Урок 67. Путешествие в космос — КиберПедия 

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Урок 67. Путешествие в космос

2017-08-24 196
Урок 67. Путешествие в космос 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Цели: рассказать об исследованиях космического пространст­ва; дать элементарные представления о работе космонавтов в Кос­мосе; учить правильно использовать в речи некоторые термины по теме «Космос».

Оборудование: иллюстрации космических кораблей, фо­тографии космонавтов в скафандрах, вид Земли и космического неба с борта космического корабля.

Ход урока

I. Введение в урок.

—Из какого детского произведения эти строки?

«Друзья быстро поднялись в астрономическую кабину. По­смотрев в боковые иллюминаторы, они увидели вокруг бездонное чёрное небо, усеянное крупными звёздами, среди которых сияло ослепительно яркое солнце. Казалось, был день, но в то же время была и ночь. Так на Земле никогда не бывает. Когда на Земле вид­но солнце, то не видно звёзд, и наоборот, когда есть звёзды - нет солнца. В одном из верхних иллюминаторов ярко светила Луна. Она казалась несколько крупнее, чем обычно кажется нам с Земли.

- Совершенно ясное дело, - сказал Незнайка. £ Мы уже далеко от Земли. Мы в космосе!

- Вот тебе и весь сказ! - разочарованно пробормотал Пончик». (Н. Носов. «Незнайка на Луне».)

- О чём рассказывается в этой сказке?

- На чём летели Незнайка и Пончик?

- Как выглядит космический корабль?

Опора на подготовленный иллюстрационный материал.

П. Изучение нового.

- Рассмотрите рисунки на с. 60-61 (рабочая тетрадь). Существует особая «космическая азбука». Впишите в клеточки

слова на с. 60-61 и объясните их значение. (Невесомость, космо­дром, ракета, орбита, скафандр, открытый космос.)

III. Составление (коллективное) рассказа о космосе с ис­пользованием слов «космической азбуки».

• Для учителя.

Космический корабль - это и дом, и научная лаборатория. В нём живут и работают космонавты.

Космический корабль состоит из нескольких отсеков. Главный отсек - это кабина космонавтов. Этот отсек полностью изолирован от космической среды, губительной для жизни людей. Специаль­ные приборы в отсеке следят, чтобы в нём было достаточное коли­чество воздуха, чтобы были нормальные влажность и температура.

В космическом корабле продукты хранятся в тубах. Они похо­жи на тюбики с зубной пастой, только размером побольше. Из них еду выдавливают. В условиях невесомости крошки хлеба, капельки жидкости могут доставить неприятности космонавтам. В космиче­ском доме есть холодильник и электрическая плита.

В главном отсеке космонавты стартуют с Земли. Отсюда они управляют кораблём, связываются с Землёй. Кабина космонавтов ­единственная часть космического корабля, которая возвращается на Землю.

На корабле есть и другой жилой отсек. Он называется орби­тальным. Здесь космонавты отдыхают, проводят научные-экспери­менты. Через орбитальный отсек космонавты могут выйти в откры­тый космос. Орбитальный отсек на Землю не возвращается.

Выполнив все задания, космонавты готовятся к возвращению на Землю. Космический корабль разворачивается тормозным дви­гателем вперёд, чтобы затормозить свой стремительный полёт и начать спуск на Землю. После включения тормозного двигателя корабль разделяется на части. Ненужный теперь орбитальный от­сек и отсек с приборами сгорают в атмосфере. Герметичный отсек с космонавтами продолжает полёт к Земле. На высоте нескольких километров от Земли раскрываются парашюты. В самом конце по­лёта двигатели мягкой посадку смягчают удар корабля о земную поверхность.

IV. Итог урока.

— Что запомнилось в уроке? Домашнее задание.

 

Урок 68. ВПЕРЕДИ ЛЕТО

Цели: побудить учащихся к проведению наблюдений и иссле­дованию тайн природы; на примере первого летнего месяца пока­зать, что можно наблюдать и как; рассмотреть задания к «выводам учёного» по учебнику итребования к их выполнению в летнее время.

Ход урока

I. Организационный момент.

Не задерживаясь, в срок

Начнём последний наш урок.

Летом вам предстоит отдыхать

И за природой наблюдать.

Тайны хотите её распознать?

Приготовьтесь на уроке «учёными» стать!

П. Введение в тему урока.

