Вступительное слово учителя. — КиберПедия 

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Вступительное слово учителя.

2017-08-11 235
Вступительное слово учителя. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

XVIII в. имел для России особое значение. Начало новой эпохи было положено преобразовательной деятельностью Петра I, когда, по словам Пушкина, «Россия вошла в Европу, как спущенный на воду корабль, - при стуке топора и при громе пушек» и «европей­ское просвещение причалило к берегам завоеванной Невы» (имеет­ся в виду приобретение Россией берегов Балтийского моря после победы над Карлом XII).

Запись в тетради эпиграфа к уроку:

Была та смутная пора,

Когда Россия молодая,

В бореньях силы напрягая,

Мужала с гением Петра.

А. С. Пушкин

Как же происходило становление русской государственности в XVIII в.? Как этот процесс связан с деятельностью Петра I?

Велики были завоевания этого времени в области науки, про­свещения, искусства и литературы, поставившие Россию в конце XVIII в. вровень с европейскими государствами:

1) в 1721 г. учреждается Петербургская Академия наук;

2) в 1755 г. открывается Московский университет с двумя гим­назиями при нем (для дворян и для разночинцев);

3) в 1757 г. основана Академия художеств и открыт русский профессиональный публичный театр сначала в Петербурге, годом позже - в Москве.

Но эпоха утверждения самодержавия таила в себе острые про­тиворечия. В XVIII в., особенно при Екатерине II, было полностью завершено закрепощение крестьян, было подтверждено право по­мещиков на продажу крестьян с публичного торга. Тяжелое поло­жение крепостных неоднократно приводило к крестьянским волне­ниям и мятежам (восстание под предводительством Емельяна Пу­гачева в 1773-1775 гг.).

Дворянство же получило в XVIII в. особые права и привилегии. Получает широкое распространение французская культура - моды, манеры, язык. В Россию из Франции потянулись искатели легкого заработка. Бывшие в своем отечестве лакеями, кучерами, парик­махерами, эти необразованные люди становятся воспитателями дворянских сынков и дочек, для которых Париж был центром мира.

Но рядом с ними жила и жадно тянулась к истинному просве­щению другая молодежь, думавшая о судьбе Отечества, о положе­нии народа, о долге патриота. Эти молодые люди не все по рожде­нию принадлежали к знати, некоторые были выходцами из народа (М. В. Ломоносов - крупнейший ученый и поэт, Ф. Шубин - скульп­тор, Аргуновы — крепостные художники и др.), но именно они со­ставили гордость и славу русской культуры XVIIIb. Им приходи­лось нелегко. Императрица Екатерина II была дочерью своей эпо­хи, со всеми ее противоречиями. С одной стороны, она перепи­сывалась с прославленными французскими философами-просвети­телями, убеждая их в своем намерении внести в обычаи варварской страны, где ей суждено править, возвышенные идеалы Разума, Справедливости и даже... Свободы. Но Пушкин, для которого со­бытия XVIII в. не были далекой историей, в короткой заметке пока­зал истинное положение дел: «Екатерина любила просвещение, а Новиков, распространивший первые лучи его, перешел из рук Шешковского в темницу, где и находился до самой ее смерти. Ра­дищев был сослан в Сибирь; Княжнин умер под розгами - и Фон­визин, которого она боялась, не избегнул бы этой участи, если б не чрезвычайная его известность». («Зачетки по русской истории XVIII века»).

Запись в тетради второго эпиграфа:

Словесность наша явилась вдруг в XVIII веке.

А. С. Пушкин

- Чем же был подготовлен, как стал возможен невиданный рас­цвет русской литературы XVIII и XIX вв.?

2. Составление опорной таблицы, обучение конспектированию по учебнику (с. 33-35). Работа по таблице.

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА XVIIII ВЕКА    
Периоды Характеристика периода Имена    
Литература петров­ского времени Переходный характер, интенсивный процесс «обмирщения», форми­рование светской лите­ратуры Феофан Прокопович    
( Становление новой литератур ы    
1730-1750 гг. Формирование класси­цизма. Расцвет жанра оды А. Д. Кантемир, В. К. Тредиаковский, М. В. Ломоносов, А. П. Сумароков    
1760-е- первая по­ловина 1770-х гг. Дальнейшая эволюция классицизма. Расцвет жанров сатиры. Появле­ние предпосылок к заро­ждению сентиментализма Я. Б. Княжнин, Н. И. Новиков, М. М. Херасков    
Последняя четверть XVIII века Начало кризиса класси­цизма, оформление сен­тиментализма, усиление реалистических тенден­ций Д. И. Фонвизин, Г. Р. Державин, А. Н. Радищев, И. А. Крылов, Н. М. Карамзин, И. И. Дмитриев    

Вывод. Русская литература XVIII в. восприняла опыт европейской литературы, но сохранила и лучшие традиции Древней Руси, прежде всего гражданственность, интерес к человеческой личности и сатирическую направленность.

3. Чтение статьи учебника «РусскаялитератураXVIIIв.» (с. 33-34).

Определение понятия «классицизм» (с. 35). Учитель. Истоки мирового классицизма - Франция XVII в.: воззрения французских драматургов Корнеля и Мольера и теорети­ка литературы Буало. Вот фрагмент из трактата Буало «Поэтиче­ское искусство»:

Какой ни взять сюжет, высокий иль забавный,

Смысл должен быть всегда в согласьи с рифмой плавной,

Напрасно кажется, что с ним в войне она:

Ведь рифма лишь раба: послушной быть должна.

Коль тщательно искать, то вскоре острый разум

Привыкнет находить ее легко и разом;

Рассудка здравого покорствуя ярму,

Оправу ценную дает она ему.

В классицистических произведениях герои, как правило, строго делились на положительных и отрицательных:

Герою своему искусно сохраните

Черты характера среди любых событий.

Но строгой логики от вас в театре ждут;

В нем властвует закон, взыскательный и жесткий.

Вы новое лицо ведете на подмостки?

Пусть будет тщательно продуман ваш герой,

Пусть остается он всегда самим собой.

Для классицистических пьес характерна «система амплуа».

Амплуа - стереотипы характера, которые переходят из пьесы в пьесу. Например, амплуа классицистической комедии - это иде­альная героиня, герой-любовник, второй любовник (неудачник), резонер (герой, почти не принимающий участия в интриге, но вы­сказывающий авторскую оценку происходящего), субретка - весе­лая горничная, которая, напротив, активно участвует в интриге.

Сюжет основан, как правило, на «любовном треугольнике»: ге­рой-любовник - героиня - второй любовник.

В конце классицистической комедии порок всегда наказан, а добродетель торжествует. Для этого направления был характерен принцип трех единств, вытекающий из требования подражания природе (это основной лозунг классицизма):

- единство времени: действие развивается не более суток;

- единство места: автор не должен переносить действие из од­ного места в другое;

- единство действия: одна сюжетная линия, ограниченное ко­личество действующих лиц (5-10), все действующие лица должны быть связаны сюжетом.

Нам забывать нельзя, поэты, о рассудке:

Одно событие, вместившееся в сутки,

В едином месте пусть на сцене протечет;

Лишь в этом случае оно нас увлечет.

Буало

Требования к композиции: 4 акта; в третьем - кульминация, в четвертом - развязка.

Особенности композиции: пьесу открывают второстепенные персонажи, которые знакомят зрителя с главными героями и рас­сказывают предысторию. Действие замедляется монологами ос­новных персонажей.

Домашнее задание: подготовить доклады о М.В. Ломионосове.


Поделиться с друзьями:

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.019 с.