Гносеологические концепции: когнитивизм — КиберПедия 

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Гносеологические концепции: когнитивизм

2017-09-10 580
Гносеологические концепции: когнитивизм 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Лит.:

Философия / под ред. О.А. Митрошенкова. М., 2002.

Кохановский В.П. Философия и методология науки: Ростов н/Д., 1999.


 

 


33 экскурс

Парадокс неопределенности (основанный на принципе неопределенности Гейзенберга) гласит: информация (знание) не устраняет, а накапливает неопределенность; чем больше информации накапливается человечеством, тем меньше становится сумма знаний в сравнении с тем, что ему не известно (и непонятно).

 


конспект гносеологические концепции: агностицизм

Представители агностицизма отрицают (полностью или частично) принципиальную возможность познания объективного мира, выявления его закономерностей и постижения объективной истины. В истории науки наиболее известными агностиками были Д. Юм и И. Кант, согласно которому предметы хотя и существуют объективно, но представляют собой непознаваемые “вещи-в-себе”.

Агностицизм не отвергает сам факт существования познания. Речь идет не о познании, а о выяснении его возможностей и о том, что оно собой представляет в отношении к реальной действительности. Элементы агностицизма можно обнаружить в самых разных философских системах. Агностицизм распадается на релятивизм и скептицизм.

Релятивизм смог уловить реальные трудности процесса познания, неразрешимые до сих пор: субъективизм познания и невозможность полностью постичь вечно изменяющее бытие. Согласно релятивизму, наше знание неполно и относительно.

Скептицизм отрицает саму возможность познания мира, поскольку наше знание о мире не может быть достоверным. Такой подход характеризует скептицизм как “паралич истины”.


34 словарь

Релятиви’зм

(от лат. relativus относительный) - гносеологическая позиция, настаивающая на том, что любое наше знание о мире неполно и относительно.

 

Скептици’зм

(от греч. skeptikos рассматривающий) - гносеологическая позиция, настаивающая на том, что невозможно иметь никакого достоверного знания о мире.


хрестоматия [фрагменты] релятивизм и скептицизм

 Бесконечное по самой природе не может быть постигнуто тем, что конечно, т.е. человеком [Дж. Беркли].

‚ Мы находимся в мире, как кошки и собаки в наших библиотеках: они видят книги, не чуя в этом никакого смысла [У. Джеймс].

„ Мозг – наша машина для восприятия реального мира – представляет собой сеть нейронов, принимающих всего два состояния. Наверняка можно было бы сказать, что операции такой машины неизбежно приводят к дихотомизации результатов. Если это так, то возникает еще одна проблема. Эта проблема заключается в следующем: является ли реальный мир таким, каким мы его воспринимаем, в силу того, что на мозг наложены ограничения, обусловленные его принципиально двоичной структурой, или же такое построение мозга, наоборот, объясняется тем, что он наилучшим образом приспособлен к постижению принципиально двоичной структуры реальности? [С. Бир]

… Все истины ложны. Диалектичность развития состоит именно в том, что сегодняшние истины становятся завтрашними ошибками, последней инстанции нет [Е. Замятин].


35 словарь

Детермини’зм

(от лат. determino — определяю) - учение об объективной закономерной взаимосвязи и взаимообусловленности явлений материального и духовного мира.

 


конспект гносеологические концепции: агностицизм

Основу детерминизма составляет положение о существовании причинности, т е. такой связи явлений, в которой одно явление (причина) при определенных условиях с необходимостью порождает другое явление (следствие). Еще в трудах Галилея, Бэкона, Гоббса, Декарта, Спинозы было обосновано положение о том, что при изучении природы надо искать действующие причины и что “истинное знание есть знание посредством причин” (Ф. Бэкон).

Детерминизм позволяет отграничить необходимые связи от случайных, существенные от несущественных, установить те или иные повторяемости и коррелятивные зависимости. Познавательный процесс, идущий от следствий к причинам, от случайного к необходимому и существенному, имеет целью раскрытие законов, детерминирующих явления, а потому познание закона объясняет явления и изменения.

Современный детерминизм предполагает наличие разнообразных объективно существующих форм взаимосвязи явлений. Но все эти формы в конечном счете складываются на основе всеобще действующей причинности, вне которой не существует ни одно явление действительности.


