Занятие 9-10. Способы выражений чувств. — КиберПедия 

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Занятие 9-10. Способы выражений чувств.

2017-07-24 361
Занятие 9-10. Способы выражений чувств. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Цель: поиск безопасных путей выражения чувств и конструктивных способов высказывания претензий.

Обсуждение проблемы: что происходит с эмоциональной сферой человека, употребляющего наркотики (в семье и других сферах жизни). «Словарь чувств» и его анализ (группы чувств, их встречаемость). Как меняются чувства и почему? - игра «Клопы» (рефлексия чувств до и после). Особенности чувств: не все осознаются (упражнение «айсберг»), не всегда выражаются, интенсивность зависит от значимости ситуации (упражнение «спектр значимых ситуаций»). Обсуждение вопроса: что происходит со спектром значимых ситуаций и выражение чувств человека, который морально готов начать употреблять наркотики? Обсуждение: нужно ли открыто выражать эмоции? Все ли эмоции нужно выражать?

Связь эмоций с психосоматикой. Упражнения «чайник», «калека».

Обучение алгоритму безопасного выражения чувств. Ситуация - чувства:

1. Подавить

2. Выразить неконструктивно

3. Выразить конструктивно (обучение способам «Я»-высказывания)

Тренировка эмоциональной открытости и преодоления запрета на выражение социально неодобряемых чувств (упражнение «Колода эмоций»). Тренировка правил «Я»-высказываний.

Занятие 11-12. Что такое уверенность в себе?

Цель: развитие у учащихся уверенности в себе. Обсуждение вопроса: почему мы обращаемся к этой теме в рамках курса? «Словарь бытовых представлений», функции данного качества.

Тест «Насколько вы уверены в себе» Самооценка: упражнение «Полигон уверенности» (по значимым ситуациям). Психологический портрет уверенного и неуверенного поведения; биологические предпосылки и параллели; тренировка умения сказать «нет». Упражнение «Машина времени». Тяжело ли чувствовать себя неудачником? Тренировка умений отстаивать свои убеждения, не поддаваясь на провокации (упражнение «лошадь»). Обсуждение: что помогло-помешало сохранить свои убеждения? Как это распространяется на отношения с друзьями, учителями и т.д.? Обсуждение возможных уязвимых мест принципиального человека (например, «взять на слабо» и т. д.). Соотношение гибкости поведения, ригидности и беспринципности.

Занятие 13. Отношения с противоположным полом.

Цель: рассмотрение проблем, связанных с особенностями полового поведения в подростковом возрасте.

Взаимоотношения с противоположным полом как одна из основных стрессогенных сфер в подростковом возрасте.

Проблема привязанности, ее роль в нашей жизни («словарь ситуаций»). Проблема начала половой жизни (половая и псевдополовая мотивация). Подростковая беременность и аборты. Упражнение «Мой этический кодекс в отношениях с противоположным полом» (индивидуально или в малых группах).

Занятие 14. Оптимизм или пессимизм?

Цели: определение учащимися собственного отношения к жизни; обучение приемам позитивного отношения к жизни.

Рисунок «моя жизнь» - обратная связь (оптимизм или пессимизм).

Рисунок «как бы вы нарисовали жизнь человека, употребляющего наркотики» - обсуждение различий (содержание, эмоциональный фон). Соотношение оптимизма и риска (упражнение «Яша»), Чем оптимизм отличается от бесшабашности, азарта?

Как преодолеть минуты пессимизма? (упражнения «Лови момент», «Роль» и т. д.). Люди, которые могут мне помочь. В малых группах: упражнение «5 заповедей неудачника». Обратная связь.

Занятие 15-17.

Цель: определяется запросом группы. Тематика и алгоритм проведения занятия формируется исходя из потребностей и запросов, возникающих в контексте проведения спецкурса.

Занятие 18

Цель: завершение работы, подведение итогов и результатов занятий.

Проводится в форме дискуссионного клуба с обсуждением следующих вопросов:

- Ваши впечатления от встреч?

