Пятый этап. Взаимодействие с собственным ребенком — КиберПедия 

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Пятый этап. Взаимодействие с собственным ребенком

2017-08-24 184
Пятый этап. Взаимодействие с собственным ребенком 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Этот этап является необыкновенно сложным для разви­тия всех блоков материнской сферы. В нем можно выделить несколько самостоятельных периодов. Часть из них (бере­менность, роды, период грудного вскармливания) обеспе­чена эволюционными психофизиологическими, в том числе и гормональными, механизмами регуляции. Начинается этот этап с момента возникновения чувствительности для ребен­ка и с появления первых признаков беременности для мате­ри. В данном случае речь идет о матери. Пятый этап - это непосредственная реализация матерью своих функций во взаимодействии с ребенком. Эти функции, как было видно ниже, не обязательно связаны с осознанием факта беремен­ности. Однако у человека без этого факта никак нельзя обой­тись. Более того, планирование беременности, ее желанность или нежеланность, представления о ребенке и своем мате­ринстве до беременности, специальная организация зача­тия и т.д. заставляют более внимательно отнестись к перио­дизации этого этапа.

В психологии выделяются разные стадии родительства: принятие решения о рождении ребенка, беременность, пе­риод становления родительства, период зрелого родитель­ства, период «постродительства» (для бабушек и дедушек). В актуальном материнстве выделяются стадия принятия решения о сохранении беременности, период беременнос­ти до шевеления плода, период после шевеления, роды, послеродовой период. В гинекологии и акушерстве выде­ляются три триместра беременности, предродовой период, роды, послеродовой период. Любая периодизация связана с конкретными задачами исследования. Относительно раз­вития материнской сферы поведения можно выделить де­вять периодов пятого этапа, которые и будут рассмотрены ниже. Поскольку в данном случае речь идет о материнской

сфере, субъектом которой является сама мать, то целесооб­разно начать с момента идентификации матерью факта бе­ременности. Переход к следующему этапу материнства свя­зан с утратой ребенком гештальта младенчества. У челове­ка происходит не полная утрата этих качеств, они преобра­зуются в другие возрастные особенности ребенка, еще дли­тельное время ему присущие.

1-й период. Идентификация беременности

Этот период в большинстве случаев начинается и закан­чивается еще до возникновения первых изменений в физи­ческом состоянии женщины и непосредственно связан с осоз­нанием факта беременности. В редких случаях беременность не осознается, несмотря на°уже присутствующий соматичес­кий компонент. Изменение в самочувствии, задержка менст­руации и т.п. могут интерпретироваться как разного рода не­домогания. Вопрос о полном неосознании женщиной своей беременности в таких случаях является очень сложным. Име­ющиеся в литературе данные, особенно касающиеся женщин, отказывающихся от ребенка, свидетельствуют, что речь дол­жна идти о различных формах игнорирования признаков бе­ременности как варианте личностных защитных механизмов. Причины и конкретные проявления этого феномена всегда индивидуальны. В некоторых случаях идентификация бере­менности может произойти через несколько месяцев после зачатия, иногда только после начала шевеления плода.

Обычно предположение о возможности беременности по­является у женщины через 2-3 дня после задержки менстру­ации. Конкретные сроки связаны с четкостью менструально­го цикла. В случаях если беременность планируется и тем более предпринимаются специальные меры для ее наступ­ления (особенно при лечении от бесплодия или при жестком планировании зачатия), возможна идентификация биохими­ческой беременности с помощью соответствующих анализов.

В обычных случаях возникновение первого подозрения уже провоцирует определенные переживания. До подтверждения факта беременности они всегда носят оттенок беспокойства, причиной которого может быть либо страх наступления бере­менности, либо страх ее ненаступления. Какие меры и как

