обучение на основе общественно полезной работы: общественная деятельность и рефлексия — КиберПедия 

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

обучение на основе общественно полезной работы: общественная деятельность и рефлексия

2017-09-10 284
обучение на основе общественно полезной работы: общественная деятельность и рефлексия 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

«Обучение на основе общественно полезной работы» – это всеохватывающий метод, который предполагает, что учащиеся в рамках изучаемого курса выполняют за пределами школы – в местном сообществе – что-то полезное, оказывая обществу какую-то услугу.

 

Обоснование: Учителя со времен Яна Амоса Коменского понимали необходимость соединять изучаемое в школе с окружающим миром. Для достижения этой цели были разработаны несколько вариантов того, что называют «Обучение на основе опыта /практики». Недавно был разработан еще один метод – «Обучение на основе общественно полезной работы», который можно описать как «опыт + преданность идее». В курсах, где применяется «Обучение на основе общественно полезной работы», ученикам предлагается каждую неделю в течение определенного времени работать в какой-то местной организации в сфере социального обеспечения. Помимо обычных целей – облечь в плоть и кровь содержание курса и предоставить возможности попрактиковаться в применении инструментария исследования и т.д., при использовании метода «Обучение на основе общественно полезной работы» особое внимание уделяется участию в демократических институтах и умению быть активными гражданами общества.

 

Количество учеников в группе: В проектах в рамках «Обучения на основе общественно полезной работы» обычно участвует весь класс. Учеников можно распределить по малым группам, в которых они и осуществляют общественно полезную работу. Если количество учеников в классе большое, вы можете организовать общественно полезную работу так, чтобы разные группы учеников занимались ею в разное время учебного года.

Необходимое время: Общественно полезная работа должна планироваться на период от четырех недель до целого года.

 

Ход работы:

Шаг 1: Учитель решает, какого рода общественно полезную работу будут выполнять ученики в рамках того предмета, который он преподает. Такого рода задание предполагает, что ученики предоставляют какие-то полезные услуги вне стен школы людям или организациям, которые в этом нуждаются. Такая деятельность может выполняться каждую неделю на протяжении нескольких месяцев, или она может быть проведена за несколько уик-эндов. Вот несколько примеров:

Предмет Общественно полезная работа
Биология Работа в больнице
Язык Работа в редакции газеты, книжном магазине или библиотеке
Изучение вопросов охраны окружающей среды Посадка деревьев, предотвращение эрозии почвы путем засыпания оврагов старыми шинами и камнями
Обществоведение Посещение лежачих больных и разговоры с ними об их воспоминаниях о прошлом
Математика Работа в органах городского управления, проведение опросов и обработка результатов

 

 

Общественно полезная работая должна удовлетворять следующим критериям:

a) Это должна быть такая работа, которая действительно нужна этому человеку или организации.

б) Ученик не должен замещать оплачиваемого рабочего /служащего (т.е. никто не теряет работу).

в) Ученики достаточно подготовлены, чтобы хорошо справиться с этой работой.

г) Работа должна быть интересной для учеников; она не должна быть изнурительной или опасной.

Шаг 2: Учитель подготавливает учеников к тому, чтобы они регулярно анализировали опыт своей общественно полезной работы и то, как этот опыт соотносится с предметом /читаемым курсом. Есть несколько способов, как ученики могут осуществлять такую рефлексию:

Двойной дневник: Для ведения этого дневника используется обычная тетрадь. На левой странице ученики описывают свой опыт при выполнении общественно полезной работы, свои личные мысли и свои впечатления от этой работы. На правой странице тетради они обсуждают, каким образом все написанное на левой стороне тетради связано с ключевыми понятиями предмета, докладами в классе и читаемой литературой по предмету /курсу. Учеников можно попросить нарисовать стрелки, которые будут указывать на взаимоотношения между их личным опытом и предметным содержанием.

Дневник важных событий: Ученики сосредоточивают внимание на каком-то конкретном событии, которое произошло в том месте, где они работают. Затем они отвечают на данные им вопросы, которые помогают им проанализировать свои впечатления и дают им возможность связать свой опыт с материалом курса. Их можно спросить следующее:

Опишите какое-то случай или ситуацию, в результате которых вы оказались перед какой-то дилеммой – вы не знали, как поступить, или что сказать.

Почему это событие оказалось затруднительным?

Как вы и другие люди, присутствовавшие при этом, отнеслись к происшедшему?

Что вы сделали или что вы сначала предполагали сделать?

Перечислите три действия, которые вы могли бы предпринять, и оцените каждое из них.

Как материал курса связан с этой проблемой /вопросом? Как материал курса помогает вам проанализировать возможный выбор и подводит вас к какой-то желательной линии поведения /действий?

