Истинные и ложные нарушения сна — КиберПедия 

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Истинные и ложные нарушения сна

2017-08-07 203
Истинные и ложные нарушения сна 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

L Qc6+0mWPo5TbVj9G0bO22LAs1NjRuqbitD1bA+8jjqskfh02p+P6st89fXxvYjLm/m5aLUAFmsJ/ GH7xBR1yYTq4M5detQbkkfCn4s2TJAF1kNAcdJ7pa/b8BwAA//8DAFBLAQItABQABgAIAAAAIQC2 gziS/gAAAOEBAAATAAAAAAAAAAAAAAAAAAAAAABbQ29udGVudF9UeXBlc10ueG1sUEsBAi0AFAAG AAgAAAAhADj9If/WAAAAlAEAAAsAAAAAAAAAAAAAAAAALwEAAF9yZWxzLy5yZWxzUEsBAi0AFAAG AAgAAAAhAMzJCtBYAgAA0QUAAA4AAAAAAAAAAAAAAAAALgIAAGRycy9lMm9Eb2MueG1sUEsBAi0A FAAGAAgAAAAhABHgsCbaAAAAAwEAAA8AAAAAAAAAAAAAAAAAsgQAAGRycy9kb3ducmV2LnhtbFBL BQYAAAAABAAEAPMAAAC5BQAAAAA= ">

У детей нарушения сна очень часты. Фактически малейший раздражитель расстраивает детский сон. Дети во сне вскрикивают, кряхтят, вскакивают, крутят головой, вздрагиват, в некоторых случаях ходят по комнате. Если родители заметили подобные явления, желательно, чтобы они посоветовались с детским психиатром, а тот решит, чем помочь. Ведь расстройства сна могут быть невротическими, неврозоподобными, органическими, эпилептическими и т. д., и в каждом случае лечение будет другое. В одном случае требуется удлинение фазы поверхностного сна, в другом — укорочение ее, в третьем — углубление фазы глубокого сна и пр. Сколько клинических форм нарушений сна — столько и принципов лечения. Сколько больных — столько комбинаций лекарств и других методов воздействия.

Попробуем систематизировать некоторые формы расстройства сна, встречающиеся у детей и подростков.

Любое нарушение сна врачи называют диссомнией. Диссомний много, все перечислять не будем.

У невропатов часто бывает инверсия сна, то есть днем они спят, а ночью бодрствуют (полностью или частично). Ночной сон у них короткий.

Бывают люди, которые вообще спят очень мало,— такое нарушение сна я называю бревесомнией (от лат «бреве» — короткий). Бревесомния бывает физиологической, патологической и ложной. У подростков часто встречается физиологическая бревесомния, когда подросток какое-то время спит мало, недолго. Ложная бревесомния встречается еще чаще, суть ее в том, что если человек днем выспится, то ночью он спит не очень долго. Хуже, если речь идет о патологической бревесомнии, когда человек спит недолго из-за какой-нибудь болезни (чаще всего невроза). При большинстве алкогольных психозов также наблюдается патологическая бревесомния.

Противоположна бревосомнии лонгосомния, то есть чрезмерная длительность сна. Чем младше ребенок, тем дольше и чаще он спит — это физиологическая лонгосомния. Ложная лонгосомния возникает, если человек очень устал или не спал длительное время,— добрался до постели и заснул богатырским сном, наверстывая упущенное. Спать он может в таких случаях дольше обычного, и это нормал ьно.

Патологическая лонгосомния бывает и при поражении головного мозга, в частности при некоторых формах энцефалитов, то есть воспалений головного мозга. В Африке распространена «сонная» болезнь, вызываемая укусом мухи цеце.

Помимо этого встречается уже упоминавшаяся профундосомния, а также повышенная сонливость (гиперсомния). Профундосомния и гиперсомния бывают физиологической, патологической и ложной форм. Физиологическая сонливость встречается у детей, у некоторых стариков, при переутомлении. Ложная гиперсомния отмечается в случаях, когда человек долгое время не спит (ходит «сонный, как муха»). Гиперсомния и лонгосомния часто соседствуют. Патологическая гиперсомния бывает при некоторых неврозах, особенно при астеническом неврозе, когда человек днем ходит сонным, мечтает только о том, как бы выспаться, а наступает вечер, ничто не мешает спать, но заснуть он не в силах, а если и засыпает, то мучается от бревесомнии. Во сне могут наблюдаться такие феномены, как стереотипные раскачивания, биение головой о подушку, снохождение, сноговорение.

