Психотехника самосовершенствования — КиберПедия 

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Психотехника самосовершенствования

2017-08-23 202
Психотехника самосовершенствования 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Юмористического состояния

И состояния благодушия

Þ Сведения к размышлению!

 

Дорогие друзья!

Мы начинаем осваивать психотехнику формирова­ния сложных оптимистических состояний, которые способны автоматически регулировать отношение че­ловека к окружающей действительности и к себе, вос­приятие и реакции на отрицательные факторы.

 

В основе этих оптимистических состояний лежит комплекс психологических установок на восприятие и реагирование, который предопределяет жизненную по­зицию человека.

Рассмотрим набор этих установок для каждого со­стояния.

1 Þ Для состояния благодушия характерны сле­дующие установки:

§ установка рассудочного восприятия отрицатель­ных факторов и радостного восприятия положитель­ных;

§ установка поиска приятных элементов в па­литре отрицательных факторов;

§ установка на «переворачивание» значения фак­тора и превращения отрицательного фактора в поло­жительный.

Первые две установки вами были усвоены на пре­дыдущих занятиях. Последняя установка для вас явля­ется новой.

Давайте проанализируем, что она собой представ­ляет, и как её формировать.

2 Þ Установка на «переворачивание» значения фактора похожа на установку поиска положительных элементов в отрицательных факторах, однако, строится на более радикальном переосмыслении сути самого фактора.

Смысл этой установки заключается в том, что если невозможно изменить ситуацию и убрать отри­цательный фактор, то следует принять его как положительный.

В процессе такой переоценки в роли положитель­ных элементов, на которые следует ориентироваться, выступает не сам отрицательный фактор, а его послед­ствия и побочные действия, которые могут иметь без­условное положительное значение.

Ни в коем случае не нужно обманывать себя, говоря себе, что черное это белое, поскольку вы точно знаете, что черное – это черное. Самообман не дает положи­тельного результата.

Гораздо эффективнее перенесение внимания с отри­цательного фактора на его влияния на косвенные, по­бочные эффекты, которые он вызывает, и поиск среди этих явлений по-настоящему положительных проявле­ний.

Например, вы оступились и вывихнули ногу. Если вы благодушно настроены, то вы начнете радоваться тому, что нога только вывихнута, а не сломана.

Что толку страдать от того что болит нога и трудно ступить на неё, и терзаться из-за того, что вы не можете выполнить це­лый ряд дел из-за этого несчастья?

Эти отрицательные переживания ни на йоту не улучшат вашего положения, а уже случившееся несча­стье усугубит развитием отрицательных переживаний и испорченным надолго настроением.

3 Þ Гораздо полезнее для здоровья отнестись к случившемуся философски, то есть благо­душно. Вы начинаете поиск положительных проявле­ний в случившемся, и замечаете, что если бы вы не­много резче двигались, то был бы не вывих, а перелом ноги. А это намного больше осложнило бы вашу жизнь. Значит, вам повезло. Вы отделались сравни­тельно маленькими неприятностями. Есть повод радо­ваться этому событию и даже запеть.

Вот как сработала установка на «переворачивание» отношения к отрицательному событию.

Теперь, если вы объедините все три названные пси­хологические установки на отношение к отрицатель­ным факторам, и реагирование на них, то обратите внимание, что эти установки в комплексе совершенно изменяют отношение человека к окружающей действи­тельности и к событиям, в ней происходящим. Это оз­начает, что у вас формируется особая жизненная по­зиция, совершенно отличная от позиции людей, у ко­торых таких установок нет.

Такая позиция настраивает человека на автоматиче­ские отбрасывание от себя любых отри­цательных фак­торов, и благодушное реагирование на них.

При такой позиции нет необходимости в специаль­ных волевых усилиях для психологической защиты от отрицательных факторов. Психологическая защита оп­ределяется самой позицией.

Отработка навыков формирования состояния благо­душия может быть осуществлена на базе психотех­ники, представленной в упражнениях.

 

Þ Выполните следующие творческие за­дания.

 

Þ Упражнение № 1.

Техника состояния благодушия. Позна­комьтесь с ведущими этапами этой тех­ники и подумайте, какими формулами самопро­граммирования вы могли бы её дополнить.

1 Þ Подготовка к сеансу.

Сядьте удобно. Расслабьтесь. Закройте глаза. Со­средоточьтесь на своем внутреннем мире. Сформи­руйте состояние бесстрастия. Сформируйте со­стояние безмыслия. Отдохните несколько минут.

