Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...
Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...
Топ:
Особенности труда и отдыха в условиях низких температур: К работам при низких температурах на открытом воздухе и в не отапливаемых помещениях допускаются лица не моложе 18 лет, прошедшие...
Комплексной системы оценки состояния охраны труда на производственном объекте (КСОТ-П): Цели и задачи Комплексной системы оценки состояния охраны труда и определению факторов рисков по охране труда...
Интересное:
Уполаживание и террасирование склонов: Если глубина оврага более 5 м необходимо устройство берм. Варианты использования оврагов для градостроительных целей...
Лечение прогрессирующих форм рака: Одним из наиболее важных достижений экспериментальной химиотерапии опухолей, начатой в 60-х и реализованной в 70-х годах, является...
Что нужно делать при лейкемии: Прежде всего, необходимо выяснить, не страдаете ли вы каким-либо душевным недугом...
Дисциплины:
2017-08-24 | 172 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
Выражаю свою благодарность Игорю Соломину, помогавшему мне в статистической обработке результатов исследования, а также всем членам рабочей группы, принимавшим участие в тестировании с использованием РТС в разных регионах Российской Федерации и в Эстонии — Арефьевой Екатерине, Аржакаевой Татьяне, Ефимовой Наталье, Кошелевой Наталье, Кузнецовой Ирине, Михайловой Тамаре, Новиковой Ирэне, Потаповой Ларисе, Сакович Наталье, Хашиной Дине и Чеховской Ольге.
Введение
Согласно имеющимся публикациям (Silver, 1983a, 1983Ь, 1990,1996; Алессандрини и соавт., 2001), рисуночный тест Силь-вер (РТС) показал свою ценность в оценке невербального, пространственного мышления, а также эмоциональной сферы и отношения испытуемых к себе самим и окружающим. Благодаря проведенным исследованиям удалось показать обоснованность использования лежащего в основе теста конструкта невербального, пространственного мышления (операционального мышления, по Ж. Пиаже), которое, наряду с вербальным мышлением выступает в качестве инструмента переработки самой разной информации. В рамках новых концепций познавательной деятельности, в частности концепции «множественного интеллекта» Гарднера, этот вид мышления не только может являться важнейшей составной частью интеллекта
большинства людей, но во многих случаях получает преимущественное развитие (например, у лиц «художественного склада», при наличии нарушений речи или слуха и в других случаях). В связи с этим РТС может быть использован в первую очередь с целью выявления тех лиц, которые, имея невысокие показатели вербального мышления или те или иные нарушения вербальной коммуникации, отличаются развитым невербальным мышлением или незаурядными художественными способностями.
|
Несмотря на значительный объем работы по стандартизации и валидизации РТС в США (Silver, 1983a, 1990,1996) и в Бразилии (Алессандрини и соавт., 2001), его вряд ли можно считать достаточным. Так, в последнем издании Методического руководства РТС (Silver, 1996) приводятся сведения о нормативных данных в разных возрастных группах. Хотя некоторые возрастные группы включают более 100 испытуемых, отдельные группы состоят всего из 16-30 человек. Кроме того, есть основания полагать, что показатели теста зависят не только от индивидуальных особенностей испытуемых, но и от культуральных и иных контекстуальных влияний. С точки зрения системной концепции арт-терапии (Копытин, 2001), на процесс и результаты художественной экспрессии влияют не только внутренние (состояние, личностные особенности, установки и ожидания клиента и его отношения со специалистом и т. д.), но и внешние факторы, связанные с институциональным и семейным окружением, экономикой, политикой, культурой, правовым контекстом и т. д. На необходимость учета контекстуальных факторов, влияющих на результаты исследований интеллекта, указывают многие занимающиеся психодиагностикой авторы, в частности Анастази (Анастази и Урбина, 2001).
Проведенная в Бразилии стандартизация РТС (Алессандрини и соавт., 2001) свидетельствует о значимых отличиях показателей теста у бразильских испытуемых от американцев. Обращают на себя, в частности, более низкие результаты выполнения всех трех заданий, а также общие оценки теста в большинстве возрастных групп бразильцев. Вместе с тем, бразильские авторы, также как и Сильвер, указывают на общий рост
показателей теста с возрастом и уровнем образования. Кроме того, они обращают внимание на связь этих показателей с типом школы (государственная или частная).
