Основные принципы обучения в Монтессори-классе — КиберПедия 

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Основные принципы обучения в Монтессори-классе

2017-08-07 891
Основные принципы обучения в Монтессори-классе 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Рабочий цикл

В АMI стандарте есть несколько требований.

Одно из них- трехчасовой рабочий цикл- 3-6. Для тоддлеров- 2 часа. Если полный день- 2 рабочий цикла.

После 2,5 лет в Европе дети не спят. Идея в том, что ребенок бодрствует, когда светло и спит, когда темнот, огда в 19 можно укладывать.

Целый день рабочий у педагога- педагог уходит на час на обед пр.

Для тоддлера сон делит день на 2 части, если уложил один взрослый, а пришел другой, это может быть травматично. К тому же во второй рабочий цикл некому показать презентации, если нет гида.

 

В результате наблюдения Монтессори обнаружила, что прерывание ребенка является более вредным, чем длительная работа. У взрослых сформировался культ, что работа- это негативно. У ребенка нет усталости в домах ребенка Монтессори, он занимается тем, что доставляет ему удовольствие- в итоге он отдохнувший и радостный.

В нашей культуре –учиться мы не хотим, ждем каникул. Работать не хотим – ждем выходных. Никто не получает удовольствие от того, что он делает. Взрослый рассматривает работу со своей позиции.

 

Если мы насильственно вводит отрезки например по 45 минут, ребенок устает больше, чем когда погружается в длительный цикл, т.к. в момент возникновения концентрации работа прерывается.

Есть этапы- настройка, погружение, выход из работы- каждый ребенок этим процессом управляет сам. В конце 6летки могут работать по 3 часа только с одним материалом. У школьников- до нескольких дней. Внешнее регулирование, таким образом, вообще разрушает работу.

Мы создаем отрезок свободной работы и внутри этих 2-3 часов дети регулируют себя сами. В итоге если разрываем цикл- нежелание работать, стресс, и дети очень устают от ограниченных циклов(классно-урочная система).

Существуют условия эффективной работы:

-работа соответствует возрасту и возможностям;

-мы не создаем перерывов;

-надлежайшее питание- иначе дети очень устают, сбалансированное питание- все необходимые элементы для интеллектуальной деятельности, т.к. ребенок тратит внутренние ресурсы на концентрацию.

3 часа свободной работы- это внутри никаких занятий.

 

Монтессори говорит, что секрет счастливой жизни - это духовная работа, строительство самого себя, и через духовную работу развивается цивилизация. Во всем мире люди хотят меньше напрягаться и больше получать, и эта тенденция передается детям. Ожиданий много, а трудиться для достижения целей он не готов.

Когда у нас созданы надлежайшие условия, тело и ум упражняются в условиях свободы, свежей становится жизнь ребенка, работа становится тем, без чего ребенок не может. Работа естественна, быть занятым для своего развития –естественно. В тоддлер-группе ребенку мы должны создать условия, чтобы было интересно.

У тоддлеров каждый занят отдельно своей работой. Кукинг- каждый отдельно что-то готовит, в конце цикла- ланч.

Когда ребенок работает для него важно слиться с деятельностью, с процессом. Отдыхом может быть только смена деятельности. Радость для ребенка- это радость достижения результата, и это его внутреннее переживание, что он дошел до результата сам.

Одной из причин девиаций(нарушений в поведений)- отсутствие возможности свободой работы. Ребенок привыкает к тому, что работа- естественное состояние человека. В процессе работы объединяются умственная и физическая энергия. Работа- фундаментальное желание человека и любые девиации исправляются только в процессе работы. Монтессори считает, что это его естественное состояние.

Делопроизводство

1. Личное дело на входе- максимально собрать информацию. Анкета, где родители пишут где работают, какие интересы- паспорт, ФИО ребенка, даты рождения мамы-папы, кто будет забирать, есть братья-сестры, возраст, чем увлекается ребенок. Договор в личном деле, согласие на обработку персональных данных – в плане публикации фото и вообще разрешения фотографировать. Согласие на получение личных данных родителей.

Важный момент с фото, если родители против, а общая фотография- что делать. В Казахстане не берут. Как объяснить ребенку в общей фотографии, что он не фотографируется?

В Европе- по закону не фотографируют детей.

Заявление о приеме.

Медицинская карта- по требованию Роспотребнадзора.

2. Наблюдение.

Текущее-ежедневное- чем занимался, какой материал- это переносится в дневники детские.

