Несовершеннолетних преступников — КиберПедия 

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Несовершеннолетних преступников

2017-09-10 267
Несовершеннолетних преступников 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

  Типы несовершеннолетних преступников
  по степени общественной опасности do характеру ориентация
Xi Крнмииегенные факторы 64(1) 64(2) 64(3) среды 65(1) 65(2) 65(3) среди
I Продолжительность упот­ребления к/с спиртных на* пнтков   .5   5.3     б 6,0
II Негативные влияния на к/с со стороны родителей или лид, их заменяющих     б 6,7       4,0
ш Общение и/с вне семьи с. • ранее судимыми; - совершающими пре­ступления     б 5,7       6,0
IV Незанятость подростка ра­ботой, учебой         5      
V Совершение и/с в про­шлом преступлении     б 6,7       6,0
VI Наличие психической аномалии, не исключаю­щей вменяемости       2,7       2,7
VII Повышенная внушае­мость, подчиненность и/с антиобщественной среде       2,7        
VIII Низкий образователь-ный и культурный уровень ро­дителей       4,7       3,0
IX Преждевременное остав­ление подростком школы   S S 4,7       5,0
X Отсутствие контроля за поведением и/с со стороны семьи, школы, милиции     б 5,7       5.0
  «К» 5.5> 5.3 5,1 5.3 4,« 4,5 5.1 4.8

64(1) * личность н/с преступника с установкой на преступную деятельность; 64(2) ■ личность н/с преступника с антиобщественной направленностью; 64(3) • личность н/с преступника с неустойчивой направленностью, б5(1) - личность н/с преступника с корыстной ориентацией; 65(2) • личность н/с преступника с насильственной ориентацией; 65(3) - личность н/с преступника с универсальной ориентацией.

«К» - средний показатель криминогениости каждого из типов несовершеннолетних преступников


 




восприятию этого комплекса способствует: а) частая без­наказанность аморального поведения родителей; б) их авторитет в глазах детей, который может выступать в ро­ли «катализатора» при усвоении молодежью опыта соци­ального поведения взрослых»1.

II. Непременным условием формирования личности несовершеннолетнего преступника являются неблаго­приятные обстоятельства семейного воспитания. Частые ссоры и скандалы между родителями, физические нака­зания и оскорбления детей приводят к разрушению тор­мозных процессов, к повышенной возбудимости, вспыль­чивости, несдержанности подростка.

Причинами возникновения семейных конфликтов, в том числе подростков с родителями, часто являются пьянство и аморальное поведение последних. Длитель­ное пребывание подростка в неблагополучной семье способствует существенной нравственной деформации его личности, копированию им образа жизни родителей.

Отсутствие одного из родителей нарушает естест­венную целостность семьи, ослабляет ее воспитатель­ные функции. Снижается контроль за поведением подро­стка, нередко изменяется и психологический климат. По 'нашим исследованиям, свыше 30% несовершеннолетних преступников не имели отца, 4,5% опрошенных воспиты­вались без матери, а у 5,2% отсутствовали оба родителя. При этом в качестве криминогенного фактора в большей степени выступает не состав родительской семьи подро-

ЯковлеваН. Г. Некоторые результаты изучения влияния употребления спиртных напитков на преступность несовершен­нолетних и эффективности борьбы с этими явлениями. В кн. Вопросы борьбы с пьянством, наркоманией и другими формами антиобщественного поведения несовершеннолетних. М., 1976. С. 30.


стка (полная или неполная), а тот внутренний психологи­ческий климат, который существует между родителями и детьми. Среди подростков группы «Б», в отличие от груп­пы «А», отношения любви, дружбы и взаимопонимания с родителями встречаются в два раза чаще, и наоборот, отношения неприязни и враждебности в группе «А» - поч­ти в 7 раз чаще, чем в группе «Б». Отношения безразли­чия и равнодушия в обеих группах представлены при­мерно одинаково, с незначительными расхождениями.

