Учебное пособие для логопедов и воспитателей детских садов для детей с нарушениями речи — КиберПедия 

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Учебное пособие для логопедов и воспитателей детских садов для детей с нарушениями речи

2017-08-24 287
Учебное пособие для логопедов и воспитателей детских садов для детей с нарушениями речи 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

МОСКВА 1993

 

 

Т.Б.Филичева, Г.В.Чиркина. Программа обучения и воспитания детей с фонетико-фонематическим недоразвитием (старшая группа детского сада). Учебное пособие для лого­педов и воспитателей детских садов с нарушениями речи. М.:МГОПИ,1993.-72с.

Предлагаемая программа предназначается для воспи­тателей и логопедов дошкольных групп для детей с фонетико-фонематическим недоразвитием. Представленный материал содержит характеристику особенностей речевого развития детей пятилетнего возраста с ФФН, методические приемы их обследования, раскрывает вопросы организации и содер­жания коррекционного обучения по преодолению фонетико-фонематического недоразвития у детей.

Т.Б.Филичева, Г.В.Чиркина, 1993


СОДЕРЖАНИЕ

1. Характеристика детей с фонетико-фонематическим недоразвитием

2. Обследование детей с фонетико-фонематическим недоразвитием

1 Обследование звукопроизношения

2. Обследование фонематического слуха

3 Обследование слоговой структуры слова

3. Методические рекомендации к организации и планированию коррекционного обучения

4. Программа коррекционного обучения

 

1. Индивидуальные и подгрупповые занятия

2. Фронтальные занятия

3. Подготовка к овладению грамотой

Приложение.

Рекомендации к планированию логопедической

работы по периодам обучения

Логопедическая документация

Оборудование логопедического кабинета

 

ТАТЬЯНА БОРИСОВНА

ТАТЬЯНА БОРИСОВНА ФИЛИЧЕВА ТАТЬЯНА ВОЛОДАРОВНА ТУМАНОВА

ПРОГРАММА ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ С ФОНК ТИКО-ФОНЕМАТИЧЕСКИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ (СТАРШАЯ ГРУППА ДЕТСКОГО САДА)

Учебное пособие для логопедов и

воспитателей детских садов для

детей с нарушениями речи

Редактор Н.А.Головач Техн.редактор ГЛ. Балакина

Подписано в печать Q4.06.93 Формат 60x84 1 /16

Объем 4,5 пл. Заказ 304 Тираж 10000

______________ Цена^ договорная____

Предприятие "Полиграфсервис" 109316, г. Москва, ул. Талалихина, д. 26


 

 

ХАРАКТЕРИСТИКА ДЕТЕЙ С ФОНЕТИКО-ФОНЕМАТИЧЕСКИМ

НЕДОРАЗВИТИЕМ

 

Ребенок, имеющий отклонения в речевом развитии, чтобы научиться понимать и говорить на родном языке, должен постепенно усвоить артикуляционные движения, способы соче­таемости звуков, ритмико-интонационное оформление слов, фраз; различать реально произносимые в данном языке зву­ки от всех прочих и научиться определять признаки звуков, существенные для понимания слов, для общения. В этом за­ключается овладение системой фонем данного языка.

При правильных условиях воспитания дети достаточно рано усваивают основные звуки языка. В силу физиологичес­ких особенностей строения артикуляционного аппарата они не могут правильно воспроизводить все фонемы родного языка, но при этом хорошо осознают тонкость произношения. Например: трехлетняя девочка Вера С. на вопрос: "Как тебя зовут?" — отвечает: "Вея". "Тебя зовут Вея?""Не Вея, а Вея — я е пьявильно говоить не могу". В это время ребенок уже начинает слышать звуки языка в соответствии с их фоне­тическими признаками; он узнает неправильно произносимые слова и способен проводить различие между правильным и неправильным произношением. В возрасте 5-6 лет у детей уже довольно высокий уровень фонематического развития; они правильно произносят звуки родного языка, у них формируют­ся тонкие и дифференцированные звуковые образы слов и отдельных звуков. Все это составляет основу для овладения звуковым анализом и синтезом и является необходимым условием для усвоения письма и чтения в школьный период.

Однако изучение речевого развития большого количества школьников показало, что в возрасте 5-6 лет имеется достаточ­но высокий процент детей, у которых отмечаются выраженные отклонения в формировании, как произносительной стороны речи, так и ее восприятия, и их готовность к обучению во многом зависит от своевременного преодоления этих недо­статков речи.

Характерной особенностью фонетической стороны речи этих детей является не только неправильное произношение звуков, но и их перестановка, замены, пропуски, что значи­тельно снижает внятность речи, усугубляет ее смазанность и неотчетливость.

Многочисленные дефекты звукопроизношения варианты:

1) недифференцированное произнесение пар или групп звуков. В этих случаях один и тот же звук может служить для ребенка заменителем 2-х или 3-х других звуков, например, мягких: мягкий звук ть произносится вместо звуков с, ч, ш (тябака, мятик, тюба, вместо собака, мячик, шуба).

2) замена одних звуков другими, более простыми по артикуляции и представляющими поэтому меньшую произно­сительную трудность для ребенка. Обычно звуки, сложные для произношения, заменяются более легкими которые харак­терны для раннего периода речевого развития (например, звук йот употребляется вместо звуков ль, л, р, звук ф — вме­сто звуков с, ш);

3) смешение звуков. Это явление характеризуется не­ устойчивым употреблением целого ряда звуков в различных словах. В одних случаях ребенок употребляет звук верно, в других — этот же самый звук заменяет другими, близкими акустически или артикуляционно. Причем неустойчивость произношения усиливается в самостоятельной речидетей, свидетельствуя о том, что подобные отклонения в формиро­вании произношения связаны в значительной степени с недо­статочностью фонематического восприятия. В этих случаях дети затрудняются воспроизводить ряды слогов с оппозици­онными звуками хотя изолированно эти же звуки произносятся ими правильно (например бапапапа, тадатадатата и т.п.). Допускаются ошибки при выделении звуков из слогов и слов, при определении наличия звука в слове, отборе картинок и придумывании слов с определенным звуком. Испытывают дети затруднения при выполнении элементарных заданий, связанных с выделением ударного звука в слове. Узнавание первого, последнего согласного в слове, слого­образующего гласного в односложных словах практически им недоступно. Все это еще раз свидетельствует о низком уровне развития фонематического восприятия. В целом комплекс описанных недостатков в сфере произношения и вос­приятия звуков у таких детей дает основание отнести их к категории детей с фонетико-фонематическим недоразвитием (ФФН). Раннее их выявление, проведение направленного обу­чения в условиях специального детского сада позволяет не только своевременно исправить дефект, но и полностью под­готовить их к обучению в школе.

 


Поделиться с друзьями:

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.009 с.