ТЕМА: Государственные минимальные социальные стандарты — КиберПедия 

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

ТЕМА: Государственные минимальные социальные стандарты

2017-09-10 615
ТЕМА: Государственные минимальные социальные стандарты 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

в области здравоохранения (Воронко Е.А.)

План лекции:

1. Определение понятий: стандарт, социальный стандарт в здравоохранении, стандарт медико-экономический, стандартизация.

2. Цель введения Государственных минимальных социальных стандартов (ГМСС) в здравоохранении.

3. Задачи, решаемые введением Государственных минимальных социальных стандартов.

4. Примеры выполнения некоторых ГМСС в Республике Беларусь.

5. Значимость протоколов диагностики и лечения больных в реализации государственных гарантий по обеспечению граждан Республики Беларусь качественной медицинской помощью.

1. Стандарт - это нормативный правовой акт, разработанный в процессе стандартизации на основе согласия (консенсуса) большинства заинтересованных субъектов и утвержденный признанным органом, в котором устанавливаются для всеобщего и многократного использования правила, общие принципы или характеристики, касающиеся различных видов деятельности или их результатов, и который направлен на достижение оптимальной степени упорядочения в определенной области.

Социальные стандарты в здравоохранении – устанавливаемые органами государственной власти нормативы, регламентирующие определенный уровень удовлетворения потребностей граждан в медицинской и лекарственной помощи.

Стандарт медико-экономический – норматив, определяющий объем диагностических и лечебных процедур, требования к результатам лечения при определенных заболеваниях, синдромах, а также объем соответствующего финансового обеспечения.

Стандартизация в отрасли здравоохранения – это достижение оптимальной степени упорядоченности при осуществлении медицинской и фармацевтической деятельности путем разработки и установления стандартов, норм и правил, требований, характеристик, условий, продукции, технологий, работ, услуг, применяемых в здравоохранении (Концепция развития здравоохранения Республики Беларусь на 2003-2007г.г.).

2. Граждане Республики Беларусь в соответствии со статьей 45 Конституции имеют право на получение бесплатной медицинской помощи в государственных учреждениях здравоохранения.

Приятно отметить, что наша страна по показателям 2006г. заняла 64-е место в рейтинге экономического развития среди 177 стран: впереди России, Украины, Казахстана, Молдовы (112-е место), Узбекистана (113-е место), Венесуэлы (74-е место), Ирана (94-е место), но позади Латвии, Литвы и Эстонии, Великобритании (16-е место), Германии (22-е место), Кубы (61-е место). Индекс развития человеческого потенциала определяется:

- уровнем образованности населения (Республика Беларусь – 33-е место);

- уровнем прогнозируемой при рождении продолжительности жизни человека (68,9 лет в Республике Беларусь – 106-е место);

- валовым внутренним продуктом на душу населения – (7918 долларов в Республике Беларусь - 72-е место).

Валовый внутренний продукт на душу населения в Республике Беларусь ниже, чем во многих странах, которые в рейтинге занимают 66-80 позиции, но в Республике Беларусь более высокая социальная защищенность человека, более высокий уровень образования и др.

Демографическая ситуация в стране (естественная убыль и постарение населения), высокий уровень общей заболеваемости и инвалидности, внедрение новых эффективных высокотехнологичных методов лечения, желание пациентов получать высококачественную медицинскую помощь требуют постоянного увеличения расходов на здравоохранение. Возникла ситуация несоответствия потребностей в требуемых финансовых ресурсах с возможностями их обеспечения. В этих условиях в Республике Беларусь был разработан эффективный механизм финансирования и хозяйствования отрасли здравоохранения для улучшения доступности и качества медицинской помощи – установление единых минимальных уровней государственных гарантий социальной защиты в области охраны здоровья.

С целью обеспечения реализации закрепленных Конституцией Республики Беларусь социальных прав граждан, а также повышения уровня жизни и обеспече­ния устойчивого развития общества 11 ноября 1999 года был принят Закон Республики Беларусь № 322-3 «О государственных минимальных социальных стандартах», который определил правовые основы установления, формирования и применения государственных минимальных социальных стандартов.

3. Государственные минимальные социальные стан­дарты (ГМСС) в целом направлены на решение следую­щих задач:

· удовлетворение основных потребностей граждан в материальных благах и услугах;

· нормативное обеспечение формирования и ис­пользования средств республиканского и местных бюдже­тов и средств государственных внебюджетных фондов на социальные нужды;

· обеспечение государственной поддержки разви­тия социальной сферы и социальной защиты граждан;

· оказание необходимой социальной помощи мало­обеспеченным и находящимся в трудной жизненной ситу­ации гражданам.

Формирование и применение ГМСС осуществляют­ся исходя из следующих принципов:

- соблюдения конституционных прав граждан в об­ласти социальных гарантий на основе обеспечения ГМСС;

- всесторонней обоснованности установления и применения ГМСС исходя из экономических возможностей государства;

- общедоступности обеспечения социальной защи­ты и социальных услуг, оказываемых государственными учреждениями;

- целевого и адресного финансирования ГМСС;

- широкой информативности граждан через средства массовой информации о ГМСС.