36 оглавление

ЛЕКЦИЯ:

СПЕЦИФИКА И СТРУКТУРА НАУЧНОГО ЗНАНИЯ

 

ТЕМА:

ГНОСЕОЛОГИЧЕСКИЕ КОНЦЕПЦИИ: КОГНИТИВИЗМ

 

Лит.:

Кохановский В.П. Философия и методология науки: Ростов н/Д., 1999.

Лешкевич Т.Г. Философия науки: традиции и новации: М.:, 2001.



37 словарь

 

Лженаука

ошибочное знание, часто представляет науку как дело аутсайдеров. Иногда лженаучное связывают с патологической деятельностью психики творца, которого в обиходе величают "маньяком", "сумасшедшим".

 


конспект формы ненаучного знания

 

В истории развития науки периодически появляются и функционируют многообразные формы знания, отличающиеся от классического научного стандарта и относимые к "ведомству" вненаучного знания.

 ненаучное знание, понимаемое как разрозненное несистематическое знание, которое не формализуется и не описывается законами, находится в противоречии с существующей научной картиной мира;

паранаучное (пара- от греч. - около, при) знание - несовместимое с имеющимся гносеологическим стандартом. Широкий класс паранаучного знания включает в себя учения или размышления о феноменах, объяснение которых не является убедительным с точки зрения критериев научности;

ƒ лженаучное знание - сознательно эксплуатирующее домыслы и предрассудки, очень чувствительно к сенсации на злобу дня, отличается малограмотным пафосом, принципиальной нетерпимостью к опровергающим доводам, а также претенциозностью. Вкраплениями сосуществует с научными знаниями, однако не может быть объединены парадигмой, не может обладать систематичностью, универсальностью.


38 словарь

 

Паранаука

объединяет учения о тайных природных и психических силах и отношениях, скрывающихся за обычными явлениями, самыми яркими представителями паранормального знания считаются мистика и спиритизм.

 


конспект формы ненаучного знания

 

квазинаучное знание ищет себе сторонников и приверженцев, опираясь на методы насилия и принуждения; как правило, расцветает в условиях жестко иерархизированной науки, где невозможна критика власть предержащих, где жестко проявлен идеологический режим (примерами квазинауки могут служить лысенковщина, фиксизм, шельмование генетики, кибернетики и т.п);

псевдонаучное знание представляет собой интеллектуальную активность, спекулирующую на совокупности популярных теорий, характерна сенсационность тем, признание тайн и загадок, «умелая обработка фактов (экстрасенсорика, УФОлогия астрология и проч.).

антинаучное знание - утопичное и сознательно искажающее представление о действительности, подтасовывающее факты, исторические свидетельства и проч. Приставка "анти" обращает внимание на то, что предмет и способы исследования противоположны науке. Это как бы подход с "противоположным знаком". С ним связывают извечную потребность в обнаружении общего легкодоступного.


39 персоналии

 

Умберто Эко

Род. 1932

Умберто Эко - один из крупнейших современных писателей, знаменитый итальянский ученый-медиевист, философ, семиотик, специалист по массовой культуре.


хрестоматия Эко У. Наука, технология и магия

 

Мы живем в эпоху, которую, отождествляя весь период с его началом, Исайя Берлин нарек Веком Просвещения. Рассеялась средневековая тьма, явилась возрожденческая критическая мысль и с нею само понятие научной мысли, и всем нам свойственно думать, будто ныне у нас тут наступила эра, когда наука стала главною силой и царит повсеместно.

Эту идею абсолютной всезначности научного подхода проповедуют, в большинстве, реакционеры и спиритуалы, а не ученые. Реакционеры, а не ученые развертывают перед нами устрашающие картины, похожие на научную фантастику: картины мира, который отринув все остальные ценности, предался и поклонился вере в научные истины, в мощь технологии. Точнее, подменил понятие науки понятием технологии.

СМИ сами путают науку с технологией и, к сожалению, запутывают публику, начиная считать наукой все, что имеет отношение к технологии, и при этом не ведает, в чем содержание науки и не знает, что технология – только придаток, только следствие, но никак не первостепенность.

Технология – это когда предлагается все и сразу, наука движется постепенно. Технологичность жизни нисколько не


40 персоналии

 

В мировом научном сообществе У. Эко, почётный доктор многих иностранных университетов, знаменит своими работами по медиевистике и семиотике.

Активная гражданская позиция и регулярные выступления в периодической печати, сделали его своеобразным ''нравственным барометром'' для итальянского общества.

