Начальные элементы техники общения — КиберПедия 

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Начальные элементы техники общения

2017-08-23 269
Начальные элементы техники общения 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение................................  
Цикл 1. Культура самопознания внутреннего мира и основы психотехники преодоления эмоционального напряжения....  
Тема 1. Культура эмоций. С чего она начинается?............  
Тема 2. Начальные элементы техники общения с внутренним миром......  
Тема 3. Для чего нужно состояние телесного покоя? Как можно овладеть этим состоянием?........  
Тема 4. Для чего нужно состояние эмоционального покоя? Как его можно сформировать?.........  
Тема 5. Состояние умственного покоя. Как его достичь?...................  
Тема 6. Для чего нужно состояние трех нулей? Что такое психомоделирование?.............  
Цикл 2. Культура формирования эмоциональной устойчивости и самообла­дания..................  
Тема 1. Как лучше управлять различными отрицательными переживаниями?..  
Тема 2. Как развить навыки самообладания при общении с неприятными Вам людьми?.......................  
   
Цикл 3. Культура формирования оптимизма и продуктивного благодушия......................  
Тема 1. Оптимистическое настроение и как его формировать?............  
Тема 2. Контроль настроения. Как оставаться оптимистом в отрицательных ситуациях?........  
Тема 3. Как вызывать у себя чувство удовольствия и радости от факторов, которые ранее были безразличны?.....................  
Тема 4. Психотехника формирования юмористического состояния и состояния благодушия............  

 

Введение

Дорогой читатель!

Вас, наверное, удивило название книги «Культура эмо­ций?» Действительно. Почему «культура»? Разве наши человеческие эмоции могут быть культур­ными или некультур­ными?

Какие эмоции можно считать культурными, а какие нет?

Вот первые вопросы, кото­рые, когда приходится гово­рить о культуре эмоций.

Давайте попробуем разо­браться в этом. Люди по раз­ному воспринимают окру­жающий мир. Одни сначала думают, а потом делают. Дру­гие, сначала действуют, а по­том думают. Первые в своих поступках основываются на разуме, вторые – на чувствах и эмоциях.

Что лучше? Сначала чувствовать, а потом думать? Или иначе, сначала думать, а по­том чувствовать?

Давайте разберёмся.

Вы получили неприятное известие. Оно вызвало у Вас бурю переживаний. Вы по­чувствовали себя плохо. На­чало болеть сердце. И Вы, вместо того, чтобы думать, как посту­пить в этом случае, полностью погрузились в свои пережи­вания.

Вы поступили правильно или нет?

А вот другой пример. Вы получили не­приятное известие и тут же себе сказали: «стоп, спокойно, надо в этот разо­браться».

Вместо того, чтобы переживать и испы­тывать неприят­ные эмоции, вы начали об­думывать, что Вам надо делать.

Какой вариант лучше?

Слышим голоса: «конечно, не все так могут. Не все мо­гут быть такими спокой­ными, когда у них неприятности».

Отвечаем: «да, не все. Только те, кто умеет держать себя в руках, умеет переклю­чаться с чувств и переживаний на осмысле­ние того, что ему необходимо.

Оказывается что владение собой, самообладанием, спо­собностью переключаться с эмоции на осмысление возник­шей ситуации – явления особого порядка. Их называют умениями и навыками самообладания. Этому можно научиться, т.е. приобрести культуру умственной и чувст­венной деятельности. Вот что означает культура эмоций.

Рассмотрим ещё один пример. Вы поставили перед собой жизненную цель и активно её доби­ваетесь. Многое из того, что раньше было Вам интересно, Вы временно отставили, чтобы иметь возможность полностью сосредоточиться на дос­тижении этой цели.

Теперь радость вам доставляет только то, что связано с этой це­лью. А многообразные неудачи, которые всегда вос­прини­маются, как неизбежность, как обычные трудности, побуж­дают Вас их преодолеть. Однако могут возникать си­туации, в которых трудности кажутся непреодолимыми, и тогда возникает стресс, напряжен­ность и другие отрица­тель­ные переживания.

