Тема 16. Ювенальная юстиция в зарубежных странах — КиберПедия 

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Тема 16. Ювенальная юстиция в зарубежных странах

2017-07-24 298
Тема 16. Ювенальная юстиция в зарубежных странах 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Студенты, изучая опыт зарубежных стран в борьбе с преступностью несовершеннолетних, должны вспомнить основные положения, касающиеся отправления правосудия в отношении несовершеннолетних в зарубежных странах. Кроме того, студентам следует помнить, что в вопросах создания системы профилактики этими государствами используются только методы уголовной репрессии, поскольку рост и ухудшение статистического содержания преступности несовершеннолетних свидетельствуют о недостаточной эффективности борьбы с ней. Так, например, в Японии действуют семейные суды, т.е. система юстиции для несовершеннолетних отделена от системы юстиции для взрослых и представляет собой разветвленную структуру. Компетенция семейного суда рассматривает его как суд смешанный, причем комплексной, юрисдикции – уголовной, гражданской, семейной. Во Франции на организацию предупреждения преступности несовершеннолетних оказала воздействие концепция юношеской неадаптированности как одной из основных причин преступного и отклоняющегося поведения. По этой концепции, если преступник не рецидивист, то он – неадаптированная личность и преступлением маскирует свою неадаптированность. Определенных успехов в системном воздействии на преступность несовершеннолетних доби­лась Швейцария, ставшая «тихим островком в бурном море стремительно рас­тущей европейской преступности». Эффект оказывает позитивное влияние на общественную и экономи­ческую жизнь государства, что обязательно следует иметь в виду при использовании сил и средств в целях развития системы профилакти­ки преступности несовершеннолетних, в том числе путем при­влечения частных средств и видных общественных деятелей.

ПЛАН СЕМИНАРСКИХ (ПРАКТИЧЕСКИХ) ЗАНЯТИЙ

Тема 9. Правовое положение несовершеннолетних в сфере уголовно-правовых отношений

Тема 10. Характеристика правового статуса несовершеннолетнего потерпевшего в уголовном праве

(решение казусов)

Вопросы, рекомендуемые для рассмотрения на семинарском занятии:

1. Понятие «ювенальное уголовное право».

2. Соотношение уголовного права и ювенального уголовного права.

3. Принципы ювенального уголовного права и их соотношение с принципами ювенальной юстиции.

4. Несовершеннолетний как субъект преступления.

5. Возраст, с которого наступает уголовная ответственность несовершеннолетнего.

6. Правовое положение несовершеннолетнего, достигшего возраста уголовной ответственности, но вследствие отставания в психическом развитии, не связанном с психическим расстройством, во время совершения общественно опасного деяния не способного в полной мере осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий (бездействия) либо руководить ими.

7. Уголовно-правовое положение несовершеннолетнего потерпевшего.

Тема 11. Особенности уголовной ответственности и наказания несовершеннолетних

1. Виды наказаний, назначаемых несовершеннолетним.

2. Применение к несовершеннолетним принудительных мер воспитательного воздействия.

3. Освобождение несовершеннолетних от уголовной ответственности и наказания.

4. Особенности применения к несовершеннолетним сроков давности и погашения судимости.

5. Условия применения положений об уголовной ответственности и наказании несовершеннолетних к лицам, совершившим преступления в возрасте от восемнадцати до двадцати лет.

Задача 1

Несовершеннолетний Зуев за совершение кражи без отягчающих обстоя­тельств (ч. 1 ст. 158 УК) был осужден к одному году лишения свободы и в каче­стве дополнительного наказания к штрафу в размере шестьдесят тысяч рублей. Зуев являлся учеником 10 класса и проживал совместно с родителями. Само­стоятельного постоянного заработка он не имел, однако, иногда подрабатывал по вечерам на разовых работах.

Соответствует ли приговор суда требованиям закона?

Задача 2

Несовершеннолетний Сытник осужден по ч. 3 ст. 30, ч. 1 ст. 111 к лишению свободы сроком на восемь лет в воспитательной колонии.

Соответствует ли приговор суда требованиям закона? Где отбывают наказание в виде лишения свободы несовершеннолетние?

Задача 3

16-летний Рыков, защищаясь от нападения, превысил пределы необходимой обороны и причи­нил нападавшему тяжкий вред здоровью.

