Современные технологии преподавания — КиберПедия 

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Современные технологии преподавания

2017-08-24 208
Современные технологии преподавания 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

СОВРЕМЕННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ПРЕПОДАВАНИЯ

ИСТОРИИ В ВУЗЕ

 

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

 

Направление 020700 – История

Квалификация (степень) выпускника

Магистр

Форма обучения

очная

Томск 2012

 

1. Цель освоения курса:

Формирование представлений о современных образовательных технологиях; апробация данных технологий в системе преподавания истории в высшей школе

Задачи курса:

- Показать причины и условия технологизации процесса преподавания истории в современном образовании.

- Ознакомить с актуальными технологиями преподавания истории.

- Сформировать практические навыки преподавания истории в высшей школе с использованием современных образовательных технологий.

 

2. Место учебной дисциплины в структуре ООП магистратуры

Данная дисциплина входит в раздел «Б.2». Общепрофессиональный цикл. Базовая часть» по направлению 030600 - история. отечественной истории.

Для изучения дисциплины необходимы компетенции, сформированные у обучающихся в результате освоения дисциплин ООП подготовки бакалавра по отечественной и всеобщей истории, методологии истории, педагогики, методики преподавания истории в школе.

Изучение данного курса предваряет прохождение магистрантами научно-педагогической практики.

 

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

Студент должен знать:

- Культурные и научные основания построения современных образовательных технологий;

- Основные проблемы современного исторического образования, на решение которых направлены образовательные технологии;

- Логику и техники применения образовательных технологий в историческом образовании.

Студент должен уметь:

- выделять проблемы и ставить цели применения образовательных технологий исходя из контекста своей образовательной практики;

- применять образовательные технологии в соответствии с поставленными образовательными целями;

- анализировать результаты применения образовательных технологий в своей педагогической деятельности.

 

Данная дисциплина способствует формированию следующих компетенций, предусмотренных ФГОС-3 по направлению ВПО 030600 – История

.

а) общекультурные (ОК):

– способен совершенствовать и развивать свой интеллектуальный и общекультурный уровень (ОК-1);

– способен порождать новые идеи (креативность) (ОК-2);

– способен к адаптации к новым ситуациям, к изменению научного и научно-производственного профиля своей профессиональной деятельности, социокультурных и социальных условий деятельности, переоценке накопленного опыта (ОК-3);

– готов к принятию ответственности за свои решения в рамках профессиональной компетенции, способен принимать нестандартные решения, разрешать проблемные ситуации (ОК-6);

 

б) профессиональные (ПК):

общепрофессиональные

– способен использовать знания в области гуманитарных, социальных и экономических наук при осуществлении экспертных и аналитических работ (ПК-1);

– способен самостоятельно приобретать и использовать в практической деятельности новые знания и умения, в том числе в новых областях знаний, непосредственно не связанных со сферой деятельности, расширять и углублять своё научное мировоззрение (ПК-3);

– способен использовать знания правовых и этических норм при оценке своей профессиональной деятельности, при разработке и осуществлении социально значимых проектов (ПК-4);

– способен применять современные методы и методики исследования (ПК-5);

– способен к инновационной деятельности; умеет ставить и решать перспективные научно-исследовательские и прикладные задачи (ПК-7);

– способен к критическому анализу собственной научной и прикладной деятельности (ПК-8);

в научно-исследовательской деятельности:

– способен использовать в исторических исследованиях тематические сетевые ресурсы, базы данных, информационно-поисковые системы (ПК-14);

– способен к подготовке и проведению научных семинаров, конференций, подготовке и редактированию научных публикаций (ПК-15);

 

в педагогической деятельности:

– имеет навыки практического использования знаний основ педагогической деятельности в преподавании курса истории в общеобразовательной школе (на всех уровнях), а также в учебных заведениях, дающих среднее специальное и высшее образование (ПК-16);

– умеет анализировать и объяснять политические, социокультурные, экономические факторы исторического развития, а также роль человеческого фактора и цивилизационной составляющей (ПК- 17);

– способен к применению современных информационно-коммуникационных технологий в учебном процессе (ПК-18);

 

 

4. Структура и содержание учебной дисциплины

Общая трудоемкость дисциплины составляет 3 зачетные единицы, 126 часов.

