Техника построения сновидений — КиберПедия 

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Техника построения сновидений

2017-08-24 257
Техника построения сновидений 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Сновидения образуются в основном из зрительных образов и вполне естественно, что психологов интересует вопрос: какими приемами пользуется подсознательно действующее «Я» при создании образов и их сочетаний, соответствующих замыслу сновидения?

Этот вопрос тоже впервые систематически исследовался 3. Фрейдом'.

Он исходил, как мы уже знаем, из точки зрения, согласно которой каждое сновидение имеет скрытое (латентное) и явное содержание. Интерпретируя явное содержание, мы должны раскрыть подлинное, скрытое содержание сновидения. Ту психическую работу, благодаря которой скрытое содержание сновидения преобразуется в явное, т. е. доступное для внутреннего восприятия и частично также для сознательного воспроизведения сновидения, 3. Фрейд не очень удачно назвал работой сновидения. Идущая в обратном направлении работа, совершаемая нами, когда мы пытаемся понять скрытое содержание сновидения, называется толкованием сновидения. Основными результатами работы сновидения являются искажения, раскрытие смысла их — одна из главных задач толкования. Искажения по существу являются новыми представлениями или их ассоциациями, посредством которых выражаются скрытые мысли сновидения.

Первым из них является сгущение. Это явление встречается во многих сновидениях. Благодаря механизму сгущения скрытое содержание сновидения, т.е. его подлинный смысл, в его явном содержании выражается в сжатом и часто непонятном виде. Благодаря существованию сгущений, согласно 3. Фрейду, явное сновидение никогда не бывает обширнее своего скрытого содержания. Если, например, записанное сновидение занимает всего полстраницы, его толкование может требовать 10 страниц и более.

Сгущения появляются вследствие того, что ряд элементов скрытого содержания опускается, только часть его получает явное выражение. Элементы же, имеющие общие черты, выступают в составе одного слож-

См.: Фрейд 3. Толкование сновидений. — М., 1913. — С. 244-245.

 

ного образа. Например, в сновидениях часто встречаются комплексные человеческие образы, в которых объединены черты ряда лиц. Таким способом подчеркиваются некоторые общие черты этих личностей.

Подробно анализируя ряд чужих и своих сновидений, 3. Фрейд показывает, каким образом работает механизм сгущения. Самым впечатляющим является одно из самых известных его сновидений, центральной фигурой которого является его пациентка Ирма. К этому сновидению он вновь и вновь возвращается при обсуждении разных вопросов психологии сновидений. В сновидении Фрейда этой больной женщине один из его коллег будто бы сделал неправильную инъекцию. Анализ показывает, что сновидный образ Ирмы является составным, очень своеобразным сгущением. Во сие Фрейда Ирма стоит у окна, и кажется, что это только она (такая больная у него действительно была). Но поза ее напоминает Фрейду другую женщину, подругу Ирмы, более приятную ему, с которой он охотно поменял бы Ирму. Поскольку во сне в ротовой полости Ирмы обнаруживается дифтериальный слой, то это обстоятельство напоминает Фрейду болезнь его дочери, вылеченную с трудом. Эта мысль при анализе сновидения напоминает ему носящую имя его дочери больную, умершую от отравления. В последующем ходе сновидения внешний вид Ирмы не меняется, хотя значение ее личности претерпевает новое изменение: у Фрейда появляются мысли о больном ребенке, которого он и его коллеги в эти дни осматривали. В конце сновидения Ирма уже приобретает некоторые черты жены Фрейда. Таким образом, все эти лица в сновидении выступают воплощенными в Ирме, скрываясь за ее образом. Следовательно, Ирма — собирательный, групповой образ. В процессе сгущения вес остальные лица потеряли свои образы в пользу Ирмы. В образе Ирмы сгущены такие качества других лиц, мысли о которых занимали ум Фрейда'.

Как мы видим, внешний вид сновидного действующего лица принадлежит в основном одному реальному человеку, но в нем в действительности сгущенно представлены некоторые мысли о других людях.

