Что такое психомоделирование. — КиберПедия 

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Что такое психомоделирование.

2017-08-23 517
Что такое психомоделирование. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Þ Сведения к размышлению!

 

Дорогой друг!

1 Þ Состояние трёх нулей или состояние телес­ного, эмоционального и умственного покоя яв­ляется очень важным психотерапевтическим функцио­нальным состоянием. В этом состоянии можно освобо­диться от многих невротических наслоений на Вашу психику и сформировать у себя навык эмоциональ­ной устойчивости к стрессам и фрустра­циям. Применяя это состояние можно значительно повысить свою работоспособность и изменить обычное реагирование на многие факторы окружающей дейст­вительности, ранее бывшие привычными отрицатель­ными раздражителями.

Лечебный и психопрофилактический эффект этого состояния сам по себе является важнейшим результа­том этого курса и может оправдывать усилия, затра­ченные на его освоение.

Однако наиболее пытливые последователи данного курса, наверное, уже задали себе вопрос – а зачем в этом состоянии бодрость сознания, его ак­тивность? Как можно использовать это со­стояние?

Попробуем раскрыть Вам новые, неожиданные воз­можности этого состояния.

2 Þ Это состояние хорошо знают адепты ряда восточ­ных философий, например, таких как раджа-йога или дзен-буддизм, которые занимаются психотехниче­ским совершенствованием тела и духа. В этих философских психотехнических системах оно по-раз­ному называется и используется для выхода на функ­циональное состояние, которое условно назовём сверхсознанием.

Рассмотрим схему.

Т-0телесный нуль

Э-0эмоцио­нальный нуль

У-0умствен­ный нуль

 

Телесный нуль, эмоциональный нуль и об­разно-чувственное мышление в виде созерца­ния внутренней спонтанности в состоянии ум­ственного нуля создают функциональное со­стояние психики и тела, которое мы условно обозначим как сверхсознание.

Это состояние характеризуется:

§ переживанием очень приятного душевного ком­форта, в котором человек может находиться до­вольно долго и с неохотой его покидает. Многие на Востоке занимаются этой психотехникой ради этого состояния и дальше не идут;

§ спонтанно возникающими картинами и образ­ными смыслами разных явлений, которые могут восприниматься как откровения, как открытия, инсайды, позволяющие понять и осмыслить то, что раньше не подавалось осмыслению. Ожидание таких откровений также является для многих желанным со­стоянием. Если раньше о какой-то проблеме много ду­мал, её решение может выплыть в состоянии сверх­сознания в виде образов – ассоциаций и восприни­маться как инсайд.

Однако этими возможностями состояние сверх­сознания не ограничивается.

Чем же ещё оно характеризуется?

3 Þ Для понимания этих возможностей попробуйте представить следующую аллегорическую картинку. Вообразим экипаж, запряженный лошадьми, кото­рым правит кучер, а сзади находится хозяин, которого везёт экипаж.

Экипаж – это Ваше тело.

Лошади – эмоции.

Кучер – рассудок.

А кто седок, хозяин?

Пока лошади, кучер, экипаж находятся в активном состоянии, всем понятно, что процессом управляет ку­чер, если, конечно, лошади не понесут.

А если они заснут, что будет делать хо­зяин? Ему, ведь, предлагается не спать, быть бод­реньким.

Можно сказать, что хозяин – это самосознание, эго, кому нравится, душа.

А что ещё? Что это эго хочет и может?

Для того чтобы эго стало настоящим хозяином положения, оно должно освободиться от активности тела, эмоций и рассудка и стать над ними в виде не­предвзятого наблюдателя, созерцателя. В этом случае хозяин может превратиться в очень важную фигуру – управителя процес­сом жизнетворчества данного человека.

Всем известно, как тяжело управлять своими жела­ниями и влиять на внутреннее сопротивление всему тому, что бывает необходимо делать. Внутри каж­дого человека происходит борьба мотивов и побужде­ний между тем, что надо и важно, которым противо­речит внутреннее «не хочу» и «не могу». Извечная борьба духа и тела, именуемая волей далеко не всегда завершается в пользу «надо».