    № п/п   Раздел дисциплины Семестр Неделя семестра Виды учебной работы (в час.)     Формы текущего контроля успеваемости (по неделям)
В том числе
лекции Практические занятия СРС    
1..   1.   Социо-культурные контексты актуализации образовательных технологий в отечественном образовании.         1-3       Эссе   Входное тестирование   Анализ методических разработок
Условия появления и современные трактовки понятия «образовательные технологии».      
Технология развития критического мышления через чтение и письмо (РКМЧП).      
2.   Технология «Кейс-стади». 4-7       Экспертиза проведенныхзанятий     Итоговое тестирование  
Технология «Метод проектов».      
Технология «Дебаты».        
Технология «Портфолио».      
3. Технологии использования визуальных средств обучения.   8-11         Анализ итоговых работ
Игровые технологии на занятиях по истории.        
Презентация и экспертиза итоговых работ использования образовательных технологий.        

Образовательные технологии

В данном курсе современные образовательные технологии являются одновременно предметом изучения и средствами формирования компетенций в данной области знаний. Изучение каждой технологии сопровождается практическим занятием, на котором обучающиеся проводят апробацию знаний, полученных на лекциях и в ходе самостоятельной работы по освоению образовательных технологий. Таким образом, освоение каждой технологии проводится средствами самой технологии. Помимо современных образовательных технологий в курсе используются и традиционные – объяснительно-иллюстративная и технология проблемного обучения.

По разделу 1.

Эссе:

- Ваша интерпретация суждения: Современные образовательные технологии обезличивают процесс обучения в вузе.

Тесты:

  1. Дайте определение понятию «образовательные технологии».
  2. Какие из приведенных действий обучающихся имеют отношение к технологии Дебаты?

- изучают источники,

- формируют команду,

- готовят кейс,

- составляют портфолио,

- формируют кластер.

  1. Охарактеризуйте социокультурные предпосылки возникновения современных образовательных технологий.

Замысел занятия:

1. Синквейн. (Образ занятия)

2. Характеристика занятия с помощью определений и описание действий, которые будут реализовываться на педпрактике. (Действия выбираются из Карты диагностики позиции педагога).

3. Структура занятия:

а) Описание проблемной ситуации, на решение которой направлена технология.

б) Цели занятия и ее соответствие возможностям технологии.

в) Предполагаемые результаты.

По разделу 2.

СХЕМА АНАЛИЗА РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ

Соответствие занятия целям дисциплины

· Какие целевые установки реализуются на занятии.

  • Формирование каких конкретных компетенций (из стандартов) происходило на занятии.
  • Место занятия в ходе изучения дисциплины (введение в…, проблематизация, закрепление и т.д.)

Результативность занятия

· Какую базу занятие дало для дальнейшего образования (тему, вопросы можно подхватить, использовать, «перекинуть» на другие дисциплины, использовать и поддержать через другие технологии)

· Какие результаты образования замечены, зафиксированы (знания, представления, умения, компетентности)

· Образовательные эффекты (то, что выше запланированного, неожиданные результаты).

Тесты:

1. Проведите различия между учебными и образовательными результатами использования технологий.

2. Выберите действия обучающихся, относящиеся к технологии Метод проектов:

А) Актуализация опыта учащихся.

В) Формулирование проблемы.

С) Работа с кейсом.

D) Разработка плана действий.

Е) Подготовка презентации.

F) Рефлексия.

3. Выберите явления, не относящиеся к современным образовательным технологиям:

А) Активная образовательная позиция участников технологии

В) Отстраненность от личного опыта учащихся.

С) Четко прописанные формы внедрения новых технологий

D) Высокая эффективность не учебных, а образовательных достижений

Е) Использование современных технических средств обучения, которые становятся основой для переобучения

F) Отсутствие интерактивного взаимодействия

 

По разделу 3.

 

Рефлексивная записка:

- Почему выбрана используемая Вами образовательная технология?

- Какие технологические приемы, блоки Вы применили на своем занятии?

- Какие особенности, удачи и трудности хотелось бы отметить в работе с избранной Вами технологией?

- Какой ресурс курса Вы использовали при подготовке Вашего проекта? (Укажите название темы лекции, практического занятия и знания, навыки, которые были использованы)

- Какие внешние ресурсы были использованы при подготовке проекта?

 

 

ФОРМА ИТОГОВОГО КОНТРОЛЯ

 

Итоговой формой проверки теоретических и практических знаний по курсу является дифференцированный зачет в одинадцатом семестре.