быстро будет предпринимать женщина для уточнения нали­чия беременности, зависит от конкретных условий. Тревога по поводу беременности (как «отрицательная», так и «поло­жительная») чаще всего ведет к наиболее раннему и точно­му установлению факта беременности. В случаях нежела­тельной беременности в сочетании с затруднениями ее пре­рывания возможно, напротив, длительное затягивание под­тверждения беременности. При сочетании желательности бе­ременности, ее естественном наступлении и личностной зре­лости матери она прибегает к специальным мерам (напри­мер, осмотр врача, анализы) через 1-2 недели после появ­ления подозрения на беременность. В наше время популяр­ны стали индивидуальные тесты для определения беремен­ности. Для «оптимальных» случаев характерно использова­ние тестов через 3-4 дня после задержки менструации, пос­ле чего женщина обращается к врачу только через 3-4 не­дели (для постановки на учет в женской консультации). Та­ким образом в среднем эти женщины посещают врача пер­вый раз примерно в 7 недель (от 6 до 8-9, реже до 10-11). Сроки идентификации беременности составляют примерно одну неделю. В большинстве случаев за это время прини­мается решение о сохранении беременности или ее преры­вании. Исследования беременных, отказниц и матерей с детьми разного возраста показали, что момент идентифика­ции беременности очень хорошо помнится, все связанные с ним переживания актуализируются очень точно, вне зави­симости от его давности. Содержание и интенсивность этих переживаний, как будет видно ниже, непосредственно отра­жают значение этой беременности для матери и многие осо­бенности ее материнской сферы. Можно выделить 8 вариан­тов переживания идентификации беременности.

1. Тревожное. При подозрении на беременность возника­ет сильная тревога, которая устойчиво сохраняется до под­тверждения факта беременности и после него, часто даже усиливаясь. Впоследствии характерно яркое сохранение в памяти всех обстоятельств и своих действий, эмоциональное состояние актуализируется легко и отличается живостью и непосредственностью. Женщины склонны подробно и нео­днократно обсуждать причины своих негативных пережива-

ний, оправдывать их неожиданностью, тревогой за сохране­ние беременности (если беременность интерпретируется как желанная). Если беременность нежеланна, то тревога со­провождается другими переживаниями (досада, страх и т.п.).

2. Первая эмоция отрицательная (страх, тревога, ужас, растерянность, разочарование и др.). Она достаточно явно выражена и продолжается до уточнения факта беременнос­ти. После этого происходит смена эмоционального состоя­ния на положительное: удовлетворение от подтверждения планов, радость, приятное удивление. Первые ощущения чаще всего не возвращаются. Средняя выраженность это­го перехода характеризует женщину как достаточно ясно осознающую перемены в жизни и свою ответственность при общем положительном отношении к беременности. Резкая выраженность перехода отражает амбивалентное отноше­ние и наличие некоторых проблем в принятии беременности. Если в дальнейшем признаков амбивалентности не обнару­живается, то это означает, что противоречия получают свое разрешение на этом первом этапе и для их возобновления нужны серьезные причины в дальнейшем.

3. Слабо выраженные отрицательные эмоции, которые обычно не предваряют, а перемежаются с более выражен­ными положительными. Основное состояние можно описать как удовлетворение, радостное удивление, в сопровожде­нии периодически возникающей озабоченности и сожале­ния. После уточнения наличия беременности возникает со­стояние «принятия факта» и сосредоточения на задачах, связанных с беременностью. Особо сильно выраженных положительных эмоций не наблюдается, хотя общая оценка своего состояния явно положительная. Большое значение имеют ожидания близких, отвечая которым женщина часто склонна преувеличивать свою собственную радость. Это наиболее благоприятный вариант переживания идентифика­ции беременности, характеризующий женщину как зрелую, готовую к материнству, понимающую всю важность проис­ходящих а ее жизни перемен и принимающую свою бере­менность как желательную; готовую перестраивать свою жизнь в ориентации на ребенка.

4. Эйфорическое состояние. Все переживания очень силь­но выражены и абсолютно отсутствуют какие-либо признаки

тревоги, озабоченности, сожаления и т.п. Чаще всего такое состояние характерно при недостаточной рефлексии неиз­бежных изменений в жизни, непринятии на себя ответствен­ности, общей личностной незрелости. В этих случаях любое нарушение «идеального течения беременности» (как в отно­шении физиологии, так и внешних условий) ведет к появле­нию страха, резкой смене общего эмоционального состоя­ния. Такие женщины обычно не готовы и к проблемам после­родового периода. Осложнения возникают к концу беремен­ности, когда эти проблемы становятся реальными. На прак­тике не встречается сочетания эйфорического типа иденти­фикации беременности с последующим отсутствием проблем в материнстве.