Цит.:

Эко У. Наука, технология и магия // Эко У. полныЙ!назаД. “Горячие войны” и популизм в СМИ. М., 2007.


хрестоматия Эко У. Наука, технология и магия

 

эквивалентна научности. Она тождественна магичности.

Что же такое магия, чем она была на протяжении столетий и чем является сегодня, пусть и в закамуфлированном виде? Магия означает веру, будто возможно перескочить в быстром темпе с причины на результат, опустив промежуточный процесс. Ткнуть булавкой в изображение врага – и враг погибнет. Произнести заветную формулу – и железо станет золотом.

Магия – это когда не показывают длинную цепь следствий и причин и в особенности, когда не пытаются проверить эту цепь методом повторяемых экспериментов. Чудо совершается сразу, в том-то красота магии. Вера в магию, надежда на магию отнюдь не угасла даже по воцарении опытной науки. Страсть к перескокам от причин к результатам олицетворилась в технологии, которая воспринимается как дочь науки.

Ученого легко возвышают до степени мага. Но стоит ученому замешкаться с выдачей проверяемого результата, он будет объявлен шарлатаном, в то время как колдуны, выдавая результаты не проверяемые, но эффективные, получают приглашения на ток-шоу. Так что ученым на ток-шоу ходить не надо, чтоб их не перепутывали с колдуньями.


41 оглавление

ЛЕКЦИЯ:

СПЕЦИФИКА И СТРУКТУРА НАУЧНОГО ЗНАНИЯ

 

ТЕМА:

ВИДЫ ПОЗНАНИЯ: ЧУВ­СТВЕННОЕ И РАЦИОНАЛЬНОЕ ПОЗНАНИЕ

 

 

Лит.:

Лебедев С.А. Философия науки. М., 2006.

Кохановский В.П. Философия и методология науки: Ростов н/Д., 1999.

Лешкевич Т.Г. Философия науки: традиции и новации: М.:, 2001.



42 словарь

 

Пра’ктика

является основой единства чувственного и рационального. В ней человек формирует цель и программу действий, т.е. поступает осмысленно, однако поскольку практика связывает человека с вещью через чувственный опыт, то он вынужден в каждом практическом акте соотносить логическую идею с чувственно наблюдаемой вещью.

 


конспект чувственное и рациональное

 

Чувственное, рациональное, интуитивное знание – это основные способности человека, которые необходимы как в научном, так и в ненаучном познании. Они существуют в единстве, но каждая из них отличается особыми чертами.

В познании чувственное и рациональное тесно связаны друг с другом. Их единство заключается в том, что чувство у человека всегда носит осмысленный характер, а логическое рассуждение опирается на данные опыта.

Чувственное познание – непосредственная связь человека с действительностью. С помощью органов чувств человек получает информацию о мире. Чувственное восприятие даёт многообразие мира, но с помощью органов чувств нельзя познать ни один закон. Это возможно только с помощью рационального познания.

Рациональное познание – опосредованное познание действительности. Оно опосредовано формами мышления, которые формируются у человека под воздействием социально-культурной среды. Только на уровне рационального мышления человек отвлекается от конкретного предмета, выясняет общие и открывает наиболее существенные стороны реальности.

 


43 оглавление

ЛЕКЦИЯ:

СПЕЦИФИКА И СТРУКТУРА НАУЧНОГО ЗНАНИЯ

 

ТЕМА:

ВИДЫ ПОЗНАНИЯ: ИНТУИТИВНОЕ ПОЗНАНИЕ

 

Лит.:

Лебедев С.А. Философия науки. М., 2006.

Лешкевич Т.Г. Философия науки: традиции и новации: М.:, 2001.

Кохановский В.П. Философия и методология науки: Ростов н/Д., 1999.



44 словарь

 

Интуи’ция

взаимодействие понятийных и чувственных образов на бессознательном уровне и возникновение новой комбинации элементов мышления.

 

Интуитивной способности человека свойственны: неожиданность решения задачи; неосознанность путей и средств решения; непосредственное постижение истины.

 


конспект интуитивное познание

 

Наука стремится поставить всё знание под контроль логики, однако в научном творчестве помимо логических доказательств, определений, обоснований важное значение имеет игра воображения, фантазия и интуиция.

Интуиция – непосредственное знание, полученное без обращения к логическим доказательствам. Это прямое усмотрение истины без обоснования и рассуждения. Интуиция появляется тогда, когда все методы и шаблоны исследований исчерпаны и не привели к успеху.

