Значение названий ката Киокушинкай — КиберПедия 

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Значение названий ката Киокушинкай

2017-08-11 553
Значение названий ката Киокушинкай 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Тайкёку – «первопричина», «Великий Предел» (аналогично китайскому Тайцзи). Ката созданы Гичином Фунакоши. Изучение ката Мас. Ояма сравнивает с овладением ползанием, прежде чем ребенок научиться ходьбе по Пути каратэ. Название Тайкеку связывается также с умением видеть целое, не сосредотачиваясь на деталях.

 

Пинан – «мирное сознание», «мир и гармония». Эти ката были созданы Анко ИтОСУ (инструктором Фунакоши) в 1905 году, как упрощенная версия более сложных китйских форм – Тао, для обучения детей. Помимо освоения боевой техники, целью ката является обретение мирного настроения, гармонии тела и духа.

 

Санчин – «три точки», «три фразы». Является древнейшей ката каратэ, завезенной из Китая на Окинаву Канре Хигаонной и ставшей впоследствии основой обучения в стиле Наха-тэ. Предположительно, Санчин восходит к Бодхидхарме и монастырю Шаолинь. Во множестве истолкований названия этой ката подчеркивается единство триады различных свойств, развиваемых благодаря Санчин. Это могут быть сознание, дух и техника; сознание, тело и техника; сознание, дух и тело; скорость, сила и дыхание; внутренние органы, циркуляция крови и нервная система; и наконец, три вида энергии – ки, локализованных на макушке головы (тэнто), в диафрагме (хара) и в нижней части живота (тандэн). Санчин – это изометрическая ката, в которой каждое движение выполняется с полной концентрацией и с мощным дыханием (ибуки). Целью ката является укрепление мышц тела, развитию сильной стойки и правильного дыхания. Одновременно развивается внутренняя энергия (ки) и происходит единение духа и тела.

 

Тэншо – «вращающаяся рука», «текучая рука». Ката создана Тедзюном Мияги в дополнение к Санчин, после углубленного изучения им китайской формы Роккиою. Тэншо можно соотнести со всеми триадами Санчин. Мас. Ояма считает ее ценнейшей из высших ката.

 

Сайха (Сайфа) – «предельное разрушение», «большая волна». Эта ката также создана Мияги. Название подразумевает выражение предельной телесной мощи, а также решимости и силы духа бусидо, сокрушающих любые преграды.

 

Цуки-но-ката – «счастье и удача», «ката цуки». Ката способствует развитию ударной силы в любом направлении (при условии представления при каждом ударе разрушения преграды). С постоянными усилиями, направленные на решение жизненных проблем, и связывается достижения счастья и удачи, которые не приходят к тому, кто просто ждет.

 

Янцу – полагают, что это было имя китайского наместника на Окинаве. Иногда название ката переводится как «обретение чистоты». При этом подразумевается, что в повседневной жизненной борьбе необходимо стремиться к преодолению собственной слабости и сохранению чистоты духа.

 

Гэкисай-дай и шо – «большое и малое разрушение крепости» или «штурм и крепость». Ката созданы Мияги в 1940 году для обучения сильным и мощным движениям. Ката способствует развитию силы в перемещениях и комбинациях, а также подвижности и текучести движений. Плавный переход от атаки к защите дает преимущество перед грубой силой.

 

Канку – «созерцание неба», где «ку» обозначает не только небо, но и Вселенную, Пустоту. Первоначальное название Кушанку – по имени китайского наместника на Окинаве (1756 г.). Этот наместник был известным мастером рукопашного боя и часто демонстрировал свое искусство. В Канку сохранилось много элементов из его демонстраций. Именно Канку выбрал для своих первых показательных выступлений в Японии Г. Фнакоши (1922г.). Начальное движение руками образует треуольник над головой. Через него мы созерцаем Вселенную и восходящее Солнце. Независимо от трудностей, с которыми мы встречаемся в жизни, Солнце встает каждый день и Вселенная простирается перед нами. Нет ничего, что могло бы нарушить эту реальность бытия. До тех пор, пока мы здесь и перед нами – Небо и Солнце, - мы никогда не будем побеждены.

 

Сэйенчин – «буря среди покоя», «подавление отступления». Название ката указывает на необходимость преодоления слабости духа и подавления любого желания отступать перед лицом жизненных трудностей. Каждый должен «подавлять отступающее сердце». Самураи в долгих походах нуждались в поплнении сил и укреплении стойкости духа. В ката многие движения выполняются в киба-дачи; когда ноги ощущают мучительную усталость, сильный дух приходит на помощь.

 

Суши-хо – «пятьдесят четыре шага». Является одной из двух высших ката стиля Сюри-тэ. Помимо числовой связи названия с количеством движений в оригинальной форме, число «54» имеет внутреннюю связь с философией буддизма.

