Исторические типы религиозных верований и современные религиозные системы — КиберПедия 

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Исторические типы религиозных верований и современные религиозные системы

2017-08-11 460
Исторические типы религиозных верований и современные религиозные системы 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

За все время развития религиозного мировоззрения сформировалась чрезвычайно большое количество религиозных систем и верований. Для упрощения изучения их современной социологической наукой, они требуют определенного подчинения Современная социология разработала несколько подходов к классификации религиозных систем.

Первый из них сформировал М Вебер, который разделил религии по принципу религиозного поведения, необходимой для спасения души данном контексте он выделяет два типа религиозных систем - те исповедующих Пассивное ой способ спасения души (мистицизм) и те, которые исповедуют активный образ спасения души (аскетизмм).

Второй подход предлагает систематизировать религии по названиям (католики, православные, протестанты, мусульмане, буддисты, иудаисты и др.)

Однако наиболее используемых является система классификации религии, разработанная американским ученым Р Белла Ученый выделяет пять типов исторических религиозных систем - примитивные, архаичные, исторические, ранние современные и современных религий.

Примитивные религии существовали в первобытнообщинном строе. Этим религиям присуща мифологическая нерасчлененность сознание, единство природного и сакрального, отсутствие религиозных учреждений и организаций, депперсонифицированность богов (вера в сверхъестественные силы, а не в лицо).

К таким религиям относятся фетишизм, тотемизм, анимизм и магия

Фетишизм - вера в необычайные силы определенных предметов - фетишей, являющихся объектами поклонения Признаки фетишизма встречаются и в современных мировых религиях, например, в христианстве сверхъестественные свойства и приписывают освященной воде, иконам, святым Мощам.

Тотемизм - вера в кровном родстве рода с определенным материальным предметом или живым существом, считается отцом рода, его \"тотемом\" Род или племя носят имя тотема, потому что считают, что он их оберег гаїх оберігає.

Анимизм - вера в душу человека и других живых существ. Эта религиозная система способствовала формированию таких представлений как вера в бессмертие души, реинкарнацию (переселение душ) и т.д.

Магия - это колдовские ритуалы, через которые люди стремились повлиять на поведение животных, других людей, стихийные силы природы, изменить их в нужном направлении Магические обряды были у всех народов, отличающие по форме, содержанию и продолжительности Отдельные магические ритуалы вошли в современные религиозные системами.

Архаические религии отличаются значительной систематизацией и дифференциацией религиозного сознания и культов Характерной чертой всех религиозных систем этого времени является персонификация Богов, то есть предоставление им Иудейских образов, а также появление служителей культа - шаманов, жрецов и т.д., которые считаются посредниками между миром людей и миром богов Большинство религий этого времени является политеистическими (языческими) среди них можно выделить религиозные системы Древней Греции, Рима, Индии, славянский пантеон Характерной особенностью этих религиозных систем является также появление первых культовых сооружений, которые были не только центром религиозного, но и политического, культурного жизненно.

Исторические религии уже четко противопоставляют сфере мирского и священного, появляется церковь с четко определенной внутренней структурой и иерархией Характерными для религий этого типа чертами является то, что в они в основном становятся монотеистическими, т.е. связанные с верованием в одного Бога, а также то, что данные религиозные верования покидают пределы одного государства или одного этноса и становятся мировыми. Среди религий этого типа Белла выделил христианство, ислам, иудаизм.

Ранние современные религии, получившие наиболее яркое выражение в протестантизме, представляют собой определенный сдвиг в сторону потустороннего мира в качестве главной сферы религиозной деятельности Взаимоотношения материального мира и души, проблема поиска путей спасения души становятся основными предметами учения данных религиозных систем Спасение теперь следует искать не в той или иной сфере ухода от реальной жизни, а наоборот в гуще мирской деятельности Ранние современные религии отличаются разветвленной разделением на конфессии, у них начинается процесс отделения религии от общества.

Современный этап эволюции религиозных систем по мнению Белла, характеризуется религиозным плюрализмом Религиозность все более индивидуализируется, выбор тех или иных религиозных символов и представлений становится актом свободного решения каждого члена общества Этот процесс индивидуализации религии трактуется Белла как процесс секуляризации, означает окончательное отделение религии от общества Среди современных ре Лиги можно упомянуть такие как учение Свидетелей Иеговы, мормонов, сайентологию, восточные культы - Агни-Йога, Харе Кришна и др.

