Комплекс упражнений «астрального воина» — КиберПедия 

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Комплекс упражнений «астрального воина»

2017-08-11 1099
Комплекс упражнений «астрального воина» 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

ОБЕРЕГИ Мир жестов

Лег

ИЗДАТЕЛЬСТВО

Москва

«Астрель-СПб»

Санкт-Петербург 2005


Глава 2 Хасты и мудры Востока

Человеческий организм есть в выс­шей степени саморегулирующаяся си­стема, сама себя направляющая, под­держивающая, восстанавливающая и даже совершенствующая.

И. П. Павлов

Для философской традиции Востока ха­рактерна пронизанность понятиями энергии в целом. Система древнеиндийской медици­ны Аюрведа («чистое знание», в переводе с санскрита) предусматривает комплекс оздо-равливающих мероприятий, в состав которых входит лечение водой, минералами, растения­ми, цветом, словом, физическими упражнени­ями, продуктами питания, ритуалом приема пищи, рефлексотерапией, различными вида­ми массажа и мудрами. Со времен Вед (1500— 500 гг. до н. э.) мудра означала проявление ДУ"1


ховного сознания посвященного, выраженное через жесты и мантры.

Само понятие энергий находится в нераз­рывной связи с главными вопросами индий­ской философии: поиск истины, природы бо­жественного, идея перевоплощений, идея бессмертия души и т. д. В отличие от западной философии восточная предполагает не столь­ко логическое, сколько интуитивное прозре­ние, при котором особую роль приобретают чувства и эмоции человека, т. е. иррациональ­ное. Восточная философия в большей степени повернута к человеку в сравнении с западной, и при этом она не абстрагируется от него. Сам человек, его сознание, восприятие мира, взаимодействие с окружающей средой пронизаны понятиями и идеями энергий (в традициях Индии — праны). Для индийской традиции философия — это образ мышления. Метафизи­ка является составной частью ментальности человека Востока, корни которого — в интуитивном познании мира и себя.

Такой метафизикой является йога, которая входит в 6 даршан (от слова «дри» — видеть), систем, содержащих методы интуитивного познания мира. При этом в йоге рассматриваются методы развития человеческой личности. Внутри йоги, как системы интуитивного познания мира, непосредственно связанной с работой физического тела, особое место принадлежит тантра-йоге. Тантра — противопо- ставление. Метафизика тантры близка йоги-ческой традиции — постижение абсолюта и освобождение. Основная мысль всех учений Востока, в том числе и Индии,— «познай самого себя». В тантре идея трансформируется в познание абсолюта в самом себе, когда мужчина и женщина выступают как одна монада, как единое целое. Изначально тантризм являлся древним эзотерическим учением, передаваемым секретно только посвященным и наиболее достойным. Это метод, ведущий к отождествлению себя с высшей реальностью. Составляющими тантра-йоги являются хатха-йога, кундалини-йога, мантра-йога, а также йогический храмовый танец. Истоки тантризма лежат в древнейших индийских текстах — Упанишадах. Из трех великих богов, представляющих проявление великого абсолюта, Шиве отдается явный приоритет. Его образ постепенно трансформируется из разрушителя в созидателя Вселенной. Пропо­ведники йоги считали, что нельзя постигнуть божество (Ишвару) без сосредоточения на его атрибутах. По отношению к Вселенной Иш-вара имеет три функции: творение, сохране­ние, разрушение. Существует понятие вели­кой троичности (тримурти), воплощенной в трех богах: Брахма — созидатель, Вишну ■— хранитель, Шива — разрушитель. Действует тот же закон триединства, что и в западной оккультной традиции.


Брахма — в индусской мифологии являет­ся высшим божеством, основой, создателем Вселенной. Согласно легенде, Брахма родил­ся в яйце, плавающем в первобытных водах в виде золотого зародыша. Через год Брахма разделился на две половины — Небо и Землю. Затем появляются пять элементов (вода, зем­ля, огонь, воздух и эфир), мысль и боги. За­тем — жертвоприношения, три Веды, звезды, время, горы, равнины, моря, реки и, наконец, люди. Затем Брахма разделился на мужчину и женщину, появляются растения, животные, птицы, насекомые и демоны. Так происходил процесс творения.