Наступает момент, когда вы замечаете, что измени­лись. Присущее Вам жизне­радостное настроение, ак­тивность, сменились раз­дражительностью, тревож­ностью, подозри­тельностью. Вам чаще присуще плохое настроение, чем бы­лая весё­лость.

Вы бы опять хотели стать весёлым и жизне­радостным?

Конечно, хотите. А как это сделать? Оказывается, для этого существуют специальные психотехнические приёмы, которые могут помочь Вам вернуть оптимизм, жизнерадостность, уверенность в себе. Эти приёмы также относятся к «культуре эмоций».

Книга, которую вы держите в руке – учебник по психо­технике формирования культуры эмоций. Курс ин­тенсивной тренировки культуры эмоций, который предлагается в этом учебнике, как раз предназначен для того, чтобы научить Вас культуре самообладания и куль­туре оптимистического жизнерадостного настроения.

Этот курс содержит 3 цикла тренировочных занятий.

Первый цикл тренировок направлен на становление навыков самообщения, самонаблюдения и самоана­лиза своих эмоций, на освоение приёмов контроля за ними и элементарных приёмов воздействия на свои пере­живания.

Второй цикл тренировок направлен на становление на­выков осознанного эмоционального и рассудочного реаги­рования на окружающую Вас действительность, на освое­ние навыков эмоциональной устойчивости и самообла­дания.

Третий цикл тренировок направлен на становление на­выков преодоления пессимизма, хандры, тревожности, пониженного настроения, а также на освоение навыков формирования оптимизма и продуктивного благоду­шия.

Как осваивать этот курс?

Прежде всего, нужно иметь вместе с учебником ком­плекс CD-дисков с тренировочными сеансами, CD-плэйер и диктофон.

Далее, важно организовать тре­нировки с кем-нибудь вместе, в группе. Для этого имеется две важ­ных причины.

Первая причина заключается в том, что партнёры сти­мулируют проведение тренировок, в том время, как индиви­дуальные занятия часто позволяют себя уговорить перене­сти тренировку по очень важным основаниям и по­том со­гласиться с собой.

Вторая причина заключается в том, что в группе можно обменяться полу­ченным опытом, и получить от своих това­рищей по группе такие рекоменда­ции, которые не прочесть ни в одной книге.

Коллективные тренировки следует проводить по мате­риалам учебника и с помощью тренировочных сеансов на CD-плэйере, а также с диктофоном и последующим обсуждением достигну­тых результатов.

Очень важно, чтобы участники группы превратились в коллективный интеллект, обогащающий каждого в ре­жи­мах интеллектуального штурма и взаимоподдержки.

 

Все учебные действия имеют свои символы. Они Вам по­могут путешествовать по страницам этой книги.

ÞЭто символ информации к размыш­лению и творческих заданий.
   
ÞЭто символ работы над контрольными вопросами.
   
ÞЭто символ работы над домашними заданиями.
ÞЭто символ работы с учебными аудио-сеансами.
   
ÞЭто символ творческих упражнений.
   
ÞЭто символ комментариев к тексту.
   
ÞЭто символ работы над собствен­ными программами ведущего.
   
ÞЭто символы приёмов формирования функциональных состояний.
   
ÞЭто символ дополнительных сведений для пытливых.
   
ÞЭто символ подготовки и записи се­анса самопрограммирования поведения.

 

Желаем Вам успехов на этом нелёгком пути, в конце ко­торого Вас ждёт выраженное повышение качества Вашей психической жизни.

 

Авторы В.А.Востриков, А.А.Табидзе.

 

 

Цикл 1

 

КУЛЬТУРА САМОПОЗНАНИЯ

ВНУТРЕННЕГО МИРА И ОСНОВЫ

ПСИХОТЕХНИКИ ПРЕОДОЛЕНИЯ

ЭМОЦИОНАЛЬНОГО НАПРЯЖЕНИЯ

Тема 1

КУЛЬТУРА ЭМОЦИЙ.

