Программа обучения и воспитания детей с фонетико-Фонематическим недоразвитием — КиберПедия 

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Программа обучения и воспитания детей с фонетико-Фонематическим недоразвитием

2017-08-24 566
Программа обучения и воспитания детей с фонетико-Фонематическим недоразвитием 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Т.Б. ФИЛИЧЕВА, Г.В ЧИРКИНА

ПРОГРАММА ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ С ФОНЕТИКО-ФОНЕМАТИЧЕСКИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ

(старшая группа детского сада)

Учебное пособие для логопедов и воспитателей детских садов для детей с нарушениями речи

МОСКВА 1993

 

 

Т.Б.Филичева, Г.В.Чиркина. Программа обучения и воспитания детей с фонетико-фонематическим недоразвитием (старшая группа детского сада). Учебное пособие для лого­педов и воспитателей детских садов с нарушениями речи. М.:МГОПИ,1993.-72с.

Предлагаемая программа предназначается для воспи­тателей и логопедов дошкольных групп для детей с фонетико-фонематическим недоразвитием. Представленный материал содержит характеристику особенностей речевого развития детей пятилетнего возраста с ФФН, методические приемы их обследования, раскрывает вопросы организации и содер­жания коррекционного обучения по преодолению фонетико-фонематического недоразвития у детей.

Т.Б.Филичева, Г.В.Чиркина, 1993


СОДЕРЖАНИЕ

1. Характеристика детей с фонетико-фонематическим недоразвитием

2. Обследование детей с фонетико-фонематическим недоразвитием

1 Обследование звукопроизношения

2. Обследование фонематического слуха

3 Обследование слоговой структуры слова

3. Методические рекомендации к организации и планированию коррекционного обучения

4. Программа коррекционного обучения

 

1. Индивидуальные и подгрупповые занятия

2. Фронтальные занятия

3. Подготовка к овладению грамотой

Приложение.

Рекомендации к планированию логопедической

работы по периодам обучения

Логопедическая документация

Оборудование логопедического кабинета

 

ТАТЬЯНА БОРИСОВНА

ТАТЬЯНА БОРИСОВНА ФИЛИЧЕВА ТАТЬЯНА ВОЛОДАРОВНА ТУМАНОВА

ПРОГРАММА ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ С ФОНК ТИКО-ФОНЕМАТИЧЕСКИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ (СТАРШАЯ ГРУППА ДЕТСКОГО САДА)

Учебное пособие для логопедов и

воспитателей детских садов для

детей с нарушениями речи

Редактор Н.А.Головач Техн.редактор ГЛ. Балакина

Подписано в печать Q4.06.93 Формат 60x84 1 /16

Объем 4,5 пл. Заказ 304 Тираж 10000

______________ Цена^ договорная____

Предприятие "Полиграфсервис" 109316, г. Москва, ул. Талалихина, д. 26


 

 

ХАРАКТЕРИСТИКА ДЕТЕЙ С ФОНЕТИКО-ФОНЕМАТИЧЕСКИМ

НЕДОРАЗВИТИЕМ

 

Ребенок, имеющий отклонения в речевом развитии, чтобы научиться понимать и говорить на родном языке, должен постепенно усвоить артикуляционные движения, способы соче­таемости звуков, ритмико-интонационное оформление слов, фраз; различать реально произносимые в данном языке зву­ки от всех прочих и научиться определять признаки звуков, существенные для понимания слов, для общения. В этом за­ключается овладение системой фонем данного языка.

При правильных условиях воспитания дети достаточно рано усваивают основные звуки языка. В силу физиологичес­ких особенностей строения артикуляционного аппарата они не могут правильно воспроизводить все фонемы родного языка, но при этом хорошо осознают тонкость произношения. Например: трехлетняя девочка Вера С. на вопрос: "Как тебя зовут?" — отвечает: "Вея". "Тебя зовут Вея?""Не Вея, а Вея — я е пьявильно говоить не могу". В это время ребенок уже начинает слышать звуки языка в соответствии с их фоне­тическими признаками; он узнает неправильно произносимые слова и способен проводить различие между правильным и неправильным произношением. В возрасте 5-6 лет у детей уже довольно высокий уровень фонематического развития; они правильно произносят звуки родного языка, у них формируют­ся тонкие и дифференцированные звуковые образы слов и отдельных звуков. Все это составляет основу для овладения звуковым анализом и синтезом и является необходимым условием для усвоения письма и чтения в школьный период.