- Что было наиболее полезно в течение работы?

- Что изменилось, если изменилось, в вас и вашей жизни?

- Что хотели бы предложить по тематике спецкурса?

- Как вам может пригодится то, что вы получили в течение года от совместной работы?

Участникам предлагается нарисовать групповой портрет себя до начала занятий и после них. (74)

Подводя итоги описанию групповых занятий с подростками, можно сделать вывод, что основой таких занятий должно быть обучение жизненно важным навыкам или психосоциальной ком­петентности — способности индивида к сохранению состояния психического благополучия и ее проявлению в гибком и адекват­ном поведении во взаимодействии с внешним миром. Включение подростков в такие занятия будет способствовать не только сохра­нению их психологического здоровья, но и улучшению учебной мотивации, повышению работоспособности, стабилизации вни­мания и памяти, а также снижению риска возникновения отклонений в поведении.

 

 


Список литературы:

1. Алемаскин, М.Л. Воспитательная работа с подростками [Текст] / М.Л. Алемаскин. - М.: Знание, 1979.- 42с.

2. Алмазов, Б.Н. Психология отклоняющегося поведения и задачи педагогической реабилитации трудновоспитуемых учащихся [Текст] / Б.Н. Алмазов, Л.А. Грищенко. – Свердловск, 1987.- 150с.

3. Андреева, Г.М. Социальная психология [Текст] / Г.М. Андреева. - М.: Аспект Пресс, 1997.- 375с.

4. Антонян, Ю.М. Преступность и психические аномалии [Текст] / Ю.М. Антонян, С.В. Бородин. – М.: Наука, 1987.- 207с.

5. Арефьев, А.Л. Поколение, которое теряет Россия [Текст] / А.Л. Арефьев // Социс. - 2002. - № 8. С. 97-100.

6. Башкатов, И.П. Психология асоциально-криминальнных групп подростков и молодежи [Текст] / И.П. Башкатов. – Воронеж: НПО МОДЕК, 2002.- 135с.

7. Башкатов, И.П. Социально-психологические особенности развития криминогенных групп подростков [Текст] / И.П. Башкатов // Психология и профилактика асоциального поведения несовершеннолетних / Под ред. С. А. Беличевой. – Тюмень: ТГУ, 1985.- С.15-26.

8. Беличева, С.А. Основы превентивной психологии [Текст]: учеб. пособие для вузов / С.А. Беличева. - М.: Консорциум "Социальное здоровье России", 1994.- 221с.

9. Беличева, С.А. Характеристика современного состояния проблем девиантного поведения несовершеннолетних и пути ее решения [Текст] / С.А. Беличева // Проблемы социальной работы в России: Матер. 1-й нац. конф. - М., 1995. - С.91-95.

10. Беличева, С.А. Этот «опасный» возраст [Текст] / С.А. Беличева. - М.: Знание, 1982. - 94с.

11. Беличева, С.А. Сложный мир подростка [Текст] / С.А. Беличева. – Свердловск: Средне-Уральск. книжное изд-во, 1984. - 129 с.

12. Беличева, С.А. Специализированные подростковые клубы как институт ресоциализации "трудных" подростков [Текст] / С.А. Беличева // Психол. журн. - 1984. - № 6. - С. 48 - 54.

13. Белкин, А.С. Внимание - ребенок. Причины, диагностика, предупреждение отклонений в поведении школьников [Текст] / А.С. Белкин – Свердловск.: Средне-Уральск. кн. изд-во, 1981. - 128с.

14. Братусь, Б.С. Аномалии личности [Текст] / Б.С. Братусь. - М.: Мысль, 1988.- 301с.

15. Братусь, Б.С. Закономерности развития деятельности и проблемы психолого-педагогического воздействия на личность [Текст] / Б.С Братусь,. О.В. Мишина // Вестник МГУ. - Сер. 14. Психология. - 1982. - №1. - С.12-16

16. Бэрон, Р. Ричардсон Д. Агрессия [Текст] / Р. Бэрон, Д. Ричардсон. - СПб.: Питер, 2000. – 352с.