С ЧЕГО ОНА НАЧИНАЕТСЯ?

 

Þ Сведения к размышлению!

 

Дорогие друзья!

Вы познакомились с введением в наш учебник и решили углубиться в его содержание.

Это очень приятно авторам и мы вместе с Вами на­чинаем не лёгкое, но очень увлекательное путешествие в мир культуры эмоций. Из этого путешествия Вы должны вернуться, обогатившись всем тем, что пока­жется Вам важным и интересным. А сейчас давайте подготовимся.

 

 

Поговорим об экипировке, о психотехнических инст­рументах, необходимых для успешного путешествия.

 

1 Þ Когда вы пожелаете влиять на какие-то свои внутренние психические процессы, Вы начинаете об­щаться с собой. Это означает, что Вы переносите своё внимание с внешнего мира, в котором живёте и действуете, на внутренний мир, который живёт и дей­ствует в Вас.

Внутренний мир – это сфера осознаваемой психической жизни человека. Это значит, что человек способен обращать внимание на то, что с ним проис­ходит, и, осмысливая это, воздействовать на себя.

Умение осмысленно и целенаправленно путешест­вовать внутрь себя – особое искусство, которому нужно учиться. К нему мы относим, такой важный психотехнический навык, как самонаблюдение, наблюдение за собой, за всем, что происходит внутри себя, в своих ощущениях, мыслях и переживаниях.

Процесс самонаблюдения в психологии опре­деляется как рефлексия своих мыслей, чувств, дейст­вий.

Рефлексия состоит из таких важных психотехни­ческих элементов, как созерцание и выделение, са­моанализ и самооценка.

Если Вы хотите научиться влиять на свои эмоции и настроение, Вы должны уметь сосредотачивать внима­ние на своих переживаниях и говорить себе, например:

§ я испытываю приятное переживание;

§ у меня неприятное ощущение и т.п.

Перенесение внимания на свои переживания – это концентрация сознания на них.

Удержание какое-то время внимания на этих пере­живания – это внутреннее созерцание своего эмоционального состояния.

Определение характера этого переживания (прият­ное, неприятное) – это выделение в сознании при­роды эмоции.

Анализ причины, почему Вы испытываете это переживание, приводит к осознанию связи между возникновением эмоции и вашими действиями или со­бытиями, которые вызвали эту эмоцию.

Самооценка заключается в осознании правиль­ности или ошибочности ваших действий и последую­щем выводе на будущее.

Искусство рефлексии – важнейший инструмент психической саморегуляции, разговор о которой пойдет ниже.

 

2 Þ Культура эмоций – это часть более сложной культуры – культуры психической деятельно­сти человека.

Любая осмысленная деятельность требует навыков. Психическая деятельность основывается на психи­ческих навыках. Это навыки осознанного проявления чувств, мышления, воображения, переживания и т.д. в той или иной ситуации. Мы говорим о простых пси­хотехнических навыках, возникающих у каждого человека в процессе знакомства и взаимодействия с окружающей действительностью, накопления опыта такого взаимодействия и его осмысления. Многие на­выки развиваются в школе, другие развивают роди­тели, семья, третьи формируются самостоятельно, по мере необходимости в них.

3 Þ Однако существуют психические навыки, отра­жающие особенности влияния на внутренний мир че­ловека, его палитру и глубину.

Возможность осознанного влияния на процессы внутреннего мира с помощью различных психологиче­ских приёмов называют психотехникой. Приёмы психотехники формируют задаваемые сознанием изменения в работе тех или иных психических процес­сов. Например, навык успокаиваться в тревожной си­туации. В основе духовного развития человека лежат психотехнические навыки самосознания и навыки самопобуждения или волевой саморегуляции.