III. Установлено, что чем более отрицательной яв­ляется обстановка в семье, тем крепче и интенсивнее становятся нежелательные связи подростка вне семьи1. К тому же, такие несовершеннолетние редко пользуются расположением и симпатиями одноклассников. Будучи неудовлетворенными своим положением в семье и школьном коллективе, они стараются возместить дефи­цит общения в различных неформальных группах, зачас­тую с антиобщественной направленностью. Первона­чально подростки сплачиваются на основе одинаковых возможностей проведения своего досуга и из-за отсутст­вия надлежащего контроля за их поведением. Многих из них это сближает, они получают сочувствие друг у друга, откровенно делятся своими неприятностями и пережи­ваниями, поскольку находятся в одинаковых условиях. Так, по нашим данным, общались с ранее судимыми под­ростки из группы «А» - 41,9%, из «Б» - 10,4% и из «В» 0,6%. Частота общения в большей степени влияет на формирование преступного поведения, чем его длитель­ность.

Именно поддержкой криминогенной группы объяс­няется, почему подростки, у которых складываются кон-

'АнтонянЮ. М. Социальная среда и формирование лично­сти преступника. М., 1973. С.54.


 




фликтные отношения в семье, школе, коллективе поло­жительных ровесников, нередко решительно противосто­ят общественному осуждению. Криминогенная группа применительно к таким несовершеннолетним преступни­кам исполняет роль не только «пускового», но и «защит­ного» механизма1.

IV. Несовершеннолетние, не занятые к моменту со­вершения преступления общественно полезной деятель­ностью, являются наиболее криминогенным континентом, Нежелание заниматься общественно полезным трудом появляется у них еще в школьные годы. Систематическая неуспеваемость в школе порождает отказ от посещения занятий, отторжение от школьного коллектива с после­дующей ориентацией на неформальные группы с анти­общественной направленностью. По данным нашего ис­следования, не работало и не училось в группе «А» 38,2%, из них более 3 месяцев - 20,6%; в группе «Б» - со­ответственно 14,4% и 6,2%. При этом основная масса не­совершеннолетних правонарушителей оставляет школу и уходит в неформальные группы в возрасте 16 лет, что, по-видимому, связано с большим расхождением во взглядах и интересах с коллективом класса,.

V. Большое значение для становления личности подростка имеет не только сам факт совершения им в прошлом преступления, но и возраст, в котором он нахо­дился в этот момент, способ, которым оно было совер­шено, и форма реагирования на него правоохранитель­ных органов. Личность несовершеннолетнего, совершив­шего преступление в одиночку, является более опасной для общества, чем совершившего в группе. Не каждый

'Долгов а А. И. Проблемы профилактики криминогенных групп несовершеннолетних //Вопросы борьбы с преступностью. Вып.32. М., 1980. С.20.


несовершеннолетний решится пойти на преступление в одиночку. Для этого необходимо иметь не только соот­ветствующие физические данные, но и достаточный уро­вень интеллектуальной и психической зрелости, опреде­ленный личный опыт правонарушающего поведения либо пример окружающих. Подростки, совершившие преступ­ление в одиночку, характеризуются повышенной агрес­сивностью, цинизмом, дерзостью и, как правило, труднее поддаются исправлению и перевоспитанию.

VI. В ряде случаев антиобщественные формы пове­дения несовершеннолетних связаны с органическим по­ражением нервной системы, явлениями интеллектуаль­ной неполноценности и психопатическими чертами лич­ности. По данным нашего исследования, несовершенно­летние из группы «А» состояли на учете в психоневроло­гическом диспансере 22,1%, из группы «Б» - 15,8% и из группы «В» - 0,9%. Это свидетельствует о том, что психи­ческие аномалии, не исключающие уголовной ответст­венности, являются одним из существенных условий, приводящих несовершеннолетних к совершению престу­плений вследствие, главным образом, повышенной кон­фликтности таких подростков с окружающими, меньшей критичности относительно своего поведения, высокой степени конформизма.