17. Бютнер, К. Жить с агрессивными детьми [Текст] / К. Бютнер. - М., Педагогика, 1991. – 144с.

18. Васильев, В.П. Юридическая психология [Текст] / В.П. Васильев. - СПб., 1997. – 235с.

19. Выготский, Л.С. История развития высших психических функций [Текст] / Л.С. Выготский // Собр. соч.: В 6т. – М., 1983. - Т. 3. – 368с.

20. Выготский, Л.С. Психология [Текст] / Л.С. Выготский. - М.: ЭКСМО-Пресс, 2000. – 1008с.

21. Выготский, Л.С. Основы дефектологии [Текст] / Л.С. Выготский // - М.: Лань, 2003.- 656с.

22. Ганнушкин, П.Б. Избранные труды [Текст] / П.Б. Ганнушкин; под ред. Кербикова О.В. – Ротов н/Д.: Феникс, 1998. – 416с.

23. Герасимов, В.Н. Основы превентивной педагогики [Текст] / В.Н. Герасимов. - М., 1995. – 198с.

24. Гернет, М.И. Социальные факторы преступности [Текст] / М.И. Гернет. - М., 1905. - 203 с.

25. Гидденс, Э. Социология [Текст] / Э. Гиденс. - М.: Эдиториал УРСС, 1999. - 707 с.

26. Гилинский, Я.И. Стадии социализации индивида [Текст] / Я.И. Гилинский // Человек и общество. - Л.: ЛГУ, 1971. - Вып. 9. - С. 44 - 52.

27. Гилинский, Я.И. Социология девиантного поведения и социального контроля [Текст] / Я.И. Гилинский // Мир России. – 1997. – № 1. – С. 163-165.

28. Гилинский, Я.И. Социология девиантного (отклоняющегося) поведения [Текст] / Я.И. Гилинский, В.А. Афанасьев. - СПб, 1993. – 140с.

29. Гилинский, Я.И. Социология девиантного поведения как специальная социологическая теория [Текст] / Я.И. Гилинский // Социс. – 1991. – № 4. – С. 31-38.

30. Гонеев, А.Д. Основы коррекционной педагогики [Текст]: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / А.Д. Гонеев, Н.И. Лифинцева, Н.В. Ялпаева; под ред. В.А. Сластенина. – М.: Академия, 1999. – 280с.

31. Девиантное поведение подростков: причины, тенденции и формы социальной защиты [Текст] / под общ. ред. Ю.А. Клейберга. - М., 1998. – 190с.

32. Девиантное поведение детей и подростков: проблемы и пути их решения [Текст] / Под ред. В.А. Никитина. - М., 1996. – 230с.

33. Девиантность и социальный контроль в России (ХІХ-ХХ вв.): тенденции и социологическое осмысление [Текст]: Научное издание. - СПб.: Алетейя, 2000. - 384 с.

34. Долгова, А.И. Социально-психологические аспекты преступности несовершеннолетних [Текст] / А.И. Долгова. - М.: Юрид. лит., 1981. – 161с.

35. Дюркгейм, Э. Самоубийство: Социальный этюд [Текст] / Э. Дюркгейм – М., 1994. – 252с.

36. Ениколопов, С.Н. Понятие агрессии в современной психологии [Текст] / С.Н. Еникополов // Прикладная психология. – 2001. - № 1. - С 60 - 71.

37. Заика, Е.В. Психолого-педагогическая характеристика личности проростков с отклоняющимся поведением [Текст] / Е.В. Заика, Н.П. Крейдун, А.С. Ячина // Вопросы психологии. - 1990. - № 4. - С. 35 - 38.

38. Запесоцкий, А. С., Фаин А. П. Эта непонятная молодежь [Текст] / А. С. Запесоцкий, А. П. Фаин - М: Профиздат, 1990. - 224 с.

39. Захаров, А.И. Предупреждение отклонений в поведении ребенка [Текст] / А.И. Захаров - 3-е изд., испр. - Серия Психология ребенка. - СПб.: Лениздат. – 2000. – 128с.