 

Гарю – «пробуждающийся дракон». В философском смысле, Гарю – это великий человек, остающийся в неизвестности. Ката была создана Мас. Оямой, а название ранее было его псевдонимом. Истинный каратэка развивает в себе дух скромности. Как уклоняющийся дракон, он, обладая силой, не стремиться ее открыть.

 

Сэйпай – «восемнадцать рук». Высшая ката стиля Наха-тэ. Вместе с тем ката, практикуемая в Кекусине, уже может рассматриваться как самостоятельная форма.

 

Названия ката, которые давали мастера имеют глубокий смысл. Их не следует забывать и необходимо повторять перед каждым исполнением ката, сосредоточиваясь на принципах и знании, заключенном в каждой из них

КИХОН (БАЗОВАЯ ТЕХНИКА)

«Никогда не пренебрегайте тренировкой базовой техники (хотя многие так и поступают), поскольку эти приемы составляют блоки, из которых мы затем строим формальные комплексы (Ката).

Жизненные основа Каратэ – это практическая борьба, или кумитэ, а основа кумитэ, в свою очередь, - это базовая техника. И поскольку эта техника представляет своего рода фундамент для Каратэ, важно тренироваться в ее исполнении более часто, чем в чем-либо другом»

Масутатсу Ояма («Это Каратэ»)

 

- данная техника должна выполняться в начале каждого тренировочного занятия Каратэ Киокушинкай.

I. Санчин дачи (миги) Сэйкэн цки чудан

Сэйкэн цки джодан

Уракэн ганмэн учи

Уракэн саю учи

Уракэн маваши учи

Уракэн хизо учи

Сайкэн аго учи

 

II. Киба дачи Шита цки

Хиджи атэ джодан

Ороши хиджи атэ

III. Санчин дачи (хидари) Сэйкэн джодан уке

Сэйкэн чудан сото уке

Сэйкэн чудан учи уке

Сэйкэн маэ гедан барай

Сэйкэн чудан учи уке/маваши гедан барай

Шуто ганмэн учи

Шуто сакоцу учи

Шуто сакоцу учи коми

Шуто учи учи

Шуто хизо учи

 

IV. Дзенкуцу дачи Чусоку маэ кэагэ

V. Шизен дачи Хэисоку маваши учи кэагэ

Тэисоку маваши сото кэагэ

Хиза ганмэн гери

Кин гери

Маэ гери джодан чусоку

Сокуто йоко кэагэ

Йоко гери

Кансецу гери

Уширо гери

Маваши гери джодан

VI. Дзенкуцу дачи Энкей гяку цки

ОБЩИЕ ПОНЯТИЯ

УДАРНЫЕ ЧАСТИ ТЕЛА

Рука

  1. Сэйкэн – кулак (передняя часть)
  2. Уракэн – превернутый кулак
  3. Тэтцуи – «кулак-молот»
  4. Накаюби иппонкэн – кулак со сжатым наполовину средним пальцем
  5. Ояюби иппонкэн – кулак с полусогнутым большим пальцем
  6. Хиракэн – кулак со сжатыми наполовину пальцами, ладонь открыта
  7. Рютокэн – кулак «голова дракона» (пальцы сжаты наполовину, средний выдвинут вперёд, образуя вершину треугольника в суставах)
  8. Шуто – «рука-нож», внешнее ребро ладони
  9. Хайто – внутреннее ребро ладони
  10. Шотэй – основание ладони
  11. Кокэн – согнутое запястье
  12. Йохон нукитэ – «рука-копьё», ладонь с выпрямленными четырьмя пальцами
  13. Иппон нукитэ – кулак с выпрямленным указательным пальцем
  14. Нихон нукитэ – рука с выпрямленными пальцами, образующими «вилку»
  15. Хайшу – тыльная сторона ладони
  16. Кэйко – «рука-клюв», пальцы собраны в щепотку
  17. Тохо – «остриё меча», раскрытая ладонь с отведенным большим пальцем
  18. Котэ – предплечье
  19. Хиджи – локоть

Нога

  1. Чусоку – подушечка пальцев стопы
  2. Сокуто – «нога-нож», внешнее ребро стопы
  3. Тэйсоку – внутренняя выемка стопы
  4. Хэйсоку – подъём стопы
  5. Какато – пятка
  6. Сунэ – голень
  7. Хиза – колено

Голова

  1. Атама – голова

ТАЧИКАТА (СТОЙКИ)

