К нейтральному реагированию на — КиберПедия 

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

К нейтральному реагированию на

2017-08-23 266
К нейтральному реагированию на 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

КУЛЬТУРА ФОРМИРОВАНИЯ

ОПТИМИЗМА И ПРОДУКТИВНОГО

БЛАГОДУШИЯ

Тема 1

ОПТИМИСТИЧЕСКОЕ НАСТРОЕНИЕ

И КАК ЕГО ФОРМИРОВАТЬ?

Þ Сведения к размышлению!

 

Дорогие друзья!

Мы начинаем новый цикл занятий. Он направлен на освоение методики формирования оптимистического настроения.

1 Þ Сразу возникает вопрос, что лучше, оптими­стическое на­строение, которое как бы идеа­лизирует реальность, либо не­сколько песси­мистическое на­строение, которое эту ре­аль­ность обостряет?

Этот вопрос правомерен хотя бы по­тому, что он от­ражает давнишний спор между убеждёнными роман­тиками и прагматиками.

Чем отличается оптимист – романтик от прагматика – пес­симиста?

Почему мы связывает понятия романтика и прагматика с соответствующими оптими­стическими и пессимистическими настрое­ниями?

Для оптимистического настроения характерна го­товность к положительным переживаниям и своеоб­разная невосприимчивость к отрицательным пережи­ваниям.

2 Þ Молодые оптимисты всегда ориентированы на бу­дущее и поэтому настоящее ими воспринимается как не главное, как малозначимая ступень к будущему. Они чаще предвкушают удовольствие от того, что бу­дет, и гораздо реже от того, что есть.

Оптимисты зрелого возраста больше ориентиру­ются на удовольствия в настоящем, с радостью вспо­минают удовольствия в прошлом и не забывают меч­тать о будущем.

И те и другие оптимисты, как правило, пребывают в хорошем, бодром настроении, активно ищут удоволь­ствия в жизни и с наслаждением их переживают.

Отрицательные воздействия ими воспринимаются как досадные помехи, которые не могут их остановить на избранном пути. Они легко корректируют своё по­ведение с целью уменьшить поток отрицательных пе­реживаний или возникший конфликт.

Оптимист-романтик стремится воспринимать мир через положительные переживания, непроизвольно уходит от ситуаций, которые могут нести отрицатель­ные переживания. Это важнейшее положение Куль­туры эмоций.

Таким образом, оптимист невольно исповедует вы­шеописанное положение Культуры эмоций, это делает его здоровее, и, как доказала медицина, продлевает ему жизнь по сравнению с пессимистом на 10 лет.

3 Þ Прагматики ориентированы лишь на самое бли­жайшее будущее и целиком погружены в настоящее и прошлое. Мир их забот необычайно многообразен, так как для них часто бывает одинаково важны как про­стые, так и сложные вещи. Поскольку усилия прагма­тиков в основном направлены на достижение различ­ные материальных и осязаемых результатов, они ис­пытывают удовольствие только от достижения этих результатов и страдают от неудач, связанных с не­дос­тижением желаемого.

Поскольку интересы у прагматиков обширны, а конкуренция между ними достаточно большая, то число неудач, как правило, превышает привычное число достижений. Поэтому соотношение положи­тельных и отрицательных эмоций складывается в пользу отрицательных. Отсюда характерно восприятие этими людьми окружающего мира как очень трудного для жизни, а других людей как конкурен­тов.

Для них характерна эмоциональная настройка на борьбу за обладание желаемым и на реальную воз­можность неудачи. Отсюда определённая пессими­стическая настройка по поводу возможности неудачи как своеобразная психологическая защита от неё.

Поскольку прагматику нужна психологическая за­щита от возможной неудачи, в его настроениях преоб­ладает прагматический пессимизм.

Человек воспринимает мир и окружающих его лю­дей с помощью рассудка и чувств. Мир несёт человеку, как радости, так и горести. Любое горестное воздейст­вие с точки зрения медицины мы называет «отрица­тельным воздействием».