Учитывая несовершеннолетний возраст виновного, суд при­менил ст. 64 УК РФ 1996 г. и назначил Рыкову более мягкий вид наказания, чем предусмотрено ч. 1 ст. 114 УК, - штраф в размере 3000 рублей с рассрочкой выплаты определенными частями на срок до двух лет.

Является ли решение суда законным и обоснованным?

Задача 4

16-летний Шабалин и 17-летний Стечкин были осуждены за умышленное уничтожение имущества, совершенное из хулиганских побуждений по ч. 2 ст. 167 УК РФ. Суд назначил им наказание в виде трех лет лишения свободы с отбыванием соответственно Шабалину – в воспитательной колонии, Стечкину – в исправительной колонии общего режима с учетом того, что последнему к моменту вынесения приговора исполнилось 18 лет.

Кто признается несовершеннолетним по российскому уголовному закону? Какие наказания могут назначаться несовершеннолетним? Является ли решение суда соответствующим закону?

Задача 5

16-летний Баженов признан виновным в совершении вандализма (ст. 214 УК РФ). В соответствии с ч. 1 ст. 90 УК РФ он был освобо­жден от наказания и подвергнут принудительным мерам вос­питательного воздействия в виде ограничения досуга. На него были возложены обязанности: не посещать общественные места, быть дома после 22 часов, не выезжать в другие местности без разрешения службы ресоциализации.

Несмотря на это, Баженов систематически нарушал обязанности, возложенные на него судом.

Какие правовые последствия возможны в данной ситуации? Какие принудительные меры воспитательного воздействия предусмотрены законом и в чем состоит их содержание?

Задача 6

Несовершеннолетний Бабкин был осужден к двум годам лишения свободы с отбыванием в воспитательной колонии. Администрация колонии обратилась в суд с ходатайством об условно-досрочном освобождении Бабкина, отбывшего 9 месяцев ли­шения свободы Суд отказал в условно-досрочном освобожде­нии, указав в определении, что Бабкин пробыл в колонии непродолжительное время

Соответствует ли решение суда требованиям закона?

Задача 7

Салдин, 14 лет, признан виновным в совершении умышленного причинения средней тяжести вреда здоровью (ч. 1 ст. 112 УК РФ). Руководствуясь ч. 2 ст. 92, суд освободил его от наказания и поместил в специальное учебно-воспитательное учреждение закрытого типа. Салдин, не поддаваясь перевоспитанию, пребывал в указанном учреждении до своего совершеннолетия.

Какой срок пребывания в специальном учебно-воспитательном учреждении закрытого типа предусмотрен законом? Соответствует ли требованиям закона данная ситуация?

 

Литература

(значком * помечена литература, имеющаяся в библиотеке Восточно-Сибирского филиала РАП либо доступная в справочно-правовых системах «Гарант», «Консультант Плюс»)

*Уголовный кодекс Российской Федерации от 13 июня 1996 года (ред. от 30.12.2012) // СЗ РФ. – 1996. – № 25. – Ст. 2954; Российская газета. – 2013. – 11 января.

*Постановление Пленума Верховного Суда РФ О судебной практике применения законодательства, регламентирующего особенности уголовной ответственности и наказания несовершеннолетних от 01.02.2011 № 1.

*Постановление Пленума Верховного Суда РФ «О судебной практике по делам о преступлениях несовершеннолетних» от 14 февраля 2000 г. № 7.

*Комментарий к УК РФ / под.ред. В.Т. Томина, В.В. Сверчкова. - М.: Издательство Юрайт, 2010.

*Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации / отв.ред. В.М. Лебедев. - М.: Издательство Юрайт, 2012.

*Российское уголовное право. В 2 т. Т. 1.Общая часть: учебник / Борзенков Г.Н. - М.: Проспект, 2009.

*Уголовное право России.Части общая и особенная: учеб. для вузов/ под ред. А.В. Бриллиантова. - М.: Проспект, 2009.

*Бриллиантов А.В. Уголовно-правовая защита семьи и несовершеннолетних.- М.: РАП, 2005.

*Галкин В.А. Особенности назначения наказания в виде лишения свободы лицам, совершившим насильственные тяжкие и особо тяжкие преступления в несовершеннолетнем возрасте: монография / Галкин В.А. – М.: Палеотип, 2008. (ЭБС Book.ru).

