История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...
Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...
Топ:
Характеристика АТП и сварочно-жестяницкого участка: Транспорт в настоящее время является одной из важнейших отраслей народного...
Выпускная квалификационная работа: Основная часть ВКР, как правило, состоит из двух-трех глав, каждая из которых, в свою очередь...
Установка замедленного коксования: Чем выше температура и ниже давление, тем место разрыва углеродной цепи всё больше смещается к её концу и значительно возрастает...
Интересное:
Финансовый рынок и его значение в управлении денежными потоками на современном этапе: любому предприятию для расширения производства и увеличения прибыли нужны...
Инженерная защита территорий, зданий и сооружений от опасных геологических процессов: Изучение оползневых явлений, оценка устойчивости склонов и проектирование противооползневых сооружений — актуальнейшие задачи, стоящие перед отечественными...
Отражение на счетах бухгалтерского учета процесса приобретения: Процесс заготовления представляет систему экономических событий, включающих приобретение организацией у поставщиков сырья...
Дисциплины:
2017-08-24 | 160 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
Репрезентативную выборку
Возр. | Кол-ва | Задание на прогн. | Задание на рис. с нат. | Зад ание на вообр. | Общая оценка | ||||
М | m | М | m | М | m | М | m | ||
5-6 | 6,67 | 7,67 | 6,42 | 20,50 | 1,60 | 2,02 | 1,51 | 2,58 | |
6-7 | 8,58 | 8,29 | 6,84 | 23,77 | 1,82 | 2,23 | 1,39 | 4,16 | |
7-8 | 9,17 | 9,87 | 7,94 | 27,17 | 1,89 | 1,41 | 1,14 | 3,05 | |
8-9 | 10,14 | 10,49 | 8,11 | 28,78 | 2,40 | 1,89 | 1,34 | 3,72 | |
9-1» | 11,00 | 11,09 | 7,62 | 30,05 | 2,89 | 1,58 | 1,39 | 4,19 | |
10-11 | 10,83 | 13,61 | 8,61 | 32,89 | 1,69 | 1,61 | 2,57 | 3,18 | |
11-12 | 12,68 | 11,85 | 8,21 | 32,62 | 2,16 | 3,06 | 1,90 | 5,14 | |
12-13 | 13,21 | 13,91 | 9,29 | 36,38 | 1,76 | 1,52 | 2,68 | 3,85 | |
13-14 | 12,63 | 14,33 | 9,88 | 36,78 | 2,13 | 1,10 | 2,76 | 4,07 | |
14-15 | 13,37 | 14,17 | 10,14 | 37,66 | 1,77 | 1,42 | 2,35 | 3,77 | |
15-17 | 12,72 | 14,36 | 9,96 | 37,04 | 1,86 | 0,95 | 2,39 | 3,96 | |
17-19 | 13,65 | 14,13 | 10,35 | 38,13 | 1,23 | 1,49 | 2,19 | 3,55 | |
взрослые | 13,95 | 14,89 | 12,15 | 40,98 | 1,36 | 0,34 | 1,86 | 2,40 |
в дошкольном возрасте и в младших классах шкалы. Начиная с 12-13 лет рост балльных оценок происходил медленнее. Обращает на себя внимание некоторое снижение показателей (наиболее явное в заданиях на рисование с натуры и на воображение) от 17 до 18 лет. В группе взрослых показатели выполнения всех видов заданий и общие оценки максимальны. Тенденция к снижению показателей теста была также отмечена в американских исследованиях {Silver, 1996), но отсутствовала в бразильских (Алессандрини и соавт., 2001).
|
Сравнение нормативных показателей для испытуемых разных возрастов, входящих в общую репрезентативную группу жителей Российской Федерации, с аналогичными американскими показателями позволяет констатировать более высокие показатели успешности выполнения теста российскими деть-
Рис. 3.8. Рост показателей выполнения задания на прогнозирование по мере увеличения возраста испытуемых
Рис. 3.9. Рост показателей выполнения задания на рисование с натуры по мере увеличения возраста испытуемых
Рис. 3.10. Рост показателей выполнения задания на воображение па мере увеличения возраста испытуемых
Рис. 3.11. Рост общих оценок РТС по мере увеличения возраста испытуемых
ми и подростками, причем это было характерно для большинства возрастных групп. Показатели же выполнения отдельных заданий теста и общие оценки в группе взрослых россиян совпадали с соответствующими показателями у взрослых американцев.
