Оценка функциональной пригодности методического кабинета ДОУ — КиберПедия 

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Оценка функциональной пригодности методического кабинета ДОУ

2017-08-23 845
Оценка функциональной пригодности методического кабинета ДОУ 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Содержание методической работы старшего воспитателя

(по П.И. Третьякову, К.Ю. Белой)

№ п/п Функция управления   Функции старшего воспитателя
1.   Информационно- аналитическая   Формирует банк данных о профессиональных качествах педагогов, выполнении программ, педагогическом опыте, новых исследованиях в педагогике, психологии, дидактике.
  2. Мотивационно- целевая     Совместно с руководителем и педагогами определяет цели и задачи научно-методической работы коллектива, самообразования педагогов, формы и методы воспитательно-образовательной работы в детском саду. Помогает педагогам в научной организации труда, создает для этого условия. Систематизирует и пропагандирует передовой педагогический опыт, современные научные разработки.
  3.     Планово- прогностическая     Прогнозирует развитие научно- методической работы коллектива. На основе диагностики определяет зоны ближайшего развития педагогов. Совместно с руководителем составляет программы развития ДОУ и образовательную, годовой план, планирует методическую работу.
  4.     Организационно- исполнительская     Обеспечивает выполнение годового плана работы детского сада. Оказывает методическую помощь педагогам. Совместно с руководителем готовит и проводит заседания педагогических советов. Организует взаимопосещения, открытые занятия, конкурсы, дни открытых дверей. Проводит диагностику детей, анкетирование педагогов, родителей, совместно с руководителем – аттестацию педагогов. Осуществляет взаимодействие со школой и другими учреждениями.
  5.   Контрольно- диагностическая Осуществляет совместно с руководителем внутрисадовский контроль (оперативный, тематический, итоговый): оценивает качество воспитательно-образовательного процесса, предметно-развивающей среды.
6. Регулятивно- коррекционная (оперативно-функциональ- ное регулирование) Обеспечивает оперативную помощь педагогам в организации воспитательно-образовательного процесса, повышении квалификации, экспериментально-поисковой работе.    

Методический кабинет

дошкольного образовательного учреждения

Центром всей методической работы детского сада является методический кабинет. Ему принадлежит ведущая роль в оказании действенной помощи воспитателям, в организации педагогического процесса, в работе с родителями, в повышении педагогического мастерства и организации самообразования.

Методический кабинет – это копилка традиций детского сада. Задача старшего воспитателя – сделать накопленный опыт «живым», доступным, научить творчески переносить его в работу с детьми.

Правильно поставленная в методическом кабинете работа способствует повышению методической подготовленности всех педагогов и, следовательно, помогает решению задачи разностороннего развития детей.

Типы проектов в ДОУ

Типы проектов отличаются разнообразием. Актуальными для дошкольного образования являются следующие типы.

1. По доминирующему методу: исследовательские, информационные, творческие, игровые, приключенческие, практико-ориентированные.

2. По характеру содержания: включают ребенка и его семью, ребенка и природу, ребенка и рукотворный мир, ребенка, общество и его культурные ценности.

3. По характеру участия ребенка в проекте: заказчик, эксперт, исполнитель, участник от зарождения идеи до получения результата.

4. По характеру контактов: осуществляется внутри одной возрастной группы, в контакте с другой возрастной группой, внутри ДОУ, в контакте с семьей, учреждениями культуры, общественными организациями (открытый проект).

5. По количеству участников: индивидуальный, парный, групповой и фронтальный.

6. По продолжительности: краткосрочный, средней продолжительности и долгосрочный.

Советы и рекомендации студентам

Предлагаем примерную структуру проекта:

1. Тема, цель и задачи проекта.

2. Обоснование актуальности проекта.

3. Теоретические основы проекта (идеи Концепции дошкольного воспитания, психолого-педагогические теории, идеи авторов, связанные с темой проекта).

4. Участники проекта.

5. Длительности проекта.

6. Предварительная работа с педагогами, детьми и их родителями.

7. Содержание проекта.

8. Постановка новой проблемы (расширение и совершенствование проекта).

Подготовка и участие педсовета

в дошкольном образовательном учреждении

Самым главным и ответственным совещанием в дошкольном учреждении является заседание Совета педагогов.

Совет педагогов – это постоянно действующий орган самоуправления дошкольного образовательного учреждения, выразитель коллективной педагогической мысли, своеобразная школа мастерства и трибуна педагогического опыта.