Предполагается, что интуиция возникла вследствие сложных отношений человека с миром, которые нуждались в вероятностном прогнозировании.

Проблемы интуиции и её новые возможности связывают с теорией принятия решений. Эта теория применяется в сложных проблемных ситуациях и имеет междисциплинарный характер. Она предусматривает использование алгоритмов, сведение задач к уже известным и вместе с тем к применению эвристических методов (“мозговая атака”). Эта теория направлена на преодоление стереотипов индивидуального сознания, культурной замкнутости и профессиональной ограниченности.


45 оглавление

ЛЕКЦИЯ:

СПЕЦИФИКА И СТРУКТУРА НАУЧНОГО ЗНАНИЯ

 

ТЕМА:

ФОРМЫ ЧУВСТВЕННОГО ПОЗНАНИЯ

 

Лит.:

Лебедев С.А. Философия науки. М., 2006.

Лешкевич Т.Г. Философия науки: традиции и новации: М.:, 2001.

Кохановский В.П. Философия и методология науки: Ростов н/Д., 1999.



46 словарь

 

Эйдос

(от греч. eidos - образ, вид) - идея с богатым чувственным содержанием. В феноменологии Гуссерля, эйдос равнозначен сущности (в отличие от факта)

 

Эйдетическая редукция -отвлечение от всех фактических различий и созерцание чистой сущности. Путем эйдетической редукции из поля зрения исключаются все относящиеся к предмету данные опыта, суждения, оценки, так что сущность предмета становится свободной и познаваемой.


конспект формы чувственного познания

 

Чувственное познание осуществляется в трех формах: ощущениях, восприятиях, представлениях.

Ощущение – простейший элемент чувственного опыта. Пять ощущений соответствуют пяти органам чувств. Восприятие – это целостный образ, содержащий в себе несколько ощущений («это яблоко круглое, желтое, кисло-сладкое, тяжелое»). Представление – это отделенность чувственного образа от конкретной ситуации (друга можно представить, даже не воспринимая его).

В чистом виде, вне рациональных форм чувственность не присутствует в нашем сознании. Любой чувственный образ рационально нагружен.

При оценке познавательного содержания чувств высказываются три различных мнения:

E внешний мир буквально впечатывается в нашу психику;

E чувства являются приблизительными “копиями” предметов;

E чувства – знаки вещей, смысл которых надо расшифровать.

По Гуссерлю, чувства вовлекаются в поток воображения, который ведет к эйдосу – более сложному чувству, чем исходное.


47 оглавление

ЛЕКЦИЯ:

СПЕЦИФИКА И СТРУКТУРА НАУЧНОГО ЗНАНИЯ

 

ТЕМА:

ФОРМЫ РАЦИОНАЛЬНОГО ПОЗНАНИЯ

 

Лит.:

Лебедев С.А. Философия науки. М., 2006.

Лешкевич Т.Г. Философия науки: традиции и новации: М.:, 2001.

Кохановский В.П. Философия и методология науки: Ростов н/Д., 1999.



48 словарь

 

Па’мять

способность человека сохранять и воспроизводить освоенные им чувственные и рациональные формы.

 

Воображе’ние

способность психики человека вызывать к жизни чувства и мысли, которые либо были ему известны ранее, либо являются новыми. Фантазия и мечта – это также формы воображения.

 


конспект формы рационального познания

 

Рациональное познание носит опосредованный характер, соприкасается с внешним миром не напрямую, а через посредников (слова, жесты, чувства). Рациональное познание осуществляется в форме понятия, суждения и умозаключения.

Суть всех явлений объясняется на основе понятий. Понятие – это результат обобщения и абстрагирования (выделяем общие признаки в совокупности чего-либо и абстрагируемся от особенных). Суждение – это мысль, утверждающая, или отрицающая что-либо (всегда выражается повествовательными предложениями). Умозаключение предполагает вывод нового знания через доказательство (обоснования с помощью других мыслей).

Три формы рационального познания - понятие, суждение, умозаключение - составляют содержание рассудка, которым человек руководствуется при мышлении. Философская традиция после Канта состоит в различении рассудка и разума. Разум - высшая ступень логического мышления. Рассудок менее гибок, менее теоретичен, чем разум.