5. Амбивалентное отношение. Характеризуется периоди­ческой сменой полярных эмоций, затягиванием решения о сохранении беременности. При осознании нежелательности беременности и невозможности ее прерывания возможны депрессивные или аффективные эпизоды, адресация к вне­шним причинам, мешающим принятию беременности. При этом обычны раннее появление соматических ощущений, свя­занных с беременностью, их сильная выраженность. В неко­торых случаях в качестве причин своих состояний и пережи­ваний расцениваются наличие соматических заболеваний, осложняющих беременность, семейные и социальные усло­вия и т.п.

6. Слабо выраженное амбивалентное отношение с нео­правданным затягиванием решения о сохранении беремен­ности. Причинами, мешающими это сделать, могут быть не­достаток денег, «горящая» путевка, заболевание типа просту­ды или просто «некогда было». Такое отношение можно вы­разить фразой: «Когда хватилась, уже поздно было». Послед­ствия могут быть самыми разными, от благополучной коррек­ции в «хороших» условиях (которые индивидуальны для каж­дого случая) до отказа от ребенка, и зависят от конкретной ситуации.

7. Неправдоподобно длительная интентификация бере­менности. Налицо уже все признаки беременности, однако они интерпретируются как отравление, нарушение менстру­ального цикла, грипп и т.п. В таких случаях соматические

ощущения часто бывают смазаны, живот начинает увели­чиваться поздно, женщины говорят, что нарушения цикла у них бывают насто (хотя проверить это невозможно). Под­робное обсуждение обстоятельств и самочувствия женщи­ны позволяет заключить, что подозрения на беременность возникали, но активно подавлялись. Такое состояние чаще всего обнаруживается у женщин, впоследствии отказываю­щихся от ребенка. При сохранении беременности как же­ланной это очень редкие случаи, которые можно оценить как «нетипичные».

8. Аффективно-отрицательное переживание идентифика­ции беременности, устойчиво сохраняющееся вне зависимо­сти от решения о ее сохранении. 8 разных случаях в зависи­мости от обстоятельств и личностных особенностей женщи­ны первые негативные эмоции могут переходить либо в игно­рирование факта беременности, либо в депрессивное состо­яние, либо сохраняется аффективно-отвергающее отношение. Обычно в этих случаях беременность идентифицируется вов­ремя. Исключение составляют редкие случаи поздней иден­тификации, когда уже невозможно прерывание беременнос­ти, из-за нетипичных физических состояний (нарушение цик­ла, продолжение менструаций и т.п.) или у совсем юных бере­менных.

Следует сказать, что переживание идентификации бере­менности не влияет на дальнейшее развитие материнства, а только отражает «стартовое» содержание потребностно-эмо-ционального и ценностно-смыслового блоков материнской сферы.

2-й период. До начала ощущений шевеления

Этот период охватывает вторую половину первого триме­стра и начало второго. Физиологически он характеризуется появлением симптоматики беременности, неприятными фи­зическими ощущениями, изменениями в эмоциональном со­стоянии. Считается, что в первом триместре наиболее выра­жена тревожность, резкая смена настроений, появляется раз­дражительность, снижается общая активность. Физиологичес­кой основой этих изменений является гормональная пере­стройка. Адаптивное значение изменения эмоционального

состояния состоит s ограничении контактов с внешним ми­ром, что способствует сохранению беременности и успешно­му развитию плода на первых неделях, наиболее в этом отно­шении опасных. Такое же поведение наблюдается у всех при­матов. У орангутанов, у которых спаривание не регулируется появлением у самки внешних признаков овуляции и возможно в любое время, описанное состояние самки способствует рас­паду пары или, по крайней мере, прерыванию половых отно­шений.

Беременные женщины по-разному оценивают свои состо­яния, как физические, так и эмоциональные. Некоторые их интерпретируют как усталость, сонливость, желание побыть одной или «сваливают» все на тошноту и дурноту. Другие «цеп­ляются» за каждую внешнюю причину для слез, обид и т.п. Характерные для первого триместра недомогания также оце­ниваются и переживаются по-разному. Этот период для мате­ри весьма существенен в развитии ее материнской сферы. Появление ребенка становится реальным фактом. С другой стороны, еще нет никаких его конкретных признаков. Чувство матери свободно от внешней стимуляции, присущей живому ребенку, и как бы в «чистом виде» отражает все стартовые содержания материнской сферы. Однако она уже имеет воз­можность на своем опыте прочувствовать происходящие из­менения и подготовиться к более серьезным. Можно сказать, что это первый опыт приспособления себя к нуждам будуще­го ребенка, опыт интерпретации своих переживаний с точки зрения себя как матери.

