М1.Б.2 Методология и методы научного исследования — КиберПедия 

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

М1.Б.2 Методология и методы научного исследования

2017-08-24 204
М1.Б.2 Методология и методы научного исследования 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Цели и задачи освоения дисциплины

Цель дисциплины - формирование у студентов знаний в области методов и методологии научного познания в географических исследованиях.

Задачи:

· раскрыть сущность проблемных изысканий в области экономической и социальной географии;

· проанализировать основные научные социально-экономико-географические направления и выявить исследовательские проблемы;

· наметить варианты научного решения современных проблем общественно-географических исследований;

Место дисциплины в структуре ООП

Дисциплина «Методология и методы научного исследования» относится к обязательным дисциплинам вариативной части профессионального цикла дисциплин. Для освоения дисциплины магистры используют знания, умения и виды деятельности, сформированные в процессе изучения курсов «Общая экономическая и социальная география», «Экономическая и социальная (общественная) география России», «Экономическая и социальная география зарубежных стран».

Требования к усвоению дисциплины

В результате освоения дисциплины обучающийся должен обладать следующими:

1) общекультурными компетенциями (ОК):

- способностью совершенствовать и развивать свой общеинтеллектуальный и общекультурный уровень (ОК-1);

- готовностью использовать знание современных проблем науки и образования при решении образовательных и профессиональных задач (ОК-2);

- способностью к самостоятельному освоению новых методов исследования, к изменению научного профиля своей профессиональной деятельности (ОК-3);

2) общепрофессиональными (ОПК):

- готовностью осуществлять профессиональную коммуникацию на государственном (русском) и иностранном языках (ОПК-1);

- способностью осуществлять профессиональное и личностное самообразование, проектировать дальнейший образовательный маршрут и профессиональную карьеру (ОПК-2);

3) профессиональными компетенциями (ПК)

способностью применять современные методики и технологии организации и реализации образовательного процесса на различных образовательных ступенях в различных образовательных учреждениях (ПК-1);

способностью руководить исследовательской работой обучающихся (ПК-4);

способность анализировать результаты научных исследований и применять их при решении конкретных образовательных и исследовательских задач (ПК-5);

готовностью использовать индивидуальные креативные способности для оригинального решения исследовательских задач (ПК-6);

готовностью самостоятельно осуществлять научное исследование с использованием современных методов науки (ПК-7);

готовностью к разработке и реализации методических моделей, методик, технологий и приемов обучения, к анализу результатов процесса их использования в образовательных заведениях различных типов (ПК-8);

готовностью к систематизации, обобщению и распространению методического опыта (отечественного и зарубежного) в профессиональной области (ПК-9);

готовностью изучать состояние и потенциал управляемой системы и ее макро- и микроокружения путем использования комплекса методов стратегического и оперативного анализа (ПК-10);

готовностью исследовать, проектировать, организовывать и оценивать реализацию управленческого процесса с использованием инновационных технологий менеджмента, соответствующих общим и специфическим закономерностям развития управляемой системы (ПК-11);

готовностью проектировать новое учебное содержание, технологии и конкретные методики обучения (ПК-16);

В результате освоения дисциплины обучающийся должен

знать:

- основные научные направления в области экономической и социальной географии;

-современные исследовательские и научные проблемы экономической и социальной географии;

- основные категории, учения, теории и концепции экономической и социальной географии, методологические основы науки;

- классификации современных проблем экономической и социальной географии

уметь:

- применять на практике научные знания и навыки;

- ориентироваться в многообразии научных взглядов, теорий и концепций;

владеть:

- навыками организации исследовательской деятельности в области экономической и социальной географии;

- современными методами экономико-географических исследований; Содержание дисциплины. Исходные методологические положения, задачи и значение курса в системе высшего географического образования и подготовки высококвалифицированных специалистов. Методы и методология научных физико--и социально-географических исследований. Исторический метод. Картографический и картометрический методы исследований. Математический метод исследований. Визуальные наблюдения как метод географических исследований. Понятие о масштабе исследований. Понятие о геоинформационных базах данных. Приемы работы с научной литературой. Методика изучения населения и расселения. Характеристика естественного движения населения, миграционной ситуации в регионе, миграционной ситуации в регионе. Методика изучения объектов хозяйства: добывающих отраслей, лесного хозяйства, лесного хозяйства, промышленности и сельского хозяйства, объектов сферы обслуживания. Методика экономико-географического изучения социально-производственной и территориальной структуры социально-экономической системы. Методика экономико-географического изучения социально-производственной и территориальной структуры социально-экономической системы. Карты населения и его расселения. Методы оценки количества и качества трудовых ресурсов. Трудовые ресурсы как фактор развития СЭС. Основные направления использования финансовых средств в территориальных СЭС.

Общая трудоёмкость дисциплины – 2 зачётные единицы (72 часа).