Если мы воспринимаем отрицательное воздействие рассудком, то отрицательные переживания возникают чуть позже их осмысления и характер этих пережива­ний несколько иной, чем тогда, когда отрицательные переживания воспринимаются сразу чувствами, а по­том рассудком. В последнем случае эти переживания носят очень сильный характер, нарушая работу рас­судка. Нам трудно осмысливать такие переживания и принимать правильные решения. Часто возникает си­туация аффекта *), в которой человек действует им­пуль­сивно, только под влиянием эмоций, захваты­вающих его разум.

Итак, целесообразно такое восприятие окружаю­щего мира, при котором отрицательное воздействие, прежде всего, воспринимается рассудком. Их нужно осмысливать и принимать решение о том, как уйти от влияния этих факторов.

Отрицательные воздейст­вия, пробуждая в нас стра­дания, нередко приводят к развитию различных функ­циональных нарушений, ко­торые, в свою очередь мо­гут вызвать тяжелые по­следствия, вплоть до смертель­ного исхода. Поэтому те, кто говорят, что человек должен страдать, чтобы осознать смысл жизни, правы только наполовину. Стра­дания действительно могут совершенствовать лич­ность, освобождая её от иллюзий и формируя объек­тивное восприятие окружающей дей­ствительности, терпимость к другим людям, иными словами мудрость. Однако, де­лая человека мудрым, страдания делают его и боль­ным.

Какой же выход из такого положения?

4 Þ Нужно приобретать мудрость другими средст­вами, прежде всего, совершенствуя культуру разума. Муд­рость заключается в способности предви­- _______

*) Аффект – сильное неконтролируемое эмоциональ­ное пере­живание, при котором эмоции побуждают че­ловека к неадекватным поступкам.

деть надвигающиеся неприятные события и из­бе­гать их.

Отрицательные переживания, подобно боли стано­вятся сигналами неблагополучия. Боль сигнализи­рует о неблагополучии внутри нашего тела, отрица­тельные переживания сигнализируют о неблагополу­чии в нашем поведении, отношениях, действиях и по­ступках.

Человек активно взаимодействует с внешней сре­дой, в том числе, и с другими людьми. Нередко его действия и поступки вступают в противоречие с чу­жими интересами, и тогда ему оказывается сопротив­ление. Сопротивление нашим действиям и поступкам субъективно воспринимается как отрицательное воз­действие. Если мы начинаем реагировать на такое со­противление эмоционально, то начинаем переживать чувство обиды, злости, раздражения, и другие чув­ства, т.е. всю гаму отрицательных переживаний.

Таким образом, отрицательные воздействия могут быть, с одной стороны, сигналами разуму о неблагопо­лучии в нашей деятельности, поведении, отношении с к кем-либо, с другой стороны, становятся причиной от­рицательных переживаний.

5 Þ Культура эмоций предполагает, что отрица­тель­ные воздействия должны оставаться сигна­лами для ра­зума и при этом должны перестать быть факто­рами, разви­вающими отрицательные переживания.

 

 

Þ Внимание!

Отрицательные воздействия нужно вос­при­нимать только рассудком, с помощью чувств следует реагировать на положительные воз­действия. В этом принципиальная разница между обычным, привычным нам восприятием окружающей действительности, и восприятием, которое формиру­ется под влиянием культуры эмоций и культуры психической деятельности в целом.

Когда мы рассматриваем механизмы и целесообраз­ность оптимистического и пессимистического на­строения, следует обратить внимание на возрастные особенности эмоционального восприятия и реагирова­ния на окружающую действительность.

Здоровые юноши и девушки оптимисты. Это связано с тем, что нервные центры, ответственные за эмоции и настроения, у молодёжи иначе настроены. Центры удовольствия более активны, чем центры страдания. Поэтому молодёжь легко радуется, легко смеётся и причиной для радости могут быть самые не­значительные вещи. Иными словами, им радостно и весело потому, что они готовы радоваться и весе­литься.

С возрастом, в силу физиологических и социальных причин, соотношение центров удовольствия и страдания изменяются. К 25 – 30 годам они уравно­вешиваются, а в последствии начинает преобладать активность центров страдания.

