Санкт-Петербургский Государственный Институт — КиберПедия 

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Санкт-Петербургский Государственный Институт

2017-08-11 220
Санкт-Петербургский Государственный Институт 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Санкт-Петербургский Государственный Институт

Психологии и Социальной Работы

Кафедра психологического консультирования

 

 
 
УТВЕРЖДЕНО   Проректор по учебной работе, профессор   ______________Н.М. Платонова   «___» ___________20___

 


Рабочая программа дисциплины

 

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ТРЕНИНГОВОЙ РАБОТЫ

(название дисциплины)

 

по образовательной программе 030300.62 Психология

(по образовательной программе - название, код)

 

______________________________________________________________________

(направленности (при наличии))

 

Разработчик: _____________________________________ ФИО, подпись

 

Согласовано: зав. кафедрой _________________________ ФИО, подпись

 

 

Санкт-Петербург

Г.


РАЗДЕЛ 1. Учебно-методический раздел рабочей программы дисциплины

1.1 Цель и задачи обучения по дисциплине

 

Цель изучения дисциплины – ввести студентов в понятийный аппарат и систему знаний, необходимых для обоснования современной практики ведения групп в парадигме теории социально-психологического тренинга (СПТ) как инструмента активного обучения и социализации личности в современном обществе.

Задачи курса:

- познакомить студентов с ведущими тенденциями развития теории и практики в современной психолого-социальной тренинговой работе;

- сформировать у студентов связный комплекс теоретико-практических знаний в области основных подходов и концепций групповой работы (психотренинг, психокоррекция и психотерапия);

- сформировать базовые представления о психотехнологиях групповой работы в их исторической преемственности и методологической взаимосвязи;

- выработать у студентов комплекс практических знаний, навыков и умений, достаточных для компетентного применения в тренинговой группе базовых элементов технологии СПТ;

- стимулировать интерес к специальности на основе расширения профессиональной компетентности.

В случае успешного освоения дисциплины студенты должны:

знать:

- основные понятия и принципы, лежащие в основе различных концепций групповой работы;

- специфику ведения личностно-ориентированных групп СПТ с учетом фактора групповой динамики;

- особенности организации и применения технологии СПТ в различных сферах современной социально-психологической практики.

уметь:

- применять и использовать базовые методики и техники СПТ (сбор информации, «обратная связь», проведение стандартных психогимнастических упражнений, ролевых игр, групповых дискуссий);

- оценивать состояние групповой и внутриличностной динамики в рабочей группе СПТ;

- оценивать эффективность групповой работы и уровень достижения поставленных целей.

иметь навыки:

- использования в профессиональной деятельности технологии СПТ как современного метода активного обучения;

- реализации профессиональных задач, решаемых в формате группового взаимодействия (малая группа) при условии ведения этих групп профессиональным ведущим.

 

Язык обучения

Язык обучения – русский.

1.3. Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине, соотнесенных с планируемыми результатами освоения образовательной программы

Планируемые результаты обучения по образовательной программе (перечень компетенций в соответствии с ФГОС) Планируемые результаты обучения по дисциплине (перечень компетенций по дисциплине)
Профессиональный цикл: ОК-1, ОК-2, ОК-4, ОК-7, ОК-8, ОК-9, ОК-12, ПК-1, ПК-2, ПК-3, ПК-4, ПК-5, ПК-6, ПК-7, ПК-8, ПК-9, ПК-10, ПК-11, ПК-12, ПК-13, ПК-14, ПК-15, ПК-16, ПК-17, ПК-18, ПК-19, ПК-20, ПК-21, ПК-22, ПК-23 Выпускник должен обладать следующими общекультурными компетенциями (ОК): способностью и готовностью к: пониманию значения гуманистических ценностей для сохранения и развития современной цивилизации; совершенствованию и развитию общества на принципах гуманизма, свободы и демократии (ОК-1); использованию системы категорий и методов, необходимых для решения типовых задач в различных областях профессиональной практики (ОК-4); восприятию личности другого, эмпатии, установлению доверительного контакта и диалога, убеждению и поддержке людей (ОК-7);   Выпускник должен обладать следующими профессиональными компетенциями (ПК): общепрофессиональные: практическая деятельность: способностью и готовностью к: реализации стандартных программ, направленных на предупреждение отклонений в социальном и личностном статусе и развития, а также профессиональных рисков в различных видах деятельности (ПК-1); осуществлению стандартных базовых процедур оказания индивиду, группе, организации психологической помощи с использованием традиционных методов и технологий (ПК-4); выявлению специфики психического функционирования человека с учётом особенностей возрастных этапов, кризисов развития и факторов риска, его принадлежности к гендерной, этнической, профессиональной и другим социальным группам (ПК-5); ассистированию деятельности магистра или специалиста-психолога при осуществлении психологического вмешательства и воздействия с целью оптимизации психического функционирования индивида, группы, сообщества в различных сферах жизнедеятельности (ПК-8).  

