. А. Шмемана (225)

Двойник Церкви» и Церковь Духа Святого (229)

Миссионерство как обновление и высший вид творчества (233)

Лет спустя: трудное возвращение доброго имени (238)

Пост для человека, а не человек для поста (248)

Прорыв к свободе, или разгадка канона Андрея Критского (251)

Две ловушки фарисейства (254)

Хижина дяди Тома» как образец нравственного богословия (257)

Катехизация: новые проблемы. О возможном сопротивлении сверху и снизу (263)

Кризис миссионерства (268)

Почему люди уходят из Церкви? (270)

42. «На нас надвигается новое средневековье…» (273)

О догматическом развитии: есть ли оно в Церкви или нет его? (286)

Ты еси Бог творяй чудеса» (Пс. 76, 15) (289)

Противоречит ли Теория Эволюции Божественному Откровению? (293)

Христианство и демократическая культура (299)

Монолог церковного либерала (306)

О феномене так называемого «сергианства» (313)

 

Кое-что о смысле жизни

На самом деле, проблема поиска этого смысла вовсе не разрешается непременно с верой. И вообще, скорее верующие чаще задают себе этот вопрос, чем неверующие; просто степени самой веры бывает недостаточно, или, чем дальше живешь, тем больше вопросов возникает.

Вот характерный пример. Пишет Алексей О., православный и даже воцерковленный:

 

Вопрос до боли банальный - зачем жить? Пишу это не в минуту отчаяния - этот вопрос я задаю себе вот уже лет десять. Господи, спрашиваю я постоянно, зачем все это? Я вот живу-живу, и, оглядываясь назад, не понимаю, к чему были все мои телодвижения, планы, надежды - ведь ничего не состоялось. Ни добра, ни зла никому не принес, делать по большому счету ничего не умею, а теперь уже и не хочется. Считаюсь умным человеком, а чего мне в жизни делать - до сих пор понять не могу. А впереди еще лет тридцать! До кончины естественной... Господи, зачем они, ведь впереди те же движения вхолостую с нулевым смыслом, переливание из пустого в порожнее тридцать лет подряд, изо дня в день. Какой-то сплошной тупик! Жить в тупике можно, дышать, ходить туда-сюда, от одной стеночки к другой, строить планы меж четырех стен, без окон без дверей. В конце концов, понимаешь - что бы ты ни делал, не изменится ничего. Даже мыслить, не то что делать, смысла нет. Тогда зачем же всё это?

 

Я пишу в ответ:

 

Молитесь, дорогой Алексей, о даровании вам любви! Без нее - вот уж действительно жить незачем, сплошная бессмыслица. Любви - к самой жизни, к ближним, к Богу... Бытие есть ОБЩЕНИЕ, а настоящее общение без любви невозможно (точнее, оно неполноценно).

Впрочем, допускаю, что Вы все сам это понимаете, но Вас постигло состоянии БОГООСТАВЛЕННОСТИ, через которое многие проходят так или иначе. Состояние это может длиться многие годы, это верно. И великие святые проходили через это. То есть - дело не в аргументах, не в поставленных вопросах, а в том, что - "держи свой ум в аду (в том состоянии, которое тебя уже постигло) и не отчаивайся", как говорил старец Силуан Афонский. Писание, кстати, Нового Завета, лучше периодически перечитывать и обновлять в себе... Всегда душа будет на какие-то моменты оживать и откликаться при этом чтении.

 

Алексей:

Спасибо!

Я очень давно заметил, что книги, увы, не спасают. Даже Евангелие. Одно чтение, оно, конечно, полезно, но Дух передается от человека к человеку... Много лет назад я кое-что записывал в личную книжечку. И в трудную минуту я как-то резко почувствовал, что "человеку нужен человек", мне нужен кто-то более сильный и свободный в Боге, кто может вытащить из этого морока, научить как быть. Другими словами, духовник. Пусть это и затасканное слово, но кто-то вроде. Человек веры. Но прошли годы и я его не нашел. У меня были разные встречи со священниками, были даже такие, от которых Бог избавил, но вот человека я так и не нашел. А без учителя как жить духовно? Книги приносят самое большее - какой-то отблеск другой жизни, понимание "единого на потребу", но саму Жизнь они принести не могут.