Есть два пути решения этой проблемы:

§ первый путь – активная психотехническая трени­ровка воли в обычном состоянии;

§ второй путь – использование состояния сверхсозна­ния и формирование наблюдателя и, за­тем, управителя или самовоспитателя.

4 Þ Рассмотрим особенности второго пути.

Для того чтобы стать седоком в своём экипаже и повелевать кучером и лошадьми в состоянии сверх­сознания нужно сначала стать наблюдателем за со­бой со стороны.

Наблюдать за собой со стороны и осмысливать происходящее можно с помощью воображения и по­следовательных картин эйдетических представлений и ощущений. Это так называемый способ образно-чувствен­ного мышления (ОЧМ). В состоянии безмыслия мышление с помощью слов останавливается. Ему на смену приходит ОЧМ. Только овладев ОЧМ можно достичь желаемых результатов психической саморе­гуляции.

Любая попытка осмысливать происходящее с Вами с помощью слов очень быстро выведет Вас из состояния трёх нулей и на этом всё за­кончится.

Если представить себя как вы наблюдаете за собой, находящимся в состоянии трёх нулей, и созерцать себя, отмечая с помощью образно-чувственного мыш­ления своё состояние, положение тела, то у Вас сфор­мируется опыт наблюдателя. Это важнейший этап такого значимого явления, как психомоделирование.

Психомоделирование – понятие, состоящее из двух слов, психика и модель. Оно означает, что можно формировать модели каких-то психических явлений у разных людей и у себя.

Формировать модель – это представлять себе, как какой-то психический процесс должен проявляться и с помощью ОЧМ, телесно-чувственных кодов добиться того, чтобы он проявлялся так, как Вы себе это представили.

Телесно-чувственные коды – способ психотех­ники, основанный на ОЧМ, отражающий представле­ния о последовательности необходимых действий, ко­торые приводят к нужным психическим реакциям.

Обычно формируются на основе ОЧМ-иллюстри­рования словесных формул саморегуляции, и закреп­ляются как ведущая форма самомоделирования в со­стоянии сверхсознания.

Состояние сверхсознания позволяет Вам до­биться того, чтобы представленная Вами модель прояв­ления каких-то психических процессов начала реали­зовы­ваться в этих процессах. Это своеобразная реак­ция самопрограммирования своих психиче­ских про­цессов, своего отношения к чему-либо и сво­его по­ве­дения с помощью телесно-чувственных кодов.

Превратиться в хозяина своей психики и тела, стать из наблюдателя управителем – особая психо­техника, требующая сильного желания стать таким человеком в результате упорных тренировок.

В этой теме мы покажем такой путь, достижение ре­зультата зависит от упорства и характера читателя.

5 Þ Информация к действию.

Вы решили заняться формированием у себя наблюдателя и управителя. Это значит, что Вы должны будете разрабатывать для себя индивидуальные формулы саморегуляции.

Однако Вы помните, что, находясь в состоянии трёх нулей, Вы не можете общаться с собой с помощью слов, а только с помощью ОЧМ – последовательных образов и ощущений, которые обращаются в коды. Поэтому разрабатываемые Вами формулы самоуправления для их иллюстрации ОЧМ в процессе сеанса должен произносить ведущий. Вам придётся стать для себя та ким ведущим. Для этого нужно иметь помимо CD-плэйера ещё диктофон.

 

Диктофон обычно имеет свой микрофон, но лучше пользоваться внешним микрофоном, чтобы запись была чище. Кроме того, к диктофону лучше иметь наушники, так как воспроизведение Вашей записи с диктофона в наушниках воспринимается приятнее.

 

Þ Ответьте на вопросы!

Внимательно прочтите содержание сведений к размышлению и постарайтесь правильно отве­тить на контрольные вопросы.

1 Þ В чём заключается первый важный для Вас результат освоения состояния трёх ну­лей?