Среди несовершеннолетних преступников, стра­дающих психическими аномалиями, наиболее распро­странены олигофрены (до 65%). Эта категория лиц чаще всего совершает кражи, реже грабежи без насилия и пре­имущественно в группе. Психопаты составляют немногим более 30%. Для них характерно совершение преступле­ний против личности: умышленные убийства, тяжкие и менее тяжкие телесные повреждения, хулиганские про­явления.

Для того, чтобы эффективно бороться с преступле­ниями несовершеннолетних с нарушенной психикой, не-


 




обходимо воспитательно-профилактические мероприятия правильно сочетать с медицинскими.

VII. Повышенная внушаемость особенно характерна для несовершеннолетних вследствие неустойчивости их возрастной психики и отсутствия выработанных взглядов и отношений, ибо большинство преступлений (свыше 70%) совершается ими в группе. Подчиненность подрост­ка влиянию антиобщественной среды обусловливается, в первую очередь, разрывом его позитивных отношений в семье и школе.

Говоря о повышенной внушаемости, в качестве од­ной из особенностей подростковой психики, заметим, что среди несовершеннолетних преступников она проявляет­ся в большей степени. Так, в группе «А» данный признак отмечался в 1,5 раза чаще, чем в группе «Б» и в 2 раза чаще, чем в группе «В». Это объясняется большей спло­ченностью неформальных групп с антиобщественной на­правленностью и зависимостью поведения каждого из их участников от установки группы, по сравнению с фор­мальными группами того же возрастного уровня.

VIII. Процесс социализации личности, как известно, в большинстве случаев начинается в семье. Общепри­знанно, что чем ниже уровень образования и общей куль­туры личности, а также ближайшей микросреды, тем бо­лее вероятно совершение ею преступления. «Амораль­ные и противоправные поступки совершают, как правило, те члены семьи, которые не обладают достаточным об­разованием и должной культурой поведения, потребно­сти которых низменны и примитивны»1.

Чаще всего причина здесь кроется в педагогической безграмотности, нравственном невежестве родителей. Такие родители относятся равнодушно к своим детям. Их

1Антонян Ю. М. Указ. раб. С.48.


не интересует образ жизни подростка, круг его друзей и увлечений. Полная бесконтрольность способствует тому, что несовершеннолетние до позднего времени бесцельно слоняются по улице, приобщаются к спиртному, совер­шают различные правонарушения. Так, по нашим дан­ным, уровень образования родителей несовершеннолет­них преступников значительно ниже (в 4 раза), чем роди­телей подростков контрольной группы.

IX. Ежегодно из общеобразовательных школ выбы­вает большое количество подростков, не закончивших 9, 10, 11 классы. Некоторые из них поступают в различные училища, но и их не оканчивают; в лучшем случае, если повезет, устраиваются на работу, в худшем - длительное время бездельничают.

При сопоставлении массивов несовершеннолетних особенно резкий контраст между группами «А», «Б» и «В» проявляется по признаку второгодничества. Так, группа «А» по распространенности данного признака превышает группу Б в 2,5 раза, а группу «В» в 25 раз, что свидетельствует о значительной криминогенности данно­го признака. Во многом это объясняется интенсификаци­ей учебно-воспитательного процесса. Возрастающая из года в год информационная перегрузка учащихся, недос­таточная научная обоснованность объема и содержания даваемой им информации, слабая разработанность ре­жимов учебы, труда и отдыха, нередко устаревшие мето­ды обучения и воспитания, рассчитанные на заучивание огромного материала, могут порождать дисгармонию в развитии личности. Нерациональное использование вре­мени, перегруженность учащихся малоэффективными воспитательными мероприятиями нередко ведут к тому, что время, отводимое на необходимую социально-нравственную, эстетическую деятельность и физическое развитие личности, сводится до минимума, который не обеспечивает решения задач воспитания.