 

Да, в последние годы я посвятил себя одному - материальному благосостоянию семьи. Но вот прошли годы и я вижу, что от моих усилий толку никакого. А ведь неумение зарабатывать в наши дни - это огромный недостаток. Ну ладно, Бог с ним, с материальным - отказываюсь я от него. Как до этого отказался от стяжания Духа (не получается). В результате ты нищий во всех смыслах - жизнь проживается зря: ни в духовном, ни в материальном отношении ты ничего не приобретаешь. Стоишь на месте и не видишь смысла что-либо делать, потому что результат заранее ясен.

 

А ведь когда-то я верил, что Бог будет вести по жизни, что жизнь - это чреда прекрасных открытий, которые идут вслед за усилиями души и тела. Потом я понял, что Бог волен в своём выборе, может послать то одно, то другое. И может, как раз плохое окажется полезным. И вот теперь я отошел даже от этого - мне непонятен Бог.

 

Я:

Я даже больше буду утверждать: далеко не всегда и от человека к человеку дух передается. Это зависит от многих разных причин - от личного порога восприимчивости, от совместимости характеров и темпераментов того, кто пытается передать и того, кто пытается воспринять, да даже от простой взаимной симпатии с первого взгляда друг ко другу и т.д. В большинстве же случаев мы друг для друга закрыты, и в этом тоже проблема. Закрытость и непередаваемость своего внутреннего состояния - палка о двух концах, она имеет и положительные стороны (в этом наша относительная свобода и автономность друг от друга в случае попытки психологического давления и порабощения другому), и отрицательные, которые являются обратной стороной положительных. Скажем, если верующий не испытал болезненных состояний, кроме того, что "и верится, и плачется, и так легко-легко" или "и в небесах я вижу Бога", как у Лермонтова, то он не поймет Вас. Ну а если даже и поймет, то не всегда найдет подходящих слов. Приходится по жизни чаще всего идти самому методом проб и ошибок.

 

А Бог не может быть понятен. Мы о Нем знаем гораздо меньше, чем не знаем. ТО, что мы знаем - это Его слова, нам оставленные. Но и это знание должно быть не интеллектуально-информативным, а экзистенциальным скорее. Опытное знание ЕГО САМОГО приводит к тому, что вообще, видимо, всякие слова умолкают, но остается прочный фундамент внутри, но и это знание - дар Божий, сообщаемый немногим. Большинство людей, включая пишущего эти строки, знает Бога не прямо, а косвенно. Но самое главное здесь - любовь, без которой все остальное тщетно. Только в любви можно обрести прочный фундамент в жизни, волю к ней и вдохновение. Причем любви открыты не только христиане, но и неверующие. Пусть даже к нашей любви примешивается что-то страстное и эгоистичное, но это касается также большинства и христиан, и нехристиан. НО любви научить невозможно, не только по книгам, но не всегда и по жизни. Личный пример может вдохновить кого-то на ответную любовь, а другие к нему остаются глухи.

 

P.S.:А смысл жизни в конечном счете связан с поисками собственного самоопределения в ней. Своего места, своего смысла... Как правильно написал один из ответивших, "Я думаю,что "тупик" о котором Вы пишите - это Ваш личный тупик. По всей видимости выход из этого "тупика" и будет Вашим смыслом".

Еще о смыслах и о любви...

Из переписки моей давней подруги с одноклассницей, попавшей в автокатастрофу. Пишет ее одноклассница:

 

"...Мы собирались поговорить на тему: что есть собственно ЖИЗНЬ? Если бы ты дала хоть направление мысли. У меня направлений много, и все в разные стороны, как бы не закружиться в карусели.