Психические навыки:

§ управляют протеканием разных психических про­цессов;

§ контролируют протекание этих процессов;

§ изменяют характер этих процессов.

Если у Вас развиты психотехнические навыки, Вы обладаете развитым самосознанием и само­побуждением или волевой саморегуляцией. Вы спо­собны управлять собой и совершенствовать себя как личность, Вы – сильная личность.

Если психотехнические навыки развиты у Вас слабо, то вы обладаете поверхностным самосоз­нанием, Ваша волевая саморегуляция часто подчиня­ется импульсам желаний, влечений, связанных с сию­минутными изменениями в Вашем теле, и Ваш разум не может противостоять этим непроизвольным потреб­ностям Вашего тела.

4 Þ Культура психической деятельности заключа­ется в развитии и самосовершенствовании как психи­ческих навыков вашего восприятия и мышления, так и психотехнических навыков волевой саморегуля­ции.

Психотехнические навыки составляют основу культуры психической деятельности человека и чем более они развиты, тем выше эта культура.

Что же представляет собой инструмен­тарий, необходимый для путешествия в мир культуры эмоций?

Это элементарные психотехнические навыки, по­зволяющие вам осознать характер Ваших эмоций и научиться управлять некоторыми простейшими, но очень важными эмоциональными состояниями.

5 Þ Культура эмоций состоит из двух компонентов. Это:

§ культура самообладания;

§ культура настроения.

Культура самообладания – это первая крепость на Вашем пути, которую Вы должны одолеть, взять штурмом или осадой.

Что лежит в основе самообладания?

Это умение оставаться совершенно спокойным во всех, даже очень сложных жизненных ситуациях.

Спокойствие духа и спокойствие тела – основа самообладания.

Как достичь такого спокойствия?

Это не легко. Нужно упорно осваивать важные пси­хотехнические навыки.

6 Þ Сначала надо освоить азы психотехники спокой­ствия. Это «три нуля».

§ Эмоциональный нуль – состояние эмоциональ­ного покоя, бесстрастия.

§ Состояние безмыслия – мыслительный нуль.

§ Телесный нуль – состояние глубокого расслабле­ния тела, релаксации.

Умение формировать у себя состояние трёх ну­лей – это и есть ведущий психотехнический инстру­ментарий для путешествия в мир культуры эмоций и главное вооружение для взятия крепости самооблада­ния.

Таким образом, культура эмоций начинается с овла­дения психотехникой трёх нулевых состояний.

 

Þ Ответьте на вопросы!

Внимательно прочтите содержание сведений к размышлению и постарайтесь правильно отве­тить на контрольные вопросы.

1 Þ Что такое внутренний мир?

Чем он отличается от внешнего мира?

Что нужно для путешествия во внут­ренний мир?

2 Þ Что представляют собой простые пси­хотехнические навыки?

В результате чего они возникают?

3 Þ Что такое психотехника и психотехни­ческие навыки?

Какое они имеют отношение к духов­ному развитию человека, его культуре?

4 Þ В чём заключается культура психиче­ской деятельности?

Что составляет её основу?

5 Þ Из каких компонентов состоит куль­тура эмоций?

Что лежит в основе самообладания?

6 Þ Что такое состояние трёх нулей?

Для чего они нужны?

 

Если Вы испытываете затруднения при ответе на вопрос, прочтите ещё раз тот раздел темы, номер кото­рого соответствует номеру трудного вопроса.

Тема 2

С ВНУТРЕННИМ МИРОМ

 

Þ Сведения к размышлению!

Дорогие друзья!

Для того, чтобы успешно осваивать культуру эмоций Вам необходимо сначала научиться общаться с собой, со своим внутренним миром. В основе та­кого общения лежит психотехника. Ещё раз зададим себе вопрос: Что такое психотехника?

1 Þ Это особые приемы наблюдения за собой, ана­лиза и контролирования себя, воздействия на те или иные свои процессы, качества, свойства. Психо­технике не так-то просто научиться, если вы раньше не имели опыта таких действий как способа самопо­знания.