Ученики читают стихотворение:

МЕСЯЦЫ ГОДА

Ты любишь ледяной январь, безветрье, стужу зверскую, а я - лютующий февраль, метель, поземку дерзкую.

Ты любишь ранний месяц март с апрельскими проталинами, а я - молнирующий май с дождями моментальными.

Ты любишь облачный июнь, в просторе многоярусном, а я - сжигающий июль и август - солнце в ярости!

Ты любишь бархатный сентябрь, с его зелёным золотом, ая- когда несёт октябрь штыки дождя по городу.

Ты любишь краски в ноябре, свинцовые с лиловыми, а я - декабрь, ведь в декабре мы переходим к новому...

И бой на башенных часах, и в полночь - утро-девицй! И каждый к будущему шаг мне очень, очень нравится.

С. Кирсанов

- О каких из этих месяцев мы ещё не говорили с вами? (Отве­ты учащихся.) Какого времени года эти месяцы? Что происходит с природой в начале лета, я вам расскажу, а все наблюдения за осо­бенностями летней природы вы будете выполнять самостоятельно на каникулах.

Ш. Работа по теме урока.

1.Работа по учебнику (с. 136).

2.Рассказ учителя об июне.

ВСЕ КРАСКИ ЛЕТА

Июнь - это самые длинные дни и самые короткие ночи, это — тепло и свет. И самые яркие, буйные краски. Буйно растут и цветут деревья и кусты. И травы, дарящие полянам, лугам, лесным опуш­кам неповторимые цветочные орнаменты. Вглядишься в это пёстрое разнотравье и удивишься: словно искусный мастер-художник под­бирал формы и цвет и так всё расположил на поляне, что до самой осени останется она нарядной. Отцветут одни растения; придут им на смену другие. Правда, к середине и к концу лета станет беднее цветочный ковёр, но краски его никогда не поблекнут.

В этом живом травяном ковре есть растения высокие и низкие, крупные и мелкие. Но вот удивительно - ни одно из них не остаёт­ся незамеченным!

У старого пня распустились белые звёздочки земляники. Прой­дёт время, и здесь, на солнцепёке, будут самые крупные земляничины. Чуть дальше величественно покачиваются крупные чашечки колокольчика персиколистного. Среди всех ко­локольчиков его, пожалуй, можно назвать самым красивым. Ромашки, гвоздики, одуванчики с жёлтыми цветками-солнышками и уже с белыми пушистыми шарами, голубые незабудки... Да можно ли все их перечислить!

Нетрудно отыскать среди июньского разнотравья и первоцве­ты. Например, медуницу. И сочевичник весенний.

Сочевичник весенний, или чину ведённюю, найти несложно. По строению её цветки напоминают всем хорошо известные цветки гороха. Цветки сочеврчника собраны в кисть - молодые имеют малиново-лиловую окраску, а старые уже успели стать синеватыми (вспомним медуницу: и у неё цветки тёмно-розовые и васильковые, тоже бывают молодыми и старыми).

Быстро отцветёт это растение, и на месте ярких цветков поя­вятся маленькие зелёные бобы. Зелёным и неприметным будет сто­ять сочевичник до осени. Но на смену чине весенней придут её сест­ры: чина луговая и чина лесная. И появятся на лесных опушках но­вые краски: сочная ярко-жёлтая — чины луговой и бело-розовая — чины лесной.

Оба эти растения не только красивы: первое - ценный корм для скота (правда, животные его едят охотно только вместе с другими травами), второе можно выращивать как вьющееся декоративное растение в саду.

И в июне, и в другие летние месяцы ребят ждёт много увлека­тельных лесных прогулок. Учитесь примечать, какие растения при­ходят на смену друг другу, как обновляется цветочный ковёр полян и опушек. (По Т. Горовой)

3.Работа по учебнику (с. 137).

 

ПТИЦЫ В ИЮНЕ

Наступили самые длинные июньские дни.