6 Þ Рассмотрим социальные механизмы этого явле­ния.

Молодёжь, окончив школу, ставит перед собой но­вую задачу своего социального развития – приобрете­ние специальности и социального статуса и т.д. Всё это заставляет пересмотреть старые ценностные ориен­тиры личности. Ценности беззаботной жизни уходят. На их смену приходят другие ценности, относящиеся к новой реальной и сложной жизни.

Такая ценностная переориентация не редко проте­кает целенаправленно и молодежь со свойственным ей максимализмом часто стремится, во что бы это ей не стало, скорее достичь социальных целей, и со­гласна, поэтому, идти на любые жертвы.

Первой жертвой такой переориентировки стано­вятся ценностные ориентиры окружающей дей­стви­тельности, которые раньше вызывали чувство удо­воль­ствия. Их меняют на факторы, связанные с дос­тиже­нием социально значимых результатов. Такая со­циаль­ная ориентация положительно воспринимаемых цен­ностей приводит к тому, что соответствующие от­рица­тельные и положительные переживания посте­пенно изменяются, и они часто меняются местами.

Если факторы, формирующие положительные пе­реживания, постоянно одинаковы, однотипны, то к ним возникает привыкание и своего рода эмоциональная пассивность реагирования. Они уже не приносят силь­ные положительные переживания, а лишь вызы­вают чувство удовлетворения. В тоже время процесс дости­жения социальных результатов состоит из по­лосы удач и трудностей, характер которых разнообра­зен. По­этому эти трудности всегда свежие и возбуж­дают разные по характеру отрицательные пережива­ния. К ним привыкания не наблюдается.

Так постепенно отрицательный баланс положитель­ных переживаний. Это приводит к тому, что центр удоволь­ствия тренируется слабо, а центр страдания ак­тивно работает. Такое положение изменяет тип на­строения. С жизнерадостного и оптимистического на­строения оно посте­пенно переходит на прагматичное и пессимистичное.

Жизненные неудачи могут привести к сбою нор­мальной работы нервных процессов. Тогда возникают невротические реакции и неврозы.

7 Þ Для невротических состояний характерно преобла­дание отрицательных переживаний над поло­житель­ными, развитие депрессии, крайних форм пессимисти­ческого настроения, которые сопро­вождаются тревож­ностью, напряженностью, го­товностью к страданиям. Выйти из такого ещё сложнее, чем из состояния обыч­ного прагматического пессимизма.

Следует помнить, что состояние прагматического пессимизма – это не достоинство, а недостаток харак­тера, поскольку речь идёт о состоянии здоровья. В этом случае приходится выбирать между здоровьем и материальными потребностями и социальными дости­жениями. Если хотите сохранить здоровье, жизнерадо­стность и прожить как можно более долгую жизнь, надо сохранить баланс между социальными, био­логическими и духовными потребностями.

8 Þ Духовные ценно­сти должны иметь не меньшее зна­чение, чем прагматические, по­скольку лишь ду­хов­ные ценности способны дать человеку эмоциональ­ный баланс соотношения между радостями и горе­стями в пользу радостей. Умение формировать ду­ховные ценности, пробуждать в себе духовные потреб­ности, наслаждаться ду­ховными радо­стями – тот путь, который по­зволяет сохра­нить оп­тимизм, романтику вос­приятия и про­тивопос­тавить всё это голому прагматизму.

Таким образом, культура эмоций при формирова­нии оптимистического настроения как постоянного фона жизнедеятельности человека, тесно связана с пробуждением духовных потребностей и ду­ховных переживаний.

Какие же потребности могут быть отне­сены к этой категории?

Это, прежде всего, потребности в красоте, в наслаждении красотой окружающего Вас мира, красотой человека и человеческих отношений.

Именно этот аспект духовных переживаний лежит в основе воспитания оптимистического настроения.

9 Þ Подводя итог изложения сведений по этой теме, хочется выделить следующие элементы тактики фор­мирования культуры оптимистического на­строения, вытекающих из вышеописанных психоло­гических особенностей этого явления.