40. Зейгарник, Б.В. Личность и патология деятельности [Текст] / Б.В. Зейгарник - М.: МГУ, 1981. – 154с.

41. Зюбин, Л.М. Учебно-воспитательная работа с трудными учащимися [Текст] / Л.М. Зюбин – М., 1982.

42. Иванов, В.Н. Девиантное поведение: причины и масштабы (социологический анализ) [Текст] / В.Н. Иванов // Соц.- полит. журнал. – 1995. – № 2. – С. 47-49.

43. Иванова, Ж.Е. Социология девиантного поведения [Текст]: учебно-метод. материал / Ж.Е. Иванова - М., 1998. - 22 с.

44. Игошев, К. Е. Преступность и ответственность несовершеннолетних: Социально-психологический очерк [Текст] / К.Е. Игошев - Свердловск: Средне-Уральск. кн. изд-во, 1973.

45. Кащенко, В.П. Педагогическая коррекция: исправление недостатков характера у детей и подростков [Текст] / В.П. Кащенко – 2-е изд. – М.: Академия, 2000. – 304с.

46. Клейберг, Ю.А. Психология девиантного поведения [Текст]: учебное пособие для вузов / Ю.А. Клейберг - М.: ТЦ Сфера, "Юрайт-М", 2001. – 160с.

47. Ковалева, А.И. Социализация личности: норма и отклонения [Текст] / А.И. Ковалева - М.,1996.

48. Кон, И.С. Психология ранней юности [Текст]: кн. для учителя / И.С. Кон - М.: Просвещение, 1989. – 255с.

49. Кон, И. С. Социология личности [Текст] / И.С. Кон - М.: Политиздат, 1967. – 384с.

50. Кондрашенко, В.Г. Девиантное поведение у подростов: социально-психологический и психиатрический аспекты [Текст] / В.Г. Кондрашенко - Минск, 1988.

51. Кочетов, А. И. Перевоспитание подростка [Текст] / А.И. Кочетов - М.: Педагогика, 1972. – 120с.

52. Кэмпбелл, Р. Как справляться с гневом ребенка [Текст] / Р. Кэмпбелл - СПб., 1997. – 188с.

53. Липник, В.Н. Взрослые за детей в ответе [Текст] / В.Н. Липник – Л., 1979.

54. Личко, А.Е. Подростковая наркология [Текст] / А.Е. Личко, В.С. Битенский - Л., 1991. – 394с.

55. Личко, А.Е. Психология и акцентуация характера у подростков [Текст] / А.Е. Личко - Л., 1977. – 256с.

56. Лоренц, К. Агрессия (так называемое зло) [Текст] / К. Лоренц - М.,1994. – 480с.

57. Менделевич, В.Д. Психология девиантного поведения [Текст]: учебн. пособ / В.Д. Менделевич - М.: МЕДпресс, 2001. - 432 с.

58. Мертон, Р.К. Социальная структура и аномия [Текст] / Р.К. Мертон // Социология преступности. - М., 1966.

59. Мудрик, А.В. Социальная педагогика [Текст]: учеб. для студентов пед. Вузов / А.В. Мудрик; под ред. В.А. Сластенина – изд. 2-е. - М.: «Академия», 1997. – 192с.

60. Мухина, В. С. Возрастная психология [Текст] / В.С. Мухина – М., Издательский центр “Академия”, 1997. – 432с.

61. Натанзон. Э.Ш. Трудный школьник и педагогический коллектив [Текст]: пособие для учителя / Э.Ш. Натанзон - М.: Просвещение, 1984. – 96с.

62. Осипова, Е. В. Социология Эмиля Дюркгейма [Текст] / Е.В. Осипова – М.: 1977.

63. Парыгин. Б. Д. Социальная психология как наука [Текст] / Б.Д. Парыгин - 2-е изд., испр. и доп. - Л.: Лениздат, 1967. – 261с.