Основные религиозные системы современности можно разделить на два типа - мировые религии и национальные религии [12, с 160 - 161] К мировым религиям относят те, которые вышли за пределы одной страны или народ ду и охватили значительные территории и число верующих К таким относятся буддизм, христианство и ислам Национальным же считаются те религиозные системы, которые распространены преимущественно в одном государстве или среди одного этноса Ведущими национальными религиозными системами являются индуизм, иудаизм, конфуцианство, синтоизм и ита ін.

Буддизм возник в северной части Южной Азии в VI-V вв. до не, потом распался на два основных направления Один из них - хинаяна - требует от верующего обязательного прохождения монашества Другой - махаяна а - допускает, что спастись могут и миряне (при этом обожествляется основатель буддизма - Сиддхартха Гаутама) Особое течение махаяны - ламаизм - большое значение придает магическим действиям Распространение буддизма в в основном восточной частью Азии (Шри-Ланка, Бирма, Таиланд, Лаос, Камбоджа, Монголия) Буддизм является одной из двух главных религий Японии (наряду с синтоизмом), много буддистов в Китае, Корее Вьетнаме; они в Индии, Непале, Сингапуре и других странах В большинстве стран буддизм представлен хинаянистким направлением Всего буддистов в мире насчитывается примерно 275 млн че75 млн. чел.

В начале I тыс. не появилась еще одна мировая религия - христианство Внутри XI в оно раскололось на два направления - православие и католицизм В результате Реформации в XVI в от католицизма отделился протестантизм, распавшегося в свою очередь, на несколько самостоятельных течений, важнейшие из которых - англиканство, лютеранство и кальвинизм Кроме трех основных направлений христианства - православие, католицизм и протестантизма, существуют два менее влиятельных направления, которые сформировались уже в V в не: монофизитство (в него, в частности, относятся армяне-григорианы) и несторианство По обрядностью несторианство, и особенно монофизитство, очень близки к православию Согласно оценке религиозной структуры населения мира на начало 80-х годов XX века, христиан насчитывается более 1400 млн чел Из них самых пре ьш многочисленные католики -56% общего количества христиан, протестантов насчитывается 29%, православных (вместе с монофизитамы и несторианами) - 9%торіанами) – 9%.

Большинство христиан сосредоточена в Америке и Европе Меньшие по численности группы христиан живут в Африке, Азии, Австралии и Океании В Европе, Америке и Австралии с Океанией христианство исповедует большинство во верующих В Азии доля христиан небольшая Католицизм распространенный в Америке, хотя его влияние большой и в Европе Католицизм исповедует подавляющая часть населения Франции, Бельгии, Италии, Испании, Португалии католиками также большинство верующих Польши, Чехии, Словакии и Венгрии, примерно половина жителей ФРГ, Нидерландов и Швейцарии, около трети населения бывшей Югославии Основной ра Ион распространение православия - Восточная и Юго-Восточная Европа Православие придерживаются большая часть верующего России, Украине, Белоруссии, Румынии, Болгарии, две пятых населения бывшей Югославии и большинство жителей Греции Оплотом протестантизма является Северная и Центральная Европа Он доминирует в скандинавских странах и Финляндии (в форме лютеранства), а также в Великобритании (англиканство) Протестанты исповедуют около половины жителей ФРГ (в основном лютеране и кальвинисты), Нидерландов и Швейцарии В Америке больше протестантов в США (64% населения).

младшая мировая религия - ислам - возникла в VII в среди арабов Вскоре после этого ислам распался на два основных направления: суннизм и шиизм (есть еще и третий - хариджеизм) Основное различие между сунизмом и шиизм заключается в том, что сунниты кроме Корана признают еще не все \"священное предание\" - сую, шииты же принимают это предание только частично, признавая лишь разделы, основанные на авторитете родственников пророка Всего в мире насчитывается более 720 млн мусульман Большинство последователей ислама живет в Азии Ислам занимает положение господствующей религии во многих странах Юго-Западной Азии Мусульмане преобладают в Индонезии, они есть в Индии и Китае, а также в государствах Средней Азии (узбеки, казахи, киргизы, таджики, туркмены и др.) Многие мусульмане в Африке и среди народов Кавказа В большинстве стран ислам существует в форме суннизма; шиизм широко распространен только в Иране.

