Другие возможности использования игровой терапии — КиберПедия 

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Другие возможности использования игровой терапии

2017-09-10 197
Другие возможности использования игровой терапии 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Межпредметный подход к трудностям в обучении.

При коррекции поведения детей с затруднениями в обучении эффективной стала системная работа многопрофильной команды. Такой подход учитывает глобальную природу детских проблем и объединяет для работы учи теля, логопеда, игрового терапевта, учителя-дефектолога и школьную медсестру. Поскольку игровой терапевт обычно лучше умеет описать структуру динамических взаимосвязей у ребенка, его позиция оказывается уникальной на совещаниях команды он помогает объединить все аспекты развития, вызвавшие затруднения в обучении. Затруднения в обучении не развиваются изолированно. Они распространяются внутри системного образования, называемого «ребенок» и в такой же степени влияют на эмоциональное и социальное благополучие ребенка, как и на успешность обучения. Следовательно, таким детям тоже требуется игровая терапия.

Учителя в роли игровых терапевтов. Кранц (Р. Kranz, 1972) предложил новый подход к удовлетворению психологических потребностей детей в начальной школе: он разработал программу, в рамках которой двенадцать добровольцев из числа учителей начальной школы в течение десяти недель учились проводить игровую терапию с детьми в своей школе (но не в своем 1 классе). Сеансы проводились до и после занятий, в свободные для учителя часы. Все учителя отмечали возросшее стремление к позитивному отношению к ребенку. Кранц отмечает положительные изменения у детей, проявляющиеся в том, что они стали менее напряженными, более открытыми для обучения и более адекватными в отношениях со сверстниками. Дети, испытывавшие затруднения в отношениях со взрослыми в школе, меньше опасались угрозы с их стороны и в их присутствии чувствовали себя более комфортно. Гуэрни и Флэймен (Guerney, Flaumen, 1970), а также Шиффер (М. Schiffer, 1960) описывают те же результаты, достигнутые в результате их усилий по обучению учителей навыкам игровой терапии.

Психиатрические учреждения. Игровая терапия широко использовалась в различных типах психиатрических учреждений, в том числе в дневных психиатрических лагерях, лечебницах для детей, где имеются специальные палаты для целой семьи – таким образом, подчеркивается важность взаимодействия семьи в процессе игры для индивидуального развития, психиатрических дневных стационарах и вечерних психотерапевтических консультаций для детей в интернатах и детских домах.

Результаты, полученные в игровой терапии. Игровая терапия оказалась эффективной при решении самых разнообразных детских проблем. Вот некоторые из них:

— помощь при выдергивании волос;

— коррекция элективного мутизма;

— снижение агрессивного поведения;

— улучшение эмоционального состояния детей после развода родителей;

— улучшение эмоционального состояния детей, подвергающихся насилию, и заброшенных детей;

— снижение стресса и тревожности у госпитализированных детей;

— коррекция затруднений в чтении;

— улучшение успеваемости детей с затруднениями в обучении;

— коррекция отставаний в речевом развитии;

— коррекция интеллектуального и эмоционального развития умственно отсталых детей;

— лечение заикания;

— облегчение состояния при психосоматических заболеваниях: астме, колите, аллергиях;

— улучшение Я-концепции;

— снижение тревоги при расставании с близкими. Игровая терапия оказалась эффективной при работе с детьми всех диагностических категорий, кроме полного аутизма и неконтактной шизофрении. Таким образом, существует весьма ограниченное число противопоказаний к проведению игровой терапии с детьми.

 

Глава 4

Взгляд на ребенка

Чтобы вырасти здоровыми,

детям не требуется уметь читать

им требуется уметь играть.

Фред Роджерс

Хотя сейчас принято говорить, что последнее, что нам осталось познать, – это космос, на самом деле, возможно, последнее, что нам осталось познать, – это детство. Мы так мало знаем о сложных хитросплетениях детства, и так ограничены в наших усилиях открыть и понять смыслы ребенка, поскольку мы вынуждены позволять детям учить нас. Многие взрослые не хотят, чтобы их учили дети, но узнать что-то, о детях мы можем только от самих детей. Дети вносят в общение с терапевтом богатое многообразие эмоциональных возможностей, из; которых они плетут узор собственной личности. И то, в каком направлении станут развиваться эти эмоциональные возможности, зависит от личности терапевта, от его реакций, и оттого, что ребенок чувствует в терапевте.

Отношение к детям, если смотреть на него с позиций терапии, центрированной на ребенке, базируется на следующих посылках о том, что такое ребенок, которые являются для терапевта теми рамками, в которых строится самопроективная установка на детей. Эти посылки состоят в следующем:

Дети – это не маленькие взрослые, и терапевт должен помнить об этом.

Дети – люди. Они способны к глубоким эмоциональным переживаниям боли и радости.

Дети уникальны и заслуживают уважения. Терапевт ценит уникальность каждого ребенка и уважает в каждом из них личность.

Дети выносливы. Дети обладают огромной способностью к преодолению препятствий и неблагоприятных обстоятельств в своей жизни.

Дети имеют врожденную тенденцию к росту и созреванию. Они обладают; внутренней интуитивной мудростью.

Дети способны к позитивному управлению собственной деятельностью. Они способны творчески взаимодействовать с собственным миром.

Игра – естественный язык ребенка, она является средой для его самовыражения, в которой он чувствует себя наиболее комфортно.

Дети имеют право на молчание. Терапевт уважает желание ребенка не разговаривать.

Д ети уносят терапевтический опыт туда, где они должны жить. Терапевт не пытается определить, когда и как ребенок должен играть.

Рост ребенка нельзя ускорить. Терапевт признает это и проявляет терпение в том, что касается развития ребенка.