В основе психотехники лежит творческое вооб­ражение и волевое управление тех процессов, на которых Вы сосредоточили своё внимание и сознание. Такое управление осуществляется с помощью мыс­ленного усиления или ослабления протекания этих процессов.

2 Þ Инструментами психотехники являются твор­ческое воображение и волевое управление.

Творческое воображение основано на эйдети­ческих представлениях.

Эйдетические представления – это способ­ность представлять зрительные образы, телесные ощущения и эмоциональные переживания так же ярко, как будто Вы видите это, ощущаете или пережи­ваете по настоящему.

Эйдетические представления развиты не у всех, поэтому в этой теме цикла вы будете учиться их диаг­ностировать и тренировать.

Волевое управление внутренними процессами осуществляется с помощью творческого воображе­ния. Сосредоточившись на каком-то органе, Вы пред­ставляете его, видите и чувствуете его работу и мысленно усиливаете эту работу или ослабляете. В процессе волевого управления вы вызываете эйдети­ческие образы и ощущения изменения функции ор­гана.

Очень часто вслед за представляемым изменением функции органа можно наблюдать реальное изменение этой функции.

Почему?

3 Þ Всё дело в так называемой психосоматиче­ской связи. Существует прямое взаимодействие ме­жду духом и телом. Мысленное и эмоциональное представление о каком-либо изменении в теле напря­мую вызывает такое изменение. На этом феномене ос­нованы отрицательное влияние на здоровье мни­тельности. Вообразил, что заболел и на самом деле заболел.

4 Þ Культура психической деятельности исполь­зует феномен психосоматической связи для дос­тижения обратного результата. Вообразил что выздо­равливаешь, представил и ощутил это, и действи­тельно, болезнь отступает. На этой психотехнике осно­вана психосоматическая терапия различных функциональных расстройств.

В творческих заданиях этой темы Вы будете учиться психотехнике творческого воображения и волевого управления некоторыми функциями тела.

 

Þ Ответьте на вопросы!

Внимательно прочтите содержание сведе­ний к размышлению и постарайтесь пра­вильно ответить на контрольные вопросы.

1 Þ Что такое психотехника?

Что лежит в её основе?

2 Þ Каковы инструменты психотехники?

3 Þ В чём заключается феномен психосома­тической связи?

4 Þ На чём основана психосоматическая те­рапия?

Если Вы испытываете затруднения при ответе на вопрос, прочтите ещё раз тот раздел сведений, номер которого соответствует номеру трудного вопроса.

 

Диагностика и тренинг

зрительного эйдетизма

 

Þ Сведения к размышлению!

 

Можно говорить о нескольких видах памяти и, прежде всего, о зрительной памяти. В основе зри­тельной памяти лежит способность к ярким зри­тель­ным представлениям.

1 Þ Представления – это процесс припоминания в об­разно-чувственной сфере ранее воспринимаемых об­разов или ощущений. Можно представить зрительные образы, телесные ощущения, звуки, эмоциональные переживания.

Зрительные представления основаны на при­поми­нании на внутреннем экране различных зри­тельных образов.

2 Þ Внутренний экран – это особый механизм, по­зво­ляющий ярко представлять с закрытыми глазами раз­личные ранее увиденные образы. Мы говорим: за­кройте глаза и представьте, и люди, закрыв глаза, представляют себе и видят то, что вы предлагаете уви­деть.

Яркие зрительные представления получили назва­ние эйдетических представлений.

Для тренировки зрительных представлений очень важно развить внутренний экран до уровня эй­детиче­ских представлений.

3 Þ Вы можете легко прове­рить уровень развития у себя эйдетиче­ских представлений.

Возьмите любую красочную от­крытку с цветами, например, с розой. Посмотрите на неё и за­кройте глаза. Представьте себе этот цветок как бы на экране внутреннего видения.