Однако сгущение, как мы уже сказали, может наблюдаться прямо в воспринимаемом образе. Например, в другом сновидении Фрейда появилось действующее лицо, которое внешне носило черты как одного из его коллег, так и черты его старшего брата. Создание групповых образов лиц, по мнению Фрейда, является одним из самых распространенных вариантов механизма сгущения. Слова тоже могут иметь сложный состав, быть сгущениями. Он считал, что в сновидениях используются такие странные слова и словосочетания, которые, являясь сгущениями, становятся понятными только благодаря анализу. Слова в сновидениях, отмечает основатель психоанализа, выступают как предметы и подлежат

См.: Фрейд 3. Толкование сновидений. — М., 1913. — С. 244-245.

 

действию тех же механизмов объединения, перемещения, замены и сгущения1.

С помощью этих механизмов в сновидениях возникают остроумия. Фрейд объяснял это следующим образом: в сновидении человек не имеет возможности прямого выражения своих мыслей, и процессы сновидения приводят к этим косвенным способам выражения. Но мы считаем, что анализ таких, богатых изменениями речи и новыми ассоциациями, сновидений, следует связать с определенным языком, на котором в основном осуществляются мыслительные процессы человека. При этом необходимо учесть возможности создания новых слов и словосочетаний, которые заложены в данном языке.

Пути интересных исследований намечает следующая мысль 3. Фрейда: «Словообразования в сновидениях напоминают таковые же при паранойе; они играют известную роль и в истерии, и в навязчивых представлениях. Физиологические фокусы детей, иногда относящихся к словам как к вещам, изобретающих новые языки и искусственные словообразования, образуют здесь общий источник как для сновидений, так и для психоневрозов»2.

В сновидениях речь, согласно Фрейду, является остатком дневных разговоров человека. Однако в сновидной речи могут появляться искажения, но очень часто эта речь внешне та же самая, хотя совершенно другими являются уже скрытые за ними мысли. Слова и словосочетания, используемые в сновидениях, иногда непосредственно напоминают реально происходящие встречи и ситуации. -

Явление создания сгущений в виде сложных слов заметили и другие исследователи сновидений. В сновидениях часто создаются «компромиссные», сложные образы, которые, по мнению Фрейда, легче обходят цензуру психики и переходят в предсознательное, а оттуда — в сферу сознания.

Таким образом, при сгущении имеет место выбор элементов, создание новых ассоциаций (групповых образов) и формирование среднего, обобщенного образа3.

Процесс сгущения, согласно Фрейду, является одним из важнейших средств, которые позволяют устанавливать связи между явным содержанием сновидения и скрытыми за ним мыслями.

См.: Фрейд 3. Толкование сновидений. — М., 1913. — С. 247. 2 См.: Там же. - С. 252. Там же. - С. 247.

 

Как мы говорили, существование механизма сгущения заметили не только Фрейд и другие психоаналитики, но и некоторые авторы, принадлежащие к другим направлениям психологии. Любопытно, что различные искажения, в частности — сгущения, типичны для сновидений здоровых людей, а при некоторых психических болезнАх их число уменьшается. Тем не менее сгущения встречаются в сновидениях всех взрослых людей. В. Н. Касаткин приводит одно из сновидений своего пациента, который во сне видел, будто находится в сельском парткоме: в качестве председателя здесь выступает врач, лечащий его в настоящее время, но у него такие усы, как у прежнего секретаря, знакомого сновидцу. Во сне в партком входит девушка, у которой глаза его матери'.

В. Н. Касаткин сообщил также собственное сновидение, в котором он видел родное село, но с некоторыми чертами Ленинграда, где он живет в настоящее время.

Приводя эти интересные примеры, их автор, к сожалению, не подвергает подробному анализу механизм искажения и его разновидности. Между тем следует иметь в виду, что такое целенаправленное использование в сновидениях определенных технических приемов воображения не может быть случайным явлением. Оно обусловлено внутренними мотивами личности, приводящими к образованию сновидения. А поскольку для реализации различных творческих замыслов нужны различные средства, то в принципе мы должны уметь идти от техники образования сновидных образов, ассоциаций, сцен и событий к мотивации сновидения, и обратно. Причем искажение сцен, людских образов, «Я-образов» сновидцев и т. п. следует проанализировать отдельно и в сочетании друг с другом, так как они, наряду с общими мотивами, могут иметь и частные, специфические свои мотивы.