Шива — один из могучих Богов, которому присущи два аспекта, внешне несовместимые. Рудра разрушитель и Шива — созидатель, преобразователь Вселенной. В скандинавской традиции Северной Европы мы встречаемся с тем же явлением бинарности: Один — Вели­кий и Локки — Хитрый. С точки зрения ана­литической психологии архетипы Шивы и Одина представлены в образах Персоны и Те­ни. Шива (с др.-инд.— «благой») — принося­щий счастье. Истоки культа Шивы уходят в глубокую древность. Однако в пантеон индус­ских богов он включен около 200 лет до н. э. В Шиве синтезированы различные черты арийских и неарийских божеств. В шиваист­ской философии, которая была разработана в систему к концу I тысячелетия н. э., Шива


рассматривается как высшая реальность, как господин живых существ. В аспекте Шива] Рудра он разрушает и безжалостно уничто­жает все, что мешает духовному прогрессу. Символическим изображением Шивы явля­ется фаллос, отображающий активное муж­ское начало. Символический танец Шивы представляет собой регулирование мирового порядка.

Вишну представляется в индийской мета­физике как Бог-искупитель, напоминая этим образ Иисуса в христианстве. Вишну ведет человека на пути страданий и скорби. Вишну, «проникающий во все», хранитель, сама энер­гия, абсолют. В одной из своих четырех рук он держит золотистый диск — Чакру, символ энергии. Лакшми является супругой Вишну. В философской традиции Индии мы встреча­емся с такими аватарами Вишну, как Кришна (черный, темно-синий) и Рама (прекрасный, как месяц).

Кришна воитель, политик, мужествен­ный и вероломный. Рама — воплощение творческого начала абсолюта, высшая объек­тивная реальность. Каждый аспект Бога име­ет две стороны, подчиняясь закону бинарно-сти (полярности),— мужскую и женскую. Женская характеризует творческую энергию или силу — шакти соответствующего бога. Отсюда происхождение божественных пар: Брахма—Сарасвати, Вишну—Лакшми, Ши-


ва—Парвати. Метафизика европейского об­разца предпочитает отдавать предпочтение творческого начала мужскому, активному ас­пекту Отсюда идет предпочтение рацио­нального восприятия мира и вера в единого Бога-Отца (монотеизм). Метафизика Индии отдает предпочтение женской творческой силе, избирая своим божеством какой-либо аспект Великой Матери. Это направление называется шактизмом и связано больше с иррациональным восприятием мира. Шакти (иметь силу) и означает силу Шивы, его энергию, которая имеет множество аспектов: мудрость, блаженство, воля, знание, творчес­кая активность. Шакти рассматривается как энергия первозданных сил природы.

Идеалом духовного развития в метафизике Индии является Будда — просветленный, пробужденный, несущий дхарму (учение, проповедь) о нирване.

Тантрический ритуал указывает на шесть сил: сила тепла и света, сила разума и мудро­го знания, сила воли, сила мысли; жизненный принцип всей природы. Дающий силу Камы (Эроса) — принцип Кундалини; сила речи, музыки, знаков и букв. Согласно восточному Мировоззрению, энергия пронизывает всю Вселенную, для поддержания ее гармонии не-обходимо поддерживать равновесие энергии, заряженной положительно и отрицательно. Человек является частью Вселенной. В его


организме происходит постоянная циркуля­ция энергии (праны).

Согласно тантрам Кундалини-Шакти в

качестве жизненной силы обитает в человече­ском теле в самом нижнем энергетическом центре — Муладхаре, который находится у основания позвоночника. Согласно йогиче-ским тестам, помимо физического тела чело­века, существует астральное тело, связанное с чувствами и эмоциями, и ментальное тело — тело духа. Эти два тела объединены названи­ем — тонкие тела. В отличие от плотного -физического тела. Тонкие тела имеют свои энергетические центры, которые проецируют­ся на физическое тело человека и называются чакрами (рис. 5). Кроме чакр, энергия (прана) циркулирует по специальным каналам — ме­ридианам (рис. 3). Чакры и каналы составля­ют энергетическую систему человека. С точки зрения физиологии, чакры представляют со­бой центры наиболее крупных лимфатиче­ских узлов в крупных вегетативных ганглиях нервной системы. Каналы проецируются на нервные пути.

