Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...
Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...
Топ:
Теоретическая значимость работы: Описание теоретической значимости (ценности) результатов исследования должно присутствовать во введении...
Особенности труда и отдыха в условиях низких температур: К работам при низких температурах на открытом воздухе и в не отапливаемых помещениях допускаются лица не моложе 18 лет, прошедшие...
Процедура выполнения команд. Рабочий цикл процессора: Функционирование процессора в основном состоит из повторяющихся рабочих циклов, каждый из которых соответствует...
Интересное:
Лечение прогрессирующих форм рака: Одним из наиболее важных достижений экспериментальной химиотерапии опухолей, начатой в 60-х и реализованной в 70-х годах, является...
Наиболее распространенные виды рака: Раковая опухоль — это самостоятельное новообразование, которое может возникнуть и от повышенного давления...
Принципы управления денежными потоками: одним из методов контроля за состоянием денежной наличности является...
Дисциплины:
2017-08-23 | 353 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
Значительная роль в развитии и воспитании у ребенка дошкольного возраста эмоций сопереживания и сочувствия принадлежит семье. В условиях семьи складывается присущий только ей эмоционально – нравственный опыт: убеждения и идеалы, оценки и ценностные ориентации, отношение к окружающим людям и к деятельности. Предпочитая ту или иную систему оценок и эталонов ценностей (материальных и духовных), семья в значительной степени определяет уровень и содержание эмоционального и социально – нравственного развития ребенка.
Опыт дошкольника может быть очень разным. Как правило, он полный и разносторонний у ребенка из большой и дружной семьи, где родители и дети связывают глубокие отношения ответственности и взаимной зависимости. В этих семьях диапазон утверждаемых ценностей достаточно широк, но ключевое место в них занимает человек и отношение к нему.
Эмоциональный опыт может быть существенно ограниченным у ребенка из неполной семьи (при отсутствии кого-то из родителей) или при отсутствии у ребенка братьев и сестер. Недостаточная реальная практика участия в жизни других детей, пожилых людей, о которых необходимо заботиться, является важным фактором, сужающим рамки эмоционального опыта.
Приобретаемые в условиях семьи опыт может быть не только ограниченным, но и односторонним. Такая односторонность складывается обычно в тех условиях, когда члены семьи озабочены развитием в ребенке отдельных качеств, кажущихся исключительно значимыми, например развитием интеллекта (математических, лингвистических способностей и т. д.), и при этом не уделяется сколько-нибудь существенного внимания другим качествам, необходимым ребенку как будущему гражданину. Наконец, эмоциональный опыт ребенка может быть неоднородным и даже противоречивым. Такое положение, как правило, имеет место тогда, когда ценностные ориентации главных членов семьи (особенно родителей) совершенно разные. Пример такого рода воспитания может дать семья, в которой мать прививает ребенку чуткость и отзывчивость, а отец считает подобные качества пережитком и «культивирует» в ребенке лишь силу, возводя это качество в ранг первостепенных.
|
Важно подчеркнуть, что в вопросе воспитания у детей доброты и отзывчивости к другим людям между воспитателями и родителями может и не быть того обоюдного понимания и единодушия, как, например, при формировании у детей навыков, умений, при обучении их различного рода знаниям.
Так, не секрет, что некоторые родители не считают эти качества важными и значимыми в ряду других качеств и свойств ребенка. Более того, встречаются родители, которые твердо убеждены, что в наше время – время научно-технических достижений и прогресса – многие нравственные нормы поведения исчерпали себя и не являются для детей необходимыми; кое-кто воспитывает у ребенка такие качества, как умение постоять за себя, не дать себя в обиду, дать сдачи. «Тебя стукнули, а ты что, не сможешь ответить тем же?» - спрашивают в этих случаях у детей. В противовес доброте, чуткости, пониманию другого у детей нередко воспитывается умение бездумно применять силу, решать возникшие конфликты за счет подавления другого, пренебрежительное отношение к другим людям.
