Эмпирические характеристики образов представлений. — КиберПедия 

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Эмпирические характеристики образов представлений.

2017-08-07 1040
Эмпирические характеристики образов представлений. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Первичные характеристики (пространственные, временные, интенсивностные, модальностные).

1.Пространственные:

· панорамность - выход за пределы объема перцептивного поля за счет суммирования образов. В представлении объект может быть отражен со всех сторон – справа, слева, снизу, сверху, изнутри, независимо от расположения субъекта.

· взаимоотделение фигуры и фона. В представлении фигура и фон могут быть отделены друг от друга и несоотносимы. Можно представить фон без фигуры и фигуру без фона, восприятие этого не допускает.

· выпадение абсолютных величин. Проявляется в не сохранении числа однородных элементов и нарушении воспроизведения абсолютных размеров представляемого объекта (например, Казанский собор – число колонн не обязательно точно отражено)

· схематизация образа или преобразование геометрической формы в топологическую схему. В процессе отражения физическое пространство в зависимости от задач деятельности может трансформироваться (сжиматься, растягиваться, схематизироваться). Карта не равна территории.

2.Временные:

· «временная панорамность образа», компоненты временной или двигательной последовательности преобразуются в одновременную структуру. Дирижер оркестра представляет все музыкальное произведение одновременно.

· сдвиги в воспроизведении длительности («закон заполнения временного отрезка»). С.Л.Рубинштейн сформулировал правило: чем более заполнен событиями временной отрезок, тем более длительным он представляется. Наполненный делами день, воспринимается как быстро проходящий, а представляется как долгий.

· более прочное сохранение временной последовательности, по сравнению с временной длительностью. Легко вспомнить последовательность занятий прошлого дня, трудно вспомнить сколько времени было потрачено на каждое дело.

Интенсивностные.

Степень яркости вторичного образа может быть различной, но в среднем представление отличается значительно меньшей яркостью по сравнению с сенсорно-перцептивными образами. Однако за счет явления синестезии (взаимодействия образов разной модальности) яркость представлений может быть увеличена.

Модальностные.

Выделяют зрительные, слуховые, обонятельные, вкусовые, осязательные представления.

Зрительные представления связаны созрительным восприятием. Они бывают предельно кон­кретными и передают все видимые качества предметов: цвет, форму, объем. Чаще всего в зрительных представлениях преобладает какая-нибудь одна сто­рона, а другие или очень неясны или отсутствуют вовсе. Характер зрительных представлений зависит от содержания и той практической деятельности, в процессе которой они возникают. Зрительные представления играют центральную роль при занятиях изобразительными искус­ствами (рисование по памяти, рисование с натуры).

Слуховые представления. Важнейшее значение имеют речевые и му­зыкальные представления. Речевые представления подразделяются: на фонетические и темброво - интонационные представления. Фонетические представления – представление слова на слух, не связанное с определенным голосом. Они имеют большое значение при изучении иностранных языков. Темброво-интонационные отражают тембр голоса и характерные особенности интонации говорящего. Они имеют большое значение в работе актера и при обучении выразительному чтению. Суть музыкальных представлений заключается в представ­лении о соотношении звуков по высоте и длительности, так как музыкальная ме­лодия определяется именно звуковысотными и ритмическими соотношениями. У большинства людей тембровый момент в музыкальных представлениях отсут­ствует, потому что знакомый мотив, как правило, представляется не сыгранным на каком-либо инструменте или спетым каким-либо голосом, а как бы звучащим «вообще», в каких-то «абстрактных звуках». Однако у высококлассных музыкан­тов-профессионалов тембровая окраска может проявляться в музыкальных пред­ставлениях с полной ясностью.

 

Двигательные представления никогда не явля­ются простым воспроизведением прошлых ощущений, а всегда связаны с акту­альными ощущениями. При представлении движений происходит слабое сокращение соответствующих мышц. Например, если представить, что правая рука согнута в локте, то в бицепсах правой руки произойдут сокращения, которые регистри­руются чувствительными электрофизиологическими приборами. При исключении возможности мышечного сокращения, представления становятся невозможными. Экспериментально доказано, что всякий раз, при представлении произнесения какого-нибудь слова, приборы отмечают сокращение в мыш­цах языка, губ, гортани и т. д. Без двигательных представлений невозможна речь. Ощущения, возникающие от зачаточных движений, всегда образуют не­разрывное целое с зрительными или слуховыми образами. При этом двигательные представления подразделяются на две группы: представле­ния о движении всего тела или отдельных его частей и речевые двигательные пред­ставления. Первые обычно являются результатом слияния двигательных ощуще­ний со зрительными образами (например, при представлении сгибания правой руки в локте, возникает зрительный образ согнутой руки и двигательные ощущения, идущие от мышц этой руки). Речевые двигательные представления являются слиянием рече-двигательных ощущений со слуховыми образами слов. Следовательно, двигательные представления бывают или зрительно-двигательными (представления движения тела), или слухо - двигательными (речевые пред­ставления). Слуховые представления очень редко бывают чисто слуховыми. Слуховые и двигательные речевые представления — качественно сходные процессы: и те и другие являются результатом слияния слуховых образов и двигательных ощущений. Так как, зрительное представление какого-либо пред­мета может сопровождаться мысленным произнесением слова, обозначающего этот предмет, поэтому вместе со зрительным образом возникает слуховой образ, который, в свою очередь, связан с двигательными ощущениями. Зрительное представление без сопровождения слуховыми образами возможно, но тогда представляемый зрительный образ будет смутным и неопределенным. Ясное зрительное представление возможно только при совместном вос­произведении со слуховым образом.

Пространственные представления. Термин «пространственные представления» относится к пространственной форме и размещению объектов, но сами объекты при этом могут представляться очень неопределенно. Как правило, эти представления настолько схематичны и бесцветны, что на пер­вый взгляд термин «зрительный образ» к ним неприменим. Однако они все же остаются образами - образами пространства, так как пространственное размещение вещей они передают с полной наглядно­стью. Пространственные представления в основном являются зрительно-двигатель­ными, причем иногда на первый план выдвигается зрительный, иногда — двигательный компонент. Такие представления важны для шахматистов, играющих вслепую. В повседневной жизни при движении от одной точки пространства до другой. В этом случае необходимо представлять маршрут и движение по нему. Причем образ маршрута постоянно находится в сознании. Если отвлечься, и представление конечной точки перестанет осознаваться, то возможна ошибка в передвижении (пропуск нужной остановки).

Классификации представлений

В настоящее время существует несколько подходов к построению классифика­ции представлений (см. рисунок). Поскольку в основе представлений лежит прошлый перцептивный опыт, то основная классификация представлений строится на ос­нове классификации ощущений и восприятий.

Принято выделять следующие виды представлений: зрительные, слуховые, двигательные (кинесте­тические), осязательные, обонятельные, вкусовые, температурные и органические.

Б. М. Теплов говорил, что классификацию представлений можно осуществить и по другим признакам:

1) по содержанию; с этой точки зрения можно говорить о представлениях математических, географических, технических, музыкальных и т. д.;

2) по степени обобщенно­сти; с этой точки зрения можно говорить о частных и общих представлениях.

Кроме этого, предлагается классификация по степени проявления волевых усилий.

 

Рисунок Классификация основных видов представлений

Данный подход к классификации представлений не мо­жет рассматриваться как единственный.


Поделиться с друзьями:

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.012 с.