Педагогическое сопровождение семейного воспитания — КиберПедия 

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Педагогическое сопровождение семейного воспитания

2017-08-23 337
Педагогическое сопровождение семейного воспитания 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Успешное решение задач воспитания и соблюдения прав ребенка возможно только при объединении усилий семьи и других социальных институтов, обеспечивающих воспитательный процесс и взаимодействие ребенка, родителей и социума.

Семья – важнейший институт общества, микрогруппа, в которой происходит физическое и духовное взросление человека. Дошкольная педагогика рассматривает семью как субъект воспитательной деятельности и, следовательно, сосредоточена на значении семьи в формировании личности, на ее воспитательном потенциале и образовательных потребностях, на содержании и формах взаимодействия детского сада и семьи в образовательном процессе.

Роль семьи в формировании личности является исходной, определяющей. Ни один из социальных институтов общественного воспитания не может сравниться с ней в этом отношении. Семья вскармливает и физически развивает ребенка; обеспечивает первичную социализацию, помогает стать ребенку социально-компетентным человеком, обеспечивает защитную функцию; создает уникальную (не воспроизводимую никаким другим социальным институтом) атмосферу любви, эмоциональной насыщенности и теплоты индивидуальных отношений, тем самым обеспечивая важнейшие условия гармоничного, полноценного эмоционально-психического созревания личности, через семейное общение осуществляется речевое, интеллектуальное и нравственное ее развитие.

Чтобы успешно выполнить указанные воспитательные функции, семья должна обладать определенным потенциалом, который складывается из следующих основных ресурсных компонентов:

· материально-бытовых средств и условий воспитания;

· эмоционально-нравственного климата;

· семейных и национально-культурных традиций и обычаев, создающих семье статус «дома» детства;

· педагогической культуры родителей.

В контексте указанного статуса семьи становится очевидным получение дошкольным учреждением информации для решения управленческих задач:

· точного целеполагания, адекватного образовательным потребностям семьи;

· понимания истоков и причин траектории развития личности дошкольника, в том числе и отклоняющегося развития;

· выработки индивидуальной тактики взаимодействия с родителями в образовательном процессе.

В условиях демократизации образования, многовариативности его форм и содержания стали значимыми образовательные потребности семьи. Ныне она выступает как социальный заказчик разноуровневого, дифференцированного образования, источнике целеполагания в программе развития ДОУ и деятельности конкретного педагога.

Детский сад, в свою очередь, всегда стремился усилить свое влияние на семью, чтобы с ее помощью реализовать возможности и развивать способности ребенка. В современных условиях дошкольное учреждение становится все более открытой социально-педагогической системой, стремится к диалогу, межличностному общению, широкому социальному взаимодействию.

Этой проблеме посвящены нормативные документы:

· информация об организации работы с родительской общественностью по проблемам воспитания детей и молодежи в регионах РФ (письмо Министерства образования России от 18.07.03 №28-51-565/16)4

· об организации работы с родительской общественностью по проблеме воспитания детей и молодежи (приказ Министерства образования России от 07.08.03 № 3271);

· об организации родительского всеобуча в образовательных учреждениях (письмо Министерства образования РФ от 22.07.02 № 30-51-547/16).

Аналитические материалы РАОГНИИ семьи и воспитания, опубликованные в журнале «Вестник образования»(№23,2003), способствовали педагогическому поиску условий и средств содействия укреплению семьи. Решение этой актуальной проблемы управленцами ДОУ обусловлено также ростом числа неблагополучных семей, наметившейся тенденцией ослабления воспитательных позиций семьи в обществе.

Вопросы воспитания здорового ребенка должны решаться в тесном контакте с семьей, так как основы здоровья закладываются в семье. Без помощи со стороны семьи оздоровительная работа, организуемая в образовательном учреждении, не может быть успешной. Проблема состоит в нахождении победительных стимулов, заставляющих родителей по-иному взглянуть на здоровье и физическое развитие своих детей.

Для решения этой проблемы необходимо дать родителям полное представление о динамике развития и состоянии здоровья каждого конкретного ребенка. Только на этой основе возможна консолидация усилий семьи и образовательного учреждения и выработка общей стратегии в воспитании у ребенка потребности к здоровому образу жизни.

