Роль человеческой личности в деле спасения человека — КиберПедия 

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Роль человеческой личности в деле спасения человека

2017-08-23 177
Роль человеческой личности в деле спасения человека 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Человек сотворен по образу Божию, и в нем заложена Богом возможность уподобляться Богу.

Образ Божий связан с человеческой природой, о чем пишет святитель Григорий Нисский: «Единый образ Сущего составляет вся человеческая природа» (2). Другими словами, образ Божий в человеке есть человеческая природа, а прообразом этой природы является Божественное естество.

Подобие Божие в человеке напрямую относится к человеческой личности. В отличие от животных, у которых личностного начала нет, и ангелов, у которых личностное начало тождественно их природе, у человека личностное начало возвышается над природой и к ней не сводится, по крайней мере, не должно сводиться. Как следствие Божественного происхождения, личность человека индивидуальна, уникальна и неповторима. Не было, нет и не будет двух абсолютно одинаковых человеческих личностей.

Задача Адама в раю состояла в достижении богоподобия. Он ее не выполнил. Сегодня спасение человека состоит в уподоблении своей личности Божественной Личности Спасителя, о чем пишет святой апостол Павел: «Молю же вас, подобни мне бывайте, якоже аз Христу» (1 Кор. 4. 16). О том, как происходит уподобление Сыну Божию, пишет преподобный Симеон Новый Богослов: «Царство Божие приемлет только тех, которые подобны Сыну Божию. Подобие сие водворяется через исполнение заповедей Божиих; исполнение заповедей бывает от любви к Христу…» (3). Таким образом, подобными Христу могут стать только существа, имеющие личностное начало.

После грехопадения, согласно православному учению, человек исказил в себе образ Божий и сделался неспособным сам устроить свое спасение. «Но, - пишет протоиерей Митрофан Зноско-Боровский, - он сохранил (выд. автором. - В.М.) способность принять его» (4). Сохранение способности принять спасение означает сохранение личностного начала в человеке после грехопадения. А это, в свою очередь, делает возможным его возвращение к Богу через принятие искупительной жертвы Сына Божия, Господа нашего Иисуса Христа. Каким образом?

По учению преподобного Максима Исповедника, после грехопадения у человека произошел разрыв между личностным началом и природой. В результате у него появилось две воли: естественная и личностная. Первая постоянно соблазняет его ко греху, как пишет святой апостол Павел: «Не еже бо хощу доброе, творю, но еже не хощу злое, сие содеваю» (Рим. 7. 19). Поэтому спасение человека состоит в противопоставлении своей личностной воли худой воле естества. Тем самым личностная воля будет согласовываться с Божественной волей, а личность человека будет уподобляться Божественной Личности Спасителя.

В ответ на это действие человека Бог посылает свои Божественные энергии (благодать) в худое естество человека, и оно врачуется, то есть происходит обожение и человеческого естества. Это и есть синергия Бога и человека в деле спасения человека.

Следовательно, спасение человека без личностного начала в принципе невозможно. И диавол это знает. Поэтому в последние времена основной удар диавольских сил будет нанесен именно по личности человека как последнему оплоту его души.

 

Личность и христианское имя

В отношении к личности у служителей тьмы возникает существенная трудность: личностное начало в человеке нельзя уничтожить никаким насильственным действием, ибо личность выразима только через духовное начало в человеке, которое от Духа Божия. И это принципиальный и очень важный момент рассматриваемой проблемы. Но враг рода человеческого нашел коварный способ, как подтолкнуть человека к добровольному уничтожению в себе личностного начала, - через имя!

- Живая человеческая личность идентифицируется через имя, которое христианину дается во Святом Крещении.

- Согласно святому праведному Иоанну Кронштадтскому, это имя свидетельствует о происхождении человека от Бога Слова.

- В каждый момент времени человек может иметь только одно имя, которое непостижимым для нас образом выражает существо нашей личности.

- Имя личности осуществляет связь человека с Богом (в Таинствах Церкви, в молитвах, записках о здравии и упокоении и т.п.).

- В имени сохраняется память о личности человека в роды родов.

- Имя - «плоть» личности, а сама личность - «душа». Другая аналогия: имя - аналог Божественной энергии, а личность - аналог Божественного естества.

- Христианское имя записывается на небесах и уходит в вечность; числовое имя остается на земле и погибает. А вместе с числовым именем погибает и личность.

- Христианское имя животворит человеческую личность; числовое имя ее убивает. Последнее означает редукцию личности к греховной природе (индивидууму, самости, плоти и т.п.). На это указывает тот факт, что в Священном Писании антихрист и лжепророк, с одной стороны, выступают как некие человеческие личности (см. 2 Сол. 2. 3-4 и Откр. 20. 10), а с другой стороны, они названы зверьми (см. Откр. 13. 1 и 13. 11). Это и означает, что их личности тождественны греховной человеческой природе, которая имеет все черты звериности.

Таким образом, уничтожение имени ведет к уничтожению личности, то есть сведению ее к греховной природе, и христианин становится неспособным уподобляться Личности Христа, а значит, осуществлять свое спасение.

 


Поделиться с друзьями:

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.013 с.