Особенности правового положения президента в зарубежных странах. — КиберПедия 

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Особенности правового положения президента в зарубежных странах.

2017-08-11 725
Особенности правового положения президента в зарубежных странах. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Президент В странах с республиканской формой правления главой государства является президент. Президент, в отличие от монарха, должностное лицо, избираемое гражданами, парламентом или избирательной коллегией с участием парламента на срок обычно от 4 до 7 лет. Им может стать любой гражданин страны, достигший определенного возраста (как правило, 35-40 лет, в Италии - 50 лет). В конституциях указываются и другие обязательные требования: определенный срок проживания на территории данной страны, наличие высшего образования, возрастной "потолок" и др.

Особенности правового статуса президента:

- всегда избирается, за исключением случаев, когда пост занимается в результате государственного переворота;

- власть президента производна - он получает мандат либо от парламента, либо от избирательного корпуса;

- роль президента в осуществлении государственного управления обществом тем больше, чем больше парламент отстранен от его избрания (в чисто парламентарных республиках роль президента в практической политике сугубо номинальна);

- увеличение реальных полномочий президента парламентарной республики всегда происходит за счет ущемления полномочий премьер-министра;

- в случае государственной измены или другого тяжкого преступления президент может быть освобожден от своей должности.

Компетенция главы государства Главы государств в зарубежных странах в основном обладают идентичными полномочиями, хотя в каждой стране имеются свои особенности. Выделим наиболее общие.

1. В области государственного управления:

- право участия в формировании правительства (носит номинальный характер), часто - в решении вопроса о его отставке. Участвует он и в формировании органов судебной власти.

- почетная прерогатива верховного главнокомандующего;

- право объявления чрезвычайного положения на всей территории страны или ее части.

2. В законодательной области:

- созыв парламента на очередные и чрезвычайные сессии, возможность прерывания при определенных условиях сессии;

- право роспуска нижней палаты (очень редко обеих палат);

- назначение внеочередных или очередных выборов;

- право законодательной инициативы (у президента - в виде посланий, у монарха - тронная речь);

- право санкционировать, промульгировать и опубликовывать законы, возможность обращения в орган конституционного контроля в случае сомнения в конституционности представленного на подпись закона.

- право вето (отказ дать санкцию на законопроект):

а) абсолютное, или резолютивное вето - окончательный и безусловный отказ утвердить законопроект и преодолеть его нельзя;

б) относительное, или отлагательное вето - запрет, который может быть преодолен парламентом, либо носит временный характер;

в) выборочное вето - возможность опротестовывать лишь отдельные статьи, одобряя законопроект в целом (явление довольно редкое);

г) право назначать членов верхних, а иногда и нижних палат парламента.

3. Во внешнеполитической области:

- высший представитель страны в сфере внешних сношений;

- назначение послов, посланников и иных дипломатических агентов;

- право ведения международных переговоров, заключение и ратификация (иногда с согласия парламента) международных договоров и соглашений;

- право объявления войны и заключения мира (на практике осуществляется правительством);

4. Во внутриполитической деятельности:

- право предоставления, восстановления гражданства и дачи разрешения на выход из него, право предоставления убежища иностранцам;

- право помилования, смягчения или замены наказания, изменения приговора;

- право награждения орденами, медалями и иными знаками отличий;

- право присвоения почетных званий и титулов;

- участие в церемониях и празднествах (военные парады, открытие школ и университетов).

Конституции зарубежных государств наделяют главу государства свойством безответственности, юридическим выражением которого является институт контрасигнатуры, который существенно ограничивает полномочия главы государства.

Оценку подлинной роли главы государства по букве конституции дать нельзя, т.к. между тем, что записано в конституции, и действительностью - дистанция огромного размера. Юридически глава государства почти всемогущ и всесилен. Практически он низведен до некоего символа, ибо реальных возможностей воздействия на государственную политику он лишен (особенно в парламентарных странах). А если же глава государства выйдет из повиновения правящей элиты, есть различные средства - конституционные (импичмент) и неконституционные (свержение), с помощью которых можно обуздать непокорного либо удалить неугодного президента или монарха.

Содержание компетенции главы государства.

Глава гос-ва, независимо от его разновидности, имеет некоторые общие для всех стран полномочия. В отношении парламента это созыв его сессий, опубликование законов, право роспуска, иногда право вето. Глава гос-ва формирует правительство, обладает правом увольнять министров и отправлять правительство в отставку, назначать судей, предоставлять гражданство и право убежища, заключать и ратифицировать международные соглашения, назначать дипломатических представителей, награждать, помиловать осужденных. Осуществление всего этого на практике зависит от формы правления, от реального положения главы гос-ва. Как должностное лицо глава гос-ва обязано сохранять единство гос-ва. Как правило обладает правом законодательной инициативы, во многих странах может обращаться к парламенту с посланиями, которые заслушиваются на совместных заседаниях палат и обычно не подлежат обсуждению. В них говориться о целях деятельности государственных органов на предстоящий год, о необходимом законодательстве, о срочных мерах, которые необходимо принять по важнейшим вопросам государственной жизни. Президент назначает многих высших, а иногда и не высших, должностных лиц, например судей. Президент издает нормативные акты, отменяет акты органов исполнительной власти. Президент вправе объявить чрезвычайное, военное положение. По конституции президент является главнокомандующим вооруженными силами, со всеми вытекающими последствиями. Назначает высший командный состав армии, присваивает высшие воинские звания, отвечает за безопасность государства. Президент является гарантом конституции, прав и свобод граждан, принимает меры по охране государства.


Поделиться с друзьями:

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.047 с.