 


I82



Антиобщественное поведение не всегда связано напрямую с приходом подростка на производство. Как правило, причины такого поведения следует искать в бо­лее ранней социализации личности, а устройство подро­стка на работу лишь усугубляет дефекты его нравствен­ного развития. Этому способствуют: а) наличие само­стоятельного заработка у подростка и неумение правиль­но им распорядиться; б) ориентация подростка на психо­логический фактор «взрослости»; в) полный выход из-под контроля родителей, школы и отсутствие надлежащего контроля со стороны трудового коллектива. Поэтому преждевременное оставление подростком школы и при­общение его к труду в раннем возрасте оценивается в качестве негативного явления.

X. Конфликты подростка с требованиями общества чаще всего начинаются в результате длительных неудач, поражений, особенно в области его ведущей роли. Пыта­ясь выйти из состояния угнетенности, подросток подчас избирает преступный путь. Если к тому же на подростка вовремя не обратили внимания родители, педагоги, со­трудники милиции, то возможен уход его в микрогруппы с антиобщественной направленностью, где он находит бо­лее простой вариант удовлетворения своих ролевых при­тязаний. Результатом бесконтрольности со стороны взрослых является систематическое употребление несо­вершеннолетними спиртных напитков, наркотических ве­ществ, а также ранняя половая распущенность, пренеб­режение нравственными запретами, ценностями, что в психологическом плане облегчает совершение антиоб­щественных поступков.

Проведенный анализ типологических особенностей личностных деформаций несовершеннолетних преступ­ников привел нас к выводу о том, что ведущими среди огромного их многообразия все-таки являются импуль-


сивность, агрессивность, асоциальность, отчужденность и слабая приспосабливаемость к окружающей среде.

Была отслежена статистическая взаимосвязь между совокупностью (комплексом) личностных деформаций и типами несовершеннолетних преступников. Так, наибо­лее типичные по набору, сочетанию личностных дефор­маций оказались подростки, совершившие тяжкие на­сильственные преступления. Менее типичными проявили себя несовершеннолетние, совершившие корыстные преступления. Естественно, минимальная типичность по данному параметру имела место у подростков, входящих в контрольную группу. Данный вывод подтверждается ре­зультатами других криминологических исследований1.

Максимальное число лиц с типичными психологиче­скими особенностями отмечается среди тех, кто совер­шает грабежи, разбои (44,4%); изнасилования (41%); ми­нимальное среди тех, кто совершает кражи (25%). Лица, совершившие убийства и нанесшие тяжкие телесные по­вреждения занимают промежуточное положение (36%). Однако, независимо от вида совершенного преступления, количество преступников, имеющих типические психоло­гические особенности, значительно превышает число по­добных типов личности среди законопослушных граждан (5%)|

1 А н т о н я н Ю. М, Е н и к е е в М. И., ЭминовВ. Е. Цит. раб., С.43.


 




Таблица № 3


7Т 6- 5-- 4- 3- 2- 1 ■

Ш о

О. О

I-o о г I о * га о. 3 ш

л

X О)

с а> н О


Графическая характеристика прогностических моделей различных типов несовершеннолетних преступников в зависимости от вида их ориентации.

/65-1,2,3/

 

 

 

 

 

 

' V4.' / L_----------- А_-............д-------------- г------------- A----;-----v.ir-\-----r------------------------------------- "•' \ '• У ' \ \ i Л\ -уУ\\\: /./ \ Ч • /.'•' / ....... --{ - ---- ^---v^-/--- - ч t,.* ]». * * * ^ ' " ■»    
—V.j../.._    
1) -1  
  '!!    
  ::    

г-


 


12 3 4 5 6 7 8

------ 65(1) - личность н/с преступника с установкой на преступную деятельность; "к"=4,8 б

-в—65{2) - личность н/с преступника с антиобщественной направленностью; "к"=4,5 б ■ А - -65(3) - личность н/с преступника с неустойчивой направленностью; "к"=5,1 б


9 10

Факторы


 



 


знаний, отношений, поведения, и как бы суммирует раз­витие, структуру, прогноз личности; г) о деформациях не «от природного» плана, но социально обусловленных или опосредованных и реализующихся в избирательности поведения, а не об «автономной» медицинско-психологической диагностике, осуществляемой в отрыве от поведения и условий жизни лица1.

