Тема 9. Профилактика синдрома выгорания. — КиберПедия 

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Тема 9. Профилактика синдрома выгорания.

2017-08-24 157
Тема 9. Профилактика синдрома выгорания. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Введение.

Синдром «выгорания» - этосиндром физического и эмоционального истощения, включая развитие отрицательной самооценки, отрицательного отношения к работе и утрату понимания и сочувствуя по отношению к клиентам

 

Проявления выгорания свидетельствуют об утрате профессионалами позитивных чувств, сочувствия и уважения к клиентам или пациентам. Дальнейшее развитие синдрома кристаллизуется в циничное и антигуманное восприятие клиентов, которое характеризует их негативным образом.

 

Эмоционально выгорающие профессионалы часто неспособны преодолевать эмоциональные стрессы, связанные с работой, и когда синдром развивается в достаточной степени, у них обнаруживаются и другие негативные проявления. Например, прогулы и высокая текучесть кадров. Часто реакцией на выгорание является уход, смена работы, переход на административный вид деятельности, или окончательная смена профессии. Кроме того, люди, подверженные выгоранию, часто усиливают его действие, злоупотребляя алкоголем и другими наркотиками как средством сокращения напряженности и избавления от чувства враждебности и депрессии. Они сообщают об увеличении душевных проблем; они говорят, что стали плохими людьми и им это не нравится; они становятся холодными и черствыми. Они часто ищут консультации или психиатрического лечения по поводу своей личной неполноценности.

 

Цели:

· Профилактика синдрома «выгорания»

· Поддержание профессиональной формы

 

Упражнения

1. «Кто кого?»

 

Посмотрите на участников группы и прислушайтесь к своим желаниям: с кем вам хочется поработать в паре? Разделитесь на параы, чтобы не мешать друг другу. Затем каждый встает на одну ногу, а вторую берет противоположной рукой сзади. Участники берут партнера свободной рукой, стоя лицом друг к другу. Задача: устоять как можно дольше. Выигрывает тот, кто простоит дольше партнера.

 

Обсуждение в кругу.

 

2. «Балансирование». 5-10 мин.

 

Цель: объединить ум, чувства, тело. Физическое усилие активизирует дыхание и способствует усвоению кислорода. Тело при этом растягивается.

«Сначала я предлагаю вам, стоя на одной ноге, вытягивать в разные стороны обе руки и другую ногу – медленно и осторожно, чтобы почувствовать границы равновесия.

Затем проделать это на другой ноге. Определите какая нога дает ощущение большей устойчивости, стабильности. Насколько вы можете растянуться? Определите крайние точки растяжения.

После этой разминки я предлагаю вам принять такую позу: вы встаете на одну ногу и высоко поднимаете колено другой ноги прижимая его руками. Необходимо тянуть его как можно выше, но избегать болезненных ощущений. Затем вы отпускаете руки, продолжая держать колено как можно высоко, руки раскидываете в стороны.

Продержитесь как можно дольше. Найдите баланс равновесия, почувствуйте, что необходимо сделать телу, остальным группам мышц, чтобы сохранялась эта поза.

Повторите на другой ноге.»

 

Обсуждение в кругу

 

3. «Сила тяжести».

 

Цель: в этом упражнении участники могут почувствовать, как утомление сменяется бодростью, если мы не боремся с ним, а намеренно на какое-то время уступаем ему.

Оборудование: ковер или пледы на полу.

 

«Это упражнение вы можете делать стоя, сидя, лежа. Попробуйте все эти позы, и решите которая вам наиболее приятна… Почувствуйте части вашего тела, которые находятся в контакте с Землей. Невидимая сила, что сконцентрирована в центре Земли, притягивает ваше тело. Эта таинственная сила называется силой тяжести.

Теперь немного поддайтесь этой силе, тянущей вас вниз, почувствуйте действие силы тяжести. Это не только ощущение тяжести, это притяжение.

Если вы стоите, пусть ваше тело свободно «свисает» с костей. Если вы сидите, то позвольте вашему тазу поддаться силе тяжести и опуститься на Землю…

Если вы лежите на полу, то можно полностью расслабиться и почувствовать, как вас держит Земля…

Во всех положениях – сидя, стоя, лежа – вас будет поддерживать Земля, вы не упадете вниз. Почувствуйте Землю под собой, почувствуйте центр Земли, почувствуйте его огромную энергию, ее силу. Прикоснитесь к этому источнику энергии, который берет свое начало в природе. Вспомните, как в сказках русские богатыри напитывались силой земли-матушки. Почувствуйте и вы эту силу Земли. Напитайтесь ею. Почувствуйте поддержку Земли-матушки и притяжение к ней. Почувствуйте себя рядом с ней. После того как вы уступили силе тяжести, вы можете подружиться с ней. Почувствуйте силу тяжести как энергию, которая не только притягивает вас, но и поднимает». Участники выполняют упражнение молча в течение 2-3 минут.