 


49 оглавление

ЛЕКЦИЯ:

СПЕЦИФИКА И СТРУКТУРА НАУЧНОГО ЗНАНИЯ

 

ТЕМА:

МОДЕЛИ НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ: ЭМПИРИЗМ, ТЕОРЕТИЗМ, ПРОБЛЕМАТИЗМ

 

 

Лит.:

Лебедев С.А. Философия науки. М., 2006.

Лешкевич Т.Г. Философия науки: традиции и новации: М.:, 2001.

Кохановский В.П. Философия и методология науки: Ростов н/Д., 1999.



50 экскурс

 

Эмпирическое не сводится к чувственному, т.к. включает логическое осмысление и интерпретацию эмпирических фактов, а теоретическое не ограничивается логическими формами познания, поскольку в нем используются наглядные модели и вспомогательные чувственные образы.

 


конспект модели научного познания знания

 

В научном познании различают два основных уровня: эмпирический и теоретический. Теоретический уровень – высший уровень научного познания. Включает факты, добытые эмпирическим путём, предшествующие развитию науки, а также логические выводы, добытые рассудком и разумом человека. Объект теоретического уровня – идеализированный, несуществующий в реальности. Для знаний, полученных на эмпирическом уровне, характерно то, что они являются результатом непосредственного контакта с живой реальностью в наблюдении или эксперименте. На этом уровне мы получаем знания об определенных событиях, выявляем свойства интересующих нас объектов или процессов, фиксируем отношения.

Проблематизм: наука начинает не с наблюдений, а с проблем, и ее развитие есть переход от одних проблем к другим - от менее глубоких к более глубоким. Возникают:  либо как следствие противоречия в отдельной теории; ‚ либо при столкновении двух различных теорий; ƒ либо в результате столкновения теории с наблюдениями. Условия решения проблемы: а) ясное, четкое ее формулирование; б) критическое исследование различных ее решений.


51 словарь

 

Имманентный эмпиризм - философские попытки объяснить состав и законосообразность нашего познания из комбинации единичных ощущений и представлений.

Трансцендентный эмпиризм – все содержание сознания и все законы познания являются продуктом взаимодействия организма с окружающей его материальной средой, образующей мир внешнего опыта.


конспект оппозиция теоретическое/эмпирическое

 

Глубина проникновения в сущность явлений. На теоретическом уровне достигается более глубокое понимание сущности явлений. Если на эмпирическом уровне постигается сущность первого порядка, то на теоретическом - сущность второго (более глубокого) порядка.

Предмет познания. Эмпирическое познание непосредственно связано с реально изучаемым объектом. В теоретическом исследовании оперируют идеализированными объектами.

Методы. Эмпирические методы предполагают непосредственное взаимодействие объекта с субъектом. В теоретическом же познании используются методы, основанные на анализе теоретических абстракций и логическом выводе из них возможных следствий.

Организация знания. Эмпирическое знание, как правило, фрагментарно. Оно дает информацию о проявляемых в опыте отдельных сторонах поведения объекта. Теоретическое знание имеет значительно более систематизированный характер, оно дает целостную картину сущности объекта.

На низших уровнях эмпирического познания доминирует чувственное, а на теоретическом уровне - рациональное.


52 оглавление

ЛЕКЦИЯ:

СПЕЦИФИКА И СТРУКТУРА НАУЧНОГО ЗНАНИЯ

 

ТЕМА:

СТРУКТУРА ЭМПИРИЧЕСКОГО ПОЗНАНИЯ

 

Лит.:

Лебедев С.А. Философия науки. М., 2006.

Лешкевич Т.Г. Философия науки: традиции и новации: М.:, 2001.

Кохановский В.П. Философия и методология науки: Ростов н/Д., 1999.

       
 
   
 

                           
   
ФЕНОМЕНО-ЛОГИЧЕСКИЕ ТЕОРИИ
     
ТЕОРИЯ
 
 
 
   
 
 
 
   
 
 
 
   
 

 

 

53 словарь

 

Факт

(от лат. faktum - совершившееся, сделанное; противоположность - cogitatum или dictum - помысленное или сказанное) находящаяся перед нами действительность, то, что признается реально существующим.

 


конспект структура эмпирического знания

 

Эмпирическое знание имеет довольно сложную структуру, состоящую из четырех уровней, различия между которыми носят скорее количественный, чем качественный характер:

 первичным уровнем эмпирического знания является единичное эмпирическое высказывание, его содержание - это фиксация результатов единичных наблюдений (фиксируется точное время и место наблюдения)

‚ вторым, более высоким уровнем эмпирического познания являются факты. Они представляют собой индуктивные обобщения протоколов, это общие утверждения статистического или универсального характера. Факты символически выражаются в таблицах, графиках, диаграммах.