Дневник из трех частей: Учитель просит учеников всякий раз, когда они записывают что-то в дневник, следовать структуре из трех общих пунктов:

(a) Опишите то, что произошло в том месте, где вы работаете, включая следующее: что вы делали, что вас удивило или озадачило, разговор, который у вас с кем-то был, решения, которые вы приняли, а также планы, которые вы разработали.

(б) Проанализируйте, каким образом то, что вы изучаете в рамках курса, помогает вам понять ваш опыт при выполнении общественно полезной работы.

(в) Примените материалы курса и ваш опыт выполнения общественно полезной работы к вашей личной жизни. Как вследствие этого меняются ваши собственные ценности и убеждения?

Направляемое письмо: Ученикам предлагают задуматься о том, каким образом какие-то конкретные аспекты содержания курса /предмета, изучаемого учениками в классе (включая чтение литературы по предмету, лекции /сообщения, посвященные теории, а также всевозможные понятия, цитаты, статистику и результаты исследований, с которыми знакомятся учащиеся), корректируют с их опытом в ходе выполнения общественно полезной работы. Ученики вносят в свои дневники записи, которые основаны на ключевых вопросах /проблемах, с которыми они сталкиваются в тех местах, где они выполняют общественно полезную работу.

Шаг 3: Учитель выделяет время на то, чтобы поощрять учеников размышлять о том, чему они учатся в ходе выполнения общественно полезной работы, а также как это связано с предметом, изучаемом в классе. Например, учитель может выделить время для того, чтобы ученики сделали устные доклады, попросить их сделать плакаты, рассказывающие об их работе, или попросить их вести дневники, в которые они вносят записи о своей работе в тех местах, куда они направлены для выполнения общественно полезной работы

Шаг 4: Учитель устанавливает систему оценки того, чему учатся ученики в процессе выполнения общественно полезной работы. От учеников ожидается добросовестное участие в этой работе, и можно попросить получателей услуг /работы оценить старания учеников. Однако для целей оценки главным должно быть то, чему учатся ученики в ходе этой работы. Например, учеников можно оценивать по количеству и качеству записей, которые они внесли в свои дневники, а также по тому, насколько им удается связать свой опыт работы с материалом школьного курса.


ПИШЕМ, ЧТОБЫ УБЕДИТЬ

«Пишем, чтобы убедить» не является каким-то одним методом или приемом. На этом уроке, на протяжении нескольких заданий учеников обучали, как писать убедительно.

Обоснование: Как было ранее показано в данном пособии, умение занять определенную позицию по противоречивому вопросу и подкрепить ее аргументами является одним из аспектов критического мышления. Это полезная подготовка для того, чтобы принимать активное участие в жизни открытого общества. Задание, которое описывается ниже, естественным образом следует из методов ведения обсуждения и дебатов, которые уже были представлены в нашем пособии.

Количество учеников в группе: «Пишем, чтобы убедить» можно выполнять с группой учеников любой численности.

Материалы: «Пишем, чтобы убедить» требует того, чтобы у каждого ученика была бумага и ручка (или карандаш) – чтобы записывать свои идеи.

 

Необходимое время: Задание такого рода можно провести за один урок. Или же его части можно рассредоточить на несколько уроков.

 

Ход работы:

 

Шаг 1: Учитель представляет тему «Пишем, чтобы убедить», напомнив ученикам, о тех случаях, когда им бывает необходимо кого-то в чем-то убедить.

Шаг 2: Учитель показывает ученикам два письма, которые он подготовил заранее. В парах ученики методом мозгового штурма перечисляют те характеристики, которые делают эти письма действенными. Этот шаг занимает пять или шесть минут.

Шаг 3: Ученики делятся с учителем получившимся списком качеств. Учитель записывает их на доске – чтобы эти качества могли видеть все ученики.

Шаг 4: Учитель просит учеников просмотреть письма во второй раз. На этот раз они выявляют определенные черты этих писем. Сначала они находят цель письма.

Шаг 5:Теперь ученики просматривают письма и «кодируют», или маркируют в них две характеристики: (1) позицию, т.е. формулировку точки зрения автора; а также (2) доводы, приводимые в поддержку этой позиции, чтобы читатель согласился с позицией автора.

Шаг 6:Учитель суммирует ключевые моменты, которые были изучены по теме «Пишем, чтобы убедить».

Шаг 7: Теперь учитель дает ученикам пример реальной проблемы, о которой им нужно будет написать. Сначала ученики думают, кто может быть адресатом письма, затем они получают набор вопросов, которые их будут направлять, когда они будут планировать и писать свои письма:

· В чем суть проблемы?

· Что вы предлагаете для ее решения?