1® Необходимо формировать нейтральное от­ношение к любым отрицательным воздействиям и доминирование рассудка над чувствами.

2® Необходимо формировать реакции удо­воль­ствия и радости от тех факторов, которые обычно воспринимаются с безразличием.

3® Необходимо формировать переживания сча­стья от факторов, которые ранее воспринимались и переживались только как удовольствие.

4® Необходимо постоянное ежедневное осознан­ное регулирование настроения и формирование психологической готовности к оптими­стическому вос­приятию отрицательных факторов.

Методика освоения этой психотехники культуры настроения будет изложена в последующих темах третьего цикла.

 

Þ Ответьте на вопросы!

Внимательно прочтите содержание сведений к размышлению и постарайтесь правильно ответить на контрольные вопросы.

1 Þ Что характерно для оптимистического настроения и пессимистического настрое­ния?

2 Þ Расскажите о динамике изменения оп­тимистического настроения с возрастом.

3 Þ Какое настроение у прагматиков? Как оно проявляется?

4 Þ В чём заключается мудрость?

5 Þ Как следует воспринимать отрица­тель­ные воздействия в соответствии поло­же­ниями культуры эмоций?

6 Þ Каковы социальные механизмы разви­тия прагматического пессимизма?

7 Þ Что характерно для невротических со­стояний?

8 Þ В чём проявляются духовные ценности? Зачем они нужны?

9 Þ Назовите четыре элемента тактики формирования культуры оптимистического настроения?

 

Тема 2.

 

КОНТРОЛЬ НАСТРОЕНИЯ.

КАК ОСТАВАТЬСЯ ОПТИМИСТОМ

В ОТРИЦАТЕЛЬНЫХ СИТУАЦИЯХ?

Þ Сведения к размышлению!

 

Дорогие друзья!

1 Þ Для того чтобы быть и оставаться оптимистом с жизнерадостным активным настроением в течение дня на протяжении всей жизни, очень важно сохранять соотношение положительных и отрицательных пере­живаний как 3 к 1.

Это значит, что на три положительных переживания должно быть не больше одного отрицательного.

Если поставить счётчик эмоциональных изменений настроения, который бы регистрировал число положи­тельных и отрицательных переживаний в течение су­ток, то это соотношение должно выглядеть примерно так: за сегодняшний день у меня было 35 положитель­ных переживаний и 11 отрицательных.

Их баланс 35 / 11 = 3: 1

Это замечательно.

Если мы не контролируем сознанием характер своих переживаний, нам трудно судить о том, каково соотношение этих переживаний и определять причину снижения настроения.

2 Þ Поэтому контроль настроения и количествен­ных показателей колебания настроения первый культурный навык регуляции настроения.

Обучиться этому навыку довольно просто.

В своём блокноте сделайте следующую таблицу.

 

Дата Число положи­тельных пере­живаний Число отрица­тельных пере­живаний Э(+) Э(-)
10.04 3,1,0,0,4,0,0,1,1 1,0,0,0,2,1,0,0,0    
         
         

 

Теперь старайтесь вспоминать о том, какие и сколько переживаний у Вас было в течение последнего отрезка времени, который прошёл между прошлым контролем и данной минутой и запишите их в прото­кол.

Так, например, в течение первого часа человек пе­режил три приятных ситуации и одну неприятную, о чём свидетельствуют первые записи.

Очередной раз, вспомнив о контроле над своими переживаниями, следует достать записную книжку, подсчитать и записать количество переживаний, кото­рые были за этот период. Так, время от времени, фик­сируют в протоколе все пережитые эмоции в течение дня и связанные с ними и колебания настроения. В конце дня подводят итог подсчётам и сравнивают взаимоотношения положительных и отрицательных переживаний.

3 Þ Ведущим механизмом в этой психотехнике явля­ется наблюдатель, который стимулирует у Вас эту деятельность.

Если Вы человек мало эмоциональный, суммы бу­дут небольшими, а если эмоциональный, то их число будет внушительным. Такой подсчёт следует прово­дить примерно 10 дней, и Вам станут ясны особенно­сти проявлений Вашего настроения. Вы сможете для себя определить – кто Вы, какой вид настроения у Вас преобладает и что с этим дальше делать.