1.4. Указание места дисциплины в структуре образовательной программы

Дисциплина «Психологические основы тренинговой работы» относится к вариативной части профессионального цикла дисциплин.

Для освоения дисциплины «Психологические основы тренинговой работы» студенты используют знания, умения и навыки, сформированные в ходе изучения дисциплин: «Психология личности», «Социальная психология», «Психология развития и возрастная психология», «Практикум по психодиагностике»

Освоение данной дисциплины является необходимой основой для последующего изучения дисциплин профессионального цикла, а также дисциплин по выбору студента и прохождения практики.

1.5. Объем дисциплины в зачетных единицах с указанием количества академических часов, выделенных на контактную работу обучающихся с преподавателем по видам учебных занятий и самостоятельную работу

  Общий объем дисциплины Объем в академических часах
Объем аудиторных занятий Объем часов на самостоятельную работу
В кредитах В академ. часах Всего Занятия лекционного типа Занятия практичес-кого типа Занятия в интерактивных формах
Очная форма обучения              
Очно-заочная форма обучения              
Заочная форма обучения              

 

1.6. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Дисциплина раскрывает базовые понятия теории и практики группового психологического тренинга как формы активного обучения, а также как средства приобретения и усвоения нового личностного знания, социально адаптивных умений и навыков. Рассматриваются основные направления и формы групповой работы, принятые в мировой и отечественной практике. Обсуждаются методологические принципы ведения групп. В режиме практических/семинарских занятий отрабатываются базовые элементы технологии СПТ, технический инструментарий, используемый ведущим в групповой работе. Дается представление о групповой динамике и ее стадиях. Разнообразие видов тренинга в изучаемом курсе представлено восходящей линейкой – от коммуникативного тренинга до тренинга личностного роста.

Теоретико-методологической основой данного курса выступают междисциплинарные исследования в области социальной психологии, психологии личности и возрастной психологии.

Основным понятийным аппаратом и наиболее значимыми вопросами изучения данной программы являются: базовые концепции социальной психологии, психологии личности и психологии развития личности; закономерности и принципы групповой динамики, межличностной коммуникации, личностного роста, психотехнологий ведения групп и, особенно, личностно-ориентированного группового тренинга.

Основными принципами изучения данной дисциплины являются:

- принцип развивающего и воспитывающего обучения;

- принцип научности и связи теории с практикой;

- принцип систематичности;

- принцип наглядности;

- принцип доступности;

- принцип положительной мотивации и благоприятного климата обучения.

Методическое обеспечение дисциплины осуществляется за счёт использования современных учебников (учебных комплексов, справочной литературы, словарей, интернет-сайтов специальных зданий и организаций) и учебных пособий, касающихся проблематики изучаемой дисциплины (базовые модели и универсальные факторы групповой работы, психогимнастические упражнения, ролевые игры, развитие коммуникативной компетентности, сензитивности и креативности).

 

1.7. Перечень информационных технологий, используемых при осуществлении образовательного процесса по дисциплине, включая перечень программного обеспечения и информационных справочных систем

Для преподавания дисциплины необходим доступ к электронному каталогу библиотеки института, а так же оборудование для мультимедийных презентаций.

Освоение дисциплины предполагает использование академической аудитории для проведения лекционных и семинарских занятий с необходимыми техническими средствами (оборудование для мультимедийных презентаций).

В процессе обучения предполагается использование аудио-, видеотехники, а также информация из сети «Интернет», для чего обеспечивается доступ студентов к интернет-ресурсам.