Установление ГМСС, а также определение порядка их применения возложено на Правительство Республики Беларусь с участием республиканских объединений нани­мателей и профсоюзов.

ГМСС пересматриваются не реже одного раза впять лет. Так, Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 20 июня 2007 года № 811 «О внесении дополнения и изменений в Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 30 мая 2003 года № 724 «О мерах по внедрению системы Государственных социальных стандартов по обслуживанию населения республики» внесены следующие дополнения и изменения в норматив обеспеченности:

· врачами общей практики – 1 врач на 1200 жителей, участковыми врачами-терапевтами – 1 врач на 1700 жителей, участковыми врачами-педиатрами – 1 врач на 800 жителей;

· койками – 9 коек на 1000 жителей (в г. Минске – 8 коек на 1000 жителей) без учета больниц сестринского ухода;

· аптеками – для регионов 1 аптека на 8000 жителей (для г. Минска 1 аптека на 11500 жителей);

· бригадами скорой медицинской помощи – для регионов 1 бригада на 12000 жителей (для г. Минска 1 бригада на 12500 жителей);

· автотранспортом – 1 единица на врачебную амбулаторию, больницу сестринского ухода, 2 единицы для участковой больницы.

Во исполнение Закона Республики Беларусь N 322-3 «О государственных минимальных социальных стандар­тах» Постановлением Совета Министров Республики Бе­ларусь от 18 июля 2002г. № 963 определены следующие ГМСС в области здравоохранения:

· нормативы бюджетного финансирования расходов на здравоохранение на одного жителя;

· услуги по оказанию стационарной, амбулаторно-поликлинической и скорой медицинской помощи, за исклю­чением платных видов медицинской помощи и услуг, оказываемых в государственных учреждениях здравоох­ранения, определяемых Правительством Республики Бе­ларусь;

· нормы и нормативы материально-технического, ме­дикаментозного, кадрового обеспечения в государствен­ных учреждениях здравоохранения различных типов и видов;

· нормы питания, обмундирования, мягкого инвента­ря в государственных учреждениях здравоохранения;

· нормы и нормативы льготного обеспечения лекар­ственными препаратами, перевязочными средствами и предметами медицинского назначения, слуховыми аппа­ратами, глазными протезами и зубопротезированием.

ГМСС применяются для формирования и исполне­ния статей республиканского и местных бюджетов.

На основании утвержденных Правительством соци­альных стандартов в области здравоохранения разраба­тываются и утверждаются местными исполнительными и распорядительными органами в соответствии с действующими нормативными правовыми актами территориальные программы государственных гарантий медицинского обеспечения граждан.

4. Начиная с 2001г. планирование и выделение финансовых средств на оказание медицинской помощи населению осуществляется на основе нормативов бюджетной обеспеченности расходов на здравоохра­нение в расчете на 1 жителя, определяемых по специальной методике для каждого административного региона республики. На их основе местные органы здравоохранения планируют объемы различных видов медицинской по­мощи (амбулаторно-поликлинической, стационарной и скорой), гарантированные государством, отражаемые в территориальных программах медицинского обслуживания населения.

Так, на 2006г. были установлены следующие среднереспубликанские нормативы объемов медицинской помощи на 1000 жителей за счет средств бюджета:

· количество посещений амбулаторно-поликлинических организаций – 10600;

· уровень госпитализации – 220;

· количество койко-дней – 2596;

· средняя длительность лечения больного – 11,8 дней;

· количество выездов бригад скорой медицинской помощи – 300.

Норматив бюджетной обеспеченности расхода на здравоохранение в расчете на одного жителя варьирует даже в районах одной области.

Такое различие норматива объясняется различными объемами медицинской помощи, которые определяются потребностью населения конкретного рай­она в медицинской помощи, а также степенью развития инфраструктуры здравоохранения. При этом каждый жи­тель республики имеет право получить медицинскую по­мощь на разных уровнях ее оказания (районном, межрай­онном, областном и республиканском).

В целом, государственные социальные стандарты по обслуживанию населения в области здравоохранения в базовых районах выполняются.

Так, в 2006г. во всех областях и по республике в целом выполнены стандарты:

- обеспеченности врачами первичного звена (врач общей практики, участковый терапевт и педиатр суммарно) – 1 врач на 1300 жителей на утвержденные штатные должности, а также на занятые должности, в 2007г. – 1 врач общей практики на 1200 жителей;

- обеспеченности бригадами скорой медицинской помощи – 1 бригада на 12500 жителей (в среднем по республике 1 бригада обслуживает 11541 жителя);

- обеспеченности аптеками – 1 аптека на 8000 жителей;

- обеспеченности койками (с учетом коек больниц сестринского ухода) в расчете на 1000 жителей составляет 10,36 (норматив 9 коек на 1000 жителей);

- обеспеченности врачами – 41,5 на 10 тыс. населения;

- обеспеченности средним медицинским персоналом – 111,4 на 10 тыс. населения.


Поделиться с друзьями:

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.02 с.