Если до появления возможности осознания беременности все регулировалось внутренними и внешними обстоятельства­ми, то теперь появляется возможность реального развития отношения матери к своему ребенку, так как она знает о его существовании и сроках его появления. В этот период пред­ставления о ребенке не очень конкретны, описание его зат­руднено и обычно носит описание своих эмоций и пережива­ний. Представления о будущем относятся к достаточно по­здним периодам развития ребенка (младенец середины или конца первого года, более старший ребенок вплоть до подро­стка) и зависят от опыта женщины. Многие женщины еще не замечают существенных изменений в своем отношении к жиз-

ни и в интересах. Свое состояние оценивается только с точ­ки зрения самочувствия.

По характеру переживаний симптоматики и эмоциональ­ному состоянию можно выделить следующие варианты:

1. Оптимальный вариант. Эмоциональное состояние харак­теризуется периодическими, недлительными снижениями об­щего физического и эмоционального тонуса, повышенной раз­дражительностью, которые интерпретируются как усталость и следствие соматического недомогания. Источники плохо­го настроения женщина находит в несоответствующих ее состоянию и самочувствию условиях работы, быта, недо­статочно внимательном или, напротив, слишком назойливом, отношении близких. Ребенок представляется в возрасте около года или немного младше, активность по подготовке к ро­дам и материнству слабая, в форме общих планов заняться этим позже.

Соматический компонент выражен достаточно четко, средний по интенсивности. Расценивается как неизбежное, вполне терпимое состояние. Женщина ориентируется на свои состояния с точки зрения того, какие конкретные способы можно использовать для оптимизации самочувствия, и ак­тивно их применяет. Живот обычных по срокам беременнос­ти размеров. Чаще всего соотносится со 2-м и 3-м типами идентификации беременности.

2. Усиленное переживание эмоциональных и соматичес­ких состояний. Все как бы «чересчур». Эмоциональное со­стояние характеризуется раздражительностью, недовольством по отношению к окружающим, требовательностью. Их отно­шение оценивается как недостаточно внимательное, несоот­ветствующее всей тяжести состояний беременной.

Образ ребенка либо отсутствует, либо, напротив, очень конкретен. Он представляется как идеальный младенец, «вы­страданный» матерью.

Физические симптомы переживаются очень тяжело, как страдание, повышена чувствительность к своим состояниям наряду с недоверием к способам их облегчения. Возможнос­ти облегчения физических недомоганий не используются под разными предлогами. Живот нормальных размеров, заметен становится рано, редко бывает больше, чем ожидается по

размеру ребенка и сроку беременности. Сочетается со 2-м, 4-м, 5-м, очень редко 3-м типами идентификации бере­менности.

3. Тревожное переживание состояний беременности с про­гнозированием неблагополучного исхода беременности для себя или ребенка. Любое изменение в состоянии оценивает­ся как угрожающее, женщина постоянно прислушивается к себе, своим ощущениям. Тревожный фон настроения прак­тически постоянный, периоды нормального настроения крат-ковременны и ситуативны. Нередки боли внизу живота, уг­роза выкидыша. Ориентация на неблагоприятные сведения от врачей и близких, игнорирование благоприятных.

Образ ребенка почти отсутствует, часто повторяются фра­зы типа «Главное, чтобы все обошлось, чтобы был здоро­вым». Иногда, при наличии в прошлом опыте встреч с деть­ми-инвалидами (или обладающими другими нарушениями), преследуют представления о возможных увечьях у своего ребенка. Повышается вера в приметы, актуализируются дет­ские страхи перед цыганами, пророчествами и т.п.

Соматический компонент переживается остро, по типу опасной болезни, угрожающей здоровью и благополучию. Живот может быть слишком большой или слишком малень­кий для срока беременности. Сочетается в основном с 5-м и 6-м типами идентификации беременности.

