Оценки для испытуемых разных возрастов, входящих в общую — КиберПедия 

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Оценки для испытуемых разных возрастов, входящих в общую

2017-08-24 160
Оценки для испытуемых разных возрастов, входящих в общую 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Репрезентативную выборку

Возр.   Кол-ва   Задание на прогн.   Задание на рис. с нат.   Зад ание на вообр.   Общая оценка  
        М   m   М   m   М   m   М   m  
5-6     6,67   7,67   6,42   20,50   1,60   2,02   1,51   2,58  
6-7     8,58   8,29   6,84   23,77   1,82   2,23   1,39   4,16  
7-8     9,17   9,87   7,94   27,17   1,89   1,41   1,14   3,05  
8-9     10,14   10,49   8,11   28,78   2,40   1,89   1,34   3,72  
9-1»     11,00   11,09   7,62   30,05   2,89   1,58   1,39   4,19  
10-11     10,83   13,61   8,61   32,89   1,69   1,61   2,57   3,18  
11-12     12,68   11,85   8,21   32,62   2,16   3,06   1,90   5,14  
12-13     13,21   13,91   9,29   36,38   1,76   1,52   2,68   3,85  
13-14     12,63   14,33   9,88   36,78   2,13   1,10   2,76   4,07  
14-15     13,37   14,17   10,14   37,66   1,77   1,42   2,35   3,77  
15-17     12,72   14,36   9,96   37,04   1,86   0,95   2,39   3,96  
17-19     13,65   14,13   10,35   38,13   1,23   1,49   2,19   3,55  
взрослые     13,95   14,89   12,15   40,98   1,36   0,34   1,86   2,40  

в дошкольном возрасте и в младших классах шкалы. Начиная с 12-13 лет рост балльных оценок происходил медленнее. Обращает на себя внимание некоторое снижение показателей (наиболее явное в заданиях на рисование с натуры и на вооб­ражение) от 17 до 18 лет. В группе взрослых показатели выпол­нения всех видов заданий и общие оценки максимальны. Тен­денция к снижению показателей теста была также отмечена в американских исследованиях {Silver, 1996), но отсутствова­ла в бразильских (Алессандрини и соавт., 2001).

Сравнение нормативных показателей для испытуемых раз­ных возрастов, входящих в общую репрезентативную группу жителей Российской Федерации, с аналогичными американ­скими показателями позволяет констатировать более высокие показатели успешности выполнения теста российскими деть-


 

Рис. 3.8. Рост показателей выполнения задания на прогнозирова­ние по мере увеличения возраста испытуемых

 

Рис. 3.9. Рост показателей выполнения задания на рисование с натуры по мере увеличения возраста испытуемых


 

Рис. 3.10. Рост показателей выполнения задания на воображение па мере увеличения возраста испытуемых

 

Рис. 3.11. Рост общих оценок РТС по мере увеличения возраста испытуемых


ми и подростками, причем это было характерно для большин­ства возрастных групп. Показатели же выполнения отдельных заданий теста и общие оценки в группе взрослых россиян со­впадали с соответствующими показателями у взрослых амери­канцев.

Дифференцированное сравнение показателей выполнения отдельных заданий российскими и американскими детьми и подростками позволяет констатировать, что российские дети и подростки, как правило, успешнее справляются с заданиями на прогнозирование и рисование с натуры, в то время как аме­риканцы — с заданием на воображение.

Все это, на наш взгляд, может указывать на то, что развитие невербального, пространственного мышления в определенной мере связано с контекстуальными факторами. Мы предпола­гаем, что такими факторами в данном случае могут являться:, культура, условия жизни и деятельности людей в том числе, характер занятий и основные способы коммуникации в среде детей и подростков, а также характерные для того или иного общества подходы к воспитанию и образованию. Так, в част­ности, мы не можем не принять во внимание следующее:

а) все прошедшие тестирование дошкольники и большин­ство школьников из российской выборки посещают или посе­щали детские сады, в которых заметное место отводится разви­тию их невербального мышления, в то время как большинство американских детей и подростков детские сады не посещали;

б) в отечественной культуре развитие мануальных навыков как у мальчиков, так и у девочек тесно связано с традицион­ными тендерными ожиданиями и предполагает освоение ими разных видов деятельности, имеющих непосредственное отно­шение к невербальному мышлению;

в) государственная отечественная система образования имеет сравнительно высокий уровень.

Было бы, однако, преждевременно делать какие-либо одно­значные выводы о том, какие именно контекстуальные факто­ры и в какой степени являются причиной обнаруженных раз­личий в показателях РТС у российских и американских детей и подростков. Определение данных причин требует проведения


дополнительных системных исследований на основе исполь­зования соответствующих инструментов оценки. Совпадение же оценок РТС у взрослых россиян и американцев указывает на относительность этого влияния и то, что оно оказывается наиболее значимым в детском и подростковом возрасте и го­раздо слабее проявляется во взрослой жизни.

Сопоставление показателей выполнения теста детьми и под­ростками из разных городов и регионов Российской Федера­ции и из Эстонии свидетельствует об отсутствии сколь-либо существенных различий между ними. Так, различия в балль­ных оценках детей и подростков, проживающих в районных центрах и поселках Ленинградской, Московской и Новгород­ской областей, и их сверстников из Таллина были практиче­ски не заметны (рис. 3.12 и рис. 3.13).