В кундалини-йоге для активизации энер­гии используется работа с мыслеформами в виде представлений и мантр. Мантра (от «манана» — созерцание) — звукосочетание, вызывающее энергетическую вибрацию. Наи­более известная мантра, используемая в тант­ре, это «АУМ» звук Вселенной. Стабилиза-


ция психического состояния входит в хатха-йогу и осуществляется посредством медита-ционных упражнений, которые связаны с тех­никами дыхания. Представление — это создание различных мыслеформ и мыслеоб-разов: визуализация образа, цвета, объема, объекта и т. д. Медитацию можно рассматри­вать как состояние повышенной концентра­ции на каком-то предмете или идее. Концен­трация внимания, основанная на мышечном расслаблении, является краеугольным кам­нем йоги. Расслабления добиваются с по­мощью релаксации — работы, требующей оп­ределенных навыков, в которую входит, например, расслабление с помощью визуали­зации образа или самовнушения.

Мудра означала присутствие духовного со­знания посвященного, выраженное через ман­тры или магические формулы. Наши же со­временники обычно говорят, что знают самую короткую молитву «АУМ» (мантра ОМ). А мудра накладывает печать на сам ри­туал посвящения. Позже, с появлением тант-ристских групп, как в буддизме, так и в шива­изме, мудра становится составной частью Ритуала, его мистическим символом. В хра­мах ив многочисленных браминских ритуа­лах мудра стала играть важнейшую обяза­тельную функцию. Появились специальные «священные» позы, очищающие дух, укреп­ляющие здоровье, связывающие с божества-


ми и гуру. Многочисленные мудры в Индии содержат в себе откровенные знания, извест­ные лишь посвященным. Язык мудр может защищать, миловать, одаривать, угрожать, сообщать о чем-либо. Легенды говорят, что многие из мудр и хаст проистекают из знаме­нательных действий богов индийского панте­она, т. е. имеют архетипическое значение. Будда — покровитель врачевания, изобража­ется держащим одну раскрытую руку над дру­гой.

Хаста Патока флаг — происходящий от приветствия Брахмы Пабрахману, с криком «Победа!», протягивающего руку, как флаг (рис. 4). Патока — приветствие, когда энер­гия через ладонь направляется на объект. Му-сти (рис. 4) — символ мужественности, воли и силы духа, был использован Вишну для по­беды над демоном Мадху. Анджали прось­ба, приветствие, преклонение (рис. 6). Карка-та — множественность проявления (рис. 6). Мукула — бутон (рис. 4). Мрига-Сирша бык, олень, символ рода и силы (рис. 4). Ард-ха-Чандра — Луна, атрибут Шивы (рис. 4). Пушпа-Пута — подношение дара, обладаю­щего магическим действием (рис. 6). Арала — сосредоточение (рис. 4). Сикхара — прекло­нение перед богом любви и красоты (рис. 4). Брамара — шмель, пчела (рис. 4). Лакшми богиня красоты, дающая благоденствие, жена Вишну (рис. 4). Алападма — цветок лотоса


(рис. 4). Капиттха — один, маленький, цып­ленок (рис. 4). Корона Кришны символ бо­га Кришны, дает силу концентрации через Анахата чакру (рис. 4). Гаруда — символ орла, царя (рис. 4). Матсья царь-рыба, одно из воплощений Шивы (рис. 4). Шивалинга — светильник, символ мужской силы Шивы, да­ет знание, идущее из Анахаты чакры (рис. 4).

Индийская традиция характерна очень тщательным подбором «языка рук». Мудры входили в 64 искусства, которым покрови­тельствовала великая богиня Сарасвати — супруга Брахмы. А у самого изображения Будды есть 12 основных мудр и хает.

Хасты и мудры — фиксированные поло­жения пальцев кистей, туловища и т. д., каж­дая из которых имеет определенное значение. Вышли они из жестов, являющихся средства­ми помощи в самовыражении, и используют­ся во всем мире. Жесты дополняют слова, и, наверное, каждый человек хоть изредка для «убедительности» своих слов пользовался ру­ками, укрепляя или «объясняя» смысл ска­занного. Нас больше будут интересовать именно хасты, как йога пальцев. Это фик­сированное положение кистей и пальцев рук без учета остальных частей тела. Более древ­нее значение этого термина — «тайная пе­чать». Каждая хаста насчитывает до 30 значе­ний (рис. 5). Мудра — понятие более Широкое. Сюда входит положение ног, рук,


туловища и головы. В йоге мудра означает «печать, запирание». Она представляет собой позу, в состав которой входит определенная хаста в соединении с асаной, что создает на­правленное движение энергии в организме. Ряд интересных хает и мудр, имеющих эзоте­рический смысл, входят в технику восточных видов боевых искусств и в индийские танцы -знаки. Хасты очень просты в действии, легко запоминаются, не требуют специальных зна­ний и техник, одновременно имеют прекрас­ный оздоравливающий и энергетический эф­фект.