РАЗДЕЛ 2. Структура и содержание дисциплины

2.1. Учебно-тематический план дисциплины

Учебно-тематический план дисциплины представляет собой содержание дисциплины, структурированное по темам (разделам) с указанием отведенного на них количества академических часов по видам учебных занятий.

 

Очная форма обучения

Тема (раздел) дисциплины (указывается номер темы, название)   Общее количество аудиторных часов Общее кол-во часов на занятия лекционного типа Общее кол-во часов на занятия семинарского типа
Не интерактивные формы Интерактивные формы
Тема 1. Цели и средства групповой работы. Обзор современных практик       -
Тема 2. Базовые элементы технологии СПТ: методология, организация и инструментарий групповой работы        
Тема 3. Психогимнастические игры и упражнения в тренинге        
Тема 4. Понятие и технология групповой динамики        
Тема 5. Основные формы групповой работы: тренинги «навыков и умений», «поведенческий тренинг», тренинги «ассертивности», «сензитивности», «креативности» и др.        
Тема 6. Универсальные факторы роста/перемен        
Тема 7. Понятие, критерии и технологии «личностного роста»        
Итого:        

 

 

Очно-заочная форма обучения

Тема (раздел) дисциплины (указывается номер темы, название)   Общее количество аудиторных часов Общее кол-во часов на занятия лекционного типа Общее кол-во часов на занятия семинарского типа
Не интерактивные формы Интерактивные формы
Тема 1. Цели и средства групповой работы. Обзор современных практик       -
Тема 2. Базовые элементы технологии СПТ: методология, организация и инструментарий групповой работы       -
Тема 3. Психогимнастические игры и упражнения в тренинге        
Тема 4. Понятие и технология групповой динамики       -
Тема 5. Основные формы групповой работы: тренинги «навыков и умений», «поведенческий тренинг», тренинги «ассертивности», «сензитивности», «креативности» и др.        
Тема 6. Универсальные факторы роста/перемен        
Тема 7. Понятие и технологии «личностного роста»        
Итого:        

 

Заочная форма обучения

Тема (раздел) дисциплины (указывается номер темы, название)   Общее количество аудиторных часов Общее кол-во часов на занятия лекционного типа Общее кол-во часов на занятия семинарского типа
Не интерактивные формы Интерактивные формы
Тема 1. Цели и средства групповой работы. Обзор современных практик     - -
Тема 2. Базовые элементы технологии СПТ: методология, организация и инструментарий групповой работы       -
Тема 3. Психогимнастические игры и упражнения в тренинге   -    
Тема 4. Понятие и технология групповой динамики       -
Тема 5. Основные формы групповой работы: тренинги «навыков и умений», «поведенческий тренинг», тренинги «ассертивности», «сензитивности», «креативности» и др.       -
Тема 6. Универсальные факторы роста/перемен       -
Тема 7. Понятие и технологии «личностного роста»        
Итого:        

2.2. Краткое содержание тем (разделов) дисциплины.

СЕМИНАРСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 1

Комментарии к кейсу.

Занятие направлено на развитие навыков индивидуальной рефлексии и обратной связи.

Интерактивное занятие к теме 5. «Основные формы групповой работы: тренинг «ассертивности», объем 2 академических часа.

Ролевые игры на развитие ассертивности, основанные типовых ситуациях и на личном жизненном опыте студентов.

Кейс «Не могу сказать «нет»». Студентам предлагается смоделировать ситуацию разговора с вышестоящим авторитарным лицом, которое предъявляет необоснованные требования по сверхурочной работе.

 

Задания по кейсу:

1. Провести сравнительный анализ собственного выбора стратегии поведения: оптимальный выбор (ассертивно аргументированный) и его мотивация; неоптимальный выбор (агрессивное, либо неуверенное поведение) и его мотивация.

2. Работая в тройках («начальник», «подчиненный», «наблюдатель») смоделировать и отработать оптимальную модель поведения.

 

Интерактивное занятие к теме 6. « Универсальные факторы роста/перемен», объем 2 академических часа.

Для проработки содержания факторов, их значения для групповой работы вообще и СПТ в частности, используются интерактивные техники: «Займи позицию», «Аквариум», «Карусель» и др.

 

Интерактивное занятие к теме 6. « Понятие и технологии «личностного роста», объем 2 академических часа.