 

 

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ КУРСА

Рекомендуемая литература (основная)

 

  1. Гузеев В.В. Образовательная технология: От приема до философии. - М, 1996.
  2. Заахарова И.Г. Информационные технологии в образовании. - М.,2006.
  3. Елисеева Е.В. Использование инновационных образовательных технологий в системе обучения. - Брянск, 2006.
  4. Инновационные образовательные технологии: теория и практика. – Томск, 2008.
  5. Калинкина Е.Г. Дебаты на уроках истории: Учебно-методическое пособие для учителя / Дебаты: Учебно-методический комплект / Под общей ред. Л.А. Бабайцевой. — М., 2002.
  6. Могилевкин Е. Портфолио карьерного продвижения как современная технология планирования и развития карьеры выпускников вузов // Управление персоналом. № 5. 2006.
  7. Новиков А.М., Новиков Д.А. Образовательный проект: методология образовательной деятельности. – М., 2004.
  8. Пахомова Н.Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении: Пособие для учителей и студентов педагогических вузов. – М., 2003.
  9. Полат Е.С., Бухаркина М.Ю., Моисеева М.В., Петрова А.Е. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. - М., 2004.
  10. Попков В.А. Критическое мышление в контексте задач высшего профессионального образования: Книга для начинающего преподавателя вуза, аспиранта и магистранта педагогического университета студента факультета подготовки научно-педагогических кадров института и классического университета. – М., 2001.
  11. Смолянинова О.Г. Инновационные технологии обучения студентов на основе метода Case –study // Инновации в российском образовании». – М., 2000.

 

Рекомендуемая литература (дополнительная)

  1. Гуляева С.П. Портфолио: рекомендации по созданию и использованию в предпрофильной подготовке. - Новокузнецк, 2005.
  2. Дьяченко В.К. Диалоги об образовательных технологиях // Школьные технологии. - 2000. - № 2, 3.
  3. Заир-Бек Е.С. Основы педагогического проектирования. – СПБ., 1995.
  4. Ильин Г.Л. Проективное образование и реформация науки. – М., 1993.
  5. Козина И. Case study: некоторые методические проблемы // Рубеж. - 1997. - № 1–11.
  6. Короткова М.В. Наглядность на уроках истории. – М., 2000.
  7. Критическое мышление, логика, аргументация: Сб. статей. – Калининград, 2003.
  8. Новикова Т.Г. Анализ разработки портфолио на основе зарубежного опыта // Развитие образовательных систем в контексте модернизации образования. – М., 2003.
  9. Скок Г.Б. Как проанализировать собственную педагогическую деятельность. - М., 2000.
  10. Современные подходы в преподавании истории: Материалы международного семинара. - СПб., 1996.
  11. Халперн Д. Психология критического мышления. – СПб., 2000.
  12. Шоган В.В. Новые технологии в историческом образовании. – Ростов н/Д., 2005.

 

 

8. Материально техническое обеспечение дисциплины

Оргтехника: компьютер, экран. Авторский комплект копьютерных презентаций. Комплект видеоуроков.

 

Рабочая программа по курсу «Современные технологии преподавания истории» Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению.

Автор:

Соколов Виктор Юрьевич – кандидат исторических наук, доцент кафедры современной отечественной истории.

 

Рецензент:

Смолякова Людмила Николаевна – кандидат исторических наук, доцент кафедры новой и новейшей истории.

 

 

Рекомендовано методической комиссией исторического факультета

 

Председатель комиссии, доцент______________В.Ю.Соколов

«___»_________________2011 г.

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 1.

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

 

Тема 1. Социо-культурные контексты актуализации образовательных технологий в отечественном образовании.

Причины появления и содержание понятия «Открытое образовательное пространство». Образовательные потребности российского рынка труда в условиях перехода от индустриального к постиндустриальному обществу. Применение компетентностного подхода в среднем и высшем образовании и возможности технологизации образовательного процесса.

 

Тема 2. Условия появления и современные трактовки понятия «образовательные технологии».

Производственный процесс в постиндустриальном обществе и его культурные аналоги в образовании. Эволюция понятии «образовательные технологии» во второй половине ХХ – начале ХХ1 вв. Основные подходы к трактовке понятия «образовательные технологии» в отечественной педагогической науке.

 

СОВРЕМЕННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ПРЕПОДАВАНИЯ

ИСТОРИИ В ВУЗЕ

 

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

 

Направление 020700 – История

Квалификация (степень) выпускника

Магистр

Форма обучения

очная

Томск 2012

 

1. Цель освоения курса:

Формирование представлений о современных образовательных технологиях; апробация данных технологий в системе преподавания истории в высшей школе

Задачи курса:

- Показать причины и условия технологизации процесса преподавания истории в современном образовании.

- Ознакомить с актуальными технологиями преподавания истории.

- Сформировать практические навыки преподавания истории в высшей школе с использованием современных образовательных технологий.

 

2. Место учебной дисциплины в структуре ООП магистратуры

Данная дисциплина входит в раздел «Б.2». Общепрофессиональный цикл. Базовая часть» по направлению 030600 - история. отечественной истории.