*Галкин В.А. Особенности уголовной ответственности и наказания несовершеннолетних: монография / Галкин В.А. – М.: Палеотип, 2009. (ЭБС Book.ru, ЭБС Iprbookshop.ru).

*Журавлев А.В. Назначение уголовного наказания несовершеннолетним: монография. - М.: РАП, 2009. (ЭБС Iprbookshop.ru).

*Корягина С. Анализ практики назначения наказаний несовершеннолетним осужденным в РФ// Криминологический журн. БГУЭП. – 2008. – № 4.

*Пронин А.А. Ювенальное право: учебное пособие. - Ростов н/Д: Феникс, 2011.

*Энциклопедия уголовного права.Т.11.Уголовная ответственность несовершеннолетних. - СПб.: Издание профессора Малинина, 2008.

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

«РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ПРАВОСУДИЯ»

Восточно-Сибирский филиал

 

 

Кафедра уголовного права

 

 

ОСНОВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

 

по направлению подготовки 030900.62 «Юриспруденция»

 

Учебно-методический комплекс по дисциплине

Ювенальная юстиция

 

Методические рекомендации по выполнению различных форм самостоятельной работы

 

Курс 3

Семестр 4,4-5

Форма обучения: очная и заочная

Срок освоения ООП по форме обучения 4 года

Квалификация выпускника бакалавр

 

 

Иркутск, 2015


Составитель: Иванова Людмила Михайловна, к.ю.н, доцент кафедры уголовного права ВСФ ФГБОУВО «РГУП».

 

Рецензент:

 

 

Программа разработана в соответствии с ФГОС ВПО по направлению подготовки 030900 «Юриспруденция»

Утверждена на заседании кафедры уголовного права дисциплин протокол № ___ от ________ г.

 

Зав. кафедрой Романова Нелли Львовна, к.ю.н., доцент

 

Программа одобрена Учебно-методическим советом ВСФ ФГБОУВО «РГУП»

 

 

© ВСФ ФГБОУВО«РГУП», 2015

© Иванова Л.М., 2015


Методические рекомендации по выполнению различных форм самостоятельной работы

1. Виды и содержание самостоятельной работы студентов по дисциплине, формы контроля.

Одним из основных видов деятельности студента является самостоятельная работа, которая включает в себя изучение лекционного материала, учебников и учебных пособий, первоисточников, подготовку сообщений, выступления на групповых занятиях, выполнение индивидуальных домашних заданий.

Методика самостоятельной работы предварительно разъясняется преподавателем и в последующем может уточняться с учетом индивидуальных особенностей студентов. Время и место самостоятельной работы выбираются студентами по своему усмотрению с учетом рекомендаций преподавателя.

Самостоятельную работу над дисциплиной следует начинать с изучения программы, которая содержит основные требования к знаниям, умениям и навыкам обучаемых. Следует обязательно вспомнить рекомендации преподавателя, данные в ходе установочных занятий. Затем следует приступать к изучению отдельных разделов и тем в порядке, предусмотренном программой.

Самостоятельная работа студентов проводится в следующих формах:

А) письменные работы по заданиям, определенным в данных методических рекомендациях, а также иным заданиям, составленным преподавателем.

Б) выполнение тестовых заданий.

В) выполнение эссе.

Г) контрольные работы для студентов-заочников

Д) решение заданий в форме задач.

Особенности в организации самостоятельной работы у студентов, обучающихся по заочной форме обучения. Требования, предъявляемые к студенту заочной формы обучения преподавателем на промежуточной аттестации, а в дальнейшем работодателем при приёме на работу, не отличаются от таких же требований к студентам и выпускникам очной формы обучения. Это обстоятельство предполагает исключительно серьёзное отношение к организации самостоятельной работы и соблюдение студентами заочной формы обучения определенных правил и технологии подготовки.

Подготовительный этап. По зачислению на очередной курс следует провести подготовку к началу обучения. Эта подготовка в самом общем включает несколько необходимых пунктов.

1) Следует убедиться в наличии необходимых методических указаний и программ по каждому предмету и ясного понимания требований, предъявляемых программами учебных дисциплин. При необходимости надлежит получить на кафедре необходимые указания и консультации, контрольные вопросы для изучения дисциплины.

2) Необходимо создать (рационально и эмоционально) максимально высокий уровень мотивации к последовательному и планомерному изучению дисциплины.

3) Необходимо изучить список рекомендованной основной и дополнительной литературы и убедиться в её наличии у себя дома или в библиотеке в бумажном или электронном виде.