Модерированная групповая дискуссия на тему: «Какая из предложенных ролевых игр и почему активирует/затрудняет личностный рост участников тренинга: «Королевство», «Кораблекрушение», «Островитяне», «Контракты», «Фермеры», «Четыре замка», «Переговоры о синих бананах», «Таможня», «Претендент», «Мафия», «Дополнительный выигрыш», «Шериф и убийца»?

Задача модератора – собрать все точки зрения («лидеров», «экспертов», пассивных членов группы и т.д.), мотивируя тем, что «иногда самые простые идеи оказываются самыми неожиданными и эффективными». Для стимуляции активности и спонтанности студентов использовать методы: «шесть шляп мышления», метод «случайного стимула», метод «что, если…», метод С. Дали, метод визуальной мозговой атаки.

Планирование встреч с представителями российских и зарубежных компаний, государственных и общественных организаций, мастер-классы экспертов и участие специалистов в учебных занятиях.

В рамках учебных занятий планируется встреча с представителем российской компании в странах ЕЭС Головановым А.А., юристом ОАО «Ренессанс» для проведения мастер-класса по этно-культуральным особенностям межличностной коммуникации.

РАЗДЕЛ. 3 Материалы самостоятельной работы студентов

Результаты аттестации самостоятельной работы по дисциплине должны быть оформлены преподавателем в Ведомость БРС на последнем занятии по дисциплине (для очной и очно-заочной формы обучения).

Студенты заочной формы обучения сдают самостоятельную работу не позднее, чем за три недели до даты промежуточной аттестации по дисциплине, при этом результаты аттестации должны быть объявлены студентам не позднее, чем за одну неделю до даты промежуточной аттестации по дисциплине.

С учетом вышеизложенных сроков преподаватель определяет сроки сдачи самостоятельных работ студентами в учебное подразделение (деканат). Сроки сдачи работы в учебное подразделение преподаватель объявляется на первом занятии по дисциплине (деканат).

3.1. Методические рекомендации по выполнению самостоятельной работы

К требованиям по оформлению самостоятельной работы относятся:

- оформление титульного листа по форме Положения об аттестации учебной работы студентов института;

- все задания в рамках самостоятельной работы должна быть скреплены в единый документ, листы должны быть пронумерованы;

- по решению преподавателя работа может сдаваться в печатном или рукописном виде,

Преподавателем не могут быть установлены требования по сдаче работы в сброшюрованном виде, в папках-файлах или других системах скрепления и хранения.

Самостоятельная работа студентов в рамках дисциплины «Психологические основы тренинговой работы» является одним из базовых компонентов обучения, приобретения общекультурных и профессиональных компетенций, предусмотренных компетентностно-ориентированнным учебным планом и рабочей программой учебной дисциплины. При изучении курса используются следующие формы самостоятельной работы:

- работа с источниками;

- работа со словарями;

- конспектирование;

- тезирование;

- аннотирование;

- рецензирование;

- составление реферата по материалам источников.

 

Оформление самостоятельной работы:

1. Титульный лист.

Образец титульного листа определяется Положением об аттестации учебной работы студентов института, и опубликован на сайте www.psysocwork.ru раздел «Учебный процесс» / «самостоятельная работа».

4.2. Задания для самостоятельной работы по каждой теме (разделу) учебно-тематического плана

 

Задания к самостоятельной работе по темам дисциплины «Психологические основы тренинговой работы»

Методические материалы, определяющие процедуры оценивания знаний, умений, навыков, характеризующих этапы формирования компетенций, в том числе описание показателей и критериев оценивания компетенций на различных этапах их формирования, описание шкал оценивания

 

К основным формам контроля, определяющим процедуры оценивания знаний, умений, навыков, характеризующих этапы формирования компетенций по дисциплине «Психологические основы тренинговой работы» относится рубежный контроль (тест минимальной компетентности), промежуточная аттестация в форме экзамена по дисциплине выбрать.

Критериями и показателями оценивания компетенций на различных этапах формирования компетенций являются:

- знание терминов, понятий, категорий, концепций и теорий по дисциплине;

- понимание связей между теорией и практикой;

- сформированность аналитических способностей в процессе изучения дисциплины;

- знание специальной литературы по дисциплине.