4. Депрессивное состояние, периодически ослабляюще­еся или обостряющееся, практически без «проблесков». Об­щее переживание беременности как обреченности, при этом нередко на словах отношение к беременности и будущему ребенку как сверхценности. Нередки кошмарные сны, пред­ставления о гибели ребенка или своей в родах. Характерно полное отсутствие содержаний, относящихся к послеродо­вому периоду. Ребенок чаще всего вообще никак не пред­ставляется.

Физические симптомы переживаются как тяжелые, му­чающие, не дающие расслабиться, успокоиться. Живот обычно недостаточных размеров по срокам беременности или обычный. Чаще всего сочетается с 5-м и 6-м, реже 8-м типами идентификации беременности.

5. Разные формы отвержения беременности при приня­тии решения о ее сохранении:

а) почти полное отсутствие всей симптоматики, как эмо­циональной, так и физической, вплоть до «наоборот»(состо­яние бодрее и лучше, чем до беременности); живот появля­ется очень поздно, нередко значительно меньше по разме­рам, чем должен быть, при нормальных размерах плода; активное планирование жизни после периода беременности и минимально необходимого для ухода за ребенком; образ ребенка часто вполне четкий, в возрасте далеко послемла-денческом, связан с его социальным статусом, будущими успехами в учебе и т.п.; обычно сочетается с 5-м, 6-м и 7-м типами идентификации беременности.

б) аффективно-отрицательное переживание всех симпто­мов как мешающих, неуместных, ненужных; необходимость подготовки к родам и послеродовому периоду вызывает раз­дражение, много претензий к врачам и близким, что сочетает­ся с несоблюдением элементарных правил режима, питания и т.п.; при этом часто свое состояние интерпретируется как отношение не к ребенку, а к беременности как состоянию; живот обычных размеров; образ ребенка может быть идеаль­ным в будущем, то, какой он сейчас, оценивается как «еще не человек»; обычно сочетается с 5-м, 6-м и 8-м, реже 7-м типами идентификации беременности,

в) особым случаем является устойчивое отрицательное отношение с возобновляющимися попытками прерывания беременности, при этом соматический компонент средне выражен, живот небольших размеров, представления о ре­бенке как нежеланном, наказании; сочетается с 8-м или 7-м типами идентификации беременности.

Все эти типы переживания второго периода беременнос­ти создают индивидуальные условия для следующего, до­статочно серьезного в развитии материнской сферы - нача­ла ощущений от шевеления ребенка.

3-й период. Появление и стабилизация ощущений шевеления ребенка

Первые ощущения шевеления ребенка начинаются в се­редине второго триместра. Этот период является наиболее

благоприятным относительно физического и эмоционально­го самочувствия матери. Стабилизируется гормональный фон, исчезают симптомы недомогания, еще нет ограниче­ния подвижности и увеличения физической нагрузки. Настро­ение становится более устойчивым и в норме переходит от астенического к стеническому. Женщина'уже свыклась с фактом беременности, неизбежностью изменений, у нее было время представить себе не только то, что она теряет, но и то, что приобретет с рождением ребенка. Появление шевеле­ний позволяет конкретизировать образ ребенка и дает бога­тую пищу для интерпретации его субъективных состояний. Сами первые шевеления ребенка слабы и сначала трудно различимы. По своему физическому характеру они относят­ся к приятным ощущениям. Их интерпретация как пугаю­щих или неприятных имеет только субъективные основания. Нередко женщина постоянно вслушивается в свои ощуще­ния с целью «поймать» начало шевеления. Факт начала шевеления и сами шевеления отлично помнятся в течение долгих лет. Исключение составляет общее игнорирующее отношение к беременности. Сроки начала ощущений шеве­ления могут быть от 15 недель до 28 - 30, в среднем 18 - 22 недели Слишком раннее шевеление чаще всего связано с тревожным переживанием беременности, слишком позднее - с игнорирующим. Эмоциональное отношение к шевеле­нию и его физическое переживание весьма точно отражают содержание потребностно-эмоционального и ценностно-смыслового блоков материнской сферы и динамику этого содержания в беременности. Неприятные, а тем более бо­лезненные ощущения от шевеления, как правило, появля­ются в сопровождении других проблем в физическом состо­янии, семейном, социальном положении и т.п.