Мне приходилось пользоваться хастами на своих занятиях для релаксации и набора энергий совместно с дыхательными техника­ми и кристалломассажем. Эффект просто по­разителен. Многие специальные мудры име­ют и чисто лечебный эффект. Недаром во всем мире известны такие мудры, как -«Спа­сающая жизнь»- (рис. 13), действующая как нитроглицерин, и «Знание* (рис. 11), норма­лизующая артериальное давление. Мне неод­нократно приходилось слышать слова благо­дарности от бывших пациентов за то, что в экстремальных ситуациях мудры, хасты, ко­торым они обучились в свое время, спасали жизнь человеку до приезда «скорой помощи». Врачи на заявление больного о том, что по­могло ему продержаться в течение часа, а то и больше, только улыбались. Знания мудр по-


могут не только предупредить заболевание, вывести из депрессии, восстановить энерго­обмен, но и окажут неоценимую помощь, ког­да под рукой нет никаких других средств реа­нимации в случае «физической катастрофы», кроме как собственных рук.

На наших руках расположены энергетиче­ские каналы, связанные с целой функцио­нальной системой органов, проекцией чакр и БАТ (рис. 5). Система энергоканалов подроб­но разработана в Китае и в настоящее время широко используется в акупунктуре (дослов­но — укол в точку). Первоначально под аку­пунктурой в Европе понималась процедура иглоукалывания (XIII в.). На Востоке метод лечения иглой к этому времени уже имел свою многовековую историю (более 2000 лет). В настоящее время под акупунктурой подразумевается не только укол в точку (БАТ), но и другие способы воздействия на нее: прижигание, иглоукалывание, точечный, вибрационный, волновой, бесконтактный и Другие виды массажа. В нашем случае под акупунктурой подразумевается воздействие не столько на отдельную точку, сколько на весь энергетический канал в целом с помо­щью жеста (хасты). Лечение методом аку­пунктуры является рефлекторным процес­сом, в основе которого лежит сложная нейрогуморальная реакция, возникающая в ответ на дозированное раздражение опреде-


ленных участков кожного покрова. Этот про­цесс оказывает стимулирующее, регули­рующее и нормализующее влияние на общую и системную реактивность, повышает за­щитные силы организма, активизирует ги-пофизарно-надпочечную систему, устраняет вегетативные и вегетативно-сосудистые нару­шения. Каким бы ни был способ воздействия при акупунктуре, суть его одна — влияние на биологически активную («китайскую», аку-пунктурную, «жизненную») точку организма в целях восстановления функции жизненных процессов.

Несмотря на широкое распространение акупунктуры, особенно, для снятия боли, на Западе, механизм действия этого метода лече­ния во многом остается не ясным. В основе древневосточной медицины лежит стихийно-диалектический подход к проблемам здоро­вья и болезни: концепции ян-инь; у-син, чжан-фу (концепция меридианов). Физио­логические и патологические процессы рас­сматриваются как определенный цикл при­чинно-следственной зависимости одного явления на другое (например, стихий или первоэлементов — концепция у-син, рис. 1)-Четко обозначены" определенные биоритмо­логические подходы в физиологии и патоло­гии человека в связи с природными ритмами, учитывая время года и час суток (учение об энергиях). В нашей стране в 30-е годы про-


шлого столетия была выдвинута вегетативно-рефлекторная теория действия физиотерапев­тических методов лечения.(Сеченов И. М., Павлов И. П., Введенский Н. Е.). В настоящее время большой интерес представляет нейрогу-моральная теория, установившая физиологиче­ские закономерности влияния акупунктурного лечения на органы, ткани, на весь организм в целом (Гальперин М. Д., Кассиль Г. Н., Русец-кий И. И. и др.). Вопрос реального существо­вания активных точек на коже человека и жи­вотных в настоящее время не вызывает никаких сомнений, но вопрос о существовании каналов, путей связи этих точек с органами ос­тается практически не изученным. В одних ра­ботах каналы рассматриваются как символы древней натурфилософии, в других — как ре­ально существующие интраспинальные пути в форме цепочки нейронов и даже как линии электромагнитных волн.

