Что означает понятие «государственная монополия»? — КиберПедия 

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Что означает понятие «государственная монополия»?

2017-08-23 471
Что означает понятие «государственная монополия»? 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

1) система общественных отношений на товарном рынке по созданию, реализации или потреблению товаров, санкционированная государством на определенный период времени;

2)система общественных отношений, санкционированная государством, при которой удовлетворение спроса на товарном рынке эффективнее в отсутствие конкуренции в силу технологических особенностей производства, а соответствующие товары не могут быть заменены в потреблении другими товарами, в связи с чем спрос на данном товарном рынке в меньшей степени зависит от изменения цены, чем спрос на другие товары;

3)система общественных отношений, при которой исключительное право осуществлять отдельные виды деятельности имеет государство в лице государственных служащих;

4)порядок, при котором исключительное право осуществлять перевозки грузов и пассажиров железнодорожным транспортом имеет государство в лице Белорусской железной дороги;

5)система общественных отношений, при которой исключительное право осуществлять отдельные виды деятельности (в том числе предпринимательскую) имеет государство в лице определенных государственных органов или иных специально уполномоченных субъектов права.

8.Дайте определение понятия «товарный рынок»:

1)сфера обращения товара, не имеющего заменителей, на территории Республики Беларусь или ее части, определяемой исходя из экономической возможности покупателя приобрести товар на соответствующей территории и отсутствия этой возможности за ее пределами;

2)сфера обращения товара, не имеющего заменителей, либо взаимозаменяемых товаров на территории Республики Беларусь и за ее пределами, определяемой исходя из экономической возможности покупателя приобрести товар на соответствующей территории и отсутствия этой возможности за ее пределами;

3)сфера обращения товара, не имеющего заменителей, либо взаимозаменяемых товаров на территории Республики Беларусь или ее части, определяемой исходя из экономической возможности покупателя приобрести товар на соответствующей территории и отсутствия этой возможности за ее пределами;

4)сфера обращения взаимозаменяемых товаров на территории Республики Беларусь или ее части;

5)сфера обращения товара, не имеющего заменителей, либо взаимозаменяемых товаров на территории Республики Беларусь или ее части.

9.Конкуренция в соответствии с законом «О противодействии монополистической деятельности и развитии конкуренции» – это:

1)состязательность хозяйствующих субъектов, при которой их самостоятельные действия эффективно ограничивают возможность каждого из них односторонне воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке;

2) состязательность субъектов в осуществлении предпринимательской деятельности;

3)взаимоотношения хозяйствующих субъектов, производящих взаимозаменяемый товар;

4) один из признаков рыночных отношений;

5) взаимоотношения хозяйствующих субъектов по поводу возникновения, изменения и прекращения гражданских прав и обязанностей.

10.Чрезвычайная монополия – это:

1)система общественных отношений на товарном рынке, санкционированная государством на определенный период, при которой конкуренция отсутствует или ограничена;

2) неправомерная монополия;

3)система общественных отношений, при которой исключительное право осуществлять отдельные виды деятельности (в том числе предпринимательскую) имеет государство в лице определенных государственных органов или иных специально уполномоченных субъектов права;

4)система общественных отношений, санкционированная государством, при которой удовлетворение спроса на товарном рынке эффективнее в отсутствие конкуренции в силу технологических особенностей производства (в связи с существенным понижением издержек производства на единицу товара по мере увеличения объемов его производства), а соответствующие товары не могут быть заменены в потреблении другими товарами, в связи с чем спрос на данном товарном рынке в меньшей степени зависит от изменения цены, чем спрос на другие товары;

5) правомерная, государственная и естественная монополия.

11.Конкуренты – это:

1)хозяйствующие субъекты, осуществляющие предпринимательскую деятельность на одном и том же товарном рынке;

2)хозяйствующие субъекты, осуществляющие предпринимательскую деятельность на разных товарных рынках;

3)только те хозяйствующие субъекты, которые занимают доминирующее положение на любом рыке;

4) все коммерческие юридические лица.

12.Монополистическая деятельность – это:

1)противоречащие антимонопольному законодательству действия (бездействие) хозяйствующих субъектов, государственных органов, направленные на недопущение, ограничение или устранение конкуренции, а также причиняющие вред правам, свободам и законным интересам потребителей;

2)действия хозяйствующих субъектов, направленные на осуществление активной конкуренции с целью продемонстрировать потребителю высокое качество своей продукции (работ, услуг);

3)действия (бездействие) государственных органов, направленные на осуществление контроля за функционированием субъектов хозяйствования, целью которых является создание активной конкуренции на рынке однородных товаров для установления максимально низких цен.

