Особенности преподавания учебного предметов «История» и «Обществознание» в 2017/18 учебном году — КиберПедия 

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Особенности преподавания учебного предметов «История» и «Обществознание» в 2017/18 учебном году

2017-09-10 480
Особенности преподавания учебного предметов «История» и «Обществознание» в 2017/18 учебном году 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Особенности преподавания учебного предметов «История» и «Обществознание» в 2017/18 учебном году

ИСТОРИЯ

Задачи исторического образования изложены в федеральных государственных образовательных стандартах основного общего и среднего (полного) общего образования, принятых в 2009 - 2012 годах.

Изучение истории России должно соответствовать системно-деятельностному подходу как одному из ключевых методологических принципов ФГОС ОО.

Концепция нового учебно-методического комплекса по отечественной истории, включая историко-культурный стандарт, важнейшую мировоззренческую задачу курса видит «в раскрытии как своеобразия и неповторимости российской истории, так и ее связи с ведущими процессами мировой истории. Это достигается с помощью синхронизации курсов истории России и всеобщей истории, сопоставления ключевых событий и процессов российской и мировой истории».

Подчеркивается, «в школьном курсе должен преобладать пафос созидания, позитивный настрой в восприятии отечественной истории. Тем не менее, у учащихся не должно сформироваться представление, что история России - это череда триумфальных шествий, успехов и побед».

Основное общее образование

В основной школе реализующей ФК ГОС в 2017/18 учебном году предмет «История» изучается в 7-9 классах.

Классы: Предмет:      
История 2 ч. 2 ч. 2 ч.

 

В образовательных организациях, реализующих образовательный процесс в соответствии с ФГОС, предусмотрено следующее распределение часов:

Классы: Предмет:          
История 2 ч. 2 ч. 2 ч. 2 ч. 2 ч. *

 

* В ряде образовательных организаций работающих история может изучаться в объеме 3 ч. согласно рекомендациям по разработке учебных планов МОиН РФ.

В 5 классе изучается единый предмет «История», представленный учебным курсом «Всеобщая история. История Древнего мира». В содержание курса включается также материал по древнейшей истории Татарстана и татарского народа.

В 6-9 классах единый предмет «История» представлен учебными курсами «Всеобщая история», «История России» и «История Татарстана и татарского народа» (региональная составляющая). Материал учебных курсов изучается в рамках одного предмета и в школьной документации оформляется как «История».

Учебный материал курсов по всеобщей истории и истории России изучается отдельным модулем каждый, причем, изучение всеобщей истории должно предшествовать изучению отечественной истории в рамках определенного хронологического периода.

Учебный материал курсов по истории России и истории Татарстана и татарского народа рекомендуется изучать интегрированно по принципу синхронности.

Распределение часов возможно примерно следующее: «Всеобщая история» – 24, «История России», включая курс «История Татарстана и татарского народа» – 46 часов в течение учебного года.

В 9-м классе в связи с сокращением учебных недель количество часов на преподавание истории регламентируется локальным актом образовательной организации.

Среднее общее образование

В 10-11 классах образовательных организаций Республики Татарстан, реализующих образовательные программы среднего общего образования, преподавание истории реализуется в рамках учебного времени, определенного учебным планом для образовательных организаций Республики Татарстан.

Обучение в 10-11 классах основано на идее двухуровневого (базового и профильного) федерального компонента Государственного образовательного стандарта общего образования.

Обучение истории на базовом уровне предполагает личностное развитие обучающихся, обеспечение их интеллектуального, общекультурного уровня в контексте исторического мышления и функциональной грамотности.

Обучение истории на профильном уровне направлено на подготовку к продолжению образования, овладение системой языка предмета, формирование навыков самообразования, способностей решать возникающие задачи.

На базовом уровне в 10-11 классах история изучается в объеме 140 часов (2/2), то есть по 70 часов в каждом классе) со следующим примерным распределением часов: курс «Всеобщая история» – 24, курс «История России», включая курс «История Татарстана и татарского народа» - 46 часов в течение учебного года.