Примерным Уставом ДОУ (приложение к Типовому положению о ДОУ в РФ) определены следующие функции Совета педагогов:

- указывает направления образовательной деятельности ДОУ;

- отбирает и утверждает образовательные программы для использования в ДОУ;

- рассматривает вопросы повышения квалификации и переподготовки кадров;

- организует выявление, обобщение, распространение, внедрение педагогического опыта;

- заслушивает отчеты заведующего о создании условий для реализации образовательной программы;

- обсуждает вопросы содержания, форм и методов образовательного процесса, планирования образовательной деятельности ДОУ;

- рассматривает вопросы организации дополнительных услуг родителям.

Педагогический совет в детском саду как высший орган руководства всем воспитательно-образовательным процессом ставит и решает конкретные задачи дошкольного учреждения:

- обсуждаются основные вопросы воспитания и обучения дошкольников;

- анализирует имеющиеся недостатки;

- принимаются решения для устранения недочетов;

- организуется обмен опытом педагогической работы.

Тематика педагогических советов определяется в годовом плане ДОУ. При необходимости в него вносятся дополнения и уточнения.

Главным вопросом повестки дня всегда являются результаты работы педагогов: уровень развития детей, их здоровье, формы совместной работы педагогов и родителей по воспитанию дошкольников.

Все педагогические советы можно условно разделить

· По формам организации:

а/ традиционный педсовет;

б/ педсовет с использованием отдельных методов активизации педагогов;

в/ нетрадиционный педсовет в форме деловой игры, конференции и др.

· По видам:

а/ тематический;

б/ итоговый.

Подготовка педсовета

Чтобы педагогический совет был органом управления, а его решения действенными и способствующими улучшению работы с детьми, каждому заседанию должна предшествовать тщательная подготовка всех его участников.

Заведующий и старший воспитатель продумывают организационные вопросы: тему, повестку, регламент. Старший воспитатель тщательно продумывает весь ход педсовета, подбирает варианты активизации педагогов.

После определения темы рекомендуется создать рабочую группу, которая продумает форму педсовета, организует оформление помещения, составит список литературы для изучения. В методическом кабинете оформляются выставки: «Готовимся к педсовету» или «Наш педсовет». Здесь важно представить опыт работы педагогов (пособия, конспекты, выписки из планов работы с детьми), публикации, методический материал. Воспитателям предлагаются задания, которые помогут им подготовиться к педагогическому совету. Задания помогут создать на педсовете обстановку для творческого размышления, поиска истины. Подробная повестка дня с вопросами для обсуждения должна быть вывешена не позднее, чем за 2-3 недели до проведения педсовета.

Старший воспитатель и заведующий помогают педагогам сравнить результаты анализа занятий, умений, навыков детей с требованиями образовательной программы ДОУ, выделить главные направления в работе. Каждому педагогу необходимо дать критический анализ своей деятельности, прийти на педсовет с выводами, сделанными в ходе этого анализа (что в работе с детьми не удается, почему и как выявленные недостатки можно исправить).

Проведение педсовета

1. Информация о присутствующих и отсутствующих. Определение правомочности Совета педагогов.

2. Информация о выполнении решений предыдущего заседания, о ходе выполнения решений с более длительным сроком.

3. Вступительное слово председателя Совета педагогов о теме, повестке дня, о значении решения поставленной проблемы для всего коллектива ДОУ.

4. Обсуждение вопросов в соответствии с повесткой дня.

5. Заключительное слово председателя Совета с анализом проделанной работы, обсуждение проекта решения - важнейший момент в работе педсовета. Оно должно быть кратким, конкретным, содержать конструктивные предложения.

6. Принятие Советом педагогов решения голосованием.

Обязательным условием правильной организации всей работы в ДОУ является сочетание коллективного руководства и персональной ответственности за свое дело. На заседаниях педагоги приходят к единому решению по совершенствованию воспитательно-образовательного процесса, аттестации воспитателей, организации опытно-экспериментальной и исследовательской работы. На педагогическом совете определяются перспективы развития учреждения. Его решения обязательны для исполнения всеми членами коллектива. Поскольку исполнение решений контролируется, они должны быть понятны, адресованы конкретным людям и ограничены сроками.

Советы и рекомендации студентам

Педагогический совет в детском саду как высший орган руководства всем воспитательно-образовательным процессом ставит и решает конкретные задачи дошкольного учреждения.

В содержании проблем, выносимых на педсовет, в характере их обсуждения, поведении педагогов на педсовете, в отношении к нему проявляется уровень руководства ДОУ.

И семинарах -практикумах

Ежегодно в годовой работе детского сада обязательно планируются семинар и семинар-практикум, остающиеся наиболее эффективной формой повышения квалификации воспитателей.