На практике было замечено, что некоторые группы точек более эффективно действуют на определенные органы. Позднее эти группы соединили линиями (каналами, меридиана­ми) и каждую из них стали называть по име­ни органа, к которому они имели наибольшее отношение. Каждый канал насчитывает раз­ное количество точек (от 9 до 67). Принято выделять 8 точек, обладающих наиболее важ­ным действием: источник, точка успеха, успо­каивающая точка, тонизирующая точка, точка


тревоги, стабилизирующая точка, точка при­тока энергии и точка оттока энергии. Различ­ные источники говорят о разном количестве акупунктурных точек, имеющихся на теле че­ловека,— от 693 до 695, но нас будут интересо­вать не сами точки, а энергетические пути их взаимодействия, т. е. каналы или меридианы (рис. 3). Каждый канал (12 — парных, 2 — центральных и 8 — чудесных) работают в оп­ределенное время суток: Древние индийские мудрецы, предлагая ту или иную комбинацию пальцев, замыкают энергетические каналы, вызывая необходимый лечебный эффект.

Так, например, при исполнении той же му­дры «Спасающая жизнь» эффект связан на замыкании энергополевой структуры орга­низма и высвобождении дополнительной энергии для меридиана сердца, проходящего по мизинцу и дальше по внутренней стороне руки к груди. Таким образом, высвобождается резервная сила энергии собственного эфирно­го тела. Мудра «Знание» (рис. 5, 11), а мои слушатели и пациенты зовут ее запросто «Что-то с памятью моей стало», не только снимает состояние тревоги, разгоняет тоску и усталость, но и способствует профилактике заболевания века — атеросклероза. Выполне­ние этой мудры не требует сложных манипу ляций — всего лишь соединим подушечками большой и указательный пальцы, или палей Венеры с пальцем Юпитера. Условие: выпол-


нение мудр требует парности, так как у нас парные меридианы. Время выполнения инди­видуальное, для профилактических целей до­статочно 2—3 минут на каждое упражнение. Для работы с энергетикой важна очередность выполнения хает, мудр. Так, при состоянии страха, после перенесенного стресса хорошо входить в комплекс упражнений как раз через мудру «Знание» или Джнани мудра (само­углубление). Лучше в позе Лотоса (рис. 5, 6), но можно просто сидя или стоя.

Хасты, в которых соединены большой и указательный пальцы, способствуют заряже­нию энергией, направленной вовнутрь,— хас­ты Лакшми (рис. 4), Джнани, Вайю (рис. 7). Соединение большого и безымянного пальца дает сосредоточение энергии, направленной вовне хасты Майура, Картари-Мукха (рис. 4) и Приттхви (рис. 6). Руки, согнутые перед грудью с открытыми ладонями, дают накопление энергии в солнечном сплетении (область анипуры чакры), хасты — Карката, Грантхитам, Лингам, Муети (рис. 4, 6), Щшпа-Пута (рис. 7). А положение рук, со­гнутых в локтях обеими ладонями вверх,— дает прием энергии сверху, что способствует активизации нисходящего потока,— хаста Ви-стритам (рис. 6). Если при выполнении хаст ноги слегка согнуты и расставлены — это дает скопление энергии сверху и снизу, ощуще­ние устойчивости и внутренней силы, что

 

 

обеспечивается активизацией восходящего по­тока (рис. 2). Такая поза применяется не только в йоге, но и в других практиках (Дао, Файербол и др.). Подобное положение тела обеспечивает надежное заземление и рекомендуется в ком­плексе упражнений, связанных с накоплением и перераспределением энергии, например, в уп­ражнениях «астрального воина» (глава 3).

Метафизика йоги описывает три канала праны: Ида, Пингала и Сушумна. Сушумна — канал, проходящий вдоль позвоночника. Кана­лы Ида и Пингала проходят вдоль левой и пра­вой сторон позвоночника. Таким образом, поза «астрального воина» обеспечивает активиза­цию прохождения праны через эти каналы.