Труд души ребенка должен быть организован близкими взрослыми с большой тщательностью, он должен интересовать их и направлять ими. Чтобы получить ощутимые результаты в развитии внутреннего мира детей необходимо как можно полнее представить эмоциональный опыт ребенка, и в первую очередь приобретаемый им в семье; вести постоянную работу по развитию и обогащению эмоционального опыта ребенка. С этим вопросом тесно связан и вопрос эмоционального микроклимата семьи, определяющийся в значительной степени характером взаимоотношений членов семьи, и в первую очередь родителей. При положительных взаимоотношениях может интересовать в основном степень участия ребенка в общих делах, проблемах, заботах семьи. При отрицательных взаимоотношениях важно понимать какой огромный вред наносит разлад родителей (конфликты, ссоры) настроению ребенка, его работоспособности, взаимоотношениям со сверстниками.
|
Очень важно выяснить характер реальной воспитательской позиции родителей, которая складывается из их понимания и отношения к целому ряду вопросов. Эта позиция, как правило, соответствует ценностным ориентациям личности самих родителей. Необходимо понять, в какой мере такие интересующие его качества личности, как способность к сопереживанию и сочувствию, к эмоциональному отклику, являются для родителей значимыми и важными, то есть ценностными. Какое место занимают ценностные ориентации такого рода среды других ценностей, разделяемых членами семьи. В понимании этого вопроса следует идти от раскрытия ценностных ориентаций более общего и глобального порядка (идеалы, цели, ценностные сферы деятельности) к ценностным ориентациям более частого и конкретного характера (предпочитаемые способы достижения, методы и приемы реализации целей, поставленных задач и пр.)
Существенную помощь в воспитании эмоций может оказать понимание родителей об идеальных качествах, которые они желали бы видеть у своего ребенка в недалеком будущем (его можно связать с предстоящим переходом ребенка из детского сада в школу и, что особенно важно, в новый детский коллектив). Идеальными большинство родителей считают те качества ребенка, которые прямо или косвенно связаны с интеллектуальным развитием: усидчивость, сосредоточенность, самостоятельность, прилежание, желание учиться, добросовестность. Реже можно слышать о таких идеальных качествах, как доброта, внимание к другим людям. Родители сознают (хотя, возможно, сугубо интуитивно) необходимость воспитания у ребенка не какого-то одного, изолированного качества, а системы качеств, соотнесенных и связанных между собой: интеллектуальных и физических, интеллектуальных и нравственных т. д.
Бывает, однако, и так, что переживания родителей связаны с качествами исключительно интеллектуального порядка. Например, родителей радует любознательность, способность ребенка быстро понимать материал, умение схватить существенное. Огорчает и тревожит их, в свою очередь, рассеянное внимание ребенка, замедленное мышление, нежелание учиться и т. д. В то же время сугубо человеческие качества – доброта, чуткость, отзывчивость – не являются, по мнению родителей, заслуживающими внимания.
|
Очень важно найти для ребенка в семье постоянное, действительно значимое для всех членов семьи дело (занятие, поручение, деятельность), которое являлась бы реальной практикой заботы о другом человеке: бабушке, больным отцом, старшей сестре. Необходимо постоянно обращать внимание на то, что, поощряя ребенка даже за незначительную помощь, подчеркивая его причастность к общим проблемам и заботам семьи, родители тем самым вызывают положительные эмоции у ребенка, укрепляют его веру в свои силы, пробуждают социально необходимые качества личности.
Очень важно понять родителям роль их собственного участия в совместной с ребенком деятельности (особенно в тех случаях, когда в семье воспитывается только один ребенок); это участие ценно не только для формирования у ребенка определенных умений или получения такого продукта, какой он не может изготовить один. Распределяя с ребенком действия, чередуя их, включая его на равных в выполнение дел и заданий, родители тем самым способствуют развитию его личностных качеств: внимания к другому, умения прислушаться и понять другого, откликнуться на его просьбы, состояние.
Значимым моментом для родителей может явиться эмоциональное поведение ребенка в ответ на удачное или, наоборот, неудачное действие по ходу деятельности.
Систематическая работа по эмоциональному воспитанию детей должна осуществляться с учетом особенностей, психики детей и основных закономерностей усвоения ими человеческого опыта. Существенными звеньями в этой работе должны стать: развитие социальной ориентации детей, обеспечение опыта решения ими социально-нравственных задач и реальная практика деятельности детей для других людей. Каждое из этих звеньев вносит свой специфический вклад в формирование личности дошкольника.
Памятка
|
|
Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...
История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...
Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...
Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!