 

4 Þ Внимание!

Не полагайтесь на мысль о том, что Вы себя знаете и можете легко определить свой тип настроения без всяких его исследований. У вас может быть:

§ субъективное, обманчивое представление о себе и своих переживаниях, и Вы за норму можете принимать то, что нормой не является;

§ привычное безразличие к своему здоровью;

§ избыточная самоуверенность в своих силах.

Отнеситесь к исследованию своего настроения как к очень важному этапу формирования культуры эмоций.

 

Такое исследование позволяет:

1® выявить характер привычного для Вас соотноше­ния положительных и отрицательных переживаний.

Всё может быть очень хорошо. Вы природный оптимист и Вам нет необходимости специально за­ниматься тренировкой навыков культуры оптими­стического настроения.

Но могут быть и тревожные показатели. Если соотношение положительных и отрицательных пере­живаний меньше, чем 3:1, и Вам свойственны сущест­венные колебания настроения в течение дня, то это немедленно следует изменить, сделав своё на­строение устойчиво оптимистичным. Именно для этого предназначена психотехника культуры оп­тимистического настроения.

2® В случае привычного для Вас колебания на­строения в течение дня Вы сможете выработать при­вычку контролировать эти колебания и вырабо­тать установку на поиск приятных переживаний в окружающей Вас действительности, поскольку соот­ношение приятных и неприятных переживаний должно быть 3 к 1.

5 Þ Как Вы теперь знаете, баланс положительных и отрицательных переживаний в пользу оптимистиче­ского настроения можно регулировать с помощью сле­дующих приёмом.

1-й приём – снижение числа отрицательных пере­живаний за день. Надо научиться не воспринимать эмоционально факторы, побуждающие у Вас отрица­тельные переживания.

2-й приём – увеличение числа положительных пере­живаний за день. Нужно научиться искать, находить и соответствующим образом переживать любые фак­торы, способные дать импульс приятным пережива­ниям.

3-й приём – комплекс применения первого и вто­рого приёма.

 

Þ Ответьте на вопросы!

Внимательно прочтите содержание сведений к размышлению и постарайтесь правильно ответить на контрольные вопросы.

1 Þ Какое соотношение положительных и отрицательных переживаний необходимо со­блюсти, чтобы поддерживать оптимистиче­ское настроение?

2 Þ Зачем нужен контроль настроения?

Как его проводить?

3 Þ Какова роль наблюдателя ля проведения контроля настроения? Как Вы его будете активизировать?

4 Þ Всегда ли правильно Вы можете опреде­лить свой тип настроения? Почему?

5 Þ Какие приёмы следует применить для поддержания правильного баланса положи­тельных и отрицательных переживаний при формировании культуры оптимистического настроения?

 

Психотехника предварительной подготовки

Раздражающие факторы

 

Þ Выполните следующие творческие за­дания.

Þ Упражнение № 1.

Встреча с неприятным для Вас человеком

Так случилось, что в Ва­шем окружении имеется чело­век, который Вас раздра­жает. Он ничего Вам пло­хого не делает, но Вы его с трудом переносите. Напри­мер, Вам не нравится, как он при Вас ест, как одева­ется, как говорит, как хо­дит и т.д. Когда Вы его видите, у Вас возникает напряженность и портится настроение.

Поскольку не в Ваших силах сделать так, чтобы этот человек исчез из вашей жизни, эту вредную для Вашего здоровья реакцию на него следует откорректи­ровать. Как?

Вызовите у себя реакцию бесстрастия и пред­ставьте себе этого человека и раздражающую вас си­туацию.

Мысленно проанализируйте, что именно Вас в нём раздражает – манеры, голос и т.п.

Определите для себя, что это не имеет для Вас ка­кого-либо значения и Вам абсолютно безразлично.

Вообразите и прочувствуйте, что факторы, которые в этом человеке Вас раздражали, стали для Вас ней­тральными. Попробуйте найти в этом человеке при­ятные стороны. Представьте их. Вообразите, как Вы относитесь к этому человеку нейтрально и спокойно.