Результаты выполнения заданий РТС у лиц мужского и женского пола в разных странах (США, Бразилия, Австралия) имеют противоречивый характер. Так, Аллессандрини (Алессандрини и соавт., 2001) указывают на более высокие показатели задания по прогнозированию у лиц мужского пола, в то время, как результаты австралийских исследований имеют противоположный характер (Hunter, 1992). Приэтом бразильские исследователи указывают на отсутствие каких-либо различий между мужчинами и женщинами по шкале эмоционального содержания рисунков, хотя Сильвер (1996) констатирует более частое появление у испытуемых мужского пола рисунков с выраженнымютрицательным эмоциональным содержанием.
|
Цели и задачи исследования
Все вышесказанное позволяет считать стандартизацию РТС в России очень важной. Основными задачами нашего исследования являлись следующие:
1. Определение нормативных показателей теста для разных возрастных групп.
2. Выявление различий в показателях теста, связанных с контекстуальными факторами, в частности, с культуральны-ми и субкультуральными влияниями.
3. Исследование различий в показателях теста у мужчин и женщин.
4. Определение связи показателей теста с особенностями познавательной сферы испытуемых, в частности, с развитием у них вербальных способностей.
5. Дополнительная проверка межтестовой валидности РТС и его корреляций с другими рисуночными тестами, позволяющими оценивать невербальное мышление.
Исследование по стандартизации РТС в России включало следующие основные этапы:
— перевод тестовых материалов, инструкций и методического руководства на русский язык,
— создание рабочей группы специалистов и их подготовка к исследованию,
— определение групп испытуемых,
— сбор данных (предъявление теста и подсчет балльных оценок),
— статистический анализ данных,
— определение нормативных показателей и анализ результатов исследования.
Поскольку с целью проверки межтестовой валидности РТС и его корреляции с другими рисуночными тестами предполагалось использовать никогда раньше не применявшиеся в России арт-терапевтические шкалы формальных элементов в сочетании с тестовым заданием нарисовать человека, срывающего яблоко с дерева (Gantt & Tabone, 1998), на начальном этапе исследования был также осуществлен перевод инструкции и методического руководства этой методики на русский язык.
|
Испытуемые и методы
Исследование проводилось на репрезентативной выборке из 702 детей и взрослых из разных регионов Российской Федерации, а также из Эстонии. Для большей репрезентативности группы она включала испытуемых как из крупных городов (таких как Санкт-Петербург, Уфа, Чебоксары, Таллинн, Новокузнецк, Екатеринбург), так и сравнительно небольших населенных пунктов и поселков Ленинградской, Московской и Новгородской областей. Сведения о количестве испытуемых, их возрасте и распределении по разным городам и регионам представлены в таблице 3.13.
Как видно из таблицы 3.13, выборку детей и подростков составили испытуемые, посещающие детский сад, а также учащиеся общеобразовательных школ, школы с инновационной программой обучения и коррекционной школы-интерната для лиц с речевыми нарушениями. Результаты тестирования учащихся коррекционной школы, однако, в нормативные показа-
ТаблицаЗ.13
Сведения об испытуемых и их распределение по разным городам и регионам
Города и регионы | Общее число | Возраст | Тип дошкольного учреждения или школы |
Санкт-Петербург | 6-18 | общеобразоват. школы | |
Чебоксары (Чувашия) | 11-15 | школа с инновационной программой | |
Уфа (Башкирия) | 10-18 | коррекционная школа-интернат для лиц с речевыми нарушениями | |
Кириши, | детский сад | ||
Ленингр. обл. | всего | 5-16 | |
п. Видное, | детский сад | ||
Моск. обл. | и общеобразов. школа | ||
Новгородская обл | общеобразоват. школа | ||
Всего по разным регионам РФ | 5-18 | ||
Таллинн | НО | 11-15 | общеобразоват. школа |
тели не включались и подсчитывались отдельно. То. же самое относится и к результатам тестирования детей и подростков из Таллинна. В числе детей и подростков мальчиков и девочек было примерно поровну (280 испытуемых женского и 254 — мужского пола).
Группу взрослых составили 58 лиц мужского и женского пола от 19 до 48 лет (средний возраст составил 30,79 лет, т= 6,72), из них 36 женщин и 22 мужчины. Распределение взрослых испытуемых по возрасту показано на рисунке 3.7.
|
Группа взрослых испытуемых состояла в основном из лиц с высшим (38 человек) и средним образованием (20 человек), проживающих в разных регионах Российской Федерации. Дифференцированный подсчет результатов тестирования в подгруппах взрослых с разным уровнем образования не проводился.
Рис. 3.7. Распределение взрослых испытуемых по возрасту
Рабочей группой руководил автор статьи. Она состояла из психологов, большинство которых прошли программу базовой подготовки по арт-терапии. В рамках этой программы были проведены методические семинары по использованию РТС, и те специалисты, которые проявили особую заинтересованность в последующем использовании теста, были включены в рабочую группу на добровольных началах. В их задачу входило предъявление теста испытуемым после предварительного согласования их контингента с руководителем рабочей группы с последующей отправкой рисунков в Санкт-Петербург для подсчета балльных оценок и статистического анализа данных.