М1.В.ОД Обязательные дисциплины вариативной части

М1.В.ОД.1 Современные образовательные технологии

Рабочая программа дисциплины «Современные образовательные технологии» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 050100.68Педагогическое образование, утверждённого Министерством образования и науки Российской Федерации от 14 января 2010 года (номер государственной регистрации № 35) и в соответствии с учебным планом.

Учебный курс направлен углубленную подготовку специалистов, готовых к исследованию психолого-педагогических проблем образования, к педагогической и исследовательской деятельности в образовательных учреждениях. Его изучение обусловлено необходимостью подготовки выпускников магистратуры ко всем основным видам профессиональной деятельности в данной сфере в соответствии с уровнем квалификации магистра: научно-иссле­до­ва­тельской; управленческой; проектной; культурно-просветительской; методической.

Курс направлен на углубление фундаментальной и профессиональной подготовки к научно-исследовательской деятельности в области теории обучения и к практической педагогической деятельности по организации образовательного процесса в образовательных учреждениях различного типа и вида.

Студент, освоивший курс «Современные образовательные технологии», должен владеть теоретическими и практическими знаниями в объеме, необходимом для решения научно-методических и организационно-управлен­че­ских задач; иметь представление об основных направлениях и путях совершенствования процесса обучения.

Цели и задачи освоения дисциплины

 

Цель: формированиетехнологической культуры педагога.

В задачи обучения данной дисциплины входит:

· теоретическое и практическое освоение студентами основ научной организации учебного процесса, понимаемого как своеобразная система педагогических, социальных, праксеологических и методических мероприятий;

· ознакомление студентов с сущностью и спецификой процесса обучения в профильных образовательных учреждений, образовательных учреждений начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования, с современными педагогическими технологиями;

· овладение способами проектирования педагогического процесса, перевода концептуальных идей в практическую педагогическую деятельность;

· освоение студентами методов и приемов, алгоритмов действий по конструированию процесса обучения с использованием инновационных педагогических технологий.

Основными формами организации учебного процесса являются лекции и семинарские занятия, в которых применяются интерактивные методы: (творческие задания, деловые игры, учебные дискуссии, работа в стационарных парах и парах сменного состава, работа с интернет источниками, работа в группах и макрогруппах).

Итоговой формой контроля по дисциплине «Современные образовательные технологии» является зачет.

 

Место дисциплины в структуре ООП

 

Дисциплина «Современные образовательные технологии» относится к обязательным дисциплинам вариативной части профессионального цикла дисциплин. Для освоения дисциплины магистры используют знания, умения и виды деятельности, сформированные в процессе изучения курсов «Общие основы педагогики», «Теория обучения», «Возрастная психология»

Требования к усвоению дисциплины

 

В результате освоения дисциплины обучающийся должен обладать следующими:

1) общекультурными компетенциями (ОК):

- способностью совершенствовать и развивать свой общеинтеллектуальный и общекультурный уровень (ОК-1);

- готовностью использовать знание современных проблем науки и образования при решении образовательных и профессиональных задач (ОК-2);

- способностью к самостоятельному освоению новых методов исследования, к изменению научного профиля своей профессиональной деятельности (ОК-3);

- способностью самостоятельно приобретать с помощью информационных технологий и использовать в практической деятельности новые знания и умения, в том числе, в новых областях знаний, непосредственно не связанных со сферой деятельности (ОК-5);

- 2) профессиональными компетенциями (ПК)

- способностью применять современные методики и технологии организации и реализации образовательного процесса на различных образовательных ступенях в различных образовательных учреждениях (ПК-1);

- готовностью использовать современные технологии диагностики и оценивания качества образовательного процесса (ПК-2);

- способностью формировать образовательную среду и использовать свои способности в реализации задач инновационной образовательной политики (ПК-3);

- готовностью к разработке и реализации методических моделей, методик, технологий и приемов обучения, к анализу результатов процесса их использования в образовательных заведениях различных типов (ПК-8);

- способностью проектировать формы и методы контроля качества образования, а также различные виды контрольно-измерительных материалов, в том числе, на основе информационных технологий и на основе применения зарубежного опыта (ПК-15);

- готовностью проектировать новое учебное содержание, технологии и конкретные методики обучения (ПК-16);

- способность анализировать результаты научных исследований и применять их при решении конкретных образовательных и исследовательских задач (ПК-5);

- готовностью к систематизации, обобщению и распространению методического опыта (отечественного и зарубежного) в профессиональной области (ПК-9);

- готовностью к осуществлению педагогического проектирования образовательной среды, образовательных программ и индивидуальных образовательных маршрутов (ПК-14).