Помимо общего отношения к беременности и ребенку ощущение его шевелений позволяет матери конкретизировать ее «стартовый» стиль эмоционального сопровождения. Уси­ливающий стиль эмоционального сопровождения выражает­ся в переживаниях тревоги при шевелении, когда женщине постоянно кажется, что ребенок шевелится как-то не так, свои ощущения при этом расцениваются как свидетельство того, что ребенок недоволен, ему плохо, он боится и т.п. Положи-

тельное состояние ребенка реже отмечается и почти не ин­терпретируется. Осуждающий стиль проявляется в том, что мать часто ощущает шевеления как мешающие, не дающие заснуть, испытывает неудобство и стыд от того, что ребенок сильно шевелится в присутствии других людей. В этих слу­чаях она недостаточно четко определяет, что ее поведение служит причиной хорошего или плохого состояния ребенка. При игнорирующем стиле эмоционального сопровождения женщина описывает свои шевеления как физиологические ощущения, без адресации к образу ребенка. Она не может сказать ничего ни о динамике, ни о характере шевеления, не представляет себе, что ребенок переживает, как он дви­гается. Адекватный стиль эмоционального сопровождения характеризуется четкой интерпретацией характера движений ребенка, соотнесением их как со своей активностью и вне­шними событиями, так и субъективными состояниями ребен­ка. Мать использует не просто обращение к ребенку, а впол­не конкретно интонирует свою речь адекватно представляе­мым состояниям ребенка. Она хорошо представляет, как именно двигается ребенок. Интерпретация состояний ребенка в основном положительная, его отрицательное состояние предполагается только в связи с конкретными причинами.

В этот период многие женщины отмечают изменение ин­тересов, концентрацию на задачах беременности и послеро­дового периода, подготовке к материнству. В современных условиях характерным становится поиск дополнительной ин­формации (книги, журналы, курсы для беременных).

4-й период. Седьмой и восьмой месяцы беременности и

Третий триместр беременности как с медицинской, так и с психологической точки зрения, считается достаточно сложным. У женщины несколько ухудшается самочувствие, она быст­рее устает, затрудняется двигательная активность, часто ухуд­шается сон. Отмечается некоторое повышение тревожности, страхов родов, беспокойство по поводу послеродового пери­ода. Наряду с этим ощутимо снижается интерес ко всему, не связанному с ребенком. Повышается активность, связанная с подготовкой к родам и послеродовому периоду. Общее ог-

раничение физической активности и одновременное повы­шение нагрузки переживается по-разному. Некоторые жен­щины стараются использовать этот период, чтобы «набрать­ся сил» перед родами и будущими заботами, связанными с уходом за ребенком. Другие переживают этот период как неприятный, тяжелый, остро реагируют на связанные с боль­шим животом неудобства. Практически во всех случаях к концу этого периода возникает чувство, которое можно вы­разить словами «скорей бы уж все закончилось», но одни его интерпретируют как нетерпение увидеть ребенка, а дру­гие - как избавление от неудобств беременности.

Образ ребенка становится значительно более конкретным, женщины достаточно легко представляют себе его внешний вид, особенности поведения, свои действия с ним. Этому спо­собствует осознание близости рождения ребенка и стремле­ние повысить свою материнскую компетентность. В последние месяцы беременности женщина освобождается от видов де­ятельности, требующих большой физической активности. Общее повышение беспокойства традиционно реализуется в деятельности, связанной с подготовкой к рождению ребенка. Такая деятельность не только заполняет время, но и способ­ствует проработке образа ребенка и представлений о своих материнских функциях. Происходит постоянное общение с другими людьми по этому поводу, обычно с наиболее близки­ми, актуализируются все сформированные до этого представ­ления о ребенке и материнстве. Уменьшение других видов деятельности, исключение тяжелых работ и неприятных впе­чатлений, присутствие родных и близких, повышение их вни­мательности, заботы и т.п. - все это можно в разных формах обнаружить в организации жизни женщины в последние ме­сяцы беременности в традициях и обычаях любой культуры. Такое оформление данного периода способствует положи­тельному эмоциональному означиванию всех содержаний, связанных с ребенком и материнством. При общении с близ­кими, в первую очередь матерью и другими женщинами, про­исходит обмен воспоминаниями, впечатлениями, наряду с советами и прямым обучением в процессе подготовки пред­метов для ухода за ребенком. На самом деле, это настоящая школа подготовки к выполнению материнских функций, под-