Использование многообразных искажений, которыми скрываются или с помощью которых своеобразно раскрываются различные мотивы и глубинные психические содержания, невозможно объяснить непосредственным воздействием внешних и даже внутренних физиологических раздражителей. Нужны собственно психологические интерпретации. Мы полагаем, например, что только психологическая интерпретация (а не сведение к физиологическому) поможет понять смысл следующего (и многих других сходных) сновидения, содержащего сгущение и описанного одним из психологов: во сне спящий слышит голос, который принадлежит не действующему лицу, стоящему перед ним на сновидной сцене, а другому знакомому, но в данной ситуации отсут-

Касаткин В. Н. Теория сновидений. — Л., 1967. — С. 315.

 

ствующему человеку. Однако персонаж сновидения говорит так, как будт0 он — это отсутствующее, невидимое лицо. В этом сновидении зрительный образ одного человека ассоциировался с голосом (звуковым образом) другого. Такое любопытное сочетание не может быть бессмысленным, оно является выражением и символическим осуществлением определенного подсознательного мотива.

В сновидениях, где присутствуют образы животных, тоже могут объединяться как признаки различных животных, так и животных и людей.

В этом смысле интересно сновидение нашей испытуемой Г. М. (женщины 24 лет), в котором она видела существо с обезьяньими и человеческими чертами и даже ощущала к нему сексуальное влечение. Нередко в сновидениях образы животных выражают свои мысли с помощью человеческой речи. Во всех подобных случаях следует стремиться к раскрытию подсознательных мотивов использования сновидцем механизма сгущения, выяснению того, кому из знакомых принадлежит голос и почему именно этот голос в сновидении приписывается животному персонажу и т.д. Иначе говоря, нужно собственно психологическое толкование сновидных явлений, в том числе всякого рода сгущений.

Использование в сновидениях механизма сгущения мыслей приводит к формированию образов-метафор. Такое сгущение осуществляется для подчеркивания чего-то или для создания специфического эффекта. В едином сновидном образе могут комбинироваться прошлое и настоящее. Спящий обходит логические и пространственно-временные связи ради создания таких образов, которые лучше всего выражают его актуальные переживания. Каждый сновидный образ выражает особые заботы личности. Когда сновидение актуально протекает в нашей психике, мы никогда не бываем равнодушны к нему: это единственное, к чему приковано наше внимание, не отвлекаемое ничем.

М. Горовиц исследовал студентку, рассказавшую ему свои сновидения, фантазии, галлюцинации и другие переживания. В одном из своих сновидений она видела ногу, «вылетающую» через окно. Анализ сновидения и полученного дополнительного материала позволил М. Горовицу заключить, что в этом образе сгущенно выражаются некоторые темы: бегство, депрессия, секс, желание быть понятой, представление экспериментальной обстановки.

Депрессия: я недовольна тем, что в настоящее время в плохих отношениях с одним мужчиной, наши прошлые отношения кончились плохо. Иногда я чувствую себя так скверно, что думаю выброситься из окна.

Бегство: зачем я согласилась на это? Я бы хотела уйти отсюда, при необходимости выпрыгнуть из окна.

 

Секс: я бы хотела любить. (Окно и нога символизируют сексуальные органы.)

Желание быть понятой: я бы хотела полностью открыться перед этими докторами, чтобы они поняли меня, но они могут проникнуть очень глубоко (открытое окно, вылетающая нога).

Экспериментальная ситуация: ее сновидения должны прерваться, психолог проникнет в ее сон, как нога — в окно.

Если эта интерпретация верна (всегда возможен произвол, даже когда интерпретация кажется психологически убедительной), то мы видим, что в одном сложном сновидном образе заключена огромная информация. Другие сновидные образы той же испытуемой, содержащие тоже результаты сгущений, позволили М. Горовицу расширить свое представление о латентных желаниях и мыслях пациентки: желании иметь ребенка, желании быть обласканным ребенком, желании быть сексуальным объектом для мужчины, который намного крупнее, чем ее сно-видный образ. Отметим, что эта пациентка нарисовала ряд образов, увиденных во сне'.