 

Пойду от противного (так поступают математики). Если я к чему-то готовлюсь -то это ещё не жизнь, а только подготовка. Убираюсь (готовлюсь к встрече гостей),

выучиваю естественную науку - готовлюсь к будущей работе,

тренирую дыхание по Стрельниковой - чтобы более свободно говорить; и проч., проч.

Что бы я не делала - всё как бы ещё пока не то, к чему я стремлюсь,

а дойдя до цели, выясняется опять, что эта цель была опять промежуточной, подготовительной..

По-моему так до бесконечности.

Конец первого параграфа. Возможно я что-либо упустила. и тогда параграф 1 нуждается в пересмотре. Жду, твоих добавлений, возражений...

 

 

Возможно я ищу не в той плоскости. Тогда переходим к параграфу второму. Обращусь к заповеди: возлюби ближнего своего, как себя самого. Может жизнь прячется во взаимоотношениях с ближним? Где именно, как думаешь? а нужна ближнему моя к нему активность?

Взаимная любовь на первое время даёт такое ощущение будто - Жизнь! Потом опять серые будни. Тут я подошла к проблеме счастья, радости. Это приятно, даёт ощущение жизни, но жизнь ли это? Или только кажется, что жизнь?

Я слышала, что на войне бывают такие состояния внутренней отдачи, жертвенности, наполненности - жизнью, может быть? А может непроявление своего эгоизма, обусловленное борьбой за жизнь других людей, отречение от своего "я" - возможно, это даёт бОльшую наполненность жизнью.

Короче, в параграфе втором мы пробуем поискать жизни в отношениях с ближним. Любовь к ближнему, как она проявляется. И потом, нужна ли кому-нибудь моя любовь?

 

 

Ещё один срез (параграф три). люди находятся в разной степени болезней психических, в частности, аутизма. Чем ближе к поверхности реальности, тем вероятно ближе к жизни. Но там, на глубине, что? разве нет жизни, или она другая. В чем у психов (то есть у всех) самообман? живут они и ли кажется, что живут. В Евангелие сказано: не бойся потерять душу - обретёшь;Христос умер и, воскреснув, даровал всем нам возможность Жизни Вечной. "Вечной" - это понятно, а ЖИЗНИ - это как?

Одно дело - теория, красивые цитаты, другое - действительная, живая Жизнь.

Заканчиваю параграф 3-ий "Об аутизме и других болезнях психики, коими подвергнуты все в разной степени", или иначе "О грехе, извращающем природу человеческую, её красоту, чистоту, правду - всё, что строит жизнь". если уже строительный материал изначально подпорчен, то где она - Жизнь человеческая, чем же по сути люди живут?"

 

Вообще, не так уж легко бывает ответить на все эти вопросы, как ни странно, поскольку такие фундаментальные и самоочевидные понятия, как жизнь, сознание, мысль, любовь, личность и др., обычно сами не определяются, воспринимаются как данность и, следовательно, не всегда могут по-настоящему и глубоко быть осмыслены.

 

Определять ли жизнь как существование, бытие? Можно, но этого недостаточно: существовать могут и неодушевленные предметы, однако вряд ли можно сказать, что они живут. Определять ли жизнь как совокупность биологических процессов, таких, как обмен веществ, питание, дыхание, движение, самосознание и самосохранение? Бесспорно, жизнь включает их, но чем более сложен организм и чем более высок уровень организации жизни, тем менее сама она исчерпывается этими процессами. Для человека как венца творения, как созданного по образу и подобию Творца, жизнь заключается в ОБЩЕНИИ с Творцом и с ему подобными разумными существами – людьми. Или только с людьми, если кому-то не дано ощутить живое присутствие Творца и Его дыхание. Хотя, разумеется, определенные формы общения могут быть между людьми и наиболее высокоорганизованными животными. Для человека жизнь также заключается в творчестве. Формы этого творчества могут быть весьма разнообразными (кто на что способен, какие кому таланты даны), но в общем оно заключается в возделывании земли, врученной ему (Быт. 2: 5, 15), в различных формах труда по этому возделыванию. И эта задача не отнята от человека даже в условиях его падшего состояния, когда уже «строительный материал изначально подпорчен». Только во взаимном общении так или иначе раскрывается человеческая личность, а также возделывается сообща Земля. Но полноценное общение немыслимо без любви. Любовь – «соль жизни», так сказать. Без нее жизнь превращается в обыкновенную дарвиновскую «борьбу за существование».