Однако изучение речевого развития большого количества школьников показало, что в возрасте 5-6 лет имеется достаточ­но высокий процент детей, у которых отмечаются выраженные отклонения в формировании, как произносительной стороны речи, так и ее восприятия, и их готовность к обучению во многом зависит от своевременного преодоления этих недо­статков речи.

Характерной особенностью фонетической стороны речи этих детей является не только неправильное произношение звуков, но и их перестановка, замены, пропуски, что значи­тельно снижает внятность речи, усугубляет ее смазанность и неотчетливость.

Многочисленные дефекты звукопроизношения варианты:

1) недифференцированное произнесение пар или групп звуков. В этих случаях один и тот же звук может служить для ребенка заменителем 2-х или 3-х других звуков, например, мягких: мягкий звук ть произносится вместо звуков с, ч, ш (тябака, мятик, тюба, вместо собака, мячик, шуба).

2) замена одних звуков другими, более простыми по артикуляции и представляющими поэтому меньшую произно­сительную трудность для ребенка. Обычно звуки, сложные для произношения, заменяются более легкими которые харак­терны для раннего периода речевого развития (например, звук йот употребляется вместо звуков ль, л, р, звук ф — вме­сто звуков с, ш);

3) смешение звуков. Это явление характеризуется не­ устойчивым употреблением целого ряда звуков в различных словах. В одних случаях ребенок употребляет звук верно, в других — этот же самый звук заменяет другими, близкими акустически или артикуляционно. Причем неустойчивость произношения усиливается в самостоятельной речидетей, свидетельствуя о том, что подобные отклонения в формиро­вании произношения связаны в значительной степени с недо­статочностью фонематического восприятия. В этих случаях дети затрудняются воспроизводить ряды слогов с оппозици­онными звуками хотя изолированно эти же звуки произносятся ими правильно (например бапапапа, тадатадатата и т.п.). Допускаются ошибки при выделении звуков из слогов и слов, при определении наличия звука в слове, отборе картинок и придумывании слов с определенным звуком. Испытывают дети затруднения при выполнении элементарных заданий, связанных с выделением ударного звука в слове. Узнавание первого, последнего согласного в слове, слого­образующего гласного в односложных словах практически им недоступно. Все это еще раз свидетельствует о низком уровне развития фонематического восприятия. В целом комплекс описанных недостатков в сфере произношения и вос­приятия звуков у таких детей дает основание отнести их к категории детей с фонетико-фонематическим недоразвитием (ФФН). Раннее их выявление, проведение направленного обу­чения в условиях специального детского сада позволяет не только своевременно исправить дефект, но и полностью под­готовить их к обучению в школе.

 

НЕДОРАЗВИТИЕМ

Логопедическое обследование детей проводится в первые две недели сентября, оно включает в себя: 1) обследование звукопроизношения; 2) обследование фонематического слуха; 3) обследование слоговой структуры слова.

Примерный лексический материал для обследования звукопроизношения разных групп звуков

звуки к, г, х

Какоку акок ук ком Коля мак окно
Коля пьет кофе. У Кати клюква.
га го гу ха хо ху

Галя гамак губы ах ох ух
нога погода хобот ухо мох

пингвин

У Гоги болит нога. Вот летит муха.

У Гали болит губа. У хаты поет петух.

Дети едят уху.

звуки е, я, ё, ю

ай, ой, уй, эй; яма, мая, юг, йод, юбка, каюта, мой, моя, моё

дай-даю-дает купай-купаю-купает катай-катаю-катает
Мая купает утку. Мая копает яму.

звук ль

лед Люба Лида лебедь

плита, клетка, клюв, пальма, моль, даль

Лена и Лида купили пальму. Лева любит лимоны.

Лиля и Люда катали Олю.

звуки с, сь

сад оса автобус са со су

Сима косить ось ас ос ус

Соня стоит на мосту. ся, сё, сю ась, ось усь

Вася несет сено.

звуки з -зь

за зо зу аза, озо, узу

зубы козы тазы

Зина бузина

У Зои ваза. У Зины земляника. Зина идет в музей.

звук ц

ца цо цу аи оц уц

цапля лицо боец

На сцене поет певица.

У Цыли кольцо.

звук ш

ша шо шу аш ош уш

шапка кошка мышь

Миша и дедушка покупают шахматы и шашки.

Кошка видит мышку.

