И критерии формирования профессиональных квалификационных групп — КиберПедия 

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

И критерии формирования профессиональных квалификационных групп

2017-08-23 363
И критерии формирования профессиональных квалификационных групп 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Виды экономической деятельности, по которым профессии рабочих и должности служащих сформированы в профессиональные квалификационные группы, определены Общероссийским классификатором видов экономической деятельности, принятым и введенным в действие приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 22.11.2007 № 329-ст (с изменениями, внесенными приказом Ростехрегулирования от 22.11.2007 № 329-ст).

По виду экономической деятельности «Образование» сформированы следующие две профессиональные квалификационные группы:

профессиональные квалификационные группы должностей работников образования (утверждены приказом Минздравсоцразвития Россииот 5 мая 2008 г. № 216н «Об утверждении профессиональных квалификационных групп должностей работников образования» (зарегистрирован в Минюсте России 22 мая 2008 г., регистрационный № 11731);

профессиональные квалификационные группы должностей работников высшего и дополнительного профессионального образования (утверждены приказом Минздравсоцразвития Россииот 5 мая 2008 г. № 217н «Об утверждении профессиональных квалификационных групп должностей работников высшего и дополнительного профессионального образования» (зарегистрирован в Минюсте России 22 мая 2008 г., регистрационный № 11725).

Профессии рабочих и должности служащих сформированы в профессиональные квалификационные группы по видам экономической деятельности по следующим критериям:

- отдельные должности служащих из числа профессорско-преподавательского состава и научных работников, к которым предъявляются требования о наличии ученой степени и (или) ученого звания, и должности руководителей структурных подразделений учреждений, требующие наличия высшего профессионального образования;

- должности служащих, требующие наличия высшего профессионального образования;

- профессии рабочих и должности служащих, в том числе руководителей структурных подразделений учреждений, требующие наличия начального или среднего профессионального образования;

- профессии рабочих и должности служащих, которые не требуют наличия профессионального образования.

При этом установлено, что отнесение профессий рабочих и должностей служащих к профессиональным квалификационным группам осуществляется по минимальному уровню требований к квалификации, необходимому для работы по соответствующим профессиям рабочих или для занятия соответствующих должностей служащих.

Это означает, что если в соответствии с квалификационной характеристикой (квалификационным справочником) занимать должность служащего может лицо, имеющее как среднее, так и высшее профессиональное образование, то в соответствии с приказом Миндздравсоцразвития России от 6 августа 2007 г. № 525 такая должность служащего относится к профессиональной квалификационной группе по минимальным требованиям к квалификации, т.е. к той профессиональной квалификационной группе должностей служащих, к которым предъявляются требования о наличии среднего профессионального образования.

Исключение предусмотрено только для должностей служащих, имеющих важное социальное значение, что позволяет отнести отдельные должности с различными требованиями к их квалификации к профессиональным квалификационным группам исходя из более высокого уровня требований к квалификации, необходимой для занятия соответствующих должностей служащих.

В этой связи следует отметить, что с учетом этого условия сформированы профессиональная квалификационная группа должностей педагогических работников и профессиональная квалификационная группа должностей профессорско-преподавательского состава (в части должностей ассистентов и преподавателей, к которым напрямую не предъявляются требования о наличии ученой степени и (или) ученого звания).

 

Принципы формирования профессиональных квалификационных групп должностей работников образования

Должности работников образования представлены в четырех профессиональных квалификационных группах: две профессиональные квалификационные группы сформированы из должностей работников учебно-вспомогательного персонала, учитывая различные требования к их квалификации, одна группа – из должностей педагогических работников и еще одна группа – из должностей руководителей структурных подразделений.

Необходимо иметь в виду, что должности, включенные в профессиональную квалификационную группу педагогических работников, не могут быть отнесены ни к какой другой категории персонала.

Однако в нормативных правовых актах, устанавливающих системы оплаты труда работников образования в некоторых субъектах РФ, такие изменения неправомерно допускаются. Например, такие педагогические работники, как воспитатели, воспитатели групп продленного дня, педагоги-психологи, социальные педагоги, педагоги дополнительного образования необоснованно относятся к учебно-вспомогательному персоналу, а в отдельных случаях, напротив, к категории педагогических работников отнесены хормейстеры, балетмейстеры, массажисты, которые педагогическими работниками не являются, а относятся либо к работникам культуры, либо к медицинскому персоналу.

Следует также обратить внимание на неточность, которая, по нашему мнению, допущена в пункте 46 Типового положения об образовательном учреждении начального профессионального образования (утверждено постановлением Правительства РФ от 14 июля 2008 г. № 521) при перечислении педагогических работников. В соответствии с этим пунктом к педагогическим работникам отнесены преподаватели, мастера производственного обучения, старшие мастера производственного обучения. Остальные работники (помимо руководящих работников) в соответствии с этим пунктом относятся либо к учебно-вспомогательному, либо к иному персоналу.

Означает ли это, что в учреждениях начального профессионального образования не должно быть воспитателей (при наличии общежитий), педагогов-психологов, педагогов дополнительного образования, методистов, преподавателей-организаторов основ безопасности жизнедеятельности, руководителей физвоспитания и некоторых других педагогических работников, либо все перечисленные работники являются учебно-вспомогательным и иным персоналом?

Кроме того, в указанном пункте появилось новое наименование должности, отнесенной к педагогическим работникам. - «старший мастер производственного обучения», которой не предусмотрено в профессиональной квалификационной группе педагогических работников. Следует ли понимать, что указанная должность будет предусматриваться в образовательных учреждениях начального профессионального образования наряду с должностью старшего мастера, отнесенной к профессиональной квалификационной группе руководителей структурных подразделений, либо она заменяет должность старшего мастера? Ответов на эти вопросы пока нет. Считаем, что в этой части вышеуказанное Типовое положение нуждается в корректировке.