Карта работы ребенка- какие презентации прошел, какие показаны. Планируем на основе показанного последующую деятельность для каждого ребенка. Фаусек описывала в произвольной форме на каждого ребенка.

Может быть дневник педагога, можно по форме "вижу, думаю, чувствую".

Важна цель. С одной стороны- дневники для родителей.

Мы же таким образом видим динамику и на этой основе планируем дальнейшую деятельность.

Карту наблюдения важно разработать самостоятельно- важно понимать, как одна презентация возникает из другой.

Роль ассистента

Ассистент- помощник гида, обеспечивает оптимальную работу гида.

Гид за все отвечает, но приводит в порядок ассистент- наводит порядок и поддерживает комплектацию материала.

Требования к личности ассистента:

-уравновешенный;

-умеет общаться с родителями, но контакт с родителями осуществляет гид, все, что касается разговоров- осуществляет гид, консультации с родителями;

- терпеливый;

-правильная речь;

-внешний вид;

-лояльность в плане организации, принятие правил;

-готов менять памперсы и прочее, брезгливость не допустима;

- гид передает ассистенту всю теорию, чтобы ассистент все понимал;

-гид определяет, какие презентации показывает ассистент, если вообще такое возможно.

Гид-это педагог, проводник, почему используется это слово- это посредник между ребенком и средой. Ассистент обеспечивает всю безопасность и направляет детей на работу, пока гид показывает презентации.

Гид и ассистент учатся друг у друга, с удовольствием в идеале работают вместе, слышат друг друга и т.д.

Обучение родителей

Особенность подхода Монтессори в том, что она рассматривала весь процесс обучения ребенка совместно с семьей- воспитание ребенка невозможно без семьи. Огромное значение в Монтессори школах отводится именно работе с родителями.

Концепция Монтессори очень глубока и по сути на 200-300 лет опередила уровень современного подхода.

Есть несколько принципов в AMI:

-родители сами создают детские сады, и возникает сложность совмещения родительской и профессиональной функций;

- когда родители приводят ребенка, потому что слышали восторженные отзывы, их ожидания часто поверхностны, декларируют, что хотят дать ребенку самостоятельность, но реально родители к свободе ребенка не готовы. С тоддлерами еще просто. Но чем старше ребенок, тем сильнее его зажимают ожиданиями.

1. Есть очень глубокие ожидания, которые противоречат идее Монтессори, они неосознанные и разрыв между школой и домом оказывается очень большим. Дома родители не предоставляют ребенку время, чтобы он сам оделся, рассмотрел червяков на дороге. Чем сильнее этот разрыв, тем больше противоречий у ребенка, особенно у тоддлеров. Ему очень сложно переходить из отличающейся среды. Очень важно, чтобы была гармония между садом и домом.

Система Монтессори имеет четкие границы и правила, которых часто нет дома.

Родители сразу, конечно, не придут ко всем правилам. Но есть родители, которые реально готовы работать. Человек сомневающийся, думающий скорее будет работать, чем тот, кто пришел с рьяной приверженностью.

2. Как донести преимущества Монтессори метода

Нам самим нужно понимать эти преимущества. В России среди педагогов все равно сильна традиционная система, с ней сравнивают, оставляют старые оценочные критерии. Например, пункт самостоятельности.

Мы сами воспитывались в традиционной системы и нам самим сложно донести плюсы Монтессори-образования. Для нас понимание независимости очень далеко.

Важно донести глубокие принципы, например, ориентация на сотрудничество- многие родители и люди вообще с этим не согласны.

3. Отсутствует понимание Монтессори–системы как образа жизни. В идеале родителю все время необходимо учитывать- есть ребенок, его потребности, и прочее. Монтессори – образование- это реально интеллектуальная элита- это люди, которые готовы развивать себя, чтобы предоставить свободу своему ребенку.

4. Участие родителей в лекциях и т.д.- мы должны обеспечить эти условия. Реально родители водят детей, но учиться не хотят. Как организовать систему обучения так, чтобы родители посещали лекции. Книги родители читать обычно не готовы, поэтому нужно простым языком объяснить сложные вещи.

5. Важно донести, что важен весь 3хлетний цикл обучения.

Очень важно ребенку пройти разные социальные статусы. Если он этот цикл особенно в 3-6 не проходит, он не получает этого опыта. Этот переворот- был старшим, стал опять младшим- дает скачок в развитии. Уровень этих детей гораздо выше.

0-3- это база, фундамент. И это большая ответственность, как мы его будем формировать.