Звук ж

жа, жо жу ажа ожо ужу

жук жаба одежда пиджак

Жук лежит, летать не может,

Ждет он, кто ему поможет.

звуки р-рь

рарору ар орур

рука парад хор

Рома кормит рыб.

ря ре рю арь орь уръ

репа ряды берег берет

море порядок лекарь

ребята сидят в третьем ряду.

моряки подняли якорь.

звук л

ла ло лу ал ол у л

лапа палатка гол

Алла мыла куклу Клаву.

звук ч

ча чо чу ач оч уч

чайник дочка ночь

Леночка наливает в чайник водичку.

Ученики учат уроки.

звук щ

ща що щу ащ ощ ущ

щука овощи плющ

Щенок лезът в щель. В ящике клещи и щетка.

В реке щуки и лещи.

Нередки случаи, когда ребенок изолированно или в простых по структуре словах произносит заданный звук пра­вильно, а в более сложных случаях, когда одновременно встре­чаются оппозиционные звуки, смешивает их. Поэтому необ­ходимо предложить ему произнести слоги, слова с оппози­ционными звуками.

звуки к, г, х ка га ха

ком том какой-такой

бок-бот тыква-книга

так-как хобот-гудок

звуки ль-йот я-ля ля-я ля-ля ляля-я ай-аль оль-ои мой-моль бой-боль ямка-лямка мой лимон; моя клюква

Юля поливает лилии.

звуки с сь сася сяса сад-сядь оса-оси квас-квась нос-носик

звуки з зь зазя зяза аза азя

зона Зина ваза вези газон газета

завозить

звуки ш-ж шажа аша ажа жо шо ошо ожо

ноша-ножи мыши-вожжи каша-кожа

вишни-вижу

звуки с-ш Саша шаса саш-шас

Саша сушит сушки.

звуки з-ж зажа жаза зожо жозо

жук-зуб ножи-зонты кожа-коза

одежда-звезда

звуки ч-щ-ц-ш съ-ть чаща чаца чаша чатя чася сятяча сятяща сятяца

чашка часовщик ученица учительница

носильщик

Игры и игровые приемы для обследования звукопроизношения у детей

1. "Волшебный колпачок". На игровом поле находятся "лунки", где нарисованы картинки, в названии которых име­ется изучаемый звук. Волшебный колпачок попадает в одну из лунок. Ребенок называет соответствующую картинку.

2. "Вертолина". Круглый циферблат разделен на неско­лько секторов. В каждом из них нарисована соответствующая картинка, посредине циферблата стрелка. Ребенок, продвигая стрелку, останавливает ее у любой картинки, называя ее.

3. "Веселый рыболов". В коробке сложены картинки, в названии которых есть исследуемый звук. Ребенок с помощью удочки "вылавливает" картинки и называет их.

4. "Кто самый внимательный". На столе лежат конверты, в каждом из них часть разрезной картинки. Ребенок достает отдельные части, ищет недостающие элементы, складывает их и называет картинку.

5. "Волшебная ромашка". На каждом лепестке ромашки нарисованы картинки с изучаемым звуком. Ребенок, "открывая" лепестки, называет соответствующие картинки.

6. "Загадочный сундучок". В красиво оформленном сун­дучке разложены игрушки, в названии которых есть исследуе­мый звук. Ребенок наощупь берет игрушку, угадывает ее и называет.

7. "Украсим нашу елку". На столе устанавливается маленькая искусственная елочка. Ребенок по просьбе логопеда развешивает на ней картинки-игрушки и называет их.

8. Игра "Наоборот". Логопед бросает ребенку мяч, назы­вает прямой слог с заданным звуком, а ребенок, возвращая мяч, называет обратный слог с этим же звуком.

9. "Найди свою пару". На столе разложены картинки с изображением одного или нескольких одинаковых предме­тов; дети берут любую понравившуюся им картинку, затем по сигналу логопеда разбиваются на пары так, чтобы у одного ребенка были картинки с одним предметом, а у другого — с двумя-тремя. Затем каждый из детей называет свою картинку.

10. "Собери осенний букет". В группе "растет дерево", на которое прикрепляются контуры осенних листьев. На их оборотной стороне нарисованы картинки с обследуемым звуком. Дети гуляют по группе и слушают музыку. Как толь­ко музыка прекращается, логопед произносит: "Листья падают, летят, наступает листопад". Дети быстро берут листья и под­ходят к логопеду. Затем каждый называет картинку, нарисованную на его листочке. Листья ставятся в вазу.

