Особенности нарушений звукопроизношения у детей с дизартрией — КиберПедия 

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Особенности нарушений звукопроизношения у детей с дизартрией

2017-08-07 289
Особенности нарушений звукопроизношения у детей с дизартрией 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Материалом исследования служили предметные картинки на заданные звуки (39 серий). В процессе рассмотрения серии картинок на заданный звук детям требовалось ответить на вопросы «Что это?» или «Кто это?».

Оценивалось следующее: умение произносить слова с заданным звуком; характер нарушения произношения звука.

Звук [а]. Серия картинок 1: аист, мак, игла.

Звук [ы]. Серия картинок 2: дым, мышь, грибы.

Звук [у]. Серия картинок 3: утка, муха, кенгуру.

Звук [о]. Серия картинок 4: осы, кот, окно.

Звук [и]. Серия картинок 5: ива, слива, петухи.

Звук [с]. Серия картинок 6: сирень, письмецо, гусь.

Звук [з]. Серия картинок 7: замок, коза, звезда.

Звук [з’]. Серия картинок 8: земляника, газета.

Звук [ц]. Серия картинок 9: цветок, курица, огурец.

Звук [ш]. Серия картинок 10: шапка, кошка, мышь.

Звук [ж]. Серия картинок 11: жук, лыжи, лыжник.

Звук [ч]. Серия картинок 12: чулок, очки, ключ.

Звук [щ]. Серия картинок 13: щетка, ящик, плащ.

Звук [л]. Серия картинок 14: лодка, пила, стол, бутылка.

Звук [л’]. Серия картинок 15: лента, будильник, свирель, туфли.

Звук [р]. Серия картинок 16: рука, корова, топор.

Звук [р’]. Серия картинок 17: редиска, веревка, дверь.

Звук [б]. Серия картинок 18: бабочка, арбуз, зуб.

Звук [б’]. Серия картинок 19: белка, бегемот.

Звук [п]. Серия картинок 20: панама, платок, клоп.

Звук [п’]. Серия картинок 21: петух, ступеньки, цепь.

Звук [д]. Серия картинок 22: дом, карандаш, удод.

Звук [д’]. Серия картинок 23: дедушка, дети.

Звук [г]. Серия картинок 24: голова, нога, глаза.

Звук [г’]. Серия картинок 25: гитара, ноги.

Звук [к]. Серия картинок 26: кукла, рука, молоток.

Звук [к’]. Серия картинок 27: кепка, тапки.

Звук [х]. Серия картинок 28: халат, муха, хлеб, петух, орех.

Звук [м]. Серия картинок 29: мухомор, лампа, дом.

Звук [м’]. Серия картинок 30: мяч, домики.

Звук [н]. Серия картинок 31: нож, конфета, лимон.

Звук [н’]. Серия картинок 32: сани, нитки, коньки, день.

Звук [в]. Серия картинок 33: ворона, корова, гвозди.

Звук [в’]. Серия картинок 34: свинья, венок.

Звук [ф]. Серия картинок 35: фартук, кофта, шкаф, филин.

Звук [т]. Серия картинок 36: туфли, конфеты, кот.

Звук [т’]. Серия картинок 37: телефон, утюг.

Йотация. Серия картинок 38: ящик, яблоко, юла, юбка, ежик, елка.

[Й]. Серия картинок 39: трамвай, лейка.

[ья-ье]: ружье, платье, свинья.

 

Анализ состояния различных вариантов дефектного произношения звуков показал, что у 68% детей было искажено произношение звуков, у 36% искаженное произношение звуков сочеталось с отсутствием звука (соноров) и у 16% – с заменой звуков. Изучая частоту нарушения произношения тех или иных групп звуков у детей с дизартрией, мы получили следующие результаты:

· нарушение произношения двух групп звуков (свистящих и шипящих) отмечалось у 37% испытуемых;

· нарушение произношения трех групп звуков (свистящих, шипящих и соноров) – у 94 % и выше;

· нарушение произношения трех групп звуков (свистящих, шипящих и переднеязычных звуков) – у 19% детей.

Наиболее распространенными нарушениями для детей с дизартрией явились дефекты шипящих звуков и соноров – 54%. Это обусловлено речедвигательными нарушениями, в результате которых артикуляционная близость звуков отрицательно влияет на усвоение правильного произношения. Изучение произношения свистящих звуков показало, что таких недостатков, как отсутствие или замена звука, не было отмечено ни у кого. Среди искажений произношения наиболее распространенным явилось межзубное, боковое и губно-зубное произношение. Носового и шипящего сигматизма не отмечено.

Исследование показало, что у всех обследуемых детей (100%) отмечено нарушение произношения шипящих звуков.

Из них искажения наблюдались у 68%, у 52 % искажения звуков сочетались с их заменой. Среди искажений произношения наиболее распространенным явилось нижнее, боковое, губно-зубное и межзубное произношение. Среди замен — [ш]Þ[с], [ж]Þ[з], [ч]Þ[т], [щ]Þ[с], [ч]Þ[с].

Характеристика нарушений произношения соноров ([л] и [р]). Изучение нарушения произношения соноров ([л] и [р]) показало, что преобладают искажения звуков (72%), реже встречаются отсутствие (28%) и замена звуков (20%). Среди искажений доминирует велярное и боковое произношение.

 

Характеристика нарушений произношения переднеязычных звуков

Нарушения произношения переднеязычных звуков встретились у 19% испытуемых и обычно сочетались с межзубным сигматизмом.

На основе полученных данных о состоянии звукопроизношения у детей с дизартрией можно сделать вывод:

1. Нарушения звукопроизношения носят антропофонический характер.

2. Наиболее распространенными являются нарушения произношения соноров [л], [р], шипящих и свистящих звуков.

 

Особенности восприятия и дифференциации звуков речи
у детей с дизартрией

Изучение фонематического слуха проводилось в следующей последовательности: на материалах небольших текстов, слов, слогов, фонем [188].


Поделиться с друзьями:

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.006 с.