Отработайте формулы для формирования телесно-чувственных кодов нейтрального реа­гирования по отношению к этому человеку.

 

Þ Упражнение № 2.

Выполнение неприятной работы

Часто бывает, что Вам приходится выпол­нять ра­боту, которая для Вас не только не интересна, но и не­приятна, она Вас раздражает, аеёвыполне­ние пор­тит настроение. Поскольку работу выпол­нять надо и Вам от этого никуда не деться, следует вы­работать нейтральное отношение к этой работе, а может быть, даже найти какое-то удовольствие в ней.

Вызовите у себя реакцию бесстрастия и пред­ставьте себе работу, раздражающую Вас.

Мысленно проанализируйте, что именно Вас в этой работе раздражает – сама работа, отдельные элементы, и попробуйте разобраться почему. Сделайте вывод: эта работа меня раздражает, потому что….

Вообразите, что раздражающие факторы выполняе­мой работы для Вас приобретают нейтральный харак­тер. Представьте и прочувствуйте это. У Вас формиру­ется нейтральное отношение к этой работе, и Вы мо­жете её спокойно выполнять.

В ряде случаев Вы можете найти приятные элементы в этой работе и тогда её делаете с удовольствием.

Отработайте формулы для формирования телесно-чувственных кодов нейтрального реа­гирования на выполняемую работу.

Общий вывод: любой раздражающий фактор может быть осмыслен и чувственно нейтрали­зован с помощью психотехники анализа и те­лесно-чувственных кодов.

 

Þ Упражнение № 3.

Разработка плана корректировки эмоцио­наль­ного реагирования на привычные не­приятности дня.

Сядьте удобно, расслабьтесь и мысленно пред­ставьте себе обычный свой день. Выделите на внут­реннем зрительном и эмоциональном экранах факторы, которые у Вас вызывают привычное раздражение. За­фиксируйте их в памяти.

Запишите эти факторы в Вашем дневнике.

Сосредоточьтесь на одном факторе. Выявите при­чину, почему он Вас раздражает. Запишите её.

Проанализируйте таким способом все раздражаю­щие факторы.

Разработайте по каждому фактору формулы для формирования телесно-чувственных кодов.

 

Возьмите диктофон и CD-плэйер.

Подготовьте формулы для самопро­граммирова­ния нейтрального реаги­рования на раздражаю­щие Вас фак­торы. Подготовьте сеанс.

 

Þ Домашнее задание.

Включите диктофон. Слушая ведущего, отраба­тывайте приёмы эмоциональной устойчи­вости к заданным ситуациям с помощью те­лесно-об­разных кодов.

 

 

Тема 3.

КАК ВЫЗЫВАТЬ У СЕБЯ ЧУВСТВО

УДОВОЛЬСТВИЯ И РАДОСТИ ОТ

БЕЗРАЗЛИЧНЫ?

Þ Сведения к размышлению!

 

Дорогие друзья!

1 Þ С помощью упражнений, освоенных в предыду­щей теме, Вы овладели важными приёмами психотех­ники регуляции настроения и научились бесстра­стно воспринимать факторы, которые Вас раздражают и ухудшают настроение. Эти навыки сделали Вас че­ловеком более спокойным и мудрым.

Однако освоенная психотехника регуляции на­строения не сделала Вас человеком жизнерадост­ным и весёлым, способных заражать хорошим настроением окружающих. А именно это качество мы больше всего ценим в других людях.

Эта и следующая тема направлены на обучение психотехнике регуляции жизнерадостности. Они должны помочь Вам стать весёлым, жизнерадостным человеком и заражать окружающих таким настрое­нием, стать душой общества.

2 Þ Для этого авторы хотят напомнить некоторые сведения по психофизиологии эмоций, которые Вы уз­нали в предыдущих темах.

Ваши эмоциональные переживания и характер на­строения зависят от активности центров удовольст­вия и страдания. Активность этих центров меняется с возрастом и особенностями жизни.

Как уже отмечалось, в соотношении положительных и отрицательных переживаний должны преобладать положительные, иначе настроение и связанные с ним психические реакции будут сдвинуты к пессимизму и невротическому реагированию.