 

Речевая карта

Фамилия, имя ребенка________________________________________________________

Дата рождения (месяц, год)____________________________________________________

Домашний адрес______________________________________________________________

Где находился ребенок до поступления в группу_______________________________

Жалобы родителей_____________________________________________________________

Данные о речевом развитии____________________________________________________

(появление первых слов, предложений) _________________________________________

Уровень общего развития ребенка _______________________________________________

Устойчивость внимания, работоспособность_____________________________________

Состояние общей и мелкой моторики__________________________________________

Общее звучание речи (темп, интонация, разборчивость)_________________________

Строение и подвижность артикуляционного аппарата____________________________

Произношение звуков (гласных, звонких и глухих, мягких и твердых согласных, свистящих, шипящих, соноров, аффри­кат) ___________________________________

Различие звуков на слух и в произношении_____________________________________

Произношение слов сложного слогового состава (например: ткачиха, фотограф, телефонистка; водопроводчик чинит водо­провод) 1___________________________________

Связная речь (рассказ по картинке, серии картин, пересказ)__________________

Словообразование_____________________________________________________________

Грамматический строй_________________________________________________________ 1 В карте обязательно приводятся образцы детских выска­зываний.

III. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К ОРГАНИЗАЦИИ И ПЛАНИРОВАНИЮ

КОРРЕКЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ

 

Важную роль в обучении и воспитании детей с ФФН играет четкая организация их жизни в период посещения детского сада. Поэтому следует создать необходимые условия, чтобы обеспечить разнообразную активную деятельность детей. Ре­жим дня и сетка специальных занятий в значительной степени отличаются от общепринятых. В течение года дети фактически изучают две программы: общеобразовательную и коррекционную. Соблюдение определенного режима, правильное равно­мерное распределение нагрузки на протяжении всего дня позволяют без лишнего напряжения и переутомления выпол­нять поставленные задачи. Важно при этом правильно распреде­лить обязанности логопеда и воспитателя.

В соответствии с "Положением о дошкольных учреждениях и группах детей с нарушениями речи" в каждой группе рабо­тают логопед и два воспитателя. Логопед ежедневно с 9 ч до 13 ч проводит логопедическую работу с детьми фронтально, с подгруппами и индивидуально. Согласно сетке занятий воспи­татель планирует занятия по различным видам учебной деятельности, как в первой, так и во второй половине дня. Количество фронтальных логопедических занятий по формированию про­изношения зависит от периода обучения: в I периоде — 2 занятия, во II — 3, в III - 4 занятия. Фронтальные логопедические занятия проводятся с 9 ч до 9 ч 20 мин, а воспитательные занятия - с 9 ч 30 мин до 9 ч 50 мин. С 10 ч до 12 ч 30 мин дети находятся на прогулке. Индивидуальная и подгрупповая работа, оформление документации, планирование заданий воспитателю по коррекции речи осуществляются логопедом с 9 ч 30 мин до 13 ч. После сна воспитатель 20-30 мин зани­мается с детьми по формированию речи, после полдника или перед ужином в отдельные дни он проводит занятия по одному из видов учебной деятельности (см. сетку занятий).

 

I ПЕРИОД ОБУЧЕНИЯ

День недели Время Занятие Кто проводит
Понедельник   9.00-9.20 9.30-9.50 9.00-13.00     Вечер Физкультура Рисование Логопедические занятия (индивидуальные, подгрупповые) Развитие речи Воспитатель Воспитатель     Логопед Воспитатель
Вторник 9.00-9.20   9.30-9.50 9.30-13.00     Вечер Фронтальное логопедическое занятие Математика Логопедические занятия (индивидуальные, подгрупповые) Физкультура Логопед   Воспитатель     Логопед Воспитатель
Среда 9.00-9.20 9.30-9.50   9.00-13.00     Аппликация Музыкальное занятие   Логопедические занятия (индивидуальные, подгрупповые) Воспитатель Музыкальный руководитель     Логопед
Четверг 9.00-9.20   9.30-9.50 9.00-13.00     Фронтальное логопедическое занятие Лепка Логопедические занятия (индивидуальные, подгрупповые)   Логопед Воспитатель     Логопед
Пятница 9.00-9.20 9.30-9.50   9.00-13.00     Вечер Математика Музыкальное занятие   Логопедические занятия (индивидуальные, подгрупповые) Лепка (конструирование) Воспитатель Музыкальный руководитель     Логопед   Воспитатель