Было уже за восемь часов вечера. Солнце склонялось к гори­зонту. Но все ещё заливались над полями жаворонки, а серые слав­ки выскакивали на освещенные косыми лучами вершинки луговых кустов и начинали свою торопливую весёлую болтовню. Но всё больше тянуло вечерней прохладой. И вот с края болотца, порос­шего низкими кустиками ивы и ещё не успевшей зацвести густой таволгой, раздался резкий крик коростеля. Пожалуй, всем, кто бы­вал за городом тёплыми летними вечерами, знакомо громкое и от­рывистое «дерганье» этой птицы. Однако мало кому удавалось увидеть коростеля - так искусно прячется он в высокой траве. Что­бы показать его своим спутникам, я осторожно подошёл как можно ближе к поющей птице и, лишь только раздался её очередной крик, резко бросился в том направлении. Дергач, так ещё называют этих птиц, не выдержал и взлетел из-под самых моих ног. Он низко про­летел над травами, опустив ноги и быстро взмахивая рыжими крыльями, и сел на пшеничном поле.

Но вот солнце, последний раз показав раскалённый свой крае­шек, исчезло за дальними полями. И лишь только оно скрылось за горизонтом, смолк запоздалый жаворонок, а в хлебном поле закри­ закри­чал перепел. Стало еще темнее. Все птицы ненадолго замолчали, и только издали доносился хор лягушек. А когда над лугами одна за другой начали зажигаться яркие звёзды, дергачи снова завели свои песни.

Коростели возвращаются с африканских зимовок в самом нача­ле мая, и со второй декады мая уже можно услышать их крик. Но птица не спешит обзаводиться потомством. Лишь когда зелёные волны наступающего лета захлестнут луга, коростели приступают к гнездованию. Выбрав ямку возле влажной луговой низинки, сам­ка выстилает её толстым слоем сухой травы.

Закончив кладку, самка приступает к насиживанию. Она сидит так плотно на гнезде, что на неё можно случайно наступить. Но, к счастью, в это время мало кто бывает в /лугах. Насиживающую самку почти невозможно заметить, и первое время гнездо коросте­ля мало подвергается опасности. Но насиживание у коростелей продолжается долго - три недели, и часто еще не успеют вывестись птенцы, начинается пора сенокоса. Вот в это-то время люди, быва­ет, и губят коростелиные гнёзда. При этом нередко под косой гиб­нет и самка.

Если насиживание прошло благополучно, птенцы, как и подо­бает птенцам выводкового типа, долго не задерживаются в родном гнезде. Через несколько часов самка уводит их в травяные джунг­ли. А спустя несколько дней птенцы расстаются с матерью и при­ступают к самостоятельной жизни. Юркие, покрытые чёрным пу­хом, цыплята так ловко шныряют и прячутся среди травы, что за­метить их очень труд^к Но и заметив, скорее примешь коростелёнка за шмыгнувшую мышь, чем за птицу.

Если бы летняя тропа привела нас не в луга, где мы наслажда­лись перекличкой коростелей и перепелиным боем, а на край за­растающего пруда или к тихой речной заводи, то, возможно, мы услышали бы голоса родственников коростеля - болотных курочек, которые ещё меньше знакомы нам. Бывает, вдруг у самой дороги из затопленной и поросшей рогозом и аиром канавы раздастся рез­кий свист: «фить-фить». Но сколько бы вы ни лазали, по колено в воде, вряд ли удастся увидеть свистуна-невидимку. Он замолкает при вашем приближении и вновь начинает кричать, едва отойдёте. Это погоныш. Если вам очень захочется на него посмотреть, при­ходите на рассвете на берег заросшего затона, где густые заросли пахучего аира и стрелолиста чередуются с участками тёмного вяз­кого ила. Коли у вас хватит выдержки посидеть тихо, то, едва ноч­ная тьма начнет расступаться перед жидким рассветом, из болот­ных трав, ловко передвигаясь между стеблями, выйдет на открытое место небольшая тёмная птица. Чуть сгорбившись и подергивая кургузым приподнятым хвостом, она проворно начнёт бегать по затопленным листьям и вязкому илу. Длинные тонкие пальцы её зеленоватых лапок не дают вязнуть и проваливаться птице на пла­вающей ветоши. Чуть пошевельнётесь, погоныш бросится в крепи, но вскоре опять покажется. Иногда он подбегает к самым ногам наблюдателя. И тогда видно, как ловко хватает он со стеблей бле­стящих жучков-радужниц или другую мелкую живность.