Прочувствуйте, что вы полностью готовы к прове­дению тренировки.

2 Þ Формирование установки рассудочного вос­приятия отрицательных факторов.

Представьте себе любую ситуацию, в которой про­исходит неприятное для вас событие. Вообразите и прочувствуйте: вы воспринимаете эти события бес­страстно, только рассудком. Подумайте, можно ли уйти от этих событий?

Если это невозможно, начинаем поиск приятных элементов среди этих отрицательных факторов.

Внимательно изучите ситуацию. Выявите в этой си­туации некоторые положительные явления. Пере­станьте обращать внимание на отрицательные фак­торы. Полностью сосредоточьтесь на восприятии по­ложительных факторов.

Сконцентрируйте на них все свое внимание. Почув­ствуйте: эти факторы начинают вызывать у вас пере­живания удовольствия.

Ваше отношение к ситуации начинает меняться. Если вы внимательно к ней присмотритесь, то те отри­цательные факторы, которые воздействуют на вас, мо­гут приобрести положительное значение.

Обдумайте ситуацию, в которую вы попали. Пред­ставьте себе, какая могла бы быть ситуация, если бы дело приобрело более сложный оборот. Подумайте, какие плохие последствия это могло бы для вас вы­звать. С этой позиции оцените ситуацию по-новому.

Обратите внимание: все не так плохо. Наоборот, все отлично! Прочувствуйте это. Ситуация приобрела со­вершенно другой характер.

3 Þ Присвоение качества с помощью перевопло­щения в героя.

Для того чтобы закрепить такую реакцию на уровне автоматизма, давайте попробуем вообразить человека, обладающего непробиваемым благодушием, которому вы хотели бы подражать, и способности которого вы хотели бы присвоить себе.

А теперь вообразите ситуацию, как этого человека пытаются вывести из себя ряд ваших знакомых и вы сами.

Мысленно представьте себе, как вы пытаетесь «пробить» его, но на все ваши ухищрения он отвечает шуткой, улыбкой, а иногда и довольно болезненными репликами, бьющими не в бровь, а в глаз.

Он смеется над вами, он издевается над вами, он де­лает это весело и игриво.

Вы начинаете понимать, что вам с ним не спра­виться. Вы начинаете завидовать ему. Вам хочется приобрести такую же психологическую защиту и дос­тичь состояния благодушия.

Вы вспоминаете, что владеете приемами перевопло­щения. Это значит, что вы можете представить себя этим человеком и перевоплотиться в него. Перевопло­тившись, вы приобретаете способность благодушно воспринимать окружающую вас действительность, от­носиться ко всему спокойно и весело.

Попробуйте перевоплотиться в вашего героя. Вооб­разите, что вы приближаетесь к этому человеку. Вы встали рядом с ним. Сделайте шаг и войдите в него, превратитесь в него. Почувствуйте, что его руки стали вашими руками, его тело – вашим телом, его жизнен­ная позиция стала вашей жизненной позицией.

Прочувствуйте, как в вас пробуждается и оживает состояние благодушия.

Все отрицательные факторы жизни вы восприни­маете только рассудком. В трудной ситуации вы легко находите положительные явления и получаете от них удовольствие. Анализируя трудную ситуацию и свя­занные с ней отрицательные факторы, вы легко пред­ставляете себе, что эта ситуация могла быть намного хуже, и тогда возникшая ситуация вами воспринима­ется как приятная. Поэтому вы спокойно и весело реа­гируете на все, что с вами происходит в этой ситуации.

Почувствуйте, как вам становится весело и спо­койно. Эта реакция сильнее вас. Она возникает сама по себе, автоматически, ее не нужно специально вызы­вать.

Представьте себе, что вас пытаются вывести из себя. Почувствуйте, что вас это невольно смешит. Вы с интересом наблюдаете за этими попытками. Вы вос­принимаете это как забавную игру. Вам хочется выиг­рать эту игру. Вы спокойно и благодушно начинаете шутить, отвечая на усилия ваших противников.

Обратите внимание на то, что вам теперь смешно вспоминать о тех факторах, которые вызывали у вас раньше непри­ятные переживания. Вы чувствуете глу­пость и вздор­ность ваших прежних реакций на них. Вам становится смешно от того, как вы раньше могли принимать их всерьез и переживать.

Вы настроены благодушно на восприятие любых жизненных невзгод.

Почувствуйте, что эти установки закрепились у вас, и они будут автоматически действовать после завер­шения тренировки.

 

Þ Ответьте на вопросы!