Важны переходы- важен трехлетний цикл- это нужно донести.

Лучше не брать ребенка пограничного возраста- это разрушит группу.

6. Значение Монтессори–образования для ребенка через 3-12 лет.

ВУЗы сегодня абсолютно не помогают достигнуть тех целей, которым они должны служить- в профессии это не помогает, система преподавания не эффективна.

Монтессори-дети скорее готовы получать образование в Европе- поскольку там система построена больше на самоорганизации.

Но ориентировать нужно детей и родителей все равно не на вуз- это не цель Монтессори – образования.

7. Культурные и языковые барьеры.

Практическая жизнь должна отображать культуру страны. Родители другой национальности часто тревожатся о различиях.

 

Факты о родителях:

- хотят лучшего для своих детей и считают, что то, что он делает- он делает во благо ребенка, хотя реально это единичный случай. Мы не рассматриваем родителей как вредителей- это несознательно

-мы исходим из того, что родители должны быть образованными- принцип осознанного родительства. Время очень сильно изменилось. Вопрос адаптации стоит очень остро. От родителей требуются именно профессионально родительский подход, компетенции- знание психологии ребенка.

Осознанное родительство - это подход Монтессори.

-родители имеют нехватку знаний о потребностях детей, и наша задача не учить-навязывать, а ПОМОЧЬ восполнить родителям эти знания. Если родитель не готов, не навязываем.

-родители хотят, чтобы дети были их продолжением- их социальной жизни и карьерных целей.

Психологически когда мы теряем родителей, мы в глубине понимаем- следующие мы.

А если мы теряем детей- это нас нет дальше..

Дети- наше продолжение, и через них мы анализируем, как мы прожили.

Родители хотят, чтобы их дети были такими же. И часто начинают очень сильно это детям навязывать. И хотя дети хотят быть такими же и становится, это часто может мешать.

-родители не принимают требование уделения большого внимания, сил и времени в том, что касается детского сада, школы и так далее.

 

Воспитание:

- семья- это база и является главной учебной средой, где ребенок получает всю основную информацию- впитывает все;

-любви для воспитания не достаточно, чтобы помочь ребенку в формировании его независимости, самостоятельности и строительстве себя. Как организовать, например, среду дома;

-родителю важно дать осознание- ребенок в дальнейшем влияет на цивилизацию. Осознание задачи ребенка- он как конструктор цивилизации и общества.

 

Родительская программа:

-экскурсии

-направление и ориентация родителей

-интервью/конференции/собрания

-наблюдение, требования

-лекции/мероприятия (в каждом классе, общешкольные)

- изучение книг

-курсы (семинары) для родителей в выходные, ежемесячно

- развитие сообщества

-попечительский совет, деятельность по сбору средств

 

Экскурсия по школе- по всей от 0 и до – сколько есть

Для родителей важно познакомится, как выглядит школа. Заранее определяются дни, в зависимости от объема набора. Родитель может записаться у администратора, он-лайн.

Правила приема в школу родитель получает при записи- все стороны, финансовый вопрос должен быть устойчивым, т.к. на практике первое, от чего отказываются- это детский сад или школа, поэтому до пап важно доносить важность присутствия ребенка именно в этой образовательной среде. Безопасность ребенка- это сохранение в одной среде, вступительный взнос отсеивает тех, кто не готов быть в этой системе, оплачивать, поскольку такое воспитание важно.

Каникул в Монтессори школе нет- это в традиционной школе ребенок живет от каникул до каникул, здесь- индивидуальный режим отпусков. Но естественный режим отдыха у ребенка- перед новым годом, весной- в марте бывает, летом. В Голландии нет каникул.

Что касается тоддлеров- совсем индивидуально. Если исходить из интересов ребенка, надо учитывать адаптацию, если погрузился в работу- не отрывать.

В процессе экскурсии проводится интервью- присутствуют оба родителя и ребенок. В его процессе и принимается решение, брать семью или нет. Показывают вводные презентации, смотрим, как реагируют на правила, также эо показательная работа с ребенком- как педагог общается с ребенком. Многие вещи в процессе проясняются- важно быть честными максимально, выяснить ожидания, рассказать все «ужасы»- как выводим кричащих, как спим, как гуляем- это все нужно знать заранее, никаких секретов, как происходит питание- не хочет, не ест; как ходит в туалет- все режимные моменты; на сколько мы помогаем, что мы ждем, пока ребенок сам справится со своими задачами-смотрим, как это слышит родитель.