ƒ Третьим, еще более высоким уровнем эмпирического знания является эмпирические законы различных видов (функциональные, структурные, причинные, динамические, статистические).

„ Четвертым уровнем существования научного знания являются феноменологические теории. Они представляют собой логически организованное множество соответствующих эмпирических законов и фактов.


54 оглавление

ЛЕКЦИЯ:

СПЕЦИФИКА И СТРУКТУРА НАУЧНОГО ЗНАНИЯ

 

ТЕМА:

СТРУКТУРА ТЕОРЕТИЧЕСКОГО ПОЗНАНИЯ

 

Лит.:

Лебедев С.А. Философия науки. М., 2006.

Лешкевич Т.Г. Философия науки: традиции и новации: М.:, 2001.

Кохановский В.П. Философия и методология науки: Ростов н/Д., 1999.

       
   
 
 

                           
   
ФЕНОМЕНО-ЛОГИЧЕСКИЕ ТЕОРИИ
     
ТЕОРИЯ
 
 
 
   
 
 
 
   
 
 
 
   
 

 

 

55 экскурс

 

В настоящее время теорией в противоположность голой эмпирии называется любое научное единство знания, в котором факты и гипотезы связаны в некоторую целостность, т.е. такое научное знание, в котором факты подводятся под общие законы, а связи между ними выводятся из последних.


конспект структура теоретического знания

 

Основными этапами формирования теоретического научного знания являются проблема (задача), факт, гипотеза, теория.

Проблема - форма теоретического знания, содержанием которой является то, что еще не познано человеком, но что нужно познать - это знание о незнании, вопрос, возникший в ходе познания и требующий ответа. Проблема есть процесс, включающий два - ее постановку и решение.

Факт есть фрагмент действительности, относящийся либо к объективной реальности, либо к сфере сознания и познания. Факт становится научным, когда он является элементом логической структуры конкретной системы научного знания

Гипотеза - форма теоретического знания, содержащая предположение, сформулированное на основе ряда фактов, истинное значение которого нуждается в доказательстве.

Теория – это знание об определенной области действительности, позволяющее объяснять и предсказывать явления из данной области. В теории имеется множество исходных утверждений, из которых логическими средствами выводятся другие утверждения, т.е. в теории возможно получение одних знаний из других без обращения к действительности.


56 оглавление

ЛЕКЦИЯ:

МЕТОДОЛОГИЯ НАУЧНОГО ЗНАНИЯ

 

ТЕМА:

КЛАССИФИКАЦИЯ НАУЧНЫХ МЕТОДОВ И ПОДХОДОВ

 

Лит.:

Лебедев С.А. Философия науки. М., 2006.

Лешкевич Т.Г. Философия науки: традиции и новации: М.:, 2001.

Кохановский В.П. Философия и методология науки: Ростов н/Д., 1999.



57 словарь

 

Метод

(от греч. methodos - путь, исследование, прослеживание) - способ достижения определенной цели, совокупность приемов или операций практического или теоретического освоения действитель­ности. В области науки метод есть путь познания, который исследователь прокладывает к своему предмету, руководствуясь своей гипотезой.

 


конспект научные методы познания

 

Среди научно-философских методов познания ведущую роль играет метод восхождения от абстрактного к конкретному. Этот метод представляет собой способ теоретического исследования, состоящий в движении мысли от исходной абстракции (одностороннего, неполного знания) через последовательные этапы углубления и расширения знания к целостному мысленно-конкретному воспроизведении в теории исследуемого предмета, а также закрепление отдельных сторон предмета в определениях (абстракциях более высокого уровня).

Общенаучные методы познания выступают в качестве своеобразной промежуточной методологии между философией и фундаментальными теоретико-методологическими положениями специальных наук. Характерными чертами общенаучных понятий являются:  сплавленность в их содержании отдельных свойств, признаков, понятий ряда частных наук и философских категорий; ‚ возможность формализации частных наук, уточнения средствами математической теории символической логики.

К числу общенаучных методов и подходов относят: системный, структурно-функциональный, кибернетический, синергетический, вероятностный, моделирование, формализация и т.д.