Как мы уже знаем, 3. Фрейд считал, что в процессе формирования сновидений скрытые рече-мыслительные явления, т.е. смысловые содержания, превращаются в ассоциации зрительных образов. Эти воспроизводимые образы всегда являются конструкциями из элементов, образованных в результате прошлых восприятий образов или теми же образами с определенными изменениями, реконструкциями. Многие современные психологи, следуя за 3. Фрейдом, считают, что эта реконструкция образов является следствием воздействия значений, скрытых за образами. Образы появляются в сфере сознания ради наличного в них смыслового содержания2.

Но всегда ли смысловое, концептуальное содержание имеет собственное существование, отличное от этих образов? Мы полагаем, что не всегда. В сфере человеческой психики сущность и явление обычно составляют органическое единство, и непрерывное существование индивидуальной психики в течение всей жизни человека зиждется на единстве мыслей и образов, безобразного и образного психических содержаний. Однако есть основание полагать, что психологические и физиологические механизмы концептуальных содержаний, образов (восприятий и представлений) и внешних их выражений — двигательной активности и речираз-

Horowitz M.J. Image Formation and Cognition. — N. Y., 1978. — P. 107- 111. См., например: Oswald Ian. Sleeping and Waking. - N. Y., 1962. - P. 79-82.

 

личны. Внешние выражения психической активности имеют относительно самостоятельные мозговые структуры, однако эти механизмы приводятся в активное состояние главным образом под воздействием механизмов скрытых за ними смысловых содержаний, идей и образов. Из последних же состоят установки и другие мотивы личности. Образы и смысл не всегда сопровождаются речевой активностью. Это очевидно при изучении многих сновидений периода парадоксального сна и психических полусознательных процессов, протекающих в дремотном состоянии.

Таким образом, комплексные психические образы сновидений представляют собой ассоциации различных особенностей, принадлежащих различным реальным объектам. Но эти комплексные образы, созданные с помощью механизма сгущения, большей частью таковы, что в реальной жизни невозможны. Действие данного механизма легко наблюдать в сказках и мифах, в образах различных мифологических существ. Механизм сгущения, приводя к комбинированию или слиянию различных черт предметов и явлений, может привести также к образованию несуществующих картин природы, острот и т.п. Одному комплексному образу, полученному с помощью сгущения, могут соответствовать несколько скрытых мыслей, которые выступают в нем сокращенно и со значительными искажениями.

Простейшими являются те случаи сгущения, в которых часть заменяет целое. В случае же сложных сгущений, как мы видели, определенный образ, например, человеческое лицо, может быть составлен из частей, принадлежащих различным объектам. Примером сложного сгущения может быть следующее: мысли, принадлежащие некоторым лицам, приписываются одному действующему лицу сновидения.

Другой вид искажения — перемещение (или передвигание, сдвиг). Этот механизм выступает в двух разновидностях:

а) определенный элемент скрытого содержания сновидения заменяется каким-либо далеким образом, с помощью которого на данный элемент только намекается;

б) психический акцент от значимого элемента перемещается на незначимый.

Вследствие этих процессов сновидение принимает странный характер. Создается впечатление, что подсознательное прилагает особые усилия Для того, чтобы подлинный смысл сновидения остался непонятным. Существование данного механизма показывает, что смысл сновидения непосредственно невозможно понять. «Передвигание и сгущение — два

 

процесса, которым мы имеем полное основание приписать образование сновидения», — писал 3. Фрейд1.

Одновременно он отметил, что природа сил, обусловливающих сложный процесс перемещения, не совсем понятна. Следует сказать, что эта задача не разрешена до сих пор.