Иногда люди во сне скрежещут зубами.

Помогите, доктор, у моего сына тяжелое заболеца ние,— обратилась однажды ко мне мать подростка.

Не торопитесь с диагнозом. Вначале расскажите, в чем заключается, в чем проявляется болезнь мальчика, а потом уже будем думать о диагнозе.

— Он во сне скрежещет зубами.

А еще на что жалуется?

Ни на что.

Зачем же вы пришли ко мне, да еще с таким страхом сказали о тяжелом заболевании?

А разве скрежетание зубами во сне не признак опухоли мозга?

Скрежетание зубами во сне называется по-научному бруксизмом или феноменом Каролини. Бруксизм — не самостоятельное расстройство, а симптом множества 60лезней или особых физиологических состояний. Бруксизм часто сопровождает сны с кошмарами, неприятные сновидения, недостаток кальция в организме, перевозбуждение перед сном, дурное настроение перед засыпанием и т. д., все причины не перечислишь. Приписывать бруксизм какой-то одной болезни нельзя. Так что успокойтесь и не ищите у ребенка того, чего у него, слава богу, нет.

Издавна описывали разнообразные ночные кошмары, встречающиеся главным образом у детей. В чем их сущность?

Во сне ребенок вдруг начинает кричать, будто чего-то боится. Продолжитејьность такого приступа страха во сне может быть различной, но обычно не превышает 3—5 мин. Клиническая картина этих страхов бывает различной. При невротических ночных страхах ребенок реагирует криком на странное сновидение, на неприятные воспоминания. Если его во время приступа страха взять на руки, то он чаще всего легко успокаивается, отвечает на вопросы. При неврозоподобных и некоторых других ночных страхах он не узнает родителей, не отвечает на их вопросы, а утром все забывает. Ночные страхи могут быть и проявлением особых аффективных эпилептических приступов. Врачи прежних времен выделяли так называемый ночной спазм, когда ребенок во сне стереотипно качает головой или бьет ся лбом о подушку. Иногда во сне ребенок становится на четвереньки и тоже раскачивается, словно хочет показать свое недовольство чем-то, свое отрицательное к чему-то отношение.

Один наш пациент рос и развивался нормально Был чрезмерно привязан к матери, не отпускал ее ни на шаг от себя. Когда мальчику исполнилось 2 года, у него появилась сестричка. И тут началось... Он плакал, кричал, требовал, чтобы мать сидела только с ним. А ночью он вдруг принимался раскачиваться, вставал на четвереньки и оставался в этой позе, да еще часами крутил головой из стороны в сторону. Иногда во сне истошно кричал, затихал, лишь когда мать брала его на руки. Родители повели его к врачу. Тот заподозрил эпилепсию в связи с тем, что на энцефалограмме якобы было зафиксировано «нечто похожее на эпилептическую активность». Назначил противосудорожные препараты, но эффекта не было.

Пришли ко мне на консультацию. Я порекомендовал, чтобы мать перед сном убаюкивала сына, сидела с ним рядом, гладила его головку, обещала лечь спать рядом. Антисудорожные препараты отменил. Сразу же ночные раскачивания резко уменьшились, однако еще сохранялись. Тогда по нашему совету мать ночью, когда ребенок становился на четвереньки, брала его на руки и убаюкивала. Днем же она всячески показывала ему свою любовь, стремясь преодолеть ревнивое чувство, возникшее у него в связи с появлением сестрички. Через 4 мес ребенок был совершенно здоров.

У мальчика было невротическое нарушение сна с ночным страхом. Появилось оно у ревнивого ребенка, собственнически относившегося к матери и страдавшего от МЫСЛ и, что ЛЮбОВЬ матери теперь переключится на сестру.