64. Психосоциальная коррекция и реабилитация несовершеннолетних с девиантным поведением [Текст] / под ред. С.А. Беличевой. - М., 1999. - 181с.

65. Полонский, И.С. Внешкольное общение как фактор формирования личности подростков и юношей [Текст] / И.С. Полонский // Прикладные проблемы социальной психологии. - М.: Наука, 1983. - С. 52 - 69

66. Радугин, А.А. Социология. Курс лекций [Текст]: для студентов и преп. вузов / А.А. Радугин, К.А. Радугин - М.: Владос, 1995. – 192с.

67. Раттер, М. Помощь трудным детям [Текст] / М. Раттер - М.: Апрель-Пресс, 1999. – 432с.

68. Ратинов, А.Р. Психология личности преступника. Ценностно-нормативный подход [Текст] / А.Р. Ратинов // Личность преступника как объект психологического исследования. - М., 1979. – С. 3-33.

69. Реан, А.А. Агрессия и агрессивность личности [Текст] / А.А. Реан - СПб., 1996. – 232с.

70. Ремшмидт, Х. Подростковый и юношеский возраст: проблемы становления личности [Текст] / Х. Ремшмидт – М., 1994.

71. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии [Текст] / С.Л. Рубинштейн - СПб.: Питер, 2002.

72. Руденский, Е.В. Психология ненормативного развития личности [Текст] / Е.В. Руденский Новосибирск, 2000. – 224с.

73. Смелзер, Н. Социология [Текст]: учебное пособие для студ. вузов: пер. с англ. / Н. Смелзер - М.: Феникс, 1994. – 688с.

74. Смотри по жизни вперед: руководство по работе с подростками [Текст] / Г.В. Латышев, М.В. Орлова, С.М. Яцышин, О.А. Титова, Д.Д. Речнов. – СПб.: Издательский дом «Ars Longa», 2002. – 114с.

75. Социальная педагогика [Текст]: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений /Под ред. В.А. Никитина. – М.: ВЛАДОС, 2000. – 272с.

76. Фельдштейн, Д.И. Психология развивающейся личности [Текст] / Д.И. Фельдштейн - М., 1996. – 367с.

77. Фрейд, 3. Лекции по введению в психоанализ [Текст] / З. Фрейд // Соч.:в 2-х т. - М.: Госиздат, 1922. - Т.1. 255с.

78. Фролов, С.С. Социология [Текст]: учеб. для студ. вузов / С.С. Фролов. - М.: Логос, 1996. – 344с.

79. Фромм, Э. Анатомия человеческой деструктивности [Текст] / Э.Фромм - М.: Республика, 1994. – 447с.

80. Фурманов, И. А. Детская агрессивность [Текст] / И.А. Фурманов - Минск. - 1996.

81. Хухлаева, О.В. Психология подростка [Текст]: учебное пособие для студ. высш. учеб. заведений / О.В. Хухлаева. – М.: Издательский центр «Академия», 2004. – 160с.

82. Яковлев, A.M. Преступность и социальная психология [Текст] / А.М. Яковлев - М.: Юрид. лит., 1971. - 288с.

83. Погосян, Л.А. Профилактика девиантного поведения Дона и Юга [Электронный ресурс] / Л.А. Погосян, С.В. Бондаренко, В.В. Черноус. - http://ippk.rsu.ru/csrip/elibrary/elibrary/appendix/a1/

84. Добреньков, В.И. Социология: Социальные институты и процессы [Электронный ресурс] / В.И. Добреньков, А.И. Кравченко. - http://lib.socio.msu.ru/l/

85. Музей молодежных субкультур Московского гуманитарного педагогического института [Электронный ресурс] / http://www.mhpi.ru/student/museum/other/bikers/

86. Бахметьева, Е.Л. Организация, содержание и методы коррекционной работы с подростками девиантного поведения в школе [Электронный ресурс] / Е.Л. Бахметьева /http:// festival.1september.ru/subjects/25/

 


Поделиться с друзьями:

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.011 с.