2 Þ Какими основными возможностями об­ладает состояние трёх нулей? Назовите их.

3 Þ Как понять смысл такого явление как сверхсознание? Какие два пути его достиже­ния?

4 Þ Что такое психомоделирование? Чего ни в коем случае нельзя делать в этом состоя­нии?

5 Þ Что такое телесно-чувственные коды? Зачем они нужны?

6 Þ Для чего Вам нужен диктофон?

Вы хо­тели бы этим овладеть?

Если да, то можете работать над следую­щей психотехникой.

Психотехника формирования

«наблюдателя» и «управителя»

В состоянии трёх нулей.

 

Þ Сведения к размышлению!

 

1 Þ Вы завершили изучение состояния трёх нулей этапом переживания чувства комфорта и удо­вольствия от этого состояния.Иногда состояние безмыслия и покоя нарушается случайно возникаю­щими зрительными образами, которые не побуждают ответных мыслей. Вы их просто созерцаете как кра­сивые картинки, иллюстрирующие приятное состоя­ние души и тела.

Однако, не смотря на состояние безмыслия, Ваше сознание не спит, в то время как эмоции и тело отды­хают. Это исходный уровень состояния сверхсоз­нания. Оно может развиваться глубже, а может ос­таться на том же уровне.

2 Þ Вторым этапом развития этого состояния ста­новится углубление эффекта случайно возникающих зрительных образов и последовательных ассоциаций, иллюстрирующих развёртывание каких-то процессов, явлений, событий.

Очень важно не фиксировать внимание на этих яв­лениях, давать им свободно протекать перед вашим внутренним взором. В голове могут возникать отдель­ные слова, поясняющие увиденное. На этих словах тоже не нужно фиксироваться, а давать им свободно приходить и уходить. Всё, что в это время происходит, Вы будете хорошо помнить, когда закончится сеанс созерцания.

Главное на этом этапе освоения психотехники сверхсознания два умственных навыка:

§ овладение психотехникой ОЧМ;

§ овладение навыками отстранен­ного наблюда­теля. Этот навык тренируется в обыч­ном состоя­нии в режимах:

ü действий в состоянии безмыслия;

ü наблюдение за собой со стороны в состоянии без­мыслия.

3 Þ Овладение психотехникой ОЧМ осуществляется в обычном состоянии с помощью параллельного ил­люстрирования понятийного мышления зритель­ными образами, телесными ощущениями и чувствен­ными переживаниями. По мере накопления такого опыта следует переходить на ОЧМ без слов. Это даст возможность создавать телесно-чувственные коды и пользоваться ими.

Действия в состоянии безмыслия характеризуются тем, что Вы научились подавлять «умственную бол­товню» и можете в любой момент войти в режим безмыслия. Следующим ша­гом в развитии этого со­стояния является навык пребы­вания в режиме безмыс­лия в процессе привычных дей­ствий. Вы всё делаете, но в голове нет ни одной мысли, а осмысливаете свои действия только образ­ами и ассоциациями (ОЧМ).

Переход на мышление образами и ассоциа­циями достаточно сложен, но возможен и очень инте­ресен. Если вы добьетесь этого эффекта и закрепите его в привычные для Вас действия, то вы добьетесь важ­ного для Вас свойства, которое поможет Вам углу­биться в развитие сверхсознания.

4 Þ Наблюдение за собой со стороны в режиме без­мыслия основано на эйдетическом представлении себя наблюдателем за собой как за другим челове­ком. В этом режиме мыследеятельности Вы с помо­щью воображения покидаете своё тело и, оборачива­ясь, смотрите на себя, созерцаете свои действия и поступки со стороны.

Такой психотехнический навык формируется в обычном состоянии, так же как и режим безмыслия.

Когда он осваивается и Вам легко удаётся его осущест­влять, Вы подготовлены применять его в сеансе пси­хомоделирования.