4) Необходимо иметь «под рукой» специальные и универсальные словари и энциклопедии, для того, чтобы постоянно уточнять значения используемых терминов и понятий. Пользование словарями и справочниками необходимо сделать привычкой. Опыт показывает, что неудовлетворительное усвоение предмета зачастую коренится в неточном, смутном или неправильном понимании и употреблении понятийного.

5) Желательно в самом начале периода обучения возможно тщательнее спланировать время, отводимое на самостоятельную работу с источниками и литературой по дисциплине, представить этот план в наглядной форме (график работы с датами) и в дальнейшем его придерживаться, не допуская срывов графика индивидуальной работы и аврала в предсессионный период. Пренебрежение этим пунктом приводит к переутомлению и резкому снижению качества усвоения учебного материала.

2.Общие методические рекомендации по организации самостоятельной работы студентов. (Работа с учебной литературой, справочными правовыми системами, правовыми актами и т.д.)

Получив представление об основном содержании раздела, темы, необходимо изучить материал с помощью учебника. Целесообразно составить краткий конспект или схему, отображающую смысл и связи основных понятий данного раздела и включенных в него тем. Обязательно следует записывать возникшие вопросы, на которые не удалось ответить самостоятельно.

Некоторые общие рекомендации по изучению литературы.

1. Всю учебную литературу желательно изучать «под конспект». Чтение литературы, не сопровождаемое конспектированием, даже пусть самым кратким – крайне бесполезная работа. Цель написания конспекта по дисциплине – сформировать навыки по поиску, отбору, анализу и формулированию учебного материала. Эти навыки обязательны для любого специалиста с высшим образованием независимо от выбранной специальности.

2. Написание конспекта должно быть творческим – нужно не переписывать текст из источников, но пытаться кратко излагать своими словами содержание ответа, при этом максимально структурируя его и используя символы и условные обозначения. Копирование и заучивание неосмысленного текста трудоёмко и по большому счёту не имеет большой познавательной и практической ценности.

3. При написании конспекта используется тетрадь, поля в которой обязательны. Страницы нумеруются, каждый новый вопрос начинается с нового листа, для каждого экзаменационного вопроса отводится 1-2 страницы конспекта. Общая тетрадь позволяет создавать конспекты блоками. Поскольку часть вопросов в этих дисциплинах отчасти перекрывается, отчасти дополняя друг друга, в ряде случаев бывает достаточно сослаться на соответствующие страницы конспекта, а не переписывать их заново. На полях размещается вся вспомогательная информация – ссылки, вопросы, условные обозначения и т.д.

4. В идеале должен получиться полный конспект по программе курса, с выделенными определениями, узловыми пунктами, примерами, неясными моментами, проставленными на полях вопросами.

5. При работе над конспектом обязательно выявляются и отмечаются трудные для самостоятельного изучения вопросы, с которыми уместно обратиться к преподавателю при посещении установочных лекций и консультаций, либо в индивидуальном порядке.

6. При чтении учебной и научной литературы всегда следить за точным и полным пониманием значения терминов и содержания понятий, используемых в тексте. Постоянно следует уточнять значения по словарям или энциклопедиям, при необходимости их записывать.

7. При написании учебного конспекта обязательно указывать все прорабатываемые источники с указанием автора, названия, даты и места издания, а также с указанием использованных страниц.

Чтение учебника (учебного пособия). Необходимо помнить, что работа с учебником – только начальный этап изучения дисциплины.

1) Учебник ориентирует в основных понятиях и категориях дисциплины, даёт частичные сведения об истории их возникновения и включения в научный оборот.

8. Учебник очерчивает круг обязательных знаний по предмету, не претендуя на раскрытие и подробное доказательство логики их происхождения.

9. Учебник предназначен не для заучивания, а для ориентации в проблемном поле учебной дисциплины. Из-за краткости изложения в учебнике иногда может оказаться непонятным тот или иной раздел или пункт.

10. Отдельные пункты и даже разделы учебной программы могут отсутствовать в тексте учебника.

Особенностью изучения литературы по юридическим наукам является необходимость «сверки» нормативного материала на предмет изменений и дополнений. В связи с отмеченным необходимо обращаться к базам справочных правовых систем «КонсультантПлюс», «Гарант».