· Кто мог бы осуществить это решение?

Шаг 8: Ученики используют «Т - таблицу», чтобы организовать свои идеи. «Т -таблица» выглядит как прописная буква Т. С левой стороны от вертикальной линии ученики перечисляют те аргументы, которые могут быть выдвинуты против того, за что они выступают. А с правой стороны они перечисляют те аргументы, почему адресат письма должен все же выполнить то, чего они требуют.

Шаг 9: Ученики дома в качестве домашнего задания пишут эти письма.

Шаг 10: Прежде, чем ученики начинают писать письма, они получают набор рубрик или «лист спецификаций», которыми они пользуются, чтобы оценить то, что они пишут. На следующий день в классе они оценят работы друг друга.


ПИШЕМ, ЧТОБЫ УБЕДИТЬ:

РАФТ (РОЛЬ, АУДИТОРИЯ, ФОРМАТ, ТЕМА)

Обоснование: РАФТ – это задание по письму, которое обычно используется на уроке во время фазы консолидации. При использовании такого задания вместо искусственного задания по письму появляется задание, цель которого связана с реальной жизнью учащихся, и таким образом, меняется цель письма (ученики пишут не только для учителя и для того, чтобы получить оценку) и у учеников появляется адресат письма.

Количество учеников в группе: Этот метод можно применять с классом любой численности. Ученики могут писать индивидуально, в парах или в малых группах.

Материалы: Ученикам понадобятся ручки или карандаши и бумага. РАФТ чаще всего используется на уроке во время фазы консолидации.

Необходимое время: На это задание потребуется от 10 до 30 минут.

 

 

РОЛЬ (Кто пишет?) АУДИТОРИЯ (Кто получатель?) ФОРМАТ (Какова форма?) ТЕМА (О чем это?)
Примеры:  
Женщины в деревне в Танзании Старейшине деревни Требование Нам нужен колодец в деревне.  
Дельфин, которому угрожает опасность   Рыбаки Песня Будьте осторожны с сетями, когда ловите рыбу!  
Равносторонний треугольник Прямоугольный треугольник Сообщение по электронной почте Моя геометрическая форма красивее, чем твоя  
       
Персонаж рассказа Другой персонаж Стихотворение Ты мне нравишься, потому что …  
Избиратель Политик Граффити Мы вам недовольны, потому что …  
Желудок Рот Речёвка Для здоровья полезно есть …

Ход работы:

Шаг 1: Учитель дает задание РАФТ обычно для осуществления консолидации. Иногда ученикам можно дать роли, которые возникли во время урока, но можно делать это по-разному. Ученики могут писать индивидуально, в парах или в малых группах, работая сообща. Когда ученики определяют и разрабатывают свои роли, им следует принимать во внимание: личность (кто я и как я выгляжу); отношение (мои чувства, убеждения, опасения); а также информацию (что мне необходимо знать о себе в этой новой роли).

 

Шаг 2: Ученики выбирают аудиторию для своего сообщения.

 

Шаг 3: Затем ученики выбирают подходящий формат, который соответствует их роли, аудитории и теме.

 

Шаг 4: У учеников должна быть возможность «опубликовать» свои сообщения. Это можно сделать следующим образом: устно зачитать в классе, прочитать в малых группах, вывесить на доске объявлений, опубликовать в газете или журнале класса, послать письмо, прочитать из «кресла автора» и т.д.

 

ОЦЕНКА: Учителю необходимо принять во внимание:

 

• Насколько роль и аудитория соответствуют теме.

• В какой мере формат соответствует теме; среди возможных форм можно назвать: письмо, записка, граффити, телеграмма, воззвание, сообщение по электронной почте, стенная газета, реклама, петиция, стихотворение, плакат, предупреждение, новости, дневниковая запись, брошюра, эссе, отчет, доклад, краткое изложение содержания и многие другие.

• Связность /понятность сообщения.

• Орфография /грамматика /аккуратность.

• Соответствующее использование информации (фактов, подкрепляющих тему).

• Включение РАФТ и других образцов письменных работ учеников в индивидуальные портфолио учеников, чтобы задокументировать на протяжении времени, как развиваются их навыки письма.


СОЧИНЕНИЕ-ПЯТИМИНУТКА

«Сочинение-пятиминутка» предоставляет возможность в течение нескольких минут (но не более пяти минут) написать что-то по теме или ответить на вопрос. Часто задание формулируется так, что учащимся необходимо завершить какое-то утверждение открытого характера. Ученики должны быстро писать, не отрывая ручку от бумаги. В определенном смысле, это «размышление вслух». Основное внимание должно уделяться смыслу того, что они пишут, а не тому, как это написано. Учитель может предложить нескольким ученикам прочитать то, что они написали. «Сочинение-пятиминутка» часто используется как задание для осуществления фазы актуализации или фазы консолидации урока. «Сочинение-пятиминутка» может использоваться на любом предмете, включая естествознание и математику.