Одной из древнейших национальных религий является иудаизм, который к тому же оказывается древнейшей монотеистической религией. Возник он в II тыс. до не у евреев, и остался фактически в неизменном виде по сей день. Всего иудаистов в мире насчитывается около 20 тыс. чел Последователи иудаизма (почти исключительно евреи) расселены по всем континентам: большинство из них живут в Америке (в основном в США) многие из них также в Европе и Азии (главным образом в Израиле).

Основой другой древней религии - зороастризма, возникшего в начале I тыс. до н е у иранцев и сохранился в трансформированном виде в сегодня, стал дуализм, то есть представление о противоборстве доброго и злого до начал Зороастризм распространен преимущественно в Индии (парсы), а также в Иране (еврей) и Пакистане.

В древние времена на юге и востоке Азии возникли отдельные политеистические религии (например, брахманизм в индейцев), трансформировавшиеся затем в индуизм. Индуизм сегодня - крупнейшая по численности последователей(адептов) \"несвитова\" религия, распространенная в основном в Южной Азии (прежде всего в Индии) Всего в мире насчитывается около 600 млн индуистов.

В Китае в VI-V вв. до не появились два философско-этических учения, постепенно трансформировались в религии - конфуцианство и даосизм. На сегодняшний день конфуцианцев и даосисты насчитывается примерно 200 млн чел, проживающих преимущественно в Китае.

В отличие от китайских религий, развивающихся из философских учений, еще одна восточноазиатская религия - синтоизм - возникла в Японии на основе господствующих в древности культов предков и природы на сегодня ни синтоизм - чисто японская религия, которую исповедуют не менее 50 млн человек.

Хотя названные религиозные системы и распространились достаточно широко, они не превратились в религии мирового значения

Источник: http://uchebnikionline.com/soziologia/sotsiologiya_-_verbets_vv/istorichni_tipi_religiynih_viruvan_suchasni_religiyni_sistemi.htm

 

2 вопрос
Первое пространство имеет всего одно свойство или качество: оно трёхмерно, без уточнения конечна или бесконечна его протяжённость по трём координатам и имеются ли ещё какие-то свойства и качества у этого пространства.

Второе пространство также имеет всего одно свойство или качество: оно также трёхмерно, только протяжённость координат временная.

Материал с сайта http://www.vzv-ural.ru/?new=2012&rub=13

Так, для пространства характерны: трехмерность, симметрия и асимметрия, формы и размеры, местоположение, расстояние между телами, распределение вещества или поля.

 

Лекция "Пространство и время"

Лекции по дисциплине

«Концепции современного естествознания»

Тема 6. Элементы современной физики в естествознании

Лекция «Пространство и время»

ОБЩИЕ СВОЙСТВА ПРОСТРАНСТВА И ВРЕМЕНИ

Из свойств материи быть объективной реальностью следует ОБЪЕКТИВНОСТЬ пространства и времени.

Второе свойство — АБСОЛЮТНОСТЬ.

Третье - ОТНОСИТЕЛЬНОСТЬ.

Четвертое общее свойство пространства и времени — БЕСКОНЕЧНОСТЬ, вытекающая из признания бесконечности материального мира.

Пространство и время существуют вне и независимо от сознания человека, т.е. они объективны. Свойство абсолютности вытекает из признания тезиса о том, что бытие вне времени есть такая же бессмыслица, как и бытие вне пространства. Человеческие представления о пространстве и времени относительны. Из этих относительных представлений складывается абсолютная истина, эти относительные представления, развиваясь, идут по линии абсолютной истины, приближаясь к ней.