Каждый ребенок – это личность со своими собственными правами. Он не становится личностью по достижении какого-либо заранее означенного возраста или удовлетворив каким-либо критериям. Каждый ребенок – личность уникальная, и эта уникальность не зависит от какого-либо значимого человека, никоим образом личная значимость не связана с поведением ребенка и не является его функцией. Поэтому дети заслуживают уважения, потому что они обладают ценностью и достоинством как индивиды. Их уникальность превозносится и признается терапевтом, который относится к ребенку как к личности. Часто взрослые обращаются с ребенком как с неодушевленным предметом. Это неверно. Дети – люди.

Ребенок – не объект для изучения, но человек, которого следует познавать в динамике, развития. Ребенок, стоящий перед терапевтом в игровой комнате – не проблема, которую следует анализировать, но целостная личность, с которой предстоит общаться и которую следует понимать. Дети и вообще все люди стремятся к тому, чтобы их услышали, чтобы познали их ценность. Кажется, некоторые дети идут по жизни, день за днем выстукивая призыв: «Эй, там, наверху!

Кто-нибудь слышит меня? Кто-нибудь видит меня? Кого-нибудь волнует, что мои проблемы, кажется, никого не волнуют? Сердце мое болит. Вы видите это? Вас это задевает?» И, день за днем взрослые живут своей жизнью, остаются глухими к этим эмоциональным призывам. A в игровой комнате, детей замечают, слушают, слышат, им, отвечают и позволяют планировать свою жизнь. Дети раскрепощаются и это позволяет им лучше использовать для роста и самоуправления внутренние ресурсы. Ощущение дозволенности, переживаемое в игровой комнате, позволяет детям наиболее полно выразить свою личность.

Дети жизнеспособны

У детей есть внутренние силы, они; жизнеспособные, и гибкие, Попытки объяснить, что они являются продуктом отношений в семье значит существенно упростить дело такое допущение не объясняет различий у детей, воспитывающихся в одной и той же семье. Как мы объясним тот факт, что некоторых детей, не затрагивают, казалось бы, разрушительные события в их жизни? Некоторые дети регулярно получают побои от нелюбящих и бесчувственных родителей, но при этом остаются живыми в психологическом плане. Некоторые дети растут в бедности, но вырастают богатые духовно и с оптимистическим взглядом на жизнь. У некоторых детей родители – алкоголики, и тем не менее в отличие от своих братьев и сестер, также испытывающих пристрастие к алкоголю, они сохраняют независимость и хорошо приспособлены к жизни. Некоторые дети имеют эмоционально неуравновешенных родителей: при этомсами они успешно и хорошо приспособлены и в подростковом, и во взрослом возрасте. Возможно объяснение здесь состоит в том, что при их взаимодействии со средой происходит внутренняя интеграция. Эти проблемы свидетельствуют о способности и стремлении человеческого организма развиваться в направлении достижения полной зрелости даже в неблагоприятных обстоятельствах.

Исследователи выделили несколько значимых факторов, которые помогают ребенку считать себя неуязвимым; в их числе высокая самооценка, самоконтроль, внутренняя мотивация, и чувство личной идентификации. Эти дети верят в себя. Они чувствуют, что они способны управлять внешней средой и действовать целенаправленно. Исследователи обнаружили, что родители таких детей дают детям возможность самостоятельно управлять своим поведением.

Эти открытия отражают динамику отношений, устанавливаемых в процессе игровой терапии в том виде, как она переживается детьми.

Когда я думаю о жизнелюбии детей, я всегда вспоминаю полуторагодовалую Джессику Мак Клюр, которая упала в ствол заброшенной шахты: случай, который привлек внимание людей во всем мире. Какое это страшное, ужасающее, переживание для маленького ребенка – наверняка столь же страшное, как и для взрослого человека! Она пробыла в этой узкой шахте почти двое суток – и некому было поговорить с ней, некому было приласкать и успокоить ее. У нее не было возможности узнать, где она находится, и что с ней произошло. Несомненно, эти двое суток были для Джессики вечностью. Когда спасатели наконец обнаружили ее, втиснутую в темный ствол шахты и пробывшую в полном одиночестве сорок шесть часов, они услышали, как эта крошечная малышка тихонько напевает. Какое замечательное свидетельство существования у ребенка внутренней моральной мотивации к комфорту и заботе о самом себе. Мы, взрослые, недостаточно мудры, чтобы знать способности и потенциал детей. Как правило, наш взгляд на детей страдает узостью и ограниченностью. Некоторые взрослые стремятся ограничить детей рамками своего разумения. Возможность человеческого организма выходит за пределы нашего внимания.

Все дети каждый день должны испытывать в жизни радость, и это должно стать целью всех взрослых, регулярно имеющих дело с детьми. Дети лишаются радости, когда их торопят выполнить все задачи и побыстрее стать взрослыми. В жизни любого ребенка должны существовать оазисы, спокойствия и терпения; поскольку в атмосфере спокойствия и терпения ребенок может полнее раскрыть и исследовать свои внутренние ресурсы. Дети по природе своей доверчивы и тем самым легко уязвимы. Взрослые должны быть очень осторожны и чувствительны и внутренним переживаниям ребенка. Обычно дети живут радостно. Энергия детей бьет через край. Когда у них есть для этого возможность, дети взирают на жизнь с волнением, открытостью и изумлением. Дети не держатся за вчерашний день.

Мир ребенка – это день сегодняшний. Мы не можем сказать ребенку: «Подожди!», потому что его мир – это мир сегодняшних ощущений, пронизанный ураганной активностью. Дети ценят простые вещи. Они не пытаются усложнять их. Дети непрерывно растут и меняются как внутренне, так и внешне, и этот динамический процесс должен органично сочетаться с динамичным терапевтическим подходом.


Поделиться с друзьями:

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.021 с.