крепленная актуальной мотивацией «ученицы». На таком фоне детализируется образ ребенка, что способствует диф­ференциации его активности, своих ощущений и налажива­нию эмоционального взаимодействия. Как известно, практи­чески во всех культурах такие «посиделки» сопровождают­ся пением* В настоящее время хоровое и индивидуальное пение для беременных считается одним из наиболее дей­ственных приемов в подготовке к родам и материнству. Та­ким образом, переориентация активности, концентрация всех содержаний жизни и деятельности на ребенке, проработка своих представлений и переживаний в конкретной деятель­ности и в общении с другими людьми, придание всему это­му положительно-эмоционального фона, прямое обучение -вот то оформление третьего триместра беременности, кото­рое сформировалось в общественном опыте. Все, что тре­буется помимо этого для появления ребенка, является за­дачей других членов семьи.

В течение беременности происходят изменения не толь­ко во внешнем виде и физиологии женщины. Изменяется ее отношение к обществу и семье. Она становится более зави­симой от посторонней помощи, рассчитывает на эту помощь. На ранних стадиях развития человечества и у высших прима­тов будущая мать должна была рассчитывать также и на за­щиту себя и будущего потомства другими членами сообще­ства. Это требует проявлений зависимого поведения, прово­цирующего покровительство и снисхождение от других. У бе­ременных самок отмечаются черты внешнего вида и поведе­ния, сходные с инфантильными: изменение пропорций тела, неуклюжесть движений, эмоциональная лабильность и им­пульсивность, свойственная детенышам, повышенная реак­ция на внешнюю угрозу, появление «детских» интонаций в го­лосе и других особенностей, требование покровительства и т.п. Все это стимулирует соответствующее отношение чле­нов группы. После родов внимание других особей переклю­чается на детеныша, который сам вызывает интерес и стрем­ление защищать его (и самку вместе с ним).

С другой стороны, биологически обусловлено повыше­ние агрессии к другим особям, необходимое для самоза­щиты и защиты своего детеныша. Все самки стадных жи-

вотных, не исключая высших приматов, некоторое время после родов агрессивны к любым внешним воздействиям. Их спасает от ответных мер присутствие детенышей. У че­ловека, напротив, повышение агрессии к близким неадап­тивно, так как предполагается некоторое перераспределе­ние материнских функций практически сразу после рожде­ния ребенка, а вот повышение зависимости и необходимость всестороннего патронажа увеличиваются и становятся бо­лее продолжительными. Таким образом, появление двух альтернативных тенденций (стремление к контакту и агрес­сия) на последних сроках беременности у высших живот­ных ведет к смене объектов этого поведения: стремление к контакту после родов переходит на детеныша, а агрессия -на членов группы. В рассматриваемый период агрессия пока еще обнаруживает себя как тенденция к беспокойству, по­вышению активности, периодической раздражительности к неуместному обращению со стороны других. Состояние бе­ременной самки у стадных животных требует достижения тонкого баланса между тенденцией к зависимости и стрем­лением к контакту, с одной стороны, и тенденцией к агрес­сии - с другой.

Возможность переориентации этих тенденций прослежи­вается уже у высших приматов: самкам может помогать в родах и сразу после них собственная мать, старшая сестра или тетка, а у орангутанов отмечается даже помощь самца. Можно предположить, что традиционная организация актив­ности женщины в последние месяцы беременности и ее эмо­циональное наполнение помогают «перевести» возникающую эволюционно обусловленную тенденцию к агрессии в «нуж­ное русло».

Таким образом, этот период отражает сложную динамику эмоционального состояния во время беременности, подготав­ливающую всю психику будущей матери к выполнению ее функций после родов.

В современной практике обнаруживается разное содер­жание жизни женщин в последнем триместре беременности. Характерно практически для всех повышение внешней актив­ности, которая может быть описана как стремление привести в порядок свои дела и окружение. Образно можно назвать

это время «периодом обустройства гнезда». Разница в том, что приводится в порядок. Как уже ясно, обычно это подго­товка к рождению ребенка. Сюда, помимо приготовления ве­щей и получения необходимой информации, может входить выбор родильного дома, знакомство с разными практиками родов, организация приезда родных или своей поездки к ним на время родов и т.п.