 

II ПЕРИОД ОБУЧЕНИЯ

День недели Время Занятие Кто проводит
Понедельник   9.00-9.20 9.30-9.50 9.00-13.00     Вечер Физкультура Рисование Логопедические занятия (индивидуальные, подгрупповые) Развитие речи Воспитатель Воспитатель     Логопед Воспитатель
Вторник 9.00-9.20   9.30-9.50 9.50-13.00     Вечер Фронтальное логопедическое занятие Математика Логопедические занятия (индивидуальные, подгрупповые) Физкультура Логопед   Воспитатель     Логопед Воспитатель
Среда 9.00-9.30 9.30-9.50   9.00-13.00     Аппликация Музыкальное занятие   Логопедические занятия (индивидуальные, подгрупповые) Воспитатель Музыкальный руководитель     Логопед
Четверг 9.00-9.20   9.30-9.50 9.30-13.00     Вечер Фронтальное логопедическое занятие Лепка Логопедические занятия (индивидуальные, подгрупповые) Музыкальное занятие   Логопед Воспитатель     Логопед Музыкальный руководитель
Пятница 9.00-9.20   9.30-13.00     Вечер Фронтальное логопедическое занятие Логопедические занятия (индивидуальные, подгрупповые) Лепка (конструирование)   Логопед     Логопед   Воспитатель

 

 

III ПЕРИОД ОБУЧЕНИЯ

День недели Время Занятие Кто проводит
Понедельник   9.00-9.20 9.30-9.50 9.00-13.00     Вечер Развитие речи Рисование Логопедические занятия (индивидуальные, подгрупповые) Физкультура Воспитатель Воспитатель     Логопед Воспитатель
Вторник 9.00-9.20   9.30-9.50 9.30-13.00     Вечер Фронтальное логопедическое занятие Математика Логопедические занятия (индивидуальные, подгрупповые) Лепка (конструирование)   Логопед Воспитатель     Логопед   Воспитатель
Среда 9.00-9.20   9.30-9.50   9.30-13.00     Вечер Фронтальное логопедическое занятие Музыкальное занятие   Логопедические занятия (индивидуальные, подгрупповые) Физкультура   Логопед Музыкальный руководитель     Логопед Воспитатель
Четверг 9.00-9.20 9.30-9.50 9.30-13.00     Вечер Математика Развитие речи Логопедические занятия (индивидуальные, подгрупповые) Конструирование (лепка, рисование) Воспитатель Воспитатель     Логопед   Воспитатель
Пятница 9.00-9.20   9.30- 9.50   9.30 -13.00     Вечер Фронтальное логопедическое занятие Музыкальное занятие   Логопедические занятия (индивидуальные, подгрупповые) Рисование   Логопед Музыкальный руководитель     Логопед Воспитатель

 

В зависимости от индивидуальных особенностей детей в сетку занятий воспитателя могут быть внесены изменения. Это касается увеличения или уменьшения продолжительности занятий" по отдельным видам деятельности, при сохранении их общего количества. Возможно проведение фронтальных логопедических занятий и занятий воспитателя по подгруп­пам в зависимости от произносительных возможностей детей. Это поможет педагогу уделять больше внимания каждому ребенку, а детям — проявлять речевую активность в процессе общения со сверстниками.

Фронтальные занятия

К работе на фронтальных занятиях дети готовятся на индивидуальных и подгрупповых. На фронтальных занятиях изучаются звуки, которые правильно произносятся всеми детьми изолированно и в облегченных фонетических условиях.

Фронтальное занятие включает в себя несколько эта­пов. Все они тесно связаны между собой и взаимообуслов­лены.

 

1 ЭТАПзакрепления правильного произношения изу­чаемого звука. При подборе лексического материала необ­ходимо предусмотреть его разнообразие, насыщенность изу­чаемым звуком, при этом исключить по возможности де­фектные и смешиваемые звуки.

Рекомендуется включать упражнения на употребление усвоенных детьми лексико-грамматических категорий (един­ственное и множественное число существительных, согласова­ние прилагательных и числительных с существительными, приставочные глаголы и т.д.), а также различные виды работ, направленные на развитие связной речи (составление предложений, распространение их однородными членами, состав­ление рассказов по картине, серии картин, пересказ). В про­цессе выработки правильного произношения звуков логопед учит детей сопоставлять изучаемые звуки, делать определен­ные выводы о сходстве и различии между ними в артикуляционном укладе, способе их артикулирования и звучания.

