Медицинский психолог, кандидат психологических наук, — КиберПедия 

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Медицинский психолог, кандидат психологических наук,

2017-08-07 227
Медицинский психолог, кандидат психологических наук, 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

ПРОГРАММА РЕАБИЛИТАЦИИ

ЦЕНТРА «АльтераВита»

Автор С.Б. Ваисов

Медицинский психолог, кандидат психологических наук,

Консультант по развитию программ реабилитации зависимых от ПАВ

Лекции

Лекции о выздоровлении, проводимые психологом или консультантом, содержат информационный блок о принципах реабилитации, о симптомах психической зависимости и способах справляться с ними, о действиях, направленных на профилактику рецидива, о семейных аспектах наркомании, сопутствующих инфекционных заболеваниях и пр. В зависимости от специалистов и их интересов, содержание лекций могут варьироваться (приложение 10).

Лекционные занятия являются важной частью мотивационной работы. Организуя дискуссии, стимулируя задавать вопросы во время лекций, специалисты могут устанавливать с такими резидентами контакты, необходимые для эффективной работы.

Помимо лекций существует еще одно занятие, объединяющее как реабилитантов, так и «острых» больных – это обучающие группы, организованные по типу «Анонимных наркоманов». Задача резидентов – научиться работать в формате подобных групп, чтобы получать адекватную поддержку постреабилитационном этапе.

Учебная группа по типу «Анонимные Наркоманы»

Это учебная группа дает возможность резиденту узнать принципы работы сообщества Анонимных Наркоманов (АН). Структура занятия за некоторыми исключениями повторяет стандартную схему проведения собраний Анонимных наркоманов. Отличия, хоть и немногочисленны, все же носят принципиальный характер: в учебной группе не собираются взносы и пожертвования; группа открыта только для резидентов РЦ и реабилитантов всех этапов. Занятия проводят как консультант, так и волонтеры.

Приводим стандартную схему учебной группы АН (вы можете заметить, что некоторые пункты (подчеркнутые) повторяют Утреннее собрание):

1. Приветствие

2. Молитва.

3. Чтение преамбулы. Преамбула (приложение 11) – это отрывок из базового текста АН, состоящий из списка утверждений, включающих в себя ответы на вопросы «Зачем это надо?», «Как это помогает?», «Правила проведения группы», а также основные духовные принципы, лежащие в основе сообщества. Пример: ведущий начинает читать преамбулу, а 12 традиций и 12 шагов читает каждый участник группы по кругу.

4. Чтение Ежедневника Анонимных наркоманов, в котором приводятся размышления для выздоравливающих наркоманов, дающие позитивную установку на день.

5. Основы ведения собрания – правила проведения группы.

6. Предложение тем и вопросов для обсуждения.

7. Высказывания мнений участниками группы по заявленным темам.

8. Поздравления всех с чистым днем, поздравление новичков и юбиляров (имеющих круглые даты трезвости, например 30 дней). Пример, ведущий спрашивает» «Есть ли сегодня юбиляры или новые участники?». Новички и юбиляры представляются и говорят, сколько дней у них трезвости. Затем все встают, обнимаются друг с другом и поздравляют с чистым днем.

9. Молитва.

Итоговое собеседование

Итоговое собеседование назначается, когда резидент сдает все задания из Журнала аналитических мотивационных заданий. Итоговую встречу проводит дежурный психолог, который озвучивает результат работы реабилитанта Руководителю программы, дежурному консультанту и другим сотрудникам.

Задача психолога – подвести итоги работы, что подразумевает описание результатов и проблем адаптационного этапа:

· адаптация к распорядку дня, расписанию занятий, правилам отделения и работы в группе

· активность в групповых занятиях, успеваемость в работе над аналитическими заданиями;

· обучение навыкам необходимым в реабилитации (формулирование собственных эмоций, анализ собственного состояния, поведения, возникающих ситуаций);

· формирование терапевтического поведения – искренность, активность в обращении за помощью к резидентам продвинутых этапов и специалистам при написании аналитических заданий и решении психологических проблем, характерных для данного этапа.

· соблюдение правил и рекомендаций специалистов (допущенные нарушения режима и правил (приложение 12), количество написанных трансовых текстов (прил 13)).

Если по каждому пункту резидент не имеет принципиальных нарушений, то принимается решение о переводе на следующий этап. В противном случае специалист рекомендует продолжить работу на адаптационном этапе в течение контрольного периода (обычно – 1-2 недели) для достижения поставленных специалистами задач и выработки основных качеств-критериев первого этапа – искренности и конкретности.

 

3. Психокоррекционный этап (длительность – до 4 месяцев).

Психокоррекционный этап происходит в реабилитационном центре в течение 2-4 месяцев. Резидент продолжает участвовать в мероприятиях, описанных выше, согласно распорядку дня.

Если на адаптационном этапе доминирующую роль в организации лечения резидента выполняет психолог, то на следующих этапах реабилитации более активную позицию постепенно начинают занимать консультанты, обучающие резидентов ответственным ролям. Дело в том, что основной целью последующих этапов реабилитации является формирование ответственного поведения у реабилитанта. Для достижения этой цели консультанты, опираясь на собственный опыт трезвости, занимаются обучением резидентов навыкам анализа собственного эмоционального состояния и поведения (дневник чувств, экспресс анализ, аналитические задания), управлению негативными эмоциями (выполнение ответственных ролей, разбор конфликтных ситуаций). Задачами психолога и психотерапевта на последующих этапах является психологическая поддержка резидентов, разрешение психологических проблем, препятствующих выполнению ответственных ролей, семейная психотерапия (консультирование), направленная на трансформацию семейной системы в зависимости от результатов работы с резидентом.