Другим вариантом является повышение активности, на­правленной на содержания, не связанные с ребенком. Чаще всего это стремление закончить учебу, сдать экзамены, за­щитить диплом и т.п. Нередко беременность специально пла­нируется к окончанию учебы, но немного «не вписывается» в задуманные сроки. Иногда странным образом оказывает­ся, что все неотложные дела, связанные с учебой или карь­ерой, концентрируются именно в эти месяцы. Возможны по­явление острой необходимости провести ремонт, обменять квартиру, купить дачу или разобраться в семейных отноше­ниях. Характерно, что все это интерпретируется как необхо­димое для будущего ребенка. Чаще всего объективной не­обходимости для этого нет, и иные женщины прекрасно рас­пределяют свои дела по «традиционному» образцу.

Одним из проявлений такой «смещенной» активности на последних месяцах может считаться поведение женщин, от­казывающихся от ребенка. При игнорирующем стиле пере­живания беременности наблюдается увеличение энергии, про­должение работы буквально до родов, другие «всплески» ак­тивности. Однако женщина оказывается совершенно не гото­ва к рождению ребенка и его буквально не в чем и некуда взять из роддома. В других случаях изменения в активности не выражены, но для рождения ребенка все равно ничего не делается.

Обычно отсутствие, уменьшение или изменение интере­сов, связанных с ребенком сочетается с разными другими проявлениями, свидетельствующими о сниженной ценности ребенка и материнства и высоком напряжении ценностей из других сфер поведения. Эти и другие клинические данные свидетельствуют, что изменение направленности активности беременной в «период обустройства гнезда» отражает дина­мику, происходящую в содержании ее материнской сферы.

5-tf период. Предродовой

Физиологически этот период является очень важным. Про­исходят изменения в тканях, костной системе, обеспечен­ные гормональным фоном и способствующие гибкости и эла­стичности костно-мышечной системы. Одновременно идет накопление энергетических запасов организма для родов и послеродового периода. На поведении и эмоциональном со­стоянии это отражается как снижение активности, общее рас­слабление, некоторое эмоциональное «отупение». Все это влияет и на ребенка. Адаптивное значение этих изменений вполне конкретно. Ограничена активность и способность резкого эмоционального реагирования, что предохраняет от преждевременных родов. Ребенок не страдает от меньшей двигательной активности, хотя его возможности уже серьез­но ограничены тесным пространством матки. У матери сни­жается страх перед родами и растет способность сконцент­рироваться только на одном, доминирующем содержании (точнее, снижение способности переключения и распреде­ления эмоций), что будет совершенно необходимо во время родов и послеродового взаимодействия с ребенком. Жен­щины, тем не менее, наиболее адекватно по сравнению с другими периодами оценивают свои возможности и пред­ставляют ребенка и свои действия с ним. По данным многих исследователей, адекватность представлений матери о ро­дах и послеродовом периоде, своих возможностях и осо­бенностях ребенка является существенным показателем успешного развития ее материнской сферы и дальнейшего благополучного отношения к ребенку.

При неблагоприятной динамике содержаний материнской сферы в беременности, напротив, возрастает тревожность, обостряются физиологические нарушения, женщина прак­тически перестает ориентироваться на свои состояния, пол­ностью полагаясь на мнение врачей. В результате, не заду­мываясь, подчиняется всем рекомендациям, вплоть до сти­муляции родов. В таких случаях чаще всего возникают ос­ложнения в родах и послеродовом периоде, более вероят­ны преждевременные роды. При игнорирующем стиле пе­реживания беременности может не наблюдаться выражен­ного расслабления и снижения эмоциональности, что не от-

ражается серьезно на родовом процессе. Однако у женщин, отказывающихся от ребенка, именно такой стиль пережива­ния беременности часто сочетается с преждевременными родами.

Содержание материнской сферы в течение беременности претерпевает существенное изменение, которое отражается в переживании женщиной симптоматики беременности, в ее внешней активности и психическом состоянии. Все это оп­ределяет индивидуальный стиль переживания бер<


Поделиться с друзьями:

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.046 с.