В то же время были обнаружены ощутимые различия в ре­зультатах выполнения теста детьми и подростками из обыч­ных общеобразовательных школ и теми, кто посещает школу

Рис. 3.12. Рост общих оценок РТС по мере увеличения возраста

у детей и подростков, проживающих в Ленинградской, Московской

и Новгородской областях


Регион 3

 

 

Рис. 3.13. Рост общих оценок РТС по мерю увеличения возраста у детей и подростков из Таллинна

Регион 1

Рис. 3.14. Рост общих оценок РТС по мере увеличения возраста

у детей и подростков, посещающих школу с инновационной

программой (Чебоксары, Чувашия)


Регион 7

Рис. 3.15. Рост общих оценок РТС по мере увеличения возраста

у детей и подростков из коррекционной школы-интерната для лиц

с речевыми нарушениями (Уфа, Башкирия)

с инновационным подходом к образованию, делающим акцент на всестороннем и более гармоничном развитии учащихся (рис. 3.14). Интересно, что по результатам РТС дети и подрост­ки из коррекционной школы-интерната для лиц с речевыми на­рушениями практически ничем не отличались от своих сверст­ников с нормальным речевым развитием (рис, 3.15).

Представляет большой интерес также сравнение результа­тов выполнения теста лицами мужского и женского пола в раз­ных возрастных группах. Как видно при сопоставлении дина­мики роста общих оценок РТС, по мере увеличения возраста испытуемых мужского и женского пола (рис. 3.16), различия между ними были несущественны. В то же время были обна­ружены достоверные различия в показателях шкалы оценки эмоционального содержания рисунков и шкалы оценки образа «я» у испытуемых мужского и женского пола (рис. 3.17 и 3.18).

С целью более дифференцированного анализа показателей этих шкал мы сопоставили частоту пяти разных типов оценок у мужчин и женщин (рис. 3.19 и 3.20).


Рис. 3.16. Рост оценок РТС по мере увеличения возраста у испытуемых мужского и женского пола

Как видно на рис. 3.19, на фоне превалирования у обоих по­лов рисунков с нейтральным, неопределенным либо противоре­чивым эмоциональным содержанием (3 балла), у испытуемых мужского пола примерно в три раза чаще, чем у лиц женского пола, встречались рисунки с выраженным отрицательным эмо­циональным содержанием, на которых изображены грустные, одинокие или беспомощные персонажи, персонажи, находя­щиеся в смертельной опасности, либо такие рисунки, где име­ют место проявления агрессии и деструкции. У испытуемых же женского пола примерно вдвое чаще, чем у лиц мужского пола, встречались рисунки с умеренно положительным эмоци­ональным содержанием (4 балла), изображающие счастливых и получающих удовольствие, но пассивных персонажей, дру­жеские отношения между персонажами или сцены спасения. Кроме того, у испытуемых женского пола примерно в три раза чаще, чем у лиц мужского пола, встречались рисунки с выра­женным положительным эмоциональным содержанием (5 бал­лов), изображающие счастливых и достигающих свои цели персонажей а также проявления любви, заботы и поддержки.


Рис. 3.17. Сравнение показателей шкалы оценки эмоционального содержания рисунков у испытуемых мужского и женского пола

Рис. 3.18. Сравнение показателей шкалы оценки образа «я» у испытуемых мужского и женского пола


 

Рис. 3.19. Сопоставление разных типов оценок по шкале эмоционального содержания рисунков у испытуемых мужского и женского пола

 

Рис. 3.20. Сопоставление разных типов оценок по шкале образа «я» у испытуемых мужского и женского пола


Как следует из рисунка 3.20, хотя представители обоих по­лов чаще всего идентифицировали себя с переживающими противоречивые чувства или равнодушными персонажами, либо с теми, чей образ «я» неясен (3 балла), лица женского пола примерно втрое чаще, чем лица мужского пола, идентифи­цировали себя со счастливыми, но пассивными персонажами, либо, с теми, кого спасают (4 балла). Кроме того, испытуемые женского пола втрое чаще, чем лица мужского пола, иденти­фицировали себя с достигающими свои цели персонажами или теми, кого любят (5 баллов).

Данные наблюдения и их отличия отданных американских и бразильских исследований (Silver, 1996; Аллессандрини и со-авт. 2001), на наш взгляд, также могут свидетельствовать о вли­янии контекстуальных факторов. В данном случае наиболее значимым представляются гендерные ожидания, определяю­щие разный характер фантазий лиц мужского и женского пола. Кроме того, более низкие показатели по шкале оценки образа «я» у испытуемых мужского пола могут свидетельствовать о том, что в условиях характерной для нашего общества эко­номической и политической нестабильности образ «я» у лиц мужского пола (включая детей и подростков) страдает в боль­шей степени, чем у лиц женского пола, заставляя их уже с дет­ства сомневаться в своей социальной адекватности и эффек­тивности.

Определенный интерес представляют также результаты проведенного нами исследования корреляций между резуль­татами выполнения отдельных заданий и общей оценкой РТС, общей оценкой теста и показателями эмоционального содер­жания рисунков и шкалы оценки образа «я», а также между показателями РТС и арт-терапевтических шкал формальных

элементов.

Как видно из таблицы 3.15, коэффициенты корреляции меж­ду результатами отдельных пунктов разных заданий и общей оценкой РТС у 702 испытуемых колебались в диапазоне от 0,35 до 0,77. Это указывает на то, что показатели каждого пункта всех заданий положительно влияют на конечные результаты теста и являются достаточно информативными для оценки не­вербального, пространственного мышления. При этом, однако,


Таблица 3.15


Поделиться с друзьями:

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.028 с.