 

В результате освоения дисциплины обучающийся должен

знать:

· современные педагогические технологии с учетом специфики их применения в образовательных учреждениях различных типов;

· методы и приемы обучения, формирования умений и навыков;

· теоретические основы и технологию проектирования процесса решения дидактических задач;

уметь:

  • организовывать процесс обучения с использованием технологий, соответствующих возрастным особенностям обучающихся;
  • проектировать индивидуальные образовательные маршруты обучающихся;
  • проектировать формы и методы диагностики достижений учащихся;

владеть:

· приемами анализа, проектирования, оценки и коррекции образовательного процесса в образовательных учреждениях;

· навыками анализа учебно-воспитательных ситуаций, решения
педагогических задач;

· методиками проектирования педагогических технологий.

Содержание дисциплины. Обзор современных образовательных технологий. Классификации педагогических технологий и технологий обучения (по В.П. Беспалько, Г.К. Селевко). Классификации личностно ориентированных технологий обучения (по Е.В. Бондаревской, Н.Н. Никитиной). Профессионально ориентированные технологии обучения.

Технология проблемного обучения. Истоки, сущность, функции проблемного обучения, его достоинства и недостатки. Структура проблемного обучения. Основные уровни и методы проблемного обучения. Проблемная ситуация как основная категория проблемного обучения Общая технология конструирования проблемного обучения. Технология учебного проектирования. Метод проектов У. Килпатрика, его идеи, специфика, достоинства и недостатки. Классификация проектов в теории и практике обучения. Организация работы над проектом. Контекстное обучение. Кейс-метод. Технология модульного обучения.

Обучение в сотрудничестве. Совместное обучение в малых группах сотрудничества. Интерактивное обучение. Технология организации групповой дискуссии. Цели и задачи дискуссии. Требования к ее организации. Технология подготовки и проведения. Виды дискуссий. Технология коллективного взаимообучения (КСО). Коллективный способ обучения, его основные признаки, модель учебного занятия. Способы и приемы организации взаимообучения. Организация работы в парах сменного состава. Технология организации ролевой игры. Деловая игра.

Сущность индивидуализации и дифференциации обучения. Виды и формы дифференциации. Уровневая и профильная дифференциация обучения. Психолого-педагогическая диагностика как основа индивидуализации и дифференциации обучения. Технологии индивидуализации обучения. Технологии открытого обучения. Дистанционное обучение. Технологии уровневой дифференциации обучения. Разноуровневое обучение. Технология адаптивного обучения (А.С. Границкая). Технологии профильной дифференциации обучения. Технология предметно-поточной организации учебного процесса в профильной школе.

Сущность и основные функции диагностики образовательного процесса в профильной школе. Требования к построению системы обратной связи. Диагностические процедуры. Критерии и формы оценки результатов обучения. Современные средства и технологии оценивания результатов обучения. Портфолио ученика. Технология тестирования. Специфика компьютерного тестирования и его формы. Современная теория конструирования тестов. Подготовка к тестированию, проведение тестирования и интерпретация результатов. Методы шкалирования и интерпретации результатов тестирования. Мониторинг качества обучения.

Технологии и средства обучения. Истоки формирования технологического потенциала средств обучения. Технические средства и компьютерные системы обучения. Технические средства предъявления информации. Мультимедиа-технологии, кейсовые, телекоммуникационные, сетевые технологии обучения, их дидактические свойства, функции и возможности. Интернет в обучении. Перспективы развития информационных технологий обучения.

Сущность профессионального и ценностного самоопределения школьников. Соотношение ценностного и профессионального самоопределения. Понятие о педагогической поддержке профессионального и ценностного самоопределения. Тренинг как технология поддержки профессионального самоопределения школьников. Технология индивидуального профориентационного консультирования. Технология построения индивидуального образовательного маршрута (программы) старшеклассника. Технологии создания ситуаций ценностного самоопределения. Технологии решения ценностных дилемм.

Авторская школа: сущность, характерные черты процесса обучения.

Характеристика процесса обучения в авторских школах России. Школа жизни (Ш.А.Амонашвили). Школа диалога культур (В.С.Библер). Школа с демократическим укладом жизни (А.Н.Тубельский). Характеристика ряда зарубежных авторских школ. Вальдорфская школа Р.Штайнера (Германия). Новая школа С.Френе (Франция).

Школа М. Монтессори (Италия).

Понятие о педагогическом проектировании. Методология описания педагогических технологий. Сущность и содержание проектирования технологий обучения. Логика, этапы и процедуры проектирования. Проектирование мотивационных технологий. Проектирование деятельностных технологий. Проектирование технологий управления (по И.А. Колесниковой). Проектирование фрагментов педагогических технологий занятия по выбранной теме

Общая трудоёмкость дисциплины – 2 зачётные единицы (72 часа).

Срок освоения дисциплины. В соответствии с учебным планом дисциплина «Современные образовательные технологии» изучается в 1 семестре.

Составитель рабочей программы дисциплины: Балашова В.Г., кандидат педагогических наук, доцент.


Поделиться с друзьями:

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.043 с.