Культурная революция (1917-1928 гг.) — КиберПедия 

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Культурная революция (1917-1928 гг.)

2017-08-24 301
Культурная революция (1917-1928 гг.) 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Октябрь 1917г. считается началом нового периода в истории отечественной культуры, хотя последствия политического переворота не сразу проявилось в культурной жизни общества.

Отличительной особенностью советского периода истории культуры является большая роль в её развитии партии и государства. Коммунистическая партия через систему государственных и общественных организаций направляет развитие народного образования, культурно-просветительной работы, литературы, искусства, ведёт работу по идейно-политическому воспитанию народа в духе марксистско-ленинской идеологии. Государство финансирует все отрасли культуры, заботится о расширении их материальной базы. Начиная с первой пятилетки культурное строительство планируется в масштабах всей страны. Значительное место занимают вопросы культуры в деятельности профсоюзов и комсомола.

За годы социалистического строительства в советском обществе утвердилась марксистско-ленинская идеология. Была ликвидирована массовая неграмотность, обеспечен высокий уровень образования всего населения.

Борьба за утверждение марксистской идеологии требовала прежде всего организации социалистических сил. в 1918г. Была открыта Социалистическая Академия, основная задача которой разработка актуальных проблем теории марксизма, в 1919г. коммунистический университет им. Я. М. Свердлова для пропаганды коммунистических идей и подготовки кадров идеологических работников.

Становление марксистского обществоведения было тесно связано в перестройкой преподавания общественных наук в университетах и вузах. Она началась в 1921г, когда декретом Совнаркома РСФСР был принят новый устав высшей школы, ликвидировавший её автономию.

С победой социалистической революции коренным образом изменилась сущность отношений между государством и религиозными организациями. Отделение церкви от государства и школы от церкви (декрет СНК от 23 января 1918г.), широкое развёртывание атеистической пропаганды среди населения способствовали освобождению культуры от влияния церкви. Главной задачей партии было содействовать «фактическому освобождению трудящихся масс от религиозных предрассудков…»[1]. Ленин называл религию среди главнейших проявлений пережитков, остатков крепостничества в России.

Ученые-коммунисты объединялись в общества для научной разработки, популяризации и пропаганды марксизма-ленинизма: в 1924-1925гг. были созданы Общество воинствующих материалистов, Петроградское научное общество марксистов, Общество историков- марксистов.

По мере общего улучшения экономического положения страны с 1923г. начался перлом в школьном строительстве. Рост государственных вложений, шефская помощь предприятий и учреждений, помощь сельского населения позволили начать переход ко всеобщему начальному обучению. необходимость этого диктовалась потребностями страны. завершавшей восстановление народного хозяйства и стоявшей на пороге социалистической революции. В августе булл принят декрет «О введении в РСФСР всеобщего начального обучения и построении школьной сети». По переписи населения 1926г. число грамотного населения в республике выросло вдвое по сравнению с дореволюционным временем. Продолжали функционировать рабочие факультеты, открытые в 1919г. по всей стране.

Для культурно-политического просвещения народа использовались средства массовой информации. Наряду с периодической печатью всё большее распространение получало радиовещание. К 10-летию советской власти в Москве начала работать радиостанция им. Коминтерна – самая мощная радиостанция на данный момент в Европе. Новой формой политико-воспитательной и культурно-просветительной работой стала монументальная пропаганда: в соответствии с ленинским планом в первые годы после революции были заложены и открыты десятки памятников выдающимся мыслителям и революционерам, деятелям культуры: Марксу, Энгельсу, обелиск Советской конституции. В первые годы Советской власти сложилась традиция массовых праздников, посвященных революционным датам. Проводилась большая работа по привлечению трудящихся к театру, изобразительному искусству, классической музыке. Для этого организовывались целевые бесплатные спектакли и концерты, лекции бесплатные экскурсии в художественные галереи.

Разрушалась относительная замкнутость искусства, оно становилось более независимым от идеологической и политической борьбы в обществе. Встала задача создания новой художественной культуры, отвечавший историческим задачам рабочего класса, который стал господствующим, а также новой многомиллионной аудитории.

Одним из наиболее сложных участков противоборства буржуазной и пролетарской идеологий были литература и искусство. Художественная жизнь страны первые годы советской власти поражает обилием литературно-художественных группировок: «Кузница» (1920г.), «Серапионовы братья» (1921г.), Московская ассоциация пролетарских писателей – МАПП(1923г.), Левый фронт искусств – ЛЕФ(1922г.), «Перевал»(1923г.), Российская ассоциация пролетарских писателей – РАПП(1925г.) и т. д. Советское государство при нимало меры, чтобы огородить народ от вредного идеологического воздействия и не допускать выпуск произведений антисоветского, религиозного, порнографического или враждебного какой-либо национальности характера.