В результате работы механизма перемещения в подсознательной сфере реальная жизнь представляется в искаженном виде. По мнению 3. Фрейда, это тоже происходит благодаря цензуре. Например, в сновидениях иногда образ какого-либо предмета может выступить очень крупным, четким и цветным и не забываться. Но в ходе анализа может выясниться, что данный предмет не имеет какой-либо существенной связи с латентными, т. е. скрытыми, подсознательными мыслями сновидения, хотя акцентирован и связан со значительным количеством психической энергии.

Перемещение и замена, возникающие под воздействием цензуры искажения, появляются благодаря переходу определенных значений и ценностей на второстепенные элементы содержания сновидения. Если бы мышление и воображение человека в сознательном состоянии носили такие черты, то мы считали бы их патологическими.

Между тем и в психике бодрствующего человека случаи перемещения многочисленны и нередко весьма существенны. Об этом 3. Фрейд писал следующее: «Нас нисколько не удивляет, когда старая дева обращает свое нежное чувство на животных, когда холостяк становится страстным коллекционером, когда солдат кровью своею защищает кусок пестрой материи, называемой знаменем, или когда Отелло приходит в ярость при виде найденного носового платка — все это примеры психического передвигания. То что, однако, тем же путем и но тем же законам решается вопрос, что имеет право дойти до нашего сознания и что должно оставаться за его пределами, — это производит на нас впечатление чего-то болезненного: в бодрственной жизни мы назвали бы это ошибкой в мышлении».

Поскольку механизм перемещения и возникающее вследствие его работы замещение действуют как на уровне сознания, так и подсознания и по существу выступают в качестве закономерностей психической жизни, они, наряду с другими, имеют также адаптивные, защитные функции. Хотя проблема требует отдельного и углубленного исследования, все же уже сейчас мы можем сказать, что перенос смыслов (значений) и, на его основе, замена объектов психической деятельности являются основными механизмами происходящего на различных уровнях психи-

ФрейдЗ. Толкование сновидений. — М., 1913. — С. 255.

 

кй процесса символизации. Во всех случаях — и в повседневных разговорах, и в процессе поэтического творчества, когда люди спонтанно используют символы, — с уверенностью можно сказать, что в их психике имели место перенесение и замещение.

Исходя из своих представлений о механизме образования сновидений и большого опыта аналитической работы, 3. Фрейд пришел также к выводу, что второстепенные, действительно незначимые для человека влечения, не могут появляться в его сновидениях. Отсюда он заключил, что не бывает сновидения с незначительным содержанием, непредстав-ляюшим важность для видевших их людей, за исключением сновидений детей и тех сновидений взрослых, которые являются результатом «ночных ощущений». Анализ ряда внешне «невинных» сновидений позволил ему утверждать следующее: «Сновидение никогда не занимается пустяками. Мнимо невинные сновидения оказываются серьезными после их толкования»'.

Это замечание правильно. Оно соответствует результатам современных исследований сновидений и несовместимо с многочисленными ошибочными утверждениями непрофессионалов о том, будто сновидения касаются пустяков, с которыми мы встречаемся в работах павловской школы физиологов и психологов, а также в трудах некоторых бихевио-ристов. Эти утверждения не основаны на серьезных психологических исследованиях сновидений.

Еще одним интереснейшим, универсальным и характерным механизмом сновидной психической активности является превращение большинства мыслей в зрительные образы. Причем в этих образах очень трудно показать те части речи, которые выражают связи между мыслями (так как, поскольку, потому что, следовательно и т. п.). Вот почему в явном содержании сновидения представлены образы объектов (существительных) и действий (глаголов), а на связи между ними только в некоторой степени иамекается. С этой целью используется, например, способ Деления сновидения на несколько частей и другие приемы. Так, если в латентных мыслях сновидения есть отдельная мысль, выраженная промежуточным предложением, то в явном содержании сновидения °на дается в виде промежуточной сцены. Явное содержание сновидения состоит из стольких частей или сцен, сколько основных тем и мыслей имеется в скрытом его содержании. Вот почему форма, структура сновидения тоже полна смысла и требует истолкования. Определенная мысль или понятие, если их зрительно трудно изобразить, даже в составе

Фрейд 3. Толкование сновидений. - М., 1913. — С. 146.