Чтение учебника может быть сплошным и выборочным (чтение отдельных глав или разделов). Чтение должно быть вдумчивым, внимательным, при чтении не следует торопиться. Эффективность учебного труда зависит от скорости чтения. Обычная скорость от 100 до 200 слов в минуту (книжная страница содержит 300 - 400 слов). Можно научиться читать до 1000 слов в минуту. Уместно обратить внимание на основные приемы скорочтения:

11. Не произносить про себя читаемые слова.

12. Не переводить взгляд вдоль строки с одной строки на другую.

13. Читая текст, сосредотачивать внимание на самом главном его содержании.

При чтении могут встретиться непонятные слова, термины и определения. В этих случаях следует обратиться к справочнику или соответствующему словарю. Не следует при чтении пропускать сноски и примечания, т.к. в них разъясняются отдельные места, дополняются сжато изложенные в тексте положения.

При чтении необходимо выделить основную мысль, представить прочитанное как единое целое. Это легче сделать, если студент при чтении каждого параграфа (раздела) сам себе ответит на вопросы, о чем говорится в данной части текста, чем сказанное подтверждается или поясняется.

Чтение рекомендованной дополнительной учебной и научной литературы одна из важных частей самостоятельной учебы студента, которая обеспечивает глубокое и прочное усвоение материала по юриспруденции. Некоторые соображения:

14. Самостоятельное изучение и конспектирование рекомендованной литературы обычно приводит к знанию ответов на все вопросы, выносимые на экзамен.

15. Чтение и конспектирование литературы осуществляется не по принципу «книга за книгой», а «вопрос за вопросом» в соответствии с программой курса, при этом выделяются различные подходы к освещению одного и того же вопроса у различных авторов.

16. Изучение научной литературы должно сопровождаться поиском и фиксацией примеров, иллюстрирующих то или иное теоретическое положение.

17. При изучении дополнительной научной литературы особое внимание нужно уделить проработке проблемно ориентированных заданий семинарских (практических) занятий, включенных в программу и/или в текст учебника или пособия.

Заключительным этапом изучения учебника, книги или статьи является запись, конспектирование прочитанного. Конспект позволяет быстро восстановить в памяти содержание прочитанной книги. Кроме того, процесс конспектирования организует мысль, которая побуждает читающего к обдумыванию, к активному мышлению, улучшает качество усвоения и запоминания. Запись способствует выработке ясно, чётко и лаконично формулировать и излагать мысль. Запись следует вести сжато и обязательно своими словами.

Существуют три основные формы записи прочитанного: план, тезисы, конспект.

План – самая короткая форма записи прочитанного. Различают план простой и развёрнутый. Простой план включает перечень заголовков или вопросов, о которых говорится в главе (параграфе или статье), расположенных в том же порядке, что и в книге. Развёрнутый план - это такой план, в котором каждый вопрос разбит на подвопросы.

Тезисы представляют собой запись основных положений и идей, изложенных в книге или статье, и являются более полным раскрытием плана.

Конспект – это сжатое логически связанное изложение прочитанного материала. В конспекте помещаются не только главные положения книги, но и аргументы (цифры, примеры, таблицы и т.д.).

Таким образом, самостоятельная работа студентов является одним из видов учебных занятий и она в значительной мере определяет успех обучения в институте. Самостоятельная работа способствует приобретению глубоких и прочных знаний по юриспруденции, вырабатывает умение ориентироваться в огромном потоке информации и дает навыки работы с учебной и научной литературой. Самостоятельная работа приучает делать обобщения и выводы, вырабатывает умение логично излагать изучаемый материал, формирует у студентов творческий подход, способствует использованию полученных знаний для разнообразных практических задач, развивает самостоятельность в принятии решений.

Поиск литературы можно осуществлять по электронным каталогам сайтов известных в России библиотек (перечень см. в Рабочей программе дисциплины). В свою очередь, тексты нормативных правовых актов, а также материалов судебной практики, которые рекомендуются в Рабочей программе дисциплины, следует проверять на сайте http://www.pravo.gov.ru/ (официальный Интернет-портал правовой информации), а также на сайтах «Консультанта Плюс» и «Гаранта».

 

Самостоятельная работа студентов проводится в следующих формах:

Подготовка докладов (эссе).

контрольные и курсовые работы для студентов-заочников

 

2. Общие методические рекомендации по организации самостоятельной работы студентов. (Работа с учебной литературой, справочными правовыми системами, правовыми актами и т.д.)