 

Обсуждение в кругу

 

4. «Обретение равновесия». 5 минут

 

Цель: используем ритм, чтобы найти баланс души и тела.

 

«У каждого из нас есть свой ритм жизни. Хотя в повседневной жизни и на работе мы подчиняемся какому-то общему для всех ритму, не всегда согласующемуся с собственным ритмом. Поэтому важно время от времени возвращаться к своему, наиболее подходящему для вас ритму. Если вы научитесь переключаться на свой ритм, то будете чувствовать себя намного лучше. Это ваш ресурс. В своем ритме работы вы будете успевать намного больше, нежели подстраиваясь под чей-то чужой ритм, и перегружая себя. Не нужно создавать излишнего напряжения. (пример с движением глаз и поворотом головы.)

Сейчас вы проделаете упражнение, во время которого вы сможете почувствовать, как можно управлять своим ритмом и ощутить внутреннее равновесие.

Сядьте на самый край стула, как можно дальше от спинки, чтобы у вас было достаточно места для раскачивания в разные стороны. Держите спину прямо и начните мягко покачиваться из стороны в сторону, слева направо и наоборот… Если хотите, можете синхронизировать свои движения с дыханием.

Постепенно уменьшайте амплитуду своих движений, раскачиваясь все ближе к своей «центральной оси». Почувствуйте как ощущение равновесия становится все отчетливей. Когда вы достигнете полного равновесия, останьтесь в такой позе на некоторое время и почувствуйте это ощущение совершенного баланса (1-2 минуты).

Теперь начните раскачиваться верхней половиной туловища вперед и назад, и, как в прошлый раз, постепенно сокращайте амплитуду движений. Чем незаметнее ваши движения, тем тоньше становятся ваши ощущения. Почувствуйте, как вы приближаетесь к состоянию равновесия. Когда вы его достигнете, понаслаждайтесь приятным чувством спокойствия и баланса.»

 

Обсуждение в кругу.

 

4). Эмоции.

 

1. «Карта».

Цель: упражнение учитывает ассоциативное мышление, стимулирует умственную деятельность и предоставляет возможность «разговора» различных частей нашего мозга. В этом упражнении есть имитация того, чем постоянно занято наше мышление – установление связей между концепциями и эмоциями, целями и препятствиями, прошлым и настоящим, предприятием и клиентом.

 

Упражнение «КАРТА»:

Оборудование: лист ватмана или флип-чат, разноцветные фломастеры.

«Каждый из нас обладает огромным и разнообразным миром эмоций. Что вы знаете о них? Какие эмоции вы умеете в себе идентифицировать, узнавать их в «лицо»? Я предлагаю каждому из вас нарисовать «карту своей души», по типу карты мира. Нарисуйте где и какие эмоции у вас живут, дайте им название, подумайте в каких отношениях они друг с другом. (20 минут.) А теперь представьте, пожалуйста, свой мир».

 

Обсуждение в кругу.

На большом листе ватмана составляется общий список эмоций

 

Радость Восторг Блаженство Удовольствие Удивление Интерес Спокойствие Умиротворение Любовь Нежность Жалость   Горе Печаль Грусть Тоска Отчаяние Горечь Опустошенность Беспомощность Одиночество Усталость Сожаление Растерянность Разочарование   Страх Ужас Тревога Паника Боль Напряжение Вина Стыд   Раздражение Злость Гнев Ярость Возмущение Протест Обида  

 

Затем каждому участнику предлагается описать индивидуальное проявление эмоций в терминах ощущений.

 

Например:

грусть: легкая вибрация в лице и плечах, расслабление в плечах, и руках, тепло в области солнечного сплетения, легкое жжение в области глаз.

спокойствие: тянущее ощущение в затылке, расслабление в области пресса, тепло снаружи бедер...

 

Старайтесь быть максимально точными и отмечайте даже слабые ощущения. Отметьте, если ощущения "передвигаются": очень часто они зарождаются в одной области, потом как бы "перетекают" в другую, где мы их обычно и замечаем.

 

3. Образ «Источник сил»

 

Интервью: где вы обычно черпаете силы? Как Вы пополняете свою энергию?

«Попробуйте представить сейчас какой-нибудь источник сил, который рисует ваше воображение или какой-нибудь другой образ» (чаще всего это бывает водный источник). Насладитесь водой, почувствуйте эту воду на лице, во рту, в животе, в каждой клеточке вашего тела. Почувствуйте, как вы заряжаетесь энергией источника, энергией струящейся воды. Побудьте в этом состоянии. Что хочется сделать? Сделайте это. Отдохните, почувствуйте энергию солнца, воды. Почувствуйте, как вы заряжаетесь энергией, подпитываетесь ею. Просто полежите, понаслаждайтесь. Что сейчас хочется сделать? Сделайте это. Понаслаждайтесь тем, что вы делаете.

Запомните это состояние и возьмите его с собой».

ЧАСТЬ ЧЕТВЕРТАЯ.


Поделиться с друзьями:

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.024 с.