Вы познакомились с ведущими этапами тех­ники формирования состояния благодушия. Отве­чая на контрольные вопросы, подумайте, ка­кими формулами самопрограммирования вы могли бы их дополнить.

1 Þ Какие вы увидели особенности этапа подготовки к сеансу?

2 Þ Опишите алгоритм этапа формирова­ния установки рассудочного восприятия от­рицательных факторов. Какие дополнитель­ные формулы самопрограммирования вы под­готовите для себя?

3 Þ Опишите алгоритм этапа присвоения качества с помощью перевоплощения в героя. Какие дополнительные формулы самопро­граммирования вы подготовите для себя?

 

 

Þ Упражнение № 2.

Техника состояния юмористического вос­при­ятия действительности. Познакомь­тесь с ве­дущими этапами этой техники и поду­майте, ка­кими формулами самопрограммирова­ния вы могли бы её дополнить.

Состояние юмористического восприятия по своей структуре очень близко к состоянию благодушия и основывается на нём.

1 Þ Помимо трех уже известных установок, в этом состоянии добавляется четвертая. Это установка по­иска смешного во всех событиях отрицатель­ной ситуации с потребностью вышучивать как саму ситуацию, так и себя.

Трудностью в развитии этого состояния является пробуждение чувства юмора.

Говоря о чувстве юмора, мы не будем давать его определение, поскольку это явление многогранно. Мы лишь акцентируем ваше внимание на том, что в основе чувства юмора лежит понимание комичности той или иной ситуации и умение эту комичность показать ок­ружающим.

Когда у вас вырабатывается привычка видеть ко­мичное в окружающей вас действительности и в са­мом себе, и вы научились преподносить эти проявле­ния как комическое другим людям, вы становитесь юмористом.

2 Þ Тренинг формирования состояния юмори­стического восприятия строится по тем же методи­ческим правилам, которые вам были продемонстриро­ваны в первом упражнении.

К ним добавляются только приёмы поиска комич­ного и демонстрация юмора ситуации себе и окру­жающим.

Поэтому предлагаемое вам второе упражнение сле­дует рассматривать как своеобразную тренировку с до­бавлением элементов комического.

3 Þ Сядьте удобно. Расслабьтесь. Закройте глаза. Со­средоточьтесь на своем внутреннем мире. Сформи­руйте состояние бесстрастия. Сформируйте состояние безмыслия. Прочувствуйте, что вы полностью готовы к проведению тренировки.

Сформируем установку рассудочного восприятия отрицательных факторов. Представьте себе любую си­туацию, в которой происходит неприятное для вас со­бытие. Вообразите и прочувствуйте: вы воспринимаете эти события бесстрастно, только рассудком.

Подумайте, можно ли уйти от этих со­бытий?

4 Þ Если это невозможно, начинаем поиск приятных элементов среди этих отрицательных факторов.

Внимательно изучите ситуацию. Выявите в этой си­туации некоторые положительные явления. Пере­станьте обращать внимание на отрицательные фак­торы. Полностью сосредоточьтесь на восприятии по­ложительных факторов. Сконцентрируйте на них все свое внимание.

Почувствуйте: эти факторы начинают вызывать у вас переживания удовольствия. Ваше отношение к си­туации начинает меняться. Если вы внимательно к ней присмотритесь, то те отрицательные факторы, которые воздействуют на вас, могут приобрести положительное значение.

Обдумайте ситуацию, в которую вы попали. Пред­ставьте себе, какая могла бы быть ситуация, если бы дело приобрело более сложный оборот.

Подумайте, какие плохие последствия это могло бы для вас вызвать. С этой позиции оцените ситуацию по-новому. Обратите внимание: все не так плохо. Наобо­рот, все отлично! Прочувствуйте это. Ситуация приоб­рела совершенно другой характер.

5 Þ Активизируйте в себе чувство юмора. Почувст­вуйте, что вы легко находите комичное в окружающей вас действительности.

Проанализируйте еще раз ситуацию. Вы восприни­маете ситуацию легко и благожелательно, но если за­хотеть, то в ней можно найти много комичного.

Попробуйте найти смешное и комичное в том, что с вами происходит, и в вашем поведении. Найдите такие элементы и прочувствуйте их комичность.

Теперь ситуация вам уже кажется юмористической. Вы готовы посмеяться над выявленной вами комично­стью вместе с окружающими. Попробуйте объяснить им комичность ситуации так, чтобы они ее прочувст­вовали и повеселились вместе с вами.