 

одного сновидения могут выражаться с помощью нескольких сходных представлений. Причем внешняя бессистемность имеет свой специфический смысл, и содержащиеся в сновидениях бессмыслицы и парадоксы подлежат толкованию.

Как мы видели, в сновидениях имеющие сходство предметы объединяются в одном сложном образе. Оказывается, противоположности тоже могут таким образом объединиться. Только с учетом всего содержания сновидения можно выяснить, какому из этих двух случаев соответствует данное сгущенное представление. С этим связано и то обстоятельство, что в сновидениях отрицание (слово «нет») прямо не выражается, противоречия и противоположности объединяются весьма свободно.

Даже в работах 3. Фрейда, не говоря уже о его предшественниках в деле изучения сновидений и о представителях других направлений психологии, встречается мысль о том, что сновидение — сознательное явление. Говорят даже о «сновидном сознании».

Чтобы избежать путаницы и осуществить более точный анализ психических явлений, в том числе сновидений, следует четко определить критерии сознательного, подсознательного и бессознательного. Эта проблема подробно рассмотрена в другой нашей работе'.

Здесь отметим только, что многие авторы, начиная еще с дофрейдов-ской эпохи исследования сновидений, считали сновидные образы галлюцинациями. Мысли в сновидениях преобразуются главным образом в зрительные представления, характерной особенностью которых является то, что они представляются сновидцу не воспроизведенными из памяти образами, а реально воспринимаемыми явлениями и ситуациями.

3. Фрейд об этом пишет следующее: «...в сновидениях субъект, как ему кажется, не мыслит, а переживает, иначе говоря, относится с полной верою к галлюцинации, — по крайней мере обычно; исключения требуют особого объяснения. Критические сомнения, что в сущности пережито не было ничего, а лишь продумано в своеобразной форме, в форме сновидения, появляются лишь по пробуждении. Эта особенность отличает сновидение от мечтаний наяву, которые никогда не смешиваются с реальной действительностью»2.

Ясно, что если наше «Я» воспринимает образные содержания психики в качестве реальностей, будто бы существующих во внешнем пространстве, оно не может считаться находящимся в сознательном состоя-

См:. Налчаджян А. А. Личность, психическая адаптация и творчество. — Ереван, 1980. Фрейд 3. Толкование сновидений. — М., 1913. — С. 44-45.

 

пни- Сновидения протекают на подсознательном уровне психики, чаще всего в его верхнем «слое» — в сфере предсознателыюго. Если «субъективная деятельность» во сне представляется сновидцу «объективной деятельностью», то психическая сновидная деятельность не может считаться сознательной.

И еще одно замечание о том, почему вытесненные в подсознательное психические содержания в сновидениях преимущественно выступают в образах. Одной из причин этого, по-видимому, является следующее: мысль, выраженная в словах, более однозначна и ясна, она, так сказать, раскрыта перед другими. Между тем, образы часто неоднозначны, недостаточно устойчивы, образные мысли легко обходят разные критерии цензуры. Для каждой личности ее образные психические содержания более индивидуальны и, вследствие этого, менее понятны другим, чем вербализованные содержания. Вербализация психических содержаний облегчает коммуникацию.

Сгущение, перенесение и образное изображение мыслей в своих многочисленных конкретных выражениях являются специфическими механизмами подсознательных сновидных процессов и именно их работой следует объяснить так часто встречающийся странный, парадоксальный и таинственный характер явных содержаний сновидений.

При этом образность сновидений носит также и словесный характер. Мы как-то использовали понятие «речевое воображение». Так вот: когда сновидение изображает какую-либо абстрактную мысль, то в его явном содержании эта мысль представляется не только с помощью зрительных и других образов, но довольно часто и с помощью непривычной и оригинальной речи. Этот словесный способ изображения приводит к тому, что выражаемые в сновидениях мысли и желания получают оолее широкие возможности сочетания с другими мыслями. Возникают такие ассоциации мыслей и знаний, которые на уровне сознания не могли бы возникнуть. Создание таких подсознательных связей рождает значительное сходство, с одной стороны, между сновидениями и, с другой, легендами, сказками, а также невротическими и психотическими представлениями. 3. Фрейд справедливо писал, что «механизмы образования сновидений являются прототипами механизмов образования невротических симптомов» '. Поэтому изучение и интерпретация сновидений имеет исключительно важное значение для решения проблем психопатологии и психиатрии.