58 экскурс

 

Разработкой метода философия поддерживает в частных науках живой критический дух. Попытки найти единый метод, который был бы применим всюду (идеал "методологического монизма"), показали, что "универсального метода" не существует и, более того, каждый предмет и каждая проблема требуют собственного метода.

 


конспект научные методы познания

 

На основе общенаучных понятий и концепций формулируются соответствующие методы и принципы познания, которые обеспечивают связь и оптимальное взаимодействие философии со специально-научным знанием и его методами.

Частно-научные методы – совокупность способов, принципов познания, исследовательских приемов и процедур, применяемых в той или иной отрасли науки, соответствующей определенной форме движения материи (методы механики, физики, биологии, химии, гуманитарных и социальных наук).

Дисциплинарные методы – система приемов, применяемых в той или иной научной дисциплине, входящей в какую-нибудь отрасль науки или возникшей на стыках наук. Каждая фундаментальная наука представляет собой комплекс дисциплин, которые имеют свой специфический предмет и свои своеобразные методы исследования.

Методы междисциплинарного исследования как совокупность ряда синтетических, интегративных способов (возникших в результате сочетания элементов различных уровней методологии), нацеленных главным образом на стыки научных дисциплин. Широкое применение нашли в реализации комплексных научных программ (теоретические, эмпирические, логические).


59 оглавление

ЛЕКЦИЯ:

МЕТОДОЛОГИЯ НАУЧНОГО ЗНАНИЯ

 

ТЕМА:

ФИЛОСОФСКИЕ МЕТОДЫ КЛАССИЧЕСКОЙ НАУКИ

 

Лит.:

Кохановский В.П. Философия. Ростов н/Д., 2000.

Кохановский В.П. Философия и методология науки: Ростов н/Д., 1999.


 

    ФИЛОСОФСКИЕ МЕТОДЫ КЛАССИЧЕСКОЙ НАУКИ    
                           
                           
  МЕТАФИЗИКА   ДИАЛЕКТИКА  
                         
  ИДЕАЛИЗМ       АНТИЧНАЯ “наивная”  
                 
  СЕНСУАЛИЗМ                
                НЕМЕЦКАЯ “классическая”  
  РАЦИОНАЛИЗМ        
                         
  ЭМПИРИЗМ       МАРКСИСТСКАЯ “материалистич-еская”  
                 
  ДОГМАТИЗМ        
                         
  РЕЛЯТИВИЗМ                
                                                   

 


60 словарь

 

Метафи’зика

спекулятивно-философ­ский метод классической философии, характеризующийся такими фундаментальными презумпциями, как: а) презумпция наличия объективирующегося в логосе единства бытия (и б) презумпция единства бытия и мышления.

 


конспект классические методы познания: метафизика

 

Метафизика – философский способ познания (мышления), противостоящий диалектическому методу как своему антиподу. Характерные черты метафизики: односторонность, абсолютизация одной (не важно какой именно) стороны того или иного элемента целого. Как и диалектика, метафизика не была чем-то раз и навсегда данным, но изменялась и выступала в различных исторических формах.

Старая метафизика (XVII-XIX в.) отрицает всеобщие связи и развитие, лишена целостного системного взгляда на мир (мыслит по принципу “или/или”). Становление диалектики показало несостоятельность этих принципов, что в свою очередь привело к возникновению новой метафизики.

Новая метафизика не отвергает ни всеобщую связь явлений, ни их развитие. Особенностью антидиалектики в ее новой форме стало сосредоточение усилий на поиске различных вариантов истолкования, интерпретации развития. Развитие при этом понимается как  простой, всеобщий, линейнонаправленный рост (“плоский эволюционизм”); ‚ цепь сплошных скачков (“катастрофизм”); движение по кругу (“вечное возвращение”); „ как только прогресс.


61 оглавление

ЛЕКЦИЯ:

МЕТОДОЛОГИЯ НАУЧНОГО ЗНАНИЯ

 

ТЕМА:

ФИЛОСОФСКИЕ МЕТОДЫ КЛАССИЧЕСКОЙ НАУКИ

 

Лит.:

Кохановский В.П. Философия. Ростов н/Д., 2000.

Кохановский В.П. Философия и методология науки: Ростов н/Д., 1999.


 

    ФИЛОСОФСКИЕ МЕТОДЫ КЛАССИЧЕСКОЙ НАУКИ    
                   

Поделиться с друзьями:

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.231 с.