Взрослый — ребёнок, ребёнок — ребёнок — КиберПедия 

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Взрослый — ребёнок, ребёнок — ребёнок

2017-08-24 397
Взрослый — ребёнок, ребёнок — ребёнок 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Гуманную педагогику, принимающую ребёнка таким, каков он есть, не случайно называют педагогикой сотрудничества (Ш. А. Амонашвили). Она предполагает наиболее полное согласование организации образовательного процесса взрослыми с потребностями и интересами детей. Базисное формирование личности ребёнка, которое осуществляется именно в дошкольном возрасте, сензитивно к тому, какую позицию в этом процессе занимает взрослый и какая позиция отведена ребёнку —руководитель и подчинённый? партнёры по интересным делам?

Представленное выше описание образовательной деятельности (обеспечение развития… создание условий для приобретения опыта…) косвенно, но не в полном объёме отражает характер взаимодействия взрослых и детей. Между тем эффективность реализации Программы во многом зависит от того, в какой парадигме (воздействия или взаимодействия) организован образовательный процесс.

Для эффективной реализации Программы необходимо установление субъект - субъектных отношений всех участников, в первую очередь взрослых (педагогов, родителей) и детей. Взрослый и ребёнок если не полностью

равноправны, то равноценны (равны по качеству), так как любой человек, независимо от возраста и положения, есть высшая цель и высшая ценность в парадигме гуманистической педагогики — педагогики сотрудничества. Ребёнок так же, как и взрослый, имеет право на самостоятельное решение, самостоятельный поступок, выбор, имеет право на общение на равных, на понимание, любовь и безусловное принятие. Равность позиций означает, что взрослый готов отказаться от главенствующего положения; готов признать, что не всегда знает, как правильно, как надо себя вести самому, как поступать в той или иной ситуации. Это, в свою очередь, даёт ребёнку возможность авторитетно использовать свой опыт. Только при таком взаимодействии возможна поддержка детских инициатив, предоставление воспитанникам выбора средств и способов собственного развития.

Несколько важных для реализации Программы положений:

Взрослые и дети — партнёры по совместной деятельности.

Партнёры должны дружелюбно и уважительно разговаривать друг с другом, не командовать, не назидать (каждый важен!).

Как партнёры и участники совместной деятельности и взрослые, и дети имеют равные права на проявление инициативы и активности, на выбор деятельности, форму её осуществления. Деятельностный принцип организации образовательного процесса — образование через организацию различных видов деятельности детей — является одним из главных способов развития детской инициативы.

Взаимодействие взрослых и детей осуществляется в условиях принятия и соблюдения всеми партнёрами общих норм и правил поведения, уважения друг к другу (можно участвовать в совместной со взрослым и(или) другими детьми деятельности, а можно выбрать другой вид деятельности; если выбрал своё, нужно уважать остальных: не мешать, не

шуметь, ведь все заняты важными, интересными делами).

Партнёрское взаимодействие предполагает общение — диалог или полилог взрослого и детей, детей друг с другом, предполагает умение не только говорить самому, но и слушать и слышать другого. Традиционно умение слушать и слышать относилось к достижениям ребёнка на выходе из дошкольного детства, оно квалифицировалось как одна из предпосылок будущей учебной деятельности. Сегодня без умения взрослого слушать и слышать невозможна реализация Программы.

Регламентация образовательного процесса существует, но он организован достаточно гибко. Отступления взрослого от планов (конспектов и т. д.) обусловливается потребностями и интересами детей, актуальной

ситуацией образовательного процесса.

Путь усвоения образовательного материала детьми не прямой («Нам было так интересно, что мы не заметили, что ещё и научились чему-то, узнали что-то!»). В нём должно преобладать развитие смыслов, мотивов, целеполагания деятельности, а не многократное повторение (натаскивание), подражание, имитация, следование образцам.

Взрослый вместе с детьми участвует в какой-либо деятельности. Его позиция в пространстве определяется её характером. Он может, например, в ходе продуктивной деятельности вместе с детьми сидеть за общим столом и выполнять такую же работу, что и они, или часть коллективной работы, оказывая при необходимости помощь детям как старший партнёр. Дети могут перемещаться в пространстве: в рамках осуществляемой деятельности (спрашивать, советоваться, договариваться, распределять обязанности между собой).

Взрослый, как более мудрый партнёр, обеспечивает ситуацию успешности каждого ребёнка группы. Только вера ребёнка в себя, отсутствие страха, что он может быть не понят или осуждён, способны поддерживать развитие детской инициативы (инициатива не наказуема!). Неоценимое значение для создания такой ситуации успешности имеет искренняя похвала взрослого. Искусством говорить комплименты педагог должен владеть фактически в совершенстве, так как похвала, повторяемая одними и теми же словами и с той же интонацией, перестаёт работать.

Характер взаимодействия взрослого и ребёнка выступает главным условием поддержки детской инициативы в образовательном процессе.