Возникало множество новых театральных коллективов, как правило не долговечных, потому что они строились скорее всего на энтузиазме, а не на чёткой идейно-эстетической платформе и не имели материальной базы Большую роль в становлении советского театрального искусства сыграли созданные в те годы театры – Большой драматический в Ленинграде, первым художественным руководителем которого был А. Блок, Театр им. Вс. Мейерхольда, Московский театр им. Моссовета. К этому времени относится начало профессионального театра для детей, у истоков которого стояла Н. И. Сац.

Известными фигурами в художественной жизни республики в первое советское десятилетие были те литераторы и художники, творческая деятельность которых началась и была признана ещё до революции: В. В. Маяковский, С. А. Есенин, Д. Бедный, М. Горький, К. С. Станиславский, А. Я. Таиров, Б. М. Кустодиев, К. С. Петров-Водкин. Эти имена олицетворяли собой преемственность в развитии русской художественной культуры, её богатство, многообразие стилей и направлений. Особое место в этой плеяде занимал М. Горький. По его инициативе было создано издательство «Всемирная литература» с целью широкой публикации классиков мировой литературы для народа.

Первые попутки осмысления произошедшей революции относятся к её первым месяцам и годам. Это стихи Маяковского, поэма Блока «Двенадцать», плакаты Д. Моора, картины А. А. Рылова «В голубом просторе», К. Ф. Юона «Новая планета», К. С. Петрова-Водкина «1918 год в Петрограде».

Новая революционная действительность требовала нового метода её воплощения. Условно можно выделить два основных течения в художественной культуре того времени: одно вело поиски в русле послереволюционного реалистического искусства, другое связывало социалистическое искусство с новыми формами. Шла острая борьба между сторонниками «формальной школы», лефовцами и защитниками «нового реализма». Но настоящие художники стояли выше групповой замкнутости, шёл процесс взаимовлияния и взаимообогащения различных течений художественной культуры.

Большую роль в художественной жизни республики играли литературно-художественные журналы. В 20-е годы складывается определённый тип советского периодического издания, продолжающий традиции отечественной журналистики. Популярными стали такие новые журналы, как «Новый мир», «Красная новь», «Молодая гвардия», «Октябрь». «Звезда», «Печать и революция». На их страницах были впервые напечатаны выдающиеся произведения советской литературы, публиковались критические статьи, велись острые дискуссии.

Лучшие произведения того времени были созданы вне рамок какого-либо одного направления. Классику советской литературы составили поэмы и лирика В. Маяковского, входившего в ЛЕФ, С. Есенина, примыкавшего к имажинистам, роман «Чапаев» Д. Фурманова, одного из организаторов пролетарского литературного движения.

К середине 20-х годов относится появление советской драматургии, оказавшей огромное влияние на развитие театрального искусства. Крупными событиями театральных сезонов 1925 – 1927гг. стали «Шторм» В. Билля-Белоцерковского в Театре им. МГСПС, «Любовь Яровая» К. Тренева в Малом театре, «Разлом» Б. Лавренева, в Театре им. Вахтангова и Большом драматическом. Прочное место в репертуаре занимала классика. Попытки её нового прочтения делались как академическими театрами («Горячее сердце» А. Островского во МХАТе), так и «левыми» («Лес» А. Островского и «Ревизор» Н. Гоголя в Театре им. Мейерхольда).

Ведущие творческое процессы в изобразительном искусстве 20-х годов получили отражение в деятельности таких групп, как АХРР (Ассоциация художников революционной России), ОСТ (Общество художников-станковистов), «4 искусства» и ОМХ (Общество московских художников). Входившие в АХРР художники стремились к отражению современной действительности в формах, доступных восприятию широкой публики: «Делегатка» Г. Ряжского, «Заседание сельячейки» Е. Чепцова, знаменитая «Тачанка» М. Грекова. Группа ОСТ ставила своей задачей воплощение в образах взаимоотношений человека и современного производства: «Оборона Петрограда» А. Дейнеки, «Тяжёлая индустрия» Ю. Пименова, «Шар улетел» С. Лучишкина.

Если драматические театры к концу первого советского десятилетия перестроили свой репертуар, то главное место в деятельности оперных и балетных коллективов занимала по-прежнему классика. Сохранение и популяризация русской музыкальной классики были ведущим направлением в работе музыкальных театров и оркестров, которое развивалось вопреки сопротивлению некоторых ассоциаций музыкантов. Важнейшим средством пропагандистской и культурной работы в массах было кино. Выдающимися мастерами советского кино, творчество которых развивалось в 20-е годы были Дзига Ветров, открывший новое направление в документальном кино, связанное с художественным истолкованием подлинных фактов, С. М. Эйзенштейн – автор «Броненосца «Потёмкина», «Октября», положивший начало революционной темы художественным образом.


Поделиться с друзьями:

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.013 с.