На профильном уровне углубленное изучение истории представлено в классах социально-гуманитарного профиля. История в 10-11 классах изучается в объеме 280 (4/4) часов, т. е. по 140 часов в каждом классе. Распределение часов может быть следующим: «Всеобщая история» – 35 (1/1) часов, «История России» – 70 (2/2) часов. Возможно изучение «Истории Татарстана и татарского народа» в качестве отдельного предмета в объеме - 35 (1/1) часов в течение учебного года.

В11-м классе в связи с сокращением учебных недель количество часов на преподавание истории регламентируется локальным актом образовательной организации.

В содержании курса «История России» должны быть отражены сюжеты, связанные с воссоединением Республики Крым и Севастополя с Россией. В соответствии с изучаемым материалом формируются представления об истории Крыма как части российской территории на протяжении длительного времени, рассматриваются совместные героические страницы истории России, Крыма.

В связи с переходом на Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) необходимо в образовательной практике учитывать их основные положения:

- установка на результат образования как системообразующий фактор;

- реализация деятельностной парадигмы обучения, реализуемой через системно-деятельностный подход. Этот подход постулирует в качестве цели образования развитие личности обучающегося на основе освоения универсальных способов деятельности, инструментальную основу которых составляет система знаний, умений и навыков.

В контексте системности актуализируются междисциплинарные связи (история – литература, обществознание, право, география, филология и др.), использование которых в образовательном процессе создает единое системно-деятельностное пространство духовно-нравственного развития личности.

В 2017/18 учебном году продолжается введение Концепции нового учебно-методического комплекса по отечественной истории, включая историко-культурный стандарт (Приложение № 1).

Предмет «История России» изучается по линейной системе, в новом учебном году предстоит перейти на новую систему в 7 классах.

В целом, при реализации Концепции структура школьного курса истории России может выглядеть следующим образом:

6 класс. Раздел I. От Древней Руси к Российскому государству.

7 класс. Раздел II. Россия в XVI – XVII веках: от великого княжества к царству.

8 класс. Раздел III. Россия в конце XVII - XVIII веках: от царства к империи.

9 класс. Раздел IV. Российская империя в XIX – начале XX веков.

10 класс. Раздел V. Россия в «годы великих потрясений». 1914-1922 гг.; раздел VI. Советское общество в 1920-1930-е гг.; раздел VII. Великая Отечественная война. 1941-1945 гг.; раздел VIII. Апогей и кризис советской системы. 1945-1991 гг.; раздел IX. Российская Федерация в 1991-2012 гг.

11 класс. История России в мировом контексте (базовый и профильный уровни).

Переход осуществляется постепенно. В 2017-2018 учебном году история России по новой (линейной системе) представлена следующим образом:

5 класс – История древнего мира с включением материала по древнейшей истории Татарстана и татарского народа.

6 класс – история России с древнейших времен по XV век.

7 класс – история России: XVI-XVII вв.

ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

Обществознание - учебный предмет, основное назначение которого заключается в формировании знаниевой базы, компетенций и ценностных ориентиров для успешной социализации обучающегося в современном мире.

Изучение обществознания должно соответствовать системно-деятельностному подходу как одному из ключевых методологических принципов ФГОС нового поколения (Приложение № 2).

Следует иметь в виду, что в процессе обсуждения находится проект Концепции преподавания обществознания, который должен быть принят в 2017 году. Это может внести свои коррективы в сложившуюся и представленную в данном пособии систему преподавания обществознания.

Основное общее образование

В соответствии с базисным и примерными учебными планами в основной школе предмет «Обществознание» изучается в 5-9 классах.

Среднее (полное) общее образование

На базовом уровне предмет «Обществознание» (включая экономику и право) изучается в объеме 140 часов в течение двух лет обучения (2/2). Курсы экономики и права могут изучаться отдельным модулем в объеме 34 часов каждый. Предмет оформляется как «Обществознание».

В профильных классах предметы изучаются соответственно учебному плану. В классах социально-экономического профиля обществоведческие предметы представлены следующим образом:

1-й вариант: в 10-11 классах как базовые предметы изучаются:

- Экономика в объеме 70 (1/1) часов, т. е. по 35 часов в год;

- Право – 70 (1/1) часов, по 35часов в год.

Обществознание изучается как профильный учебный предмет в объеме 210 (3/3) часов, по 105 часов в год.