Получив представление об основном содержании раздела, темы, необходимо изучить материал с помощью учебника. Целесообразно составить краткий конспект или схему, отображающую смысл и связи основных понятий данного раздела и включенных в него тем. Обязательно следует записывать возникшие вопросы, на которые не удалось ответить самостоятельно.

Некоторые общие рекомендации по изучению литературы.

· Всю учебную литературу желательно изучать «под конспект». Чтение литературы, не сопровождаемое конспектированием, даже пусть самым кратким – крайне бесполезная работа. Цель написания конспекта по дисциплине – сформировать навыки по поиску, отбору, анализу и формулированию учебного материала. Эти навыки обязательны для любого специалиста с высшим образованием независимо от выбранной специальности.

· Написание конспекта должно быть творческим – нужно не переписывать текст из источников, но пытаться кратко излагать своими словами содержание ответа, при этом максимально структурируя его и используя символы и условные обозначения. Копирование и заучивание неосмысленного текста трудоёмко и по большому счёту не имеет большой познавательной и практической ценности.

· При написании конспекта используется тетрадь, поля в которой обязательны. Страницы нумеруются, каждый новый вопрос начинается с нового листа, для каждого зачетационного вопроса отводится 1-2 страницы конспекта. Общая тетрадь позволяет создавать конспекты блоками. Поскольку часть вопросов в этих дисциплинах отчасти перекрывается, отчасти дополняя друг друга, в ряде случаев бывает достаточно сослаться на соответствующие страницы конспекта, а не переписывать их заново. На полях размещается вся вспомогательная информация – ссылки, вопросы, условные обозначения и т.д.

· При работе над конспектом обязательно выявляются и отмечаются трудные для самостоятельного изучения вопросы, с которыми уместно обратиться к преподавателю при посещении установочных лекций и консультаций, либо в индивидуальном порядке.

· При чтении учебной и научной литературы всегда следить за точным и полным пониманием значения терминов и содержания понятий, используемых в тексте. Постоянно следует уточнять значения по словарям или энциклопедиям, при необходимости их записывать.

· При написании учебного конспекта обязательно указывать все прорабатываемые источники с указанием автора, названия, даты и места издания, а также с указанием использованных страниц.

Существуют три основные формы записи прочитанного: план, тезисы, конспект.

· План – самая короткая форма записи прочитанного. Различают план простой и развёрнутый. Простой план включает перечень заголовков или вопросов, о которых говорится в главе (параграфе или статье), расположенных в том же порядке, что и в книге. Развёрнутый план - это такой план, в котором каждый вопрос разбит на подвопросы.

· Тезисы представляют собой запись основных положений и идей, изложенных в книге или статье, и являются более полным раскрытием плана.

· Конспект – это сжатое логически связанное изложение прочитанного материала. В конспекте помещаются не только главные положения книги, но и аргументы (цифры, примеры, таблицы и т.д.).

Таким образом, самостоятельная работа студентов является одним из видов учебных занятий и она в значительной мере определяет успех обучения в институте. Самостоятельная работа способствует приобретению глубоких и прочных знаний по юриспруденции, вырабатывает умение ориентироваться в огромном потоке информации и дает навыки работы с учебной и научной литературой. Самостоятельная работа приучает делать обобщения и выводы, вырабатывает умение логично излагать изучаемый материал, формирует у студентов творческий подход, способствует использованию полученных знаний для разнообразных практических задач, развивает самостоятельность в принятии решений.

 

2. Темы докладов (эссе) по дисциплине

1. Понятие ювенальной юстиции и ее предмет.

2. Принципы ювенальной юстиции.

3. Понятие конституционно-правового статуса ребенка в Российской Федерации.

4. Преступность несовершеннолетних, ее уровень, структура и динамика.

5. Криминологическая характеристика личности несовершеннолетних преступников.

6. Административно-правовой статус несовершеннолетнего.

7. Административная ответственность несовершеннолетних.

8. Понятие «ювенальное уголовное право».

9. Правовой статус несовершеннолетнего в уголовном праве РФ.

10. Несовершеннолетний как субъект преступления.

11. Характеристика правового статуса несовершеннолетнего потерпевшего в уголовном праве.

12. Особенности уголовной ответственности несовершеннолетних.

13. Виды наказаний, назначаемых несовершеннолетним, и особенности их применения.