Итак, в обычном состоянии Вы научились:

§ режиму безмыслия;

§ образно-чувственному мышлению;

§ наблюдению за собой со стороны и фиксации резуль­татов своего наблюдения с помощью ОЧМ кар­тин и ассоциаций, которые со временем становятся телесно-чувственными кодами.

Эти три инструмента психотехники саморегуляции дают Вам возможность стать хозяином своего тела и в состоянии трёх нулей превратиться из наблюда­теля в управителя.

5 Þ Для того, чтобы с успехом проводить сеансы пси­хомоделирования нужного Вам:

§ отношения к тому или иному (мне не нравиться, мне нравится, мне не хочется, мне хочется и т.д.);

§ реагирования на то или иное (я не реагирую, я реагирую следующим образом и т.д.);

§ действия в данной ситуации (я легко и с удовольст­вием действую так, я легко и свободно за­прещаю себе действовать так), следует уметь быстро входить в режим трёх нулей с готовой программой ОЧМ-моделирования с помощью телесно-чувст­венных кодов.

Программа ОЧМ-моделирования готовится в обычном состоянии и применяется в режиме трёх ну­лей на уровне спонтанно возникающих образно-чувст­венным картин и ассоциаций, иллюстрирующих буду­щие отношения, реагирования и действия как жела­тельные, лёгко и свободно протекающие.

Обычно достаточно 3-5 циклов просмотра подго­товленной в обычном состоянии программы, чтобы эта программа прочно закрепилась и стала регулятором отношения, реагирования и поведения в повседневной жизни.

Для успешного овладения этой психотехникой обычно уходит до года регулярных тренировок, охва­тывающих освоение всех инструментов и практики их применения, а также приобретение опыта эффектив­ного самопрограммирования. Некоторым это удаётся добиться гораздо раньше.

Тот, кому удастся стать хозяином и управите­лем своего тела и психики, приобретает не видимые, но очень важные способности изменять свою жизнь к лучшему. Психическая саморегуляция этого уровня уменьшает многие личные проблемы в достижении за­думанного, снимает внутренние субъективные барьеры достижения и позволяет умело обходить внешние трудности.

 

Þ Ответьте на вопросы!

Внимательно прочтите содержание сведений к размышлению и постарайтесь правильно отве­тить на контрольные вопросы.

1 Þ В чём проявляется исходный уровень сверхсознания?

2 Þ Какие два умственных навыка харак­терны для становления второго этапа ре­жима сверхсознания?

3 Þ Как осваивается навык образно-чувст­венного мышления? Какова его особенность, для чего он нужен?

4 Þ Что значит наблюдать за собой? Какие инструменты психической саморегуляции для этого нужны? В каком состоянии эти ин­струменты формируются?

5 Þ Для чего нужны сеансы психомоделиро­вания? Как они готовятся? В каком состоя­нии? Как проводятся? Каков результат?

 

Вы готовы приступить к тренировкам инст­рументов самопрограммирования?

Тогда Вам следует освоить творческие упражнения и овладеть этими инструментами как Вашими индиви­дуальными творческими достижениями.

Освоение инструментов

Самопсихомоделирования

 

Þ Сведения к размышлению!

Дорогие друзья!

Вы познакомились с психотехникой сеанса самопсихомоделирования и решились заняться освоением этой психотехники. С этой минуты в Вашу учебную деятельность входит новый процесс. Это процесс разработки и записи сеанса.

 

Þ Выполните следующие творческие задания.

Þ Упражнение № 1.

Овладение психотехникой ОЧМ

1 Þ Образно-чувственное мышление – особая культурная форма мыследеятельности, в основе кото­рой лежат зрительные образы, телесные ощущения и чувственные переживания. В повседневной жизни этот вид мышления в чистом виде отсутствует, поэтому ему надо специально обучаться.

В начале учебника Вас знакомили с психотехникой эйдетических представлений: со зрительным, телесным и эмоционально-чувственным эйдетизмом. Эти навыки представлений становятся основой ОЧМ.