Семинары – это групповые занятия по определенному плану под руководством опытных педагогов, специалистов.

Их целью является – повышение теоретического уровня воспитателей по конкретному вопросу воспитательно-образовательной работы с детьми.

Тематика семинаров связана с задачами годового плана, с целями программы развития дошкольного учреждения.

Семинар может быть постоянно действующим и временным. Руководитель семинара вместе со старшим воспитателем продумывают его программу, план работы.

Семинар, как правило, состоит из нескольких занятий. Их количество, частота проведения зависят от конкретной темы.

Обычно предусматривается постоянный состав участников семинара, но план может быть составлен таким образом, что на некоторые занятия полезно прийти воспитателям, например, младших и средних групп, а на другие – старших.

Участие в работе семинара добровольное, поэтому при выборе темы необходимо учитывать пожелания и потребности педагогов конкретного детского сада, ну и, конечно, руководители могут рекомендовать некоторым воспитателям посетить отдельные занятия.

Необходимо предусмотреть подготовку участников семинара к занятиям. Вместе с планом работы семинара в методическом кабинете вывешивается список литературы, рекомендованный к конкретному занятию, подбирается картотека, подготавливается выставка. Воспитатели учатся критически оценивать прочитанное, выбирать нужные для себя сведения. Они должны понять сущность изучаемого материала, чтобы усвоить и использовать его в своей практической деятельности. Могут быть даны персональные задания каждому педагогу: провести диагностику, опрос детей группы, подготовить сообщение по научной литературе и т.д. Предварительная подготовка предоставляет возможность руководителю семинара проводить занятия с активным привлечением всех участников: в форме дискуссии, круглого стола и др.

Готовить и проводить семинар можно по-разному в зависимости от содержания, темы и цели занятия.

Семинар заканчивается выработкой рекомендаций о возможности использования в работе изученной проблемы или разработкой плана дальнейшего изучения конкретных вопросов данной темы.

В практике детского сада используются также семинары-практикумы, направленные на повышение уровня практической подготовки воспитателя, совершенствование практических навыков, необходимых в работе с детьми.

Проводится для более глубокого и систематического изучения проблем педагогики, психологии, методики; теоретический материал подкрепляется примерами из практики, показом отдельных приемов и способов работы. В

ходе семинара совершенствуется профессиональное мастерство педагогов в определенном виде деятельности, развиваются творчество и фантазия.

Тематика семинаров-практикумов строится на запросах воспитателей и также связана с задачами годового плана.

Руководителями этой формы методической работы могут быть люди, хорошо владеющие необходимыми навыками.

В ходе семинара-практикума предусматривается возможность обсуждения различных точек зрения, дискуссии, создание проблемных ситуаций, которые позволяют в итоге вырабатывать единую позицию по рассматриваемому вопросу.

Работа семинаров-практикумов всегда имеет какой-то материальный результат. Это могут быть: наглядные материалы, подготовленные воспитателями, рекомендации к их использованию, выставка работ, участники могут подготовить вечер отдыха, на котором прозвучат песни или стихи и т. д.

Материалы семинаров и семинаров-практикумов оформляются в письменном виде и хранятся в папках «Материалы семинара».

Важно, чтобы итоги семинара оформлялись в виде конкретных и реально выполнимых рекомендаций, а их реализация находилась под контролем руководителя.

Подготовка и проведение консультаций для педагогов

Индивидуальные и групповые консультации проводятся по основным направлениям работы всего коллектива, актуальным проблемам педагогики и психологии, по заявкам воспитателей и т.д.

Основные консультации планируются на год. По мере необходимости в этот план вносятся изменения.

Тема консультации может быть подсказана вопросами воспитателей или определена в зависимости от того, какие затруднения испытывают воспитатели в своей работе.

Подготовка к проведению консультации предполагает:

· Составление плана изложения материала;

· Продумывание советов и рекомендаций по каждому вопросу;

· Подбор методической литературы и описанного педагогического опыта.

Возможно использование вопросов к воспитателям для коллективного обсуждения; всевозможных заданий по ходу консультации.

Следует прибегать к различным методам проведения консультаций.

При проблемном изложении материала формулируется проблема и показывается путь ее решения.

При использовании поискового метода воспитатели активно принимают участие в выдвижении гипотез, составлении плана действий, поиске путей решения проблемы.

Чаще всего при проведении консультаций используется метод объяснения, обладающий рядом положительных качеств: достоверностью, экономным

отбором конкретных фактов, научностью подготовки рассматриваемых явлений и др.