2-й вариант: обществоведческие предметы изучаются как профильные в следующем объеме:

- Обществознание - 210 (3/3) часов, по 105 часов в год;

- Экономика - 140 (2/2) часов, по 70 часов в год;

- Право – 140(2/2) часов, по 70 часов в год.

В классах социально-гуманитарного профиля в X – XI классах на базовом уровне изучаются:

- Право в объеме 35 часов.

- Экономика – 35 часов.

Обществознание в объеме 210 (3/3) часов изучается как профильный предмет по 105 часов в год.

Порядок изучения предметов, их последовательность определяет образовательная организация.

Изучение обществознания дополняется элективными учебными курсами, учебными практиками, проектами, исследовательской деятельностью. Программы элективных курсов должны быть соответствующим образом утверждены.

Дополнительные часы на изучение обществознания могут быть добавлены из компонента общеобразовательной организации.

Обучение на базовом уровне предполагает личностное развитие обучающихся, обеспечение интеллектуального и общекультурного уровня, функциональной грамотности.

Обучение на профильном уровне направлено на подготовку к продолжению образования, овладение системой языка обществоведческих дисциплин, формирование навыков самообразования, способностей решать возникающие задачи.

В рамках курса «Обществознание» рекомендуется выделить часы на освоение вопросов финансовой грамотности в соответствии со школьной образовательной программой.

* * *

Сохраняет свою актуальность при изучении истории и обществознания поддержка одаренных детей.

Рекомендуем за оперативной информацией в указанной области обращаться на Интернет-сайт www.globalkid.ru – Общероссийское общественное движение «Одаренные дети – будущее России».

Интересные материалы для учителей обществознания размещены на федеральном образовательном портале «Социально-гуманитарное и политологическое образование». Полезными могут оказаться и следующие Интернет-сайты: www.openclass.ru (Сетевое образовательное сообщество); www.pedsovet.org (Персональный помощник педагога) и других, указанных в рекомендуемом списке литературы и Интернет-ресурса.

ИСТОРИЯ

Р егиональная и этнокультурная составляющая исторического образования в Республике Татарстан представлены курсом «История Татарстана и татарского народа». Курс является составной частью учебного предмета «История» и обеспечен учебными пособиями по всем классам, в том числе новыми учебными пособиями для 5-7 классов, для обучающихся по новой (линейной) структуре исторического образования (Приложение № 3):

Рекомендуется интегрированное изучение курса «История Татарстана и татарского народа», когда учебный материал курса распределяются в курсе «История России» в соответствии с изучаемыми темами. Интегрированное изучение курсов создает предпосылки для рассмотрения исторической информации по региональной и этнокультурной истории в более широком содержательном контексте, осмысливая существенные связи и взаимодействия в историческом процессе. Следует учитывать, что историко-культурный стандарт уже содержит учебный материал, который отражает сюжеты курса «История Татарстана и татарского народа». При рассмотрении этих тем необходимо привлекать также материалы регионального курса.

История Татарстана и татарского народа в текущем учебном году изучается следующим образом:

5 класс - древнейшая история Татарстана и татарского народа;

6 класс - начало I тысячелетия – XVI в.;

7 класс - XVI-XVII вв.;

8-9 классы – региональная история изучается в рамках курса «История России» по принципу синхронности.

Необходимо обратить внимание на следующее: по положениям Концепции нового УМК по отечественной истории в 6-ом классе изучается история России с древнейших времен по XV век, а курс истории Татарстана и татарского народа в соответствии с Концепцией этнокультурной и региональной составляющей исторического образования в республике включает материал до конца XVI века.

 

Рекомендации по составлению рабочей программы

ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение № 1

Актуальные проблемы изучения истории России в рамках реализации Концепции нового УМК по отечественной истории (в том числе ИКС)

История учит лишь тому, что она никогда ничему не научила народы.

Г. Гегель

Уроки истории заключаются в том, что люди ничего не извлекают из уроков истории. О. Хаксли

Тот, кто не помнит своего прошлого, осужден на то, чтобы пережить его вновь.

Дж. Сантаяма

История ничему не учит, а только наказывает за незнание уроков.