Для того, чтобы освоить практику ОЧМ необходимо два этапа обучения.

1-й этап – иллюстративное понятийно-образное мыш­ление.

2-й этап – ОЧМ.

 

2 Þ Техника иллюстративного понятийно-образного мышления.

Можно предложить два варианта тренировки ил­люстративного ОЧМ.

1® Работа с текстом.

Эта техника заключается в том, что нужно научиться иллюстрировать каждое прочитанное или услы­шанное слово. Тренировку следует начинать с дет­ской литературы.

Возьмите любую детскую книгу, выберите рассказ и начинайте его читать по фразам.

Каждую фразу читайте по словам, иллюстрируя содержание слова соответствующим зрительным обра­зом, телесным ощущением и чувственным пережива­нием.

Тренировочный цикл в начале составляет 5 фраз, за­тем отдых. Постепенно объём тренировок повышают до 10 фраз.

Желаемый результат может быть достигнут быстро, если есть талант к такому виду чтения, или сравни­тельно медленно, если способностей не достаточно. В любом случае без достижения навыка иллюстратив­ного ОЧМ к работе с самопрограммированием при­ступать не стоит. В качестве утешения за потраченные усилия вы получите существенное усиление запомина­ния содержания любых текстов.

Индивидуальное творческое достижение – легко и свободно иллюстрирую каждую фразу прочитан­ного текста зрительными образами, телесными ощу­щениями и чувственными переживаниями.

 

2® Работа с телевизором.

Техника ОЧМ-иллюстрирования услышанных слов очень проста. Садитесь или ложитесь у телеви­зора с закрытыми глазами, и слушайте передачу, пред­ставляя себе экран и всё что на нём происходит. Время от времени, приоткрываете веки, сличая свою картинку с тем, что происходит на экране.

В некоторых случаях может возникнуть эффект очень точной иллюстрации, значительного соответст­вия внутреннего экрана телевизионному. Этому не стоит удивляться. Такие эффекты малообъяснимы, но случаются. Если они возникают, Вам есть чем хва­статься перед друзьями и знакомыми и демонстриро­вать свои сверхвозможности.

 

Индивидуальное творческое достижение – легко и свободно иллюстрирую каждую услышанную фразу в основном зрительными образами, но и жела­тельно телесными ощущениями и чувственными пере­живаниями.

3 Þ Техника образно-чувственного мышле­ния.

Овладев навыками иллюстративного ОЧМ, Вы можете приступить к освоению техники чистого ОЧМ. Это означает, что Вы должны научиться мыслить об­разами и ощущениями в состоянии понятийного безмыслия. В голове не рождается ни одного слова, только появляются соответствующие образы.

Овладев навыками безмыслия в обычном состоянии, вы можете не только отдыхать, но и что-то делать. Это удивительное состояние и к нему следует привыкнуть. С одной стороны, вы созерцаете у себя состояние без­мыслия, с другой, замечаете, как при­вычно делаете многие вещи. Голова пуста, а дело дела­ется. Иногда в этом состоянии мелькают какие-то об­разы и возникают телесные ощущения. Само состояние сначала вызывает чувство необычности, даже тревоги, потом привыка­ния, ощущения себя автоматом, робо­том. Анализируя себя в этом состоянии, понимаешь, как много мы мо­жем делать автоматически, не обду­мывая свои дейст­вия.

Индивидуальное творческое достижение – легко и свободно действую в состоянии понятийного без­мыслия. Вхожу в это состояние с помощью телесно-чувственных представлений последовательности образов и ощущений, приводящих к этому состоянию. Когда эти представления и ощущения объединяются в короткие последовательные символы, они становятся кодами и также легко формируют нужное состояние, как и развернутые ОЧМ-мыслеобразы.

Þ Домашнее задание.

Используя цикл умственных действий данного упраж­нения, отработайте Ваше ИТД в этом задании на уровне телесно-чувственных кодов.

Þ Упражнение № 2.


Поделиться с друзьями:

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.01 с.