 

В глубинах человеческого «Я» так или иначе заложено стремление к блаженству, комфорту, устойчивости. Которое можно рассматривать как подсознательную память о том Рае, который человек потерял. Беда, однако, в том, что у каждого из нас представления об этом блаженстве, комфорте и счастье сильно разнятся, как разнятся и представляемые способы их достижения. В результате чего множество воль и представлений человеческих сталкиваются друг с другом, и при этом общественная жизнь как была, так и остается далекой от гармоничного и комфортного ее устроения для каждой личности. И здесь также роковую роль играет все та же изначальная подпорченность исходного человеческого материала. При которой есть риск впасть в иллюзию и самообман, приняв средства к достижению цели за саму цель, или промежуточную цель за окончательную.

 

Но здесь надо иметь в виду, что сама жизнь не несет в себе только определенную цель, но это еще и сам процесс жизни, ценный сам по себе. Качество этого процесса во многом зависит от нас, от того, чем мы сами его наполняем. А цель самой жизни в конечном счете трансцендентна, она выходит за рамки земной жизни как таковой. В рамках земного существования так или иначе многие цели, которые мы ставим, являются промежуточными и неизбежно будут являться таковыми.

 

Разумеется, пишущая совершенно права в том, что «непроявление своего эгоизма, обусловленное борьбой за жизнь других людей, отречение от своего "я" - возможно, это даёт бОльшую наполненность жизнью». В этом и заключена диалектика христианства: «тот, кто дает, тот получает; кто забывает себя, себя находит; кто прощает, бывает прощен, и кто умирает, воскресает для жизни вечной» (из молитвы св. Франциска Ассизского). Здесь солью или закваской этого процесса выступает та самая любовь, по слову апостола Павла, которая «долготерпит, милосердствует, не завидует, не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине; все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит» (1 Кор. 13, 4-7). И вот следует вопрос пишущей: «нужна ли кому-нибудь моя любовь?». Лучше его сформулировать по-другому: «Нужно ли кому-нибудь мое представление о любви, мои проявления любви, которые заведомо не совершенны?». Ответ однозначен: даже в условиях нашего несовершенства непременно находятся люди, благодарные и отзывчивые нашей пусть отчасти и эгоистичной, и своевольной любви. Иначе сами призывы Писания к любви (например, «люби ближнего своего, как самого себя») были бы бессмысленны. Да, мы начинаем с той любви, какая у нас есть, притом, что другой нет и быть изначально не может… Разумеется, многим другим наша любовь с ее характерными проявлениями будет не нужна. В таком случае и не будем ее навязывать тем, кому, как мы чувствуем, она может оказаться обременительной! Но чем больше наша собственная любовь будет похожа на ту, что описана в вышецитированных словах ап. Павла, тем больше она будет востребована людьми самого разного склада, воспитания и характера! Хотя одновременно стоит быть готовым к тому, что непременно найдутся люди, которые будут отвечать нам на любовь неблагодарностью, клеветой, гонениями… Любовь в этом мире может быть хрупкой и беззащитной, в том числе - распятой на кресте! Но именно она как залог подлинного общения в этой жизни непременно перейдет в вечность, и в этом общении в любви по подобию того, что заключено в Святой Троице, будет заключаться сама ЖИЗНЬ ВЕЧНАЯ. «Любовь никогда не перестает, хотя и пророчества прекратятся, и языки умолкнут, и знание упразднится» (1 Кор. 13, 8). И это вовсе не теория с красивыми словами, это сама Жизнь, которую открыл нам Христос и которая, дай Бог, чтобы не прошла мимо нас…

 


Поделиться с друзьями:

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.048 с.