14. Содержание принудительных мер воспитательного воздействия.

15. Специфика назначения и исполнения условного осуждения в отношении несовершеннолетних.

16. Особенности правового положения несовершеннолетних подозреваемых и обвиняемых, заключенных под стражу.

17. Правовое положение несовершеннолетних участников уголовного судопроизводства со стороны обвинения.

3.1. Рекомендации по подготовке докладов (эссе)

Эссе – это самостоятельная письменная работа на тему, предложенную преподавателем соответствующей дисциплины или самостоятельно избранная студентом по проблематике читаемого курса. Цель написания эссе состоит в развитии навыков самостоятельного творческого подхода к пониманию и осмыслению проблем научного знания, возможности его прикладного использования, а также навыков письменного изложения собственных мыслей и отношения к различным социально-психологическим и общественным явлениям.

Требования к эссе

Структура эссе содержит следующие разделы:

1. титульный лист;

2. содержание, или краткий план, выполняемой работы;

3. введение;

4. основная часть, включающая 1-2 параграфа;

5. заключение;

6. список использованной литературы.

Требования к оформлению и содержанию эссе. Эссе должно быть напечатано 12 или 14 шрифтом через 1,5 интервала (MS Word), общим объемом от 1 до 15 (примерно) страниц. Страницы эссе должны иметь сквозную нумерацию. Первой страницей является титульный лист, на котором номер страницы не проставляется.

Введение должно включать теоретическое и практическое обоснование выбранной темы, ее актуальность или практическую значимость, раскрывать цель исследования.

Основная часть предполагает последовательное, логичное и доказательное раскрытие заявленной темы эссе с ссылками на нормативные правовые акты и источники специальной литературы, с соответствующим оформлением ссылок (сносок).

Заключение содержит до 1 страницы текста, в котором отмечаются степень достижения целей, выводы, обобщающие авторскую позицию по изученной проблеме.

Процедура эссе-доклада: устное выступление на семинарском занятии, возможно предварительное составление презентации, далее групповое обсуждение с вопросами всех присутствующих.

Критерии оценки уровня сформированности компетенций при написании эссе:

Актуальность выбранной темы;

Компетентность автора (разбирается в существе вопроса) и его убежденность;

Убедительность авторской позиции (аргументированность, доказательность);

Качество текста (использование специальных правовых категорий);

Построение суждений (логичность изложения);

Выбор специальной литературы (количество источников и их соответствие теме эссе);

Эмпирическая основа (наличие практических примеров, статистических данных);

Наличие выводов (умение делать промежуточные и конечные выводы);

Использование иллюстративного материала;

Достигнута цель исследования.

«Повышенный уровень освоения компетенций» – студент за написание эссе получил от 0,5 до 0,8 баллов.

«Пороговый уровень освоения компетенций» – студент за написание эссе получил от 0,1 до 0,4 баллов.

 

6. Контроль самостоятельной работы студентов

Текущая аттестация студентов по результатам самостоятельной работы по дисциплине «Теоретические основы квалификации преступлений» проводится в соответствии с локальными документами Российской академии правосудия и является обязательной.

Текущая аттестация по дисциплине «Теоретические основы квалификации преступлений» проводится в форме контрольных мероприятий (проверки индивидуальных домашних заданий, тестирования, выполнения контрольной работы (заочная форма обучения) и др.) по оценке фактических результатов обучения студентов и осуществляется ведущим преподавателем.

Объектами оценки выступают:

дисциплина (посещаемость всех видов занятий, активность на занятиях, своевременность выполнения заданий преподавателя);

степень усвоения теоретических знаний;

уровень овладения практическими умениями и навыками по всем видам учебной работы;

результаты самостоятельной работы.

Активность студента на занятиях оценивается на основе выполненных студентом работ и заданий, предусмотренных данной рабочей программой дисциплины.

Кроме того, оценка студента проводится по контрольным точкам, определенным в рабочей программе дисциплины. Оценка носит комплексный характер и учитывает достижения студента по основным компонентам учебного процесса за текущий период.


ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

«РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ПРАВОСУДИЯ»

Восточно-Сибирский филиал

 

 

Кафедра уголовного права

 

ОСНОВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

 

по направлению подготовки 030900.62 «Юриспруденция»

 

Учебно-методический комплекс по дисциплине

Ювенальная юстиция

 


Поделиться с друзьями:

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.459 с.