Родители дол жны знать, что если у ребенка только один или несколько раз появилось какое-то расстройство сна, к тому же преходящее или психологически объяснимое, то бить в колокола тревоги незачем. А вот если расстройство сна стало постоянным, стереотипным, необъяснимым, то необходимо посоветоваться со специалистом.

ТЕРМОНЕВРОЗ

2 lbY9jlLuWj1PknvtsGFZqLGjdU3lcXtyBl5HHFe36fOwOR7W56/d3dvnJiVjrq+m1ROoSFP8C8MP vqBDIUx7f2IbVGtAHom/Kt5inj6C2ktoAbrI9X/24hsAAP//AwBQSwECLQAUAAYACAAAACEAtoM4 kv4AAADhAQAAEwAAAAAAAAAAAAAAAAAAAAAAW0NvbnRlbnRfVHlwZXNdLnhtbFBLAQItABQABgAI AAAAIQA4/SH/1gAAAJQBAAALAAAAAAAAAAAAAAAAAC8BAABfcmVscy8ucmVsc1BLAQItABQABgAI AAAAIQDYlLiyVgIAANEFAAAOAAAAAAAAAAAAAAAAAC4CAABkcnMvZTJvRG9jLnhtbFBLAQItABQA BgAIAAAAIQBdTX662gAAAAMBAAAPAAAAAAAAAAAAAAAAALAEAABkcnMvZG93bnJldi54bWxQSwUG AAAAAAQABADzAAAAtwUAAAAA ">

Каких только неврозов не бывает! Форм их — великое множество, и всякое деление, систематика их условны. Тем более в детском возрасте, когда все отрывочно, рудиментарно, неполно, изменено возрастом, когда всякая 60лезнь течет в соответствии с быстро меняющимися возрастными особенностями.

Вы знаете, доктор, у моего ребенка странная 60лезнь: расстроится, переволнуется, обидят ее — непременно повышается температура до 39—40 градусов. Было бы понятно, если бы это наблюдалось у нее в трех-четырехлетнем возрасте, когда бывает, как вы, врачи, ее назы ваете, невропатия: при этом состоянии нередко беспричинное повышение температуры. Но моей-то дочери уже 12 лет, ни о какой невропатии и речи быть не может. Приведите какой-нибудь пример повышения температуры у вашей дочери.

— Вот самый последний случай. Поставили дочери двойку — не выучила урок и получила по заслугам. Казалось бы, чего тут мучиться: в следующий раз выучила бы урок и получила пятерку. Нет, сама извелась и других извела. Плакала, раздражалась, ничего не ела. К вечеру у нее поднялась температура тела до 40 градусов. Мы с мужем перепугались: может, воспаление легких началось и совпало с переживаниями в школе? Вызвали педиатра. Педиатр послушал легкие, сердце, ничего не нашел, но на всякий случай назначил антибиотики. Утром девочка была совершенно здоровой. Вновь позвали педиатра. Педиатр заключил, что девочка вроде бы уже здорова, но на всякий случай (вдруг опять поднимется температура) порекомендовал продолжать дачу антибиотиков. Через З дня перестали давать девочке антибиотики. Педиатр в сомнениях, но мы то, родители, знаем, что так у дочери было не один раз. Одни от переживаний плачут и теряют сон, а у нашей, помимо этого, еще и температура поднимается.

Бывали случаи, что температура возникала без плача и бессонницы?

Очень часто. Куда чаще, чем в сочетании с другими, как вы говорите, невротическими симптомами. Не раз все ограничивалось лишь неожиданно возникающей высокой температурой.

Кроме антибиотиков и жаропонижающих чтонибудь назначалось?

Вы имеете в виду психотропные средства?

Их в первую очередь, но и психотерапию.

— Психотропные препараты не давали, а психотерапию проводили.

— Какую же?

— Один врач стал обучать дочь аутогенной тренировке. Три месяца прозанимались, но толку никакого. К тому же мы заметили, что в конечном итоге от этих занятий был лишь вред: он надоумил дочь, что та без аутогенной тренировки пропадет — вот она и стала при случае и без случая объяснять всем, что она тяжело болеет и нуждается в том, чтобы ее жалели и никаких требований к ней не предъявляли.