Когда мы врем и утаиваем мы сами себя обманываем, родитель чувствует, что что-то не так. Это профессиональная позиция- мы соблюдаем свои правила и сохраняем свою систему. Нет задачи набрать клиентов. С самого начала нужно держать планку- иначе мы формируем отрицательный имидж. В итоге подбираются семьи, которые готовы поддерживать систему.

В рабочий процесс по режиму не пускают- до 9 и на прогулку.

Педагог –не директор- должен выстроить отношения с родителями.

Книга-справочник для родителей, где содержится информация о школе, основных правилах Монтессори, нашей школы, что мы считаем важным. Но это работает, если родители реально читают. Режим дня можно включить.

 

Направление и ориентация родителей:

-родительские группы (группа родителей нашей группы детей), могут инициировать родители или педагоги;

- книга –справочник для родителей;

-инструкции по пребыванию первый день в школе- на 1 лист- первый день для родителей тоддлеров- очень значимый, сложный. Чем меньше ребенок, тем больше у родителей чувство вины. Всех пугает что ребенок плачет, и мы на это реагируем, это заложено в коре головного мозга, но ребенок может плакать, потому что не согласен с правилами- т.е. не всегда из-за мамы;

- подписанные формы- договоры, правила, прописано, что мы можем отправить на медико-психолого-педагогическую комиссию.

 

Конференции, собрания

Проводится первое в октябре-ноябре, после адаптации, и на собрании говорим, как проходит адаптация. По проблемам встречаться индивидуально.

Вторая- в апреле-мае- как подведение итогов года.

Третья-в августе- перед сентябрем-как прошло лето(летние программы), говорим об изменениях для тех кто переходит в старшие группы.

 

Наблюдение. Обычно в феврале- время после послепраздничной адаптации и болезней.

Проводится инструктаж родителей, рассказывается правила наблюдения, за чем надо наблюдать, как себя вести, объяснить, что поведение детей меняется в присутствии наблюдателя. Родителей в тоддлер-группу не пускают на наблюдение – реагирует не только свой ребенок, но и остальные дети. Видео-наблюдение тоже важно комментировать.

 

 

Лекции. Цель-познакомить родителей с системой.

День открытых дверей в классе- могут дети показывать те презентации, которые они освоили – старшие.

У тоддлеров- педагоги показывают презентации с комментариями, в чем суть- включаем это и родительские собрания.

Можно опрашивать родителей- какие темы интересны.

Психология, материал, адаптация, перевод с подгузников и т.д.

Материал встречи:

-аудио-видео записи, обсуждение;

-можно приглашать сторонних лекторов;

-совместные беседы, можно с группой малой, можно со всем классом;

-тренинги, если есть профессиональные психологи- прежде, чем приглашать специалистов- проверить, что он с вашей школой в "одной струе"- нет ли важных противоречий.

 

Учебная литература

-подборка книг, формирование библиотеки для родителей.

Книги Монтессори- еженедельные / ежемесячные встречи.

Книги других авторов.

-библиография для родителей;

-раздаточный материал.

Можно внести список литературы в книгу-инструкцию для родителей.

Книги: Петрановская для родитей и для детей.

Для тоддлеров- Чик и Брик, про Макса.

 

Курсы для родителей:

-в выходные/ежемесячные/серия семинаров для родителей

(важно брать родителей после того, как донесена вся важная информация- если есть вариант кому вести курсы- можно допускать семью в сад после посещения семинаров только).

 

Развитие родительского сообщества

- у американцев очень развит- родительский совет- консультативный комитет. Если намечается мероприятия и нужны средства, для них нормально, что все платно, что регулярно собираются средства. В России в менталитете сложно вообще платить за образование, за сад, за обучение, нам государство должно. В США – это норма.

-объединение родителей для проведения аукциона работ детей, поездки,

Нам надо быть готовым к сопротивлению.

 

Интернет:

-сайт школы как визитная карточка;

-группы в социальных сетях;

Открытая для всех, закрытая- для родителей и педагогов.

Цели:

1. Предоставление информации о себе.

2. Просвещение.

3. Обратная связь.

И для родителей очень важно, что их педагоги пишут статьи.

4. Инстаграмм.

Родителям проще написать часто, чем сказать.

 

Можно сформировать круг доверенных терапевтов, кого рекомендовать родителям, т.к. родителям для изменений нужна поддержка. Это уровень культуры.


Поделиться с друзьями:

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.083 с.