Дифференцированное сравнение показателей выполнения отдельных заданий российскими и американскими детьми и подростками позволяет констатировать, что российские дети и подростки, как правило, успешнее справляются с заданиями на прогнозирование и рисование с натуры, в то время как американцы — с заданием на воображение.
Все это, на наш взгляд, может указывать на то, что развитие невербального, пространственного мышления в определенной мере связано с контекстуальными факторами. Мы предполагаем, что такими факторами в данном случае могут являться:, культура, условия жизни и деятельности людей в том числе, характер занятий и основные способы коммуникации в среде детей и подростков, а также характерные для того или иного общества подходы к воспитанию и образованию. Так, в частности, мы не можем не принять во внимание следующее:
|
а) все прошедшие тестирование дошкольники и большинство школьников из российской выборки посещают или посещали детские сады, в которых заметное место отводится развитию их невербального мышления, в то время как большинство американских детей и подростков детские сады не посещали;
б) в отечественной культуре развитие мануальных навыков как у мальчиков, так и у девочек тесно связано с традиционными тендерными ожиданиями и предполагает освоение ими разных видов деятельности, имеющих непосредственное отношение к невербальному мышлению;
в) государственная отечественная система образования имеет сравнительно высокий уровень.
Было бы, однако, преждевременно делать какие-либо однозначные выводы о том, какие именно контекстуальные факторы и в какой степени являются причиной обнаруженных различий в показателях РТС у российских и американских детей и подростков. Определение данных причин требует проведения
дополнительных системных исследований на основе использования соответствующих инструментов оценки. Совпадение же оценок РТС у взрослых россиян и американцев указывает на относительность этого влияния и то, что оно оказывается наиболее значимым в детском и подростковом возрасте и гораздо слабее проявляется во взрослой жизни.
Сопоставление показателей выполнения теста детьми и подростками из разных городов и регионов Российской Федерации и из Эстонии свидетельствует об отсутствии сколь-либо существенных различий между ними. Так, различия в балльных оценках детей и подростков, проживающих в районных центрах и поселках Ленинградской, Московской и Новгородской областей, и их сверстников из Таллина были практически не заметны (рис. 3.12 и рис. 3.13).
В то же время были обнаружены ощутимые различия в результатах выполнения теста детьми и подростками из обычных общеобразовательных школ и теми, кто посещает школу
Рис. 3.12. Рост общих оценок РТС по мере увеличения возраста
у детей и подростков, проживающих в Ленинградской, Московской
и Новгородской областях
Регион 3
Рис. 3.13. Рост общих оценок РТС по мерю увеличения возраста у детей и подростков из Таллинна
Регион 1
Рис. 3.14. Рост общих оценок РТС по мере увеличения возраста
|
у детей и подростков, посещающих школу с инновационной
программой (Чебоксары, Чувашия)
Регион 7
Рис. 3.15. Рост общих оценок РТС по мере увеличения возраста
у детей и подростков из коррекционной школы-интерната для лиц
с речевыми нарушениями (Уфа, Башкирия)
с инновационным подходом к образованию, делающим акцент на всестороннем и более гармоничном развитии учащихся (рис. 3.14). Интересно, что по результатам РТС дети и подростки из коррекционной школы-интерната для лиц с речевыми нарушениями практически ничем не отличались от своих сверстников с нормальным речевым развитием (рис, 3.15).
Представляет большой интерес также сравнение результатов выполнения теста лицами мужского и женского пола в разных возрастных группах. Как видно при сопоставлении динамики роста общих оценок РТС, по мере увеличения возраста испытуемых мужского и женского пола (рис. 3.16), различия между ними были несущественны. В то же время были обнаружены достоверные различия в показателях шкалы оценки эмоционального содержания рисунков и шкалы оценки образа «я» у испытуемых мужского и женского пола (рис. 3.17 и 3.18).