Многие сами изменяют это соотношение в худшую сторону, стремясь сосредоточиться на главном, необ­ходимом и осознанно отказываются от маленьких радостей жизни. Такое распределение положительно влияющих на настроение факторов на главные и вто­ростепенные приводят к избирательности восприятия и значительному обеднению палитры положительных чувств, снижению радостной впечатлительно­сти.

Радостная впечатлительность – важнейшее со­стояние жизнерадостного настроения. Нужно быть все­гда готовым с лёгкостью, весело и радостно воспри­нимать любо положительный фактор и с юмором от­рицательный. Важно уметь находить смешное в от­рицательных факторах, используя юмор, как средство психологической защиты в режиме радостной впе­чатлительности.

Однако нужно помнить, что осознанное умень­шение в восприятии палитры положительно влияю­щих на наше настроение факторов, когда Вы станови­тесь избыточно серьёзны и сосредоточены на достиже­нии поставленных жизненных целей, автоматически приводит к увеличению диапазона факторов, непро­извольно вызывающих у нас отрицательные пе­реживания, поскольку они многообразны и к ним не наблюдается привыкания. Поэтому мы становимся из­быточно чувствительны к ним. Лёгкая восторженность и юмор переходит в нейтральность, а затем в песси­мизм.

Вы научились вызывать чувство бесстрастия ко многим отрицательным факторам, и баланс положи­тельных и отрицательных переживаний за день у Вас выровнялся. Однако это не сделало Вас оптимистом и интересным собеседником. Почему?

Потому, что нужно расширить палитру воспри­ятия разнообразных факторов, способных вызвать приятные переживания и научиться эти пережива­ния в себе возбуждать.

4 Þ Стратегия формирования оптимистиче­ского настроения заключается в том, что мало ней­трализовать отрицательно воздействующие на Вас факторы, нужно значительно расширить диапа­зон восприятия положительных фактов и сделаться чувствительным к ним до уровня непроизвольного переживания чувства радости и удовольствия от встречи с ними. Для этого необходимо вновь нау­читься радоваться разным мелочам, ставшим для вас безразличными, незаметными. Нужно вновь отрыть у себя способность юмористически воспринимать лёгкие неприятности, получая от них удовольствие, по принципу: если неприятность неизбежна, найди в ней смешное и получи удовольствие.

Необходимо вновь осваивать науку радости и юмористического видения великих мелочей.

Мысленно окиньте взором ваш день: от того мо­мента, как Вы проснулись до того момента как вновь ложитесь в кровать. Вы наверняка сможете найти массу факторов, от которых можно легко получить удовольствие. Давайте потренируемся.

 

Þ Ответьте на вопросы!

Внимательно прочтите содержание сведений к размышлению и постарайтесь правильно отве­тить на контрольные вопросы.

1 Þ Для чего важно быть жизнерадостным человеком?

2 Þ В чём заключается радостная впечатли­тельность? Как у Вас обстоит дело с этим состояние м?

3 Þ Какое отношение имеет юмор к радост­ной впечатлительности? Какова его функ­ция?

4 Þ В чём заключается стратегия формиро­вания оптимистического настроения?

 

Психотехника предварительной подготовки

Обыденные факторы

 

Þ Выполните следующие творческие за­дания.

Þ Упражнение № 1.

Радость утреннего пробуждения

Если Вы не больны, не переутомились, и Вам удалось нормально поспать, неизбежно имеются все предпосылки к тому, чтобы получить удовольствие от пробуждения. Для этого нужно освоить следую­щие правила и алгоритм действий:

§ не ленитесь радоваться и побыстрее перево­дите себя из нейтрального в радостное состояние;

§ почувствуйте удовольствие от расслабленного тела, от неги и активно понежитесь в постели, выбирая и умственно усиливая ощущения удовольствия;

§ вспомните что-нибудь смешное, что было у Вас за вчерашний вечер;

§ сосредоточьтесь на лице, примите мимику радо­сти и удовольствия и юморного реагирования;

§ побудьте в этом состоянии не менее 2-5 минут и только тогда вставайте с постели.