В письме МОРФ от 22.07.02 № 30-51-547/16 «Об организации родительского всеобуча в общеобразовательных учреждениях» подчеркивается, что «успешное решение задач воспитания возможно только при объединении усилий семьи и других социальных институтов».

В планировании и проведении такой работы большую помощь может оказатьанкетирование в начале учебного года, в котором предусмотрены следующие вопросы:

· Часто ли болеет ваш ребенок? (Да, нет, частично)

· Причины болезни:

а) недостаточное физическое воспитание ребенка в детском саду;

б) недостаточное физическое воспитание в семье; в) наследственность, предрасположенность.

· Знаете ли вы физические показатели, по которым можно следить за правильным развитием вашего ребенка? (Да, нет, частично.)

· На что, на ваш взгляд, должны семья и детский сад обращать особое внимание, заботясь о здоровье и физической культуре ребенка: а) соблюдение режима; б) рациональное, калорийное питание; в) полноценный сон; г) достаточное пребывание на свежем воздухе; д) здоровая гигиеническая среда; е) благоприятная психологическая атмосфера; ж) наличие спортивных и детских площадок; з) физкультурные занятия; и) закаливающие мероприятия.

· Какие закаливающие процедуры наиболее приемлемы для вашего ребенка: а) облегченная форма одежды на прогулке; б) облегченная одежда в группе; в) обливание ног водой контрастной температуры; г) хождение босиком; д) систематическое проветривание помещений группы; е) прогулка в любую погоду; ж) полоскание горла водой комнатной температуры; з) умывание лица, шеи, рук до локтя водой комнатной температуры.

· Знаете ли вы, как укреплять здоровье ребенка дома? (Да, нет, частично.)

· Нужна ли вам помощь детского сада? (Да, нет, частично.)

· Какие вопросы по проблемам здоровья детей вас интересуют?

 

Такое анкетирование поможет педагогам больше узнать о ребенке, его физическом развитии в семье, а также наметить наиболее важные и эффективные формы педагогической пропаганды.

Анализ анкетных данных приводит к выводу, что, к сожалению, уровень знаний и умений большинства родителей в области воспитания ребенка невысок, а интерес к данной проблеме возникает лишь тогда, когда уже требуется помощь медиков или психологов. Это обусловлено тем, что большинство родителей не понимают самой сущности здоровья, рассматривая его только как отсутствия заболеваний. Поэтому средства укрепления здоровья детей они видят только в лечебных и закаливающих мероприятиях, рациональном питании. При этом совершенно не учитывается взаимосвязь всех составляющих здоровья – физического, психического и социального.

Совместная работа с семьей по данному вопросу должна строиться на следующих основных положениях:

· Единство, которое достигается в том случае, если цели и задачи воспитания здорового ребенка хорошо понятны не только педагогам, но и родителям, когда семья знакома с основным содержанием, методами и приемами физкультурно-оздоровительной работы в образовательном учреждении, а педагоги используют лучший опыт семейного воспитания.

· Систематичность и последовательность работы в течение всего года и всего периода пребывания ребенка в учреждении.

· Индивидуальный подход к каждому ребенку и к каждой семье на основе учета их интересов и способностей.

· Взаимное доверие и взаимопомощь педагогов и родителей.

В соответствии с этим система работы с семьей должна предусматривать:

· ознакомление родителей с результатами диагностики состояния здоровья ребенка и его психомоторного развития, с индивидуальным планом его оздоровления;

· целенаправленную санпросветработу, пропагандирующую общегигиенические требования, необходимость рационального режима и полноценного, сбалансированного питания, закаливания, оптимального воздушного и температурного режима и т.д.;

· ознакомление родителей с содержанием физкультурно-оздоровительной работы в образовательном учреждении и в семье, обучение основным методом профилактики детской заболеваемости(разнообразным приемам закаливания, массажа, дыхательной гимнастики, фитотерапии и т.д.);

· обучение родителей разнообразным техникам общения с детьми.


Поделиться с друзьями:

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.015 с.