Так как существуют различные толкования понятия формы в отношении пространства и времени к движущейся материи, нет единодушия по поводу того, какие свойства пространства и времени имеют универсальный характер. Выяснение универсальных свойств пространства и времени связано с большими трудностями и предельными экстраполяциями всеобщих законов движения материи. Всякие суждения на этот счет отражают существующий уровень наших знаний и могут претерпевать существенные изменения в будущих теориях в соответствии с диалектикой абсолютного и относительного в научном познании. Познание развивается по линии преемственности объективных истин и интеграции достоверного содержания научных теорий. Многие современные теории об общих свойствах пространства и времени, проверенные и подтвержденные практикой и системой доказательств современной теории, сохранят свое значение и в будущей научной картине мира.

СПЕЦИФИЧЕСКИЕ СВОЙСТВА ПРОСТРАНСТВА И ВРЕМЕНИ

Пространство и время имеют не только общие характеристики, но и специфические свойства, которые относятся только к пространству или только ко времени, что позволяет рассматривать их как разные атрибуты материи.

Наряду с такими свойствами, как прерывность и непрерывность, противоречивость, к наиболее общим свойствам пространства и времени относят:

- структурность;

- протяженность;

- трехмерность пространства;

- одномерность, однонаправленность и необратимость времени.

Мнение об универсальности таких свойств пространства и времени, как прерывность и непрерывность, трехмерность пространства, не может быть обосновано логически, хотя принципиально предположение об универсальности этих свойств не противоречит принципам диалектического материализма.

Однако условия изучения пространства и времени иные, чем других понятий, так как нам знаком только единственный вид пространства — пространство трех измерений, в котором протекает наша жизнь, существуют наше тело, наша Земля, наша звездная система. Чем ограничено наше пространство и время и каков характер этого ограничения — на этот вопрос пока нет материала для ответа. Проблема была бы намного проще, если бы существовала только одна форма пространства и времени, как предполагали представители механистического материализма. Но диалектический подход к рассмотрению пространства и времени, основанный на достижениях современного естествознания, заставляет сомневаться в правильности такого взгляда и приводит к гипотезе существования многих форм пространства и времени. В этих условиях определение общих свойств пространства и времени превращается в сложную проблему.

Трехмерность пространства

Вопрос о том, почему наше пространство трехмерно, можно обсуждать:

1) с позиций теологии;

2) с позиций научно-материальных, основываясь на фундаментальных физических теориях.

С первой, т.е. ненаучной, точки зрения, трехмерный мир — самый совершенный из всех миров.

Рассмотрим вторую точку зрения. Трехмерность является общим свойством пространства, обнаруживаемым на всех известных структурных уровнях. Все материальные процессы и измерения реализуются в пространстве трех измерений. Трехмерность пространства органически связана со структурностью систем и их движением.

В одномерном (линия) или двухмерном (плоскость) пространствах не могли бы происходить взаимодействия частиц и полей. Три измерения являются тем необходимым и достаточным минимумом, в рамках которого могут осуществляться все типы взаимодействий материальных объектов. Не известно каких-либо форм движения и взаимодействия, которые требовали бы четырех- или пятимерного пространства. Возможность таких процессов и взаимодействий не вытекает ни из каких установленных законов природы.

Трехмерность пространства имеет место и в микропроцессах (электромагнитная волна имеет три координаты). Обнаружена трехмерность внутреннего пространства микрообъектов, их взаимопревращений.

Реальное пространство как атрибут материи в его отмеченном выше содержании всегда остается трехмерным. Любые сколь угодно сложные явления можно отобразить пространством трех измерений и одной временной координатой, но с изменением способа описания.

Эйнштейн ввел понятие о четырехмерной геометрии пространства-времени.

"В чем изгибается наше реальное пространство?"

Понятие кривизны пространства

Легко представить искривление двумерного пространства в трехмерном, как это показано на рисунке.

Математически понятие кривизны распространяется и на трехмерное пространство.

n-мерность пространства

Разговоры о возможности пространства большего, чем три числа измерений ведутся постоянно. Подобные мнения навеяны понятием абстрактных многомерных пространств в математике и физике. В физике это понятие используется в качестве удобного способа описания, когда к трем пространственным координатам добавляется время и ряд других параметров. Если число таких параметров вместе с пространственно-временными характеристиками — n, то считается, что они образуют n-мерное пространство. При достаточно большом количестве свойств и взаимосвязанных переменных можно прийти к понятию многомерного и даже бесконечного пространства, но это понятие будет носить довольно условный характер, так как оно будет применяться для характеристик совершенно других свойств.