Для изучения дисциплины необходимы компетенции, сформированные у обучающихся в результате освоения дисциплин ООП подготовки бакалавра по отечественной и всеобщей истории, методологии истории, педагогики, методики преподавания истории в школе.

Изучение данного курса предваряет прохождение магистрантами научно-педагогической практики.

 

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

Студент должен знать:

- Культурные и научные основания построения современных образовательных технологий;

- Основные проблемы современного исторического образования, на решение которых направлены образовательные технологии;

- Логику и техники применения образовательных технологий в историческом образовании.

Студент должен уметь:

- выделять проблемы и ставить цели применения образовательных технологий исходя из контекста своей образовательной практики;

- применять образовательные технологии в соответствии с поставленными образовательными целями;

- анализировать результаты применения образовательных технологий в своей педагогической деятельности.

 

Данная дисциплина способствует формированию следующих компетенций, предусмотренных ФГОС-3 по направлению ВПО 030600 – История

.

а) общекультурные (ОК):

– способен совершенствовать и развивать свой интеллектуальный и общекультурный уровень (ОК-1);

– способен порождать новые идеи (креативность) (ОК-2);

– способен к адаптации к новым ситуациям, к изменению научного и научно-производственного профиля своей профессиональной деятельности, социокультурных и социальных условий деятельности, переоценке накопленного опыта (ОК-3);

– готов к принятию ответственности за свои решения в рамках профессиональной компетенции, способен принимать нестандартные решения, разрешать проблемные ситуации (ОК-6);

 

б) профессиональные (ПК):

общепрофессиональные

– способен использовать знания в области гуманитарных, социальных и экономических наук при осуществлении экспертных и аналитических работ (ПК-1);

– способен самостоятельно приобретать и использовать в практической деятельности новые знания и умения, в том числе в новых областях знаний, непосредственно не связанных со сферой деятельности, расширять и углублять своё научное мировоззрение (ПК-3);

– способен использовать знания правовых и этических норм при оценке своей профессиональной деятельности, при разработке и осуществлении социально значимых проектов (ПК-4);

– способен применять современные методы и методики исследования (ПК-5);

– способен к инновационной деятельности; умеет ставить и решать перспективные научно-исследовательские и прикладные задачи (ПК-7);

– способен к критическому анализу собственной научной и прикладной деятельности (ПК-8);

в научно-исследовательской деятельности:

– способен использовать в исторических исследованиях тематические сетевые ресурсы, базы данных, информационно-поисковые системы (ПК-14);

– способен к подготовке и проведению научных семинаров, конференций, подготовке и редактированию научных публикаций (ПК-15);

 

в педагогической деятельности:

– имеет навыки практического использования знаний основ педагогической деятельности в преподавании курса истории в общеобразовательной школе (на всех уровнях), а также в учебных заведениях, дающих среднее специальное и высшее образование (ПК-16);

– умеет анализировать и объяснять политические, социокультурные, экономические факторы исторического развития, а также роль человеческого фактора и цивилизационной составляющей (ПК- 17);

– способен к применению современных информационно-коммуникационных технологий в учебном процессе (ПК-18);

 

 

4. Структура и содержание учебной дисциплины

Общая трудоемкость дисциплины составляет 3 зачетные единицы, 126 часов.

    № п/п   Раздел дисциплины Семестр Неделя семестра Виды учебной работы (в час.)     Формы текущего контроля успеваемости (по неделям)
В том числе
лекции Практические занятия СРС    
1..   1.   Социо-культурные контексты актуализации образовательных технологий в отечественном образовании.         1-3       Эссе   Входное тестирование   Анализ методических разработок
Условия появления и современные трактовки понятия «образовательные технологии».      
Технология развития критического мышления через чтение и письмо (РКМЧП).      
2.   Технология «Кейс-стади». 4-7       Экспертиза проведенныхзанятий     Итоговое тестирование  
Технология «Метод проектов».      
Технология «Дебаты».        
Технология «Портфолио».      
3. Технологии использования визуальных средств обучения.   8-11         Анализ итоговых работ
Игровые технологии на занятиях по истории.        
Презентация и экспертиза итоговых работ использования образовательных технологий.        

Образовательные технологии

В данном курсе современные образовательные технологии являются одновременно предметом изучения и средствами формирования компетенций в данной области знаний. Изучение каждой технологии сопровождается практическим занятием, на котором обучающиеся проводят апробацию знаний, полученных на лекциях и в ходе самостоятельной работы по освоению образовательных технологий. Таким образом, освоение каждой технологии проводится средствами самой технологии. Помимо современных образовательных технологий в курсе используются и традиционные – объяснительно-иллюстративная и технология проблемного обучения.


Поделиться с друзьями:

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.104 с.