Индийская традиция выделяет семь основ­ных чакр первого круга, чакры второго и тре­тьего круга. Общее их количество равно 49. Они связаны с 72 тысячами каналов (нади), три основных мы уже указали. С точки зре­ния физиологии чакры представляют собой центры наиболее крупных лимфатических уз­лов, связанных непосредственно с эндокрин­ной и вегетативной нервной системой (ВНС)-Каналы, по которым циркулирует биоэнер­гия, проецируются на нервные пути ВНС Энергетические центры (чакры) проецируют­ся на определенные участки тела и соответст­вующие им органы. Они связаны с соматиче­ской системой человека на физиологическом, биохимическом и эндокринном уровнях-


Пять из семи чакр первого круга проецируют­ся непосредственно на позвоночный столб. Две верхние чакры связаны с деятельностью головного мозга. Начиная снизу вверх, чакры идут в следующей последовательности.

Муладхара — основание позвоночника; Свадхистана область пояснично-крестцо-

 



 


вого отдела; Манипура область солнечного сплетения; Анахата — сердечно-аортальное сплетение; Вишудха — сплетение сонных арте­рий, область щитовидной железы; Аджна — со­ответствует узлам 3-го и 5-го черепно-мозго­вых нервов; Сахасрара верхняя часть головы, связана с головным мозгом (гипофиз, гипоталамус, эпифиз). В индийской традиции часто работают с активизацией энергии в чак­рах второго круга: Трикутта, Хора и Христа. При работе с энергетическими каналами су­ществуют определенные правила дыхания. Вдох выполняется по восходящему каналу или по переднему срединному меридиану. Вы­дох — по нисходящему каналу, по Сушумне или по так называемым чудесным меридиа­нам. В практике выполнения мудр и хаст идет постоянная работа с каналом позвоночника — Сушумна, передним срединным и задним сре­динным каналом (рис. 3), восходящими кана­лами рук и ног, нисходящими каналами рук и ног и чудесными меридианами.


 


 


Глава 3 Хасты и энергия

Когда нет здоровья, молчит муд- | рость, не может расцвести искусство, | не играют силы, бесполезно богатство и бессилен разум.

Геродот

Комплекс хаст для чакр

Для гармонизации энергии непосредствен­но в чакрах можно применять классические жесты — хасты по следующей схеме.

В классическом варианте Хаста Мусти (рис. 4) используется для регуляции энергии в Муладхаре (кисть сжата в кулак).

Значение хасты — мужественность, сила.

Для Свадхистаны используем Хасту Карката (руки сцеплены в замок и выпрям­лены, большие пальцы свободны).

Значение — множественность проявления абсолюта (рис. 6).

Для Манипуры можно использовать Трантхитам (руки в замке) или Лингам (рис. 6) — руки в замке с максимально отто­пыренным большим пальцем одной руки.

Значение Лингам Мудра — набор и кон­денсация энергии. Положительное действие на эндокринную и защитную (иммунную) си­стемы организма. Используется в оздоравли-вающем комплексе мероприятий для норма­лизации жирового баланса.

Для Анахоты можно применять ряд мудр от Анджали (рис. 6) до хаст для одной руки (рис. 4), символизирующих раскрытие бутона,— Мукула (бутон), кончики пальцев соединены и приближаются к центру; Алападма (цветок) — руки скрещиваются, соединяются основанием ладони, пальцы максимально раскрыты (рис. 4).


На Вишудхе целесообразно использовать Хасту Шанкх (четыре пальца одной руки об­нимают большой палец другой, большой па­лец правой руки прикасается к подушечке среднего пальца левой руки). Эта хаста боль­ше известна под мудрой «Раковина», а мы на­зываем ее «Ухо, горло, нос» (рис. 6).

Значение — профилактика и лечение про­студных заболеваний верхних дыхательных путей, охриплость голоса, отиты, заболевания глаз. Можно воспользоваться на горловой ча­кре и Хастой Сикхара (максимально согнуть пальцы каждой руки и разогнуть большой па­лец) — поклонение богу Красоты и силы Люб­ви (рис. 4).

Для регуляции энергий в Аджне (на месте проекции в точке Трикутта) можно исполь­зовать Анджали (рис. 4).