Тут же можно увидеть, как из-за травяного островка выплывет на плёс матово-чёрная лысуха с белой бляшкой на лбу и с тихим хныканьем, чуть кланяясь, начнёт кружить по воде, что-то склёвы­вая с поверхности. Иногда удаётся увидеть и камышницу. Похожая на лысуху, она чуть меньше её и стройнее. Да клюв у камышницы не светлый, а красный. Эти птицы ещё более связаны с водой, чем коростели и погоныши. И гнёзда свои из сухих стеблей камыша они устраивают на кочках или небольших островках среди воды или около самого берега.

Если их не тревожить, они могут посе­литься на пруду у самого дома, и тогда вы сможете наблюдать за их тихой скрытной жизнью изо дня в день. (По В. Гудкову.)

4. Пояснения к выполнению летних заданий по учебнику на с. 136-139.

Учитель выдаёт карту заданий каждому учащемуся, читает и комментирует вопросы.

Отметь в своём календаре-дневнике наблюдений:

1) Прилёт ласточек.

2) Цветение калужницы.

3) Появление первых листьев на берёзах.

4) Появление майских жуков.

5) Цветение нарциссов.

6) Посев льна, сахарной свёклы.

7) Начало цветения берёзы бородавчатой и тополя душистого.

8) Цветение тюльпанов.

9) Прилёт серых мухоловок.

 

10) Начало цветения абрикоса.

11) Начало цветения черемухи.

12) Начало цветения красной смородины и крыжовника.

13) Начало цветения бузины красной.

14) Первый крик иволги.

15) Посадка картофеля.

16) Цветение купальницы и ландыша майского.

17) Начало цветения вишни и чёрной смородины.

18) Цветение дуба летнего.

19) Начало цветения сирени.

20) Начало цветения яблони.

21) Цветение красного клевера.

22) Посев кукурузы.

5. Составление кроссворда с ключевым словом «Солнце».

 

6. Игра «Путаница».

Описание. Раскладывают на ровном месте несколько разных предметов: ветку ели, ветку сосны, еловую шишку и шишку от со­сны, веточки с различными ягодами и сами ягоды, грибы, цветы.

Из числа учащихся выбирается (назначается) водящий.

Учитель предлагает водящему ученику посмотреть на все эти предметы и назвать их, затем водящий уходит, учитель переклады­вает предметы: к ветке сосны - еловую шишку, к ёлке — сосновую, к зелени брусники - ягоду земляники, к берёзе - жёлудь и, наобо­рот, к ножке мухомора — шляпку подберёзовика и т. п. Водящий должен назвать ошибки и разложить всё по порядку: «распутать путаницу».

IV. Итог урока.

1.Обобщение по теме.

Учитель. Проверим, наблюдательны ли вы. Ответьте на во­просы:

— Какой хищный зверь падок до малины?

— Что ест стрекоза?

— Какие звери летают?

— Что случается с пчелой после того, как она ужалит?

— Птенцы какой птицы не знают своей матери?

— Как узнать о приближении дождя, наблюдая муравейник?

— Эти приметы характеризуют явления природы одного из вре­мён года. Какого? Послушайте и проверьте свои ответы.

Ученики читают стихотворение:

ЛЕТО

Если в небе ходят грозы, Если травы расцвели, Если рано утром росы Гнут былинки до земли, Если в рощах над калиной Вплоть до ночи гул пчелиный, Если солнышком согрета Вся вода в реке до дна, -Значит, это уже лето! Значит, кончилась весна!

Е. Трутнева

2. Выполнение задания: вспомните испишите названия летних цветов.

Учитель. Какие из них можно назвать «гордыми!? «груст­ными»? «весёлыми»? Нарисуйте любимый летний цветок.

Встречайте лето! Радуйтесь тёплым, солнечным денькам, звон­кому птичьему гомону, вдыхайте аромат цветущих садов, наслаж­дайтесь счастливой порой - детством! Хорошего и здорового вам отдыха, ребята, интересных и полезных наблюдений и встреч с ок­ружающим миром. Запасайтесь впрок витаминами - епщге больше фруктов, овощей, ягод, занимайтесь спортом, закаляйтесь, укреп­ляйте здоровье. Только не забывайте обо всех правилах разумного и безопасного поведения, где бы вы ни находились: дома, на при­роде, на водоемах, на улице. Буду ждать вас 1 сентября подросши­ми, загорелыми, сильными и умными.

Дети все вместе исполняют песню «Мир похож на цветной луг» (под фонограмму) на слова М. Пляцковского, музыку В. Шаинского.

 


Поделиться с друзьями:

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.062 с.