У вас сформировалось состояние юмористиче­ского восприятия отрицательных факторов. В этом состоянии вы автоматически защищены от самых разнообразных отрицательных воздействий в любых сложных ситуациях. Прочувствуйте это.

6 Þ Для того чтобы закрепить такую реакцию на уровне автоматизма, давайте попробуем вообразить человека, обладающего хорошо развитым чувством юмора, которому вы хотели бы подражать, и способно­сти которого вы хотели бы присвоить себе.

А теперь вообразите ситуацию, как этого человека пытаются вывести из себя ряд ваших знакомых и вы сами. Мысленно представьте себе, как вы пытаетесь «пробить» его, но на все ваши ухищрения он отвечает шуткой, улыбкой, а иногда и довольно болезненными репликами, бьющими не в бровь, а в глаз.

Он смеется над вами, он издевается над вами, он де­лает это весело и игриво. Вы начинаете понимать, что вам с ним не справиться. Вы начинаете завидовать ему.

Вам хочется приобрести такую же психологическую защиту и достичь состояния юмористического воспри­ятия.

Вы вспоминаете, что владеете приёмами перево­площения. Это значит, что вы можете представить себя этим человеком и перевоплотиться в него.

Перевоплотившись, вы приобретаете способность с юмором воспринимать окружающую вас действитель­ность, относиться ко всему спокойно и весело.

Попробуйте перевоплотиться в вашего героя. Вооб­разите, что вы приближаетесь к этому человеку. Вы встали рядом с ним. Сделайте шаг и войдите в него, превратитесь в него.

Почувствуйте, что его руки стали вашими руками, его тело – вашим телом, его жизненная позиция стала вашей жизненной позицией.

Прочувствуйте, как в вас пробуждается и оживает состояние юмористического восприятия действитель­ности. Все отрицательные факторы жизни вы воспри­нимаете только рассудком. В трудной ситуации вы легко находите положительные явления и получаете от них удовольствие.

Анализируя трудную ситуацию и связанные с ней отрицательные факторы, вы легко представляете себе, что эта ситуация могла быть намного хуже, и тогда возникшая ситуация вами воспринимается как прият­ная. Поэтому вы спокойно и весело реагируете на все, что с вами происходит в этой ситуации. Вы легко на­ходите смешное и комичное во всем, что с вами проис­ходит в этой ситуации.

Вам нравится, и вы с удовольствием стремитесь по­казать комичность происходящего окружающим.

Почувствуйте, как вам становится смешно и весело.

Эта реакция сильнее вас. Она возникает сама по себе, автоматически, ее не нужно специально вызывать.

Представьте себе, что вас пытаются вывести из себя. Почувствуйте, что вас это невольно смешит. Вы с ин­тересом наблюдаете за этими попытками. Вы нахо­дите элементы комичного в возникшей ситуации. Вы вос­принимаете это как забавную игру. Вам хочется выиг­рать эту игру. Вы начинаете шутить, отвечая на усилия ваших противников.

Обратите внимание на то, что вам теперь смешно вспоми­нать о тех факторах, которые вызывали у вас раньше неприятные переживания.

Вы чувствуете глупость и вздорность ваших преж­них реакций на них. Вам становится смешно от того, как вы раньше могли принимать их всерьез и пережи­вать. Вы настроены на юмористическое восприятие любых жизненных невзгод.

Почувствуйте, что эти установки закрепились у вас, и они будут автоматически действовать после завер­шения тренировки.

 

Þ Ответьте на вопросы!

Вы познакомились с ведущими этапами тех­ники формирования состояния благоду­шия. Отве­чая на контрольные вопросы, поду­майте, какими формулами самопрограммирова­ния вы могли бы их дополнить.

1 Þ Какая новая установка была добавлена к сеансу?

Опишите алгоритм этапа формирова­ния состояния юмори­стического восприятия. Какиедополнения вы хотите внести в этот текст?

3 Þ Опишите алгоритм этапа формирова­ния установки рассудочного восприятия от­рицательных факторов. Какие дополнитель­ные формулы самопрограммирования вы под­готовите для себя?

4 Þ Опишите алгоритм приёма «перевёрты­вания» ситуации и введите свои тренинговые ситуации.

5 Þ Опишите алгоритм тренинга чувства юмора. Сформулируйте свои формулыфор­мирования состояние юмористиче­ского вос­приятия отрицательных факторов.

6 Þ Опишите алгоритм этапа присвоения качества с помощью перевоплощения в героя. Какие дополнительные формулы самопро­граммирования вы подготовите для себя?

 


Поделиться с друзьями:

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.054 с.