При разработке криминологических моделей обра­щалось внимание на происхождение, сочетание и сте­пень устойчивости криминогенных факторов и признаков, возможности влияния конкретных ситуаций на решимость совершить конкретное преступление, содержание и на­правленность активности личности, взаимодействие ее свойств с факторами внешней среды.

Криминологическая типология несовершеннолет­них преступников позволила выделить среди них опреде­ленную распространенность различных вариантов кри­миногенных деформаций. Критериями типологии при этом послужили совокупность моральных и правовых оценок: а) поведение как системы поступков; б) содержа­тельной характеристики сознания личности; в) конкретной социальной среды личности и характера взаимодействия с нею; г) ситуации совершения преступлений и иных пра­вонарушений2.

Типология личности преступника, разграничение их на особенные группы (типы), объединенными схожими

1МиньковскийГ. М. Разработка оснований классифика­ции личности преступника и значение этой классификации со­вершенствования системы мер борьбы с преступностью /Яипология личности преступника и индивидуальное преду­преждение преступлений. М., 1979. С.5.

2 Д о л г о в а А. И.,ГорбатовскаяЕ. Г., Ш у м и л к и н В. А., Ю ц к о в а Е. М. Типологические особенности правона­рушителей. //Опыт криминологического изучения личности пре­ступника. М., 1981. С.120.


признаками и свойствами, представляется перспектив­ным для разработки криминологической модели в целях прогнозирования и предупреждения преступлений несо­вершеннолетних.

В зависимости от особенности антиобщественной ориентации личности несовершеннолетних преступников, их можно подразделить на корыстных, насильственных, корыстно-насильственных или универсальных. Очевидно, до непосредственной разработки криминологических мо­делей указанных выше ориентации, необходимо решить вначале более общие вопросы.

Во-первых, дать определение понятиями «корыст­ный», «насильственный», «универсальный» тип несо­вершеннолетних преступников.

Во-вторых, выявить и описать свойства, присущих каждому из указанных типов преступников/

Естественно, что для этого потребуется серьезная исследовательская работа: выявить и описать основные социально-психологические механизмы преступного по­ведения различной ориентации; уяснить соотношения между общей жизненной ситуацией виновного, его цен­ностными ориентациями и характером противоправных действий; установить и описать зависимость между неко­торыми личностными особенностями несовершеннолет­него, ситуацией и характером совершения преступления; установить и описать криминогенные факторы и состав­ляющие их признаки, определяющие особенность раз­личных криминологических моделей личностных дефор­маций несовершеннолетних преступников.

ГОсновным требованием, предъявляемым к иссле­дованию, цель которого - создание типологических конст­рукций является то, что оно по необходимости должно носить сравнительный характер. Без сопоставления не­возможно судить о том, специфичны ли выявленные при-



Таблица № А

Графическая характеристика прогностических моделей различных типов несовершеннолетних преступниковв зависимости от степени их общественной

опасности. /64-1,2,3/



-------- 64(1) - личность н/с преступника с установкой на преступную деятельность; "к"=5,5 б

—в—64(2) - личность н/с преступника с антиобщественной направленностью; "к"=5,3 б - - Л - -64(3) - личность н/с преступника с неустойчивой направленностью; "к"=5,1 б


9 10

Факторы


 



 


ственников, ближайшего окружения, предшествующих условий жизнедеятельности участников корыстных пре­ступлений, появляются и реализуются побуждения к при­обретению определенных материальных благ независи­мо от затраты на это общественно полезного труда. Ис­следование показало, что значительная часть подростков указанного типа (44%) еще до совершения преступления замечалась в присвоении чужой собственности. Следо­вательно, корыстная ориентация личности формирова­лась задолго до момента совершения преступления, а к периоду совершения противоправных деяний у несовер­шеннолетних имелся определенный антисоциальный опыт. Из числа обследованных насильственных преступ­ников лишь 13% были замечены в мелких кражах до пер­вого их осуждения.