Эти представления могут быть разного характера по цветности, четкости и устойчивости. Оцените каче­ство Ваших эйдетических образов в баллах:

 

Тип эйдетики:

§ Черно-белые образы – 1 балл.

§ Цветные образы – 2 балла.

Четкость и детализация:

§ «Картинка» размытая – 1 балл.

§ «Картинка» чёткая – 2 балла.

Устойчивость:

§ «Картинка» не устойчивая – 1 балл

§ «Картинка» устойчивая – 2 балла

 

Диапазон оценки качества представлений от 0 до 3-6 баллов.

 

Þ Ответьте на вопросы! Прослушайте во­просы, попробуйте правильно ответить на них.

1 Þ Что такое зрительные представления?

2 Þ Как Вы представляете себе свой внут­ренний экран?

3 Þ Как проявляют себя эйдетические пред­ставления?

Если Вы испытываете затруднения при ответе на вопрос, прочтите ещё раз тот раздел сведений, номер которого соответствует номеру трудного вопроса.

Þ Творческое задание! Послушайте инст­рукцию и попробуйте выполнить творческое задание.

Для проверки качества своих эйдетических образов проведите тренировочную разминку: «посмотрел и за­помнил – закрыл глаза и припомнил, пред­ставляя на внутреннем экране так же ярко и точно, как будто смотришь на объект запо­минания с открытыми гла­зами».

Проведите 5 таких циклов, и оцени свои ре­зультаты в баллах.

 

Þ Домашнее задание.

Используя цикл умственных действий трени­ровочной разминки, и работая с различными картинками, отработайте устойчивое зритель­ное эйдетическое представление. Это будет ва­шим индивидуальным творческим достижением в этом задании.

 

Диагностика и тренинг

телесного эйдетизма

 

Þ Сведения к размышлению!

 

1 Þ Тактильная (телесная) память прояв­ляется в спо­собности запоминать ощущения от прикосновения к различным предметам и припоми­нать эти ощуще­ния.

Телесный эйдетизм – способность представ­лять до реального уровня любые телесные ощущения.

 

2 Þ В основе телесного эйдетизма лежит следовое ощущение. Это ощущение, которое человек испыты­вает после того, как какое-то телесное воздействие произошло. Например, потрите ладонью предплечье. Прочувствуйте, что после этого действия вы какое-то время испытываете след от этих ощущений. Сле­довое ощущение лежит в основе следовой телесной па­мяти.

3 Þ Тренировка следового телесного ощущения проводится следующим образом.

Положите перед собой два-три разных на ощупь предмета. Напри­мер, шарик, резинки для волос, квадратик бархата.

Возьмите один из них в руки, например, шарик, и прочувст­вуйте его на ощупь. Вообразите, что он вам напо­минает?

Закройте глаза и представьте эту картинку и во­об­ражаемое ощущение.

Например, я держу в руках жёлудь, вижу и ощущаю жёлудь.

Положите предмет на место, и про­должайте пред­ставлять эту картинку.

Вообразите, что вы до сих пор держите в руках этот предмет и ощущаете его.

 

4 Þ Оцените качество телесного экрана ощу­щений.

В моем воображении и представлении ощуще­ний я:

§ ничего не чувствую в пальцах и руках - 1 балл

§ что-то чувствую, но не так, как

если бы держал настоящие предметы - 2 балла

§ одни воображаемые предметы чувствую

хорошо, а некоторые не очень - 3 балла

§ хорошо чувствую, что держу предметы,

ощущаю его поверхность и вес - 4 балла

 

Возьмите в руки следующий предмет, например, резинки для во­лос, и прочувствуйте их на ощупь. Вообразите, что они вам на­поми­нают?

Закройте глаза, представьте и ощутите эту картинку.

Положите резинки на место, и про­должайте представлять себе эту кар­тинку. Вообразите, что вы до сих пор держите в руках воображаемый предмет и ощущаете его.

Оцените качество телесного экрана ощущений.