13.Товарный рынок это:

1)сфера хозяйственного оборота разнородных товаров работ и услуг, которые являются взаимозаменяемыми и поставляются в прямой зависимости от спроса массового потребителя;

2)сфера обращения товара, не имеющего заменителей, либо взаимозаменяемых товаров на территории Республики Беларусь или ее части, определяемой исходя из экономической возможности покупателя приобрести товар на соответствующей территории и отсутствия этой возможности за ее пределами;

3)сфера обращения товара, не имеющего заменителей, на определенной части территории Республики Беларусь, определяемой исходя из экономической возможности покупателя приобрести товар на соответствующей территории и отсутствия этой возможности за ее пределами.

14.Правомерная монополия – это:

1) государственная;

2) естественная;

3) чрезвычайная монополия;

4) мобилизационная монополия;

5) природная монополия.

15.Чрезвычайная монополия это:

1)система общественных отношений на товарном рынке, санкционированная государством на определенный период, при которой конкуренция отсутствует или ограничена;

2)абсолютная монополия субъекта хозяйствования на рынке однородных товаров работ и услуг;

3) монополия, при которой доля субъекта на товарном рынке составляет 90%.

16.Естественная монополия это:

1) государственная монополия на земельные ресурсы и природные ископаемые;

2)система общественных отношений, санкционированная государством, при которой удовлетворение спроса на товарном рынке эффективнее в режиме активной конкуренции субъектов государственной формы собственности, направленной на достижение максимальной степени качества продукции, работ и услуг;

3)система общественных отношений, санкционированная государством, при которой удовлетворение спроса на товарном рынке эффективнее в отсутствие конкуренции в силу технологических особенностей производства, а соответствующие товары не могут быть заменены в потреблении другими товарами.

17.Доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта:

1) доля которого на рынке определенного товара превышает предельную величину, установленную уполномоченным республиканским органом государственного управления;

2) доля которого на рынке определенного товара не превышает установленную предельную величину, если уполномоченным республиканским органом государственного управления будет установлено, что положение хозяйствующего субъекта является доминирующим;

3) все перечисленные случаи.

18.Недобросовестная конкуренция это:

1) любые направленные на приобретение преимуществ в предпринимательской деятельности действия хозяйствующих субъектов, которые противоречат антимонопольному законодательству, требованиям добросовестности и разумности и могут причинить или причинили убытки другим хозяйствующим субъектам – конкурентам либо нанести ущерб их деловой репутации;

2) любые направленные на приобретение преимуществ в предпринимательской деятельности действия хозяйствующих субъектов, которые противоречат антимонопольному законодательству и причинили убытки другим хозяйствующим субъектам;

3) любые направленные на приобретение преимуществ в предпринимательской деятельности действия хозяйствующих субъектов, которые противоречат антимонопольному законодательству, и могут причинить убытки другим хозяйствующим субъектам – конкурентам либо нанести ущерб их деловой репутации.

 

ЗАДАНИЕ 2

Задача 1

Организация-монополист «Вера» получила от ком­мерческой организации «Альфа» проект договора на по­ставку продукции, которая выпускается только организа­цией «Вера».

Поскольку в договоре содержались условия, которые организацию «Вера» не устраивали, то она отказалась за­ключать договор.

При этом организация-монополист «Вера» заключила договор на поставку всей продукции, выпуск которой пла­нировался на будущий год, с другими покупателями.

Коммерческая организация «Альфа» обратилась в хо­зяйственный суд с заявлением о понуждении в заключе­нии договора поставки, так как организация-монополист является единственным производителем в государстве, а поэтому отказ в заключении договора поставки приведет к банкротству организации «Альфа».

Проанализируйте ситуацию. Какое решение должен принять хозяйственный суд?

Задача 2

Акционерное общество «Зенит» осуществляло хозяйственную деятельность по переработке резиновых отходов, изготовлению регенерата и производству из него резиновых изделий на основе добросовестной конкуренции с ООО «Спутник». Однако, спустя некоторое время ООО «Спутник» наладило новые технологии, осуществило реорганизацию и в соответствии с законодательством стало заниматься иным видом деятельности.

Акционерное общество «Зенит» оказалось единственным на рынке производства резиновых изделий. Учредители общества пришли к заключению, что поскольку «Зенит» занимает доминирующее положение на рынке, то условия для конкуренции в соответствии с антимонопольным законодательством отсутствуют для него за неимением конкурентов, и они могут вести хозяйственную деятельность по своему усмотрению. Учредители решили изъять часть товаров из обращения, ограничить производство, с целью поддержание дефицита на товарном рынке, и преднамеренного повышения цен.

Однако, по прошествии некоторого времени уполномоченными антимонопольными органами в порядке осуществления государственного контроля за деятельностью хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение на товарном рынке было вынесено решение в отношении «Зенита» о его реорганизации с целью разграничения сфер деятельности предприятия в рамках узкой предметной специализации.

Учредители не согласились с таким решением антимонопольных органов, посчитали их неправомерными и подали иск в суд.

Дайте характеристику правовой ситуации. Обратитесь к ст.ст. 5, 10 Закона Республики Беларусь «О противодействии монополистической деятельности и развитии конкуренции».

 


Поделиться с друзьями:

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.021 с.