Если взять, например, стопку листов бумаги (все, что находится в плоскости листа, есть пространство двух измерений) и проколоть эту стопку вилкой, то в каждом листе (пространстве двух измерений) останется след от вилки в виде четырех отверстий. Те, кто «живет» в пространстве двух измерений, никогда не сможет связать эти четыре отверстия в одно целое, т.е. представить, что они являются «следом» вилки, взаимодействия с ней. Таким образом, с позиций двухмерного пространства и его «обитателей», вилка недоступна представлению.

Другой пример. Если представить горизонтальную плоскость, пересекающую вершину дерева параллельно земле, то на этой плоскости разрезы ветвей покажутся отдельными и совершенно не связанными друг с другом. А в нашем пространстве — это разрез ветвей одного дерева, составляющих вместе одну вершину, питающихся от одного корня, имеющих одну тень. Так, может быть, трехмерные тела нашего пространства есть изображения в нашей сфере непостижимых для нас четырехмерных тел? Или, может, всевозможные аномальные явления — это «следы», оставленные в нашем трехмерном пространстве обитателями четырехмерного?

Науке известны четыре фундаментальных взаимодействия в природе:

- электромагнитное и гравитационное в масштабах макромира;

- слабое и сильное в масштабах микромира.

Однако в последние годы в научных трудах обсуждается возможность существования еще одного дистанционного взаимодействия в макромире — спинового, или торсионного, фиксирующего и передающего информацию посредством торсионного поля. Физическая природа этого пятого взаимодействия, по-видимому, совершенно иная, чем у остальных четырех взаимодействий, так как передача информации здесь осуществляется вроде бы без затрат энергии.

В наше время эта область деятельности перестала быть экзотической. Сейчас в нее вовлечены многие организации, предприятия, научно-исследовательские институты. Организовано производство синтетических противотор-сионных экранов из пленок для продажи населению, которые можно использовать в качестве защиты от геопатогенных излучений, излучений ЭВМ, компьютеров, телевизионных приемников и других радиоэлектронных приборов. Создаются новые конструкционные материалы с уникальными свойствами. Например, учеными России и Украины создана сталь в два раза прочнее и в шесть раз пластичнее, чем обычная. Разрабатываются самые различные типы датчиков, реагирующих на торсионные поля.

Источник: http://portal.edu.asu.ru/mod/page/view.php?id=17656

 

БИЛЕТ

1 вопрос

Проблема бытия и небытия

Бытие и небытие. Во-первых, бытие можно понимать, как всё, тем или иным образом существующее. Причём в одних концепциях – действительно всё, в других – всё только подлинно существующее. В этом случае, можно сказать: “Всё, что существует – это бытие”, “Всё, что подлинно существует – это бытие”. В материализме подлинно существуют эмпирические предметы, в большинстве теологических концепций подлинное существование присуще только Богу. Во-вторых, под бытием можно понимать не само то, что существует, а просто указание на его (этого “самого того”) существование. В этом случае, правильно говорить: “Всё, что существует, имеет бытие” (что равнозначно “Всё, что существует, – существует”). Эту позицию в чистом виде выражал, и об этом будет сказано далее, Владимир Соловьёв.

Одни философы, начиная с древности, считали, как показывает в своей книге А.Л. Доброхотов, что бытие открывает подлинный мир сущностей и является окном, позволяющим взглянуть из мира явлений на действительность. Они делились на отождествляющих бытие с тем или иным видом сущностей (огонь, земля, вода, атомы и т.д.) и на различающих чистое существование и причастные ему сущности. Другие считали, что бытие - пустое понятие, результат лингвистических недоразумений, позволяющее в лучшем случае увидеть отраженные структуры разума. Они делились на тех, кто замещает "пустые" построения мышления о бытии позитивным содержанием наук, и тех, кто пытается перевести понятие бытия на язык этики или теории познания.