Возьмите за привычку применять эту психотехнику пробуждения, и она сформирует у Вас очень хорошую исходную установку на последующий день.

Þ Упражнение № 2.

Радость водных процедур

Следующим естественным психофизиологиче­ским удовольствием являются водные процедуры. К ним можно относиться нейтрально, а нужно максимально коры­стно их использовать и полу­чить физическое удовольствие от этого. Дл этого следует со­средото­читься на тех естест­венных приятных ощущениях от воды и, умственно усили­вая ощущения удовольст­вия, постараться насладиться этими ощущениями. Ис­кусство наслаждения – важнейший элемент тех­ники радостной впечатлительности. Поэтому эту технику следует специально формировать.

Техника наслаждения заключается в следующем:

§ представьте возможное приятное ощущение;

§ найдите его и сосредоточьтесь на нём;

§ начинайте «балдеть»;

§ умственно усильте это состояние и продолжайте «балдеть» не менее 1-3 минут;

§ ощутите прилив радости по всему телу.

Взятая за привычку, техника наслаждения водными процедурами усиливает исходную установку жизнера­достного восприятия действительности.

Если в процессе принятия водной процедуры воз­никли мелкие неприятности, скажем, что-то случилось с краном, упало мыло и т.д., найдите смешное в этом событии и попробуйте сочинить юмористическую реп­лику по этому поводу.

Þ Упражнение № 3.

Удовольствие от вкуса пищи

Тренинг вкусовых наслаждений

Помните, что с завтраком не следует торопиться, как бы Вы не спешили. Еда также является естествен­ным фактором, дающим много ощущений удовольст­вия, нужно только уметь их находить, усиливать и «балдеть». Не следует бояться, что Вы переедите и растолстеете. При правильно освоенной технике на­слаждения пищей можно есть очень мало, но полу­чать от этого много приятных впечатлений.

Каковы правила получения удовольствия от пищи?

Помните, что в искусстве наслаждения пищей важно не её количество, а разнообразие вкусовой палитры.

Вы можете положить на тарелку десяток различных по вкусу кусочков пищи, как это делают японцы, и за­ниматься выделением в своих ощущениях самых раз­нообразных вкусовых оттенков, умственно усиливать их, сравнивать по полученным впечатлениям, экспери­ментировать и «балдеть» от процесса. Важно находить в этом массу юмористических ситуаций и делать юмо­ристические выводы. Такой процесс называется тре­нингом вкусовых наслаждений, и он как своеобраз­ный вкусовой спорт может довольно сильно увлечь. Его можно предложить друзьям и обмениваться с ними вкусовыми впечатлениями. Можно изобретать разно­образную пищу, дающую изысканные вкусовые от­тенки, и гордиться уникальностью своих изобретений, можно проводить соревнования по этому поводу с друзьями и знакомыми.

Главное в этом процессе – объём дегустируемой пищи должен быть очень маленьким, а проце­дура наслаждения достаточно длительной.

Искусство наслаждения пищей основано на раз­витии у себя тонкой палитры вкусовых впечатлений, на умении выделять в симфонии вкусовых ощущений от­дельные впечатления, описывать такое впечатление, и в умении создавать любую вкусовую палитру для себя и других, как проявление вашего творчества, Вашей индивидуальности.

Если Вы увлечётесь этим видом духовного спорта, Ваше восприятие жизни существенно изменится к лучшему и ваши взаимоотношения с близкими Вам людьми приобретут особый характер.

Þ Упражнение № 4.

Удовольствие от одежды, причёски, внешнего вида.

Эта особая категория удовольствий, связанная с ва­шим имиджем, модой, стилем, владением искусством нравиться окружающим. Она, как и предыдущие, осно­вывается на естественных природных механизмах, но уже с большой прибавкой эстетического компонента и сложившихся у окружающих ценностных представле­ниях о «крутости» внешнего вида, его гламурности.

Очень важно, чтобы эти представления не стали для Вас источником напряженности и не


Поделиться с друзьями:

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.133 с.