Было ясно, что у девочки невроз, проявляющийся не только и не столько в общеневротических расстройствах, сколько в нарушении терморегуляции. Это расстройство называется термоневрозом. Оно не опасно, но главная беда в том, что при этом начинают искать другую патологию и лечат больных сильными медикаментами (антибиотиками в первую очередь). Винить тут педиатра нельзя: поставьте себя, читатели, на место врача (особенно молодого и не очень опытного). Обнаружив у ребенка высокую температуру тела, да еще быстро возникшую, он вынужден принять все меры предосторожности, чтобы не пропустить 60лее тяжелое заболевание: от неврозов еще никто не умирал, а от пневмонии или аппендицита можно и умереть. Поэтому врач лечит — порой на всякий случай — то расстройство, которое может привести к смертельному исходу. Вот в таких ситуациях родители и должны быть помощниками врача. Они должны четко, ясно, объективно рассказать ему все, что знают о ребенке, ничего не скрывая. Родители обязаны быть союзниками и помощниками врача. Иногда же родители стоят в стороне или же — еще хуже — специально запутывают врача: дескать, посмотрим, что ты за специалист, сможешь ли сам распутать весь клубок или нуждаешься в нашей помощи. А речь-то идет о судьбе собственного ребенка.

Лечат термоневроз, как и все неврозы, сочетанием применения транквилизаторов и психотерапии (главным образом суггестивной). Больной, о которой шла речь, мы назначили курс лечения и провели несколько сеансов гиппоза. Она выздоровела. Нельзя фиксировать внимание больного неврозом (в том числе и с нарушением терморегуляции) на болезни, всячески нужно отвлекать его от 60лезненного состояния, ни в коем случае не следует внушать больному, что он тяжело болен — иначе он на самом деле будет вести себя как неизлечимобольной. Спорт, труд, улыбки близких людей, движение, ровное отношение окружающих — вот что спасает от всех болезней, а от неврозов особейно.

БОЛЕЗНИ РОСТА

 

В подростковом возрасте нередко обнаруживаются расстройства, которые в иных возрастных группах редки. С возрастом заостряется все, что заложено в человеке,

и в результате этого возможны три главных явления: 1) возраст порождает болезни, которых не бывает в

молодости;

2) возраст накладывает свой отпечаток на все заболевания, которые встречаются в более молодые годы;

З) возраст уменьшает или полностью ликвидирует 60лезненные расстройства, отмечаемые в предыдущие возрастные периоды.

Подростковому возрасту свойственны мощные психо-

логические и гормональные изменения. Например, бывает гармоничное (физиологическое) и дисгармоничное (патологическое) ускорение развития организма (акселерация): физического, психического или психофизического. Физическая акселерация встречается гораздо чаще психической.

Одним из вариантов патологического ускорения физического созревания является синдром ускоренного полового созревания. Заключается он в том, что подростки начинают физически очень быстро развиваться и в результате этого нарушаются пропорции, возникают своеобразные «ножницы» между нарастающими половыми и иными влечениями и способностью интеллекта контролировать их. Вот и ведут себя такие подростки крайне вызывающе: хулиганят, сквернословят, поджигают, убегают из дому, «бесятся» при виде какой-нибудь кинозвезды или футболиста, избивают случайных прохожих, употребляют наркотики и пр. Выходки подростков отличаются йевероятной жестокостью, изощренностью и злобой. Это вызывает законное недовольство населения, требующего положить конец бесчинствам дисгармоничных подростков. Некоторые из подростков нуждаются в срочной изоляции от общества, некоторые — в лечении, большинству же требуются воспитательные меры и ничего более. Врачи имеют дело ЛИШЬ с больными, поэтому мы и говорим только о тех, кто нуждается в лечении. У таких подростков часто диагностируог синдром ускоренного полового созревания

Помимо тех признаков, которые уже перечислены, при акселерации встречается резкое нарушение аппетита. у одних он нарастает вплоть до так называемого «волчьего» (булимии), у других — вовсе пропадает. Резкое усиление полового влечения плохо контролируется интеллектом и волей, поэтому многие подростки рано приобщаются к половой жизни, у них возникает склонность к различным извращениям, групповой любви и пр.