В.О. Ключевский

 

Концепция нового учебно-методического комплекса по отечественной истории, включающая историко-культурный стандарт (ИКС), стала своеобразной стратегией развития исторического образования в современной российской школе.

ИКС содержит принципиальные оценки ключевых событий прошлого, основные подходы к преподаванию отечественной истории в современной школе с перечнем рекомендуемых для изучения тем, понятий, событий и персоналий.

Софийский собор, Киев Спасо-Преображенский собор, Чернигов

 

Церковь Петра и Павла, Смоленск Церковь Покрова на Нерли, Церковь Спаса Преображения,

Владимирская область Новгород

Собор Василия Блаженного, Церковь Вознесения, Церковь Иоанна Предтечи,

Москва Коломенское Ярославль

 

 

Царь Алексей Михайлович Патриарх Никон Репнин

 

Царский дворец Алексея Михайловича в Коломенском

Русская культура первой четверти XVIII века

 

Приложение № 2

Приложение № 3

ПРОЕКТ

Концепция региональной и этнокультурной составляющей исторического образования в Республике Татарстан

 

В соответствии с Концепцией нового учебно-методического комплекса по отечественной истории систематическое изучение начинается в V классе и по линейной системе осуществляется по X класс. В XI классе предполагается изучение курса «Россия в современном мире».

Соответственно, курс «История Татарстана и татарского народа» изучается по принципу синхронности (параллельно с курсом «История России») следующим образом:

 

Класс История Татарстана и татарского народа
  Материал по древней истории народов Волго-Камья
  С древнейших времён -XVвв.
  XVI – XVII вв.
  XVIII в.
  XIX в.
  1914 -нач. XXI в.
  Региональная и этнокультурная составляющая в рамках курса «Россия в современном мире»

 

 

Приложение № 4

Оценивание знаний учащихся.

История Древней Греции

(5 класс)

1. Перед вами карта Древней Греции. На ней цифрами обозначены географические территории. Напишите их названия.

Ответ: 1. __________________ (Балканский п-ов)

2. __________________ (п-ов Пелопоннес)

3. __________________ (о. Крит)

4. __________________ (п-ов Малая Азия)

 

2. Расположите в хронологической последовательности периоды древнегреческой истории:

а) Классический период;

б) Эллинистический период;

в) Архаический период;

г) Крито-микенский период;

д) Период Темных веков.

Ответ:

(г) (д) (в) (а) (б)

 

3. В поэме древнегреческого поэта Гомера «Илиада» описывается история длительной и кровопролитной войны. Назовите войну.

Ответ: ________________ (Троянская война)

 

4. Внимательно рассмотри изображения и определи, какие боги древних греков на них изображены. Ответ занеси в таблицу.

Ответ:

(Афина) (Зевс) (Афродита) (Арес)

 

4. Как называлась суверенная гражданская община, особый тип небольшого государства в Древней Греции, имевший свою территорию, армию, управление.

Ответ: __________________ (полис)

 

5. Соотнесите названия типов управления полисами и их определения. Ответ занеси в таблицу, соотнеся цифры и буквы.

Понятие: Определение:
1. Олигархия А. Власть лучших
2. Аристократия Б. Власть народа
3. Демократия В. Власть немногих
4. Республика Г. Общественное дело

Ответ:

       
(в) (а) (б) (г)

6. Афины славились своим демократическим устройством. Однако его установление продолжалось длительное время в процессе реформ. Расставьте в хронологической последовательности имена реформаторов, способствовавшие демократизации Афин. Ответ занесите в таблицу в форме цифр.

1. Писистрат, 2. Клисфен, 3. Перикл, 4. Солон.

Ответ:

(4) (1) (2) (3)

 

7. Начиная с середины 8 века до н.э. греки начали расселяться на прибрежных территориях Средиземного и Черного морей. Как в истории Древней Греции называется этот процесс.

Ответ: _____________________________ (колонизация)

 

8. Соотнеси социальные группы, проживавшие в Спарте с их статусом в обществе:

Социальные группы: Статусы:
1. Спартанцы А. Рабы
2. Пириэки Б. Свободные
3. Илоты В. Граждане

Ответ:

     
(В) (Б) (А)

9. Какое историческое событие связано с именами перечисленных людей: Дарий I, Мильтиад, Фемистокл, Ксеркс, Эврибиад.