СВОБОДНОЕ ПИСЬМО

 

«Свободное письмо» - это метод, сходный с «Сочинением-пятиминуткой», но ученикам дается больше времени. Учитель может попросить учеников как можно больше написать по изучаемой теме за период времени от пяти до десяти минут. Затем учитель может дать им еще одну минуту, чтобы они закончили последнюю мысль, которую они излагают. Как и в случае «Сочинения-пятиминутки» ученики не должны беспокоиться о грамматике и орфографии – прежде всего важны идеи. Этот метод можно применять на любом предмете.

Необходимо предоставлять возможности, чтобы учащиеся могли поделиться своими идеями. «Свободное письмо» часто используется на этапе консолидации, но можно использовать такое задание и на этапе актуализации.

ДВОЙНОЙ ДНЕВНИК

«Двойной дневник» - это метод, который способствует тому, чтобы ученики читали ради понимания и затем взаимодействовали с теми идеями, которые им встретятся в тексте. «Двойной дневник» делается очень просто. Ученики проводят вертикальную линию посередине чистого листа бумаги. С левой стороны они делают выписку из текста – записывают то, что оказало на них сильное впечатление. А с правой стороны они записывают свой комментарий относительно того, что они записали в левом столбце.

 

«Двойной дневник» –текст о демократии
Выписка из текста Анализ
Граждане выбирают своих лидеров. Почему это не происходит в нашей стране?
Все обладают одинаковыми правами.   А как насчет женщин? Как насчет бедных? Кажется, у них вообще нет никаких прав. Меня это возмущает.
Образование доступно всем.   Даже бедные могут учиться в университете. Может быть, я тоже смогу!

После того, как ученики прочитают текст и запишут свои мысли, попросите их поделиться своими мыслями.

Спросите, почему определенные идеи показались им важными и они их выписали. Каково их отношение к этим идеям? Какие чувства они вызвали у учеников?

Каким образом автор дал им понять, каково его отношение к проблеме /вопросу? Какую дополнительную информацию они хотели бы получить по этой теме? Почему?

Учителю также следует поделиться теми идеями, которые он выписал из текста, и сказать, почему они важны. Такого рода примеры – моделирование – показывает ученикам, как мыслит учитель.

УЧЕБНЫЙ «БОРТОВОЙ» ЖУРНАЛ

«Учебный «бортовой» журнал» по своей структуре сходен с «Двойным дневником». Основное отличие состоит в том, что если в «Двойном дневнике» ученики размышляют над новой информацией, полученной при чтении или при слушании или в ходе практического опыта, то в «Учебном ‘бортовом’ журнале» они размышляют над самим процессом обучения.

Используя метод «Учебный «бортовой» журнал», учитель может способствовать осознанности обучения у учеников. В своих «Учебных «бортовых» журналах» ученики записывают цели, делают записи о том, как они учатся, описывают возникающие у них проблемы и отмечают свои успехи. Ведение «Учебных «бортовых» журналов» обладает тремя преимуществами:

• Ученики принимают личную ответственность за свое обучение по мере того, как они осознают, как они учатся, и что является эффективным.

• Ученики размышляют о том, что они изучают, и как они это изучают.

• «Учебный «бортовой» журнал» показывает закономерности прогресса, сильные стороны и потребности – в том, как ученик обычно учится и усваивает учебный материал.

«Учебный «бортовой» журнал»

 

Неделя с:______________________

 

Заполни в начале недели   Заполни в конце недели   Прокомментируй свою работу  
Какие страницы ты изучишь на этой неделе?   Какие страницы ты изучил на этой неделе?   Какие моменты ты понял (-а) лучше всего?  
Сколько часов ты будешь заниматься? Когда?   Сколько часов ты занимался? Когда?   Какие моменты вызвали у тебя проблемы?  
С кем ты будешь заниматься?   С кем ты занимался?   Что при занятии в группе (в паре) получалось лучше всего?  
Какие методы изучения ты планируешь использовать?   Какие методы изучения ты использовал (-а)?   Какие методы изучения «работали» лучше всего?    

 

«Учебный «бортовой» журнал» предоставляет ученикам возможности для саморефлексии в отношении того, что они изучают и процесса учебы. Учеников необходимо поощрять анализировать то, что они узнали на протяжении каждой недели, какие у них есть вопросы, и какой вклад они внесли в успех группы. Они могут также записывать ключевые понятия и новые слова


Поделиться с друзьями:

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.072 с.