Значение — покой, умиротворение, благо­дарение, приветствие Высшего, мир в себе, принятие себя и других.

Для Сахасрары — Вистрам (рис. 4) — ру­ки направлены ладонями друг к другу и под­няты вверх.

Переход из хаеты в хасту может происходить непосредственно, но можно и через разведение рук Патока Анджали. Не забывайте, что жест Анджали означает и приветствие. Если во время работы с хастами, мудрами иметь в руках небольшие шарики из минералов или браслеты на руках, то действие по гармонизации энергий


значительно усиливается. Можно воспользо­ваться приемами визуализации — звуками, со­ответствующими чакрам от «до» до «си» пер­вой октавы, и цветовой характеристикой чакр (приложения 1,4).

Меридиан почек

Средний палец слегка накрывает безы­мянный палец. Большой палец первой фа­лангой прикрывает указательный палец (рис. 9). Хаста способствует повышению


 


жизненного тонуса, ускорению функции выделения и очищения, нормализует вод­ный баланс.

Меридиан мочевого пузыря

Соединяются первыми фалангами средний и большой пальцы. Применяется при воспа­лительных заболеваниях женских и мужских репродуктивных органов, при заболеваниях почек, мочевого пузыря, простаты, уретры. Активизирует энергию Свадхистаны чакры (рис. 9).

Меридиан перикарда

Средний палец слегка накрывает безымян­ный палец. Большой палец первой фалангой прикрывает первую фалангу указательного пальца. Выполнение хасты активизирует ка­нал перикарда, улучшает сердечную деятель­ность и систему кровообращения, гармонизи­рует психическое состояние (рис. 10).


Меридиан сердца

Средний палец слегка накрывает мизинец. Большой палец накладывается первой фалан­гой на указательный (рис. 10). Хаста активи­зирует энергию Анахаты и Свадхистаны чакр. Улучшает деятельность сердечно-сосудистой и мочевыделительной систем. Для укрепле­ния миокарда следует воспользоваться хастой «Спасающая жизнь» (рис. 13).


 


Глава 4 Мудры Аюрведы

Помни, сын Земли, что ничто не в силах противостоять твердой воле, имеющей рычагом науку об истине.

Книга Гермеса (22 старших Аркана Таро)

Мудра Раковина

Техника выполнения

Две руки изображают раковину. Четыре пальца правой руки обнимают большой палец. левой руки. Большой палец правой руки прикасается подушечкой к среднему пальцу левой руки (рис. 6,11).


Показания

Энергетическое: восстановление 'чакры Вишудха.

Физическое: заболевания уха, горла, носа (ларингит, ринит, фронтит, фарингит, гайморит, тонзиллит, отит).

Цвет: при медитации визуализация синего цвета.

Мантра: хам-хам-хам-хам.

Нота: соль.

Архетипическое и символическое значение: хаста Шанкх, атрибут бога Шивы, руки Шанкра. Разрушение болезни. Символ змея, живущего в подземном царстве. Архе-


типический символ Вишну, космическая вибрация.

Мудра Корова

Техника выполнения

Мизинец левой руки прикасается к безымянному пальцу правой руки. Мизинец правой руки касается безымянного (четвертого) пальца левой руки. Средний (третий) палец правой руки соединен с указательным (вторым) пальцем левой руки. Средний палец левой руки — с указательным пальцем правой руки. Большие пальцы расставлены (рис. 11).

Показания

Энергетическое: восстановление элементов земли и огня, гармонизация эфирного, ментального и физического тел.

Физическое: заболевание суставов, ревматизм, радикулит, ишиас, люмбаго, артрит, нарушение солевого баланса в организме.

Цвет: красный.

Мантра: вам-вам-вам-вам.


Нота: ре.

Архетипическое и символическое значение: корова — священное животное Индии. Символ первоосновы, великой матери. Шак-ти первозданных сил природы. Энергия бога Шивы. Хаста Сурабхи — символ милосердия."

Мудра Знание

Техника выполнения

Указательный палец соединен с большим пальцем. Выполняется одновременно двумя руками (рис. 6, 11).

Показания

Энергетическое: защита от энергетических вампиров. Гармонизация астрального тела. Активизация Аджны.

Физическое: заболевания сосудов, гипертония, атеросклероз, тревога, паника, Депрессия, страх, невралгия.

Цвет: синий, индиго.