Материалы консультации – ее содержание или развернутый план с указанием используемой литературы излагаются в письменном варианте, который можно использовать и в последующей работе.

Советы и рекомендации студентам

Мы остановились всего лишь на нескольких групповых формах методической работы. Более подробную информацию о каждой форме работы с педагогами.

При организации групповых форм методической работы не надо гнаться за количеством участников, гораздо важнее, чтобы каждая форма методической работы принесла конкретную пользу, а полученные знания, умения нашли отражение в педагогической деятельности и способствовали повышению эффективности воспитательно-образовательной работы с детьми.

Практика показала, что конечный результат любого методического мероприятия будет высок и отдача эффективна, если при подготовке и проведении использовались разнообразные методы включения каждого педагога в активную работу. Выбор последних для каждого конкретного методического мероприятия должен определяться целями и задачами, особенностями содержания, контингента педагогов, конкретным состоянием воспитательно- образовательного процесса в данном учреждении по проблеме.

 

Содержание методической работы старшего воспитателя

(по П.И. Третьякову, К.Ю. Белой)

№ п/п Функция управления   Функции старшего воспитателя
1.   Информационно- аналитическая   Формирует банк данных о профессиональных качествах педагогов, выполнении программ, педагогическом опыте, новых исследованиях в педагогике, психологии, дидактике.
  2. Мотивационно- целевая     Совместно с руководителем и педагогами определяет цели и задачи научно-методической работы коллектива, самообразования педагогов, формы и методы воспитательно-образовательной работы в детском саду. Помогает педагогам в научной организации труда, создает для этого условия. Систематизирует и пропагандирует передовой педагогический опыт, современные научные разработки.
  3.     Планово- прогностическая     Прогнозирует развитие научно- методической работы коллектива. На основе диагностики определяет зоны ближайшего развития педагогов. Совместно с руководителем составляет программы развития ДОУ и образовательную, годовой план, планирует методическую работу.
  4.     Организационно- исполнительская     Обеспечивает выполнение годового плана работы детского сада. Оказывает методическую помощь педагогам. Совместно с руководителем готовит и проводит заседания педагогических советов. Организует взаимопосещения, открытые занятия, конкурсы, дни открытых дверей. Проводит диагностику детей, анкетирование педагогов, родителей, совместно с руководителем – аттестацию педагогов. Осуществляет взаимодействие со школой и другими учреждениями.
  5.   Контрольно- диагностическая Осуществляет совместно с руководителем внутрисадовский контроль (оперативный, тематический, итоговый): оценивает качество воспитательно-образовательного процесса, предметно-развивающей среды.
6. Регулятивно- коррекционная (оперативно-функциональ- ное регулирование) Обеспечивает оперативную помощь педагогам в организации воспитательно-образовательного процесса, повышении квалификации, экспериментально-поисковой работе.    

Методический кабинет

дошкольного образовательного учреждения

Центром всей методической работы детского сада является методический кабинет. Ему принадлежит ведущая роль в оказании действенной помощи воспитателям, в организации педагогического процесса, в работе с родителями, в повышении педагогического мастерства и организации самообразования.

Методический кабинет – это копилка традиций детского сада. Задача старшего воспитателя – сделать накопленный опыт «живым», доступным, научить творчески переносить его в работу с детьми.

Правильно поставленная в методическом кабинете работа способствует повышению методической подготовленности всех педагогов и, следовательно, помогает решению задачи разностороннего развития детей.

Оценка функциональной пригодности методического кабинета ДОУ

Основной задачей методического кабинета является оказание методической помощи воспитателям детского сада, создание условий для их личностного роста, повышения педагогического мастерства и научно-методического уровня. Методический кабинет в детском саду является также первоначальным центром сбора, обобщения и распространения передового педагогического опыта. Одной из важных задач кабинета является помощь воспитателям в научной организации труда.

Исходя из многофункционального назначения методического кабинета, его следует рассматривать как творческую педагогическую мастерскую, где воспитатель может получить практическую помощь в организации работы с детьми. Кабинет должен «провоцировать» педагогов на творчество, побуждать к совершенствованию профессионального мастерства.

Для того чтобы методический кабинет выполнял свои функции, старшему воспитателю необходимо предъявлять высокие требования к содержанию материала, находящегося в кабинете, тщательно продумывать систематизацию и его расположение.

Материал кабинета может быть систематизирован по видам деятельности, по группам или разделам программы.

Методический кабинет должен быть доступен каждому воспитателю, иметь удобный, гибкий график работы.