Ожидания и готовности

  1. Хэйсоку дачи – закрытая стойка (ступни вместе)
  2. Мусуби дачи – медитационная стойка (пятки вместе, носки разведены)
  3. Хэйко дачи – параллельная стойка (ступни параллельны, примерно на ширине плеч)
  4. Шизэн дачи (фудо дачи) – естественная стойка (пятки на ширине плеч, ступни развёрнуты)
  5. Учихачиджи дачи – стойка «голубя» (пятки на ширине плеч, носки внутрь)
  6. Йой дачи – стойка готовности

Основные

  1. Дзэнкуцу дачи – передняя стойка
  2. Кокуцу дачи – задняя стойка
  3. Киба дачи (900, 450) – стойка всадника (боковая, полуфронтальная)
  4. Санчин дачи – стойка «песочных часов»

Переходные

  1. Нэкоаши – стойка «кота»
  2. Цуруаши дачи – стойка «цапли»
  3. Какэаши дачи – «скрученная» стойка с заступом ноги сзади
  4. Мороаши дачи – «двуножная» стойка
  5. Шико дачи – стойка «борца сумо»

Боевая

  1. Джу камаэ(кумитэ но камаэ) – стандартная боевая стойка (позиция борьбы)

ЦУКИ (УДАРЫ РУКАМИ)

Цки (толчковые удары)

  1. Сэйкэн цки (чудан, джадан, гэдан) – прямой удар кулаком (3 уровня)
  2. Татэ цки (чудан, джадан, гэдан) – удар вертикальный кулаком (3 уровня)
  3. Шита цки – короткий удар снизу вперёд (в корпус)
  4. Каги цки – удар «крюком» по горизонтали (в корпус)
  5. Джун цки – удар в бок
  6. Агэ цки – удар «крюком» снизу вверх (в подбородок)
  7. Ороши цки – удар «крюком» сверху вниз (в корпус)
  8. Моротэ цки (чудан, джадан, гэдан) – удар двумя руками (3 уровня)
  9. Яма цки – удар двумя руками на разных уровнях

Толчковые производные

  1. Шотэй учи (чудан, джадан, гэдан) – удар основанием ладони (3 уровня)
  2. Нихон нукитэ – удар двумя пальцами (в глаза)
  3. Йохон нукитэ – удар «рукой-копьём» (в живот, в горло)
  4. Хиракэн цки – удар суставами наполовину сжатых пальцев
  5. Рютокэн цки – удар кулаком «голова дракона» (в лицо, в корпус)
  6. Накаюби иппонкэн – удар кулаком из среднего пальца (в лицо, в корпус)
  7. Тохо учи – удар рукой «лезвием меча» (в горло, под нос)

Учи (секущие удары)

  1. Сэйкэн аго учи – секущий удар кулаком в подбородок
  2. Тэтцуи коми ками учи – удар «рукой-молотом» в висок
  3. Тэтцуи хизо учи – удар «рукой-молотом» по рёбрам
  4. Тэтцуи ороши учи – удар «рукой-молотом» сверху в голову
  5. Тэтцуи йоко учи (чудан, джадан, гэдан) – удар «рукой-молотом» вбок (3 уровня)
  6. Уракэн гамэн учи – удар тылом кулака вперёд в лицо
  7. Уракэн саю учи – удар тылом кулака вбок в лицо
  8. Уракэн хизо учи – удар тылом кулака вбок по рёбрам
  9. Уракэн маваши учи – удар тылом кулака в голову по дуге
  10. Уракэн ороши учи – удар тылом кулака сверху в голову
  11. Шуто гамэн учи – удар «рукой-ножом» сбоку в голову, в шею
  12. Шуто хизо учи – удар «рукой-ножом» по рёбрам
  13. Шуто сакоцу учи – удар «рукой-ножом» в ключицу
  14. Шуто сакоцу учи коми – прямой удар «рукой-ножом» в ключицу
  15. Шуто учи учи – удар «рукой-ножом» наружу (в голову, в шею)
  16. Хиджи атэ (чудан, джадан) – удар локтем по дуге (в корпус, в голову)
  17. Маэ хиджи атэ – удар локтем вперед
  18. Агэ хиджи атэ – восходящий удар локтем вперед (в корпус, в голову)
  19. Ороши хиджи атэ – удар локтем вниз
  20. Уширо хиджи атэ – удар локтем назад
  21. Хайшу учи (джодан, чудан) – удар тылом ладони наружу (в голову, в корпус)
  22. Хайто учи (чудан, джадан, гэдан) – удар внутренним ребром ладони (3 уровня)
  23. Моротэ хайто учи – удар внутренними рёбрами ладоней двух рук
  24. Хиракэн маваши учи – удар «медвежьей лапой» по дуге в голову
  25. Хиракэн ороши учи – удар «медвежьей лапой» сверху в голову
  26. Ояюби иппон кэн (джодан, чудан) – удар кулаком из большого пальца по дуге (в голову, в корпус)
  27. Кэйко учи – удар «голова цыпленка» (в глаз, в горло)
  28. Кокэн учи (чудан, джадан, гэдан) – удар согнутым запястьем (3 уровня)