По определению философского энциклопедического словаря “Бытие – философская категория, обозначающая реальность, существующую объективно, вне и независимо от сознания человека”. Далее сказано, что диалектический материализм не сводит бытие к предметно-вещественному бытию, а выделяет ещё и общественное бытие, и бытие личности. Но, так или иначе, все эти формы бытия характеризуются главным признаком – независимостью от сознания. В этом подходе предлагается первый вариант интерпретации: всё существующее, независимое от сознания. В рамках диалектического материализма всё существующее, независимое от сознания, является материей или сводится к материи, материальным отношениям. (Да и само сознание, если серьёзно, без уловок, принять тезис его вторичности, тоже сводится к материи, материальным отношениям.) О совпадении категорий бытия и материи в диалектическом материализме более определённо говорится в другом философском словаре. В нем выделено два варианта подходов к этой сложной категории. Первая: “Бытие – это философское понятие, обозначающее существующий независимо от сознания объективный мир, материю... Диалектический материализм рассматривает материальность мира и его бытие как понятия тождественные...” Основную системообразующую функцию несёт в диалектическом материализме категория материи, а отнюдь не бытия. Мне кажется, что диалектический материализм, без ущерба для своей целостности, мог вообще объявить категорию “бытия” непродуктивной (как это сделано в нём с категориями субстанции, сущего). Второй вариант определения бытия в этом словаре: “Наиболее общее и абстрактное понятие, обозначающее существование чего-либо вообще”. То есть, это в чистом виде вторая интерпретация из приведённых мной в начале. Какие существуют подходы к бытию в современных учебных пособиях по философии мы проанализируем позже. А сейчас коснёмся понимания бытия в различных концепциях, которые не нашли своего продолжения в диалектическом материализме.

Хотя проблемы, связанные с существованием (истинным, подлинным, неподлинным, ложным, существованием вообще и т. д.) в той или иной мере затрагивалась каждым мыслителем, использовали категорию бытия далеко не все из них. Слово “бытие” было введено в философию Парменидом. Бытие, по Пармениду, не возникает и не исчезает, оно существует всегда, иначе оно не было бы бытием, а зависело бы от чего-то, что дало ему возможность возникнуть; оно неделимо, либо оно есть все целиком, либо его нет; его не может, следовательно, быть больше или меньше, оно здесь и сейчас, оно не может быть завтра или вчера; оно целокупно и непостижно, невозможно про него сказать, что оно развивается, поскольку оно в каждый момент самодостаточно; оно завершение, законченно, существует в строгих границах и похоже на совершенно круглый шар, любая точка на поверхности которого одинаково отстоит от центра. Шар, центр которого везде, а периферия нигде, - так в Средние века определяли Бога. Ничего, кроме бытия нет, нет, не существует и не может существовать: “Есть бытие, а небытия вовсе нет”. Парменид впервые в истории философии пытается доказать тезис о несуществовании небытия. Небытие не существует потому, что “небытие невозможно ни познать ни в слове выразить”. Иначе говоря, “то, что не есть, невыразимо, немыслимо”. Чанышев об этом доказательстве пишет, что Парменид не различает предмета мысли и мысли о предмете. Парменида сбивает с толку, что мысль о предмете, а также выражающее эту мысль слово существуют, что, как он сам говорит в своей поэме “и слово, и мысль бытием должны быть”. У Парменида получается, что если мысль о небытии существует, то существует и то, что мыслится в мысли о небытии, т. е. небытие, и что оно существует не в качестве небытия, а в качестве бытия, потому, что-то, что существует, есть бытие, а не небытие. Это рассуждение неверно. Ведь одно дело мысль о предмете, а другое – предмет мысли. Можно мыслить и то, чего нет.

Учение Парменида и было учением о бытии в чистом виде. Многие последующие мыслители, не пользовались вообще, или, по крайней мере, широко этой категорией и их взгляды на проблематику бытия могут быть только лучше или хуже реконструированы. Одной из таких обобщающих реконструкций является статья о бытии А. П. Огурцова в философском энциклопедическом словаре. На основе его реконструкции и будет вестись изложение в следующих двух абзацах.