С целью более дифференцированного анализа показателей этих шкал мы сопоставили частоту пяти разных типов оценок у мужчин и женщин (рис. 3.19 и 3.20).
Рис. 3.16. Рост оценок РТС по мере увеличения возраста у испытуемых мужского и женского пола
Как видно на рис. 3.19, на фоне превалирования у обоих полов рисунков с нейтральным, неопределенным либо противоречивым эмоциональным содержанием (3 балла), у испытуемых мужского пола примерно в три раза чаще, чем у лиц женского пола, встречались рисунки с выраженным отрицательным эмоциональным содержанием, на которых изображены грустные, одинокие или беспомощные персонажи, персонажи, находящиеся в смертельной опасности, либо такие рисунки, где имеют место проявления агрессии и деструкции. У испытуемых же женского пола примерно вдвое чаще, чем у лиц мужского пола, встречались рисунки с умеренно положительным эмоциональным содержанием (4 балла), изображающие счастливых и получающих удовольствие, но пассивных персонажей, дружеские отношения между персонажами или сцены спасения. Кроме того, у испытуемых женского пола примерно в три раза чаще, чем у лиц мужского пола, встречались рисунки с выраженным положительным эмоциональным содержанием (5 баллов), изображающие счастливых и достигающих свои цели персонажей а также проявления любви, заботы и поддержки.
|
Рис. 3.17. Сравнение показателей шкалы оценки эмоционального содержания рисунков у испытуемых мужского и женского пола
Рис. 3.18. Сравнение показателей шкалы оценки образа «я» у испытуемых мужского и женского пола
Рис. 3.19. Сопоставление разных типов оценок по шкале эмоционального содержания рисунков у испытуемых мужского и женского пола
Рис. 3.20. Сопоставление разных типов оценок по шкале образа «я» у испытуемых мужского и женского пола
Как следует из рисунка 3.20, хотя представители обоих полов чаще всего идентифицировали себя с переживающими противоречивые чувства или равнодушными персонажами, либо с теми, чей образ «я» неясен (3 балла), лица женского пола примерно втрое чаще, чем лица мужского пола, идентифицировали себя со счастливыми, но пассивными персонажами, либо, с теми, кого спасают (4 балла). Кроме того, испытуемые женского пола втрое чаще, чем лица мужского пола, идентифицировали себя с достигающими свои цели персонажами или теми, кого любят (5 баллов).
Данные наблюдения и их отличия отданных американских и бразильских исследований (Silver, 1996; Аллессандрини и со-авт. 2001), на наш взгляд, также могут свидетельствовать о влиянии контекстуальных факторов. В данном случае наиболее значимым представляются гендерные ожидания, определяющие разный характер фантазий лиц мужского и женского пола. Кроме того, более низкие показатели по шкале оценки образа «я» у испытуемых мужского пола могут свидетельствовать о том, что в условиях характерной для нашего общества экономической и политической нестабильности образ «я» у лиц мужского пола (включая детей и подростков) страдает в большей степени, чем у лиц женского пола, заставляя их уже с детства сомневаться в своей социальной адекватности и эффективности.
Определенный интерес представляют также результаты проведенного нами исследования корреляций между результатами выполнения отдельных заданий и общей оценкой РТС, общей оценкой теста и показателями эмоционального содержания рисунков и шкалы оценки образа «я», а также между показателями РТС и арт-терапевтических шкал формальных
элементов.
Как видно из таблицы 3.15, коэффициенты корреляции между результатами отдельных пунктов разных заданий и общей оценкой РТС у 702 испытуемых колебались в диапазоне от 0,35 до 0,77. Это указывает на то, что показатели каждого пункта всех заданий положительно влияют на конечные результаты теста и являются достаточно информативными для оценки невербального, пространственного мышления. При этом, однако,
|
Таблица 3.15
|
|
Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...
Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначенные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...
Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...
Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!