Мантра: ом-ом-ом-ом-ом.


 

Нота: ля.

Архетипическое и символическое значение:

Джнани Мудра — символ самоуглубления. По­гружение в собственный репрезентативный (внутренний) мир. Открытие Самости: «Я есмь». Мудра пробуждения, связана с Буддой, с архети­пом солнечных богов. Открытие внутреннего зрения. Символ энергии, направленной во­внутрь.

Мудра Небо

Техника выполнения

Средний палец прикасается к основанию большого пальца, большой палец слегка при-

жимает согну-


тый средний. Выполняется двумя руками (рис. 12).

Показания

Энергетическое: обеспечение эталонного состояния сознания. Соединенное с высшим Я. Познание истинной самости. Состояние полной гармонии.

Физическое: заболевания головы, ушей, глаз, носа, тугоухость, атеросклероз, ларингит, ринит, тонзиллит, фарингит, фронтит.

Цвет: индиго, голубой.

Мантра: аум-аум-аум-аум.

Нота: си.

Архетипическое и символическое значение:

архетип Неба. Макрокосмос, Вселенная, высшее божество индуистского пантеона — бог Брахма

Мудра Ветер

Техника выполнения

Указательный палец подушечкой достает основание большого пальца, который слегка придерживает указательный палец. Выполняется на обеих руках (рис. 6, 12).


Показания

Энергетическое: активизация ментально­го тела, гармонизация элемента «воздух» в эфирном теле.

Физическое: ревматизм, тремор, дрожательный паралич (болезнь Паркинсона), мигрень, невралгия, энурез, заикание.

Цвет: синий, белый.

Мантра: хам-хам-хам-хам.

Нота: соль.

Архетипическое и символическое зна­чение: Хаста Вайю. Архетип первоэлемента стихии Воздух, символ Брахмы. Символиче­ское проявление жизни, движения, духа, слова.

Мудра Поднимающая

Техника выполнения

Обе ладони соединены вместе, пальцы скрещены между собой, большой палец одной руки отставлен и окружен указательным и большим пальцами другой руки (рис-6, 7, 12).


Показания

Энергетическое: мобилизация сил защиты, ускорение течения всех видов энергии. Гармонизация эфирного тела и чакры Манипура. Набор и конденсация энергии.

Физическое: заболевания эндокринной и иммунной систем, ожирение, диабет, панкреа-. тит, подагра, пневмония, инфекции, гайморит, бронхит, ОРВИ, ОРЗ, депрессия, СХУ, СПИД.

Цвет: желтый, красный.

Мантра: рам-рам-рам-рам.

Нота: ми.

Архетипическое и символическое значе­ние: Лингам Хаста, символ энергии и жизни, Долголетие. Физическая и психическая вы­носливость. Символическое проявление вы­носливости и силы. Символ первоэлемента стихии Огонь и бога Шивы.

Мудра Спасающая жизнь

*

Техника выполнения

Указательный палец касается основания боль­шого пальца. Подушечки большого, среднего и


 


безымянного пальцев соединены, мизинец вы­прямлен. Выполняется на обеих руках (рис. 13).

Показания

Энергетическое: восстановление астраль­ного тела и Анахаты чакры. Поддержание и урегулирование энергии на меридиане сердца (рис. 3). Укрепление эфирного тела.

Физическое: тревога, тоска, сердцебиение, миокардит, инфаркт миокарда, стенокардия, ишемическая болезнь сердца, кардионевроз, сердечно-сосудистая недостаточность.

Цвет: зеленый.


Мантра: йам-йам-йам-йам. Нота: фа.

Архетипическое и символическое значе~ ние: символ жизни, гармонии, равновесия, здоровья.

Мудра Жизнь

Техника выполнения

Подушечки мизинца, безымянного и боль­шого пальцев соединены вместе, остальные выпрямлены. Выполняется на обеих руках одновременно (рис. 6, 13).

Показания

Энергетическое: выравнивание энергетики всего организма. Воздействие на Манипуру чакру и эфирное тело.

Физическое: заболевание глаз, утомляе­мость, бессилие, СХУ, депрессия, заболевания печени и желчного пузыря.

Цвет: желтый.

Мантра: рам-рам-рам-рам.



путей, холецистит, при метеоризме, дисбакте-рио


Поделиться с друзьями:

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.177 с.