 

II ЭТАП дифференциации звуков (на слух и в произно­шении). Процесс овладения детьми произношением преду­сматривает активную мотивационно насыщенную познавательную работу по наблюдению над звуками речи, словами, морфологическими элементами.

Работа по развитию фонетической стороны речи проводится одновременно с работой по различению фонем родного языка. От умения ребенка воспринимать и правильно про­износить имеющиеся в его речи звуки во многом зависит точное воспроизведение звуко-слоговой структуры слов. Направленность внимания на звуковую сторону языка, на отработку фонем из разных противопоставленных групп позволяет активизировать фонематическое восприятие. Систем этические, последовательные занятия по отработке всех звуков, по дифференциации часто смешиваемых звуков обеспечивают основу для подготовки детей к овладению элементами грамоты.

 

Подготовка к овладению грамотой

В процессе овладения, фонетической стороной речи в занятия постепенно включаются упражнения по обучению детей осознанному анализу и синтезу звукового состава сло­ва. Развитие умения выделить звуки из разных позиций в слове, в свою очередь, помогает восполнить пробелы фоне­матического развития. Система упражнений по подготовке детей к обучению грамоте начинается с выделения звука в слове и заканчивается анализом и синтезом односложных слов.

 

1 период обучения

(сентябрь, октябрь, первые две недели ноября)

Индивидуальная и подгрупповая работа проводится ежедневно, фронтальные занятия по произношению — 2 раза в неделю.

На фронтальных занятиях изучаются гласные звуки, доступные по артикуляции согласные звуки: а, у, ау, и, о, э, ппь, т, ккь, птк, ауои, ы, йот, ль, йотль. Такая последо­вательность отработки звуков обеспечивает поэтапную работу над фонемами, постепенный переход от более легких к слож­ным звукам. Это помогает, в свою очередь, постепенному усвоению детьми фонетической системы языка. В процессе обучения произношению следует воспитывать у детей стойкий познавательный интерес, активизировать мыслительную дея­тельность, постоянно ставить посильные и в то же время требующие определенного напряжения задачи. Работа по развитию произношения проводится одновременно с работой по развитию, слухового восприятия.

В течение первого периода обучения детей учат четко, даже утрированно воспроизводить гласные звуки, угадывать их по беззвучной артикуляции, слышать и выделять в ряду других звуков. Включаются упражнения по удерживанию в памяти ряда, состоящего из 3-4-х гласных звуков. Учиты­вая возрастные особенности детей, все задания предлагают­ся в игровой форме.

Например, по правилам игры в "Эхо" дети делятся на две команды: 1-я произносит звуки а, у, и — громка; 2-я — эти же звуки — тихо. Или другая игра: каждому ребенку раздаются длинные и короткие ленточки (полосы). В зави­симости от их величины, одни дети произносят звуки длитель­но плавно, другие — отрывисто. Во время игры "Кто кого перетянет" детям раздаются цветные мелки. Они поочередно подходят к доске, протяжно произносят гласные звуки, рисуя при этом длинную линию. Выигрывает тот, у кого получилась длиннее "дорожка". Играя в игру "Убери лишний звук", дети получают от ведущего символы гласных звуков. Логопед про­износит ряд из нескольких гласных звуков (ааау; иииои и т д.). Дети выстраиваются в определенной последователь­ности, а затем определяют, какой звук лишний и объясняют, почему. Можно предложить и более усложненный вариант, например, какие нужно назвать звуки, чтобы лишний был звук и и т.д. Или игра "Звуки и грибочки". Один ребенок отбирает несколько грибков, а другой называет такое же ко­личество гласных. Все эти упражнения воспитывают у детей внимание к речи, к звукам, умение запоминать и воспроиз­водить нужное количество звуков.