 

Шкала оценивания компетенций на различных этапах их формирования включает следующие критерии:

- полное соответствие;

- частичное соответствие;

- несоответствие.

4.2. Перечень компетенций с указанием этапов их формирования в процессе освоения дисциплины

 

Тема (раздел) дисциплины (указывается номер темы, название) Компетенции по дисциплине
   
Тема 1. Цели и средства групповой работы. Обзор современных практик (ОК-1).
Тема 2. Базовые элементы технологии СПТ: методология, организация и инструментарий групповой работы (ОК-4).
Тема 3. Психогимнастические игры и упражнения в тренинге (ОК-7);(ПК-5).
Тема 4. Понятие и технология групповой динамики (ОК-4); (ПК-8).
Тема 5. Основные формы групповой работы: тренинги «навыков и умений», «поведенческий тренинг», тренинги «ассертивности», «сензитивности», «креативности» и др. (ОК-7); (ПК-4).
Тема 6. Универсальные факторы роста/перемен (ПК-4), (ПК-5); (ПК-8).
Тема 7. Понятие и технологии «личностного роста» (ПК-1), (ПК-4);(ПК-8).

 

РАЗДЕЛ 6. Глоссарий

 

1. Аутентичность – «подлинность» человека, соответствие способа бытия человека в мире внутренней природе его личности.

2. Групповая работа – особый род психологической и, более широко подходя, – антропологической практики профессионального воздействия на сознание, поведение и социальные установки участников различных сообществ.

3. Групповая динамика - совокупность событий и межличностных взаимодействий в группе, процесс движения группы как единого целого во времени. Выделяют три уровня и четыре стадии этого процесса.

4. Групповой тренинг – это метод активного обучения в составе специально созданной малой группы, участники которой (психически здоровые люди, имеющие психологические проблемы) с помощью ведущего-психолога осуществляют коммуникативное взаимодействие, направленное на достижение сообща поставленных целей.

5. Группы встреч – относительно неструктурированная форма групповой работы, обеспечивающая климат максимальной свободы для выражения личности, для исследования чувств и межличностной коммуникации. Акцент на отказе от своей защищенности дает участника возможность относиться к другим членам группы максимально открыто.

6. Гуманистическая психология – (англ. humanistic psychology) — направление в психологии, предметом изучения которого является целостный человек в его высших, специфических только для человека проявлениях, в т. ч. рост и самоактуализация личности, ее высшие ценности и смыслы, любовь, творчество, свобода, ответственность, автономия, переживание мира, психическое здоровье, глубинное межличностное общение и т. п.

7. Инсайт – (от англ. insight — постижение, озарение): психологический феномен — внезапного постижения существенных отношений и структуры ситуации в целом, нового и невыводимого из прошлого опыта понимания, посредством чего становится возможным решение проблемы.

8. Катарсис – термин, употребляемый в эстетике и в психологии искусства применительно к реакции зрителя, а в психотерапии — в связи с высвобождением вытесненного аффекта или психической энергии. В древнегреч. языке слово katharsis чаще всего означало «очищение», в особенности от чувства вины.

9. Конгруэнтность – (от англ. congruence) — подлинность, открытость, честность. Будучи конгруэнтным, ведущий группы старается создать равноправные межличностные отношения, а не занимать профессиональную позицию, вынуждающую его скрывать или маскировать личные чувства.

10. Конфронтация – в психотерапии один из основных технических приемов. Указание участнику или группе на их неосознаваемые или амбивалентные установки, отношения или стереотипы поведения с целью их осознания и проработки. Может проводиться как в прямой (жесткой, вербальной) форме, так и в скрытой — с использованием психотерапевтических метафор и невербальных приемов.

11. Малая группа – функциональное сообщество людей от 3 до 15-20 человек, находящихся в непосредственном контакте и в регулярном общении между собой. Малая группа позволяет моделировать процессы, происходящие в человеческом обществе, поскольку в ней проявляют себя почти все значимые социальные эффекты.

12. Манипулирование (как способ воздействия на людей) - обращение с людьми (или с клиентами) как с объектами личного интереса и в корыстных целях приобретения односторонних преимуществ.