Современник Парменида Гераклит рассматривал бытие, в отличии от Парменида, как изменчивое и непрерывно становящееся. Платон противопоставил миру чувственных вещей мир чистых идей – мир истинного, подлинного бытия. Опираясь на принцип взаимосвязи формы и материи, Аристотель преодолевает подобное противопоставление и строит учение о различных уровнях бытия (от чувственного до интеллигибельного). Средневековая философия противопоставляла божественное бытие и сотворённое бытие, различая при этом, вслед за Аристотелем, действительное бытие (акт) и возможное бытие (потенцию). Отход от этой позиции начинается в эпоху возрождения, когда получил признание культ материального бытия, природы. В концепциях 17-18 вв. бытие рассматривается как реальность, противостоящая человеку. Отсюда возникает трактовка бытия как объекта, противостоящего субъекту, как косной реальности, которая подчинена слепым, автоматически действующим законам. Для учений о бытии в новое время был характерен субстанциальный подход, когда фиксируется субстанция (неуничтожимый, неизменный субстрат бытия, его предельное основание) и её акциденции (свойства). Для европейской натуралистической философии этого периода бытие – предметно сущее, противостоящее и предстоящее знанию; бытие ограничивается природой, миром естественных тел, а духовный мир статусом бытия не обладает. Наряду с этой линией, отождествляющей бытие с физической реальностью и исключающей сознание из бытия, в новоевропейской философии формируется иной способ истолкования бытия, при котором оно определяется на пути гносеологического анализа сознания и самосознания. Он представлен в исходном тезисе метафизики Декарта – “мыслю, следовательно, существую”, в субъективно-идеалистическом отождествлении Беркли существования и данности в восприятии. Своё завершение эта интерпретация бытия нашла в немецком классическом идеализме. Для Канта бытие не является свойством вещей; бытие – это общезначимый способ связи наших понятий и суждений, причём различие между природным и нравственно-свободным бытием заключается в различии форм законополагания. Для природного бытия такой формой является причинность, для нравственно-свободного бытия – цель. Для Фихте подлинным бытием является свободная, чистая деятельность абсолютного “Я”, материальное “бытие” – продукт осознания и самосознания “Я”. Шеллинг видит в природе неразвитый дремлющий разум, а подлинное бытие – в свободе человека, его духовной деятельности. Гегель свёл человеческое духовное бытие к логической мысли. Бытие оказались у него крайне бедным и по сути дела негативно определяемым (бытие, как нечто абсолютно неопределённое, непосредственное, бескачественное), что объясняется стремлением вывести бытие из актов самосознания, из гносеологического анализа сознания.

Идеалистическая установка – понять бытие, исходя из анализа сознания, свойственна и западной философии конца XIX-XX веков. В философии жизни (Дильтей) бытие совпадает с целостностью жизни, постигаемой науками о духе специфическими средствами (метод понимания в противовес методу объяснения в физических науках). В неокантианстве бытие раскладывается на мир сущего и мир ценностей (т.е. подлинное бытие, которое предполагает долженствование). В феноменологии Гуссерля подчёркивается связь между различными слоями бытия – между психическими актами сознания и объективно-идеальным бытием, миром смыслов. Учение о бытии, по Гуссерлю, изучает предметно-содержательные структуры актов сознания, прежде всего восприятия. Сартр, противопоставляя бытие в себе и бытие для себя, разграничивает материальное бытие и человеческое бытие. Первое есть для него есть что-то косное, сопротивляющееся человеческой воле и действию. Основная характеристика человеческого бытия в субъективистской концепции Сартра – свободный выбор возможностей. В неопозитивизме радикальная критика прежней онтологии и её субстанциализма приводит к отрицанию самой проблемы бытия, истолковываемой как метафизическая псевдопроблема.