Отработка правильного произношения простых гласных звуков (ппь, т, ккь, ль) сочетается с выработкой умения слышать эти звуки в ряду других, выделять соответствующие слоги среди других слогов, а также определять наличие дан­ного звука в слове. Сначала дети выделяют начальную пози­цию звука в слове (паук), затем конечную (паук). Мною внимания уделяется запоминанию слоговых рядов, типа та-ат, пу-уп-пу и г д. Эти слоги произносятся с разной интона­цией, силой голоса, медленно и отрывисто, с выделением ударного слога. Например:

па, па, па

па, па, па

па па па

Процесс проговаривания сопровождается отхлопыванием, отстукиванием ритма, угадыванием количества слогов. По­степенно ряды слогов удлиняются и варьируются. Сюда вклю­чаются не только прямые, но и обратные слоги, со стечением согласных, открытые и закрытые. Упражнения на узнавание звука в слове, отбор картинок, придумывание слов с этим звуком также осуществляются в процессе игр с использова­нием различного дидактического материала. Например, игра "Кто самый внимательный?". На столе у детей лежат картин­ки. Логопед называет разные звуки: а, у, р, л, т, к и т.д. Дети, услышав звук т, должны поднять картинку, в названии которой есть этот звук. Или игра "Добавь пропущенное слово" (в нем должен быть звук т). Построили новый дом, а рядом сидит собака Том. Сидит дома девочка Тома.

Когда дети свободно определяют наличие звука в слове, можно перейти к определению его места в слове. Игра ""Кто в домике живет?" Дети ищут только те картинки, в названии которых есть, например, звук т. А затем «расселя­ют» их в 3-х этажном домике. На первом этаже — картинки со звуком т в начале слова, на 2-м — в середине, на 3-м — в конце (Таня, кот, плита, коты, Том, утка, Тома, Тоня, боты, тыква, хата и т.д.).

Умение выделять гласные и согласные звуки позволяет перейти к- анализу и синтезу обратных слогов (ат, aн,ут, уп, ит, ип, аль, оль). Дети играют в "живые звуки", корда каждый из них выбирает себе один из пройденных гласных и согласных звуков. По сигналу логопеда дети становятся в определенной последовательности, образуя названные слоги (уп, ут и т.д.). В то же время их учат преобразовывать слоги, изменяя один звук (уп — oп — от и т.д.).

Период обучения

(вторая половина ноября — первая половина февраля)

Индивидуальная и подгрупповая работа проводится ежедневно, фронтальные занятия по произношению — 3 раза в неделю.

На индивидуальных занятиях продолжается постановка отсутствующих звуков и их автоматизация. По-прежнему эта работа предопределяет содержание фронтальных занятий. Новым по сравнению с 1 периодом является усиление направ­ленности на дифференциацию (на слух и в произношении) звуков по принципам твердости и мягкости, глухости и звон­кости. Наибольшее количество фронтальных занятий посвя­щается закреплению и дифференциации свистящих звуков (ссь, ззь, ц). По мере включения в лексический материал новых звуков детей знакомят с изменением форм слова в зависимости от рода, числа, падежа, времени действия. На­пример, при закреплении правильного произношения звуков ссь, ззь дети упражнялись в согласовании прилагательных синий, зеленый ссуществительными 3-х родов; при отработке дифференциации звуков лль включались задания на пре­образование глаголов типа: гуляет — гуляли — погуляли; копает копали — выкопали и т.д.; звуков ы-и — на закреп­ление категории числа существительных: тыквы — кубики, боты — битки, коты —соки, лилии —липы и т.д.

На фронтальных занятиях изучаются следующие звуки: льыи, с, ссь, з, з-зь, с-з, сь-зь, и, б-п, ш, ж, с-ш, з-ш, з-ж, сшзж. Количество занятий колеблется от 2-х до 3-х на каждый звук. В зависимости от индивидуальных особен­ностей детей, динамики их продвижения, логопед имеет право уменьшать или увеличивать время для изучения звуков.

В это же время продолжается работа по составлению и распространению предложений по вопросам, демонстрации действий, картинкам, опорным словам. Широко использу­ется фланелеграф. Оречевляя простые сюжеты, дети учатся составлять несложные рассказы с опорой на наглядность. В то же время заучиваются короткие рассказы, стихотворения, потешки.

Продолжается работа по закреплению навыков звуко­вого анализа и синтеза. На материале изучаемых звуков дети тренируются в выделении согласного в слове, определении его позиции (начало, середина, конец слова), составлении слогов типа ас-са, уц-цу и т.д. В это же время детей учат опреде­лять гласный в положении после согласного (мак, суп, кот) и т.д. В конце 2 периода обучения дети самостоятельно в уст­ной форме анализируют слоги типа са-со-су соединяют отдель­ные звуки (согласные и гласные) в прямые слоги и преобра­зуют их (са-су, цу-цо и т.д.). В то же время на практике ус­ваиваются термины: слог, слово, гласные звуки, согласные звуки (звонкие, глухие, мягкие, твердые), предложение.