Фрейд 3. Лекции по «ведению в психоанализ. — М., 1913. — С. 190.

 

Использование описанных выше технических средств, как мы видим, не случайно: оно обусловлено внутренними мотивами порождения сновидений. Если считать сновидение результатом творческой работы психики и одновременно учитывать, что для реализации различных творческих замыслов требуются различные же технические средства, то при глубоком проникновении в сущность сновидений мы должны:

• уметь, исходя из образов и способствующих образованию ассоциаций технических средств, судить о мотивах сновидения;

• и наоборот, исходя из мотивов и замысла сновидения, уметь догадаться, с помощью каких технических приемов они могут осуществляться, т. е. порождать сновидение.

Искажения сновидных сцен, человеческих образов и их действий, «Я-образов» и других элементов сновидения следует проанализировать как отдельно, так и в сочетании, поскольку кроме главных и ведущих мотивов сновидения могут существовать также частные и специфические мотивы, обусловливающие искажения.

Появление в сновидениях различных искажений, позволяющих скрывать или разными странными способами выразить подлинные желания и мысли сновидца, невозможно объяснить непосредственным воздействием внепших и внутренних раздражителей. Попытки сведения содержаний сновидений к таким раздражителям, по существу, означают стремление обойти сложную психологическую задачу их толкования, обстоятельство, которое препятствует развитию психологии.

Следует еще раз подчеркнуть факт наличия смысла в сновидениях, то обстоятельство, что они возникают на основе определенных мотивов личности и строятся из материалов ее долговременной памяти. Представления памяти в сновидениях большей частью используются иносказательно для сгущения мыслей, для их подчеркивания, с целью решения определенных, важных для сновидца задач. В сложных образах сновидений могут сочетаться настоящее и прошлое. Для более полного, хотя большей частью косвенного выражения актуальных желаний, мыслей и чувств личности ее подсознательно действующий интеллект игнорирует многие пространственно-временные связи. Сновид-ные образы и их ассоциации выражают определенные заботы, мысли и установки личности.

Большой интерес представляет то обстоятельство, что в процессе переживания сновидения человек никогда не бывает безразличным к тому, что протекает перед его внутренним взором. Все его внимание сосре-

поточено на сновидных событиях и образах. В бодрствующем состоянии человек такое интенсивное внимание проявляет к окружающим ситуациям и событиям только в тех исключительных случаях, когда они приобретают для него жизненно важное значение. В сновидениях же почти все воображаемые и воспроизводимые события значимы для личности, поскольку являются выражениями, символическими реализациями ее стремлений, желаний, установок и т. п., т. е. внутренней мотивации. При условии обеспечения такой мощной внутренней мотивации и сосредоточенности в бодрствующем состоянии можно значительно увеличить продуктивность деятельности людей.

Психологические исследования и наши самонаблюдения показывают, что в сфере сознания бодрствующего человека значительное количество образов появляется в тех ситуациях, в которых перед ним возникают трудные, неопределенные задачи, для решения коих необходимо найти новые средства и знания. Такие ситуации называются проблемными. Эта закономерность действует и в сновидениях. Можно сказать, что один из главных мотивов возникновения сновидений — наличие у людей нерешенных задач, конфликтов, неосуществленных целей и т.п., короче говоря — внутренних проблемных ситуаций.

Если подойти к проблеме с позиции психологии личности, можно сказать, что сновидения представляют собой самовыражение, самонаблюдение и самопознание. Однако человек не в состоянии точно перевести специфический язык сновидений на обычный язык сознания, что препятствует углублению самопознания. В этом важнейшем деле ему на помощь должна прийти научная психология. В настоящей книге мы представим читателю основные сведения о мотивах сновидений и выражении в них особенностей жизни личности, стараясь помочь ей в упомянутом важном деле.


Поделиться с друзьями:

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.065 с.