Восприятие материально-потребительских и эгои­стических взглядов, характерных для несовершеннолет­них преступников с корыстной ориентацией, происходит главным образом в семье под воздействием образа жиз­ни родителей.

Ю.М. Антонян предлагает следующее объяснение причин совершения корыстных преступлений в связи с раннесемейными условиями формирования личности бу­дущих правонарушителей... Можно предположить, что обладание материальными благами придает человеку уверенность, снижает беспокойство по поводу своей со­циальной определенности, устраняет, часто лишь вре­менно, чувство зависти..., является своеобразной ком­пенсацией эмоционального дефицита, психологического отчуждения в детстве, поскольку такие преступления предоставляют субъекту материальные средства для то­го, чтобы прочнее и увереннее ощутить свое место в жизни и тем самым преодолеть состояние неуверенности


и неудовлетворенности, порожденное неблагоприят­ными условиями1.

Если в семье главным в жизни признаются матери­альный достаток, накопление вбщей и их приобретение любой ценой, выгодные друзья ь ловкость в извлечении пользы для себя лично, нетрудно предугадать содержа­ние моральной деформации в с<ЭЗнании, а затем и в по­ведении подростка. Если это Дополняется отрицатель­ным влиянием сверстников - наблюдаемые примеры при­своения чужих вещей, позже - Прямое идейное влияние правонарушителей, а затем и непосредственное вовле­чение «новичков» в мелкие кра^и, то формирующийся в такой семье ребенок в силу психологических механизмов «подражания» и «заражения» бу^ет усваивать названные потребительские ценности и негативное отношение к подлинным идейным и моральном ценностям общества. Регулярные упражнения детей в неоправданном удовле­творении потребностей, стремление получать личные блага без адекватных усилий в >руде при отсутствии по­ложительных примеров для подражания, укрепляют ус­воение криминогенных стандартов, эталонов, и образцов поведения. При этом нередко в семье, учебном и трудо­вом коллективе, в неформальней группе формируются предпосылки отчуждения от прицепов коллективистской морали, поиска контактов с другими несовершеннолет­ними, которые мыслят и хотят действовать аналогичными методами ради достижения сначала мелких, а со време­нем увеличивающихся корыстных целей. Значимые для общества социальные ценности >аких лиц обесценивают­ся. Чтобы подкрепить такое убех,<дение, найти союзников своим мыслям и действиям в будущем, подросток начи-

1 А н т о н я н Ю. М., Е н и к е е в М. \/[., Э м и н о в В. Е Указ раб., С.95.


 




нает усиленно искать лиц, разделяющих его деформиро­ванное мировоззрение. Их появление, нахождение общих точек соприкосновения взглядов, суждений, целей, моти­вов и ценностных ориентации значительно углубляет же­лание получать личные материальные блага без затраты на это общественно-полезного труда.

Данные исследования доказывают, что первона­чально такое отчуждение зачастую происходит в семье. Подростки, совершившие корыстные преступления, в большинстве случаев находились под отрицательным влиянием своих семей. Более того, они имели в семьях менее благоприятную воспитательную обстановку, неже­ли несовершеннолетние преступники в целом.