Ответ: _______________________ (греко-персидская война)

 

10. Пелопонесская война разделила Древнюю Грецию на два союза, во главе которых стояли Афины и Спарта. Афины возглавили полисы с 1 типом управления, а Спарта с 2 типом управления.

В ответе замените цифры в тексте пропущенными словами в именительном падеже.

Ответ: 1. _____________________ (демократический)

2. _____________________ (олигархический)

 

11. Соотнесите личность и ее жизнеописание:

Личность: Жизнеописание:
1. Фидий А. Знаменитый философ, утверждавший, что весь мир состоит из атомов
2. Демокрит Б. Знаменитый оратор, боровшийся за свободу Греции от Македонии
3. Гиппократ В. Знаменитый скульптор, руководивший строительством афинского акрополя
4. Демосфен Г. Знаменитый врач, в честь которого названа клятва врачей в наши дни
5. Геродот Д. Выдающийся атлет, прославившейся способностью поднять на плечи быка
6. Милон Е. Знаменитый ученый, названный «отцом истории»

Ответ:

           
(В) (А) (Г) (Б) (Е) (Д)

 

12. Рассмотрите изображения древнегреческих храмов и определите к какому стилю они относятся. Ответ цифрами запишите в таблицу.

1 2 3

Ответ:

Дорический Ионический Коринфский
(3) (2) (1)

13. Рассмотрите реконструкцию древнегреческого сооружения, определите, для чего оно предназначалось. В ответе укажите название сооружения.

Ответ: _________________ (театр)

 

14. Александр Македонский в ходе завоеваний покорил многие страны и создал великую империю. После его смерти империя распалась и образовались новые государства. Назовите три самых крупных государства.

Ответ: 1. __________________ (Македонское царство)

2. __________________ (государство Птолемеев/ Египетское царство)

3. __________________(государство Селевкидов)

 

15. В каком городе располагалась самая великая библиотека Древнего мира, в которой содержалось около 700 тысяч свитков.

Ответ: __________________ (Александрия Египетская)

 

Обществознание

(5 класс)

I. Вставьте пропущенное слово и отметьте правильные утверждения из предложенных вариантов

1. Сознательная потребность в чём-либо или в ком-либо являются выражением ______________________ человека, которые обладают такими качествами как:

а) унификация;

б) иерархия;

в) врожденность;

г) широта.

2. Несогласие, спор или столкновение людей, различных интересов, мнений называют ___________________________, который:

а) неизбежен;

б) случаен;

в) неразрешим;

г) поддаётся разрешению.

Верный ответ: 1. Интересов, б), г).

2. Конфликтом, а), г).

II. Восстановите текст, завершив предложение обществоведческим понятием

3. Совокупность прав и обязанностей, характерных для того или иного возраста - _____________________________________.

4. Способность к познанию и решению проблем - ________________________.

Верный ответ: 3. Возрастной статус.

4. Интеллект.

III. Восстановите текст, вставив пропущенные слова, и дайте краткий ответ на вопрос:

5. Социализация – это процесс ____________________ культурных норм и _________________ социальных ролей. Как Вы думаете, когда он завершается?

Ответ: __________________________

6. Воспитание – направленный процесс _______________ одного человека на другого с целью привить ему определенные правила __________________. Как Вы думаете, в чём заключается важнейшая задача воспитания в семье?

Ответ: __________________________

Верный ответ: 5. Усвоения, освоения. Никогда

6. Влияния, поведения. Привитие нравственных ценностей.

IV. Восстановите текст, заменив выделенный курсивом фрагмент обществоведческими понятиями

7. В России существуют многочисленные формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей:

1) принятие в семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, на правах кровного;

Ответ: ___________________

2) форма устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в возрасте до 14 лет в целях их содержания, воспитания и образования, а также защиты их прав и интересов;

Ответ: ___________________

3) форма устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в возрасте от 14 до 18 лет в целях их содержания, воспитания и образования, а также защиты их прав и интересов;

Ответ: ___________________

4) форма воспитания детей, оставшихся без попечения родителей, образующаяся на основании договора о передаче ребенка (детей) на воспитание в семью.