Если характеризовать принципы формирования профессиональных квалификационных групп работников образования, которые утверждены указанными выше приказами, то должности работников образования, входящие в одну профессиональную квалификационную группу (кроме должностей работников учебно-вспомогательного персонала первого уровня) структурированы по квалификационным уровням в зависимости от сложности выполняемой работы, как это и предусмотрено приказом Миндздравсоцразвития России от 06.08.2007 г. № 525.

Необходимо отметить, что все должности педагогических работников, как имеющие важное социальное значение, отнесены к профессиональной квалификационной группе должностей служащих, требующих наличия высшего профессионального образования, несмотря на то, что минимальным требованием к уровню квалификации для осуществления педагогической деятельности большинства работников по-прежнему является наличие среднего профессионального образования, что следует из квалификационных характеристик должностей работников образования, утвержденных приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 14 августа 2009 г. № 593 «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования».

Должности работников высшего и дополнительного профессионального образования представлены в двух профессиональных квалификационных группах: одна профессиональная квалификационная группа сформирована из должностей работников административно-хозяйственного и учебно-вспомогательного персонала, другая - из должностей профессорско-преподавательского состава и руководителей структурных подразделений.

При этом, профессиональная квалификационная группа должностей работников административно-хозяйственного и учебно-вспомогательного персонала сформирована с учетом требований о наличии высшего профессионального образования.

Профессии рабочих и должности служащих, в том числе руководителей структурных подразделений учреждений, требующих наличия начального или среднего профессионального образования, а также профессии рабочих и должности служащих, которые не требуют наличия профессионального образования, в профессиональную квалификационную группу должностей работников высшего и дополнительного образования не включены из-за отсутствия таких должностей и профессий для этого уровня образования по виду экономической деятельности «Образование».

Необходимо также учесть, что должности руководителей учреждений, в т.ч. образовательных учреждений, их заместителей и главных бухгалтеров в профессиональные квалификационные группы не формируются, поскольку оплата их труда осуществляется на иных условиях, установленных постановлением Правительства РФ от 5 августа 2008 г. № 583.

Что касается других должностей работников, которые фактически заняты на работе в образовательных учреждениях, например, врачи, медицинские сестры, библиотечные работники, художественные руководители, хормейстеры, балетмейстеры, инженеры, лаборанты, техники, бухгалтеры, рабочие различных профессий и др., то по всем перечисленным должностям сформированы другие профессиональные квалификационные группы.

Так, профессиональные квалификационные группы должностей медицинских и фармацевтических работников утверждены приказом Минздравсоцразвития России от 6 августа 2007 г. № 526; профессиональные квалификационные группы должностей работников культуры, искусства и кинематографии - приказом Минздравсоцразвития России от 31 августа 2007 г. № 570; профессиональные квалификационные группы общеотраслевых должностей руководителей, специалистов и служащих - приказом Минздравсоцразвития России от 29.05.2008 г. № 247н; профессиональные квалификационные группы общеотраслевых профессий рабочих - приказом Минздравсоцразвития России от 29.05.2008 г. № 248н.

Образовательные учреждения, имеющие в штате должности работников, включенные в профессиональные квалификационные группы других видов экономической деятельности, применяют их с учетом использованных при их формировании принципов структурирования должностей по квалификационным уровням.

 

Комментарий подготовлен специалистами аппарата Профсоюза работников народного образования и науки РФ В.Н. Понкратовой, Ж.П. Осипцовой.

Приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 24 ноября 2008 г. № 665 «О внесении изменений и признании утратившими силу некоторых актов Министерства труда и занятости населения Российской Федерации, Министерства труда Российской Федерации, Министерства труда и социального развития Российской Федерации, Министерства здравоохранения РСФСР, Министерства здравоохранения Российской Федерации, Министерства здравоохранения и медицинской промышленности Российской Федерации и Министерства социальной защиты населения Российской Федерации и Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации»

 

В связи с принятием постановления Правительства Российской Федерации от 5 августа 2008 г. № 583 "О введении новых систем оплаты труда работников федеральных бюджетных учреждений и федеральных государственных органов, а также гражданского персонала воинских частей, учреждений и подразделений федеральных органов исполнительной власти, в которых законом предусмотрена военная и приравненная к ней служба, оплата труда которых в настоящее время осуществляется на основе Единой тарифной сетки по оплате труда работников федеральных государственных учреждений" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2008, № 33, ст. 3852; № 40, ст. 4544) приказываю:

1. Внести изменения в некоторые акты Министерства труда Российской Федерации, Министерства труда и социального развития Российской Федерации и Министерства здравоохранения Российской Федерации согласно приложению № 1.

2. Признать утратившими силу некоторые акты Министерства труда и занятости населения Российской Федерации, Министерства труда Российской Федерации, Министерства труда и социального развития Российской Федерации, Министерства здравоохранения РСФСР, Министерства здравоохранения Российской Федерации, Министерства здравоохранения и медицинской промышленности Российской Федерации и Министерства социальной защиты населения Российской Федерации по перечню согласно приложению № 2.

3. Настоящий Приказ вступает в силу с 1 декабря 2008 года.

 

 

Министр Т. Голикова

 

 

Приложение № 1

к приказу Минздравсоцразвития России

от 24 ноября 2008 г. № 665

 


Поделиться с друзьями:

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.011 с.