Методический кабинет детского сада многофункционален. Здесь собираются педагоги на методические мероприятия, представлены по четкой системе все материалы и пособия для организации педагогического процесса, документация, результаты педагогической диагностики, мониторинга. Часто здесь же сосредоточен библиотечный фонд, которым пользуются педагоги, родители, дети.

По оформлению и хранению материалов методического кабинета можно говорить о культуре рабочего места старшего воспитателя, его организованности.

Многолетний опыт работы подтверждает, что одинаковых кабинетов нет, да и быть не может. Видовое разнообразие ДОУ, работа по разным программам и технологиям, площадь, на которой размещены педагогические пособия, материальный и личностный факторы – все имеет значение. Но самое главное и основное, что должно объединять все методические кабинеты ДОУ – это, прежде всего его назначение: оказание методической помощи педагогам, повышение их квалификации и общего образовательного уровня, т.е. соответствовать потребностям педагогов данного дошкольного учреждения.

Разработка и подготовка к защите педагогического проекта

Проектирование – это комплексная деятельность, которая предполагает решение тех или иных задач.

Участие в проектировании ставит детей и взрослых в позицию, когда человек сам разрабатывает для себя и других новые условия, то есть, изменяя обстоятельства, изменяет самого себя. Иными словами, проектирование выступает как принципиально иная, субъектная, а не объектная (исполнительская) форма участия в жизни.

Проектирование требует индивидуальных оригинальных решений и в то же время коллективного творчества. За счет работы в режиме группового творчества интенсивно развиваются способности к рефлексии, выбору адекватных решений, умению выстраивать из частей целое.

Таким образом, проектирование является одним из средств социального и интеллектуального саморазвития всех субъектов образования (и детей и взрослых).

Темы проектов могут быть самыми различными, главное их условие – интерес детей, что обеспечивает мотивацию к успешному обучению. Организация тематических занятий и общих проектов наиболее подходит для детей от 4 лет и старше. Одни проекты длятся короткое время (несколько часов, день, неделю), другие занимают месяцы или целый год.

Содержание проектной детской либо детско-взрослой деятельности обусловливается решаемыми образовательными и воспитательными задачами. Работа педагога с группой детей – это рассмотрение возникающих проблем, когда формируется и развивается способность ребенка самостоятельно решать их. Не обязательно, чтобы все дети были заняты одним и тем же проектом. Воспитатели следят за тем, чтобы все дети поучаствовали в разных видах деятельности. Продолжительность реализации проекта зависит от степени заинтересованности в нем большинства детей в группе. Степень заинтересованности определяется воспитателем.

В развивающемся пространстве детского сада дети создают игры, придумывают сказки, загадки, моделируют костюмы, сочиняют музыкальные произведения.

Проект может быть разделен на три основных этапа: подготовительный, исследовательский и обобщающий (заключительный). Рассмотрим особенности каждого из них.

1-й – подготовительный: постановка цели и задач, определение методов исследования, предварительная работа с педагогами, детьми и их родителями, выбор оборудования и материалов;

2-й – собственно исследовательский: поиск ответов на поставленные вопросы разными способами;

3-й – обобщающий (заключительный): обобщение результатов работы в самой разной форме, их анализ, закрепление полученных знаний, формулировка выводов и, по возможности, составление рекомендаций.

Типы проектов в ДОУ

Типы проектов отличаются разнообразием. Актуальными для дошкольного образования являются следующие типы.

1. По доминирующему методу: исследовательские, информационные, творческие, игровые, приключенческие, практико-ориентированные.

2. По характеру содержания: включают ребенка и его семью, ребенка и природу, ребенка и рукотворный мир, ребенка, общество и его культурные ценности.

3. По характеру участия ребенка в проекте: заказчик, эксперт, исполнитель, участник от зарождения идеи до получения результата.

4. По характеру контактов: осуществляется внутри одной возрастной группы, в контакте с другой возрастной группой, внутри ДОУ, в контакте с семьей, учреждениями культуры, общественными организациями (открытый проект).

5. По количеству участников: индивидуальный, парный, групповой и фронтальный.

6. По продолжительности: краткосрочный, средней продолжительности и долгосрочный.

Советы и рекомендации студентам

Предлагаем примерную структуру проекта:

1. Тема, цель и задачи проекта.

2. Обоснование актуальности проекта.

3. Теоретические основы проекта (идеи Концепции дошкольного воспитания, психолого-педагогические теории, идеи авторов, связанные с темой проекта).

4. Участники проекта.

5. Длительности проекта.

6. Предварительная работа с педагогами, детьми и их родителями.

7. Содержание проекта.

8. Постановка новой проблемы (расширение и совершенствование проекта).


Поделиться с друзьями:

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.095 с.