 

Период обучения

(февраль, март, апрель, май)

Индивидуальная работа проводится по мере необходи­мости с детьми, имеющими стертую дизартрию, ринолалию или какие-либо другие осложнения. В подгруппах занимаются дети, у которых трудности в дифференциации звуков, ус­воении анализа и синтеза. Фронтальные занятия проводятся 3 раза в неделю. В течение этого времени изучаются звуки: л, р, л-ль, р-рь, л-р, л-ль-р-рь, ч, щ и осуществляется их диф­ференциация. Акцент переносится на закрепление навыка употребления этих звуков в самостоятельной речи. При этом много внимания уделяется развитию самостоятельных выска­зываний (составление рассказов по картине, серии картин, пересказ). Весь материал подбирается с учетом правильно произносимых звуков. Важно, чтобы дети достаточно свободно пользовались словами с уменьшительно-ласкательными зна­чениями, приставочными глаголами, передающими оттенки действий, учились образовывать родственные слова, подби­рать слова-антонимы. Большое значение уделяется совершен­ствованию практического навыка употребления и преобразо­вания грамматических форм (категории числа существитель­ных, глаголов, согласование прилагательных и числительных с существительными), использованию предложных конструк­ций. Отрабатываемые речевые формы включаются в работу над связной речью.

На каждом логопедическом занятии даются упражнения на звуковой анализ и синтез. Основной единицей изучения является теперь не отдельный звук в составе слова, а целое слово. Детей учат делить слова на слоги. В качестве зрительной опоры используется схема, где длинной полоской обозначено слово, короткими — слоги. Выделяются гласные звуки — красными кружочками, согласные — синими. К концу 3 перио­да дети самостоятельно проводят анализ и синтез односложных слов (рак, шум, лук), слогов со стечением согласных (сто, шко, сту) и слов типа: стол, стул, шкаф.

Заканчивается обучение детей в июне. К этому времени дети овладевают навыками правильного произношения и различения фонем родного языка, а также анализа и синтеза односложных слов без стечения согласных и со стече­нием согласных. В самостоятельной речи они должны дос­таточно свободно пользоваться лексико-грамматическими конструкциями, структурами простых и сложных предло­жений.

РЕКОМЕНДАЦИИ К ПЛАНИРОВАНИЮ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ ПО ПЕРИОДАМ ОБУЧЕНИЯ

Период обучения

Звуки У, а, ау, ауиз, о, ауио, ы, п, пь, т, к, кь, птк, х, хь
Подготовка к звуковому анализу и синтезу Выделение гласных звуков из ряда других звуков. Выделение ударного гласного из на­чала слова. Анализ звукового ряда типа а-у, а-у-и и т.д. Выделение первого и последнего со­гласного звука в слове (паук, кот, мак). Анализ и синтез обратных слогов типа ат, от, ут, ак, ок, ук и т.д. Преобразование слогов путем изме­нения одного звука от ут-ит.
Закрепление лексико-грамматических категорий иразвитие связной речи Закрепление навыка употребления ка­тегории множественного числа суще­ствительных (утка-утки, конфета-кон­феты и т.д.), формы родительного падежа с предлогом у (У Таты — боты, у Нины — конфеты, у Вовы — кубики, а у Толи — утки). Согласование притяжательных место­имений мой, моя, мое с существитель­ными мужского, женского, среднего рода (мой кот, кубик, моя утка, кон­фета, мое окно). Категории числа и лица глаголов настоя­щего времени (я пою, мы поем, вы поете, они поют). Употребление категорий прошедшего времени глаголов множественного чис­ла (гуляли, пели, катали, купали, мы­ли). Составление предложений по демон­страции действий. Объединение этих предложений в ко­роткий текст. Таня и Вова дома. Таня моет окно. Вова подметает. Они помогают маме.  

 

 

Период обучения

Звуки Ль, йот, ы – и, с, сь, з – зь, ц, бп, ш, ж, с – ш, с- ш- з -ж
Подготовка к звуковому анализу и синтезу Дифференциация звуков на слух, вы­деление их в ряде других звуков, нахождение их в слове. Определение места звука в слове. Выделение глас­ного звука в положении

Поделиться с друзьями:

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.128 с.