Подводя итог этому историческому очерку, можно сделать вывод, что проблема бытия до немецкой классической философии была не проблемой о том, что такое существование само по себе, а проблемой о том, что подлинно существует. В немецкой классической философии и после неё основной стала проблема о том, что есть подлинно существующее в человеке и какие свойства и особенности человека, и его сознания позволяют найти путь к подлинному существованию. Квинтэссенцией неклассического подхода к проблеме бытия стала философия Хайдеггера. Он является одним из немногих мыслителей, в центре философствования, которых стоит именно категория бытия. Для Хайдеггера Бытие дано только в понимании бытия. Исходным для него является человеческое существование, трактуемое как эмоционально волевое, практически-озабоченное бытие. Учение Хайдеггера о бытии представляет собой попытку герменевтического истолкования человеческого существования во всей полноте его бытия, фундамент которого он сначала усматривал в актах речи, а позднее – в языке вообще. В докладе “Время и бытие” Хайдеггер пишет: “Но является ли бытие вещью? Находится ли бытие, как и всё наличное сущее во времени? А, вообще, есть ли бытие? Если оно есть, то мы должны неизбежно признать, что оно какое-то сущее, и, следовательно, искать его среди прочего сущего. Этот лекционный зал есть. Он освещён. Мы признаём без разговоров и колебаний этот лекционный зал существующим. Но где во всём зале найдём мы это “есть”. Нигде среди вещей не найдём мы бытия. Каждой вещи – своё время. Но бытие – не вещь, не что-то, находящееся во времени.” Пытаться сколько-нибудь подробно излагать концепцию бытия у Хайдеггера будет ничем не оправданной самоуверенностью. Поэтому ограничимся цитатой из современного философа Губина В. Д., где воспроизводятся идеи Хайдеггера.

“Всё существующее и данное нам - это, в сущности, только кусок, осколок, фрагмент, обрубок. Глядя на него, нельзя не заметить, не почувствовать его изъяна. В любой данной нам вещи мы обнаруживаем, что это только часть, обнаруживаем глубокий след излома, видим рубец его онтологического увечья. Вглядываясь в любой предмет, мы обнаруживаем, что это только фрагмент, к которому необходимо домыслить другую, дополняющую его реальность, даже если брать не предмет, а материю, которая, "кажется", служит основой всего, то и тут возникает подозрение, что она не является самодостаточной, она не может сама положить начало своему существованию, этим она обязана какой-то другой силе. Так же как, видя летящую стрелу, я не могу не вспомнить о пославшей ее руке. То же происходит с реальностью внутри нас - в каждый момент мы видим лишь ничтожную часть нашего внутреннего бытия. Мы не видим нашего полного Я.

Даже мир в целом, совокупность того, что нам дано, является лишь огромным, колоссальным фрагментом. Мир провозглашает свое не-бытие, кричит о том, чего ему недостает и вынуждает нас философствовать. Философствовать - значит искать целостность мира, искать нечто, не являющееся миром, не являющееся тем, что нам дано. Вот главная философская проблема, неизбежно возникающая перед разумом. Обычно это нечто, эту основную сущность ищут как любую другую вещь этого мира, которая отсутствовала до сегодняшнего дня, но, может быть, будет обнаружена завтра. По своей природе основная сущность есть то, что никогда не присутствует в познании, являясь именно тем, чего недостает в любом присутствии. Мы видим лишь его отсутствие, оно присутствует благодаря тому, что его нет, благодаря своему отсутствию. Основная сущность (бытие) - это то, что вечно отсутствует, чего всегда в мире недостает. Мы видим только рану, оставленную ее отсутствием.”

Наконец, приведём позицию Владимира Соловьева. Онтологические вопросы он рассматривает в работе “Философские начала цельного знания”. Главный предмет философии, указанный Соловьёвым – абсолютное первоначало. В соответствии с шеллинговской системой категорий абсолютное первоначало определяется Соловьёвым как сущее, а не как бытие. Различению этих категорий посвящено три страницы примеров и обоснований, которые сводятся к тому, что категорию бытия правильно понимать, как предикат или атрибут субъекта, которым является сущее. "Сущее есть то, что имеет бытие или обладает бытием." "Бытие (действительное) =явлению. Сущее есть являющееся, а бытие есть явление". Истоки этого противопоставления сущего и бытия лежат в системе Шеллинга: "Сущее есть то, что бытийствует, и, что, следовательно, отлично от бытия во всех возможных смыслах.... Бытие есть предикат сущего и есть лишь ради сущего, сущее есть ради самого себя "

Небытие. Понимание любой философской категории становится полным, если ясно осознаётся ей противоположная. Для бытия такой противоположной категорией часто считают сознание. Для какой из категорий, противоположных бытию больше исторических и логических прав на существование – это вопрос отдельного исследования. И всё же мне кажется намного более обоснованным противополагать категории бытия небытие. О противоположности бытия и небытия у Парменида говорилось раннее. Небытие в истории философии понималось


Поделиться с друзьями:

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.056 с.