Ответ: ___________________

Верный ответ: 1) Усыновление (удочерение), 2) опека, 3) попечительство, 4) приёмная семья.

V. Определите, по какому принципу построен ряд слов (иллюстраций). Найдите, объединяющее их обществоведческое понятие

8. Национальный, гражданский, религиозный, профессиональный, территориальный, возрастной.

Понятие - ____________________________________________________________

9. 1 2 3

Понятие - ____________________________________________________________

Верный ответ: 8. Статус.

9. Потребности.

VI. Определите, по какому принципу построен ряд слов (иллюстраций), какое понятие их объединяет. Найдите слово (иллюстрацию), являющееся в этом ряду лишним и подчеркните его

10. Жизнь, образование, труд, защита Отечества, частная собственность, достоинство личности.

Понятие - ____________________________________________________________

 

11. 1 2 3 4

Понятие - ____________________________________________________________

Верный ответ: 10. Права. Защита Отечества.

11. Образование. 2.

VII. Установите соответствие между представленными позициями

12. Изучите представленный перечень, определите о каких социальных качествах человека идет речь. Впишите их в таблицу, озаглавив столбцы, и распределите слова между понятиями, вписывая в таблицу цифры:

1. Рост. 2. Трудолюбие. 3. Характер. 4. Сила воли 5. Физическая сила. 6. Темперамент.7. Пол. 8. Умственные способности. 9. Коммуникабельность 10. Духовные потребности.

Прирожденные качества Приобретенные качества
   

13. Соотнесите понятия и определения, вписав ответы в таблицу:

Понятия Определения
1. Ценности А. Социальное положение человека в обществе
2. Национальность Б. Одобряемые и разделяемые большинством людей представления о том, что такое добро, справедливость, патриотизм, дружба, любовь и т.д.
3. Социальный статус В. Принадлежность человека к какой-либо нации, народу
     
     

Верный ответ:

12.

Прирожденные качества Приобретенные качества
1,5,6,7,8 2,3,4,9,10

13.

     
Б В А

VIII. Из приведенных слов и словосочетаний составьте определе­ние обществоведческого понятия. Собственно понятия в перечне слов нет, его надо выявить. Первым пишется понятие далее идет его определение. Слова и словосочета­ния в определении не могут использоваться дважды. В этом конструкторе из слов можете добавлять предлоги, изменять слова по падежам и пр.

14. Обучение, дети, совместно, дети-инвалиды, обычные.

_____________________ - ________________________________________________

______________________________________________________________________.

 

Верный ответ: 14. Инклюзивное образование – совместное обучение обычных детей и детей-инвалидов.

 

IX. Восстановите схему, заполнив окошки в таблице

15. Заполните схему «Ближайшее окружение человека», вписав в таблицу соответствующее каждому кругу понятие.

 

Первый круг  
Второй круг  
Третий круг  

Верный ответ:

15.

Первый круг Семья
Второй круг Друзья, товарищи
Третий круг Современники

 

Особенности преподавания учебного предметов «История» и «Обществознание» в 2017/18 учебном году

ИСТОРИЯ

Задачи исторического образования изложены в федеральных государственных образовательных стандартах основного общего и среднего (полного) общего образования, принятых в 2009 - 2012 годах.

Изучение истории России должно соответствовать системно-деятельностному подходу как одному из ключевых методологических принципов ФГОС ОО.

Концепция нового учебно-методического комплекса по отечественной истории, включая историко-культурный стандарт, важнейшую мировоззренческую задачу курса видит «в раскрытии как своеобразия и неповторимости российской истории, так и ее связи с ведущими процессами мировой истории. Это достигается с помощью синхронизации курсов истории России и всеобщей истории, сопоставления ключевых событий и процессов российской и мировой истории».

Подчеркивается, «в школьном курсе должен преобладать пафос созидания, позитивный настрой в восприятии отечественной истории. Тем не менее, у учащихся не должно сформироваться представление, что история России - это череда триумфальных шествий, успехов и побед».