Тестирование проводилось в соответствии со стандартной инструкцией (Silver, 1983a, 1990,1996). Испытуемым предлагалось выполнить три основных задания теста. При выполнении задания на воображение применялся набор стимульных рисунков А. Тестирование проводилось индивидуально или в малых группах. В тех случаях, когда испытуемые при выполнении задания на воображение не могли самостоятельно написать лсторшо, специалисты записывали историю с их слов.
G целью проверки межтестовой валидности теста и определения его корреляции с другими рисуночными методиками,
используемыми для оценки пространственного мышления, применялся тест, заключавшийся в изображении человека, срывающего яблоко с дерева, в сочетании с арт-терапевтиче-скими шкалами формальных элементов (Gantt & Tabone, 1998). При предъявлении теста испытуемым давалась следующая инструкция: «Нарисуйте человека, срывающего яблоко с дерева». При этом им давался стандартный лист бумаги формата А4 и набор карандашей или фломастеров из 12 цветов, включая серый и черный. Для анализа рисунков использовались 14 формальных признаков изображения, соответствующих 14 шкалам:
• 1-я шкала — «Значимость цвета» — позволяет оценить, насколько значим цвет в изображении.
• 2-я шкала — «Адекватность цвета» — позволяет оценить, насколько цвет соответствует предмету изображения.
• 3-я шкала — «Энергия» — показатели по этой шкале указывают на общее количество затраченных на создание рисунка сил.
• 4-я шкала — «Пространство» — позволяет оценить, сколько места на листе занимает изображение.
|
• 5-я шкала — «Интеграция» — позволяет оценить взаимосвязанность элементов изображения.
• 6-я шкала — «Логика» — оценивает наличие случайных, не связанных с заданной темой элементов изображения.
• 7-я шкала — «Реализм» — оценивает степень правдоподобия изображения.
• 8-я шкала — «Решение проблемы» — оценивает, каким образом изображенный человек достает яблоко с дерева, и достает ли он его вообще.
• 9-я шкала — «Уровень развития» — свидетельствует о степени зрелости изобразительного языка испытуемого в соответствии с критериями М. Ловенфельд.
• 10-я шкала — «Детали объектов и окружающего пространства» — указывает на степень детализированное™ изображения.
• 11-я шкала — «Качество линии» — указывает на степень владения испытуемым процессом рисования линий.
• 12-я шкала — «Человек» — позволяет оценить правдоподобность изображения человеческой фигуры.
• 13-я шкала — «Ротация» — оценивает степень наклона дерева и человека по отношению к вертикальной оси.
• 14-я шкала — «Персеверация» — позволяет оценить наличие неадекватно многократной реакции на стимул. Каждый из 14 формальных параметров изображения оценивался от 0 до 5. Применение арт-терапевтических шкал формальных элементов в сочетании с тестом заключавшимся в изображении человека, срывающего яблоко с дерева, по имеющимся публикациям (Gantt& Tabone, 1998; Gantt, 1998) свидетельствует о высокой чувствительности данной методики к особенностям художественной экспрессии испытуемых, связанным с состоянием их познавательной и эмоциональной сферы, возрастом, клиническим статусом и другими переменными. При включении этой методики в наше исследование мы исходили из того, что ряд входящих в нее шкал (таких, например, как шкала 5 «Интеграция», шкала 9 «Уровень развития», шкала 10 «Детали объектов и окружающего пространства», шкала 12 «Человек» и некоторые другие) должны отличаться особенно высокой чувствительностью к степени зрелости изобразительного языка и иным особенностям графической продукции испытуемых и быть связанными с тем же диагностическим конструктом, что и РТС.
Результаты и их обсуждение
Нормативные показатели для испытуемых разных возрастов, полученные в результате обработки данных тестирования детей, подростков и взрослых из разных регионов Российской Федерации, представлены в таблице 3.14.
Рисунки 3.8,3.9,3.10 и 3.11 также отражают рост показателей по отдельным заданиям теста и общих оценок РТС по мере увеличения возраста испытуемых, входящих в общую репрезентативную группу.
В целом можно отметить повышение показателей выполнения отдельных видов заданий и общих оценок РТС по мере увеличения возраста испытуемых, отражающее развитие их невербального, пространственного мышления. В то же время рост показателей был неравномерным: наиболее значителен он
Таблица 3.14
Нормативные показатели по отдельным заданиям РТС и общие
|
|
История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...
Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...
Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...
Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначенные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!