13. Модификация поведения (англ. behavior modification) — коррекция или терапия поведения личности или группы, основанная на принципах классического и инструментального обусловливания, а также на методах, использующих когнитивное научение (например, моделирование). Основная цель и стратегия поведенческого подхода в групповой работе.

14. Нормы группы - это совокупность правил и требований, «стандартов» поведения, регулирующих отношения и взаимодействия между участниками группы.

15. Обратная связь – базовый элемент группового тренинга. В принципе это любая реакция участников группы на поведение друг друга. Технологически правильная ОС является формой взаимной помощи, так как она помогает человеку оценить, насколько его поведение соответствует его же намерениям.

16. Партнерское, или субъект-субъектное, общение – такое общение, при котором учитываются интересы других участников взаимодействия, а также их чувства, эмоции, переживания, признается ценность личности другого человека.

17. Поведение (Behavior) - любая реакция, условная или безусловная, которую можно наблюдать или измерить, прямо или косвенно. Таким образом, в качестве поведения можно рассматривать решение проблем, мышление, анализ и т. п.

18. Поведенческий тренинг – запрограммированный курс обучения; основывается на модели поведения, принятой в бихевиоризме. Целью тренинга является обучение приспособительным умениям, необходимым при столкновении со сложными жизненными ситуациями. Подбор участников в группы осуществляется на основе сходных проблем и четких задач.

19. Психогимнастика – термин для обозначения комплекса разнообразных упражнений и техник в тренинговой работе, целью которых является воздействие на те или иные структуры психики участников, например память или внимание, либо на личность каждого участника в отдельности, либо на состояние группы как целого.

20. Психокоррекция - психологическое воздействие, направленное на те или иные психологические структуры личности или группы с целью нормализации их функционирования.

21. Психотерапия ­- коммуникативный процесс взаимодействия врача (психолога) с клиентом (группой клиентов), имеющий целью вызвать устойчивые изменения в сущностно важных сферах жизни клиента. Этот процесс происходит в рамках профес­сиональных отношений, характеризующихся наличием договорных обя­зательств между участвующими сторонами, доверительностью и эмпатией.

22. Психотехнология - научное психологическое описание способов и алгоритмов действий (операций), дающих необходимый практический эффект. Креативная составляющая деятельности специалиста в области практической психологии, целенаправленно и упорядоченно ведущая к достижению желаемого результата.

23. Психотренинг – это практика самопознания и развития личности. Цель тренинга в общем случае: создание непосредственного личностного опыта позитивных изменений человека в его отношениях с миром, с другими людьми и с самим собой.

24. Самоактуализация - одно из важнейших понятий в гуманистической психологии. По Роджерсу — это стремление живого существа к росту, развитию, самостоятельности, самовыражению, активизации всех возможностей своего организма. По Маслоу – это продолжительный процесс, смысл которого в наиболее полном раскрытии личностного потенциала человека.

25. Сопротивление – естественная составляющая группового процесса на этапе начала работы с группой. При недобровольном участии в тренинге часто является проблемой для тренера, т.к. участники могут демонстрировать циничное отношение к группе, либо отмалчиватьс,я либо развлекаться за счет группы и тренера.

26. Социально-психологический тренинг — область практической психологии, ориентированная на использование активных методов различных видов групповой психологической работы с целью развития компетентности в общении и личностногороста.

27. Социометрия – метод и техника опроса, в ходе которого одни члены группы выбирают (или отвергают) других по определенным критериям (деловым, интеллектуальным, эмоциональным, моральным и др.). Социометрия позволяет определить социальный статус каждого члена группы.

28. Сплоченность — мера привлекательности группы для ее участников; тотальное поле сил, заставляющих участников оставаться в группе.

29. Фасилитация - (от англ. to facilitate – облегчать) – обеспечение условий, благоприятствующих развитию и росту; ненавязчивый способ ведения группы.

30. Харизматическая личность (от лат. charisma – милость, божественный дар) — феномен социального восприятия, в соответствии с которым личность наделяется необыкновенными качествами: могущество, необычайное обаяние, способность воздействия и т.п. Харизматической личности приписываются все главные достижения группы или ее членов.

 

 

проверено Кузьменковой Л. В.

Санкт-Петербургский Государственный Институт


Поделиться с друзьями:

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.108 с.