Не сам по себе факт наличия или отсутствия тех или иных материальных условий играет решающую роль в формировании нравственных позиций несовершенно­летнего. Главное - отношение родителей и других членов семьи к таким условиям, к выбору путей и средств для их улучшения. Эгоистическая, собственническая атмосфера семейных отношений является благоприятной почвой для возникновения и закрепления корыстолюбия несо­вершеннолетнего. Конечно, не всегда выросший в такой атмосфере ребенок становится правонарушителем, но в его даже законопослушном поведении, как правило, про­являлись индивидуализм и корыстолюбие. Эти факторы обнаруживаются особенно тогда, когда складывается благоприятная для совершения корыстного преступления обстановка.

Невнимание родителей к интересам, внутреннему миру своих детей нередко приводит к тому, что подростки стараются чаще отсутствовать дома. Как показывают об­следования, родной дом у них ассоциировался со всем тем, что вызывало у многих плохое настроение из-за конфликтов, которые возникали в связи с непониманием родителями их нужд и потребностей. Отношение родите-


лей к друзьям своих детей, к группе сверстников, с кото­рыми они проводят время, также не всегда правильно. Стараясь оградить своего ребенка от влияния «улицы», родители препятствуют дружбе с другими детьми, то есть идут по пути пассивного запрета, тогда как семья должна занимать активную позицию, позитивно влиять на собст­венного ребенка и его друзей. Делать это лучше до того, как подростки начинают систематически отсутствовать дома. Большинство обследованных подростков отсутст­вовали дома сутками и неделями, потому что они чувст­вовали себя чужыми в семье.

Ядром неформальных групп таких несовершенно­летних, как правило, являются подростки из тех семей, в которых дети были оставлены без всякого контроля. Можно считать, что указанные семьи формируют анти­общественную ориентацию не только своих детей, но косвенно влияют и на других несовершеннолетних, с ко­торыми их дети общаются.

ТБесконтрольность подростков, невнимание родите­лей к вопросам воспитания своих детей сказывается на характере потребностей, влечений и склонностей, свой­ственных многим участникам групповых преступлений несовершеннолетних с корыстной мотивацией. Им при­суща выделяющаяся склонность к потреблению спиртно­го, к пьянству. Из числа несовершеннолетних, осужден­ных за групповые преступления с корыстной мотивацией, 51% объединились в группы на почве совместного распи­тия спиртных напитков. Еще более показательным явля­ется то, что в момент совершения преступлений 62% не­совершеннолетних находились в нетрезвом состоянии, добытые преступным путем средства в 58% случаев уча­стники групп тратили на приобретение спиртного. /

Ущербный морально-психологический климат от­дельных семей сказывается на взаимоотношениях несо­вершеннолетнего со школой, училищем, средним и выс-


 




шим учебными заведениями. Подросток объективно ока­зывается в положении, когда он должен ориентироваться на две несовпадающие нравственные системы: семья, с ее индивидуалистическими, собственническими оценками и требованиями, и учебное заведение, с его функцией воспитания коллективистской морали, ориентации на со­циально значимые общественные идеалы. Такая двойст­венность угнетает несовершеннолетнего, отдаляет его от школьного или другого учебного коллектива, приводит к формированию приспособленчества к каждой из систем, к нечестности и двуличию. В зависимости от складываю­щихся жизненных ситуаций двуличный подросток оказы­вается психологически и морально подготовленным к со­вершению как положительных, так и отрицательных по­ступков.

Однако учебное заведение сегодня не в состоянии противостоять приобретенным в семье эгоистическим, корыстно-потребительским стандартам несовершенно­летнего. В школе, ПТУ, техникуме под влиянием ненад­лежащего поведения сверстников и ошибок, которые еще допускают педагоги, происходит закрепление таких взглядов.

< В закреплении корыстной мотивации немалую роль играют негативные обстоятельства, действующие в не­формальных группах правонарушителей. Воздействие условий, формирующих у подростков устойчивую при­верженность к группе, способствуют участию несовер­шеннолетних в ней. При этом характерным обстоятельст­вом возникновения криминогенных групп является про­должительность их перехода от соблюдения общеприня­тых правовых, моральных и этических норм до начала противоправных действий. Время возникновения групп и начало совершения ими преступлений, по данным иссле­дования, совпадает лишь в 9% случаев. У остальных групп с момента их возникновения до начала преступной


деятельности прошло до 1 месяца - 29%, до 6 месяцев -42%, до 1 года -11%, свыше 1 года - 9%.