Возьмите в руки ещё один предмет, например, квадрат из бархата и про­чувствуйте его на ощупь. Вообразите, что он вам напоминает?

Закройте глаза, представьте и ощутите эту картинку.

Положите бархат на место, и продолжайте пред­ставлять себе эту картинку.

Вообразите, что вы до сих пор держите в руках этот предмет и ощущаете его.

Оцените качество телесного экрана ощущений.

 

Þ Ответьте на вопросы!

Внимательно прочтите содержание сведений к размышлению и постарайтесь правильно отве­тить на контрольные вопросы!

1 Þ Что такое телесная память?

2 Þ Как телесный эйдетизм себя прояв­ляет?

3 Þ Как его нужно тренировать?

4 Þ Как его следует оценивать?

 

Если Вы испытываете затруднения при ответе на вопрос, прочтите ещё раз тот раздел сведений, номер которого соответствует номеру трудного вопроса.

Þ Творческое задание! Тренировка экрана телесных ощущений как телес­ного эйде­тизма проводится с помощью следующих уп­ражне­ний:

 

Упражнение 1. Запоминание ощущения по­верхности и веса твердых предметов. Тренировка воображения.

 

Положите перед собой яблоко (грушу, сливу, лю­бой фрукт.) Возьмите его в руки, за­кройте глаза, и ощутите кожицу яб­лока, его вес.

После этого по­ложите яблоко на стол и вообразите, как Вы его дер­жите в руках и ощущаете его фак­туру и вес.

Оцените ваш результат.

Упражнение 2. Запоминание ощущения погла­жива­ния. Тренировка воображения.

Освободите от одежды руку до плеча. Возьмите кисточку и начинайте очень нежно водить ею по коже. Вообразите, что это гу­ляет по руке божья коровка и Вам очень приятно. Запомните эти ощущения и, за­крыв глаза, припомните их, вновь вообразив божью ко­ровку.

 

Þ Домашнее задание.

Используя приёмы умственных действий обоих упражнений, и работая с различными на ощупь вещами, отработайте устойчивое телес­ное эйдетическое представление. Это будет ва­шим индивидуальным творческим достижением в этом задании.

 

Диагностика и тренинг

эмоционально-чувственного эйдетизма

 

Þ Сведения к размышлению!

Эмоционально-чувственный эйдетизм проявля­ется в способности представлять на внутреннем экране эмоции и чувства в форме различные по силе переживаний, от лёгкого намека на реальной эмоции до достаточно ярких.

При тренировке эмоционально-чувственного эйде­тизма следует ориентироваться только на положи­тельные переживания.

Внутренний экран при положительных эмо­ционально-чувственных переживанияхчаще всего отражаетпереживания лёгкого приятного волнения, радо­сти, удовольствия.

Тренировка эмоционально-чувственного эйде­тизма проводится с помощью представлений только приятных ситуаций, в которых обязательно должны возникнуть положительные переживания.

Например:

Закройте глаза и вообра­зите, что у Вас на руках ле­жит мягкий пушистый котё­нок, и что Вы его гладите.

Представьте себе образ котёнка, вообразите и про­чув­ствуйте его на руках и представьте себе его мягкую, при­ятную шерстку. Почувствуйте удо­вольствие от этого!

В этом задании сосредоточились три ведущих компонента образно-чувственной иллюстра­ции услышанных и прочитанных слов – зритель­ного образа, телесного ощущения и эмоциональ­ного переживания.

2Þ Оцените качество эмоционально-чувст­венного экрана.

Эйдетические зрительный и телесный образы ко­тёнка у Вас получились хорошо. Эмоционально-чувст­венные переживания:

§ Почувствовали удовольствие от воображае­мого ко­тенка, но не совсем реально - 1 балл.

§ Чувство удовольствия от воображаемого ко­тенка было чётким, но слабым - 2 балла.

§ Чувство удовольствия от воображаемого ко­тенка было чётким и ярким - 3 балла.