Родители должны твердо знать, что каким бы ни было трудным общение с такими детьми, каким бы ни было вызывающим их поведение, в конечном итоге все отклонения в их поведении постепенно проходят, не оставляя следов. «Перебесится» молодой человек и потом, рано или поздно, успокоится. Но что делать, чтобы эти возрастные крайности принесли подростюу минимум вреда и не сделали его наркоманом, уголовником, бродягой, половым извращенцем? Тут необходимо несколько ВЗаИМОСОЧетаЮЩИХСЯ моментов:

1) длительный прием препаратов, подавляющих влечения и делающих человека более управляемым: аминазина, меллерила, неулептила и др.;

2) постоянный и тщательный контроль за подростком с ускоренным темпом полового созревания, изоляция его от людей с антисоциальным поведением (уголовных преступников, хулиганов) или асоциальным (тунеядцев, бродяг). Подростки с ускоренным темпом полового созрева ния обычно тянутся к лицам такого же типа, как и они сами («рыбак рыбака видит издалека»),— это нужно предусмотреть и предупредить;

З) нужно формировать у подростков социально положительную и аффективно окрашенную доминанту, то есть стараться, чтобы они были увлечены достойным занятием, отвлекать их от улицы, ссор с родителями, конфликтов с педагогами.

Если все эти три условия будут соблюдены (при отсутствии дополнительных отрицательных нагрузок, сотрясения и ушибов мозга, инфекционных заболеваний нервной системы), то выздоровление подростка гарантировано

В подростковый период возможны и другие нарушения здоровья.

В предотвращении каждого из них, избавлении от них важна помощь родителей.

Подростковый период — это время нравственного максимализма, время одиночества, сомнений, поисков собственного Я и социальных идеалов.

Все говорят нет правды на земле

Но правды нет — и выше Для меня Так это ясно, как простая гамма

Этими словами Сальери начинается трагедия Пушкина «Моцарт и Сальери». Плохо, если с такими настроениями, с такой позиции начинает жизнь молодой человек.

У каждого подростка впереди все радости, все находки, но и все разочарования, предательства, ложь, болезни, ссоры, печаль, смерть. Он еще не раз убедится в том, что правды и совершенства действительно маловато на земле, что истин так много и они порой взаимоисключают друг друга, так, что называть их истинами как будто и нельзя. Все еще будет. Но пока всего этого нет, ребенок, как правило, беспечально смотрит в свое будущее. Вот почему он оптимист: из-за малой информированности и естественной для своего юного возраста беззаботности. Если это правило нарушается — значит что-то неладное случилось с мальчиком или девочкой, скорее всего болезнь. Если ребенок становится (без причины! Еще раз повторяю: без серьезной причины) мрачным, жестоким, ненавидящим окружающее, значит что-то в нем надломилось, ожесточилось, что-то стало ненормальным. Надо искать причины такой необычности и, обнаружив, решительно и не отмадывая дело в долгий ящик исправлять недостатки реального бытия и недостатки самого пациента.

НЕ БУДУ ЕСТЬ

 

Многие матери жалуются на плохой аппетит своих детей. У одних аппетит действительно нарушен длительно и в сильной степени (это встречается весьма редко и такие дети наблюдаются врачами), у других — эти расстройства кратковременны и эпизодичны. В некоторых случаях жалоб родителей на нарушение аппетита у их детей не мешало бы проверить нервную систему самих родителей.

Нарушения аппетита разнообразны по проявлениям, происхождению, последствиям и зависят от возраста ребенка.

У грудных детей аппетит расстраивается чаще всего вследствие нарушения синхронности. функционирования соматической сферы. Со временем это постепенно проходит, хотя чрезмерная разборчивость в еде, привередливость могут сохраняться на долгие годы.

Очень часто расстройства аппетита бывают вызваны гастритом, колитом, заболеваниями печени, желчного пу зыря и т. д.; после ликвидации патологии пищеварительного канала улучшается и аппетит.

Встречаются также дети и подростки, у которых аппетит снижен, иногда сильно, длительно, и без заболевания пищеварительного канала. Преимущественно это расстройства, которые не имеют органического субстрата, а вызваны только психогенными факторами.


Поделиться с друзьями:

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.04 с.