Опишем методы, которые дополнительно вводятся в реабилитационный процесс на

На данном этапе резиденты приступают к выполнению аналитических заданий 3 этапа (приложение 14). На данном этапе, помимо психотерапии и психокоррекции, серьезное внимание начинает уделяться формированию ответственного поведения. С этой целью резидент привлекается к выполнению ответственных ролей (приложение 15):

Формирование ответственного поведения подразумевает помимо выполнения ответственных ролей еще и активное участие в жизни терапевтического сообщества. Поэтому реабилитантам коррекционного этапа предписывается проявлять инициативу и активность в проблемно-ориентированных группах (приложение 16), при обсуждении организационных вопросов, связанных с внесением изменений в распорядок дня, в ответственные роли, в формы взысканий и поощрений.

По результатам работы резидентов на 3 этапе проводится итоговое собеседование. Основными критериями анализа результативности работы является формирование ответственного поведения и активность в организации терапевтической среды.

4. Социальный этап (длительность – до 4 месяцев).

Целью социального этапа является подготовка резидента к возвращению в социум.

Психокоррекция на данном этапе проводится в контексте межличностных проблем. Помимо выполнения аналитических заданий 4 этапа (приложение 17) и предписаний предыдущих этапов, направленных на формирование ответственного поведения, резидент пробует применять полученные навыки и знания в реальной среде. С этой целью специалистами лечебной команды применяется такая форма работы как встречи с родственниками и краткосрочный отпуск домой. Следовательно, важными критериями результативности данного этапа является:

· умение самостоятельно составлять и осуществлять план краткосрочного отпуска домой

· поддержание регулярного контакта с консультантом-проводником при отпуске домой

· соблюдение границ в контакте с активными потребителями ПАВ

· выявление и анализ неисследованных проблемных ситуаций при поездке домой

· участие в работе городских групп поддержки «Анонимные наркоманы» в период краткосрочного отпуска

· участие родственников в группах само- и взаимопомощи

· выполнение всех аналитических заданий предыдущих этапов

· написание индивидуальной аналитической «выпускной работы».

Формирование ответственного поведения проявляется в предписании реабилитантам 4 этапа обязательно высказывать замечания в отношении резидентов-нарушителей перед началом групповых занятий, принимать активное участие в обсуждении взысканий для резидентов 2 и 3 этапов, нарушивших правила. Помимо существующих ответственных ролей, добавляется новая - наставник.

На коррекционно-адаптационном этапе происходит активное вовлечение родителей и ближайшего окружения резидента в лечебный процесс. С этой целью проводятся семейные консультации психолога, лекции и тренинги для родственников (приложение 18), направленные на разрешение систематических («хронических») конфликтных ситуаций в семье, планирование социальных задач, разработка положений Семейного договора, регламентирующего взаимодействие в семье после возвращения из РЦ (приложение 19). В этой работе активно используются результаты Социального паспорта резидента, психологического обследования резидента и его семьи, анализа его поведения на отделении.

По результатам работы резидентов на 4 этапе проводится итоговое собеседование, на котором помимо специалистов РЦ приглашаются родственники резидента. Если результаты работы позволяют перевод на следующий этап реабилитации, то с резидентом и его родственником заключаются трехсторонний Семейный договор и Соглашение о постреабилитационном соглашении (приложение 20). Фактическая выписка из РЦ и перевод на этап постреабилитационного сопровождения проводится после Выпускной творческой работы (приложение 21).

 

5. Постреабилитационное сопровождение (длительность до 6 месяцев).

Постреабилитационное сопровождение осуществляется на последнем этапе систематической работы с резидентом. Работа лечебной команды строится на основании Соглашения о постреабилитационном сопровождении и Семейного договора, заключенных на предыдущем этапе.

Основная цель постреабилитационного сопровождения – профилактика рецидивов, анализ «срывов» и «работа над ошибками», направленное на формирование более эффективной стратегии выздоровления у резидента. Поэтому 5 этапе резидент находится в регулярном телефонном контакте с консультантом-проводником, получает очные индивидуальные и семейные консультации проводника и психолога, а также приезжает в РЦ на кратковременные командировки для «работы над ошибками». В этот период резиденты начинают регулярно посещать действующие группы АА (АН).

Другой важной целью данного этапа является социальная адаптация резидента, начинающаяся с решения социальных задач: восстановление документами, решение проблем с жильем, трудоустройство, обучение и пр.

При рецидиве злоупотребления ПАВ на этапе постреабилитационного сопровождения производится госпитализация резидента в режим круглосуточного стационара для анализа «срыва» (приложение 22).

 

 

ПРОГРАММА РЕАБИЛИТАЦИИ

ЦЕНТРА «АльтераВита»

Автор С.Б. Ваисов

медицинский психолог, кандидат психологических наук,


Поделиться с друзьями:

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.026 с.