КЕРИ (УДАРЫ НОГАМИ)

  1. Маэ кэагэ – маховый удар вперёд вверх
  2. Сото маваши кэагэ – маховый круговой удар снаружи внутрь
  3. Учи маваши кэагэ – маховый круговой удар изнутри наружу
  4. Йоко кэагэ – маховый удар вбок вверх
  5. Хиза гэри – удар коленом
  6. Кин гэри – удар в пах
  7. Маэ гэри (чудан, джодан) – прямой удар вперёд (в корпус, в голову)
  8. Маэ какато гэри (чудан, джадан, гэдан) – удар пяткой вперёд (в корпус, в голову, вниз)
  9. Кансэцу гэри -удар ребром стопы в коленный сустав
  10. Йоко гэри(чудан, джада) – удар вбок (в корпус, в голову)
  11. Маваши гэри (чудан, джадан, гэдан) - круговой удар (в корпус, в голову, в бедро)
  12. Уширо гэри (чудан, джадан, гэдан) - удар пяткой назад (в корпус, в голову, в колено)
  13. Какэ гэри (чудан, джадан, гэдан) - обратный круговой удар (все уровни)
  14. Уширо маваши гэри (чудан, джадан, гэдан) – обратный круговой удар с вращением (в корпус, в голову, в бедро)
  15. Ороши сото както гэри – удар пяткой сверху вниз после выноса ноги снаружи
  16. Ороши учи какато гэри – удар пяткой сверху вниз после выноса ноги изнутри
  17. Джодан учи хэйсоку гэри – диагональный удар подъёмом стопы в голову наружу
  18. Агэ какато уширо гэри – восходящий удар пяткой назад в пах
  19. Аши барай – подсечка ногой
  20. Тоби маэ гэри – прыжковый удар вперёд
  21. Тоби нидан гэри – прыжковый удар вперёд двумя ногами (одной, а затем другой)
  22. Тоби йоко гэри – прыжковый удар вбок
  23. Тоби уширо гэри – прыжковый удар назад
  24. Тоби маваши гэри – прыжковый круговой удар
  25. Тоби уширо маваши гэри – прыжковый обратный круговой удар с вращением

УКЭ (БЛОКИ)

Блоки сжатой кистью

  1. Сэйкэн джодан укэ – верхний блок
  2. Сэйкэн маэ гэдан барай – нижний блок
  3. Сэйкэн чудан учи укэ – средний блок наружу
  4. Сэйкэн чудан сото укэ – средний блок внутрь
  5. Маваши гэдан барай – нижний круговой блок
  6. Моротэ учи укэ – наружный блок двумя руками
  7. Чудан учи гэдан барай – блок двумя руками на среднем и нижнем уровнях
  8. Сэйкэн джуджи укэ (джодан, гэдан) – «блок-крест» двумя руками (верхний, нижний)

Блоки раскрытой кистью

  1. Шуто джодан укэ – верхний блок
  2. Шуто маэ гэдан барай – нижний блок
  3. Шуто чудан учи укэ – средний блок наружу
  4. Шуто чудан сото укэ – средний блок внутрь
  5. Шуто джодан учи укэ – верхний отводящий блок наружу
  6. Шуто маваши укэ – круговой блок двумя руками
  7. Шуто маэ маваши укэ – передний круговой блок двумя руками
  8. Шуто джуджи укэ (джодан, гэдан) – «блок-крест» двумя руками (верхний, нижний)
  9. Шотэй укэ (чудан, джадан, гэдан) – блок основанием ладони (3 уровня)
  10. Кокэн укэ (чудан, джадан, гэдан) – блок согнутым запястьем (3 уровня)
  11. Хайто учи укэ чудан – средний блок наружу внутренним ребром ладони
  12. Какэ укэ (джодан, чудан) – «блок-крюк» (верхний, средний)
  13. Моротэ какэ укэ (джодан, чудан) – «блок-крюк» двумя руками (верхний, средний)
  14. Гэдан шотэй моротэ укэ – двойной нижний блок основаниями ладоней
  15. осаи укэ – блок-накладка
  16. Хиджи укэ (чудан, гэдан) – блок локтем (средний, нижний)

Блоки ногами

  1. Сунэ укэ – блок голенью
  2. Хиза укэ – блок коленом
  3. Сото маваши укэ – блок махом ноги внутрь
  4. Учи маваши укэ – блок махом ноги наружу
  5. накладки стопой

 


Поделиться с друзьями:

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.029 с.