Основное общее образование

В основной школе реализующей ФК ГОС в 2017/18 учебном году предмет «История» изучается в 7-9 классах.

Классы: Предмет:      
История 2 ч. 2 ч. 2 ч.

 

В образовательных организациях, реализующих образовательный процесс в соответствии с ФГОС, предусмотрено следующее распределение часов:

Классы: Предмет:          
История 2 ч. 2 ч. 2 ч. 2 ч. 2 ч. *

 

* В ряде образовательных организаций работающих история может изучаться в объеме 3 ч. согласно рекомендациям по разработке учебных планов МОиН РФ.

В 5 классе изучается единый предмет «История», представленный учебным курсом «Всеобщая история. История Древнего мира». В содержание курса включается также материал по древнейшей истории Татарстана и татарского народа.

В 6-9 классах единый предмет «История» представлен учебными курсами «Всеобщая история», «История России» и «История Татарстана и татарского народа» (региональная составляющая). Материал учебных курсов изучается в рамках одного предмета и в школьной документации оформляется как «История».

Учебный материал курсов по всеобщей истории и истории России изучается отдельным модулем каждый, причем, изучение всеобщей истории должно предшествовать изучению отечественной истории в рамках определенного хронологического периода.

Учебный материал курсов по истории России и истории Татарстана и татарского народа рекомендуется изучать интегрированно по принципу синхронности.

Распределение часов возможно примерно следующее: «Всеобщая история» – 24, «История России», включая курс «История Татарстана и татарского народа» – 46 часов в течение учебного года.

В 9-м классе в связи с сокращением учебных недель количество часов на преподавание истории регламентируется локальным актом образовательной организации.

Среднее общее образование

В 10-11 классах образовательных организаций Республики Татарстан, реализующих образовательные программы среднего общего образования, преподавание истории реализуется в рамках учебного времени, определенного учебным планом для образовательных организаций Республики Татарстан.

Обучение в 10-11 классах основано на идее двухуровневого (базового и профильного) федерального компонента Государственного образовательного стандарта общего образования.

Обучение истории на базовом уровне предполагает личностное развитие обучающихся, обеспечение их интеллектуального, общекультурного уровня в контексте исторического мышления и функциональной грамотности.

Обучение истории на профильном уровне направлено на подготовку к продолжению образования, овладение системой языка предмета, формирование навыков самообразования, способностей решать возникающие задачи.

На базовом уровне в 10-11 классах история изучается в объеме 140 часов (2/2), то есть по 70 часов в каждом классе) со следующим примерным распределением часов: курс «Всеобщая история» – 24, курс «История России», включая курс «История Татарстана и татарского народа» - 46 часов в течение учебного года.

На профильном уровне углубленное изучение истории представлено в классах социально-гуманитарного профиля. История в 10-11 классах изучается в объеме 280 (4/4) часов, т. е. по 140 часов в каждом классе. Распределение часов может быть следующим: «Всеобщая история» – 35 (1/1) часов, «История России» – 70 (2/2) часов. Возможно изучение «Истории Татарстана и татарского народа» в качестве отдельного предмета в объеме - 35 (1/1) часов в течение учебного года.

В11-м классе в связи с сокращением учебных недель количество часов на преподавание истории регламентируется локальным актом образовательной организации.

В содержании курса «История России» должны быть отражены сюжеты, связанные с воссоединением Республики Крым и Севастополя с Россией. В соответствии с изучаемым материалом формируются представления об истории Крыма как части российской территории на протяжении длительного времени, рассматриваются совместные героические страницы истории России, Крыма.

В связи с переходом на Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) необходимо в образовательной практике учитывать их основные положения:

- установка на результат образования как системообразующий фактор;

- реализация деятельностной парадигмы обучения, реализуемой через системно-деятельностный подход. Этот подход постулирует в качестве цели образования развитие личности обучающегося на основе освоения универсальных способов деятельности, инструментальную основу которых составляет система знаний, умений и навыков.

В контексте системности актуализируются междисциплинарные связи (история – литература, обществознание, право, география, филология и др.), использование которых в образовательном процессе создает единое системно-деятельностное пространство духовно-нравственного развития личности.


Поделиться с друзьями:

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.21 с.