Взрослый (педагог) — взрослый (родитель)

Самые значимые и близкие люди для ребёнка — это его родные, семья. От того, насколько тесными и доверительными будут отношения между ДОО и семьей ребёнка, во многом зависит эффективность освоения им Программы.

«Успех» — Программа сотрудничества семьи и ДОО. Один из основных принципов её построения — комплексно-тематический, или событийный, предполагает:

с одной стороны, включённость ребёнка в событийную основу жизни ближайшего социума, ДОО, собственной семьи (празднование значимых событий и подготовка к ним — объединяющее начало);

с другой стороны, включённость родителей в событийную основу реализации Программы (родители охотно участвуют в том, что им понятно, близко, что позволяет поддерживать сложившиеся традиции и «времён

связующую нить»).

Но совместное с родителями проведение мероприятий Программы —это только первый, хотя и очень важный, залог «Успеха»! Назовём его необходимым, но не достаточным условием.

Настоящее сотрудничество родителей и ДОО — это совместная, соразделённая реализация основного содержания Программы по принципу: ДОО начинает — семья продолжает. И наоборот: то, что «открыто» ребёнком в семье, должно стать «открытием» всей группы ДОО.

Роль ДОО в процессе реализации Программы может меняться: детский сад выступает в роли иногда консультанта, иногда исполнителя(например, воли семьи), иногда аниматора (массовика-затейника) и др. Главное, ДОО — стратегический партнёр семьи в течение первых семи лет жизни ребёнка. Семья — самый надёжный тыл каждого маленького человека, нуждающегося, особенно в первые семь лет своей жизни, в помощи и поддержке взрослых.

 

Содержание индивидуальной коррекционной деятельности с детьми, имеющими особенности в развитии

Понятие «коррекция» определяется как производное от латинского слова correctio — исправление. Коррекция рассматривается как система психолого-педагогических мер, направленных на исправление и (или) ослабление недостатков в психофизическом развитии. В настоящее время под коррекционными воздействиями понимают не только исправления дефектов у лиц с ОВЗ, но и создание оптимальных возможностей и условий развития в пределах нормы.

Для детей с нарушениями зрения актуально создание необходимых офтальмологических условий для преодоления отставания в развитии игровой и трудовой деятельности, а также преодоление вербализма и обогащение чувственной основы деятельности (например, организация экскурсий и наблюдений, в процессе которых у детей происходит слияние словесных представлений с конкретными действиями, признаками, свойствами и явлениями общественной окружающей жизни).

Для детей с нарушениями речи (фонетико-фонематическим недоразвитием). Учитывая особенности речевого развития детей, обучениеродному языку и руководство развитием речи в процессе непосредственно образовательной деятельности и в повседневной жизни (в играх, вбыту, на прогулках и т. д.), осуществляется следующим образом: закрепление достигнутых речевых умений и навыков в детских видах деятельности, представляющих синтез игры и занятия;

· развитие коммуникативной активности ребёнка во взаимодействии со взрослым и сверстниками во всех видах детской деятельности;

· привлечение внимания к названиям предметов, объектов (учитываются возрастные возможности детей, состояние фонетической стороны речи, корригируемой логопедом);

· введение в активный словарь слов, доступных по звуко-слоговой структуре (прослеживается чёткость и правильность произношения, осуществляется активное закрепление навыков произношения).

Для детей с нарушениями речи (общим недоразвитием речи) необходимо:

· использование различных речевых ситуаций при формировании у детей навыков самообслуживания, культурно-гигиенических навыков, элементов труда и др. для работы над пониманием, усвоением и одновременно прочным закреплением соответствующей предметной и глагольной лексики;

· называние необходимых предметов, использование предикативной лексики, составление правильных фраз при осуществлении всех видов детской деятельности с включением речевой ситуации (при затруднении — помочь актуализировать ранее изученную тематическую лексику);

· использование производимых ребёнком действий для употребления соответствующих глаголов, определений, предлогов; переход от словосочетаний и предложений к постепенному составлению детьми связных текстов;

· побуждение детей пользоваться речью в процессе изготовления различных поделок, игрушек, сувениров и т. д. (называние материала, из которого изготавливается поделка, инструментов труда, рассказ о назначении изготавливаемого предмета, описание хода своей работы; дети учатся различать предметы по форме, цвету, величине);

· стимулирование развития и обогащения коммуникативной функции речи в непринуждённой обстановке на заданную тему (это позволяет учить детей способам диалогического взаимодействия в совместной деятельности, развивать умение высказываться в форме небольшого рассказа: повествования, описания, рассуждения).

Для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата:

· воспитание интереса и потребности детей в трудовой деятельности, активности действий на доступном по двигательным возможностям уровне — самостоятельно, с помощью других детей и взрослых;

· развитие двигательных умений и навыков, мелкой моторики, координированных движений рук, зрительно-моторной координации;

· формирование познавательных и социально значимых мотивов в игровой деятельности;

· развитие общественных форм поведения;

· развитие у детей творческого отношения к игре (условное преобразование окружающего);

· преодоление простого механического действия в игровой деятельности.

 

III. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ

 


Поделиться с друзьями:

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.009 с.