 

Þ Творческие задания! Прочитайте инст­рукцию, осмыслите её и выполните все за­дания инструкции.

Вообразите любую приятную Вам ситуацию. Мыс­ленно проиграйте её и постарайтесь вызвать у себя приятные переживания.

Постарайтесь отработать эмоционально-чувствен­ные представления на уровне 2-3 баллов.

 

2Þ Психотехника иллюстрирования

Слов ведущего

 

Овладев эмоционально-чувственным эйдетиче­ским представлением, Вы сможете объединить в на­вык образно-чувственной иллюстрации слов зритель­ные образы, телесные ощущения и эмоциональные пере­живания.

В основе тренировок навыков психической саморе­гуляции лежит работа с записями тренировочных сеан­сов. Для успешной работы с этими записями Вы должны освоить технику образно-чувственной ил­люстрации слов ведущего.

Þ Домашнее задание.

Используя приёмы образно-чувственной ил­люстрации слов в виде зрительных образов, телесных ощущений и чувственных переживаний, по­старайтесь научиться легко и свободно иллюстриро­вать различные слова.

Это будет вашим индивидуальным творческим достижением в этом задании.

 

Сеанс психотехники самопознания

тела, мыслей, эмоций, чувств

 

Þ Творческое задание! Внимательно про­читайте текст сеанса, ответьте на контроль­ные вопросы. Если все ответы Вас удовле­творили, приступайте к сеансу с ведущим.

Включите магнитофон или CD-плэй-ер. Слушая ведущего, прочитайте и проиллюстри­руйте со­держание каждого его слова в зрительных образах, телес­ных ощущениях и чувственных переживаниях.

 

Текст сеанса

1 Þ Закройте глаза. Сосредоточьтесь на внутренних ощущениях. Прочувствуйте свое тело.

Скажите себе: «Вот я ощущаю свое тело». Пре­красно!

А теперь сосредоточьтесь на своих мыслях.

Прочувствуйте, как вы мыслите.

Скажите себе: «Вот я чувствую свои мысли».

А теперь сосредоточьтесь на своих эмоциях, пере­живаниях… Прочувствуйте их.

Скажите себе: «Вот я чувствую свои эмоции и пе­реживания»… Замечательно!

Вы получили первый опыт сосредоточения на своем внутреннем мире. Приступаем к углублению этого опыта.

 

2 Þ Сядьте удобно и расслабьтесь. Прекрасно!

Закройте глаза и прочувствуйте свое тело.

Постарайтесь принять позу такую, чтобы ощутить удобство, комфорт.

Постарайтесь ощутить удовольствие от отды­хающего, расслабленного тела. Прекрасно!

 

Сосредоточьтесь на чувстве удовольствия.

Прочувствуйте: вам приятно и комфортно.

Вы познакомились с первым психотехническим приёмом самопознания. Это подготовка тела для проведения над ним умственного самовоз­действия.

Этот прием состоит из 4 этапов.

1-й этап – сесть удобно и расслабиться.

2-й этап – закрыть глаза и прочувствовать свое тело;

3-й этап – принять удобную приятную позу и ощу­тить удовольствие, комфорт;

4-й этап – усильте ощущение удовольствия от рас­слабленного тела с помощью воображения.

Запомните этот порядок. Повторите его еще раз.

 

3 Þ Прослушайте музыку и постарайтесь погрузиться в состояние телесного комфорта под влиянием музыки.

Прекрасно!

Вы подготовили свое тело для проведения умствен­ного самовоздействия на него.

 

Теперь, вам нужно подготовить вашу психику.

Для этого вам нужно овладеть приёмом снятия умственного напряжения.

Вы пришли на занятие после каких-то других дел. Естественно, что у вас могут быть различные мысли и беспокоить переживания, связанные с текущими забо­тами.

Они будут вас отвлекать, будут вызывать у вас мысли и пере


Поделиться с друзьями:

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.251 с.