Войдя в группу с корыстной ориентацией, подросток сталкивается с определенными образцами, обычаями, стандартами асоциального поведения, подвергается воз­действию существующих в группе взглядов, которые оп­равдывают эгоизм, паразитизм, жажду приобретательст­ва любой ценой, желание быть материально обеспечен­ным без адекватной трудовой отдачи. В группе, где большинством приняты эгоистические материально-потребительские ориентации, укоренилось негативное отношение к неприкосновенности чужой собственности, где установились стандарты корыстно-рваческого образа действий только ради своих личных целей, от нового члена ожидают того же поведения. Если новый участник группы будет действовать аналогичным способом, он по­лучит одобрение. В противном случае группа может при­менить к нему свои неформальные санкции, чтобы заста­вить подчиниться ориентации и взглядам большинства. Таким образом, недостаточный жизненный опыт новичка, слабость силы воли, отсутствие нравственной закалки его формирующейся личности облегчают и усиливают восприятие криминогенных свойств и качеств, закрепля­ют корыстные взгляды, привычки, настроения, ведут к формированию мотивации преступника с корыстной ори­ентацией.

Для корыстных преступников, в отличие от насиль­ственных, характерен индивидуальный эгоизм. У них преобладает более последовательная ориентация на личное материальное благополучие. Они в меньшей сте­пени, чем насильственные преступники оказались ориен­тированными на друзей, им вообще не присущ альтру­изм.

У корыстного типа несовершеннолетнего преступни­ка более дефектны и ценностные ориентации, цели, по-


 




требности, интересы. Вероятнее всего, это сформирова­но у них на уровне установок, то есть не столько на осоз­нанных убеждениях, сколько на готовности действовать определенным образом. Отсюда понятно, почему коры­стные преступники чаще, чем насильственные, выбирали противоправный вариант поведения при наличии даже одного негативного совета.

Эмоциональный комфорт корыстными преступника­ми достигается за счет приобретения определенных ма­териальных благ. С похищенными предметами они про­сто так не расстаются, даже если эти вещи не представ­ляют какой-либо ценности. Данный тип преступника не склонен уступать то, что попадает им в руки, всему они находят применение - присвоят, обменяют, продадут.

Применительно к типу корыстного преступника обоснована его характеристика, исходящая из матери­ально-потребительской ориентации личности и активного неприятия принципа распределения по труду. Причем в рамках данного типа оказалось возможным, в свою оче­редь, выделить подтипы с последовательно корыстно на­правленной деятельностью (полная корреляция целей и средств), с преобладающей целенаправленной деятель­ностью, с приспособительно-ориентированной деятель­ностью./

Под типом личности насильственного преступни­ка следует понимать личность, обладающую свойствами, которые обусловливают применение противоправного физического насилия в качестве способа достижения по­ставленных целей либо в виде реакции на конфликтные ситуации.

Изучение насильственных преступлений свидетель­ствует о том, что виновные в них лица далеко не одно­родны ни по мотивам совершенных ими действий, ни по чертам своего характера, ни го целям, которые они пре­следуют. Вместе с тем, имеются такие общие черты, как


эмоциональная холодность, бесчувственность, агрессив­ность, неумение контролировать и сдерживать свои по­ступки и эмоции, социальная отчужденность, нарушение адаптации, дефекты нравственного сознание1]

.ЖЮтмечая связь конфликтного и криминального по­ведения, нельзя не заметить и так;ое эмпирически зафик­сированное явление, как увеличение доли столкновений, отражающих стремление отстоять, защитить свое «Я», свое личное достоинство от посягательств со ст


Поделиться с друзьями:

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.08 с.